– Думал или нет, тебе это лучше известно, как и мне то, что об этом думаю я сам… Ты знаешь мои клички: Брут, Говорящий Пес… Если б «Тупоум» вдруг навострился умом, он мог бы вам открыть мысли «собаки». Я часто видал старых псов, как они сидят, глядя на прохожих своей улицы: глядит пес, и такой у него взгляд осмысленный, что, право, точно не морда, а физиономия… почем вы знаете, что проносится в голове животного? Быть может, пес думает… думает гораздо более умно, чем полагают… И люди узнали бы кое-что новое, если бы пес заговорил… Да он и говорит, только не с людьми, а с себе подобными, которые понимают его. Люди не понимают меня, Турн. Как же вы хотите, чтобы я говорил с вами?
– Не собакам же ты открываешь твои идеи, Брут!
– Я ищу людей, подобных мне.
– Но не нашел?
– Эх!.. Нашел или нет, все равно тебе. Мне жаль и тебя и Эмилия Скавра, и многих, кто может погибнуть… раз… помнишь? Это было перед самою смертью Арунса, я точно без ума, приплыл рекою в лодке к твоим землям на болоте. Ты охотился, мы встретились. Я сказал тебе многое ужасное, как я хотел убить Туллию … Как Арунс убил рабыню… помнишь? Ты мне на все мои проекты мщенья отвечал одно: «Терпи и жди!..»
– Да, Юний, я это слишком хорошо помню, потому что мои беды начались именно с того злосчастного дня. Расставшись тогда с тобою, я пошел в священную рощу на праздник здешней сельской Терры. Невольница Руфа, колдунья Диркея, привязалась там ко мне, вымогая подачку…
– Ищи всегдаПриязнь слуги,Чьи господа –Твои враги!..– перебил Брут с горькой усмешкой.
– К сожалению, я это тогда забыл, – продолжал Турн свои воспоминанья, – я помнил только мою ненависть к Руфу, господину колдуньи, и прогнал ее с пустыми руками…
– Забыв и благое правило «подстроить месть врагу через его слугу?»
– Именно… через несколько минут мне припомнилась эта твоя поговорка, да было поздно приводить ее в исполнение.
– Ты идеалист, простак.
– Я честный человек.
– Знаю, но не могу хвалить, что ты не применяешься к духу времени. Представь, что вдруг откуда-нибудь сейчас прямо на нас выпрыгнет и понесется разъяренный бык: я постараюсь сойти с его дороги, скрыться за дерево, стушеваться, чтобы он меня не заметил, а ты, я уверен, схватишь его за рога.
– Именно.
– Турн! Не всегда это можно делать. Я не говорю, чтобы ты унижался перед разными рабами вроде колдуньи Руфа, но…
– Я снизошел до унижения перед этой негодяйкой, но Диркея не взяла у меня целого кошелька денег, который я ей предлагал за ворожбу. Как сейчас слышатся мне ее заунывные напевания, точно она каждое слово глубоко врезала в мою память: -
Прощенье СивиллыЦарь гневно отвергИ блеск его силыВ болоте померк…Она величала меня царем, как бы делая намек, что имеет силу над Руфом, способна помирить его со мною, склонить его симпатии от Тарквиния ко мне. Фламин-диалис, ты знаешь, как много значит в Риме! В прорицаниях его невольницы я понял угрозу.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Некоторые историки полагают, что он был двоюродным братом Тарквиния Гордого, а другие – более далеким членом его семьи.
2
О возникновении и постепенном развитии ненависти между Тарквинием и Турном сказано в трех предыдущих рассказах.
3
Описанное в нашем рассказе «Вдали от Зевса!»
4
Человеческие жертвы совершенно отменены сенатом Рима лишь в 97 году до Р. X. при консуле Крассе.
5
Фасты Овидия, кн. 2. Этот поэт полагал, что от общего праздника Фералий, поминок всех мертвецов, месяц назван февраль, но не утверждал, что это достоверно, потому что частным образом этот обряд совершали и в другое время, кто когда хотел поминать своих родных.
6
Вредящий дух мертвеца.
7
Фасты Овидия, кн. 5.
8
Она фигурирует героиней наш. рассказа «Сивилла».
9
Аква (acgua) по латыни вода, слово похожее на лягушечье кваканье.
10
Несмотря на строгое преследование всего языческого, низвержение кумиров и многих памятников, священные волчицы живут в Капитолии Рима и в наши дни, оставленные при всей суровости католического фанатизма.
Вы ознакомились с фрагментом книги.