У вас точно была ситуация, когда ваш давний друг заказал у конкурента такую же услугу, которые предоставляете вы. Только потому, что не знал, что вы так же специалист в этом вопросе.
Этот вопрос очень хорош, он поможет вам получить свои ответы и сделать выводы. Эта схема также работает и для продуктов. «Что люди должны знать о вашем товаре или услуге для того, чтобы принять решение о покупке?» Если я замечаю, что одну и ту же информацию о своей услуге рассказываю нескольким людям, после чего они совершают заказ, значит эту историю я могу использовать. Например, записать в виде статьи или видеообращения и опубликовать в интернете. Тогда люди узнает о моей услуге именно то, что поможет ее продать.
Когда вы наблюдаете и изучаете коммуникацию в реальной жизни, а после переносите ее в онлайн-пространство – такой метод в контент-маркетинге называется «моделирование».
Предлагаю вам поразмышлять над этим, но прежде определитесь – для какого продукта (товара или услуги) вы будете создавать контент, читая эту книгу.
4 кита в сделках: продавец, покупатель, продукт, деньги
В заключении сделок есть четыре составляющие: продавец, покупатель, продукт и деньги. Когда вы создаете контент для бизнеса, то помогаете продавцу упаковать продукт, сделать его понятным и доступным в восприятии для покупателя. Многие бизнесы, например, интернет-магазины, являются в полной мере продавцами. Они не производят продукт, но реализуют продукцию, созданную другими, привлекая покупателей.
Если вы частный специалист, то оказание услуги является процессом создания продукта, а вы сами – «человеком-продуктом». Например, вы парикмахер, работаете в салоне. Это значит, что вы производите продукт, а парикмахерская выступает в роли продавца, который заключил сделку с клиентом. Но если вы работаете самостоятельно как специалист и сами продаете свои услуги, значит вы выступаете в двух ролях: продавца и человека – продукта. Часто специалистам сложно отделить себя от продукта, выступив в роли продавца.
Поговорим больше о продукте. Возможно, некоторые из вас уже работали или будут работать с предпринимателями в бизнесе. От руководства часто можно услышать: «Мне нужен результат!». Многие из них могут сказать, что сотрудники часто ориентированы на процесс, а не на результат. И я долгое время не мог понять, в чем разница и чего от меня хочет владелец бизнеса. Со временем стало ясно: я не понимаю, какого результата хочет от меня предприниматель. Дело в том, что мы изначально не договорились о значении слов, и когда говорили о результате, то за этим словом подразумевали разные смыслы.
Давайте в качестве примера возьмем контент-менеджера. Он, как человек-продукт и продавец в одном лице, заключает сделку с клиентом (предпринимателем), о предоставлении продукта. Контент-менеджер может предложить несколько вариантов. В качестве результата своей работы он может отдать готовую статью по заданной теме. Также результатом его работы может быть опубликованный пост в социальных сетях, благодаря которому в бизнес пришло несколько новых клиентов. Это разные результаты и разные продукты, за которые берет деньги контент-менеджер.
При этом, вы несете определенную ответственность за результат перед клиентом. И результатом вашего труда должны быть клиенты, которые обратились в бизнес, прочитав вашу статью. Но если после ее публикации вышло наоборот – то по факту вы услугу не оказали и результата не добились. С другой стороны, если изначально вы оговорили с клиентом условия, по которым в качестве результата работы вы предоставите ему статью на 1000 символов по заданной теме, то не имеет значения, сколько клиентов привлечет ваша статья. По факту вы выполнили свою работу, свою часть обязательств и должны получить деньги.
Так со временем я понял, что результат оценивается, исходя из договоренностей с клиентом. Если с физическим товаром немного проще (клиент видит то, что он получает на руки), то в сфере услуг договориться о результате крайне важно. Таким образом, вам нужно определиться с продуктом, который вы предлагаете людям. Какой товар или услугу вы можете прямо сейчас обменять на деньги?
Что вы можете рассказать про товары и услуги, о которых пишите?
Вспомните, как выглядит ваш товар или услуга. Если это продукт, то расскажите о его внешнем виде и размерах. Вы можете заметить, что у товаров есть некоторые технические характеристики, по которым другие специалисты могут определить его качество. Так, фотокамеры классифицируют по количеству мегапикселей, размеру матрицы, скорости съемки и другому. Если это услуга, то возможно, вы знаете, какой период времени она занимает.
Вы также можете рассказать про качество ваших услуг. Возможно, вы пользуетесь инструментами, качество которых отличается от тех, которые используют другие специалисты на рынке. И это может давать вам возможность создавать более качественный продукт.
Возможно, в оказании услуги есть некоторые этапы. Например, вы предлагаете фото и видеосъемку. Вы хотите максимально доступно и понятно продемонстрировать людям свой продукт. Хотите показать, из чего состоит ваша услуга. В этой ситуации вы можете поделить ее на этапы. В изготовлении видеоролика есть свои этапы: встреча с клиентом, обсуждение темы, съемка видео, монтаж, пост-обработка, публикация или предоставление материала клиенту, а также момент, когда заказчики смотрят готовые видеоматериалы. Это все этапы, о которых вы можете рассказать или показать в своих публикациях для того, чтобы лучше продемонстрировать свою деятельность.
Также вы можете рассказать своим клиентам о том, из чего состоит ваш продукт. Если этапы его создания – это последовательность ваших действий, которая позволяет создать продукт, то состав – это ингредиенты. Например, вы продаете торты. В процессе создания торта есть этапы: замесить тесто, выпечь коржи, сделать крем, нанести его на коржи, украсить торт и показать клиенту. Когда мы говорим о том, из чего состоит ваш торт, то мы можем рассказать об ингредиентах, таких как мука, масло, фрукты, сахар, яйца, и так далее.
Все это поможет вам создать контент и рассказать больше о товарах и услугах. А теперь, подумайте детально о вашем продукте, для которого вы будете создавать контент, читая эту книгу. Это может быть продукт специалиста, которого вы продвигаете, или бизнеса, для которого оказываете услуги по созданию контента. Выполните практическое задание и напишите больше об этом продукте.
Разные точки зрения
Контент для бизнеса во многом решает те же вопросы, что и психологи в проблемах взаимоотношений между людьми. Это взаимопонимание. У каждого человека есть свой багаж знаний и опыт, который он приобрел в жизни. Это те правила, по которым он живет. Они складывают его понимание об этом мире. У разных людей восприятие ситуаций может отличаться. Они имеют разные точки зрения.
Вы, наверное, слышали такое выражение «Сколько людей – столько и мнений!». Люди по-разному воспринимают не только отдельные ситуации, но также и ваши товары с услугами. То, что для вас кажется очевидным, многие могут не знать вообще. Это приводит к тому, что специалисты вынуждены доказывать или убеждать других людей в качестве своего продукта. И это бывает крайне непросто. Я встречал много профессионалов, которые посвятили практически всю свою жизнь конкретному ремеслу. И многие из них стали настолько технически подкованными в профессии, овладели терминологией и знаниями в своей области, что их стало трудно понимать обывателям. Таких я называю «технари». Они могут делать очень крутые и качественные продукты, но находятся «на своей волне». Тем не менее, обыватели почему-то не находят причины, по которой стоит покупать продукты именно у таких ремесленников. Я сам раньше был технарем и крайне люблю работать с такими специалистами. Мне нравится их подход к работе и увлеченность своим ремеслом. При этом моя задача, как контент-маркетолога, найти способ донести на доступном языке клиенту – почему именно этот товар или услуга достойны его внимания.
В чем ценность товаров и услуг?
Много лет я не мог понять – что такое ценность. После узнал, что ценность – это то, за что клиент платит. Это та причина, по которой он решает отдать свои деньги за ваш продукт. При этом ценность меняется. Поэтому вам нужно будет определить ценность своих товаров и услуг. Я подготовил вопросы, которые помогут в этом.
В чем выгода клиента?
Когда человек понимает, что получает больше, чем отдает взамен, он считает это выгодной сделкой. Цена может быть оптимальной для вашего клиента, если конкурент продает дороже. Но демпинг (снижение рыночной стоимости) – это не лучшее решение, чтобы показать выгоду вашего продукта.
Сам продукт изначально должен быть выгодным решением какой-то проблемы. Одни технологии сменяют другие, предлагая новые продукты для решения существующих проблем. Когда-то давно Никола Тесла предложил продукт, который решал проблему с освещением городов. Переменный ток. Технология переменного тока была более современной и дешевой в разработке, чем постоянного тока, которая применялась на тот момент. Два продукта решают одну и ту же проблему, но один из них является более выгодным решением.
Ваш продукт исполняет желания?
Каждый день люди испытывают разные желания. Утром, после звонка будильника, мы часто хотим дальше спать, вместо того, чтобы идти на работу. Каждый день мы испытываем десятки желаний и находимся в постоянном поиске способов их удовлетворить. Начиная от биологических: еда, сон, секс, и заканчивая духовными: найти вдохновение, исполнить мечту, повысить профессионализм и т.д.
Какие проблемы решает ваш продукт?
Каждый день мы делаем сотни действий. С утра мы просыпаемся, умываемся, завтракаем, идем работать… На этом пути каждое действие представляет собой проблему, которую нам помогают решить товары и услуги других людей. Неприятный запах изо рта утром? Возьмите щетку, пасту и почистите зубы! Голодны утром и нет времени приготовить завтрак? Залейте кипятком хлопья! Долго добираться пешком на работу? Садитесь в транспорт! А работа – это, по сути, место, где нам платят за то, чтобы мы решали разные проблемы и выполняли задачи. Для меня желание – это то, куда тянется человек, а проблема – это то, что он пытается избежать.
Какие решения помогают исполнить желания клиентов?
Есть отличие между тем, какие проблемы решает ваш продукт, и какие решения вы предлагаете. Возьмем, к примеру, компанию, производящую сладкую воду. Какие проблемы она решает? Правильно: утолить жажду, запить еду. Это две разные проблемы, которые «решает» сладкая вода. К тому же напиток может быть разных цветов: желтый, красный, зеленый и т.д. В разном объеме: 0,5 л, 1 л и 2 л. Вода может быть диетической, с пониженным содержанием сахара. Газированной или без газа.
Каждый вариант – это, по сути, отдельный продукт, который вы можете предложить людям для решения существующих проблем.
Где и как используют ваши товары и услуги?
Приобретая ваш товар, клиент с ним может взаимодействовать. Например, купив фотоаппарат в магазине, вы можете делать фотографии во время праздников или прогулок по городу. Или купив ручку в канцелярии, вы делаете заметки в тетради. Вы можете подумать и вспомнить ситуации, в которых люди используют ваш продукт.
Какой результат от использования вашего продукта?
Я заметил, что один и тот же продукт может решать несколько проблем, часто это зависит от того – кто ваш клиент. У одного товара может быть несколько клиентов разного возраста, образа жизни, имеющих отличительные проблемы, но при этом они могут использовать ваш продукт в своих целях.
Так, например, эта книга дает понимание о том, как создавать контент для бизнеса. Оказавшись в руках разных людей, она поможет получить различные результаты.
Если эту книгу прочтет студент, то она поможет ему получить понимание о таком направлении, как контент-маркетинг. Если книгу возьмет специалист по маркетингу, то изучив новые методики, он сможет применить их в своей деятельности и заметно улучшить результаты. Как следствие, станет зарабатывать больше на услугах. Если книга будет прочитана специалистом в другой области, который хорошо оказывает свои услуги, то он узнает, как лучше достучаться до потребителя, сможет привлекать больше клиентов. Таким образом, один продукт может давать совершенно другие результаты для разных людей. Подумайте, а какой результат от использования вашего продукта?
Ситуация для покупки
Это очень важный вопрос. Он поможет вам понять – в какой момент лучше всего предложить товар или услугу людям.
В жизни каждого человека есть события. Это может быть день рождение, поступление в ВУЗ, свадьба, получение диплома, трудоустройство, заключение сделки, покупка квартиры и так далее. Для организации или сопровождения таких событий человеку потребуются определенные товары или услуги.
Я хочу, чтобы вы разобрались – как понимание ситуации, в которой находится клиент, поможет вам показать ценность продукта. Допустим, мы занимаемся поставкой мебели или ее производством. Представьте ситуацию, в которой находится человек, когда принимает решение заказать мебель! В этот момент у него нет мебели, и он хочет ее приобрести? А может это ситуация, когда у него есть старый диван, но он хочет его заменить? Представили?
В первом случае, когда мебели нет – скорее всего, это ситуация, когда человек въехал в новую квартиру. Во втором, когда мебель есть, наверное, она устарела. Ситуация для покупки – достаточно сильный инструмент, чтобы создавать нужный контент. Состояние клиента поможет вам найти общий язык с ним, донося ценность ваших товаров и услуг. Теперь вам достаточно просто показать на картинке или рассказать в тексте о ситуации, в которой человеку стоит принять решение о покупке вашего продукта. Тогда он поймет, что действительно стоит обратиться к вам. Подумайте, в какой ситуации находятся ваши клиенты, когда принимают решение заказать у вас товар или услугу?
В чем уникальность вашего товара или услуги?
Во время одного из потоков моего тренинга по контент-маркетингу одна из студенток задала вопрос: «Как понять, в чем уникальность моей услуги?» Эта девушка была профессиональным визажистом, жила и работала в Испании. Я скажу сейчас вам то, что ответил ей. «Если ты не понимаешь уникальности своего продукта или услуги, как ты это продаешь? Ты действительно веришь в то, что твоя услуга такая же, как у других? Если нет, то во что ты тогда веришь?».
Можно посмотреть вокруг и определить, чем отличается твой продукт от других, увидеть различия. Это гарантированный способ. Однако я поступаю иначе. Часто не обращаю внимания на то, что происходит вокруг! Мне все равно, что у других. Я просто нахожу какую-то особенность, которая мне нравится в товарах или услугах, и демонстрирую ее людям.
У меня легко получается находить особенности в проектах, бизнесе, людях. Я могу влюбиться в это уникальное отличие и, наверно, потому могу объяснить это другим. Обычно такая особенность – едва заметная. Ее можно упустить из виду, но когда я ее замечаю, то перестаю обращать внимание на все вокруг. Мое внимание забирает именно эта особенность. Ничто не напоминает? Это очень похоже на отношения между парнем и девушкой.
Я вижу продукт, человека, вижу мелкую деталь, которая мне может понравиться, и представляю, как эта особенность может вырасти в масштабах. Потом с помощью видео и текстов я делаю так, чтобы другие люди узнали про эту особенность и их восприятие продукта или услуги было похожим на то, как представляю себе этоя. Для этого мне не нужно смотреть по сторонам и сравнивать человека или услугу с другими.
Когда парень встречает свою вторую половинку, в его избраннице есть какая-то деталь. Другого это может отстранить, но только не его – он влюбляется, в том числе и в эту особенность. Бывает у вас такое? То, как вы относитесь к этой отличительной детали. Все значение скрыто в вашем отношении к этому. Когда вы это уловили, нужно передать особенность своего видения этой детали другим с помощью статьи, фото, видео – и в этом секрет! Особенность не в самом продукте, а в том, как вы его воспринимаете. Подумайте, если бы вы знали уникальность своих товаров или услуг, в чем бы она заключалась? Ведь таких особенных деталей в том, что вы делаете – много…
Допустим, у меня есть шкаф, который находится в комнате. До этого человек представил то, что из дерева можно сделать мебель. Он создал картинку в своей голове и представил, каким будет этот шкаф. Дальше мастер начал работать с деревом, и только потом из дерева получился элемент мебели. И этот шкаф будет настолько особенным, насколько его представил мастер перед тем, как взяться за работу.
Когда плотник уже создал этот шкаф, вы смотрите на него и видите один из многих элементов мебели. Что особенного вы в нем можете разглядеть? Что вам нравится в нем? Особенность – это не то, какой на самом деле шкаф, это то, насколько уникальным вы его считаете.
Я вернусь к теме отношений. Вы помните состояние эйфории, когда вы принимаете все качества человека и начинаете любить все его недостатки. Человек как был с недостатками, так и остается с ними. Просто вы видите в них «изюминку». Так же и в нашей ситуации. Вы наделяете этот продукт уникальностью. Впрочем, особенность этого продукта – дело субъективное. Если брать в сухом остатке и выключить чувства, то мы ищем параметры, технические характеристики, размер, плотность и т.д.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги