Книга Жертвоприношения наших дней - читать онлайн бесплатно, автор Сергей Рязанцев
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Жертвоприношения наших дней
Жертвоприношения наших дней
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Жертвоприношения наших дней

Сергей Рязанцев

Жертвоприношения наших дней

ПРЕДИСЛОВИЕ

Эти тексты написаны в разное время и по разным поводам.

Потому книгу можно смело читать с любой главы.

Вы ничего не потеряете.

Впрочем, всё-таки есть нечто, объединяющее написанное. Это рассуждения о потерянной современным человеком нормальности. Об агрессивной лжи, которая пытается выдать себя за норму или даже моду.

Для борьбы с заблуждениями не нужно спорить с пеной у рта.

Надо просто спокойно разобраться.

Начнём?

МИЛОСЕРДИЕ ПАЛАЧЕЙ

Несколько отрывков из книги Жоржа Ленотра «Повседневная жизнь Парижа во время Великой революции» (Gearges Lenotre «Paris Revolutionnare»). Итак, столица Франции, 1792 год:

Штурм толпами народа королевского дворца Тюильри:

Мужчины и женщины, захлёбываясь в бешеном восторге, собирались целыми сотнями… и плясали среди потоков вина и крови. А во дворе, пред дверью, мегеры-санкюлотки жарили в ящиках для угля, вытащенных во время пожара из кордегардии, оторванные конечности убитых при штурме швейцарцев, отплясывая вокруг этих страшных печей дикую сарабанду.

Расправа со священниками, которые отказались присягнуть новой власти:

Убийства продолжались четырнадцать часов. Ночью к месту избиения явилось много любопытных, которые жаловались, что им ничего не видно. Они принесли скамьи для дам и попросили у комитета, беспрерывно заседавшего на первом этаже монастыря, масляных лампионов, чтобы осветить ужасную картину. Комитет послушался; господин Бурген, свечник этого околотка, доставил 84 плошки, которые были зажжены и поставлены по одной возле каждого трупа.

Снова казни, так называемых «подозрительных»:

Я подошёл к кучке женщин из народа, собравшейся на углу улиц Бурбон де Шато, и спросил о причине этого шума. «Откуда он взялся, этот человек? – обратилась одна из них к своей соседке и повернулась ко мне. – Разве вы не знаете, что в тюрьмах кипит работа? Посмотрите-как на ручей». Ручеек был совершенно красным – он весь состоял из крови. Это была кровь несчастных, убиваемых в тюрьме аббатства.

Обстоятельства гибели принцессы де Монако:

Она была приговорена к смерти. Известно, что эти приговоры приводились в исполнение немедленно, кроме тех случаев, когда приговоренная могла доказать, что она беременна. Тогда несчастную под надёжным конвоем отправляли в госпиталь Революционного трибунала, где ей приходилось дать себя осмотреть докторам; если они признавали, что она действительно беременна, то ей давали отсрочку до разрешения от бремени. Потом ребёнка отправляли в воспитательный дом, а мать – на эшафот.

По прочтении думается вот о чем – наша эпоха ведь не менее кровожадная. Двести лет назад во Франции, когда по улицам струились ручейки крови, у младенцев хотя бы было право на рождение. Наши дети сейчас этого права законодательно лишены.

В прошлом 2020 году наша страна отметила печальный юбилей – сто лет легализации абортов в России (Постановление Народного комиссариата РСФСР по здравоохранению и Народного комиссариата юстиции РСФСР от 18.11.1920 г. «Об охране здоровья женщин»).

Ещё одна историческая параллель, из более близкого к нам времени. Советский Союз, 1937 год, менее двадцати лет назад отгремела революция, по кровавости точно не уступающая Великой Французской. Да и само выражение «37-ой год» давно стало именем нарицательным, синонимом жестоких репрессий.

Так вот, 27 июня 1936 года было принято постановление ЦИК и СНК СССР, запрещавшее аборт. И продержался этот запрет 19 лет. Советская власть при принятии резонансных законопроектов всегда проводила агитационную работу, и запрет абортов не стал исключением. Видный партийный деятель А. А. Сольц (старый большевик, его называли «совестью партии», председатель Комиссии партийного контроля) в газете «Труд» от 27.04.1937 писал:

Нам нужны люди.

Аборт, уничтожение зарождающейся жизни, недопустимо в нашем государстве….

Логически продолжая эту мысль – выходит, сейчас люди нам не нужны и уничтожение зарождающейся жизни допустимо.

Интересный факт: тот самый нарком здравоохранения Н. А. Семашко, который в 1920 году росчерком пера аборты легализовал – в 1937 году, в июльском выпуске журнала «Медицинский работник» на тему запрета абортов публикует статью «Какой замечательный закон!». Сейчас подобную виртуозную смену мировоззрения называют «переобуванием в воздухе».

Ещё немного о масштабах сталинских репрессий. Из интервью директора ФСБ, генерала армии Александра Бортникова «Российской газете»:

– Различные источники называют разные цифры репрессированных. У ФСБ есть точные данные?

– Еще в конце 1980-х годов была рассекречена справка МВД СССР от 1954 года о количестве осужденных за контрреволюционные и иные особо опасные государственные преступления, в том числе за бандитизм и военный шпионаж, в 1921 – 1953 гг. – 4 060 306 человек. Из них к высшей мере наказания приговорены 642 980, к ссылке и высылке – 765 180. Об этом говорят архивные материалы. Все другие цифры являются дискуссионными.

Запомним: 642 980 расстрелянных за 32 года, около 20 000 в год.

Историки оценивают потери населения нашей страны в результате Великой Отечественной войны порядка 27 000 000 человек, в ходе Гражданской войны – 13 000 000 человек. Используя официальную статистику из открытых источников, количество абортов всего за десять лет с 1990 по 1999 годы составляет около 30 000 000 живых, но так и не родившихся, человек…

Это три Москвы. Или двадцать таких областей, как Белгородская. Или в пятьдесят раз больше, чем все расстрелянные в СССР с 1921 по 1953 годы. Только в 1990 количество абортов за год превысило 4 000 000, это в двести (!) раз больше, чем среднее число расстрелов в год при Сталине.

Современная информационная эпоха ежедневно бомбардирует нас цифрами, новостями, сообщениями. Как правило, не оставляя времени подумать, ведь на подходе очередные цифры и факты. Я предлагаю поступить ровно наоборот. Закройте книгу на этой главе. Можно даже не дочитав, невелика потеря.

И задумайтесь над прошедшими кровавыми временами и нашим как бы бескровным временем. По улицам Парижа течёт кровь, ручьями, давно привычными для горожан. На площади гильотиной каждый день сносят по пятьдесят и более голов. Палачи саблями рубят безоружных священников саблями, дамы и господа наблюдают с улицы, требуя освещения для лучшей видимости. И в головах у всех этих людей – ясное понимание безусловного права ребёнка на рождение.

Нерождённых не убивают.

Или наш 1937-ой год. В газетах требуют расстрелять «врагов народа» как бешеных собак. Тюрьмы и лагеря переполнены. И старый большевик, отбывавший ссылку вместе со Сталиным, один из непосредственных организаторов революций 1905—1917 г.г., когда расстрелять могли за очки, за отсутствие мозолей на руках, за происхождение, пишет:

Нам нужны люди. Аборты недопустимы…

Может, пора уже остановиться? Почему мы вдруг перестали понимать то, что было очевидно привычным к крови людям в 1937 году, до этого – палачам в 1792 году, до этого – вообще всем людям на протяжении тысячелетий? Что ребёнок имеет право на рождение и убивать его нельзя?

Многое уже меняется на наших глазах, статистика говорит о том, что доля граждан, считающих аборт недопустимым, за 20 лет выросла с 12% до 35%. Успешно внедрена и оправдывает себя новая практика – кабинеты по психологическому консультированию, профилактике абортов – что позволило в России за пять лет сократить число абортов на 25%. Абсолютно убеждён, что ещё немного – и «критическая масса» общественного мнения перевесит.

Пора возвращаться к забытой нормальности.

КОМФОРТНЫЙ БОГ

Реальный случай на рабочем месте.

Вернувшаяся из декрета сотрудница, сидящая прямо напротив меня, получила нужные ей канцтовары, в том числе калькулятор. Уже на следующий день я (как начальник отдела) услышал претензию: «Кнопки калькулятора слишком тугие!». На понимание – использовался калькулятор пару минут в день, например, для сложения 10 цифр. И эту жалобу на невыносимую тугокнопочность я слышал на протяжении месяцев, иногда дважды в день.

Каждый раз теряясь с ответом. Как тут посочувствовать, чем помочь горю? Посоветовать побольше отдыхать между нажатиями? Прийти на помощь хрупкой женщине и давить на кнопки вместе? Отпускать с работы пораньше, в связи с тяжестью труда? Не знаю.

Другой пример из жизни: стою на первом этаже в подъезде своего дома, в ожидании лифта. Подходят соседи, папа лет сорока с сыном лет десяти. Без каких-либо вещей. С виду оба подтянутые, улыбчивые, вполне спортивного телосложения. Лифт задерживается где-то на верхних этажах, идёт минута, вторая, третья. Отец несколько раз обращается к сыну: «Может пешком?». В ответ: «Нет, пап, лучше подождём». Проходит ещё пара минут, лифт наконец спускается, мы заходим – и папа с сыном облегченно жмут кнопку… второго этажа.

Нужно признать, что комфорт превратился для современного человека в ложного бога. В то, чему служишь, кому платишь, чего ищешь. И очевидно, что «берегов» это явление не имеет. Если сложно нажать клавишу калькулятора, если второй этаж представляется чуть не Эверестом для двух здоровых мужчин – дальше-то куда идти?

Для контраста приведём свидетельства из недавнего прошлого. Из воспоминаний бывшего министра обороны СССР, маршала Д. Ф. Устинова:

В беседах женщины ни слова ни обмолвились о трудностях.

Ни здесь, на этом заводе, ни на других не припоминаю случая, чтобы какая-либо девчушка обратилась с просьбой перевести её на более лёгкую работу.

А работали женщины в металлургических и даже кузнечных цехах.

В то время значительную часть работников составляли женщины: сварщики, формовщики, грузчики, крановожатые, не говоря о таких профессиях, как токари, слесари, фрезеровщики.

В году войны Устинов был наркомом вооружений СССР, изъездил всю страну, лично побывав на большинстве оборонных заводов. О воюющих мужчинах речь вообще не шла – война по определению тяжелее работы в тылу. Ветераны вспоминали, что марш-бросок на 1 000 или 1 5000 км даже не считался чем-то особенным. Обычный боевой приказ: прибыть из пункта А в пункт Б, расстояние между которыми 1 500 км, за 30 дней, расчётная скорость 50 км в день. За невыполнение (опоздание) – трибунал.

В толковании на слова апостола Павла: «их бог – чрево» (Фил. 3:19), святитель Иоанн Златоуст пишет: «У одних бог деньги, а у других – чрево. Таковые не идолопоклонники ли, даже не хуже ли их?».

Попробуем приложить эту мысль к окружающей действительности. Кто такой язычник? Человек, поклоняющийся творению вместо Творца. Несмотря на неправильную веру, он всё же признаёт существование каких-то высших сил, с которыми его связывают некие отношения. Например, принесение жертвы богам или духам, в обмен на их помощь.

А неверующий? Это человек, не признающий ни Творца, ни творения. В духовном смысле это ступень более низшая, чем язычество. И несмотря на весь современный лоск, верование это ничуть не менее убого, чем у дикаря. Один стучит в бубен и просит духов леса об удачной охоте. Другой верит рекламе, например в том, что счастье заключается в приобретении нового телефона.

Чья вера более смешна?

И всё бы ничего, но ложные боги жестоки. Мы уже упомянули служение чреву, и пример жестокости этого бога (чрева) каждый день у нас перед глазами. Оглянемся по сторонам: вы обращали внимание, что практически не встречается действительно старых (70, 80, 90 и более лет) людей с избыточным весом? Старые люди почти все нормального телосложения, чаще даже худощавые. И живут себе, сохраняя активность до преклонных лет.

Человек же, служивший чреву, без конца что-то покупавший, готовивший, поедавший – как следствие, часто набирает лишний вес. А вместе с весом и массу заболеваний, от которых и умирает, часто не дожив до пенсии. То сердце, то давление, то инсульт, да мало ли болезней. Всю жизнь прослужил человек ложному богу, получив в награду лишь болезни и раннюю смерть.

Можно спроецировать этот общий духовный закон и на других ложных богов: работу, детей, комфорт. Десятилетиями строивший карьеру человек может потерять всё в один день, например, при смене собственника или банкротстве организации. Служившие своим обожаемым детям – в старости часто с удивлением обнаруживают себя в доме престарелых или просто брошенными в одиночестве.

Не лучше приходится и служителям комфортного бога.

Среди них не встретишь по-настоящему счастливых людей. Их характерным отличием можно назвать вечное недовольство. Если кнопки калькулятора разработаются и будут радовать лёгким ходом, найдётся что-то ещё, некомфортное. Может, дождь пойдёт. А может, вода в кулере закончится. И всё повторится сначала. В погоне за счастьем, которое видится в бесконечном комфорте – истинного счастья не найдёшь.

Это точно.

ЗАБЫТАЯ КЛЯТВА

О клятве Гиппократа слышали, наверное, все.

Хотя бы о самой сути: «Не навреди».

Однако, вчитавшись в первоисточник, есть чему удивиться. Всего в одном предложении: «Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного пессария» – содержится прямой запрет сразу всех видов абортов и эвтаназии.

Общественная дискуссия на эту тему в нашей стране ведётся уже не первое десятилетие. К глубокому сожалению, кроме Церкви, почти никто не пытается сказать хоть слово против абортов. После легализации в 1920 году для целых поколений это стало вполне обыденной медицинской процедурой.

Попытки избавиться от возможных проблем с «незапланированными» детьми, путём их убийства, протеста у большинства людей давно уже не вызывают. Каких только доводов не слышится в защиту абортов: и про «не надо плодить нищету», и «это личное дело каждое», куда другим «не надо лезть», и про «тело женщины», на уничтожение части которого она будто бы «имеет право». Отрубить и выбросить любую другую часть тела (скажем, руку или хоть палец) в голову никому не приходит. Жалко. А ребёнка можно.

Характерный пример: в одной из групп социальной сети «В контакте» люди, работающие в системе здравоохранения – врачи, фельдшеры, медсёстры – делятся самыми разными историями из своей практики. Иногда смешными, иногда страшными. Одну рассказала медсестра абортного отделения.

Пришлось ей как-то взять на работу пятилетнего сына, которого не с кем было оставить. Ребёнок походил, посмотрел, поспрашивал что-то у взрослых. И потом в детском саду заявляет:

– А моя мама медсестрой работает!

– Чем же она занимается, кого лечит?

– Да детям бошки отрывает!

Ясное дело, больше мама это понятливое чадо на работу с собой не брала. И подано всё это как некий анекдот, лепет неразумного, ничего не понимающего ребёнка. Но задумаемся – ведь в этой ситуации прав именно ребёнок. Хирургический аборт – это действительно разрывание живого ребёнка на куски. Руки, ноги, туловище, голова – отрываются и выбрасываются в пакет с надписью «Медицинские отходы». Потом на свалку. Это для кого-то новость?

И про то, что мама никого «не лечит» – тоже медицинский факт. Беременность не является заболеванием, лечить от неё не требуется, это нормальное состояние женского организма. Следовательно, аборт не является медицинской помощью, здоровье от него не улучшается. Скорее наоборот – медицинским вредом – если бы такой термин существовал. Женщина может запросто получить множество реальных проблем, от бесплодия до сумасшествия.

Из интервью врача-психиатра:

В этой области мало кто проводил исследования.

Да можно сказать, что и никто. Общаясь с главным врачом психиатрического диспансера Ставрополя, я задал ему вопрос: есть ли исследования, как связаны психические отклонения и аборты? Он ответил, что никто такой задачи не ставил.

В беседе с другим психиатром открылась следующая картина.

Смотрим карты больных: пять беременностей, три окончились родами; 10 беременностей – две окончились родами; 18 беременностей – три окончились родами.

Вот и думай после этого, существует ли какая-то зависимость между психическими отклонениями и количеством сделанных абортов.

Мне уже больше сорока лет, по роду деятельности связан с расследованием несчастных случаев на производстве. За годы работы повидал немало смертей (в том числе прямо на моих глазах), крови, увечий, травм. Но до сих пор так и не набрался смелости посмотреть короткий документальный фильм «Безмолвный крик», где показано (на УЗИ) разрывание ребенка на части во время аборта. И его крик за секунду до этого. Слишком страшно и противоестественно это зрелище для нормального человека.

Почему понимание ценности жизни живого не рожденного ребёнка, очевидное для людей на протяжении тысячелетий, за ничтожный по историческим меркам срок (каких-то сто лет) – вдруг становится для современного человека новостью? Почему организаторы русской революции, отказывавшие в праве на существование целым классам (дворянству, купечеству, священству), в самый разгар репрессий 1937 года писали о недопустимости абортов? Почему в Париже времён Великой французской революции, когда кровь текла по улицам как вода, палачи беспрекословно отступали от беременной женщины, понимая, что не рожденный – жив, и ни в чём не виноват? Ведь даже пятилетние дети прекрасно понимают то, что старательно не хотят понимать многие взрослые.

Как нам кажется, многолетнее переливание из пустого в порожнее, попытки аргументированно доказать сторонникам абортов какие-то очевидные вещи – не принесут никакого плода и в дальнейшем. Какие аргументы надо найти для женщины, которая между жизнью своего ребёнка и запланированным отпуском – выбирает отпуск? Да никаких. А это обычная (страшная в своей обычности) практика кабинетов психологического доабортного консультирования.

Правильней будет перестать потакать чужой глупости и необразованности. Если взрослый человек не знает, что жизнь начинается с момента зачатия, его нужно оставлять на второй год в 9-ом классе средней школы. По простой причине – «двойка» по биологии. Именно на школьных уроках даётся определение:

Эмбрион – человеческий организм на ранней стадии развития.

Человек то есть, живой человек, как вы и я. А никакая не «часть тела женщины». И «лечить» абортом от эмбриона никого не надо, это не болезнь. Не знающий этого просто «двоечник», а не достойный оппонент, имеющий «точку зрения». Мы же не спорим о математике с теми, кто в десяти цифрах путается и таблицу умножения не осилил.

В схожей сфере, вопросах веры и неверия, приведём слова профессора Манчестерского университета Ф. Ф. Брюса:

Никому не возбраняется играть в теорию мифичности Христа, но занимающиеся этим противоречат историческим свидетельствам.

Для непредубеждённого специалиста существование Христа столь же несомненно, как Юлия Цезаря.

Теории «мифа о Христе» распространяются людьми, от истории далёкими.

Иными словами, у сомневающихся в существовании (историчности) Христа, проблемы не с верой. У них проблемы с образованностью. Так сложилось, что не читали они никогда Корнелия Тацита, Лукиана из Самосаты, Иосифа Флавия, Плиния Младшего. Возможно, даже не знают о существовании перечисленных выше римских историков. Римляне ведь были яростными врагами этой новой и непонятной для них веры. Они бросали христиан в тюрьмы, пытали их, отдавали на растерзание диким зверям, рубили головы. Но даже у этих убежденных врагов – не хватало наглости и глупости говорить, что Христа не было. У сегодняшних «двоечников» по истории и биологии – того и другого с избытком.

Хотя многое и меняется на наших глазах.

В каждой епархии созданы центры кризисной помощи беременным женщинам, оказавшимся в сложной ситуации. Активно работает в информационном пространстве сообщества «Врачи против абортов» и схожие объединения людей, выступающие за жизнь и против смерти. И хочется верить, что все мы станем свидетелями возвращения к нормальности. Для начала, к исключению абортов из системы обязательного медицинского страхования.

А затем и к окончательному запрету.

НЕВКУСНЫЙ МАТРИАРХАТ

Недавно интернет-магазин «ВкусВилл» вместе с продуктами начал торговать ложными идеями.

Без цитирования не обойтись:

Семья – это родство по крови или штамп в паспорте. Давайте подумаем ещё раз? В XXI веке это, в первую очередь, любящие нас люди…

Домашние питомцы – это ведь тоже часть семьи, согласитесь.

Мы пообщались с нашими покупателями и их близкими. Представляем вам самые разные, но в одинаковой степени очаровательные семьи.

И далее:

У нас большая и очень дружная семья.

Юма – моя мама, наш матриарх. Алина – моя сестра, А Ксюша – её невеста. Они обручились буквально пару недель назад… В нашем доме (точнее, в двух квартирах в соседних домах) постоянно живёт кто-то ещё – наши друзья, пары, полиаморные сестры и братья…

Я очень рада, что я такой матриарх большой семьи.

Это была моя идея с самого детства, лет с десяти.

Отличный разбор сделал Виктор Мараховский:

…какие-то дуры – не важно, какого пола – пошли на действие откровенно деструктивное: объявили о нормализации (а если учитывать просчитанный заранее эффект, то и героизации) биологического отклонения.

Ибо гомосексуализм, напомним, – это чисто в биологическом смысле есть не норма, а отклонение от неё. Можно сколько угодно кукарекать про социальные конструкты, про то, что «любовь всегда права», про то, что гетеросексуальные домашние тираны бьют жен, а тут, смотрите, мир, и сознательность, и работа с аутистами, и борьба с глобальным потеплением.

Но это все обычное шулерство и мухлеж.

Потому что пол – это не социальный конструкт, а биологическая данность.

Потому что если Любовь Всегда Права, то где толпы радикальных феминисток, защищающих мужчин, которые бросают семьи и детей ради новых интересных девиц. Потому что логика «У вас всюду чума, а вы смеете ругаться на сифилис» – идиотская логика.

Потому что биологическая норма для человечества, та норма, на которой человечество построило сегодняшнюю цивилизацию со всеми ее бонусами, была нормой «бинарной» семьи из мужчины и женщины, вместе ведущих хозяйство и воспитывающих детей. И ею остается, поскольку (внезапно) согласно банальной статистике, 90% преступников происходят из семей с безотцовщиной.

Скажем и мы пару слов об этих «очаровательных семьях XXI-го века».

Однополые браки в России запрещены.

И слава Богу.

Потому никакие Алина и «её невеста Ксюша» при всём желании не могли нигде «обручиться всего пару недель назад». Во всяком случае на территории РФ. На кого рассчитана эта топорно сработанная ложь?

Характерный приём манипуляции: попытка выдать стремящееся к нулю меньшинство за большинство или его значимую часть. В уже цитируемой нами статье на пять семей – т.е. 20% – одно не являющееся семьёй сожительство странных тёток.

Это что ли норма для России?

Да ничего подобного, большинство людей у нас нормальные. И девочки у нас с десяти лет не про матриархат мечтают, а играют в «дочки-матери».

И самое главное: семья это союз мужчины и женщины.

Что является конституционной нормой с 2020 года.

Так к чему все эти дикие, противоречащие действующему законодательству, рассуждения про не семьи, ненужность штампа в паспорте и домашних животных как членов семей?

Зачем выдавать за семью то, что ей не является?

Рассуждения на тему «все замечательные» это вообще скользкая дорожка.

Прямиком в ад.

P.S.

«ВкусВилл» удалил скандальную публикацию и извинился:

Мы сожалеем, что так получилось, и считаем эту публикацию своей ошибкой, ставшей проявлением непрофессионализма отдельных сотрудников… Приносим свои искренние извинения всем своим покупателям, сотрудникам, партнерам и поставщикам.

Вот так бы и сразу.

УБИЙСТВО ПО РЕКОМЕНДАЦИИ

Мы живем в эпоху информационного мусора, который нам старательно выдают за важные новости. На современного человека ежедневно обрушиваются водопады абсолютно не нужной информации. А действительно значимые события часто ускользают от нашего внимания.

Одно из таких событий: в 2018 году в нашей стране впервые проведена успешная операция на головном мозге не рождённого ребёнка. Первая в российской медицинской практике и вторая в мире. После успешных родов мать с ребёнком живы и выписаны домой. Понемногу подобные, ранее немыслимые, операции становятся нормой.

Не будет преувеличением назвать это началом новой эпохи в медицине. Известный врач Фёдор Углов (внесённый в «Книгу рекордов Гиннеса» как самый старый практикующий хирург – он проводил операции в возрасте 100 лет) в своей книге «Сердце хирурга» писал о том, что ещё в середине XX-го века, в профессиональных кругах на врачей, осмеливавшихся заговорить о возможности операций на сердце, смотрели как на не вполне нормальных. Крутили пальцем у виска. Ухмылялись вопиющему невежеству: