Татьяна Векшина, Мария Алимпиева
Занятия – пятиминутки по русскому языку. 3 класс
Учимся различать текст, предложение и словосочетание
Занятие 1
1. Вставь в слова пропущенные буквы. Составь из этих слов предложение, запиши его.
Ос…нь, з…л…тая, наступила.
2. Составь и запиши ещё 5 – 7 предложений так, чтобы в предыдущем задании получился текст. Выпиши из каждого предложения словосочетания с вопросами.
Занятие 2
1. Вставь в слова пропущенные буквы. Составь из этих слов предложение, запиши его.
Ч…сто, ос…нью, д…жди, прол…вные, идут.
2. Составь и запиши ещё 5 – 7 предложений так, чтобы в предыдущем задании получился текст. Выпиши из каждого предложения словосочетания с вопросами.
Занятие 3
1. Вставь в слова пропущенные буквы. Составь из этих слов предложение, запиши его.
Ос…нью, еж…, вп…дают, спяч…ку, в.
2. Составь и запиши ещё 5 – 7 предложений так, чтобы в предыдущем задании получился текст. Выпиши из каждого предложения словосочетания с вопросами.
Занятие 4
1. Вставь в слова пропущенные буквы. Составь из этих слов предложение, запиши его.
У, з…л…тые, м…его, руки, д…душки.
2. Составь и запиши ещё 5 – 7 предложений так, чтобы в предыдущем задании получился текст. Выпиши из каждого предложения словосочетания с вопросами.
Занятие 5
1. Вставь в слова пропущенные буквы. Составь из этих слов предложение, запиши его.
Со…нце, за, село, веч…ром, оз…ром.
2. Составь и запиши ещё 5 – 7 предложений так, чтобы в предыдущем задании получился текст. Выпиши из каждого предложения словосочетания с вопросами.
Занятие 6
1. Вставь в слова пропущенные буквы. Составь из этих слов предложение, запиши его.
Мы, с, в, д…душкой, за, лес, гр…бами, х…дили.
2. Составь и запиши ещё 5 – 7 предложений так, чтобы в предыдущем задании получился текст. Выпиши из каждого предложения словосочетания с вопросами.
Учимся определять виды предложений по цели высказывания и по интонации
Занятие 1
1. Определи вид предложения по цели высказывания и по интонации.
Ты выполнил домашнее задание?
2. Запиши повествовательное предложение.
Занятие 2
1. Определи вид предложения по цели высказывания и по интонации.
В конце октября выпал первый снег.
2. Запиши побудительное предложение.
Занятие 3
1. Определи вид предложения по цели высказывания и по интонации.
Который сейчас час?
2. Запиши восклицательное предложение.
Занятие 4
1. Определи вид предложения по цели высказывания и по интонации.
Что ты, кумушка, говоришь?
2. Запиши повествовательное невосклицательное предложение.
Занятие 5
1. Определи вид предложения по цели высказывания и по интонации.
Давай, друг, зимовье строить!
2. Запиши вопросительное предложение.
Занятие 6
1. Определи вид предложения по цели высказывания и по интонации.
Расскажи, кого ты видел в зоопарке.
2. Запиши повествовательное восклицательное предложение.
Учимся выделять главные и второстепенные члены предложения
Занятие 1
1. Подчеркни грамматическую основу в данном предложении.
Сегодня на улице стоит хорошая погода.
2. Выпиши второстепенные члены предложения с вопросами.
Занятие 2
1. Подчеркни грамматическую основу в данных предложениях.
Ворона прилетела из леса.
Поезд подъехал к станции.
2. Распространи данные предложения второстепенными членами.
Я жду. Урок закончился. Мама читает.
Занятие 3
1. Подчеркни грамматическую основу в данных предложениях.
Яна играет в куклы.
Кошка спит.
Почтальон принёс письмо.
2. Из предыдущего задания выпиши нераспространённое предложение.
Занятие 4
1. Подчеркни грамматическую основу в данных предложениях.
Собака сторожит дом.
На улице горят фонари.
Наступила зима.
2. Из предыдущего задания выпиши распространённые предложения.
Занятие 5
1. Подчеркни нераспространённые предложения.
Катя мечтает. Никита делает уроки. Идёт дождь. Грибник пришёл из леса.
2. Составь и запиши нераспространённое предложение.
Занятие 6
1. Подчеркни грамматическую основу в данных предложениях.
В лесу распустились подснежники.
Дедушка пошёл в лес за грибами.
По стволу дерева стучит дятел.
2. Выбери любое предложение из предыдущего задания и выпиши из него второстепенные члены с вопросами.
Учимся различать простое и сложное предложение
Занятие 1
1. Выпиши сложное предложение.
Дима любит кататься на лыжах, а Оксана любит рисовать.
Вика и Аня слепили снеговика.
2. Составь и запиши простое распространённое предложение. Выполни синтаксический разбор записанного предложения.
Занятие 2
1. Выпиши сложное предложение.
Папа любит рыбачить, а мама любит читать книги.
Снег, метель и буран – природные явления зимы.
2. Составь и запиши простое нераспространённое предложение. Выполни синтаксический разбор записанного предложения.
Занятие 3
1. Выпиши сложное предложение.
Я слепил снеговика и позвал маму.
Наступила оттепель, и снеговик растаял.
2. Составь и запиши сложное предложение. Выполни синтаксический разбор записанного предложения.
Занятие 4
1. Из данных предложений составь и запиши сложные предложения.
Уроки закончились. Мы пошли в библиотеку.
Я выбрала книгу. Библиотекарь дала её мне.
Миша строит башню из кубиков. Саша рисует.
2. Выполни синтаксический разбор всех сложных предложений из предыдущего задания.
Занятие 5
1. Из данных предложений составь и запиши сложные предложения.
На ветку дерева села ворона. Листья полетели вниз.
Катя выучила стихотворение. Женя решила задачу.
Бабушка говорит. Я слушаю её.
2. Выполни синтаксический разбор всех сложных предложений из предыдущего задания.
Занятие 6
1. Из данных предложений составь и запиши сложные предложения.
Дедушка собирает яблоки. Бабушка поливает помидоры.
Началась оттепель. Сосульки растаяли.
Наступила осень. Перелётные птицы улетели в тёплые края.
2. Выполни синтаксический разбор всех сложных предложений из предыдущего задания.
Учимся выписывать словосочетания из предложений
Занятие 1
1. Выпиши словосочетания. Обозначь главные и зависимые слова.
Девочки дружат, во дворе, добрая учительница, тёплая погода, тает снег, талантливый художник.
2. Из данного предложения выпиши все словосочетания.
Школьный праздник прошёл весело и интересно.
Занятие 2
1. Выпиши словосочетания. Обозначь главные и зависимые слова.
Тёплое молоко, я читаю, автобус едет, интересная сказка, зелёный огурец, в магазине, за печкой.
2. Из данного предложения выпиши все словосочетания.
На улице идёт проливной дождь, и дует сильный ветер.
Занятие 3
1. Выпиши словосочетания. Обозначь главные и зависимые слова.
Вкусный апельсин, малиновое варенье, дедушка читает, соловьи поют, читает газету, я думаю, думаю о каникулах.
2. Из данного предложения выпиши все словосочетания.
Мы вышли на берег огромного круглого озера.
Занятие 4
1. Выпиши словосочетания. Обозначь главные и зависимые слова.
Наступило лето, зимние каникулы, барсук проснулся, мы приехали, катаются с горки, вкусный обед, пришли из школы.
2. Из данного предложения выпиши все словосочетания.
В зоопарке тигры лениво лежали на брёвнах.
Занятие 5
1. Выпиши словосочетания. Обозначь главные и зависимые слова.
Заботливая тётя, рисует красками, в огороде, спелые яблоки, ягодный компот, пили компот, пушистый котёнок.
2. Из данного предложения выпиши все словосочетания.
В нашей домашней библиотеке есть много интересных книг.
Занятие 6
1. Выпиши словосочетания. Обозначь главные и зависимые слова.
Осенний лес, под столом, стоит на полке, я танцую, танцую танец, интересный рассказ, дальняя дорога.
2. Из данного предложения выпиши все словосочетания.
Зимой люди весело празднуют Новый год.
Учимся различать синонимы и антонимы
Занятие 1
1. Продолжи высказывание.
Синонимы – это
2. Выпиши антонимы парами.
Красивый, злой, добрый, право, страшный, верх, лево, низ.
Занятие 2
1. Продолжи высказывание.
Антонимы – это
2. Выпиши синонимы парами.
Алый, идти, метель, друг, вьюга, приятель, шагать, красный.
Занятие 3
1. Продолжи высказывание.
Слова, близкие по значению – это
2. Запиши к каждому слову антоним.
Образец: белый – чёрный
День, смеяться, светлый, вкусный.
Занятие 4
1. Продолжи высказывание.
Слова противоположные по значению – это
2. Запиши к каждому слову синоним.
Образец: сильный – храбрый
Большой, печаль, кричать, ходить.
Занятие 5
1. Что такое синонимы? Запиши свой ответ.
2. Выпиши из предложения синонимы. Запиши ещё 3 пары синонимов.
Я иду домой. Мне навстречу шагает Андрей.
Занятие 6
1. Что такое антонимы? Запиши свой ответ.
2. Выпиши из предложения антонимы. Запиши ещё 3 пары антонимов.
Днём совы спят, а ночью вылетают на охоту.
Учимся узнавать омонимы и фразеологизмы
Занятие 1
1. Что такое омонимы? Запиши свой ответ. Приведи примеры.
2. Подчеркни фразеологизмы. С одним из фразеологизмов составь и запиши предложение. Выполни синтаксический разбор.
Сидеть сложа руки, сложить руки на груди, ядовитый язык, ядовитая змея.
Занятие 2
1. Что такое фразеологизм? Запиши свой ответ. Приведи примеры.
2. Подчеркни в предложениях омонимы. Запиши ещё 2 пары слов-омонимов.
У крестьянина коса. У Юли длинная коса. Метель занесла снегом все дорожки. Оля занесла мне книгу.
Занятие 3
1. Дополни высказывание.
Омонимы – это слова ……………………………. по лексическому значению, но ………………………….. по звучанию и ……………………… .
2. Запиши 3 пары слов-омонимов.
Занятие 4
1. Продолжи высказывание.
Фразеологизмы – это
2. Запиши 3 фразеологизма.
Занятие 5
1. Подчеркни «лишнее» слово. Объясни свой выбор.
Огурец, помидор, лук, картофель, репа.
2. Составь 2 предложения с подчёркнутым в предыдущем задании словом так, чтобы это слово являлось парой омонимов.
Занятие 6
1. Подчеркни «лишнее» предложение. Объясни свой выбор.
Мне Саша на ногу наступил.
Юра наступил на листья.
Ему медведь ну ухо наступил.
Кошка наступила на газету.
2. Запиши 2 предложения с фразеологизмами.
Учимся различать части речи
Занятие 1
1. Продолжи высказывание.
Имя существительное – это
2. Определи части речи данных слов.
Я, помидор, красивая, читать, пробежал, в, яма, широкий, окно, вы.
Занятие 2
1. Продолжи высказывание.
Имя прилагательное – это
2. Определи части речи данных слов.
Ты, осенний, Марина, наступил, у, холодное, читать, они, огород, январский.
Занятие 3
1. Продолжи высказывание.
Глагол – это
2. Определи части речи данных слов.
Снегопад, помогать, мы, за, красный, спелый, сварили, надежда, подняться, груз.
Занятие 4
1. Продолжи высказывание.
Местоимение – это
2. Определи части речи данных слов.
Пригласить, приглашение, пригласительный, смотреть, взгляд, из, присматривать, жёлтый, над.
Занятие 5
1. Продолжи высказывание.
Предлог – это
2. Определи части речи данных слов.
Страус, лёгкая, спрятаться, к, он, сделать, я, домашняя, компот, подводные.
Занятие 6
1. Продолжи высказывание.
Имя прилагательное – это
2. Определи части речи данных слов.
Письмо, записывать, крепкий, добрый, помогла, под, она, замочная, читаю, закрыл.
Учимся узнавать имена числительные
Занятие 1
1. Выпиши имена числительные.
Дворик, четыре, восьмой, мы, из, поможем, парус, вежливый, сорок, сорока.
2. Запиши числительные 24, 8, 12, 43.
Занятие 2
1. Выпиши имена числительные.
Понедельник, седьмой, повторять, неделя, месяц, в, она, два, быстро, тридцать.
2. Запиши числительные 52, 11, 9, 20.
Занятие 3
1. Выпиши имена числительные.
Самолёт, кататься, я, восемь, котята, один, отчество, танцевать, двадцатый, к.
2. Запиши числительные 37, 9, 14, 87.
Занятие 4
1. Выпиши имена числительные.
Семнадцать, поезд, они, за, семь, двенадцать, одинокий, разные, пять, дикие.
2. Запиши числительные 56, 10, 35, 91.
Занятие 5
1. Выпиши имена числительные.
Помощь, воспитатель, пятьдесят, ноль, вы, однажды, скоростной, два, много, подбежать.
2. Запиши числительные 100, 4, 23, 70.