banner banner banner
История становления и развития Туркменистана как нейтрального государства (1995—2015 гг.). Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук
История становления и развития Туркменистана как нейтрального государства (1995—2015 гг.). Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук
Оценить:
 Рейтинг: 0

История становления и развития Туркменистана как нейтрального государства (1995—2015 гг.). Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук


Исходя из вышеизложенного, нейтралитет является залогом обеспечения мира и безопасности не только в стране, которая придерживается политики нейтралитета, но и в регионе, в целом. Политика нейтралитета не может быть осмыслена без выявления содержания принципа нейтрализма в мировой политике, оценки его развития в современных условиях и характеристики национальных особенностей проводящих ее стран. Эволюция нейтралитета предполагает появление новых его трактовок и толкований, коррелирующих с понятием «расширенной безопасности» и позволяющих, сохранив нейтральный статус, значительно изменить его традиционное, закрепленное политико-правовыми нормами, содержание.[41 - Щербинин П. В. Роль нейтральных государств в формировании системы европейской безопасности. Дисс. канд. политических наук, 2003. – С. 34]

Великие державы могут использовать с выгодой, для себя созданную ими атмосферу страха и в том случае, когда постоянно повторяются заверения в дружбе. Давление извне сильнее влияет на политику государства, которое не входит в устоявшиеся военные блоки, чем на политику государства, безопасность которого опирается при всех возможных ситуациях на четкую программу.

После Второй мировой войны нейтралитет стал в Финляндии национальным благом. По этой причине даже уменьшалась важность развития экономических и политических связей с западными странами. Таким образом, обосновывалось равенство, баланс между востоком и западом.[42 - Нейтралитет Финляндии имеет короткую историю / URL:http://inosmi.ru/world/20051128/ 223954.html (http://inosmi.ru/world/20051128/%20223954.html)]

Нейтралитет Финляндии имеет короткую историю. Финляндия инициативно искала для себя союзников до окончания Второй мировой войны. И после войны политика нейтралитета, проводимая президентом Ю. К. Паасикиви, была реальной политикой с целью защитить тот выбор, который был сделан еще до того, как нейтралитет стал необходимым.

Работа в пользу мира и благосостояния, это самая большая гуманитарная ценность. Несмотря на это, международные кризисы и конфликты могут быть в будущем фактором угрозы безопасности и нейтралитета Финляндии. Именно в Финляндии торговля, спекуляции по поводу независимости стран Балтии, начались после окончания Первой мировой войны, а не перед началом второй. Франция, Британия и США в начале процесса не были сторонниками независимости Прибалтийских стран. Преемник У. К. Кекконена, президент Финляндской Республики М. Койвисто, вступая в 1982 году на пост главы государства, назвал неуклонное проведение и впредь внешнеполитического курса, основанного и сформированного президентами Ю. Паасикиви и У. Кекконеном, своей первостепенной задачей.

В свое время премьер министр X. Холкери охарактеризовал раздающиеся время от времени предложения об отказе от определения внешнего курса страны как «линия Паасикиви – Кекконена» и замене его на термин «линия Финляндии» как «слишком общие и не отражающие конкретной направленности политики Финляндии». Линия Паасикиви – Кекконена является понятием широким и многоплановым, но она включает в себя несколько основных компонентов: особый характер отношений с Россией, основывающихся на Договоре 1948 г., традиционное сотрудничество со скандинавскими странами, укрепление мира в Европе и стремление, проводя политику нейтралитета, развивать хорошие отношения со всеми странами мира.

Активная деятельность во имя предотвращения войны, разоружения, укрепления мира и безопасности – таково содержание политики нейтралитета Финляндии. На международной арене Финляндия входит в число неприсоединившихся и нейтральных государств (так называемая группа Н + Н). Финляндская политика нейтралитета на сегодня практически признается всеми государствами, с которыми Финляндия поддерживает дипломатические отношения.[43 - Нейтралитет Финляндии имеет короткую историю. // URL: http:// inosmi.ru/ world/ 20051128/ 223954.html]

Линия Паасикиви – Кекконена направлена в направлении развития на основе Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи 1948 года отношений добрососедства, доверия и многостороннего сотрудничества с Советским Союзом, партнерства стран в обеспечении интересов безопасности друг друга. «Отношения с Советским Союзом являются, – отмечал президент М. Койвисто, – центральной частью нашей внешней политики. Их положительное развитие имеет приоритетное значение для укрепления внешнеполитической линии Финляндии в целом».

В конце 60-х – начале 70-х годов западная пропаганда стала жонглировать термином «финляндизация». Под этим подразумевалось, что курс Финляндии на поддержание добрососедских отношений с Советским Союзом, ее активная миролюбивая внешняя политика и инициативы в деле разрядки международной напряженности – все это якобы вынужденные шаги, делаемые «под давлением Москвы».[44 - Содержание политики нейтралитета Финляндии. 14.03.2010. //URL: http:// suominka.ru/ soderzhanie-politiki-nejtraliteta-finlyandii/]

Нейтралитет Финляндии – это клише, распространенное в мире. На самом деле сами финны и политическое руководство подчеркивают, что нейтралитет Финляндии закончился с вступлением страны в Европейский Союз в 1995 году. Об этом в свое время заявил Министр иностранных дел Финляндии А. Стубб. Страна не может быть нейтральной, если она член ЕС. Финляндия является участником Единой внешней политики, политики безопасности Европейского Союза и, соответственно, участвует во всех мероприятиях, касающихся политики безопасности, выработки и принятия решений, а также участия в военных миссиях под эгидой Европейского Союза. Вопрос чистого нейтралитета сейчас не является актуальным. Финны принимают участие в операциях НАТО в Афганистане. Очень тесно Финляндия сотрудничает с НАТО. Дискуссии в отношении членства в НАТО являются актуальными на уровне, как общественности, так и политических партий. Но все политические партии соглашаются с тем, что вопрос членства в НАТО может стоять в повестке дня парламента только следующего созыва, поскольку он еще не обсуждался общественностью во время предвыборной кампании предыдущего созыва в парламент.[45 - Дещиця А. посол Украины в Финляндской Республике. Мифы о нейтралитете и факты о заморской многоязычности //URL: http:// filolingvia.com/publ/ mify_o_ nejtralitete_ i_fakty_ o_ zamorskoj_mnogojazychnosti/81-1-0-4989]

С распадом Советского Союза Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Финляндией и СССР 1948 года прекратил свое действие. Приняв формулировку военного неприсоединения и самостоятельной обороны, правительство при этом, исключило из нее в 1995-м понятие «нейтралитет».

В докладе, представленном в 1997 году, более определенно было сказано о возможности получения военной помощи извне: «…если собственные ресурсы Финляндии окажутся недостаточными». Президент социал-демократ М. Ахтисаари (1994—2000) фактически закрепил возможность вступления Финляндии в НАТО. Дискуссия началась, когда встал вопрос о присоединении к Североатлантическому альянсу ближайших соседей Финляндии – стран Балтии. Сторонниками присоединения к НАТО выступили Социал-демократическая партия Финляндии (СДПФ) и находящаяся в оппозиции Национальная коалиционная партия (НКП). Среди тех, кто симпатизирует идее членства в НАТО, немало представителей финского бизнеса, а также преобладающая часть финских военных.[46 - Жарский А., Коршунов Э. Негативные последствия возможного присоединения Финляндии к НАТО.//URL:http://www.militaryarticle.ru/voenno-promishlennii-kurer/2010-vpk/5026-severnye -sosedi-proshhaj-nejtralitet (http://www.militaryarticle.ru/voenno-promishlennii-kurer/2010-vpk/5026-severnye%20-sosedi-proshhaj-nejtralitet)№8 (324) за 03 марта 2010 (http://vpk-news.ru/issues/324)]

Диаметрально противоположную сторонникам присоединения к НАТО позицию занял премьер-министр Финляндии М. Ванханен: «Более естественно развивать международное сотрудничество в ходе операций под управлением ООН и Евросоюза. Участие же в тяжелых, сугубо военных операциях только добавило бы внутриполитической напряженности». Оппонирует членству в НАТО и бывший социал-демократический президент М. Койвисто (1982—1994), к голосу которого в стране по-прежнему прислушиваются. Отрицательно относятся к вступлению в НАТО представители правящей партии Финляндского центра (ФП), а также Левого союза (ЛСФ) и Союза «зеленых». Большинство жителей Финляндии по-прежнему за сохранение нынешней политики военного неприсоединения. В то же время, последние опросы общественного мнения показывают, что их позиция испытывает постоянные колебания, причем негативная динамика усиливается.

Между тем по пути сближения с НАТО в Финляндии сделано уже немало шагов, и развитие идет по возрастающей. Это и перевод вооруженных сил на стандарты НАТО, и отработка взаимодействия с НАТО путем участия в совместных маневрах, использование для углубления «оперативной совместимости» мероприятий в рамках «Партнерства ради мира», и многое другое. Командующий вооруженными силами Финляндии адмирал Ю. Каскеала подтвердил, что финская армия полностью готова к вступлению в НАТО.

Говоря о последствиях возможного вступления в НАТО Финляндии, нельзя не остановиться на военной политике Швеции. Так как можно ожидать, что в вопросе о возможном вступлении в НАТО она будет действовать скоординировано с Финляндией и подаст заявку одновременно (как это было в случае с Европейским Союзом). Вряд ли шведы захотят, сохраняя политику неприсоединения, иметь между собой и Россией натовскую Финляндию и оставаться «неприсоединившимся анклавом» внутри североевропейского фланга НАТО.[47 - Жарский А., Коршунов Э. Негативные последствия возможного присоединения Финляндии к НАТО.//URL:http://www.militaryarticle.ru/voenno-promishlennii-kurer/2010-vpk/5026-severnye -sosedi-proshhaj-nejtralitet (http://www.militaryarticle.ru/voenno-promishlennii-kurer/2010-vpk/5026-severnye%20-sosedi-proshhaj-nejtralitet)№8 (324) за 03 марта 2010 (http://vpk-news.ru/issues/324)]

Швеция, ранее твердо заявлявшая, что «политика военного неприсоединения остается неизменной», под давлением буржуазных партий недавно изменила эту формулировку. В ней больше не упоминается о необходимости сохранения нейтралитета, однако говорится, что «наиболее эффективно противостоять угрозам миру и безопасности можно путем коллективных действий и в сотрудничестве с другими странами», под которыми понимается НАТО.

Расширение НАТО в этом районе за счет Финляндии и Швеции с их высоким и самым современным уровнем обороноспособности радикально изменило бы военно-политическую конфигурацию и баланс сил в регионе. Разделительная линия с НАТО может пройти по всему северу Европы и региону Балтийского моря.

Можно вспомнить примеры Норвегии и Дании, которые при вступлении в НАТО взяли на себя обязательства (правда, в одностороннем порядке, но закрепленные решениями парламентов) не размещать на своей территории иностранные вооруженные силы и ядерное оружие в мирное время, и в целом, их выполняли.

В 1780 году Швеция объявила о своем постоянном нейтралитете. К числу специфических факторов, присущих именно Швеции относятся неизменный внешнеполитический нейтралитет, неучастие в обеих мировых войнах, рекордное по продолжительности пребывание у власти Социал-демократической рабочей партии, исторические традиции мирных способов перехода к новым формациям, в частности, от феодализма к капитализму, длительные благоприятные и стабильные условия развития экономики, доминирование реформизма в рабочем движении, утвердившем эти принципы в своих отношениях с капиталом (их символом стали соглашения между руководством профсоюзов и предпринимателями в Сальтшебадене в 1938 году), поиск компромиссов на основе учета интересов различных сторон.[48 - Событие. Экономика и нейтралитет Швеции, Личные деньги// URL:www.pmoney.ru (http://www.pmoney.ru/)]

На сегодняшний день, у Швеции похожая со Швейцарией и Австрией ситуация. Хотя шведские политики подчеркивают, что «сущность политики Швеции в области безопасности – не вхождение в военные союзы – остается неизменной». По мнению экспертов шведский премьер Перссон «разворошил осиное гнездо» своим заявлением, о том, что концепция нейтралитета потеряла значение после окончания «холодной войны». За этим заявлением шведского премьера явно просматривается стремление упрочить мировую роль Евросоюза.

В Швеции две политические партии, это Умеренная коалиционная (консерваторы) и Народная (либералы), выступающие с пронатовских позиций. Проблема осложняется тем, что правительство социал-демократа Перссона – правительство меньшинства, вынуждено лавировать между интересами разных социальных групп и политических элит. Если произойдет слушание по проблеме нейтралитета, то от социал-демократов почти наверняка отвернутся ярые антинатовцы – левые и «зеленые», на поддержку которых опирается правительство. Судя по всему, суть высказывания сводится к следующему. После окончания «холодной войны» и распада Варшавского договора само понятие нейтралитета отчасти потеряло смысл. (Вплоть до 1990-х годов в Швеции, понятие нейтралитета включало в себя и неприсоединение к Евросоюзу. И только после референдума 1994 года Швеция с 1 января 1995 года стала членом Европейского Союза.) В сегодняшней Европе складывается новый самостоятельный полюс, противостоящий не столько Востоку, сколько США.[49 - Волхонский Б. Швеция теряет нейтралитет. Когда нейтралитет теряет смысл// URL:www. schoolar.google.com (http://www.schoolar.google.com/)]

Определенные круги на Западе долго и настойчиво стремились втянуть Австрию в агрессивные блоки и военные группировки. Были и внутри страны силы, активно поддерживающие эти планы. Провозглашение постоянного нейтралитета страны выбило у них почву из-под ног, избавило Австрию от незавидной роли младшего партнера в агрессивных блоках. Последовательное проведение Австрией политики нейтралитета имеет для ее народа особое значение в условиях роста агрессивности западногерманского империализма.

Политика нейтралитета дает Австрии и большие экономические выгоды – страна избавлена от чрезмерных военных расходов и располагает благоприятными возможностями для развития экономических связей со всеми странами независимо от их политического и социального строя.

В Австрии есть силы, которым не нравится политика нейтралитета. Они понимают, что открыто поставить вопрос об отказе от прежнего курса и о включении Австрии в военные блоки – дело безнадежное. Поэтому, они ищут обходные пути, чтобы заставить страну свернуть с пути нейтралитета. Австрийское правительство, возглавлявшееся канцлером Ю. Раабом, не уступило нажиму сил, пытающихся покончить с австрийским нейтралитетом.[50 - Пральников Е. Добрые плоды нейтралитета //URL:www.oldgazette.ru.izvestie (http://www.oldgazette.ru.izvestie/)]

Владимир Путин, в ходе своего визита в Австрию, призвал эту страну сохранять нейтралитет, провозглашенный 62 года назад. После того, как В. Путин и австрийский президент Т. Клестиль, подписали ряд двусторонних экономических соглашений, российский лидер сказал журналистам, что нейтралитет – ценное приобретение Австрии, которое Москва высоко ценит.

Незадолго до начала визита В. Путина, российский посол Вене заявил, что нейтралитет Австрии должен быть сохранен, и что любые ее попытки вступить в НАТО будут рассматриваться в Москве как нарушение международного права.

Правоцентристская правительственная коалиция Австрии, теперь называет условия австрийского нейтралитета устаревшими. Нейтралитет был провозглашен в 1955 году в обмен, на вывод из страны советских войск, находившихся там со времени окончания Второй мировой. Австрийский канцлер В. Шюссель говорит о том, что хотя в настоящее время его страна подавать заявку на вступление в НАТО не собирается, в долгосрочной перспективе он хотел бы видеть ее членом Североатлантического альянса.[51 - Путин за нейтралитет Австрии // URL:http://news.bbc.co.uk/hi/russian/news/newsid _ 1160000/1160851.stm (http://news.bbc.co.uk/hi/russian/news/newsid%20_%201160000/1160851.stm)]

Австрия является одной из немногих европейских стран, не входящих в НАТО и даже не спешащих примкнуть к нему. В 1955 году, согласно договору, подписанному СССР, США, Великобританией и Францией, Австрия была восстановлена как суверенное независимое государство, а Национальный совет принял Закон федеральной конституции о постоянном нейтралитете республики. Три с половиной десятилетия эта страна находилась на границе между западным и восточным военными блоками, между двумя мирами, двумя политическими реалиями.

После коренных перемен в Европе, после распада СССР, Югославии, Чехословакии, Варшавского договора, после вступления Австрии в состав Евросоюза многие прежние факторы в сфере безопасности, тоже изменились. Изменился сам характер угроз и их причины. Ныне главными угрозами миру и благополучию демократических наций можно считать международный терроризм, организованную преступность, катастрофическое загрязнение окружающей среды.

В подобных условиях у многих в Австрии появились сомнения в актуальности политики нейтралитета. Созданию новой политики безопасности можно способствовать, например, в рамках Евросоюза, т.е. политике нейтралитета должна прийти на смену политика солидарности. Австрияки, вступили в НАТО, но в политической и экономической сфере они все эти десятилетия были крепкой составной частью Западной Европы. Нейтралитет помог сохранить – в отличие от Германии – единство страны. Нейтралитет как бы вывел Австрию из зоны конфликта между Западом и Востоком. Но, все это, в прошлом. Теперь, все европейские страны вместе с Россией должны строить новую архитектуру безопасности на континенте, чтобы своевременно и адекватно реагировать на новые угрозы.[52 - Артемов А. Нейтралитет Австрии-дитя холодной войны // URL:http://www.ng.ru/ dipkurer/ 2002-11-18/13_austria.html (http://www.ng.ru/%20dipkurer/%202002-11-18/13_austria.html)]

В отличии от Австрии Швейцария имеет давние традиции политического и военного нейтралитета, однако принимает деятельное участие в международном сотрудничестве и на её территории находятся многие международные организации.

Швейцария начала придерживаться статуса нейтралитета после заключения мирного договора с Францией 29 ноября 1516 года, в котором был провозглашён «вечный мир». В 1713 году нейтралитет страны был признан Францией, Испанией, Нидерландами и Англией. Сегодня, нейтралитет Швейцарии, признан уже всеми странами мира. На Венском конгрессе в 1815 году был закреплён «вечный нейтралитет» Швейцарии.[53 - Что такое нейтралитет? //URL:www.news.bbc.co.uk (http://www.news.bbc.co.uk/)]

После начала Первой мировой войны (1814—1818гг.) правительство Швейцарии объявило о намерении сохранять нейтралитет. Несмотря на это, война оказала большое влияние на политическое, социальное и экономическое развитие страны.

Во-первых, возникла угроза национальному единству Швейцарии: франкоязычные швейцарцы в основном симпатизировали Франции, а немецкоязычные – Германии. Во-вторых, четырехлетняя военная мобилизация легла тяжелым бременем на экономику страны.

Швейцария уже пять столетий не ведёт активной внешней политики – последний раз швейцарские знамёна видели на поле боя под Мариньяно в 1515 году. Слово «нейтралитет», является синонимом этого государства уже давно. Изначально многонациональная страна, Швейцария весь XX век, являлась образцом стабильного государства, тихого островка посреди бушующего моря Европы.

Швейцария ведёт активную внешнюю политику с 1515 года, но полного нейтралитета в современном понимании этого значения, придерживается с начала XVIII века, когда в битве при Мальплаке сошлись швейцарские наёмники обеих армий – имперской и французской. Уже по окончании войны за Испанское наследство, Швейцария выступает как нейтральное государство, занимаясь посредничеством при заключении мирного договора. К концу XVIII века нейтралитет Швейцарии стал настолько привычным явлением, что любые изменения считались невозможными. Законодательно швейцарский нейтралитет был подтверждён во время Венского конгресса 1815 года. Во время Первой и Второй мировых войн, правительство Швейцарии продолжало придерживаться нейтральной политики, несмотря на инциденты со «случайными» бомбардировками швейцарских территорий и действия разведок воюющих сторон. В Лигу Наций Швейцария вступила на особых условиях, исключавших участие страны в каких-либо военных и экономических союзах, а в ООН это альпийское государство вступило в 2002 году. Принципы нейтралитета не давали Конфедерации вступить в НАТО и Европейский Союз. В конце 2008 года Швейцария вошла в Шенгенскую зону.[54 - Первая мировая война и швейцарский нейтралитет // URL:www.eastwest-review.com (http://www.eastwest-review.com/) от 28.07.10]Соблюдение нейтралитета стало фундаментальным принципом внешней политики швейцарского правительства.[55 - Что такое нейтралитет?// URL:www.news.bbc.co.uk (http://www.news.bbc.co.uk/)] Швейцария ревностно охраняет свой статус нейтрального государства, используя его как козырь в международной политике и бизнесе.

Любое европейское государство почитает за счастье стать членом Европейского Союза, в Берне к идее вступления в эту международную организацию относятся достаточно сдержанно. В равной степени Швейцария сторонится и главного международного силового блока – НАТО. Будучи одной из самых развитых стран в экономическом плане, политически Швейцария кажется почти незаметной, от всего себя изолировавшей. Статус нейтрального государства не позволяет Швейцарии вступать в военные союзы, каким является НАТО. Нейтралитет – это основополагающий принцип. Тем не менее, с НАТО Швейцария поддерживает рабочие отношения.[56 - Мацан К. Незаменимая концепция нейтралитета //URL:http://www.expert.ru/ countries/ 2008/10/koncepciya_neitraliteta (http://www.expert.ru/%20countries/%202008/10/koncepciya_neitraliteta)]

Классическая концепция нейтралитета возникла в исторической ситуации, когда залогом безопасности был баланс сил мировых держав, как это было в Европе XIX века, во время обеих мировых войн и в период холодной войны. После окончания холодной войны ситуация кардинально изменилась, архитектура мировой безопасности стала намного сложнее. У великих держав есть общие интересы во многих сферах, в обеспечении стабильности на Ближнем Востоке или в борьбе с международным терроризмом. В этом контексте понятие нейтралитета также наполняется качественно новым смыслом. Нейтральные государства могут брать на себя важные роли, например посредничество. Самый свежий пример: Швейцария была рада тому, что российское правительство обратилось к ним с просьбой представлять интересы России в Грузии. И это – живой пример того, как можно позитивно использовать нейтралитет в непростых международных ситуациях.

Европейский Союз регулярно высказывался за полноправное членство Швейцарии. Но, сегодня, более 55 процентов населения Швейцарии голосует именно за двусторонний подход, а не за вступление в Европейский Союз. Таким образом, большинство швейцарцев придерживаются мнения, что пока лучше строить сотрудничество на основе двусторонних соглашений. Практика двусторонних соглашений подразумевает, что позиции Швейцарии по некоторым вопросам не совпадают.[57 - Мацан К. Незаменимая концепция нейтралитета // Совместный проект журнала «Эксперт» и посольства Швейцарии в России]

Пока в Швейцарии не собираются ставить на повестку дня вопрос нейтралитета, или, точнее, изменения статуса. Но, в этой стране понимают необходимость интеграции в мировое сообщество, и это, делается через экономическое направление, развивая отношения с Европейским Союзом. Они понимают, что в этом мире сегодня нельзя жить, с одной стороны, нейтрально, а, с другой стороны, независимо, принимая во внимание процессы глобализации и интеграции. Поэтому Швейцария довольно серьезно сотрудничает с Европейским Союзом, заключив с евро сообществом более 200 соглашений. Швейцария уже не позиционирует себя жестко по отношению к другому миру. Свидетельством этого является вступление в ООН и Шенгенское пространство, развитие экономических отношений не только с Европейским Союзом, а также со всем миром.

На территории Швейцарии действуют многочисленные международные организации: Красный Крест, Всемирная организация охраны здоровья, Международная организация труда, европейское бюро ООН. 22 международных организаций имеют штаб-квартиры в Женеве, 2 в Берне и 1 в Базеле, кроме того, 200 неправительственных организаций-советников ООН базируются в Швейцарии.[58 - Что такое нейтралитет?// URL:www.news.bbc.co.uk (http://www.news.bbc.co.uk/)]

В ходе изучения и анализа истории обретения странами нейтрального статуса можно сказать, что хотя причины выбора следования нейтральной политики у всех государств разные, но цель у всех почти одинаковая – сохранение территориальной целостности, ограничение государств от участия в войнах, защита национальных интересов государств. Судя по всему, цель была достигнута, а нейтральный статус и по сей день используется странами с пользой. Но реалии современного мира ставят перед нейтральными государствами новые цели и задачи.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:

В ближайшем будущем европейские государства – Финляндия, Австрия, Швеция, которые приняли и придерживаются политики нейтралитета, возможно, будут менять свой политический курс, в связи с глобализационными процессами в мире.

Стоит принять во внимание роль Европейского Союза в принятия решений названных государств, так как все они (Австрия, Швеция, Финляндия), входят в состав Европейского Союза.

Скорее всего, уже в ближайшем будущем, нейтралитет будет нести больше формальный характер. А, в случае, если этого будут требовать обстоятельства (вхождение в НАТО), вовсе потеряют свой нейтральный статус.

1.2. Особенности исторического пути достижения нейтралитета

Туркменистана

Современное Туркменское государство возникло в результате крупнейших изменений за всю новейшую историю геополитики. Формирование туркменской государственности, включая такой ее важнейший атрибут, как самостоятельная внешняя политика, проходит параллельно с продолжением процессов национально-культурного самоопределения народа Туркменистана. При этом, именно политическая и научная элита в идеале, должны стремиться к тому, чтобы сделать этот процесс естественным и устойчивым, что, в свою очередь, невозможно в условиях принудительного утверждения какой-либо одной, господствующей точек зрения на происходящее.

От основательности концепции туркменской государственности, в том числе ее внешнеполитической составляющей, качественной специфики заложенных в нее духовно-идеологических устремлений, будет зависеть и то, какими, в конечном счете, будут этапы формирования системы отношений Туркменистана со странами СНГ, с его соседями по региону, с ведущими государствами мира – то есть место и роль Туркменистана в системе международных отношений.[59 - Венгеров А. Б. Политическое пространство и политическое время (опыт структурирования понятий) // Общественные науки и современность. -1992.– №6. С.13]