Смотри, не поддавайся иллюзии, которую принято называть «борьбой за жизнь». Эти слова имеют смысл, только если они означают «борьба за Бога»… Для того же, кто нашёл свою жизнь в Боге, не существует никакой борьбы за жизнь. Бог не ведёт ни с кем никакой борьбы. Само присутствие Божие – победа (Николай Сербский. Мысли о добре и зле). После увлечения борьбой со злом следует этап самоотверженной борьбы за Добро, наконец становишься Счастливым от «просто Жизни»?
Силой ничего не верши (Клеобул, VI в. до н. э.). Бороться со злом – что конфетку из дерьма голыми руками делать? Хуже? Но руки «чешутся»? Охота пуще неволи (желание крепче тюрьмы)…
Средства борьбы со злом оказываются иногда хуже самого зла (Публий Сир, I в. до н. э.). Идея борьбы со Злом – основа несчастья?
Добро и зло только на первый взгляд враждуют? Если присмотреться – враждует только зло со злом – в пользу добра («Фауст» Гёте), которое враждовать неспособно в принципе?
Почти всякое зло творится под ложным предлогом добра (Буаст, 1765–1824).
Добро не носит маску зла,Но часто зло под маскою добраТворит свои безумные дела.(О. Хайям)В моём лице? Моими руками?
О Добре: это – мир особый,Каждый полон идей благих,Осуждая почти без злобыВсё известное зло… в других.(С. Н. Красавцев. Лето прошло. М., 2006)
Осуждает непонимание. Всего не понять, но Добра держаться – не прогадать?
Ханжество в том, что люди поступают зло, но перед другими создают видимость, что их намерения добры и что они желают совершить нечто хорошее (Гегель, 1770–1831).
Притворство доброты отталкивает больше, чем откровенная злоба (Л. Н. Толстой, 1828–1910).
На свете творилось бы очень мало зла, если бы нельзя было творить зло под видом добра (Мари Эбнер-Эшенбах, 1830–1916).
Сея зло от благочестья, вечной славы ждут себе,Но за злобу зёрна мести прорастают в их судьбе.А тем, кто зол, всегда живётся плоше,Своим же злом себя они казнят.Злость человека – тягостная ноша,И наказание его, и ад.(Мирза-Шафи, 1792–1852)Сеющий зло пожинает раскаяние (Саади, 1203–1292).
Зло, точно волна, ударяет о берег и возвращается назад (Г. Сенкевич, 1846–1916).
Лишь отрешение от мыслей о славе, богатстве и власти освобождает от пошлости (Хун Цзычэн, XVII в.).
Только злые люди зла боятся (В. Скотт, 1771–1832).
При этом большинство боящихся считают себя добрыми? Конечно, не в том смысле, какой я вкладываю в слово Добро. «Обычный» человек понимает слово «добрый» как угодно, только не как стремление к постоянству особого состояния души, не имеет понятия о Самонаблюдении, услышав о нём, тут же вытесняет это осознание как опасное: срабатывает так называемая психозащита, или защита встроенной чужеродной программы?
Злой и самого себя ненавидит (удмуртская пословица).
Невозможно делать зло другим, не делая его самому себе (Бу-аст, 1765–1824).
Злоба чаще всего впитывает в себя свой собственный яд и отравляется им (Монтень, 1533–1592).
Ужас человеческой жизни заключается в том, что добро осуществляют при помощи зла, правду – при помощи лжи, красоту – при помощи уродства, свободу – при помощи насилия (Н. А. Бердяев).
Порок как раз в том, чтобы недобро делать доброе (Эразм Роттердамский, 1469–1536).
Правда, сказанная злобно, лжи отъявленной подобна (У. Блейк, 1757–1827).
Прежде чем ополчаться на зло, взвесьте, способны ли вы устранить причины, его породившие (Вовенарг, 1715–1747). Глобальная причина – нехватка добра, безмятежности в собственной душе?
Пример заразителен, поэтому все благодетели и злодеи находят подражателей. Добрым делам мы подражаем из чувства соревнования, дурным же – из врождённой злобности, которую стыд сдерживал, а пример выпустил на волю. Даже врождённая свирепость реже толкает на жестокие поступки, нежели самолюбие (Ларошфуко, 1613–1680).
Самые злобные люди – это люди, которые не любят Себя (Н. А. Бердяев).
От злобы, что нацелена в людей, как правило, страдает сам злодей (Фирдоуси, 940-1020).
Злому делать добро так же опасно, как доброму зло (Плавт, ок. 254 – ок. 184).
Если учесть, что каждый бывает и добрым и злым, то нужно быть чутким?
Берегись каждого, кому ты сделал добро (турецкая пословица).
Моё «добро» может восприниматься как зло, требующее мести, либо как услуга, подачка, требующая отплаты, взаимности, которая может оказаться тягостным долгом, нежелательным, невозможным – озлобляющим?
Причинять людям зло большей частью не так опасно, как делать им слишком много добра (Ларошфуко). Услуга, дар, превышающие возможности благодарного человека, вынуждает его чувствовать себя вечно обязанным? Иногда ему легче убить своего «благодетеля»? Неблагодарный же станет наглым паразитом, презирающим «слепого»? Как же стать «зрячим»?
Люди ненавидят оказавших им услугу и перестают ненавидеть оскорбивших их (Ларошфуко, 1613–1680).
Давать советы – всегда ошибка, но хорошего совета не простят никогда (О. Уайльд, 1856–1900).
Благотворительность – больше родит потребностей, чем устраняет нужд. Истинная цель благотворительности не в том, чтобы благотворить, а чтобы некому было благотворить (В. О. Ключевский, 1841–1911).
Мужчина охладевает к женщине, слишком сильно его любящей. Видимо, с сердечными чувствами дело обстоит как с благодеяниями: кто не в состоянии отплатить за них – становится неблагодарным (Шамфор, 1741–1794).
Не принимай благодеяний, без которых можешь обойтись (Кант, 1724–1804).
Где милосердие – там и ненависть. Вместо старания прослыть милосердным – отринул и ненависть, и милосердие (Хун Цзы-чэн, XVII в.).
Какие услуги ни оказывай людям, им всё равно не сделаешь столько добра, сколько, по их мнению, они заслуживают (Вовенарг, 1715–1747). Для несчастных Добра нет – хоть всё им (мне!) отдай? Как в сказке О. Уайльда «Счастливый принц»? Блажен лишь дающий тайно?
Если вы подберёте на улице дворовую собаку и накормите её, она никогда вас не укусит. В этом и состоит разница между собакой и человеком (Марк Твен, 1835–1910).
Стремись к благу ближних, но не будь рабом их прихотей или притворства, ибо это будет всего лишь податливость или слабоволие, обращающее в рабство отличных людей. Не одаривай также жемчугом Эзопова петуха, когда ячменное зерно его больше осчастливило бы (Бэкон, 1561–1626).
Величайшее добро, какое можно сделать для другого, – это не просто поделиться с ним своими богатствами, но и открыть для него его собственные богатства (Дизраэли, 1766–1848). Точнее, помочь ему искать?
Все злодеи неблагодарны, и нужда служит им достаточным предлогом, чтобы прибегать к средствам недозволенным (Сервантес, 1547–1616).
С утопающими надобна сугубая осторожность – дабы и его спасти и самому не утонуть (Грасиан, 1601–1658).
Выдающий себя за спасителя рискует быть распятым (испанская пословица).
Если не поранена рука, она может коснуться змеиного яда – не опасен яд здоровой руке. Только для того безвредно зло, кто сам не творит его (индийская мудрость).
Сотворишь и не заметишь… Гарантия – быть в Добре? Бодрствовать, бдить!
Осуждение за добро есть единственная проверка искренности служения добру (Л. Н. Толстой).
Совершать дурные поступки – низко, делать добро, когда это не сопряжено с опасностью – вещь обычная. Хороший – кто делает большие и благородные дела, даже если он при этом рискует всем (Плутарх, 46-126). Это со стороны, снизу смотреть страшновато, Человек же Счастлив?
Как ни мало благодеяние, оно пустит сотню ростков, если оказано достойному (индийская мудрость).
Люди получили от богов две блаженные способности: говорить правду и творить добро (Пифагор, 580–500). Кажись, вот же Оно – Счастье! Ан нет! Оказывается, в неблаженном (сиречь несчастливом) состоянии души-ума искренне делать добро невозможно. Заколдованный круг? Начать с правды?
Добро – это воля к счастью (Фейербах, 1804–1872).
Добро – Высший, Свободный ум? Глупый в Добре – Умён; умный во зле – безУмен, неБлажен?
Добро – то, что соответствует стремлению к Счастью, зло – то, что ему заведомо противоречит. Добро – то, что отвечает эгоизму всех Людей (Фейербах, 1804–1872).
Почему же слово «злосчастный» на слуху, а «добросчастный» – архаизм? Причина – в представлении о счастье послесмертном? Да и библейский Иисус Христос кажется скорее страдающим, чем счастливым… С другой же стороны, Библия призывает радоваться, а уныние объявляет смертным грехом, но это почему-то остаётся без внимания?
Когда я добрый – явно счастлив, страдаю же, когда жду отдачи, а это уже не добро… Но понял это не так давно, раньше же запрещал себе это ДоброСчастье, когда оно мешало планам, ведущим, как мне казалось, к счастью… Так и остальные? До поры?
Чтобы взойти солнцу, нет нужды ни в молитвах, ни в заклинаниях, оно вдруг начинает посылать свои лучи на радость всем; так не жди и ты ни рукоплесканий, ни шуму, ни похвал, чтобы делать добро, твори благодеяния добровольно – и будешь любим, как солнце (Эпиктет, 50-138). Для этого нужно быть так Высоко, чтобы люди могли увидеть Меня, только подняв голову – сравнявшись?
Мы преисполнены нежности к тем, кому делаем добро, и страстно ненавидим тех, кому нанесли много обид (Лабрюйер, 1645–1696).
Смотрю благожелательно на всё сущее, каждое слово спокойно, приветливо, благосклонно, каждое действие служит развитию добра (Будда, 623–544).
Добро моё – душа моя (туркменская мудрость).
Добрый заботится о злых, злые – опора доброго. Если злой не ценит учителя (то есть каждого. – Прим, авт.), а учитель презирает злого – слепы оба (Лао-Цзы, VI–V вв.).
Делая добро людям, не требую от них благодарности. Если буду требовать от них (или ждать в глубине души. – Прим, авт.) благодарности, моё желание сделать добро причинит вред (Хун Цзычэн, XVII в.).
Каждому надо оказывать добра столько, сколько, во-первых, сам можешь сделать, а затем ещё сколько может принять его тот, кого любишь и кому помогаешь (Цицерон, 106-48 до н. э.).
Умеете ли вы отдавать, об этом не напоминая,А только лишь добро желать, и этим день свой измеряя,Благодаренья не прося, считая, в этом – сущность вся?Умеете ли вы прощать за зло, невежество без края,И руку в трудный час подать, и, этим век свой измеряя,Спокойно, мудро рассудить, и без тщеславья в сердце жить?(Евгений Маслов, 22.04.2010)Делающий добро другому, делает добро самому себе не только в смысле последствий: сознание добра даёт уже большую радость (Сенека, IV до н. э. – 65).
Как правило, именно добрые приносят наибольший вред (Г. Адамс, 1834–1918).
Следую Дао – сникают злые духи, не могут повредить. Безвредны злые – безвредны и добрые. Злые и добрые лишились вреда – их Дэ сливается воедино… Дао – источник миллионов, сокровище добрых, убежище злых. Из дорогих подарков выбираю один – Дао, и злые выбирают Дао (Лао-цзы).
Когда боюсь, что узнают о содеянном мной зле, ещё могу найти путь к добру. Когда же стараюсь, чтобы узнали о сделанном мной добре, – порождаю зло (Хун Цзычэн, XVII в.).
Не ищи видимого возмездия за добро: оно дано тебе одновременно с поступком. И не думай, что если ты не видишь возмездия за совершённое зло, то его не будет. Оно уже есть в твоей душе. Ты ошибаешься, относя боль твоей души к другим причинам. Не думай, что твоё доброе расположение к людям – это подарок, который ты делаешь своим ближним: ты делаешь этот подарок самому себе (Л. Н. Толстой).
Да, если ощущаю это счастье.
Тот, кто делает добро другому, делает больше всего добра самому себе – не в том смысле, что ему будет за это награда, а том, что сознание сделанного добра даёт уже большую радость (Сенека, IV до н. э. – 65).
Благодеяние состоит не в даре, а в душе дающего. Когда творишь добро, сам испытываешь некое радостное удовлетворение и законную гордость, сопутствующую чистой совести (Монтень, XVI в.).
Практикующим добродетель с целью снискать расположение Бога Мастер обычно рассказывает такую историю. Участникам бесплатного розыгрыша кадиллака, организованного мыловаренной компанией, задавали вопрос: «Почему вам нравится наше мыло»? Одна женщина честно ответила: «Потому что мне хочется кадиллак» (из Э. Мелло).
Бог есть само Расположение? Сама Дружба, сама Любовь в моей душе?
Жёлтая река течёт тысячи миль на север, затем поворачивает на восток и течёт непрерывно. Неважно, как она изгибается и поворачивает, её воды выходят из источника на горе Кунь-лунь (притча). Если живу с Добром в сердце, моё действие исходит из Доброго намерения, согрето Теплом души – Счастлив, что бы ни делал?
В себе самом, внутри источник добра. Он не перестанет журчать по мере того, как будешь раскапывать его (Марк Аврелий, 121–180).
Тот, кто к людям добр и нежен,За добро добра не ждёт.Злой ли, добрый – неизбежноЧто посеет – то пожнёт.(Мирза-Шафи, 1792–1852)Точнее – «что он сеет, то и жнёт»?
Приставлять одно доброе дело к другому так плотно, чтобы между ними не оставалось ни малейшего промежутка, – вот что я называю наслаждаться жизнью (Марк Аврелий).
Как переходящий трясину с её коварно красивыми ловушками может ими любоваться, только научившись держаться твёрдой тропы, так и Счастливым может быть только держащий себя в Добре?
То добро, что в жизни вкусил,И то зло, что в жизни вкусил, —Всё зависело от тебя,От стремлений твоих и сил.Не судьба играла с тобой —Ты добро и зло заслужил!(С. Торайгыров, 1893–1920)Если тень человека идёт впереди его, это не значит ещё, что человек идёт за своей тенью (В. О. Ключевский, 1841–1911).
Если упорно не следую теплу Света, то незаметно, но обязательно становлюсь Тенью!
Доброе дело совершаю от чистого сердца, не думая о корысти. Лишь тогда приходит истинное счастье (Ли Юй, 1611–1680).
Ловушка нужна для ловли зайцев. Поймав зайца, забывают про ловушку. Слова нужны, чтобы поймать мысль, – когда мысль поймана, про слова забывают. Как бы мне найти человека, забывшего про слова, – и поговорить с ним! (Чжуан-Цзы, 369–286 до н. э.).
Можно продолжить: мысль нужна, чтобы родилось чувство, чувство нужно, чтобы возникло состояние? Именно Состояние имел он в виду, говоря о «забывшем слова»? Цена Жизни – усилие в Правильном состоянии или усилие в этом направлении?
Есть один несомненный признак, разделяющий поступки людей на добрые и злые: увеличивает поступок любовь и единение людей – он хороший; производит вражду и разъединение – он дурной. (Прежде всего – в какое состояние этот поступок приводит мою душу – во вдохновенно-доброе или… – Прим. авт.). Делая добро, будь благодарен за это (блажен! – Прим, авт.) Доброе дело совершается всегда с усилием, но когда усилие повторено несколько раз – то же дело становится привычкой. Делай добро тайно и жалей, когда про него узнают, и ты научишься радости творить добро. Сознание доброй жизни без одобрения за неё людей есть лучшая награда доброй жизни (Л. Н. Толстой, 1828–1910).
Лучше втайне творить добро, ничем не выделяться, чем прослыть высоконравственным. В зле страшна секретность, в добре страшно стремление быть на виду. Вред, причинённый видимым злом, поверхностен, скрытым – глубок. Когда добро скрыто – польза от него велика (Хун Цзычэн, XVII в.). Если Добро в сердце – бояться нечего: Зла для меня нет? В любом случае упор делать на поддержании Добра в душе, а не на выявлении возможного зла извне?
Не успокаивайтесь, не давайте усыплять себя! Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро (А. П. Чехов, 1860–1904).
Слово лучше, нежели даяние (Библия премудрости Сираха, 18:16).
Если удалось сделать доброе дело и это становится известным, чувствую себя не вознаграждённым, а наказанным (Шамфор, 1741–1794).
Когда мы счастливы – мы всегда добры; но когда мы добры – мы не всегда счастливы (О. Уайльд, 1854–1900).
Точнее, думаем, что мы сделали доброе дело кому-то, но он-то так не считает, не чувствует! Отсюда и «чёрная неблагодарность», нелюбовь ближних – несчастье?
Зло растёт из добра, когда не умеют управлять… добром (Демокрит, V–IV вв. до и. э.).
Зло не рождается из самого себя, а выделывается при неумелом обращении с добром (В. О. Ключевский, 1841–1911).
Если неумение – это несовершенство, тогда понятно, почему «благими намерениями вымощена дорога в ад». Вот поэтому-то сделал я, несовершенный, «доброе» дело – и убегай! Это касается и данной книги как дела. С другой стороны, не получу обратной связи – как расти до «умелого» восприятия доброты мира, Мира как Добра, слияния с Миром в Добре? Собственного сознания маловато. Лучше уж стерпеть некоторые побои?
Лучшее в добрых делах – это желание их утаить (Блез Паскаль, 1623–1662).
Если ты сделал добро – скрой; если тебе сделали добро – расскажи (арабская пословица).
Может быть, лучше считать своё дело не добрым, а естественным: захотел – вот и сделал. Конечно, хотел как лучше. И злым не считать: сорвался, не успел подумать, доброй воли не хватило – маловато ещё… Если ближний меня всё же искренне благодарит – приятно, конечно, но я-то понимаю: благодарность адресована Основе, потому что «моё» желание было от Неё. Если ругает, опять же, не принимаю на свой счёт, но извиняюсь, компенсирую, если это уместно: передо мной – Основа, это Её «игра». Реальное общение – Основы с Основой же – через нас Свои проявления.
«Добро – зло» – Её игра с Собой же. Свобода Игры и есть Счастье?
Не забывай услуг, тебе оказанных, но забудь оказанные тобой (Публий Сир, I в. до н. э.).
Чистое всегда выходит из грязи, светлое всякий раз возникает из тьмы (Хун Цзычэн, XVII в. Вкус корней).
Например: боль → страх → уважение → понимание → Любовь?
Коль совершил зло, пусть хоть оно исправит тебя (Аттар, поэт-суфий, 1119–1234).
Зло – в добре, добро – во зле. Добра частица есть во всяком зле, лишь надо мудро извлекать её. Земляника растёт и под крапивой (У. Шекспир, 1564–1616).
Зло есть непонятое добро (Л. Н. Толстой).
Когда многие возьмутся за дело – не бывать добру (Биант, VI в. до н. э.).
Как будто свершивший злодеянье не один из нас… Как святой и праведник не могут подняться выше высочайшего, что пребывает во всяком из нас, так и злой со слабым пасть не могут ниже той низости нижайшей, что также есть во всяком из нас. Как единому листочку не пожелтеть, если всё дерево не даст на это безмолвное согласие, так и преступнику не совершить злодейства, не заручившись всеобщим скрытым нашим пожеланьем. Словно в общем шествии, все вместе мы идём к своему божественному «я». Если падает один из нас, то ради остальных, чтоб избегали камня преткновения… Убитый не бывает непричастным к своему убийству, и на ограбленном есть часть вины за грабёж. Праведник не вовсе неповинен в проступках нечестивца – тот, чьи руки чисты, всё ж запятнан делами злодея. Виновный бывает жертвой оскорблённого, а приговорённый несёт бремя безвинных и непорочных (Джебран, 1883–1931).
О «грехах» обеляемой жертвы обычно знают меньше, чем «грехах» очерняемого обидчика? Впрочем, часто жертве приписывают то, чего вовсе не было, особенно если жертва была изгоем, чужим, слабым, а обидчика оправдывают, потому что свой или сильный: обвинять опасно… На самом же деле в «грехе», как и в «добродетели», все равны?
Всякого приходящего или всякого встречаемого надо принимать как посланца Божия. Первый вопрос да будет у тебя внутри: что хочет Господь, чтобы я сделал с этим или для этого лица. Всех принимать как образ Божий, с почтением и желать сделать добро ему (Феофан Затворник, 1815–1894).
Человек, делающий других счастливыми, не может сам быть несчастливым (Гельвеций, 1715–1771).
Человек – целый мир, было бы только основное побуждение в нём благородно (Ф. М. Достоевский, 1821–1881).
Сердце, предавшееся добру, излучает благодать непрестанно… сеет вокруг себя здоровье, улыбку, духовное благо (Клизовский, 1874–1942).
Придёт минута, когда всё прошлое предо мной исчезнет. Завеса разорвётся, мечты кончатся. Я буду помнить только о небольшом количестве добра, которое успел сделать (Ф. Вейсс, 1751–1802).
Сказал внуку дед: «В каждом человеке борются два волка. Один волк представляет всё зло, какое есть в человеке: зависть, ревность, эгоизм, амбиции, сожаление, ложь. Другой представляет добро: любовь, надежду, уважение к другим, доброту, верность, мудрость». – «А какой побеждает?» – «Которого ты кормишь» (индейская притча).
Главным условием своего Счастья считаю особое – Доброе – состояние души, которое постоянно ищу, найдя – поддерживаю чем только могу: прямой концентрацией на Нём, добрыми мыслями, молитвами, думая обо всём (людях, делах) через призму этого Состояния – из Добра. Именно так могу видеть людей, мир Хорошими, пытаться Понять= Простить, в том числе и себя. Если же душа невольно погрузилась во Тьму – жизнь представляется адом, через который приходится идти… Лишь прочувствовав боль, грязь, холод его глубин, можно вырваться снова наверх, к Свету, Теплу и – быть бдительным: беречь внутреннее Добро, как тепло очага эпохи великого оледенения…
2007–2014
Долг счастья
Существует не только счастье долга, но и долг счастья.
Леббок«Две обычные причины несчастья: незнание того, как мало нужно для счастья, и – мнимые потребности и безграничные желания» (Гельвеций).
«Потребности изменяются с привычками» (Бернарден де Сент-Пьер).
Что же нужно, чтобы настоящие потребности заняли место мнимых? Привыкнуть уединяться? Пожить где-то на природе? Заняться Делом? Или до конца (пусть даже печального) насыщать мнимые, поддавшись року?
Что такое счастье для меня? Что я чувствую, когда счастлив? Какое состояние можно назвать счастьем?
Пожалуй, я довольно счастлив сию минуту, когда пишу, зачёркиваю, переделываю – для всех! Сейчас мной владеет вдохновение, я испытываю радость творения! Окно раскрыто в летний вечер с его звуками, запахами, зеленью каштана, чьи листья излучают почти осязаемую приязнь.
Но я бываю счастлив и по-другому, в других обстоятельствах, – что же в этих состояниях общего? Радость – да! Подъём, Тепло и Свет, Благодать, готовность обласкать всех и вся, тихий Восторг, всё видится Прекрасным – и оно действительно становится Таким, заглядывая мне в глаза! Всегда бы так!
Конечно же, спина расправлена, глаза лучатся, дышится легко, свободно, полно, блаженная расслабленность при избытке сил, предельная ясность, чёткость сознания, восприятия, яркость и чистота ощущений. Душа парит!
Почему это состояние у меня непостоянно? Как его вызывать? Какие условия нужны для его возникновения? Как сделать, чтобы оно было почаще? А лучше – всегда! Как «зажечься и гореть»?
Если у несчастья причин много, то счастье, по идее, беспричинно? Как же достичь этой беспричинности? Увы, обычно я в плену стойкой иллюзии причинности счастья. Причины очевидны: еда, сытость, допинг (чай, шоколад и тому подобное), редкое, постоянно ускользающее сознание достатка, сознание обладания чем-то, музыка, природа, любящий взгляд, доброе слово, какая-то деятельность (например, в саду возишься или на рыбалке сидишь)…
Но с одной стороны, эти причины не всегда срабатывают, с другой – счастье настигает порой врасплох, ни с того ни с сего.
Пожалуй, основа счастья для меня – это прежде всего здоровье, доброе самочувствие. Так будьте же здоровы!
Это интересное, захватывающее, нужное добрым людям Дело.
Святой Долг перед Самим Собой, перед Ближним – перед Любовью в сердце.
Если Дело и Долг совпадают – можно говорить о призвании, миссии.
Это Истина-Добро в душе, Высшее начало во мне, Высшее Сознание, которое проявляется во мне не так часто, как хотелось бы, поэтому всё время приходится Его искать, «стяжать».
Истину ищут все, найдя же, понимают, что Она всегда была им известна. И как понятие, и даже в ощущении – случайно. Просто они не знали, что она – это Она.
Искать – значит выбирать из известного, что именно возвести в ранг Истины. Её нужно признать, узнать и возвеличить, поставить на надлежащее место – возвести на трон своей души. Никто за меня этого не сделает, указав: «Вот Она!» Я должен НАЗНАЧИТЬ Истину сам. Точнее – Сам, ибо великое видится только в возвышенном состоянии. Тогда Истина становится главной моей идеей, фундаментом личностной программы, основой счастья. Я стремлюсь к Ней – и чаще ощущаю Тепло в душе, вижу Свет.