banner banner banner
Специальные виды связи в Украине. История спецсвязи
Специальные виды связи в Украине. История спецсвязи
Оценить:
 Рейтинг: 0

Специальные виды связи в Украине. История спецсвязи


– принципы организации, направления развития и порядок использования ПС определяются совместными постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР;

– ответственность за эксплуатацию и совершенствование ПС, за обеспечение секретности передачи информации при использовании ее средств возлагается на КГБ СССР, для чего организуются соответствующие подразделения в центре и на местах, а также войска ПС;

– ПС организуется: междугородная, международная (на основании двусторонних межправительственных соглашений), городская, с подвижными объектами (специальными самолетами, поездами, кораблями, автомобилями), полевая (в военное время в звене Ставка Верховного Главнокомандования – фронт – армия);

– ПС абонентам предоставляется бесплатно. Пользование аппаратом ПС разрешается лицу, которому он установлен, или лицу, его замещающему;

– ПС базируется на каналах общегосударственной сети связи, сетей связи министерств и ведомств. Каналы и линии связи, выделяемые для ПС, предоставляются КГБ СССР бесплатно;

– проектирование и строительство сооружений ПС осуществляется за счет капитальных вложений министерств и ведомств, работникам которых устанавливаются аппараты ПС.

Положением были установлены приоритеты обслуживания абонентов, и прежде всего руководителей государства (высшая, первая и вторая системы обслуживания), а также обязанности Министерства связи, Министерства обороны, Министерства гражданской авиации в части, касающейся обеспечения бесперебойного действия и развития ПС.

27 октября 1980 года на вооружение подразделений ПС была принята новая аппаратура засекречивания гарантированной стойкости М-461 «Рубин». Однако она оказалась критичной к параметрам реальных каналов связи, абонентских линий и использовавшихся тогда в большинстве случаев телефонных аппаратов с угольными микрофонами.

С целью достижения максимальной слоговой разборчивости восстановленной речи требовались только аппараты с электродинамическими микрофонами. Поэтому на абоненских линиях устанавливались только телефонные аппараты «Сувенир», а с 1985 года – «Абонент-5».

Позднее с этой же целью специалистами Центральной московской станции и УПС КГБ УССР была оперативно выполнена доработка указанной аппаратуры с увеличением скорости речепреобразования с 2,4 до 4,8 кбит/с. После этого на всей территории СССР была проведена самостоятельная доработка эксплуатирующейся аппаратуры «Рубин» силами персонала станций ПС.

С 1980 года на вооружение подразделений ПС стала поступать аппаратная шифрованной связи Д-13КМ на базе шасси ГАЗ-66, выпускаемая рижским заводом «Коммутатор», для обеспечения ПС с пунктами временного пребывания абонентов. Фактически это был мобильный узел ПС, оборудованный телефонным коммутатором и аппаратурой засекречивания гарантированной стойкости «Дельфин» (в дальнейшем она была заменена на «Рубин»).

26 апреля 1986 года в УССР произошла ядерная катастрофа – авария на 4-ом энергоблоке Чернобыльской АЭС. Благодаря заранее смонтированному киевскими специалистами Подвижному радиотелефонного центра (далее – ПРТЦ) ПС была экстренно организована непосредственно с районом аварии, другими пунктами пребывания членов государственной комиссии по её ликвидации и обеспечивалась с высокой оперативностью.

Только в течение первых суток после аварии экипаж ПРТЦ обеспечил больше 300 переговоров членов комиссии. Всего в 1986—87 годах в обеспечении ПС при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС приняли участие свыше двухсот сотрудников Управления и войск ПС КГБ УССР. В короткий срок были спроектированы, построены и введены в эксплуатацию станции ПС на Чернобыльской, Запорожской и Ровенской АЭС.

1980-е годы были отмечены активными работами по строительству новых станций ПС в городах Хмельницкий, Ровно, Винница, Житомир, Ужгород, Львов, Тернополь, Симферополь, Донецк, Одесса, Николаев, Севастополь, Чернигов, Сумы, Черновцы, Кировоград и Херсон.

С 1986 года на абонентских линиях началось использование аппаратуры засекречивания гарантированной стойкости «Историк-3», созданной на новой элементной базе и обладающей по сравнению с аппаратурой «Стрела» более высокими технико-экономическими показателями.

С 1986 года была снята с производства аппаратура зашумления П-219, и на смену ей еще в 1985 году был начат серийный выпуск аппаратуры П-218.

31 декабря 1987 года для правительственной городской связи и оперативной связи КГБ стали применяться квазиэлектронные АТС П-437, П-438 и П-439, а 29 июня 1990 года появился новый шифратор для абонентских линий «Циркон».

Более детально об истории правительственной связи Советского Союза, в который входила УССР, можно прочитать в моей книге «История русской криптологии & секретной связи».

16 мая 1991 года Верховный Совет СССР принял Закон СССР «Об органах государственной безопасности в СССР», в котором организация, обеспечение эксплуатации и безопасности правительственной связи были отнесены к основным направлениям деятельности этих органов.

С учетом предполагавшихся изменений в государственном устройстве, чрезвычайно сложной экономической ситуации основные усилия в то время были направлены на сохранение и укрепление правительственной связи как общесоюзной системы, которая функционирует и развивается на единых организационно-технических принципах, на сохранение поистине золотого фонда – квалифицированных специалистов в центре, территориальных органах и войсках ПС.

Накануне 60-летия правительственной междугородной связи (01.06.1931) в газете «Правда» (от 31.05.1991) было опубликовано интервью с начальником УПС КГБ СССР А. Г. Бедой под заголовком «С гербом на диске», в котором практически впервые на страницах печати хотя и кратко, но достаточно открыто было рассказано о системе ПС.

14 августа 1991 года газета «Труд» поместила репортаж о ПС с интервью с первым заместителем начальника УПС КГБ СССР В. Г. Волковым. Обстановка того времени нашла отражение, в частности, в таких вопросах корреспондента и ответах на них, как, например:

«– С какими трудностями сталкиваетесь вы сегодня?

– Правительственная связь функционирует в нынешних условиях экономических трудностей, изменения государственных структур, региональных конфликтов. Мы – организация госбюджетная, и на нас отрицательно сказывается значительное повышение стоимости научных разработок и техники, а на системе в целом – сохраняющаяся монополия некоторых предприятий на разработку и производство этой техники. Не секрет и то, что происходит технологическое отставание отечественной радиоэлектроники от мирового уровня, а значит, некоторых средств правительственной связи от лучших зарубежных образцов. Сокращение этого отставания – одна из наших забот.

– Как, по вашему мнению, должна выглядеть система правительственной связи в рамках обновленного Союза?

– Наша система создавалась, функционирует и совершенствуется на единых организационно-технических принципах. Централизованное оперативно-техническое управление обеспечивает надежность ее работы в любых условиях. Каких-то существенных причин для внесения радикальных изменений в этот отлаженный механизм не имеется. Хорошо известно: разрушить легче, чем создать… Не вызывает сомнений, что республики должны иметь возможность самостоятельно, а также по согласованию друг с другом и с центром решать вопросы совершенствования правительственной связи на своих территориях, обеспечения связью высших должностных лиц при непременном условии соблюдения единой технической политики».

Во второй половине августа 1991 года наступил переломный момент в истории СССР, органов обеспечения его безопасности, системы ПС страны. После известных драматических событий в Москве 19—21 августа первым мероприятием по реформированию деятельности КГБ стала его департизация: в КГБ в целом и в УПС в частности с 22 августа партийные комитеты КПСС прекратили свою работу.

В рамках практической реализации принятого решения о расформировании КГБ СССР М. С. Горбачев указом от 29 августа 1991 года создал Комитет правительственной связи (далее – КПС) при Президенте СССР на правах союзно-республиканского комитета, в ведение которого были переданы УПС.

10 октября 1991 года он утвердил Положение о КПС при Президенте СССР, в котором было определено, что КПС, подчиненные ему войска и органы ПС суверенных республик (государств) образуют единую государственную систему правительственной и оперативной связи и информационного обеспечения.

Организация и эксплуатация правительственной и оперативной связи в суверенных республиках (государствах) осуществляются соответствующими республиканскими органами правительственной связи. Взаимодействие Комитета с этими органами осуществляется на договорной основе. Для обеспечения такого взаимодействия создается координационный совет, в состав которого входят по должности заместители председателя Комитета и руководители органов правительственной связи суверенных республик (государств).

15 ноября 1991 года председатель КПС направил главам 11 суверенных республик обращение «О правительственной связи Союза и суверенных республик» с проектом протокола о взаимодействии между правительствами этих республик и КПС по функционированию единой системы правительственной и оперативной связи и информационного обеспечения с просьбой рассмотреть и при согласии парафировать его, а также рассмотреть возможность подчинения органа правительственной связи республики непосредственно ее президенту (председателю Верховного Совета).

2—4 декабря 1991 года в Москве состоялось совещание начальников подразделений правительственной связи и шифрованной документальной связи органов государственной безопасности суверенных республик, а 6 декабря руководителям этих органов был направлен протокол совещания с просьбой назначить представителей в координационный совет и сообщено о направленном ранее обращении к главам суверенных республик. Однако дальнейшие события в корне изменили обстановку в СССР.

8 декабря 1991 года в Беловежской пуще руководители трех славянских республик – России, Украины и Белоруссии – Б. Н. Ельцин, Л. М. Кравчук и С. С. Шушкевич приняли известное совместное заявление о прекращении существования СССР и образовании Содружества Независимых Государств (далее – СНГ), открытого для вступления в него других бывших союзных республик.

26 декабря 1991 года Верховный Совет СССР принял декларацию, в которой констатировал прекращение существования Советского Союза как государства и субъекта международного права.

1.3. ГУПС СБУ

25 августа 1991 года, на следующий день после провозглашения Верховным Советом УССР «Декларации о независимости Украины», под украинскую юрисдикцию были взяты специальные виды связи. Подразделения КГБ УССР, которые обеспечивали государственные органы правительственной и шифрованной документальной связью, были подчинены Верховному Совету.

Указом Президиума Верховного Совета №1608-XII от 7 октября 1991 года «О подчинении Украине дислоцированных на её территории военных частей и подразделений Железнодорожных войск СССР, войск правительственной связи (далее – ПС) КГБ СССР и Гражданской обороны СССР, и военной техники и имущества Министерства обороны СССР, переданных безвозмездно учебным организациям Общества содействия обороне Украины» все дислоцированные в Украине части ПС были подчинены государственным и военным структурам Украины.

16 января 1992 года военнослужащие частей ПС приняли присягу на верность украинскому народу. На войска ПС были возложены задачи по резервированию полевыми средствами стационарной сети ПС и обеспечению абонентов ПС с мест чрезвычайных ситуаций. Летом 1993 года войсками ПС были оперативно развёрнуты полевые узлы и организована ПС в интересах министра обороны Украины и его заместителей.

В дальнейшем организационно-штатная структура воинских частей ПС была значительно усовершенствована и приведена в соответствие с принятой системы управления Вооружёнными Силами (далее – ВС) Украины. В результате преобразования воинских частей ПС в территориальные узлы ПС, а также за счёт перехода на контрактную основу прохождения военной службы было проведено значительное сокращение их штатной численности.

Идея выделения системы ПС из органов госбезопасности специалистами поддержана не была. Особенно остро на эту идею отреагировал Председатель КГБ УССР Марчук Евгений Кириллович. Он на одной из сессий Верховного Совета прямо заявил: «Если вы заберёте правительственную связь, то я от неё, как председатель, отказываюсь, потому что не буду уверен, что будет обеспечена секретность моих переговоров».

В результате в марте 1992 года был принят Закон Украины «О Службе безопасности Украины» (далее – СБУ), который законодательно определял порядок обеспечения засекреченной правительственной, конфиденциальной и шифрованной документальной связью государственные органы именно органами СБУ.

Подразделение президентской связи было создано приказом Председателя СБУ №030 от 17 февраля 1992 года, которое уже в середине 1993 года было способно выполнять поставленные задачи. Сегодня подразделения ПС готовы организовать высшим должностным лицам государства надёжную ПС в местах постоянного пребывания во время их рабочих поездок по Украине и визитов в зарубежные страны из любого места земного шара.

Также специалистами ПС на основе украинского фрагмента системы засекреченной оперативной связи КГБ СССР была создана система конфиденциальной связи СБУ с использованием аппаратуры засекречивания временной стойкости. Такие направления ПС как связь в интересах Президента Украины и связь с зарубежными представительствами Украины пришлось формировать заново.

Задачи по развитию и совершенствованию системы специальной связи требовали разработки современных подходов с учётом существующих к тому времени реалий и возможностей. Необходимо было создавать новые системы и средства связи, разрабатывать концепции и современные механизмы обеспечения безопасности и защиты информации в системах специальной связи.

Так, в 1991 году Запорожский завод «Радиоприбор» начал выпуск аппаратуры засекречивания гарантированной стойкости: канальной «Аргунь» и абонентской «Циркон», продолжая как и раньше выпускать командно-штабную машину Р-142Н на транспортной базе ГАЗ-66.

Одновременно продолжалось тесное сотрудничество с Россией, поскольку там осталась вся интеллектуальная часть криптографической деятельности. Все шифровальные средства изготавливалась на российской территории, и все шифры поставляло Федеральное агентство ПС и информации России (далее – ФАПСИ).

15 мая 1992 года в Ташкенте было подписано соглашение между государствами – участниками Союза независимых государств (далее – СНГ), т.е. странами бывшего СССР, об обеспечении безопасности используемых ими шифровальных средств российского производства. 27 августа 1992 года Правительство РФ приняло решение и информировало глав государств – участников СНГ о назначении ФАПСИ компетентной организацией, которой поручено проведение переговоров по вопросам, вытекающим из этого соглашения.

Именно тогда с учётом важности и масштабности поставленных перед подразделениями ПС задач, были приняты решения о создании в структуре СБУ Главного управления правительственной связи (далее – ГУПС), а в нём предусмотреть создание принципиально новых подразделений: научно-техническое управление, управление защиты информации (криптография) и службу президентской связи.

Приказом Председателя СБУ №0160 от 12 октября 1992 года был утверждено штатное расписание ГУПС, а начальником был назначен Сёмушев Юрий Николаевич. В кратчайшие сроки специалистами ГУПС на основе украинского фрагмента системы ПС СССР была создана Государственная система ПС с использованием аппаратуры засекречивания гарантированной стойкости.

Для решения вопросов криптографии были привлечены специалисты из Института кибернетики. Также были задействованы офицеры Высшего военного училища связи, которое занималось разработкой космических средств связи. Таким образом, удалось укомплектовать кадрами Управление защиты информации ГУПС. При этом в полной мере был использован не разрушенный ещё тогда научно-технический потенциал УССР.