Книга Магическая структура. Гайд для писателей по миропостроению. Серия «В помощь писателю» - читать онлайн бесплатно, автор Виктория Райт. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Магическая структура. Гайд для писателей по миропостроению. Серия «В помощь писателю»
Магическая структура. Гайд для писателей по миропостроению. Серия «В помощь писателю»
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Магическая структура. Гайд для писателей по миропостроению. Серия «В помощь писателю»

Согласно исследованиям Сандерсона, более востребована у читателей Структурированная магия – та, у которой есть точные законы. Ее цель состоит в том, чтобы представить читателю все необходимые факты.

Согласно работам Криса Уинкла7 у Структурированной магии есть:



В интуитивной магической системе нет точного набора руководящих принципов, которые регулируют использование и создание магии в вымышленном мире.

Цель этой системы состоит в том, чтобы оставить открытой перспективу будущих магических возможностей. Так книга становится более непредсказуемой и мистичной. Подобная таинственность – это то, что привлекает писателей использовать систему soft-магии. Интуитивная система более загадочна и вызывает большее чувство новизны и исследования.

Она также обладает своими преимуществами и недостатками:



Ограничения двух систем

Структурированные магические системы должны придерживаться жесткой логики. Она и задает рамки, которые определяют движение автора. Любой выход за эти рамки должен обосновываться. В противном случае произведение подвергнут критике.

Если применение магической силы не укладывается в логику, то целостность магической системы ставится под сомнение. По этой причине спонтанные сверхъестественные способности не могут возникать без веского обоснования.

Следует учитывать следующую вещь: автор может знать каждую деталь своей магической системы, но она все равно будет считаться Интуитивной, если недостаточно объяснена читателю.

Системы Интуитивной магии не имеют таких ограничений. Они обладают абстрактной и концептуальной природой, что позволяет описывать магию без особого обоснования. Таким образом, soft-магия может появиться практически в любой точке структуры сюжета.

Это отсутствие ограничений удобно для автора. С одной стороны, с помощью Интуитивной магии он может выйти из самой сложной ситуации, а с другой – тем самым обесценить все усилия героя.

Законы магии Брэндона Сандерсона

Рассматривая классификацию Б.Сандерсона hard и soft магии, невозможно не обратиться к Законам, которые он разработал для создания магической системы. Сандерсон описывает их как эмпирические правила и шаблоны, которые наблюдал в реальном мире на протяжении многих лет.

Цель законов Сандерсона – это добавить конфликт и повысить ставки в истории. Они предназначены для усиления присущего магическим системам драматизма, а не для их препарирования.

Законы основываются на огромном практическом опыте Сандерсона, что делает их наиболее ценными и важными при работе над произведением.

Первый закон магии Сандерсона

«Способность автора разрешать конфликты с помощью магии прямо пропорциональна тому, насколько хорошо читатель понимает указанную магию».

Этот закон Сандерсон сформулировал в 2007-м году. Первый закон магии является точкой опоры для построения системы Структурированной и Интуитивной магии.

Если рассматривать полюс Интуитивной, или мягкой, магии, то разрешение конфликта в ней может стать приемом «Бог из машины». Этот прием стар как мир. Так, в греческих трагедиях, в самом драматическом моменте – в кульминации, решение конфликта на себя брал бог, который появлялся из ниоткуда с помощью механического устройства.

Еще Аристотель в свое время был крайне недоволен подобным подходом, так как это лишало героев свободы действий и вызывало естественный вопрос: «Где они были раньше, когда «начинался весь этот бардак»?

Системы мягкой магии обладают многими преимуществами, о которых Тимоти Хиксон подробно рассказывает в книге "О написании и построении мира"8.

Он выделяет шесть сильных сторон систем Интуитивной магии, такие как:

1) способность усиливать напряжение с помощью неизвестных элементов;

2) усиление чувства таинственности за счет того, что магическая система действует вне поля зрения главного героя;

3) создание условий, когда персонажи не понимают собственных магических сил и действуют с помощью сообразительности или других способностей;

4) создание непредсказуемых магических эффектов, которые привносят новые проблемы при решении героями сюжетных задач;

5) включение разнообразных магических систем;

6) повышение чувства эстетичного, что связано с эзотерической тайной мягкой системы.

Как и законы Сандерсона, на которые опирается Хиксон, эти особенности Интуитивной магии также направлены на усиление эффекта напряженности в мире создаваемой истории.

Преимущество же Структурированной магии заключается в том, что читатель постепенно осознает всю сложность и значимость магического действия. Он понимает, насколько высоки ставки при проигрыше героя, насколько велика будет его потеря. Знание цены провала повышает степень напряжения конфликта, позволяет читателю почувствовать сопереживание герою и идентифицировать себя с ним. Поэтому разрешение такого конфликта принесет читателю наибольшее удовлетворение.

Но этот аргумент не отрицает эффективность Интуитивных систем. Например, «Властелин колец» Толкина и «Песнь льда и пламени» Мартина как раз относятся именно к этой системе. В Интуитивной магии ищут чудеса.

Второй закон Сандерсона

Второй закон сформулирован в 2012 году и звучит так: «Ограничений больше, чем полномочий».

Когда герою подвластно все, он становится так называемым Мэри или Марти Сью в самом худшем своем проявлении: без возможности идентифицировать себя с ним и прожить вместе с ним путь всеобъемлющей успешности. В таком случае какой-либо конфликт отсутствует и остается только скука.

Отличным примером для объяснения этого закона служит сравнение Бэтмена и Супермена, который приводит Крис Винкл в своих работах. В рамках рассмотрения второго закона Бэтмен интереснее Супермена, ведь Бэтмен – человек, который, несмотря на все свои чудесные приспособления и машины, подвергается опасности. Супермен же в некотором роде бог, которому подвластно почти все, кроме одного – криптонита.

Сандерсон делит ограничения на две основные категории: слабости и затраты.

Слабости уменьшают магическую силу или негативно влияют на персонажа. Они проявляются в определенных ситуациях, когда персонаж полностью или частично теряет свою силу или волю к победе, разочаровывается, складывает руки. В качестве примера Сандерсон приводит "Песнь льда и пламени" магию Мелисандры, которая зависит от Красного Бога, к которому она должна обратиться, чтобы ее магия сработала.

Затраты или цена – это то, чем персонаж готов рискнуть, чем готов пожертвовать, чтобы победить.

Отличный пример – Кольцо Всевластия. Если Фродо его наденет, то станет невидимым – это бонус кольца, но противники – Саурон и его соратники тут же узнают, где он находится – это цена. Фродо каждый раз должен взвешивать степень опасности и в зависимости от нее делать выбор. Еще один момент, который относится к цене – это то, что заключено в самом кольце: духовная деградация и искушение. Поэтому стоит несколько раз подумать, прежде чем им воспользоваться.

Иногда ценой становится состояние беспомощности. Например, в «Аватаре», когда Джейк Салли сливался с аватаром, его тело оставалось беспомощным. Не только из-за увечья, но и из-за бессознательного состояния. Джейк оставался практически без защиты, к тому же ему требовалось время на реориентацию и осознание того, что именно является для него настоящей реальностью.

Без затрат любая магия становится пресной. Ценой является уже то, что маг тратит время и усилия на освоение магических дисциплин. Для читателя это является стимулом погружаться в созданный мир, проживать вместе со студентами так называемых Академок студенческую жизнь заново, но уже с волшебным флером, и получать от этого удовольствие.

К затратам могут относиться и различные искушения темной стороны силы, когда демон предлагает могущество в обмен на душу, и усилия мага для воплощения заклинаний в жизнь, которые порой настолько велики, что могут затронуть его психическое или физическое здоровье.

Таким образом, цена может проявиться не сразу, а ее величина не всегда осознаваться. Однако в любом случае в увлекательном произведении цена всегда присутствует.

Третий закон Сандерсона

«Расширьте то, что у вас уже есть, прежде чем добавлять новое».

Сформулирован в 2013 году. Главная мысль этого закона – брать надо качеством, а не количеством. Что это значит? Не надо в огромных количествах штамповать персонажу умения и навыки.

Большое количество умений у героя не обеспечивает успех произведения, наоборот, усиливает скуку. Такой персонаж – все равно что малыш, который вываливает перед гостями все свои игрушки, хвалясь, что у него и это, и то. А в ответ получает лишь вежливые улыбки и притворное умиление.

Так же к этому закону относится целостность, концептуальность магических умений, которыми награждается персонаж. Пусть их будет немного, но они должны дополнять друг друга, однако не препятствовать всевозможным опасностям. Персонаж должен быть уязвим – тем ценнее будет его победа. Магия должна быть взаимосвязанной и структурированной.

В рамках этого закона Сандерсон использует три концепции:

* экстраполяция;

* взаимосвязанность;

* рационализация.

Экстраполяция обозначает, что любое фантдопущение должно быть доведено до логичного и естественного завершения. Все аспекты фантдопа должны быть либо исследованы, либо создавать такое впечатление.

Экстраполяция отлично воплощена в «Песне льда и пламени». Так, под каждое фантдопущение там подведена логичная база и им дано естественное разрешение. А вот, например, в Гарри Поттере фантдопущения имеют ненадежную базу: начиная от маховика времени Гермионы, заканчивая использованием Нерушимых клятв.

Концепция «Взаимосвязь» отражает уровень целостности произведения. Существует основное фантдопущение, из которого проистекают остальные. Так, магия работает на единой базе, а вот инструментарий у нее может быть разный. Но и при отсутствии большого количества взаимосвязей тот же «Властелин колец» не становится хуже.

И последняя концепция – рационализация, подразумевает целесообразность и необходимость всех введённых в магическую систему компонентов. Необходимо полностью раскрыть то допущение, что уже есть в книге, и только потом добавлять второе, если есть необходимость.

Увеличение количества фантдопов ведет к увеличению масштаба произведения и грозит тем, что ни одно из них не будет раскрыто до конца. Если количество фантдопущений увеличивается, то они должны брать истоки в основном, которое собирает вокруг себя остальные и создает стержень произведения.

Четвертое правило Сандерсона

Существует еще так называемое четвертое правило Сандерсона: «Если ты нарушаешь законы, то сделай это круто».

Сделай так, чтобы степень восхищения от нарушения правила превзошла его важность. Читатель погружается в миры фэнтези, чтобы столкнуться с чем-то необычным, таинственным, уникальным и увлекательным – тем, чего нет в реальности. Это то, на что стоит обращать внимание в первую очередь. Но все должно находиться в балансе, иначе «крутизна» может превратиться в провал.

Пять правил работы с Интуитивной магией

На основании этой классификации и Законов магических структур Крис Уинкл создал пять правил работы с Интуитивной магией:

1. Не используйте всепоглощающее могущество.

Когда персонаж сильнее всех сильных, он ничем не ограничен и разваливает сюжет. Непонятно, что с ним делать, ведь он может все, у него все решается, и это неинтересно. Пришел, увидел, победил. И все это без единого усилия. Такая книга будет бесконечной ходилкой, где один герой весь в белом, а остальные… Ну, вы поняли. Если заклинания решают большинство сюжетных проблем, то вы обесцениваете и свои усилия как автора, и своего героя как личность.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Роберт Макки, «История на миллион долларов»

2

Ю.Зубакин, «Применение фантастических допущений в курсе «Развитие творческого воображения», 1992

3

Д.Громов, О.Ладыженский, «Доклад на семинаре для молодых авторов в рамка фестиваля Звездный мост»,2007

4

Статья «Магия», Большая советская энциклопедия.

5

Jeff Howard, «Game Magic A Designers Guide to Magic Systems in Theory and Practice», A K Peters/CRC Press; 1st edition, 2014

6

Названия в буквальном переводе звучат иначе, но в этих названиях я отразила смысл.

7

Ch.Winkle, «How to Create a Rational Magic System»

8

Timothy Hickson, «On Writing and Worldbuilding»

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги