Книга Путешествие в Париж. «Римские» каникулы - читать онлайн бесплатно, автор Надежда Далинина. Cтраница 3
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Путешествие в Париж. «Римские» каникулы
Путешествие в Париж. «Римские» каникулы
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Путешествие в Париж. «Римские» каникулы

В один из дней нашего пребывания во Франции мы решили воспользоваться метрополитеном, чтобы доехать до места встречи с Ларисой. Интересующая Киру программа конгресса в этот день начиналась с четырнадцати часов, и у нас было достаточно времени для очередной экскурсии. Откровенно говоря, мысль увидеть парижское метро и сравнить его с нашим московским давно не давала нам покоя. Дорога от нашего отеля до станции метро занимала примерно десять минут. Было утро, не могу сказать, что раннее, часов девять, но создавалось впечатление, что парни из службы по уборке мусора проспали. Везде стояли наполненные контейнеры и урны. На улицах и тротуарах то тут, то там валялись обёртки, пластиковые баночки, целлофановые пакеты и другой всевозможный мусор. Была картина утреннего беспорядка, как после ночного массового гуляния, но это не так, гуляние здесь ни при чём. Уборщики начинают работать поздно, несмотря на то, что это центр европейской столицы. И вообще, Париж чистотой не отличается. А вот парижское метро от московского отличается очень! Наше метро моложе французского на тридцать пять лет. Французское было открыто во время проведения Всемирной выставки 19 июля 1900 года. Все стации имеют сводчатую конструкцию, оформление интерьера очень простое, архитекторы по поводу красоты не заморачивались. Наше московское метро – это произведение искусства, особенно станции начального периода строительства. Не зря существуют экскурсии для иностранных туристов по станциям московского метрополитена, у каждой есть своя история, свой стиль!

Отличительная черта большинства станций парижского метро – это платформенные раздвижные двери, открываются только по прибытии поезда, тем самым гарантируя безопасность пассажиров от падения на рельсы. Существуют в метро и автоматизированные линии, то есть без участия машиниста в процессе движения. Мы узнали, что ехали на таком поезде, только после прибытия на нужную станцию. Стоя на платформе, я высказала мысль, что, зная об отсутствии машиниста, не рискнула бы воспользоваться этой линией, но тут же подумала: а почему я не должна доверять компьютеру и автоматизированному процессу, ведь никто ещё не отменял такое понятие как человеческий фактор, который играет не последнюю роль в аварийных ситуациях на различных видах транспорта. И я постаралась это новшество метрополитена принять. Но то, что в наше время, в центре современной Европы, в метро двери вагонов большинства линий открываются не автоматически, а вручную, – это парадокс! И трудно понять, что, запуская автоматизированные линии, конструкторы не решили такую задачку, как автоматическое открывание дверей. Чтобы открыть дверь вагона, пассажирам нужно нажать зелёную кнопку, а в другом варианте – поднять металлический рычаг. Это, конечно, удивляет!

В метро публика разная, в манере одеваться никакого французского шарма не наблюдается, люди одеты просто, можно сказать, небрежно и даже порой безвкусно. Встречались экземпляры в спортивных трико с вытянутыми коленями, с целлофановыми пакетами в руках. Скорее всего, Франция как законодательница моды проявляет себя только на подмостках модных показов. А может быть, наблюдая за внешним видом людей, которые пользуются транспортом подземки, мы делаем неправильные выводы, и высокая мода, независимо от страны, радикально отличается от моды повседневной, простой, удобной, в которую каждый из нас вносит свой отличительный штрих?! Я допускаю, что так оно и есть.

Прогуливаясь по Парижу, мы часто замечали такую картину: мужчина, везущий перед собой детскую коляску, рядом с ним идёт ребёнок, а на груди в «кенгурятнике» – ещё один. Для нас непривычная ситуация, ведь всё происходит в будни, в дневное время. Это не была воскресная прогулка многодетного папаши. Такие встречи происходили неоднократно, и поэтому они нас заинтересовали. Наш гид Лариса объяснила, что такое разделение обязанностей во французской семье нередко: мать семейства работает, а отец занимается с детьми. И вообще о французских мужчинах она не очень высокого мнения: в основной своей массе они обидчивы, нерешительны и ленивы. Это не моё мнение, а мнение женщины, живущей много лет во Франции и имеющей мужа француза. Ещё нам Лариса рассказала о том, что относительно недавно, где-то примерно с конца девяностых или немного позже (точную дату она не помнит), разрешили женщинам служить в дорожной полиции, прежде это не допускалось законом. И теперь мужчины-водители опасаются попадать под полосатый жезл дамы в полицейской форме, и не напрасно, потому как дамы при задержании нарушителя оттягиваются по полной! С меньшей строгостью к таким водителям относятся мужчины-полицейские.

Архитектура Парижа поражает своей оригинальностью и красотой! Улицы прямые, как лучи, расходящиеся от центральных площадей. Дома, находящиеся в начале улиц, похожи на огромные морские лайнеры или на каменные вытянутые треугольники, острые углы которых сужаются до ширины оконного проёма. Все здания в городе, будь то административные, жилые или исторические, соседствуют с аллеями, скверами, садами, парками или же находятся непосредственно на их территории. Париж – зелёный город, и надо отдать должное ландшафтным дизайнерам и специалистам, ежедневный труд которых позволяет всем нам любоваться этой красотой. Но эти ландшафты были бы менее привлекательными, если бы на их территории не располагались великолепные фонтаны, которые являются отдельным и очень значимым направлением в искусстве. Одну из экскурсий, по предложению нашего гида, мы решили посвятить самым известным фонтанам Парижа. В первый день нашего пребывания в стране мы уже имели возможность полюбоваться двумя прекрасными фонтанами, исполненными в изумрудно-золотых тонах, с колоннами и статуями, изображающими мифических персонажей. Фонтаны Морей и Рек были построены на площади Согласия, чтобы создать композицию с одиноко стоящим египетским обелиском, но получилось так, что они стали восприниматься как отдельные произведения искусства.


Дома, похожие на морские лайнеры


На улицах Парижа


На площади Сен-Мишель находится фонтан Святого Михаила. Святой изображён в тот момент, когда он в борьбе с дьяволом занёс над ним свой меч. Влюблённые считают этот фонтан своим романтическим символом. Бросая монетки, они загадывают желания и верят в их исполнение.

В саду Марко Поло сооружён оригинальный по своему замыслу фонтан Обсерватории, изображающий четырёх обнажённых женщин, кружащихся в танце, эти фигуры олицетворяют четыре стороны света: Азию, Америку, Африку и Европу. На голове они держат сферу с земным шаром внутри. Парижанам этот проект изначально показался вульгарным и вызывающим, но, как часто бывает, со временем они смирились, и фонтан стал неотъемлемым символом города.

Фонтан Невинных находится на площади Жоашен Дю Белле. Это самый старый парижский фонтан, открытый в семнадцатом веке в честь коронации Филиппа Второго. Он создан в стиле ренессанса. Отличительная черта этого фонтана в том, что потоки воды не устремляются вверх, а стекают вниз по ступеням.

Самым романтичным считается фонтан Медичи. Он возведен в семнадцатом веке в стиле барокко для Марии Медичи, чтобы его вид напоминал королевской особе о её родной Италии. Фонтан находится в Люксембургском саду. Во время прогулки по саду мы наконец-то увидели истинных парижанок, это были пожилые леди, как будто только что покинувшие парикмахерский салон. Совершенно белые седые волосы были аккуратно уложены, на лице – минимум косметики, на маленьких, сухоньких ручках – маникюр в бледно-розовых тонах. Они мило беседовали между собой, редко дополняя сказанное жестами. Их костюмы в стиле «а-ля Шанель» были в пастельных тонах, у некоторых из-под рукавов и у ворота виднелись воланы, а одну даму, на вид самую старшую, украшало великолепное жабо. На ногах – туфельки на небольшом каблучке. У каждой была маленькая сумочка с короткими ручками, её нельзя повесить на плечо, как сейчас это принято, сумочки дамы элегантно держали в руках. В Люксембургском саду нет скамеек, но можно отдохнуть на удобных стульях со спинками, которые вы можете поставить в любое понравившееся место. Дамы своей небольшой компанией облюбовали место у пруда, в котором дети пускали управляемые модели корабликов. Глядя на этих леди, можно было подумать, что мы попали в позапрошлый век, где нет стремительных скоростей, компьютеров и всевозможных гаджетов, где даже старость может быть элегантной, красивой и благородной.


Фонтан Морей на площади Согласия


Фонтан Медичи


Люксембургский сад


Люксембургский дворец


Прогулка по Люксембургскому саду


Фонтан Мольера как будто врос в стену здания, он посвящён великому драматургу Мольеру. Чёрного цвета, с книгой в руках, Мольер сидит в кресле, статуя стоит на контрастном белоснежном постаменте. Впечатляет! Фонтан находится на перекрёстке улиц Ришелье и Мольера.

Парижане не очень любят фонтан Сен-Сюльпис. Может быть, замысел архитектора их не устраивает? Оказывается, нет. Обычный фонтан, украшенный статуями рычащих львов. Это многоуровневое сооружение с водопадами и бассейнами. Выяснилось, что фонтан преграждает вход в церковь, находящуюся на площади Сен-Сюльпис. Да, причина нелюбви серьёзная!

Необычное и забавное зрелище – фонтан Стравинского. Сюрреализм! В прямоугольном бассейне под музыку двигаются странные фигуры: огромные губы, разноцветные колёса, скрипичный ключ, шестерёнки, русалка с округлыми формами, извивающиеся трубочки в цветах радуги. Что-то невообразимое и странное. И поэтому смотрится с интересом! Этот фонтан находится рядом с центром современного искусства Жоржа Помпиду. Кстати, у нас с Кирой в планах посещение этого центра в ближайшее время. Ещё мы планируем увидеть не менее уникальный фонтан Агама, но позже. Фонтан находится в центре делового района Дефанс – это за городом, мы решили посетить деловой центр в конце нашего пребывания в Париже.

Самый величественный, изумительный, самый красивый – это всё о фонтане Трокадеро. Он был открыт в 1937 году к очередной Всемирной выставке в Париже. Фонтан представляет собой комплекс газонов и бассейнов. Двадцать водомётов взметают струи разной высоты, с разной силой напора, и брызги воды попадают на проходящих мимо людей. Со стороны Сены фонтан украшают две скульптуры: «Радость жизни» и «Молодость». У верхних бассейнов возвышаются два скульптурных ансамбля: «Лошадь и собака» и «Бык и олень». Со стороны садов Трокадеро смотрят на фонтан скульптуры под названиями «Девушка» и «Человек». В дневное время радужным спектром солнце отражается в струях воды, художественно освещая статуи, украшающие фонтан. Но особенное впечатление на туристов и жителей столицы производит ночная подсветка этого замечательного сооружения. Звучит негромкая музыка, и брызги фонтана, как брызги шампанского, играют под лучами прожекторов и вызывают восторг людей, пришедших полюбоваться этим представлением. Парижане любят фонтан Трокадеро не только за его красоту, но ещё и за возможность в жаркий летний день искупаться в водах большого бассейна или отдохнуть на его склонах! Странно видеть в центре Парижа, на Марсовом поле, вблизи Эйфелевой башни полураздетых людей в купальниках и плавках, резвящихся в воде или лежащих на траве вдоль бассейна. А в зимнее время, когда фонтан покрывается льдом, парижане и гости столицы катаются здесь на коньках. Но этого мы увидеть не смогли, так как было лето, и поверили нашей Ларисе на слово. По обеим сторонам фонтана расположены лестницы, по которым можно спуститься к Эйфелевой башне, что мы и сделали.

Потрясающая, уникальная Эйфелева башня – самый запоминающийся символ Франции, символ Парижа, известный во всём мире! Как можно было не полюбить её с первого взгляда? Как можно было назвать её чудовищной и бесполезной? Даже творческая интеллигенция, писатели и художники (а их набралось триста человек), направили в муниципалитет протест, в котором предлагали разобрать башню, как объект, портящий панораму Парижа! В то время их подвели художественный вкус и чутьё! Башня оказалась очень полезной: здесь в 1898 году был проведён первый сеанс беспроводного телеграфа, в 1906 году размещена радиостанция, в 1908 году оборудована первая высотная метеорологическая лаборатория. Можно очень долго перечислять достоинства этой башни, которая была построена в 1889 году к Международной научно-технической выставке, а выставка была посвящена столетию Великой французской революции. Какая насыщенная и богатая биография! Видно было, с каким удовольствием и взахлёб вела свой рассказ наш гид Лариса, уже потом она призналась, что очень любит проводить экскурсии к Эйфелевой башне, что много читала и изучала архивные материалы об этом уникальном объекте. Так как у нас уже были билеты, купленные ещё в Москве по интернету, нам не пришлось выстаивать огромную очередь в кассу. Около иностранных туристов то и дело шныряли молодые чернокожие мужчины, предлагая сувениры, нанизанные на кольцо из толстой проволоки, изображающие Эйфелеву башню. Прежде чем пройти билетный контроль, мы вместе с Ларисой решили прогуляться в окрестностях башни, и она подвела нас к северной колонне, где находится позолоченный бюст Гюстава Эйфеля. Оказывается, Эйфель проявил свой талант не только в создании этой уникальной башни, но и в конструировании железнодорожных мостов, виадуков и в работе над металлическим каркасом статуи Свободы, которую Франция подарила Америке. А ещё мы узнали, что он приложил руку к созданию Троицкого моста, который находится в Санкт-Петербурге. Пройдя билетный контроль, мы поднялись на одном из трёх лифтов на второй этаж, который находится на высоте ста пятнадцати метров. Кабина лифта оказалась очень большой, народу в неё загрузилось много, стояли плотно друг к другу. Можно было почувствовать дыхание рядом стоящего человека, ощущение дискомфорта нарастало, это происходило ещё потому, что через стеклянные двери лифта были видны огромные колёса, на которые медленно наматывался трос, поднимающий нашу кабину вверх. Гулкий монотонный скрежет сопровождал нас на этом пути. Я боюсь и всегда боялась высоты, но отказаться от подъёма на Эйфелеву башню я себе не могла позволить. Вопрос «На какой уровень дальше будем подниматься?» так и повис в воздухе. Глядя на меня, а вернее сказать, на моё состояние, было понятно, что ста пятнадцати метров вполне достаточно! Ограждение на смотровой площадке показалось мне прочным, и я «смело» приблизилась к нему. Кира поздравила меня с этим героическим поступком, и мы, обнявшись, посмотрели вниз, где лежал, сверкая вечерними огнями, большой и прекрасный город Париж. Душа растворилась и улетела, подхваченная лёгким вечерним ветерком. Этот момент хотелось запечатлеть в памяти навсегда и рассказать всем, кто не знал и, возможно, никогда не узнает то, что ощутила я в этом далёком и загадочном городе. И очень важно, что в моменты открытия, узнавания, восхищения рядом со мной был самый любимый и близкий человек – моя дочь!


Эйфелева башня


Вечерний Париж – это особая неповторимая атмосфера. Неторопливо прогуливающиеся люди, уютные уличные кафе, фонтаны с подсветкой, переливающейся цветами радуги, уличные музыканты, извлекающие из своих инструментов негромкие задушевные мелодии. На первый взгляд кажется – всё то же, что мы наблюдаем во всех вечерних городах мира, но здесь появляется особое состояние души: вам хорошо, легко, вы замечаете, что непроизвольно улыбаетесь, хочется разговаривать вполголоса или просто молчать и слушать. Где-то внутри созревает чувство сопричастности ко всему тому, что вас окружает, что вдохновляет вас, делает тоньше, деликатнее. Эта атмосфера объединяет всех, кто находится на вечерних улицах города: чинно прогуливающиеся пожилые пары, молодых людей, катающихся на сегвеях по старым мощёным улицам, разноязычных посетителей кафе, детей, которым в обычное время давно пора спать, но сейчас всё можно, потому что лето и каникулы, – всё это сливается в единую гармоничную картину покоя, мира и любви! После активного дня, наполненного событиями и впечатлениями, хочется расслабиться и посидеть в кафе, если повезёт, то вы сразу найдёте свободное место, если нет, то вам придётся пройти дальше по улице, откуда не будет так хорошо виден фонтан, но от этого никак не пострадает вкус заказанных вами блюд. Тушёные овощи с душистыми травами и специями, жареный картофель, мясо в кисло-сладком соусе, печеные яблоки и груши в прозрачной карамели – всё просто и вкусно; и, конечно же, французское вино, лёгкое, с романтичной ноткой парижского вечера!


Вечерний Париж. Вид с Эйфелевой башни


Мы так привыкли, что в Париже всегда хорошая солнечная погода, которая настраивает нас на позитивный лад, что накрапывающий утренний дождик удивил нас и немного расстроил. Но ничто не могло помешать нашему посещению Лувра, намеченному на этот день. Миллионы людей приезжают в Париж из разных стран, чтобы увидеть сокровища одного из самых популярных художественных музеев мира, который находится на правом берегу Сены на улице Риволи. Здание музея – это старинный королевский дворец, на протяжении длительного времени он неоднократно менял своё функциональное предназначение. В какое-то время он был крепостью с мощными каменными стенами. Здание выглядит фундаментально и основательно, и соседство с хрупкой стеклянной пирамидой, которая возведена в центре Наполеоновского дворика, слегка удивляет. Автор пирамиды – архитектор китайского происхождения Йо Минг Пей. Парижане, как это часто бывает, приняли в штыки странное и, как им казалось, неуместное архитектурное сооружение, но потом смирились и в путеводителях по Парижу причисляют его к достопримечательностям города. В настоящее время стеклянная пирамида выполняет роль входа с кассами. У каждой грани пирамиды расположен треугольный бассейн с фонтанами. А вот скульптура Людовика Четырнадцатого, восседающего на резвом скакуне, очень гармонично смотрится на фоне Лувра.


Лувр


Стеклянная пирамида Лувра


Внутри стеклянной пирамиды Лувра


Знаменитый музей собрал в своих залах невероятное количество реликвий, представляющих не только минувшие эпохи Европы, но и культуру других стран: Египта, Греции, Ближнего Востока, Ирана, Африки и Америки. В нём гармонично сочетается прошлое с настоящим. Самое знаменитое полотно Лувра – «Джоконда» Леонардо да Винчи. В зале, где висит картина «Мона Лиза», всегда многолюдно, оригинал картины небольшого формата находится под защитой толстого бронированного стекла, вокруг картины стоят турникеты, не позволяющие приблизиться к ней. Через толпу очень трудно пробраться, чтобы встать у самых турникетов и рассмотреть это художественное произведение. Многоязычный говор, щёлканье фотокамер, напряжённые взгляды, пытающиеся уловить в этом шедевре то, о чём только слышали или читали, то, что хотели увидеть, но не смогли, ещё будучи у себя на родине, тщетно пытаясь рассматривать репродукции. И теперь, находясь в Лувре, экскурсанты с большим интересом устремили свои взоры на оригинал. Скажу вам откровенно: это сделать было очень трудно, стекло, защищающее полотно, бликовало, расстояние от толпы до портрета было велико, сам портрет имел очень небольшой формат. С самого начала на лицах людей был восторг ожидания, все без исключения хотели увидеть загадочную улыбку на лице Моны Лизы. И здесь, как по заказу, из соседнего зала появилась группа туристов с англоговорящим гидом, мы стали прислушиваться к лекции экскурсовода, которая объяснила причину таких строгих мер безопасности. Оказывается, «Джоконда» 22 августа 1911 года была украдена итальянцем Винченцо Перуджа, он мотивировал свой поступок патриотическим порывом и желанием вернуть картину на родину в Италию. Но, проспав на матраце, под которым лежала картина, два года, Винченцо решил продать творение знаменитого мастера, позабыв напрочь о патриотизме и альтруизме. На этом горе-похититель и погорел! Вокруг похищения ходило множество слухов. Вначале его приписывали Кайзеру Вильгельму Второму, желающему развязать новую войну с Францией и доказать слабость этой страны. Затем – Сальвадору Дали, учитывая его экстравагантность и немыслимый эпатаж. И уже потом заподозрили Пабло Пикассо, вспомнив его некорректное и злобное высказывание в адрес музея: «Лувр – это гробница искусства». Несколько лет газеты пестрили всевозможными предположениями, и только сообщение о гибели «Титаника» вытеснило тему похищения «Джоконды» с первых газетных полос. С тех пор возвращённое в Лувр полотно усиленно охраняется.

Дальше экскурсовод повела речь о загадочной и неуловимой улыбке Моны Лизы, которую не каждый способен увидеть и понять. А улыбка эта может проявиться под определённым углом зрения, и рассматривать нужно лицо не полностью, а фрагментами: отдельно подбородок, отдельно губы и кончик носа, зрительно совмещая их! Друзья мои, ну как это можно принимать всерьёз?! Но экскурсанты слушали внимательно и начинали проводить эксперименты над своим зрением, пытаясь найти правильный угол, под которым нужно смотреть на картину. Они наклоняли головы то вправо, то влево, некоторые поочерёдно прикрывали ладонью глаза. На это было грустно смотреть. Кто придумал эти уловки и позы, которые позволят увидеть то, чего нельзя видеть, просто спокойно глядя на картину?! Я не хочу показаться Фомой Неверующим или круглой невеждой, но повторять за кем-то, что меня очаровала неуловимая, постоянно меняющаяся улыбка этой безбровой, но, конечно же, талантливо изображённой девушки, я просто не могу. Ещё в XIX веке, и я это узнала совершенно случайно, известный искусствовед Теофиль Готье считал «Мону Лизу» не лучшей работой гениального Леонардо да Винчи. А ведь картина стала известной и привлекла к себе внимание только после злополучного похищения. Господа, кому-то не понравятся мои размышления, но это моё личное мнение и моё впечатление от увиденного. И я в своих чувствах была не одинока: на лицах экскурсантов я наблюдала некую растерянность, это говорило о том, что люди не могли уловить момент то появляющейся, то исчезающей загадочной улыбки «Джоконды»! Но им неловко было это признать… Ну, довольно об этом, а то я слишком увлеклась.

Переходя из зала в зал, не перестаёшь восхищаться невероятным количеством реликвий, представляющих собой шедевры, отражающие культуру минувших эпох разных стран. Описать это невозможно, это нужно видеть! Одни только росписи на потолках достойны восхищения, не говоря уже о трехстах пятидесяти тысячах произведений, находящихся в залах Лувра! Великолепные скульптуры поражают воображение, говорят о высоком мастерстве и профессиональном владении знаниями анатомии человеческого тела. Самые известные скульптуры музея – это Венера Милосская и Ника Самофракийская. При взгляде на плавные, нежные изгибы женской фигуры забываешь, что всё это сделано из твёрдого мрамора, плохо поддающегося обработке. Кажется, что в камне чувствуется тепло, что это тело дышит и живёт! И не хочется вступать в дискуссию о том, что было у Венеры Милосской в руках, а может, их никогда и не было, и безрукая Венера так задумана автором. Это не имеет значения! Она прекрасна, женственна и создавалась с любовью! И очень жаль, что у Ники Самофракийской – богини победы – отсутствует голова, но у неё есть крылья, и она может взлететь!

День был долгим, но интересным, с массой впечатлений и разных открытий. Приближался чудесный летний вечер, и мы с Кирой поспешили в кафе, приглянувшееся нам накануне. Сидели в удобных плетёных креслах у круглого столика, на котором стояла маленькая лампа с сиреневым абажуром, и разговаривали. Нам всегда есть о чём поговорить, у нас очень много общего, при этом мы такие разные, но самые близкие и родные люди на свете, и нам хорошо, когда мы вместе. Уже был поздний вечер, завтра наступит новый день, надеемся, что он нас не разочарует и будет ярким и позитивным. А пока – доброй ночи, Париж!..

Солнце разливалось по улицам города, а значит, можно предположить, что с самой высокой точки Парижа – стотридцатиметрового холма Монмартр – в хорошую солнечную погоду будет прекрасный обзор, на пятьдесят километров вокруг. Так, по крайней мере, утверждается в путеводителе. А если выражаться точнее, то нас интересовала одна из самых популярных достопримечательностей французской столицы – собор Сакре-Кёр и его смотровая площадка. Взойти на Монмартр можно по знаменитой лестнице или с помощью фуникулёра. Ещё в девятнадцатом веке Монмартр привлёк к себе внимание многочисленных деятелей искусств. Здесь жили и творили Ренуар, Тулуз-Лотрек, Ван Гог, гораздо позже – Пикассо, Модильяни, Брак. Бедные художники и поэты снимали здесь маленькие комнатки, где не было света, газа и на несколько этажей был всего один водопроводный кран! Как они жили в таких условиях, трудно представить! Как соблюдали личную гигиену? Этот вопрос остаётся без ответа. Бытовых условий не было, а вот многочисленных баров и кабаре было достаточное количество. И все они имели интересные названия: «Проворный кролик», «Мулен Руж» («Красная мельница»), «Чёрный кот». Монмартр является излюбленной целью туристов, он оккупирован художниками-портретистами, карикатуристами и графиками, которые за небольшую плату, в течение пятнадцати минут, напишут ваш портрет или карикатуру на вас. Кроме экспресс-произведений, художники занимаются выставками собственных работ, тут же, недалеко, на площади Тертр. Во время подъёма на холм мы любовались живописными улочками, на которых нередко встречались церкви и часовни, галереи художников, музеи, многочисленные скульптуры. Восхождение немного утомило нас, и мы решили отдохнуть в одном из многочисленных кафе. Делая заказ, мы и не догадывались, что находимся в очень известном кинематографическом месте, а именно в кафе «Две мельницы», где снимался фильм «Амели» с Одри Тоту в главной роли. Мне очень нравится эта картина, где девочка, не имея больших возможностей и средств, смогла сделать свою жизнь и жизнь окружающих людей более яркой, доброй и многоцветной! И в награду за это она получила любовь! Конечно, почти сказочная история, и фильм снят необычно, но какое светлое и душевное настроение после просмотра! Немного подкрепившись, мы продолжили свой путь. Многочисленные художники Монмартра ничем не отличаются от уличных художников на московском Арбате или от художников на проспекте Кирова в Саратове. Я думаю, что в центре каждого города есть улица, где можно быстро и недорого получить свой портрет, чаще всего, как показывает практика, отдалённо напоминающий реального заказчика. И вот наконец – вершина холма, увенчанная собором Сакре-Кёр, который чаще всего экскурсоводы называют «Базиликой Святого Сердца». Возведение храма шло медленно, с 1875 по 1914 год. Плывущий грунт, изрытый старинными каменоломнями, финансовые проблемы – всё это тормозило строительство, но произошёл прорыв благодаря энтузиазму архитектора Поля Абади и отдельных религиозных деятелей. Внутри базилика украшена цветными витражами и монументальной мозаикой на тему «Благоговение Франции перед Сердцем Господним», выполненной художником Мерсоном. Над портиком возвышаются две конные статуи – Людовика Святого и Жанны Д’Арк. Белокаменный храм восхищает, создаётся впечатление воздушности и невероятной лёгкости этого великолепного сооружения. Со смотровой площадки собора Сакре-Кёр открывается панорама города, и верно сказано в путеводителях, что в погожий солнечный день всё видно, как на ладони, можно рассмотреть каждую улицу. Восхождение на самый высокий холм сто́ит того, чтобы увидеть Париж в солнечных лучах летнего дня!