banner banner banner
Оптимизация физической активности школьников на основе информационных технологий. Монография
Оптимизация физической активности школьников на основе информационных технологий. Монография
Оценить:
 Рейтинг: 0

Оптимизация физической активности школьников на основе информационных технологий. Монография

Оптимизация физической активности школьников на основе информационных технологий. Монография
С. Ю. Козлова

А. А. Красильников

Современный образовательный процесс не стоит на месте, и эти изменения затрагивают все новые и новые дисциплины. Так, на сегодняшний день можно говорить о возможностях интеграции новых технологий в преподавание физической культуры. В данном исследовании был проведен обзор и анализ информационных и цифровых технологий в преподавании физической культуры, а также рассмотрен опыт их применения.

Оптимизация физической активности школьников на основе информационных технологий

Монография

А. А. Красильников

С. Ю. Козлова

© А. А. Красильников, 2023

© С. Ю. Козлова, 2023

ISBN 978-5-0056-6417-4

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Предисловие

Согласно рекомендациям всемирной организации здоровья, детям и подросткам в возрасте 5—17 лет необходимы как минимум 60 минут физической нагрузки различной активности ежедневно, причем большая длительность лишь усиливает эффект. Достаточная двигательная активность позволяет устранить гиподинамию – важный фактор риска развития многих заболеваний. Несмотря на то, что уроки физической культуры, как правило, обеспечивают должную физическую нагрузку, учебным планом не предусмотрены ежедневные занятия [1]. В связи с этим учащимся необходимо заниматься двигательной активностью и во внеучебное время.

На сегодняшний день не остается никаких сомнений, что образовательный процесс претерпевает существенные изменения, многие из который обусловлены повсеместной имплементацией современных технологий. В государственном образовательном стандарте основного общего образования по физической культуре указывается, что общие цели по физическому развитию, формированию у школьников интересов и потребностей в регулярных занятиях физическими упражнениями реализуются при переходе от суммы «предметных результатов», достигаемых по отдельным учебным предметам, к межпредметным результатам на основе интеграции физического воспитания с современными технологиями обучения. В этом ключе информатизация физкультурного образования выступает как закономерное следствие общественного запроса [22].

В основном внедрение компьютерных технологий в процесс физического воспитания школьников идет по информационно-накопительному пути, что усугубляет проблему снижения интереса к занятиям физической культурой и спортом и еще больше снижает двигательную активность учащихся. На современном этапе развития информационного общества мотивация к занятиям физической культурой во многом формируется под прямым воздействием аудиовизуальных средств коммуникации. В основном через интернет, социальные сети, телевидение, видеофильмы.

Информационные средства имеют большое воздействие на умственное развитие физической культуры подростков, ее влияние дает возможность достичь рационального деятельного отношения молодежи к физическим упражнениям, в общем и целом, к здоровому образу своей жизни [1].

Применение телекоммуникационных и электронных средств напрямую зависит от повышения или уменьшения интереса к урокам по физической культуре и занятиям спортом. Уже немало лет преподавание физической культуры в школе ведется узко, однобоко, школьники не интересуются занятиями, которые проводят в нынешних условиях. Из года в год ученики средней школы проявляют минимальную активность к физической культуре, разнообразию физической активности и к спорту в целом. Воздействие информационных средств коммуникации становится немаловажным, поэтому ученики зачастую из своей настоящей жизни, реальности полностью погружаются в виртуальный мир [2]. Поэтому поступательное внедрение информационно-коммуникативных технологий в сознание обучающихся положительно сказывается на заинтересованности учеников к предмету. Для формирования мотивационно-ценностного отношения к физической культуре необходимо выделять, анализировать и извлекать положительные результаты из данного внедрения.

Повышение эффективности и качества учебного процесса, формирование физической культуры личности напрямую зависит от внедрения информационных технологий в учебный процесс, что после стимулирует применять физические упражнения в личных целях, а ведение здорового образа жизни побуждает духовное и физическое совершенствование [3].

В связи с этим назрела необходимость активного освоения и внедрения информационных технологий в процесс физического воспитания школьников, поскольку цифровизация образовательной деятельности – это объективная реальность, с которой приходится считаться. И наша задача максимально снизить негативные эффекты этого процесса и максимально использовать его положительные воздействия [39]. Данная проблема и определила цель нашего исследования.

Цель исследования. Исходя из указанной выше проблематики нами была сформулирована цель исследования – разработать Web-платформу способную интегрально оценить физическое здоровье учащихся и информирующую об уровне физического здоровья обучающихся начального общего образования московских школ.

Для достижения поставленной цели нами были сформулированы следующие задачи исследования:

1. Изучить применение современных технических средств для оптимизации физической активности различных групп населения и систематизировать наиболее доступные для включения их в процесс физического воспитания школьников.

2. Оценить эффективность личных средств контроля двигательной активности (фитнес-браслетов) в определении объема и интенсивности нагрузки занимающегося с целью ее оптимизации.

3. Разработать и экспериментально апробировать Web-платформу, способную интегрально оценить физическое здоровье обучающихся начального общего образования московских школ.

4. Разработать алгоритм использования фитнес-трекеров в образовательном процессе по физическому воспитанию обучающихся.

Гипотеза исследования предусматривала, что мотивация и активность учащихся, а также эффективность процесса физического воспитания будет выше, если:

· создать единую информационную среду по физическому воспитанию для родителей, учителя, учащихся, информирующую об уровне физического здоровья обучающихся начального общего образования;

· использовать видео-задания, социальные сети и другие информационно-образовательные технологии, и цифровые образовательные ресурсы для стимуляции двигательной активности школьников;

· использовать аппаратные программные комплексы, для определения индивидуального уровня физического состояния и планирования личных результатов.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

· предложен системный подход интеграции в процесс физического воспитания школьников информационных технологий для повышения их заинтересованности, мотивации к активным двигательным действиям;

· разработана система определения уровня физического здоровья и планирования личных результатов школьников;

· разработана и научно обоснована модель интеграции средств мультимедиа в процесс физического воспитания школьников, позволяющая осуществлять индивидуальный подход и реализовать право учащегося на определение образовательного маршрута.

Методы исследования: поисково-теоретический метод: анализ и обобщение информации из библиографических источников, педагогический эксперимент, математико-статистические методы обработки данных исследования с использованием программы SPSS 23.0, web-технологии – сервис способный оценить физическое здоровье учащихся и информирующую об уровне физического здоровья.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования можно использовать в педагогическом процессе подготовки бакалавров по направлению «Педагогическое образование» профиль «Физическая культура» по дисциплине «Теория и методика физической культуры».

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанную Web-платформу способную интегрально оценить физическое здоровье учащихся и информирующую об уровне физического здоровья обучающихся начального общего образования московских школ можно использовать при организации образовательного процесса по предмету «Физическая культура» в условиях общеобразовательной организации.

Структура и логика изложения работы: работа изложена на 94 страницах, состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, списка литературы и приложений. Работа включает 12 таблиц и 19 рисунков, 3 приложения.

ГЛАВА 1. ОБОСНОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

1.1. Векторы информатизации и цифровизации в физкультурном образовании школьников

Информационно-компьютерные технологии (ИКТ) являются одним из величайших достижений человечества. Начиная с появления Нomo sapiens множество технологий разной степени сложности являются его постоянными спутниками его на всем протяжении существования. Во многом благодаря именно развитию технологий, возникли такие явления как цивилизация, наука и искусство. Современные технологии также коренным образом изменяют нашу жизнь. Они влияют на различные стороны нашего бытия, и во многом определяют само это бытие. Как показывает практика, современные ИКТ играют важнейшую роль в каждой сфере жизни современного общества.

Некоторые задачи обучения и развития также могут быть существенно автоматизированы благодаря современным цифровым технологиям. Следует также отметить, что многие сложные и критически важные процессы могут быть осуществлены менее затратно и с большей эффективностью при задействовании таких технологий. Благодаря более продвинутым или прикладным ИКТ жизнь человека существенно изменилась, и, следует заметить, она изменилась к лучшему. Следует отметить также, что современные цифровые технологии привнесли поистине революционные изменения и в сферу образования. Важность вопроса внедрения ИКТ в школах различного уровня сегодня уже трудно переоценить.

Фактически с появлением цифровых технологий в образовании учителям стало значительно легче делиться знаниями, а ученикам их приобретать. Повсеместное использование ИКТ сделало тесно взаимосвязанные процессы преподавания и обучения значительно более интересными и позитивно окрашенными как для преподавателей, так и для обучающихся [27].

21 век часто определяют как век технологического прогресса. Несомненно, технологии сегодня играют важнейшую роль в жизни современного человека. Помимо этого, технологии также можно рассматривать как основу современного экономического роста. Любая экономика, бедная высокими технологиями сегодня находится вне сценария роста. Это во многом происходит потому, что технологии значительно облегчают труд человека и делают его менее продолжительным по времени. Влияние технологий можно проследить практически в каждой сфере, и особенно отчетливо это влияние прослеживается в сфере образования.

Современные технологии в образовании.

Как показывают некоторые современные исследования, посвященные влиянию высоких технологий на образования, использование сегодняшними студентами компьютеров, инструментов и различного периферийного оборудования существенно повышает их уровень образования и взаимодействия между собой. Помимо этого, информационные технологии дают студентам возможность работать в интерактивном режиме, открывать для себя новые научные интересы. Трансферт знаний проходит значительно легче, комфортнее и эффективнее. Это прежде всего означает, что человеческий интеллект, вооруженный цифровыми технологиями, работает намного быстрее в любой жизненной сфере, но в этой статье мы постараемся рассмотреть влияние высоких технологий именно на сферу образования. Рассмотрим основы и взаимосвязи инновационных процессов в образовании, возникновение которых стало практически неизбежным в средних школах, колледжах и ВУЗах.

Информационные технологии входят в жизнь современных студентов, как правило, следующими путями:

Круглосуточный доступ к широкополосному интернет-соединению.

Возможность доступа к интернету в последнее десятилетие стала критической для многих отраслей. Необходимость доступа к интернету также является весьма существенной в сфере образования. Несмотря на возможность стать жертвой обмана и массу других сопутствующих ему недостатков, интернет стал поистине сущим благом для студентов. Сегодня доступность интернета является для нас чем-то таким, что в полной мере необходимо нам постоянно и везде. От телевидения и игровых приставок, до наших телефонов и автомобилей, доступ к интернету нужен всегда.

Использование сетевых ресурсов позволяет студентам достигать невиданного доселе комфорта в поиске информации, они с легкостью могут найти самые разные типы учебных пособий, другого дидактического материала, призванного улучшить академическую успеваемость и расширить границы знания.

Видео, проекторы и другие средства визуализации в обучении.