Америка. Руссо туристо коллекшн
Константин Ренжин
Фотограф Константин Ренжин
Дизайнер обложки Константин Ренжин
© Константин Ренжин, 2020
© Константин Ренжин, фотографии, 2020
© Константин Ренжин, дизайн обложки, 2020
ISBN 978-5-0051-2190-5
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Введение
Я составлял этот путеводитель в разгар пандемии 2020, последствия которой еще не были известны. Поговаривали, что туризму настал конец. Самолеты не летают, границы закрыты… Меня самого эта всемирная паника застала заграницей – пришлось эвакуироваться домой. Обложенный со всех сторон ограничениями карантинных мер, я сидел дома и вспоминал, какие были славные дни. Как мы путешествовали по старинке, без гаджетов, с бумажными картами. Так зачем же теперь нужны путеводители, когда всех призывают сидеть дома и общаться через Интернет?
В итоге получился путеводитель, который можно читать как занимательную книгу, а можно использовать для планирования путешествия по Латинской Америке. Присутствует также информация для тех, кто предпочитает виртуально исследовать мир, с погружением в Интернет контент – UGC (user generated content). Ведь, чтобы путешествовать сидя дома за компьютером тоже надо знать интересные места.
Как правило, классические маршруты проложены для туристов, ограниченных во времени и средствах, поэтому большинство туристов, посетив только самые значимые места вслед за гидом, часто пропускают много интересного. Обычно все останавливаются на одних и тех же смотровых площадках и делают практически одинаковые фотографии. У меня были очень обидные случаи, когда из-за нехватки времени, разгильдяйства гида, транспортных задержек или плохой погоды не удавалось, как следует разглядеть даже самые главные достопримечательности, ради которых и был проделан немалый путь. А бывало и так, что отстав от какой-нибудь стандартной экскурсии и заблудившись, я смог увидеть куда более интересные вещи.
Позже, работая над ошибками, понимаешь, что именно обломы и всякие неожиданные приключения оставляют яркие воспоминания и составляют благодатный материал для рассказчика, а успешное посещение пусть даже самых великолепных мест постепенно стирается в памяти, и сложно потом написать об этом без банальных слов вроде – «какой потрясающий вид».
Здесь не будет подробных описаний потрясающих видов, зато будет много наводок, на что следует обратить внимание, и как не попасть в неприятности, если вы все-таки решитесь побывать в тех местах лично.
Да, путеводители в наше время быстро теряют актуальность. Побывали в каком-то городе, все посмотрели и сфотографировали, а через год там возвели новое архитектурное чудо. Вчера был какой-то прекрасный отель на берегу моря, сегодня его снесло цунами. В прошлом году ходили в милый ресторанчик, а его уже нет – разорился. Все быстро меняется. Даже вековые ледники тают и мельчают. Да и что говорить, когда сам туристический патриарх всея агентств «Томас Кук» почил с почестями. Тоже, кстати, выпускал путеводители.
Информационные технологии развиваются, некоторые уже никуда не ездят – путешествуют онлайн. Можно даже попробовать сделать сенсационное открытие, внимательно разглядывая спутниковые снимки. Так, например, открыли Пирамиды Паратоари (Pyramids of Paratoari) в джунглях Перу. В итоге, все мы придем к тому, что будем сидеть дома и виртуально исследовать все достопримечательности – смотреть глазами профессиональных путешественников, которые снимают красоту нашей планеты на фото и видео.
А раз так, то и мне самое время предаться воспоминаниям о благословенных временах пешеходного туризма. Писать мемуары. Выложить накопленный за тридцать лет странствий материал.
Серию «Занимательный путеводитель» я задумал еще лет десять назад. Выпустил первую книгу «Индия – Непал. Записки фотоохотника». Вторая книга – «Африка, Руссо туристо коллекшн» вышла в электронном виде совсем недавно. Рекомендую ознакомиться с ее началом, дабы ознакомиться с концепцией серии и феноменом «руссо туристо». В двух словах, «руссо туристо» – это простой человек, который устремляется в дальние края в поисках счастья, разгадок тайн мироздания, мест силы природы и древних цивилизаций, всему удивляется, склонен путешествовать с комфортом, все пробовать на вкус за небольшие деньги, и по своей наивности часто попадает в нелепые истории.
Конечно, всю Америку охватить очень сложно, я не буду и пытаться – расскажу здесь о своих похождениях в некоторых странах Центральной и Южной Америки. И надеюсь, на вашу благосклонность к смешению жанров: мемуаристики (байки) и лайфхаковедения, трэвелога (путевые записки) и справочника.
Если кому-то станет веселее, прочитав эту книгу, значит, не зря я путешествовал. И мне будет приятно, если данные записки помогут кому-то сэкономить кучу денег и сберечь здоровье.
Чем отличается путешественник от туриста
Представим себе, что вы купили путевку на мексиканский курорт Канкун. Сидите в отеле, где все включено, ходите на пляж и выезжаете на экскурсии. Пока развлекаетесь, отдыхаете и любуетесь достопримечательностями вы – турист. Как только отстали от гида, заблудились в неизвестном для вас городе, забрели на какую-нибудь помойку и стали спрашивать у местных жителей дорогу обратно, в отель, вы уже почти путешественник. Осталось только поделиться своим опытом и наблюдениями с другими. То есть путешественник – это исследователь, учёный, который находит новые пути, новые методы, открывает новые направления, разгадывает загадки древних цивилизаций и делится своими наблюдениями и открытиями с другими.
Неважно как далеко вы забрались, если вы ходите за проводником на Эверест вы – турист. Как только вышли самостоятельно из дома, сознательно пошли не тем путем как обычно ходите на работу, сунулись не туда куда все, нашли там нечто такое, о чем мало кто знает, огребли оригинальный опыт, а главное – рассказали миру о своем приключении, можете себя поздравить, вы – путешественник.
У крутого путешественника должен быть не только красный нос, отмороженный в Андах (Гималаи ныне не в моде) и обгорелое в пустыне Атакама лицо (Сахара слишком банально), должна быть благородная цель. Найти сокровища, совершить открытие, пройти нехоженым путем – вот цель путешественника. Приятный отдых – это цель туриста. Но турист может стать экспертом по отдыху, делиться с людьми хотя бы своими фотографиями, и тем самым обрести статус путешественника, ибо он не только для себя старается выжить в пятизвездочных отелях и давится непривычными блюдами в мишленовских ресторанах. Многие крутые путешественники начинали туристом, ездили по путевкам. В конце концов, приобретали незабываемый опыт и делились им с другими. В общем, чтобы заработать репутацию эксперта по отдыху нужно много работать.
Москва – Нью-Йорк
― Семен Семеныч, в среду у нас в Красном уголке Ваша лекция. Объявление уже висит.
― Какая лекция?
― Ну как же, кроме Вас из нашего ЖЭКа там никто не был. Тема лекции: «Нью-Йорк – город контрастов».
― А я не был в Нью-Йорке!
Нью-Йорк, Майями, Сан-Франциско, Лос-Анджелес – эти города знакомы мне с детства. Тогда еще были в ходу кассетные видеомагнитофоны. Мы смотрели голливудские фильмы в полуподпольных видеосалонах Ленинградского района и жадно впитывали картинки из Соединенных Штатов. Я насмотрелся столько этих фильмов, что легко отличал виды бульвара Сансет от пляжа Санта-Барбара. Одно время, в начале 90-х, я даже подрабатывал на кабельном телевидении, которое представляло из себя видеомагнитофон «Электроника ВМ-12» и кабеля растянутые по подъездам домов в нашем районе. Подписчики могли уже не ходить в видеосалоны – видеосалоны пришли к ним на дом. Зарплата была копеечной, зато я каждый день смотрел по четыре фильма – крутил две видеокассеты, которые брал в соседнем видеопрокате. Качество записи было паршивое, но в те времена лучше и не видали. Разве только в кинотеатрах, но там обычно показывали отечественные фильмы, снятые на пленку фирмы «Свема», качеством еще хуже, чем пиратские видеокопии голливудских картин.
Часто на видеокассете был один длинный фильм. Однажды, я поставил такую кассету, фильм был мне знаком, какая-то слезливая скучная мелодрама из жизни викторианской эпохи, и я, устав от всех этих ежедневных просмотров, задремал. Разбудил меня трезвон телефона.
– Алло, телецентр «Сокол» слушает, – говорю я в трубку.
В ответ возмущенный голос:
– Безобразие! Что вы показываете нашим детям! Мы будем жаловаться! Прикроем вашу лавочку!
– Что такое? – отвечаю, – Мы поставили классический фильм! Он получил Оскара! По просьбам телезрителей! – а сам смотрю на экран и вижу голые задницы.
– Развратники! Совратители! В лагеря вас надо! Кооперативщики проклятые!
Оказалось, что после вполне благопристойного фильма о возвышенной любви целомудренных барышень и благородных джентльменов в камзолах, чтобы пленка зря не пропадала, на кассету дописали немецкую порнографию: – Йа-ах, шнеля-шнеля!
Лавочку, действительно, скоро закрыли, но не из-за гневных звонков. Просто народ обзавелся своими видеомагнитофонами и смотрел всякую порнографию самостоятельно. А вскоре настала эпоха DVD. Качество картинки резко выросло, и мы вновь пересмотрели наши любимые: «Однажды в Америке», «Вампир из Бруклина» и т. д.
Так вот, о Нью-Йорке. В школе у меня был друг Саша, впрочем, мы и сейчас дружим. Кроме обычной школы мы с ним по вечерам учились рисованию и живописи в художественной школе соседнего города Химки. Саша уже тогда поражал всех талантами. Он легко и великолепно рисовал, играл на гитаре, пел, сочинял свои песни. Девчонки млели. Мало того, что он хорош собой, спортивен, так у него еще был самый настоящий японский магнитофон «Панасоник». Напомню, что это было еще при Брежневе, в последний год его правления. В общем, Саша – рубаха-парень, всем свой. В нашем классе он не единственный, кто играл на гитаре и имел спортивный вид, но у тех не было японского магнитофона. Был еще парень, у которого была крутая японская стереосистема, но он слабо бренчал на гитаре.
Короче, у Саши постоянно собирались вечеринки. Слушали Deep Purple и Pink Floyd. Квартира не запиралась – заходи кто хочешь. В один прекрасный день магнитофон сперли. Следствие показало на нашу одноклассницу.… Впрочем, это уже совсем другая история.
Расскажу историю покорения Нью-Йорка. Сразу после школы Саша отправился в Америку на экскурсию, зашел в Нью-Йоркскую библиотеку, познакомился с девушкой, женился и получил паспорт гражданина США. Талант художника он реализовал, открыв тату-салон где-то в Бруклине, недалеко от Брайтон-бич, поближе к соотечественникам. Район «Литл Раша».
Успех пришел, когда он дважды выиграл престижный конкурс татуировщиков и засветился в глянцевом журнале. Повалили звездные клиенты, обремененные премиями Грэмми, из музыкальной и богемной среды: Pink, Puff Daddy, Ольга Бузова…
Сам Саша тоже музыкант и записал в США альбом. Но здесь ему развернуться не дали, тем более что пел он на русском языке. Саша работает тату мастером и в Нью-Йорке, и в Москве. То на Брайтон Бич, то на Беломорской улице. Перелетает туда-сюда.
Запомнился давний его приезд, когда он притащил из-за океана американскую машину «Понтиак». У меня это название вызывает ассоциацию со словом «понты» из блатного жаргона. Кидать понты – означает представляться круче, чем ты есть на самом деле. В Америке можно достичь успеха, если только ты действительно талантлив и крут или умеешь кидать понты. Все остальные тяжко пашут или прозябают в нищете. О трудной доле иммигрантов хорошо пел Вилли Токарев:
Небоскребы, небоскребы,
а я маленький такой…
То мне страшно, то мне грустно,
То теряю свой покой.
Саша, безусловно, талантлив и крут, при этом не заносится и даже стесняется иногда рассказывать о своих успехах.
Так вот, однажды, во дворе у нас на Ленинградском шоссе появился огромный черный «понтиак». В середине 1990-х в Москве самыми крутыми считались 600-е «мерины» (Мерседесы) и «бумеры», то есть БМВ. Американские тачки попадались очень редко. Обычно это были машины посольства. Мало того, что Сашин «понтиак» был велик и черен как президентский лимузин, на нем и номера остались нью-йоркские, голубого цвета. Я спрашиваю:
– А чего номера-то не заменил.
– А пофиг, поехали на Войковскую за пивом!
– Поехали!
Выезжаем с понтами, под гангста-рэп, врубив стерео с мощными колонками, на Ленинградское шоссе. Саша еще и с сигаретой в зубах. Я сам вообще не курю, а у него там набито не знаю что: дым на весь салон. Замечаю странную картину: вдоль шоссе, через каждые сто метров, стоят милиционеры и отдают нам честь. Что за глюк? Может, мы обкурились? Видать, пассивное курение тоже действует. Что за почетный караул? Да еще дорога как-то подозрительно свободна – кроме нашего «понтиака» почти нет никого на дороге.
Ну ладно, доехали с почестями до пивной палатки, встали в очередь, взяли по паре бутылок, едем обратно. Милиционеры расставлены по обе стороны – отдают нам честь. У каждого укороченный автомат Калашникова. Это не удивляло – в 90-е милиция в Москве ходила вооруженная до зубов. Ибо в любой момент могла начаться очередная бандитская разборка. Но мы благополучно доехали до дома, ввалились в Сашкину квартиру и, включив телевизор, стали пить пиво. По телевизору передавали новости:
– В Москву с официальным визитом прибыл президент Соединенных Штатов Америки…
– Саш, ты чего? Угнал машину президента?
– Это моя машина!
– А почему номера штатовские?
– Потому что там ее купил.
– А как она здесь оказалась?
– На пароходе приплыла.
– Но здесь ведь надо получить российские номера.
– Ах да, – махнул он рукой, – растаможить забыл.
– И давно ты так ездишь по Москве?
– Не помню, полгода, наверное.
Через неделю снова прихожу к Саше в гости пивка попить. Вижу в прихожей провода от стереосистемы, медные в оплетке, и фирменные автомобильные колонки валяются.
– Что-то я твоей машины во дворе не заметил, – спрашиваю, – Угнали?
– Конфисковали.
– Что натворил? Спецслужбы отомстили?
– Не, просто за растаможку надо платить втрое больше, чем эта машина стоила. Хоть успел снять стерео. Оно стоит дороже, чем тот старый понтиак…
Это типичный бизнес по-русски: купил за триста баксов подержанный автомобиль, поставил на него стереосистему за триста баксов, перевез все это через океан – машину конфисковали, стереосистему продал за 600.
Понятно, на татуировках особо не разбогатеешь, даже на звездных.
Через много лет вновь встречаю Александра на Беломорской улице.
– Ну что, как успехи? – спрашиваю.
– В тюрьме сидел.
– Ого! Где? У нас, на Колыме?
– Не, в Нью-Йорке.
– Что натворил?
– Совсем ничего. Хотел бизнес замутить: купить по дешевке товар в России и загнать в Штатах.
– Что за товар? Ракеты? Ядерные материалы?
– Что ты, просто, хотел заказать в Интернет-магазине бинокли, типа приборы ночного видения. Не успел даже оформить заказ, как влетает ФБР, вяжут и тащат в суд. Дали три года. За незаконную торговлю оружием. Обычный интернет-магазин, с доставкой почтой…
– Ну, ты попал. Как там в тюрьме?
– Нормально. Кормили хорошо.
– Били?
– Не, персонал вежливый.
– А уголовники?
– Нормальные ребята. Любят поболтать о том о сем.
– Ты им, наверное, тату там делал?
– Не, это запрещено.
Вот и все интервью. Я смотрю скучно жить в этом их Нью-Йорке – не поеду. Тем более что в кино все уже видел… Писателю вообще, не обязательно самому куда-то ехать, чтобы написать книгу о путешествиях. Вон, Жюль Верн разве летал на луну?
Правда, был у меня прокол, когда писал роман «Инструктор молодости». Отнес рукопись редактору, а тот редактор тоже ни разу не бывал в Нью-Йорке, зато со знанием дела раскритиковал мою главу, где действие происходило именно там.
– Что ты тут написал? Что за чернуха? Разве Нью-Йорк такой? Это у тебя как у Максима Горького «в городе желтого дьявола»…
Пришлось переписывать и внимательнее смотреть кино. Оказывается, много фильмов, где действие якобы происходит в США, на самом деле снимают в Канаде, а то даже в Азии. Так дешевле…
Короче, что вам рассказывать про США, итак всё видели. Круто, конечно, полазить по Гранд Каньону, побродить по горам Аляски, но мне туда нужна виза, а это такие сложности: бумажки собирать, в очереди стоять… Давайте лучше отправимся в Парагвай. Прямых рейсов из Европы в Парагвай нет – придется лететь в Рио-де-Жанейро…
Рио-де-Жанейро
– А где этот Рио-де-Жанейро? Далеко? … Я тоже хочу в белых штанах.
– Рио-де-Жанейро – это хрустальная мечта моего детства, – строго ответил великий комбинатор, – не касайтесь ее своими лапами.
Самолет авиакомпании Iberia приземлился в аэропорту Галеан строго по расписанию. Аэропорт носит имя джазового музыканта, композитора Антониу Карлоса Жобина. Именно его музыка звучала у меня в наушниках, пока я летел из Мадрида 10 часов 35 минут. И эту его босса-нову можно слушать бесконечно – мне не надоедало. Я прокручивал по несколько раз его знаменитые песни «Девушка из Ипанемы», «Самба на одной ноте», «Дезафинадо»…
Перед поездкой я ничего о Бразилии не смотрел, кроме романтических комедий вроде «Во всем виноват Рио», «Человек из Рио», ну еще старый фильм «Генералы песчаных карьеров», и отзывов кроме восторженных не читал. В общем, прибыл в благодушном расслабленном состоянии. Это случилось задолго до Олимпиады 2016, в октябре 2007 года. Порядка тогда в городе было меньше. А если бы я посмотрел перед поездкой еще и такие фильмы как «Город Бога» 2002 г. о вооруженных до зубов бандах подростков в Рио, то, наверное, настроение было другим.
Конечно, я что-то такое слышал про фавелы, про бандитизм. Но нас, руссо туристо, чья молодость пришлась на лихие 90-е, какими-то мелкими отморозками не запугаешь. И я помимо главных достопримечательностей запланировал ночную прогулку по фавелам. Но первым делом – на пляж Копакабана!
Названия станций метро в Рио звучат красивой музыкой: Коэльо, Иньяума, Нова Америка, Мария да Граса, Маракана, Кариока, Синеландия, Глория, Фламенгу… Мой отель Miramar Hotel by Windsor на авенида Атлантика. Отель считается пятизвездочным, но пусть этот факт не вызывает дикого восторга или зависти – в Латинской Америке почти все отели 4—5 звезд. На меньшее гордые потомки конкистадоров не согласны, хотя по западноевропейским или эмиратским понятиям – это обычно крепкие три звезды, без особой роскоши. Так что если брать номер не с видом на океан, а с видом на внутренний двор, то можно существенно сэкономить, при этом пользоваться отличным завтраком и сервисом. Самое интересное, что у отеля есть выход на верхнюю террасу с бассейном, которая обеспечивает прекрасный вид, как на пляж, так и на фавелы. Эти самые фавелы издалека имеют живописный вид, ибо расположены на склоне невысокой по альпийским меркам горы, верхушка которой покрыта растительностью – джунглями.
Говорят, если вам повезет, то во время прогулки по фавелам ограбят и оставят в живых. Тогда вы всю жизнь будете вспоминать, как это было круто. Если не повезет, то пристрелят. Вот это я и хотел проверить…
Исторический центр Рио
Фавелы – это звучит романтично, но сначала обязательная часть программы – прогулка по историческому и деловому центру. С погодой в первый день мне не очень повезло – то и дело накрапывал дождь, солнце скрывалось за серыми облаками, горы прятались в туманной дымке. Впрочем, для прогулок по центру это не мешало.
Начнем с площади Plaza Maua, откуда открывается вид на океан и мост Рио-Нитерой. Интерактивный музей будущего Museu do Amanhã тогда еще не существовал, а сейчас это еще один объект, привлекающий внимание своей архитектурой, чем-то напоминающей Город искусств и наук в Валенсии.
Старинные кварталы: монастырь святого Бенедикта (Сан-Бенто, 1633г.), церковь Носа Сеньора да Канделариа (1705—1775гг.), район Arco do Teles, Church of the Order Terceira do Carmo, Imperial Palace Cultural Center (Императорский дворец, ныне культурный центр), Tiradentes Palace (здание Законодательного Собрания)…
В центральных районах много всего намешано: здания колониальной застройки вплотную с небоскребами. Старинные храмы на фоне офисных коробок из стекла и бетона. Просторные площади и узкие улочки. Холодные здания небоскребов и среди них какой-нибудь домик в псевдо венецианском стиле. Городской транспорт частично спрятан в туннели или прорывается эстакадами.
На площади возле станции метро Синеландия есть несколько интересных объектов: Federal Justice Cultural Center, Национальная библиотека, здесь также расположено одно из самых красивых зданий Рио, с витражами, бронзовыми скульптурами и мебелью в стиле барокко, – Муниципальный Театр (1905г.)…
Днем здесь немного людей, парочка бездомных наркоманов тусуется в парке, да спешащие по своим делам бегут мимо, а по вечерам кипит жизнь. Встречаются влюбленные парочки, и не только разнополые. Бразильцы довольно раскрепощенный народ и любят веселиться всеми возможными способами. Танцы, политические митинги, соревнования по борьбе, которая включает элементы танца и боевых искусств, капоэйре…
Далее обследуем местность возле станции метро Кариока: прогуливаемся по Ларго да Кариока, Руа да Кариока и R. Sete de Setembro. Архитектура колониального стиля, магазинчики и кафе…
Presbyterian Rio Cathedral – псевдоготический собор, на площади перед ним интересная скульптура, изображающая проповедника за кафедрой и его паству на скамейках. Занимайте свободные места на этих скамейках, слушайте безмолвную проповедь и фотографируйтесь. В этом районе есть и храм библиофила – Португальская королевская библиотека на R. Luís de Camões. А еще церковь Сан-Франциско де Паула с богатым интерьером…
На холме рядом со станцией метро монастырь Сан-Антонио (Santuário e Convento de Santo Antônio) и музей Centro Cultural São Francisco da Penitência. Прогулка по улице R. do Lavradio: здесь можно покушать в заведении Rio Scenarium. Наконец, доходим до собора св. Себастьяна – этот храм выделяется своей авангардной архитектурой. Говорят, жители Рио, когда храм только построили, обозвали его ведром за необычную форму. Хотя архитектор видимо хотел соединить образы индейских пирамид или вигвамов с христианской идеей, поощрить, так сказать, коренное население к обращению и отойти от португальско-испанской классики. В итоге, храм стал достопримечательностью и его, безусловно, стоит посетить, чтобы в тишине и прохладе подумать о вечном.
Рядом с собором находится Arcos Da Lapa или Акведук-да-Кариока (1732г.). Отсюда, из района Лапа, ходит трамвайчик в живописный богемный район Санта-Тереза, чем-то напоминающий Монмартр. Видно, что здесь живут творческие люди – многие стены разрисованы граффити. Поднимаемся к церкви Convento Santa Teresa, находим смотровую площадку, любуемся сверху панорамой залива. Спускаемся вниз по лестнице Селарона. Эта лестница чем-то напоминает арт-объекты парка Гуэля в Барселоне, те самые, которые Гауди оформлял битой плиткой.
Когда я был в Рио, эта лестница высотой 125 метров с 215 ступенями еще не полностью была оформлена разноцветными изразцами, а художник Селарон, чьим именем она названа, был еще жив. Может даже я прошел мимо него, не заметив, ибо не знал всю эту историю. В 1980 году Хорхе Селарон приехал в Рио из Чили и поселился в мало престижном районе Лапа в домике у лестницы, которая соединяла район Санта Тереза и Лапа. Зарабатывая себе на жизнь продажей картинок с изображением беременных женщин, он все оставшееся время и средства посвятил оформлению лестницы мозаикой. Он занимался этим 23 года, выходя на работу в красных шортах. В конце концов, его деятельностью заинтересовались журналисты, он стал знаменитостью, и туристы из разных стран стали привозить ему плитки и тарелочки. А легендарным это место стало, как водится, после смерти художника, который предрек, что умрет в день окончания работ. И правда, когда работа завершилась, и лестница полностью покрылась яркими изразцами, его нашли мертвым на украшенных ступенях. Сейчас здесь фотографируются толпы туристов.
Фавелы Рио
Утром следующего дня за завтраком в отеле две русские подружки позвали меня составить компанию в джип-тур по фавелам. Я отказался. Зачем платить довольно большие деньги, если я уже успел прогуляться там бесплатно. Благо ходить далеко не надо – от отеля до ближайшей фавелы метров пятьсот, а если пройти еще пятьсот метров в гору, то можно добраться до смотровой площадки – Trilla Morro Cantagalo, там вас ждет потрясающий вид на лагуну. Большинство фавел находятся на склонах гор и часто вид с крыши какой-нибудь убогой постройки гораздо круче, чем с террасы пятизвездочного отеля на пляже. Сами по себе фавелы представляют собой переплетения узких улочек и лестниц, зажатых самодельными постройками разной степени бедности, соответственно и уровень преступности в разных районах может отличаться очень сильно. Фавелу, которая ближе всех к Копакабане, трущобой назвать нельзя. Здесь есть пекарни, закусочные, выставочные залы, даже музей. Дома оборудованы спутниковыми антеннами.