banner banner banner
История становления и развития Туркменистана как нейтрального государства (1995—2015 гг.). Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук
История становления и развития Туркменистана как нейтрального государства (1995—2015 гг.). Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук
Оценить:
 Рейтинг: 0

История становления и развития Туркменистана как нейтрального государства (1995—2015 гг.). Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук


Третья группа источников состоит из материалов и сборников научных материалов, ставших результатами работы конгрессов, симпозиумов и конференций по тематике нейтрального Туркменистана.[29 - Студенческий вестник. Научный сборник. Выпуск №2, Российско-Таджикский (Славянский) Университет – Душанбе, 2009; Таджикистан и современный мир №1 (24). Центр стратегических исследований при Президенте Республики Таджикистан. – Душанбе, 2010; Таджикистан и современный мир №2 (45) – 2015; Таджикистан и современный мир №1 (39). – 2014. Материалы международной научной конференции. Сотрудничество Среднего Востока и Евросоюза: комплексное взаимодействие и перспективы. Центр геополитических исследований. Центр европейской документации. Фонд им. Ф. Эберта. Российско-Таджикский (Славянский) Университет. – Душанбе – 2010.]

Четвертая группа источников – это сведения, которые удалось почерпнуть в периодических ежегодниках и изданиях крупнейших таджикских, туркменских, российских и зарубежных информационных и аналитических центров международных и научно-исследовательских организаций, а так же из изданий Министерства иностранных дел Туркменистана в которых отражены вопросы нейтралитета и превентивной дипломатии.[30 - Вазорати корхои хоричии Туркманистон. Сиёсати хоричи ва дипломатияи Туркманистони бетараф. – Душанбе 2011.]

Пятая группа источников состоит из теоретических сочинений, книг и мемуаров влиятельных действующих и отставных государственных, политических деятелей, их интервью периодическим изданиям. Представления политической элиты различных стран о перспективах развития нейтрального Туркменистана, в целом, помогли выявить анализ широкого круга публикаций в отечественной и зарубежной прессе.[31 - Искандаров А. Родники дружбы, 2000; Рахматуллаев Э. Превентивная дипломатия: теория, практика и ее перспективы в Центральной Азии. Дисс.,докт. полит. наук. М., 2008; Cristopher Hill and Michael Smith, International Relations and the European Union, Oxford Univercity press, 2010; Зарифи Х. Многовекторная дипломатия Таджикистана, Душанбе 2010.]

Таким образом, использованные разнообразные источники, их анализ и интерпретация помогли раскрыть нам сущность политики нейтралитета Туркменистана в исследуемый период, а также выявить позитивную роль этой политики в укреплении мер доверия и создания механизмов мирного разрешения региональных, международных конфликтов и т. д.

Хронологические рамки диссертации (1995—2015 годы) определяются внешнеполитической спецификой результата распада Советского Союза, образованием независимого туркменского государства, а затем и приобретением позитивного нейтралитета.

Методологической основой диссертации являются разработки, приемы и методы исследования, общепризнанные в современной исторической науке, а также устоявшиеся аналитические подходы к оценке развития международных отношений.

В работе широко применен комплексный подход и принцип историзма в освещении избранной проблемы. Из числа вышеназванных методов в качестве главных можно указать системный и компаративный анализ, проблемный, а не узко страноведческий подход. Так как в работе было уделено внимание некоторым историческим аспектам формирования, эволюции института нейтралитета в истории международных отношений и мировой политике были использованы методы и приемы конкретно-исторического анализа, предполагающие рассмотрение явлений в их взаимном влиянии и развитии, а также внутренней связи.

Кроме того, был использован системный подход к изучению внешней политики нейтрального Туркменистана, сравнительный и структурно-функциональный анализ, геополитический, историко-политический анализ, а также современные научные методы: синтез, обобщение, аналогия и т. д.

Объектом исследования диссертационной работы является институт нейтралитета в истории международных отношений, рассматриваемый с точки зрения политической и исторической составляющей, а также специфика действий ряда нейтральных стран Европы и Центральной Азии, а именно Туркменистана, принимающих и развивающих его правила при реализации своей внешней политики и формировании современной системы региональной безопасности.

Предметом исследования являются исторические аспекты формирования и развития нейтрального статуса Туркменистана, и его влияние на укрепление государства.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

– впервые, проведено исследование вопроса истории становления Туркменистана как нейтрального государства;

– проанализирована внешняя политика Туркменистана с учётом её нейтрального статуса, её участие в рамках международных организаций, двустороннее и многостороннее сотрудничество с другими международными акторами;

– изучен вопрос сотрудничества Туркменистана с ООН в области сохранения региональной стабильности и безопасности, место и значение Центра превентивной дипломатии ООН в г. Ашхабаде;

– рассмотрена роль Туркменистана как площадки для урегулирования конфликтов на примере Афганистана и Таджикистана;

– исследован процесс взаимодействия Туркменистана с другими государствами в рамках поставки энергоносителей;

– исследовано место и роль некоторых нейтральных государств, которые имеются в мире, проанализированы схожесть и различия нейтралитета этих государств с Туркменистаном, на основе чего дан прогноз на дальнейшую судьбу туркменского нейтралитета.

Практическая значимость работы состоит в том, что основные положения исследования можно применять в совершенствовании концепции внешней политики независимых государств, при чтении курсов лекций по проблемам современных международных отношений. Выводы и рекомендации диссертации могут быть использованы соответствующими исследовательскими институтами, государственными учреждениями. Результаты данной работы, могут также представлять интерес для исторических исследований по вопросам становления новых независимых государств; для государственных и дипломатических структур; для специалистов историков, занимающихся проблемами международных отношений; истории Центральной Азии и в исследовании внешней политики государств.

Апробация результатов исследования. Основные выводы диссертационного исследования нашли свое отражение в докладах на научных конференциях и в шести публикациях, в том числе научных журналах, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации. Так же некоторые вопросы исследуемой темы апробированы автором в выступлениях по теме диссертации на семинарских и лекционных занятиях в Российско-Таджикском (Славянском) университете.

Структура диссертации. Логика исследования предопределила структуру диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, шести параграфов, заключения, списка использованных источников литературы, приложения.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Нейтралитет – это не только международно – правовой статус, но и выбор государства следовать определенному пути, соблюдая определенные условия. Государства, которые избрали нейтральную модель поведения, приходили к ней в процессе условий, которые были на тот момент на мировой арене. Понятие постоянного нейтралитета возникло почти 200 лет назад.

2. Процессу трансформации современного Туркменистана присущи следующие характерные черты и особенности: глобальное и региональное измерение, уникальность, открытость и нацеленность на развитие взаимоотношений, как на двустороннем, так и на многостороннем форматах. Основными направлениями политики страны являются следующие измерения: в территориально-пространственном, институционном строении, во внутри – и внешнеполитическом механизме, сотрудничество в экономической области, в энергетической сфере и в социальной политике Туркменистана.

3. Сравнительный анализ этапов исторического развития Туркменистана позволил выделить отличительные черты уникальности нейтралитета в современных условиях. На раннем этапе трансформация страны связана преимущественно со становлением независимости государства. На последующем этапе политические трансформационные процессы были ориентированы на создание новой роли государства с использованием нейтрального статуса. На современном этапе процессы во многом связаны с развитием внутренней и внешней политики страны, а также сотрудничества Туркменистана с сопредельными государствами, включая Афганистан.

4. Процесс политической трансформации независимого, нейтрального Туркменистана, явился существенным фактором для предпосылок и условий становления партнерских отношений между Туркменистаном и рядом государств, таких как Россия, Республика Казахстан, ЕС, Турция, Иран, страны региона, а также страны Восточной и Южной Азии, прежде всего в экономической и энергетической сферах, с учетом ситуации в Афганистане, где наблюдается не стабильность, которая стала постоянным явлением.

5. Особое место в системе международных отношений занимает новое явление в регионе, а именно создание Центра превентивной дипломатии ООН в городе Ашхабаде. Эта организация является важнейшим фактором предупреждения конфликтов, сохранения мира и стабильности, обеспечения безопасности в Центрально-азиатском регионе. Создание такого центра на границе между стабильными и нестабильными государствами, является уникальным явлением в деятельности ООН.

ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ НЕЙТРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВ И ОСОБЕННОСТИ НЕЙТРАЛИТЕТА ТУРКМЕНИСТАНА

1.1. Международные исторические условия создания нейтральных государств

Понятие нейтралитет с течением времени видоизменялся, как и всякое явление политической жизни. На разных этапах мирового развития в его понимание вкладывалось разное содержание. Есть мнение, что само понятие, а также термин «нейтралитет» зародились очень рано. Отдельные его элементы, сама политико-правовая концепция нейтралитета возникли еще в древнем мире. В тот период нейтралитет в межгосударственных отношениях существовал как общий подход, как принцип.

Упоминания о нейтралитете можно найти в сочинениях древнегреческих, римских, израильских историков, юристов. Чаще всего его квалифицировали, как обязанность невоюющего государства не присоединяться к тому, кто ведет «несправедливую» войну и воздержаться от какого-либо содействия агрессору.

Основополагающие правила объявления и окончания войны были разработаны в Древнем Риме. С точки зрения эволюции принципа нейтралитета, важно то, что уже в этих ранних правилах указывалось: если невозможно выявить, какая сторона ведет «несправедливую» войну, то есть является агрессором, то любая невоюющая сторона должна соблюдать равенство к обеим воюющим сторонам.[32 - Щербинин П. В. Роль нейтральных государств в формировании системы европейской безопасности. Дисс. канд. политических наук, 2003. – С.17]

Нейтралитет – это комплексный международно-правовой институт, который прочно вошел в практику межгосударственных отношений как один из способов защиты государств от разрушительного воздействия войн. На разных этапах нейтральные государства трансформировали международно-правовой статус нейтралитета применительно к складывающейся международной обстановке под воздействием различных политических, экономических, географических и иных факторов, а также их сочетаний, в связи с чем, у института нейтралитета исторически было много форм, которые отражали его отдельные стороны. Эти формы даже искажали сущность и правовое содержание нейтралитета.

В основе классификации нейтралитета по формам лежат условия его возникновения, продолжительность действия статуса нейтралитета, отношение нейтрального государства к воюющим странам, юридическая природа нейтралитета.

Французский юрист Б. Бако, в свое время делал попытки объединить нейтралитет постоянный и традиционный под общим названием «длительный нейтралитет». При этом, под традиционным нейтралитетом Б. Бако понимал политику нейтралитета ряда государств, которая вследствие своей продолжительности превратилась в традицию.

Содержание понятия «нейтралитет» складывалось из его историко-правового понимания как явление политического, а впоследствии – политико-правового и собственно правового, что обусловило множество подходов к определению данного понятия и формированию его сущностных признаков и характеристик.[33 - Умеренко Ю. А., Институт нейтралитета в международном праве: вопросы теории и практики. Дисс. кандидата юридических наук, 2011. – С. 14]

Ганюшкин Б. В. отмечал, что существуют три основные формы нейтралитета: нейтралитет во время войны, политика нейтралитета и постоянный нейтралитет. Каждая из этих форм имеет свои определенные отличительные признаки и существенные черты, позволяющие проводить между ними разграничения в рамках общего для них международно-правового института нейтралитета.

Широкое толкование нейтралитета ведет к отождествлению этого понятия в международно-правовом и политическом плане. Вместе с тем, необходимо четко разграничивать понятия нейтралитета как института международного права и как внешнеполитического инструмента.[34 - Его же. Формы нейтралитете в международном праве // Современное право, 2012. – №9. С.98—103]

Исследователь Антонов И. П. выделяет политический нейтралитет как вид нейтралитета в мирное время. Политический нейтралитет в мирное время рассматривается как внешнеполитический курс государства, который может быть изменен в одностороннем порядке.

Можно выделить следующие формы нейтралитета:

– по продолжительности – традиционный (временный) и постоянный;

– по обеспеченности – вооруженный, гарантированный и негарантированный;

– по исполнению государством обязательств, вытекающих из статуса нейтралитета, – абсолютный и несовершенный.[35 - Антонов И. П.Право нейтралитета в германской доктрине международного права//Международное публичное и частное право. 2007. №6. – С.13]

Так же различают: постоянный нейтралитет (оформлен в международном порядке Швейцарией и Австрией); договорный; традиционный (соблюдаемый в течение длительного времени Швецией); позитивный (получивший широкое распространение в послевоенные годы в связи с образованием независимых развивающихся государств, проводящих политику неприсоединения к военным и политическим союзам). В случае вооруженного нападения на нейтральное государство последнее в соответствии с Уставом ООН имеет право на индивидуальную или коллективную самооборону.[36 - Краткий политический словарь. М., 1988. – С. 273.] В протоколе Венского конгресса впервые в международном праве употреблен термин «постоянный нейтралитет».[37 - Дурденевский В. Н. Нейтралитет в системе коллективной безопасности // Советское государство и право. 1957. №8. – С.86.]

В настоящее время с точки зрения международного права, к постоянно нейтральным государствам можно отнести Австрию, Камбоджу, Лаос, Мальту, Туркменистан и Швейцарию. В течение последних двух веков в Европе нейтралитет провозгласили десятки государств. Во время Второй мировой войны его устанавливали около десяти государств. Только половина из них сохранила хотя бы частичную независимость (Испания, Португалия, Швеция, Швейцария и Турция), тогда как Дания, Норвегия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург стали жертвами немецкой агрессии. Гитлеру их нейтралитет не создавал больших препятствий для воплощения своих решений. Интересным примером нейтрального государства была Ирландия, которая упорно отказывалась предоставить свою территорию для перехода войск союзников, даже имея возможность убедиться в том, что ожидало бы ее в случае победы немцев.

На данный момент в Европе только Австрия, Ирландия, Швейцария, Швеция и Финляндия следуют принципу нейтралитета. Хотя юридическое оформление этого устава у них отличается. В частности, Швейцария следует этому принципу с 1815 года. Швеция, пошла на такой шаг не желая, чтобы ее восточная соседка Финляндия стала частью России. Австрия вынуждена была принять нейтралитет, который обеспечил ей вывод советских войск из страны в 1955 году. После второй мировой войны Советский Союз навязал Финляндии нейтральный статус. Такую модель отношений впоследствии стали называть финляндизацией.

Выше перечисленные нейтральные страны являются членами ООН, ОБСЕ, а также сотрудничают с НАТО в рамках программы «Партнерство ради мира». За исключением Швейцарии, они являются членами Европейского Союза и принимают участие в формировании Корпуса быстрого реагирования Европейского Союза и вместе с тем ни одна из них не имеет иностранных баз на своей территории.[38 - Мифы о нейтралитете и факты о заморской многоязычности //URL: http://filolingvia.com/publ/mify_o_nejtralitete_i_fakty_o_zamorskoj_mnogojazychnosti/81-1-0-4989 (http://filolingvia.com/publ/mify_o_nejtralitete_i_fakty_o_zamorskoj_mnogojazychnosti/81-1-0-4989)]

Существует три ограничения на действия нейтральной страны на время войны между другими государствами: не предоставлять собственные вооруженные силы воюющим сторонам; не предоставлять свою территорию для использования воюющим сторонам (базирование, транзит, перелет и тому подобное); не дискриминировать ни одну из сторон в поставках оружия и товаров военного назначения (т.е. ограничения либо одинаковые, либо вообще отсутствуют).

Без соблюдения этого критерия нейтралитет является фикцией, так как само провозглашение нейтралитета страны, где расположены иностранные войска, только ослабляет ее позиции перед лицом страны, имеющей на ее территории военные базы, неоправданно сужает набор потенциальных инструментов защиты национальных интересов.

Можно рассмотреть опыт Молдовы, которая провозгласила нейтралитет еще в Конституции 1994 года, но так и не смогла достичь целей, которые этим преследовала, а именно, возобновить суверенитет над Левобережьем Днестра (Приднестровье) и добиться вывода российских войск. Более того, нейтралитет Молдовы так и не был признан ООН (в отличие от Туркменистана, который с самого начала четко следовал формальным критериям постоянного нейтралитета), а восстановление территориальной целостности страны все еще остается неосуществимой мечтой.[39 - Мифы о нейтралитете и факты о заморской многоязычности// URL: http://filolingvia.com/ publ/mify_o_nejtralitete_i_fakty_o_zamorskoj_mnogojazychnosti/81-1-0-4989 (http://filolingvia.com/%20publ/mify_o_nejtralitete_i_fakty_o_zamorskoj_mnogojazychnosti/81-1-0-4989)]

Нейтралитет может быть основой политики мира и дружбы. Обсуждение вопроса о том, являются ли идеалы и интересы наций действительно одинаковыми для всех, что требует их отстаивания единым фронтом, воспринимается чуть ли не как призыв к войне. Но, путем создания союзов гарантируется не только уменьшение прямой и непосредственной военной угрозы.[40 - Ненонен М. Нейтралитет Финляндии имеет короткую историю // URL: https://inosmi.ru/world/20051128/223954.html (https://inosmi.ru/world/20051128/223954.html)]