banner banner banner
Магическая структура. Гайд для писателей по миропостроению. Серия «В помощь писателю»
Магическая структура. Гайд для писателей по миропостроению. Серия «В помощь писателю»
Оценить:
 Рейтинг: 0

Магическая структура. Гайд для писателей по миропостроению. Серия «В помощь писателю»


Это отсутствие ограничений удобно для автора. С одной стороны, с помощью Интуитивной магии он может выйти из самой сложной ситуации, а с другой – тем самым обесценить все усилия героя.

Законы магии Брэндона Сандерсона

Рассматривая классификацию Б.Сандерсона hard и soft магии, невозможно не обратиться к Законам, которые он разработал для создания магической системы. Сандерсон описывает их как эмпирические правила и шаблоны, которые наблюдал в реальном мире на протяжении многих лет.

Цель законов Сандерсона – это добавить конфликт и повысить ставки в истории. Они предназначены для усиления присущего магическим системам драматизма, а не для их препарирования.

Законы основываются на огромном практическом опыте Сандерсона, что делает их наиболее ценными и важными при работе над произведением.

Первый закон магии Сандерсона

«Способность автора разрешать конфликты с помощью магии прямо пропорциональна тому, насколько хорошо читатель понимает указанную магию».

Этот закон Сандерсон сформулировал в 2007-м году. Первый закон магии является точкой опоры для построения системы Структурированной и Интуитивной магии.

Если рассматривать полюс Интуитивной, или мягкой, магии, то разрешение конфликта в ней может стать приемом «Бог из машины». Этот прием стар как мир. Так, в греческих трагедиях, в самом драматическом моменте – в кульминации, решение конфликта на себя брал бог, который появлялся из ниоткуда с помощью механического устройства.

Еще Аристотель в свое время был крайне недоволен подобным подходом, так как это лишало героев свободы действий и вызывало естественный вопрос: «Где они были раньше, когда «начинался весь этот бардак»?

Системы мягкой магии обладают многими преимуществами, о которых Тимоти Хиксон подробно рассказывает в книге "О написании и построении мира"[8 - Timothy Hickson, «On Writing and Worldbuilding»].

Он выделяет шесть сильных сторон систем Интуитивной магии, такие как:

1) способность усиливать напряжение с помощью неизвестных элементов;

2) усиление чувства таинственности за счет того, что магическая система действует вне поля зрения главного героя;

3) создание условий, когда персонажи не понимают собственных магических сил и действуют с помощью сообразительности или других способностей;

4) создание непредсказуемых магических эффектов, которые привносят новые проблемы при решении героями сюжетных задач;

5) включение разнообразных магических систем;

6) повышение чувства эстетичного, что связано с эзотерической тайной мягкой системы.

Как и законы Сандерсона, на которые опирается Хиксон, эти особенности Интуитивной магии также направлены на усиление эффекта напряженности в мире создаваемой истории.

Преимущество же Структурированной магии заключается в том, что читатель постепенно осознает всю сложность и значимость магического действия. Он понимает, насколько высоки ставки при проигрыше героя, насколько велика будет его потеря. Знание цены провала повышает степень напряжения конфликта, позволяет читателю почувствовать сопереживание герою и идентифицировать себя с ним. Поэтому разрешение такого конфликта принесет читателю наибольшее удовлетворение.

Но этот аргумент не отрицает эффективность Интуитивных систем. Например, «Властелин колец» Толкина и «Песнь льда и пламени» Мартина как раз относятся именно к этой системе. В Интуитивной магии ищут чудеса.

Второй закон Сандерсона

Второй закон сформулирован в 2012 году и звучит так: «Ограничений больше, чем полномочий».

Когда герою подвластно все, он становится так называемым Мэри или Марти Сью в самом худшем своем проявлении: без возможности идентифицировать себя с ним и прожить вместе с ним путь всеобъемлющей успешности. В таком случае какой-либо конфликт отсутствует и остается только скука.

Отличным примером для объяснения этого закона служит сравнение Бэтмена и Супермена, который приводит Крис Винкл в своих работах. В рамках рассмотрения второго закона Бэтмен интереснее Супермена, ведь Бэтмен – человек, который, несмотря на все свои чудесные приспособления и машины, подвергается опасности. Супермен же в некотором роде бог, которому подвластно почти все, кроме одного – криптонита.

Сандерсон делит ограничения на две основные категории: слабости и затраты.

Слабости уменьшают магическую силу или негативно влияют на персонажа. Они проявляются в определенных ситуациях, когда персонаж полностью или частично теряет свою силу или волю к победе, разочаровывается, складывает руки. В качестве примера Сандерсон приводит "Песнь льда и пламени" магию Мелисандры, которая зависит от Красного Бога, к которому она должна обратиться, чтобы ее магия сработала.

Затраты или цена – это то, чем персонаж готов рискнуть, чем готов пожертвовать, чтобы победить.

Отличный пример – Кольцо Всевластия. Если Фродо его наденет, то станет невидимым – это бонус кольца, но противники – Саурон и его соратники тут же узнают, где он находится – это цена. Фродо каждый раз должен взвешивать степень опасности и в зависимости от нее делать выбор. Еще один момент, который относится к цене – это то, что заключено в самом кольце: духовная деградация и искушение. Поэтому стоит несколько раз подумать, прежде чем им воспользоваться.

Иногда ценой становится состояние беспомощности. Например, в «Аватаре», когда Джейк Салли сливался с аватаром, его тело оставалось беспомощным. Не только из-за увечья, но и из-за бессознательного состояния. Джейк оставался практически без защиты, к тому же ему требовалось время на реориентацию и осознание того, что именно является для него настоящей реальностью.

Без затрат любая магия становится пресной. Ценой является уже то, что маг тратит время и усилия на освоение магических дисциплин. Для читателя это является стимулом погружаться в созданный мир, проживать вместе со студентами так называемых Академок студенческую жизнь заново, но уже с волшебным флером, и получать от этого удовольствие.

К затратам могут относиться и различные искушения темной стороны силы, когда демон предлагает могущество в обмен на душу, и усилия мага для воплощения заклинаний в жизнь, которые порой настолько велики, что могут затронуть его психическое или физическое здоровье.

Таким образом, цена может проявиться не сразу, а ее величина не всегда осознаваться. Однако в любом случае в увлекательном произведении цена всегда присутствует.

Третий закон Сандерсона

«Расширьте то, что у вас уже есть, прежде чем добавлять новое».

Сформулирован в 2013 году. Главная мысль этого закона – брать надо качеством, а не количеством. Что это значит? Не надо в огромных количествах штамповать персонажу умения и навыки.

Большое количество умений у героя не обеспечивает успех произведения, наоборот, усиливает скуку. Такой персонаж – все равно что малыш, который вываливает перед гостями все свои игрушки, хвалясь, что у него и это, и то. А в ответ получает лишь вежливые улыбки и притворное умиление.

Так же к этому закону относится целостность, концептуальность магических умений, которыми награждается персонаж. Пусть их будет немного, но они должны дополнять друг друга, однако не препятствовать всевозможным опасностям. Персонаж должен быть уязвим – тем ценнее будет его победа. Магия должна быть взаимосвязанной и структурированной.

В рамках этого закона Сандерсон использует три концепции:

* экстраполяция;

* взаимосвязанность;

* рационализация.

Экстраполяция обозначает, что любое фантдопущение должно быть доведено до логичного и естественного завершения. Все аспекты фантдопа должны быть либо исследованы, либо создавать такое впечатление.

Экстраполяция отлично воплощена в «Песне льда и пламени». Так, под каждое фантдопущение там подведена логичная база и им дано естественное разрешение. А вот, например, в Гарри Поттере фантдопущения имеют ненадежную базу: начиная от маховика времени Гермионы, заканчивая использованием Нерушимых клятв.

Концепция «Взаимосвязь» отражает уровень целостности произведения. Существует основное фантдопущение, из которого проистекают остальные. Так, магия работает на единой базе, а вот инструментарий у нее может быть разный. Но и при отсутствии большого количества взаимосвязей тот же «Властелин колец» не становится хуже.

И последняя концепция – рационализация, подразумевает целесообразность и необходимость всех введённых в магическую систему компонентов. Необходимо полностью раскрыть то допущение, что уже есть в книге, и только потом добавлять второе, если есть необходимость.

Увеличение количества фантдопов ведет к увеличению масштаба произведения и грозит тем, что ни одно из них не будет раскрыто до конца. Если количество фантдопущений увеличивается, то они должны брать истоки в основном, которое собирает вокруг себя остальные и создает стержень произведения.

Четвертое правило Сандерсона

Существует еще так называемое четвертое правило Сандерсона: «Если ты нарушаешь законы, то сделай это круто».

Сделай так, чтобы степень восхищения от нарушения правила превзошла его важность. Читатель погружается в миры фэнтези, чтобы столкнуться с чем-то необычным, таинственным, уникальным и увлекательным – тем, чего нет в реальности. Это то, на что стоит обращать внимание в первую очередь. Но все должно находиться в балансе, иначе «крутизна» может превратиться в провал.