3. В «слепую зону» нужно внести те качества, которые известны окружающим, но не известны вам. Часто мы даже не представляем, что думают о нас наши близкие, друзья, коллеги. Самостоятельно эту ячейку заполнить невозможно. Здесь вам придется поговорить с теми, кому вы доверяете, и попросить дать вам характеристику, описать вас. Вы узнаете много интересного о себе, принимайте и анализируйте это. Если же что-то вас не обрадует – будет повод поработать над собой.
4. В «неизвестную зону» вы помещаете качества, не известные ни самому человеку, ни окружающим. Она может заполняться со специалистом помогающей профессии: психологом или коучем, который поможет вам найти скрытые резервы, то есть то, что находится пока в «зародыше» или вы не уделяли этому достаточного внимания. Возможно, именно этот, вновь обнаруженный талант (например, быть креативным или невероятно внимательным к деталям), если его развить, станет вашей сильной стороной, ресурсом, «фишечкой» в профессиональной деятельности или просто украсит вашу жизнь. Если вы пока не нашли специалиста, которому доверяете, напишите здесь, что вас восхищает в других: как правило, мы видим в окружающих то, чего не можем признать в себе. Начните наблюдать, как эти качества проявляются в вашей жизни, и как их можно их усилить.
Заполнив таблицу, напишите план действий. Анализ собственных качеств в процессе прохождения техники даст массу материала для размышления: как расширить или сузить ту или иную зону и сбалансировать соотношение ваших качеств. План и последующая работа с ним обеспечит совершенно новый уровень гибкости и свободы, увеличит возможности, структурирует понимание, а в общем и целом повысит вашу личную эффективность.
Глава 3
Ценности
Главное – не забывать главного.
Льюис Кэрролл «Алиса в стране чудес»
При отборе кандидатов на вакансию или при беседе с предпринимателями, как правило, предлагается написать список из 7-10 личных ценностей. Многих это задание приводит в замешательство.
Кто-то определяет свои потребности, мотивы, личные качества, мысли, поступки. Кто-то обозначает свою полезность для общества в целом.
Мы не ставим своей задачей детально разобраться с терминологией: масса информации в свободном доступе поможет, при необходимости, вам ее изучить. Ценности дробятся и делятся по самым разным категориям: базовые, личные, нравственные и так далее. Здесь же под «ценностью» мы предлагаем понимать следующее: то, что наполняет нашу жизнь смыслом, помогает принимать решения и отвечать на внутренний вопрос «зачем?»
ПримерКакой жизни я хочу для себя? Чем важным она должна быть наполнена?
Какими качествами я должен обладать, чтоб создать такую жизнь?
Какой уникальный вклад я готов внести в мир?
Почему это для меня ценно?
Важно отметить, что выбирать наиболее резонансные ценности из 300 пунктов, отмечая их «галочками» – неэффективно и, скорее всего, не достоверно. Важно обнаружить ценность внутри себя, в своем личном мире, почувствовать и осознать ее. Только при выполнении этого простого условия ценность начнет «работать».
Предлагаем вам список сфер жизни, для которых необходимо определить собственные ценности.
1. Фундаментальные: здоровье, энергия.
2. Личностный рост: мышление, интеллект, духовность, хобби.
3. Отношения (с родителями, детьми, партнерами, друзьями, государством, миром).
4. Самореализация (в том числе все, что приносит деньги: бизнес, наем, стартап).
Например, в отношениях это может быть любовь, радость и счастье. А возможно, в отношениях для вас, прежде всего, важен личностный рост. В бизнесе – свобода, саморазвитие, видение, миссия и так далее. Сферы жизни – это условия, в которых проявляются индивидуальные ценности каждого.
Далее возникает резонный вопрос: а как все это связанно с моим бизнесом? Отвечаем: напрямую. В любой области жизни нашими решениями, поступками, действиями управляют наши же собственные ценности. Они же являются критериями эффективности тех или иных процессов.
Попробуем разобраться.
Начнем с сотрудников, с которыми вы строите или будете строить свою компанию.
Менеджмент XXI века сильно изменился. Сотрудник сегодня – это уже не винтик с должностной инструкцией, не ресурс, который нужно правильно использовать. Это человек со своей собственной картиной мира.
Следуя логике – компания – это не просто юридическое лицо (ООО, ОАО, ИП), это сообщество людей, индивидуальностей.
Истинное лидерство всегда было связано с ценностями человека. Задача лидера – руководить компанией в соответствии с ее стратегическим направлением и основными ценностями, которые разделяет весь коллектив, вся команда.
Для этого важно изначально принимать в свою команду людей с аналогичными взглядами на жизнь, со схожими ценностями. Ведь они будут транслировать, то, что создает ваша компания, во внешний мир, то есть – продавать вашим клиентам. Все прописать регламентами и должностными инструкциями невозможно. Если в команде сотрудничают люди с диаметрально противоположными взглядами на жизнь, почти наверняка, рабочий процесс будет отягощаться конфликтами, непониманием, разными трактовками одного и того же.
Сегодня в нашу жизнь плотно входит понятие «управление по ценностям». Век управления посредством инструкций остался в прошлом: их просто не успевают менять под непрерывно меняющуюся действительность. Также уходит в прошлое «управление по целям», особенно для молодежи: их это уже не вдохновляет. Важно отметить, что все вышесказанное не исключает ни постановки целей, ни создания правил и регламентов: все это очень важные и полезные вещи. При этом эффективное управление опирается на создание общей системы ценностей.
Достичь такого уровня управления возможно путем создания единой культуры ценностей компании, которая и напрямую, и опосредованно реализует повседневную деятельность сотрудников всех уровней. Таких сотрудников не надо контролировать, они сами себе ставят задачи, цели, доверие их мотивирует. Компания в целом имеет вовлеченный персонал и достигает всех намеченных показателей.
Теперь о клиентах. Посмотрите внимательно на то, что сейчас все больше транслируется в средствах привлечения клиентов: «Создадим вместе…», «Мы заботимся о…», «Мы за здоровый образ…». То есть происходит вовлеченность потребителя в некий важный процесс: приобретению той или иной услуги или продукта придается смысл, опирающийся на ценности. Ваш покупатель опосредованно становится частью команды, несущей эти ценности и действует (покупает) исходя из ваших общих смыслов: он выбирает тот банк, кафе, школу, где ему комфортно находиться, где его мысли и жизненные концепции находят отклик.
Как самому предпринимателю, так и команде комфортнее, радостнее и проще строить бизнес в соответствии с собственными ценностями. Бизнес выходит за рамки зарабатывания денег и становится чем-то, транслирующим в мир ваши смыслы. Но для этого необходимо определиться с ценностями.
Для исследования своей системы ценностей мы предлагаем воспользоваться методикой Петера Кенсока, профессора, консультанта и личного коуча руководителей крупнейших немецких и международных компаний, руководителя Института коммуникации и коучинга в Штутгарте.
Шаг 1. Заполните колонку № 1. Выпишите все, что вам нравится делать (не менее 20 пунктов) без расстановки приоритетов. Пишите все, что вызывает положительные эмоции. Например: читать книги, спать, путешествовать, проводить время с друзьями и т. п.
Шаг 2. К каждому пункту первой колонки задайте вопросы: «Почему (нравится читать книги)? Что это мне дает?». Ответы зафиксируйте в колонке № 3 «Ценности», их может быть несколько. Например, новые знания, новизна восприятия, развитие. Примеры ценностей: свобода, радость, семья, доверие, любовь, отдых, порядок, безопасность, карьера, честность, надежность, ответственность, спокойствие, уверенность и др.
Шаг 3. Переходим к заполнению колонки № 2, отвечая на вопрос: «Что меня раздражает?» (не менее 20 пунктов). Например, нечистоплотность, обман, безответственность, агрессия, одиночество, опоздания и т. п. Важно прочувствовать каждую эмоцию, выбрать наиболее окликающиеся вам (критерий – реакция в теле).
Шаг 4. Последовательно читайте выписанные во вторую колонку пункты и ставьте значок «*» около той ценности (колонка № 3), которая, как вы считаете, задевается в этот момент. Необходимо понимать, что раздражение – это реакция на нарушение нашей ценности: когда на нее нападают либо игнорируют. Проделайте эту работу, отвечая на вопрос: «Какая ценность нарушается?». Возможно окажется, что какой-то ценности нет в списке, добавьте ее в колонку № 3 и продолжайте. Разные раздражители могут задевать не одну, а несколько ценностей. В этом случае ставим значок «*» в каждом случае. Вероятнее всего, у вас получится по несколько «звездочек» у каждого пункта.
Шаг 5. Выпишите отдельно те ценности, которые набрали наибольшее количество
значков. Возможно, что какие-то из них вы объедините (по принципу: одна включает другую). Например, «новые знания» и «развитие» – в «развитие».
Шаг 6. Создайте топ-10 ваших ценностей, которые набрали наибольшее количество «звездочек». Сохраните этот список, для последующей работы.
Почему так важно детально разобраться с системой собственных ценностей? Как это может влиять на бизнес? Разберемся на конкретных примерах.
Одна из самых распространенных бизнес-услуг – организация питания в формате ресторана, кафе, столовой. Обратите внимание: каждая точка общественного питания имеет своих клиентов, отличается по концепции и целевой аудитории. Например, в кафе, где для владельцев бизнеса ключевой ценностью является СЕМЬЯ столики круглые, возможно, есть камин, уютный домашний интерьер, детское меню, услуга в помощь родителям: «накормим ребенка и сделаем с ним уроки» и так далее.
Другой вариант: хозяйка заведения обожает кошек. Каждый желающий может приятно провести время в компании большого количества котов, попавших сюда из приютов. Любого котика можно забрать домой. Проводятся лекции, мастер-классы, тематически связанные с содержанием и воспитанием домашних животных.
Третий формат кафе, где ключевая ценность собственника бизнеса – ТВОРЧЕСТВО. Необычный креативный интерьер, каждый столик – это уникальный дизайн, стаканчики для кофе с посланиями и тематическими рисунками, особенным образом оформленное меню. Здесь вы сможете сами приготовить себе салат, т. к. все ингредиенты лежат отдельно, на выбор можно воспользоваться соусами, маслами, добавками.
Пример с кафе – самый очевидный, наглядный. Однако, каждый бизнес, выстроенный на базе ценностей владельца, опирающийся на его жизненные смыслы, автоматически становится уникальным и четко ориентируется на определенного потребителя.
Итак, вернемся к нашему списку. Мы имеем топ-10 собственных ценностей. Выберете из него 2–3 ключевые. Для этого напишите каждую ценность на отдельном листке бумаги, затем разложите на две группы, задавая себе вопрос: «Если бы мне пришлось выбрать из этих двух ценностей, то я бы выбрал эту…» до тех пор, пока в одной группе не окажутся 2–3 самые важные для вас ценности. Это то, что должно быть 100 % учтено при ответе на каждый вопрос о вашей компании. Это то, что необходимо обозначать на собеседовании с соискателями, то, что должно быть «вшито» в представление вашего бизнеса, то, на что вы будете привлекать «своих» людей.
Теперь, когда вы исследовали свои ценности, не спешите все сразу исправлять в своей компании, и раздражаться, что вы этого не делали раньше. Как правило, вы это делали, но не осознанно и не отдавая себе в этом отчет. Особенно если вы строили свой бизнес «с нуля» сами. Если же купили готовый, то, скорее всего, выбрали тот, который вам был близок, соответствовал вашей системе ценностей. И даже если вы поймете, что это не так, почти всегда можно не ломать, а всего лишь дополнить или изменить детали. Ведь ценности проявляются именно в деталях, в тонкой настройке.
Для того что бы понять, что именно необходимо дополнять и перестраивать ответьте (обязательно письменно) на следующие вопросы.
Комфортно ли вам каждый день приходить в свою компанию? Что особенно вас радует там каждый день? Какую вашу ценность это поддерживает?
Есть ли что-то, что вас раздражает? Выводит из себя? Это конкретное правило? Деталь? Может быть, человек? Проверьте, по какой ценности вы не совпадаете? Как вы можете это изменить или договориться о каком-либо правиле с этими людьми, чтобы изменение соответствовало вашим ценностным приоритетам.
На что вы давно не обращали внимания? Что стараетесь игнорировать или не замечаете в рутине? Как можно внести то, что вас вдохновляет, добавить радости в повседневность?
Задайте себе собственный вопрос о связи ценностей и бизнеса.
Найдите несколько минут свободного времени в своем дне и фокусируйте внимание на вопросе: как еще я могу привнести свои ценности в бизнес? Как сделать это наиболее экологично? Вы обнаружите, как это действие начнет наполнять вас энергией, а это самое важное и ценное, что вы можете сделать для своей компании: быть наполненным, энергичным, радостным. Так, как правило, и происходит, если человек живет в соответствии со своими ценностями.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги