То есть, вы садитесь напротив своего ребенка и обсуждаете с ним какое-то событие, делитесь какими-то впечатлениями, рассказываете ему о своем детстве, приводите примеры и доводы из жизни других людей, ну и так далее… И делаете это так, что у ребенка возникает гордость – вот как со мной разговаривают! Как с равным!
Умение что-то обсуждать с ребенком – лучший способ стать для него лучшим другом. А друзей нельзя обижать, и тем более бить.
Но больше всего Локк удивляет призывом учить детей щедрости. Он объявлял наихудшим из всех зол жадность, то есть природный человеческий эгоизм, и считал, что этот порок можно изъять из ребенка воспитанием щедрости. Надо только так вырабатывать эту щедрость, чтобы ребенок чувствовал, что она выгодна. Головоломная задача. Невольно думается: а что же сам Локк? Неужели и вправду думал, что это выполнимо в обществе, где едва ли не один из главных смыслов жизни – деньги?
Он призывал всячески стимулировать самодеятельность детей. А поскольку реальная жизнь дает немного возможностей для детской самодеятельности, советовал создавать жизненные ситуации искусственно. Впоследствии этот метод получит у Макаренко термин «гимнастика поведения».
Не думаю, что кто-то усмотрит в этой перекличке двух педагогических авторитетов какое-то принижение Макаренко. Это обычный механизм возникновения идей. Вся мировая педагогика состоит из творческих заимствований. Идеи одного педагога находят свое развитие в идеях другого. В другой стране, в другое время, в другую даже эпоху. Но для того, чтобы принять эту эстафету, тоже требуется талант.
Итак, едва ли не главная идея Локка, воплотившаяся не только в педагогике, но и в деловой жизни англичан, такова: будешь вырабатывать щедрость – щедрость в чистом виде, может быть, и не получишь, но способность ограничивать свои аппетиты… почему нет? Поэтому неудивительно, что у англичан который уже век в крови принцип – делиться надо!
Так педагогическая идея, воплощаемая в качестве характера – в данном случае в отказе от чрезмерных прибылей, – создает характер общественных отношений.
И не только в Англии. В Германии и Франции Локка тоже очень почитают. Возможно, Европа потому и не поддержала большевиков, не совершила пролетарскую революцию. Богачи поняли, что надо делиться.
«От правильного воспитания, – писал Локк, – зависит благосостояние всего народа». Слово «всего» здесь, конечно, не случайно. Правильно воспитанный человек все делает правильно: работает, добивается успеха, благополучно живет и дает благополучно жить другим. Без скандалов и революций.
Клод Гельвеций
Французский философ Клод Гельвеций тоже соединял воспитание с политикой. Он считал, что единственный способ сделать людей хорошими – это как-то связать их личные интересы с интересами государства и общества. Рецептов, как это осуществить практически, не предлагал. Возможно, их вообще нет. Но идея эта актуальна и по сей день.
Те, кто сегодня исповедует принцип: прежде всего, научись любить самого себя, – даже не подозревают, что живут по Гельвецию. Именно любовь к себе он считал самым сильным импульсом для всех действий человека. Он только не оставил объяснения, почему даже самому самолюбивому человеку свойственно… не любить себя. Считал, что современники это понимают. Конечно же, под способностью любить себя он подразумевал совсем не то, что обычно думают сегодня. Любить себя по Гельвецию – значит любить не все целиком без разбора, и хорошее, и дурное, а только хорошее.
Эта простая истина, надо признать, дошла до европейцев тоже не сразу, что очень огорчало Гельвеция. По этому поводу он даже саркастически заметил: «Чтобы вбить в голову некоторое количество истин, из нее приходится часто выбить такое же количество заблуждений». И для убедительности приводил статистику. Парижский парламент решился отменить смертную казнь за преподавание иной философии, кроме Аристотелевой, только через 50 лет после того, как она была забыта. А постановление о пользе картофеля было вынесено спустя аж 100 лет после постановления о запрете его продажи. Стоит ли удивляться, что нравственные истины распространяются еще медленней?
Этой закономерности Гельвеций дал предельно четкое объяснение – нравственная невежественность нации.
Иоганн Песталоцци
Еще один педагогический пророк в Европе – швейцарец Иоганн Песталоцци – проповедовал идею саморазвития заложенных в человеке способностей. Идея, между прочим, на все времена. В самом деле, если мы, закончив школу или вуз, не продолжаем самообразования, грош нам цена как специалистам.
«Глаз хочет смотреть, – говорил Песталоцци, – ухо – слышать, нога – ходить, рука – хватать. Но также и сердце хочет верить и любить, а ум – мыслить».
Как видим, то была проповедь не только саморазвития, но и нравственного самосовершенствования. По мысли Песталоцци, Бог создал весь род человеческий, но каждого конкретного человека должен доводить до совершенства только он сам – этот человек. И никто за него этого не сделает, даже Господь Бог. Коротко и ясно. Формула эта возвышает человека, позволяет ему видеть в себе не покорного и пассивного раба Божия, а личность, активно участвующую в собственной доделке.
Другая педагогическая идея Песталоцци – обязательное соединение обучения с производительным трудом. Дети у него работали на прядильных и ткацких станках, обрабатывали землю, ухаживали за животными, а он учил их грамоте, счету и другим дисциплинам либо во время труда, либо в перерывах. Так сказать, без отрыва от производства.
Разумеется, система Песталоцци заключает в себе и другие идеи. Но если бы он высказал и разработал только эти – место в первой пятерке европейских педагогов ему было бы обеспечено.
А теперь главное: именно Песталоцци принадлежат ключевые слова: «Воспитание и только воспитание – цель школы».
Характер
Что прежде всего нужно воспитывать? Многие философы и писатели сходятся во мнении, что главное – не ум, не воля, и даже не душа человека, а его характер. Мол, именно характер управляет и умом, и волей, и душой. На воспитании сильного характера построено национальное воспитание у англичан. Характер – это власть над самим собой. Характер – это власть над другими. Воспитывать и управлять – практически одно и то же, считают британцы.
Учитывается, что воспитание сильного характера не должно вызывать у воспитуемого отторжения. Наоборот, должны привлекать. Не все от природы сильны физически. А сильный характер может выработать у себя практически каждый. Ключевский писал, что красивыми мужчинами женщины любуются, умных обожают, в добрых влюбляются, но замуж выходят только за сильных.
Считается также, что характер имеет прямое отношение к нравственности. То есть твердый характер поможет человеку не поддаться дурному влиянию. А если человек все же сильно ошибся, он всегда вернется на путь истинный, пять-таки благодаря своему характеру.
Откройте учебник педагогики любого автора. И попробуйте понять, что там написано о воспитании. Вы наверняка придете к выводу, что это «тайное знание» не вашего ума дело.
Считается, что воспитывать можно только по какой-то системе. Скажем, по Макаренко. Или по Ушинскому. Это не так. Воспитание – не «тайное знание» выдающихся теоретиков педагогики. Любой занявшийся воспитанием, может со временем разработать свою систему, основанную на интеллектуальном наследии выдающихся педагогов, философов, писателей.
Педагогические идеи
Многие выдающиеся педагоги не только сами создают свои идеи и методики. Довольно часто заимствуют их у выдающихся философов, мыслителей, исторических деятелей.
«Решение после экстраординарного случая принимай только н другой день. Остынь, на холодную голову». Правило Фридриха II.
«Наказанием не должно внушать больше отвращения, чем проступок». Мнение К. Маркса.
«Государство – это большая семья». Это Конфуций. Отсюда следует: в целях правильного воспитания, второй семьей ребенка (подростка) должна быть школа или какой-то иной коллектив. Но он обязательно должен быть.
«Дело воспитания – есть дело общенародное». Это Бехтерев. Крайне важная мысль.
«Искусство формировать людей тесно связано с формой правления». Это Гельвеций. Отсюда следует: в коллективе, где воспитывается ребенок (подросток) должна быть такая форма управления, которая сама по себе оказывает воспитывающее воздействие.
«Вопрос воспитания для современных обществ – вопрос жизни и смерти, вопрос, от которого зависит будущее». Это Э. Ренан. Прямо о нас сказано (написано).
И наконец, самая главная педагогическая идея. Сформулировал ее канцлер Германии О.Бисмарк: «Отношение государства к учителю – это государственная политика, которая свидетельствует либо о силе государства, либо о его слабости».
Педагогические принципы Екатерины Великой
Эта немочка, возможно, старинных русских кровей, лихо строила как гвардейцев, так и придворных. Покончила с крымско-татарскими набегами на Русь, отвоевала для империи жемчужину – Крым. Превратила Россию в первую державу Европы.
Благодаря чему? Все-таки слабая женщина, иностранка. Никто поначалу не воспринимал ее всерьез: ни знать, ни чернь.
Екатерина II понимала, что ее первой обязанностью, как императрицы, является воспитание народа России. И это было очень правильно. Если народ – семья, то лидер народа – отец (или мать). Не случайно называли Сталина – отцом народов. А Екатерину – матушкой.
При этом Екатерина II справедливо считала, что народ хорошо воспитывается правильными законами и портится, если законы дурацкие.
Недурно воспитала внука. Кутузов не дал Наполеону победить в Бородино. Но войну с великим завоевателем в целом выиграл все-таки Александр I.
Но что особенно удивительно – при Екатерине II в России возник гражданский дух. Этот дух и помог Александру I сплотить народ, а простому народу – помог подняться на партизанскую войну.
Вот некоторые заповеди Екатерины Великой из ее «Наставления к воспитанию внуков».
Никакое наказание детям полезно быть не может, буде не соединено со стыдом, что учинили дурно.
Я хвалю громко, а порицаю вполголоса.
Выговоры чинить детям наедине, а хвалить, когда того достойны, при свидетелях.
Лучше оправдать десять виновных, чем объявить одного невиновного.
Издавая закон, ставь себя на место того, кто должен ему подчиняться.
Кто говорит, что хочет, услышит, чего и не хочет.
Не запрещать им играть сколько хотят. Детские игры не суть игры, но прилежнейшее упражнение детей.
Дети не любят быть праздными.
Педагогические мысли Достоевского
Массу педагогических идей подарили мировой Педагогике писатели и моралисты разных стран. Если собрать воедино – получится отдельная книга. А учителя наши жалуются, что нет у них руководства к воспитанию. То ли книг мало читают, то ли, читая, не берут в голову.
Вот, к примеру, что можно взять на вооружение у Достоевского.
Сострадание есть главнейший и, может быть, единственный закон бытия всего человечества.
Свобода не в том, чтоб не сдерживать себя, а в том, чтоб владеть собой.
Во всем есть черта, за которую перейти опасно; ибо, раз переступив, воротиться назад невозможно.
Счастье не в счастье, а лишь в его достижении.
Жизнь задыхается без цели.
Перестать читать книги – значит перестать мыслить.
Нет счастья в комфорте, покупается счастье страданием.
Мир спасёт красота. (Наверно, имелась в виду внутренняя красота человека).
Очень немного требуется, чтобы уничтожить человека: стоит лишь убедить его в том, что дело, которым он занимается, никому не нужно.
Душа исцеляется рядом с детьми.
Главное, самому себе не лгите. Лгущий самому себе и собственную ложь свою слушающий до того доходит, что уж никакой правды ни в себе, ни кругом не различает, а стало быть, входит в неуважение и к себе и к другим. Не уважая же никого, перестает любить, а чтобы, не имея любви, занять себя и развлечь, предается страстям и грубым сладостям и доходит совсем до скотства в пороках своих, а всё от беспрерывной лжи и людям и себе самому.
Воспитание – это обучение (приучение)
Невоспитанный человек – это мина замедленного действия. Невозможно предсказать, когда она сработает. Но сработает она обязательно. Если воспитание не будет обучением.
По-настоящему и всесторонне воспитанных (обученных) людей мало.
Воспитанные люди обучены заботе о близких. Между прочим, исследование показало, что только 3-10% детей проявляют заботу о ком-то. То есть упражняются в заботе, обучаются!
Воспитанные люди обучены уважать женщину. Это происходит в семье.
Там же, в семье, обучаются стыду за свои неблаговидные поступки.
Обучаются сдерживать агрессию и отрицательные эмоции.
Обучаются добросовестно относиться к любой работе.
Макаренко ввел термин «гимнастика поведения». Так он назвал упражнения в правильных поступках. Но это не его открытие. Задолго до Макаренко об этом писал Руссо: «Истинное воспитание состоит не столько в правилах, сколько в упражнениях». Эту мысль Руссо потом по-своему повторил Ницше: «Каждый поступок продолжает созидать нас самих».
«Русских невозможно победить, но…»
Советское воспитание
В советское время власть воспитывала народ. Занималась «коммунистическим воспитанием трудящихся». Делалось это довольно тупо и топорно. Однако же, на кого-то действовало. «Кодекс строителя коммунизма» совпадал не только с христианскими заповедями, но и с теми простыми требованиями, которые люди предъявляли друг к другу и к самим себе.
Но в этом был, как у нас говорят, и положительный момент. Власть не пускала нравственную жизнь народа на самотек. В этом заключался и ее кровный политический интерес. Хорошо поставленное воспитание усиливает государство и делает благополучной семью. Это давно установлено: чем лучше народ воспитан, тем лучше у него руки и мозги работают.
А безнравственный народ ненадежен, плохо управляем, особенно в трудное время во время войны – тем более. А угроза войны висела над страной почти все годы советской власти.
Живший бедно и одними только надеждами на лучшее будущее народ, тянулся ко всему светлому, чистому, человечному. Что, собственно, и использовали «жрецы» социализма, понимая, что это действует безотказно. Жрецы во все времена были хорошими социальными психологами.
«Воспитание» через пропаганду воспринималось примерно так же, как сейчас реклама. Как неприятный, но неизбежный раздражитель. Воспитание через умные, добрые книги и фильмы, песни и стихи находило в народе массовый душевный отклик.
Справедливее сказать, советское воспитание было шире, глубже и интересней идеологии того времени. Идеологией формально жила только власть, часть советской элиты и правоверные рядовые коммунисты. Остальные пребывали в своем социализме, без идеологии. В отличие от обманщиков или обманывавшихся обманщиков, просто жили жизнью порядочных людей.
Народ только тогда народ, когда он в чем-то – большая семья. Мы были такой семьей в годы первых пятилеток, когда нас сближало равенство в бедности. В Великой отечественной, когда нам всем грозили крематории. Ну и напоследок – в 60-х годах, когда казалось, что после «чудесного грузина» мы построим самый и справедливый и добрый мир. К 90-м годам от былой «семьи народов» осталось одно название, дымка от иллюзий.
Власть эта не любила Достоевского, однако же действовала в полном соответствии с его заветом:
«Если нации не будут жить высшими, бескорыстными идеями и высшими целями служения человечеству, то погибнут эти нации несомненно, окоченеют, обессилеют и умрут».
Свой строй личной жизни
Владимир Караковский, директор 825-й московской школы, профессор, член-корреспондент РАН делился, как ему работается. Взято это из давней беседы, но с тех пор ничего не изменилось.
В. Караковский: «У детей и подростков, как бы ни влияло на них время, сохраняется потребность в идеалах. Им многое нравится в советском прошлом. Особенно кинофильмы, где герои хороши в своих профессиях: учителя, врачи, инженеры, конструкторы. Даже колхозники, над которыми раньше подтрунивали, смотрятся сегодня почти с умилением. А какие современные герои сейчас на экране? Будем перечислять?
Считается, что в стране прервалась связь поколений. По нашей школе этого не скажешь. Часть детей – на стороне отцов и дедов. Тянутся к чистоте. То ли дает о себе знать здоровая человеческая природа. То ли народ у нас такой, особенный. Народ наш всегда жил и продолжает жить своим строем личной жизни. При любом социальном строе в своей стране.
Наши ученики младших классов до сих пор отмечают день пионерии. А в некоторых известных мне школах методика пионерской работы используется до сих пор. У нас уже 35 лет действует коммунарское движение, придуманное когда-то как альтернатива комсомолу. На коммунарские сборы собираются и бывшие ученики. Сохранилось и уважительное отношение к знамени школы. Когда оно выносится на торжественных построениях, все замирают. Связь времен не должна прерываться ни в коем случае! И уж тем более недопустимо плевать в прошлое. Это аукнется в настоящем и будущем.
Мы говорим детям: жизнь сейчас сложная, противоречивая, в ней есть место всему… Но у себя в школе мы будем жить красиво, по законам порядочных людей. И вы увидите, как всем будет хорошо.
В нашем районе Москвы нет элиты и олигархов. Но люди с деньгами среди родителей есть. Однако мы не позволяем их детям кичиться своим достатком. Как не даем детям из малообеспеченных семей стыдиться своей бедности. Допустим, отправляем класс в заграничную поездку. Все могут поехать, а один, очень способный мальчик, не может. И мы говорим другим родителям: сложитесь, оплатите ему проезд. И они это делают! И мальчику хорошо, и его одноклассникам. Все видят, как сохраняется их школьная дружба.
Но организовать такие отношения может только очень хороший педагогический коллектив. Мы сами готовим для своей школы кадры в специальных педагогических классах. У нас больше десятка педагогов-мужчин, и мы находим разные способы, чтобы они получали достойную зарплату.
Воспитание у нас не прекращалось ни на один день. Даже тогда, когда это важное дело считалось всего лишь нагрузкой и за него приплачивали по тысяче рублей. Не представляю настоящего профессионала в кресле директора, который бы поддался этому поветрию – обучать, не воспитывая.
И не понимаю некоторых наших политических деятелей. За многие годы своего пребывания у власти они ни разу не поговорили с педагогами и родителями об учебе и воспитании в школе. Ни разу! Так, чтобы не перед камерами и не считанные минуты! Это же такая сложная и важная сфера!
Помнится, коммунисты заявляли, что поднимут учителя на недосягаемую высоту. Что-то не получилось. А сейчас об этом и не говорят. Многие дети видят, что они куда более обеспеченные, чем их учителя. А повзрослев, понимают, как этим учителям было трудно с ними. Но и другое понимают: как государство не ценит труд учителя. Ну и как можно гордиться своей страной? То есть власть сама подводит молодое поколение к неуважению своей страны.
Первое, о чем лично я попросил бы президента или председателя правительства, – освободить учителя от дикой бумажной отчетности, которая просто душит его морально и лишает сил работать практически. Такого засилья бумаготворчества не было даже в известное своим формализмом советское время.
А еще я бы сказал, что наши дети после уроков выходят из школы, а там уже другие правила и законы. Дети с малых лет усваивают: везде, где тебе что-то надо, нужно кого-то умасливать и давать на лапу; добиться, даже малой справедливости почти невозможно; законы написаны в пользу богатых и вороватых; народ разделен на богатых, чиновников и простых людей, и это как бы уже не один народ…
Власть для народа – это как родитель для детей. Понятно, что сравнение хромает, и все же… Представьте, что ваши родители равнодушны к вам и все время чего-то вам недодают…
Эта скаредность в вознаграждении учительского труда…. Кто у нас идет сегодня в педагогические вузы? Процентов 20—30 по призванию. Остальные – только для того, чтобы получить гуманитарное образование. (Так было и в позднее советское время) Тоже неплохо, если учесть, что эти студенты – будущие родители. Но все же лучше, если бы и они пошли работать в школы. И большая их часть пошла бы, если бы учительский труд оплачивался по достоинству.
Что мешает государству существенно поднять зарплату педагогам? Стереотип мышления. Считается, что учительский труд не стоит больших денег. Вот труд военнослужащего стоит. Офицер, в случае войны, отдаст жизнь за Отечество. У нас не думают, что до того, как стать военным, офицер был учеником. А стало быть, от учителя тоже зависит, какой из него выйдет военный. С какими морально-волевыми качествами.
В маленькой Финляндии, которая была когда-то частью огромной России, средняя зарплата учителя сегодня, в пересчете – 120 тысяч рублей. У нас же, в зависимости от региона, в 3—10 раз меньше.
Держава – это «держать себя»
В чем сверхзадача воспитания? Давайте рассуждать логически. Если Россия – держава, то все мы, граждане этой державы, должны уметь держать себя, правильно держаться, не подставляя державу, не роняя ее престиж, в особенности за границей. А если кто-то это позволяет себе, тот предает державу.
Воспитывают, как известно, не только родители, учителя, книги, кино, радио, телевидение. Воспитывает «каждый метр нашей земли». То, что видит и слышит ребенок, выйдя из дома. Да что ребенок. Взрослые тоже воспитываются всей окружающей жизнью.
Есть народы, которые живут строго по обычаям: почитание старших, кровная месть и т.д. Шаг вправо – шаг в сторону, и ты выброшен своим родом и презираем другими родами. Наши кавказские республики.
Есть народы, которые сохранили древние обычаи и традиции: Индия.
Есть народы, живущие по заветам своих мудрецов и философов, ставших традициями., Китай.
Не просто так Ф. Ницше обращал внимание на огромное значение традиций в сфере народного воспитания: «Где не повелевает традиция, нет никакой нравственности».
А теперь спросим себя: какие традиции такого рода мы, русские, сохранили?
Русские могут обидеть, но уже назавтра предлагают выпить мировую и лезут обниматься. (Англосаксы долго помнят обиду, ничего не простят и обязательно накажут. И вообще, ловят кайф от протянутой во времени интриги мести).
Один английский журналист писал в XIX веке: «Нет класса людей на свете более добродушного и миролюбивого, чем русское крестьянство». А спустя время, на Крымской войне, увидел этих русских крестьян, одетых в солдатскую форму, когда они кормили захваченных в плен турок со словами: «Тоже человек, хоть и нехристь».
Свои впечатления от этой картины английский журналист выразил так: «Это армия джентльменов».
Но уже в ХХ веке русский крестьянин стал другим. Изменилась ментальность.
Менталитет – это навсегда. А ментальность может меняться. Раньше, когда в личном пользовании было совсем мало машин, советских людей страшно возмущали кадры иностранной кинохроники: американцы равнодушно проезжали мимо голосующих на обочине соотечественников. А что сегодня? Сегодня мы тоже игнорируем голосующих на обочине.
Еще не так давно, когда владельцев машин было меньше, дикостью было справлять нужду прямо на обочине шоссе. Сейчас это в порядке вещей.
Все тротуары сегодня уставлены автомашинами. И плевать владельцам, что тротуары для прохожих. Такова новая ментальность.
Менталитет – это непроизвольное поведение, заложенное природным характером народа и условиями жизни. Ментальность – новоприобретенное поведение, которое люди могут себе и не позволять. Менталитет трудно поддается изменению. Ментальность можно подправлять. В Германии, желающий сорвать цветок с клумбы, должен приготовить для штрафа 65 евро. У нас же те, кто ставит машины на тротуарах, тоже отказались бы от этой привычки, если бы находили под «дворниками» квиток с суммой штрафа.
Ментальность – это то, что постоянно мешает нормальному воспитанию, направленному на развитие высокой культуры. Вы твердите ребенку, что надо извиняться, если он кого-то нечаянно толкнул. А по жизни его толкают и при этом еще и рычат вослед. Вы учите ребенка говорить «спасибо», а он сам это «спасибо» ни от кого не слышит. Вы убеждаете, что на людей надо смотреть доброжелательно, с улыбкой. А он приходит домой и говорит, что в ответ ему либо пальцем крутят возле виска, либо начинают выяснять, чего он пялится.