Вы можете утверждать, что трудно путешествовать налегке без правильного рюкзака, но правда в том, что вы можете хорошо организовать вещи и в вашем обычном рюкзаке.
Вы можете рассказывать, насколько успешен ваш бизнес-ментор, потому что он использует специальную программу, но он, скорее всего, начал без этой программы.
Одержимость окончательной стратегией, идеальной диетой или идеальным оборудованием может быть хитрым способом удержать себя от тяжелой работы и начала нового.
Гораздо продуктивнее начать с малого, сделать неидеальный старт, а затем уже улучшать свою деятельность в процессе. Иначе может так получиться, что вы годами будете отказывать себе в новых занятиях и опытах из-за того, что у вас нет возможности сделать идеальный старт: купить дорогое оборудование, получить глубокие знания по теме, используя неограниченные ресурсы.
Конечно, не стоит забывать об обучении на примерах наставников. Но не позволяйте представлениям о том, что является оптимальным, помешать вам начать хоть какую-то работу. Круто пробовать и ошибаться, а затем учиться на ошибках, чем долго готовиться начать, а затем и не использовать приобретенные знания. Неидеальное начало всегда можно исправить в процессе с помощью оптимизации, а вот одержимость идеальным началом никогда не приведет вас к проактивной жизни.
Глава четвертая. Целеполагание
«Определенность цели – отправная точка всех достижений».
Уильям Клемент СтоунУсловно модели поведения людей можно разделить на приспособленческую и целеориентированную.
Приспособленцы обычно подчиняются обстоятельствам, любят стабильность и подстраиваются к жизненным условиям. А целеустремленные люди предпочитают брать ответственность за свою жизнь, быть лидерами и прилагать усилия для достижения большего комфорта.
Оба типа личности имеют плюсы и минусы, а для общества полезно их сотрудничество. Если вы считаете себя приспособленцем и хотите им оставаться, это здорово, и нужно иметь смелость, чтобы признать это в нашем обществе, где постоянно пропагандируется, что лидеры лучше других людей (что совершенно не так: все одинаково хороши и полезны).
Цель – это будущий желаемый результат. Для всех людей полезно уметь ставить и добиваться целей, хотя бы бытовых. Целеполагание помогает структурировать, организовать и начать контролировать свою деятельность. И в целом учит брать ответственность за свою жизнь. Из любых желаний можно сделать цели, но желания превратятся в цель в тот момент, когда они приобретут четкую форму и человек осознает их.
Цель – это место, куда вы хотите попасть. Чтобы поставить цели, нужно понимать себя, свои желания и интересы. Иначе есть риск поставить себе не свои, а чужие цели, которые не будут мотивировать вас добиваться их.
Хорошая новость в том, что постановка качественных целей – самый сложный и важный этап из всей ее реализации. То есть нужно только научиться осознанности, понять себя, а дальше будет легче, ведь вы напишите себе стратегию достижения и сможете просто идти по этому плану, немного корректируя его по пути. Корректировать его придется, ведь иногда даже глобальные цели теряют свою актуальность.
Мы живем в постоянно меняющемся мире, поэтому и цели могут трансформироваться или исчезать вообще. Важно почаще размышлять о своих целях и уметь их гибко корректировать.
Я расскажу о двух подходах к целеполаганию: жестком, с четкими целями, и мягком, с целями в виде желаемого образа жизни.
Четкие цели
Обычно цели делятся на три типа:
• Долгосрочные (стратегические) – на период 5–10 и больше лет.
Подразумевается, что ваши стратегические цели составляются на основе ваших ценностей и системы приоритетов или вообще являются ими, если вы не готовы формулировать четкие цели на долгий период жизни.
• Тактические – на период от 1 года до 5 лет.
Тактические цели, в свою очередь, должны опираться на стратегические и включать в себя большую часть промежуточных целей на пути к главным, так как за пять лет вполне реально выполнить почти все, что обычный человек может придумать.
• Краткосрочные – на период до 1 года.
Краткосрочные цели самые понятные, а потому должны быть сформулированы максимально четко и подробно. Их, в свою очередь, можно разделить на кварталы или по месяцам.
Правильно поставив себе цель, вы становитесь очень «опасным», ведь при грамотном планировании и личной эффективности, вы ее точно добьетесь. Но есть несколько рисков, из-за которых даже правильно поставленная цель может быть не эффективна и не зажигать вас:
• Ставя себе краткосрочные и тактические цели, вы игнорируете стратегические.
Именно от стратегических целей следует исходить и постоянно сверяться с ними, так как они главные цели жизни.
• Цель сформулирована через отрицание.
Вы стремитесь уйти от какой-то проблемы, а не прийти к решению причины этой проблемы. Например, вместо «уменьшение количества болезней» лучше написать «улучшение здоровья и самочувствия».
• Цель не откликается в вас.
Она пришла к вам извне, и вы, приняв ее за свою, поставили себе.
Самая популярная методика целеполагания – SMARTSMART – это хорошая методика как для небольших проектов, так и для личных краткосрочных целей. Для крупных стратегических целей она не очень подходит, так как обычно они более расплывчатые, и мы не можем конкретизировать их, а условия вокруг сильно меняются с течением времени.
SMART-цель должна отвечать следующим критериям:
– Быть конкретной (Specific).
Цель должна быть четко сформулирована. Иначе в итоге может получиться результат, отличающийся от запланированного.
– Быть измеримой (Measurable).
Если у цели не будет каких-либо измеримых параметров, то будет невозможно определить, достигнут ли результат.
– Быть достижимой (Achievable).
Цели используются в качестве стимула для решения каких-то задач и, таким образом, для дальнейшего продвижения вперед за счет достижения успеха. Не нужно ставить такие цели, которые, наоборот, приводили бы к увеличению стрессов в вашей жизни. Стоит ставить достаточно сложные цели, предполагающие усилия и развитие, но при этом иметь в виду, что они должны быть достижимыми.
– Быть реалистичной (Realistic).
Цели должны характеризоваться исходя из результата, а не проделываемой работы. Таким образом достигается эффективность. Можно поставить себе цель приходить на работу на час раньше, но если при этом не определить ожидаемый от этого результат, то этот час можно провести попивая кофе или просто болтая.
– Быть ограниченной по времени (Time-limited).
Любая цель должна быть выполнима в определенном временном измерении.
Пример правильно поставленной цели: купить новую Tesla S в кредит под 5 % годовых с первым взносом 30 000$ до 10 августа 2020 года.
Дополнение к SMART – SMARTERЭтот метод дополняет SMART еще двумя критериями: evaluate (оценивать) и re-do (корректировать). Согласно этим критериям, после каждого этапа достижения цели нужно рефлексировать или собирать обратную связь (если в деле задействованы не только вы) и при необходимости корректировать цель, основываясь на обратной связи.
Этот метод может помочь в больших проектах или в долгосрочных целях, так как в течение длительного времени по пути к цели она может частично утратить свою актуальность, и потребуется ее откорректировать, основываясь на своих новых желаниях и на изменившихся обстоятельствах.
Метод с интеллект-картамиЭтот метод заключается в брейншторме по каждому из проектов или сфер вашей жизни с помощью интеллект-карт.
Интеллект-карта целей состоит из четырех уровней:
• проект или сфера жизни;
• направление – часть проекта;
• промежуточная цель – точка, достижение которой сильно улучшает ситуацию в этом направлении;
• самая мелкая цель – точка, достижение которой приближает к промежуточной цели.
Для того чтобы поставить себе цель и разбить ее на мелкие кусочки, нужно создать интеллект-карты для каждой сферы жизни или проекта. В карте должны быть представлены текущее видение и идеальный результат в этой сфере. Затем разделите эти сферы на направления, а в каждом из направлений поставьте одну промежуточную цель и только одну маленькую цель.
Если делать такие карты сфер жизни для постановки краткосрочных целей, то промежуточные цели будут раскиданы по кварталам или месяцам, а маленькие – по неделям.[7]
Цели по образу жизни
Везде говорят ставить конкретные и измеримые цели, но есть и другой подход – цель в виде стиля жизни, который вы хотите, а не в виде какого-то конкретного достижения.
Визуализация и стремление к определенному лайфстайлу[8] более приятны и осознаны, чем к четким задачам. Лайфстайл более важен, чем успех, основанный на нескольких достижениях, так как наша жизнь проявляется во всех мелочах и какие-то большие достижения не описывают ее полностью. А вот описание стиля жизни, каждого дня вашей мечты показывает то, как вы хотите жить в идеале.
Воспользуйтесь описанием своей идеальной жизни и идеального дня, чтобы понять, какой лайфстайл вы хотите.
Для того чтобы понять, как вы хотите жить, попробуйте выполнить такое упражнение.
Представьте свой идеальный день во всех подробностях: с того момента, когда вы открываете глаза, до момента, как засыпаете. Опишите этот счастливый день. Это описание можно дополнить общей картиной вашей идеальной жизни: какие регулярные действия вы делаете, с кем общаетесь, чем занимаетесь по выходным, куда ездите в отпуск и т. д. Это описание и будет вашим желаемым лайфстайлом, к которому надо стремиться.
Я делала такие заметки несколько раз за свою жизнь, и вот недавно перечитала описание моего идеального дня двухлетней давности. Оно практически полностью описывает мою жизнь сейчас! Это было очень неожиданно и приятно увидеть – оказывается, мечты постоянно становятся реальностью:)
Я люблю комбинировать разные методы, чтобы хотя бы один точно сработал. Поэтому советую ставить себе и четкие цели, и цели по образу жизни.
Можно регулярно вести три файла:
• Список своих целей-достижений.
• Все четкие цели описаны по методике SMARTER.
• Описание успешной версии себя.
Это описание разбито по сферам жизни: жизнь в целом, любовь, материальное состояние, работа и увлечения. Там перечисляются привычки, качества, навыки и достижения успешного себя.
Описание лайфстайла своей мечты + доска с картинками такой жизни для ее визуализации.
Здесь нужно описать свой идеальный день, месяц и год жизни, а на картинках изобразить разные атрибуты той жизни, к которой вы стремитесь.
Попробуйте расписать подробно, какую жизнь вы хотите. Можете также создать доску на Pinterest или сделать мудборд[9], чтобы у вас было еще и визуальное представление, как выглядит жизнь вашей мечты.
Таким образом, возможно, вам будет комфортнее и продуктивнее ставить себе лайфстайл-цели вместо обычных целей-достижений. А может, вы, как и я, сможете смешать эти подходы и использовать несколько методов для планирования и вдохновения своей будущей жизнью.
Регулярно перечитывайте это описание, вдохновляйтесь картинками и стремитесь к такой жизни! Многие изменения вы сделаете уже скоро, после прочтения глав про привычки и эффективность, а большие изменения произойдут сами собой, пока вы будете концентрироваться на видении жизни вашей мечты.
Дизайн-мышление
Для того чтобы действительно сделать дизайн своей жизни, нужно приобрести навык дизайн-мышления.
Дизайн – это преобразование существующего в желаемое.
В бизнесе дизайн-мышление – это метод разработки продуктов и услуг, направленных на решение существующих проблем у потенциальных клиентов. Этот подход широко применяется в бизнесе для создания и улучшения по-настоящему полезных продуктов. В жизни дизайн-мышление помогает спроектировать решения к вашим существующим проблемам – тому, что вас не устраивает.
Американский ученый Герберт Саймон впервые выдвинул идею о том, что дизайн может быть способом мышления. В своей книге «Мысли об искусственном» он выявил этапы дизайн-мышления:
– Определение проблемы;
– Исследование проблемы;
– Генерация идей, способов решения;
– Прототипирование, модерирование идей;
– Выбор лучшего варианта решения;
– Внедрение этого решения;
– Оценка полученных результатов.
Другие ученые и изобретатели адаптировали эти этапы под себя, и так получилось еще несколько моделей: цикл Деминга и HADI цикл.
Цикл ДемингаЭто постоянный круг оптимизации и усовершенствования продукта и производственных процессов. Этот круг часто называют циклом PDCA (Plan-Do-Check-Act): планирование – осуществление – контроль – претворение в жизнь. Это широко распространенный метод непрерывного улучшения качества в производстве. Но мы можем применять этот подход и к нашей жизни.
Планирование.
Перед началом изменений нужно спланировать действия. Этот шаг подразумевает анализ фактов, проблемы, а также разработку решения – первые четыре этапа, созданные Саймоном.
Осуществление.
На этапе осуществления плана выбранное решение апробируется, тестируется и оптимизируется.
Контроль.
После осуществления производится контроль результатов тестируемого решения.
Претворение в жизнь.
В этом шаге новое решение внедряется и проверяется на больших масштабах, что влечет за собой изменение других процессов. А их улучшения начинаются снова с шага планирования.
Главный момент: чтобы что-то улучшить, нужно понять, что именно пошло не так и где можно внести изменения. Такое тестирование позволяет понять ошибки на раннем этапе и с минимальными потерями и быстро исправить их.
HADI циклЭто порядок этапов, следуя которому можно тоже создавать и улучшать продукты. Расшифровывается аббревиатура так: гипотеза – действие – данные – выводы.
Этот цикл похож на цикл Деминга, по сути, он раскрывает в себе первые три этапа. Сначала выдвигается гипотеза по решению проблемы, затем она претворяется в жизнь, собираются данные по ее тестированию, и подводятся выводы – прошла ли она проверку, и подходит ли она для внедрения в основные процессы.
Главное в использовании этого цикла – не забывать про последние два этапа, то есть про сбор результатов и выводы. В основном мы применяем только первые два этапа – планируем и действуем, но анализируем результаты и не получаем лучшее понимание, что идет правильно, а что нет. К последним двум этапам мы приходим, когда сильно устаем и раздражаемся от всего, но это неправильно. Эти этапы DI – самые важные, потому что именно с помощью анализа и подведения итогов можно прийти в конечном счете к желаемому результату.
«Акт планирования всегда кажется столь соблазнительным и привлекательным, что составление плана становится важнее самого плана. А план становится важнее реальной жизни. Никогда не забывайте простую истину: карта – еще не живая местность. Вместо того чтобы планировать все заранее, дорабатывайте план на протяжении всего вашего проекта. В конце каждого этапа спрашивайте себя: „Получается то, что я хотел? Хотя бы часть проблемы уже решена? В правильном ли направлении я иду?“ И если на все ответ отрицательный, вы меняете план». Джефф Сазерленд
Для дизайна жизни важно понять этот алгоритм и привыкнуть использовать его на этапе принятия всех решений. Начав думать как дизайнер, вы сможете тестировать, какие концепции жизни и цели вам подходят, а какие нет. Вы сможете пробовать разные виды деятельности, разные социальные роли, пока не найдете то, что вам подходит. С помощью этого подхода можно решить любую проблему.
Этап определения и исследования проблемы – самый важный. Чтобы найти решение, вам нужно найти проблему. Поэтому, прежде всего, вам нужно критическое мышление и смелость, чтобы видеть вещи, которые вам не нравятся в вашей жизни. После определения таких вещей нужно выявить истинную проблему и сформулировать ее так, чтобы можно было что-то с ней сделать. Это называется рефрейминг. Потом вы будете придумывать идеи или прототипы решения к этой проблеме, тестировать их и, в конце концов, решите проблему. Повторив этот цикл со всем, что вас не устраивает в жизни, вы создадите жизнь своей мечты.
А по мере выявления проблем и проектирования решений вы станете лучше понимать себя и свои потребности и определите то, какую жизнь вы хотите. Все приходит с практикой. Невозможно продумать всю свою жизнь просто сидя на диване, вам нужно тестировать, что вам подходит, а что нет.
Глава пятая. Развитие
«Не бойся совершенства – ты никогда его не достигнешь!»
Сальвадор ДалиПолагаю, все слышали такую мудрость: «Когда ты не развиваешься, ты стоишь на месте, а это значит, что ты деградируешь».
Я за постоянный рост. Я люблю развивать себя и вижу в этом улучшения. Развитие вообще классная вещь: тебе кажется, что лучше уже не может быть, да и не надо, но ты все равно делаешь несколько шажков вперед, и твоя жизнь оказывается круче прежней.
Цитата основателя Тойоты Тайити Оно в книге «Производственная система Тойоты» хорошо описывает потери от медленного развития. Он говорит о компании, но то же верно и для личного развития каждого из нас:
«Не будет преувеличением сказать, что в периоды медленного роста потери являются в большей степени преступлением перед обществом, чем просто коммерческими потерями».
Развиваться нужно по своему пути, следуя за своими интересами и ценностями. Но развиваться нужно постоянно. Даже во время отдыха (просто заменив просмотр глупого фильма на просмотр легкого, но стильного фильма, например), в отношениях с партнером (развивать отношения) и так далее.
Развитие – это такая вещь, которая экспоненциально открывает перед тобой возможности и радости жизни. Но развиваться никогда не будет просто. Ведь развитие подразумевает выход из зоны комфорта, какие-то конкретные действия. А действия всегда труднее бездействия, но всегда лучше него. Даже если они плохие. Даже если кажется, что они ни к чему не приводят. Они дают очень многое.
Осознанное обучение
В идеале обучение должно быть связано с тем, что вы уже делаете (обязательное повышение квалификации и экспертности), или с тем, что хотите начать делать (и нужны только знания, опыт).
Но в нашем сознании это все ещё так не работает – мы принимаем за норму потребление ненужной информации, которая не приносит нам удовольствия и не будет полезной в дальнейшем.
В российских школах до сих пор нет свободы выбора предметов, да и в большинстве университетов тоже, что абсолютно не правильно, так как дети уже могут примерно представлять, что их интересует больше. Но, с другой стороны, такая модель обязательного обучения в теории дает ту самую образованность, когда человек в общих чертах понимает, как устроен мир вокруг него с разных сторон. Правда, на практике это почти никогда не случается, дети все равно не усваивают информацию по предметам, которые им не нравятся или скучны для них (хотя это уже вопрос плохого преподавания).
Только в прошлом году я сама пришла к тому, что мне стали интересны естественные науки (биология, физика, химия, география), и теперь я жалею, что в школе не получила базовые знания по ним, так как тогда меня они абсолютно не интересовали. Но жалеть на самом деле не о чем – сейчас я могу получить информацию по этим интересным мне темам, и я действительно буду замотивирована учиться. А мотивация в обучении очень важна, так как получение знаний не дает быстрой отдачи (а иногда и долгой), поэтому приходится просто надеяться, что эта инвестиция в себя оправдается. Соответственно, мотивации «наградой» тут нет, остается только присущая всем людям мотивация от желания познать мир.
Можно понять, как люди соглашаются терпеть ненужную информацию в школе и в университете, хотя тоже можно пойти туда, где есть свобода выбора. Но когда они не проявляют требовательности к свободной информации – это уже тревожный звонок. Например, вы подписались на блогера по медицинской тематике, чтобы в легкой форме узнавать что-то новое о здоровье (тут следует научиться подбирать эксперта, которому можно доверять). Но через какое-то время этот блогер начинает выкладывать слишком много информации не по теме: про свою жизнь, детей или новости, например. А еще ежедневно что-то рекламирует. Нужно ценить себя и свое время и отписываться или скрывать его в ленте, когда какой-то источник информации перестает давать вам то, за чем вы пришли. Ну и регулярно чистить подписки на блогеров, журналы, рассылку по почте и все источники, из которых вы берете информацию.
Как проверить, стоит ли получать знания из какой-то сферы?Если ни один из пунктов не описывает вашу ситуацию, переставайте потреблять эту информацию.
Вам очень нравится узнавать новое про эту сферу, получение именно этой информации приносит вам удовольствие.
Эта информация нужна вам в практических целях, вы повышаете ею свою экспертность или получаете необходимую базу для старта какой-то деятельности.
Также можно получать информацию просто для повышения образованности или расширения кругозора. Повышать эрудированность – очень круто, но это очень тонкий момент: может так произойти, что под этим предлогом вы будете потреблять все подряд.
Как избежать неосознанного потребленияПопробуйте составить список из тем, которые вас интересуют. Не только ваши основные интересы (то, чем вы занимаетесь бо́льшую часть жизни), а другие, более мелкие. Я думаю, у вас набирается достаточно большой список таких тем, и часть из них даже придется переносить в архив, чтобы разобраться в них потом. Но какие-то несколько тем (от двух до пяти) вы можете разбирать в свободное от основной деятельности время: читать статьи на эти темы, подписаться на нужных блогеров, проходить не спеша какие-то курсы и т. д.
Таким образом, вы не будете распыляться на совсем бесполезные темы вроде «интересных» фактов, сколько травы в день съедают носороги. И при этом будете постоянно становиться более эрудированным, постепенно узнавая новое во всех интересующих темах.
Еще лайфхак: удобно устраивать обучение ассоциативно, т. е. после прохождения одной темы пойти в другие темы, смежные с той. Так в вашей голове будет формироваться глубокое понимание процессов в этой сфере, и вы будете видеть общую картинку того, как все устроено. А если постоянно перескакивать с разных тем и сфер, будет сложно заново погружаться в них, вспоминать специфичные термины и понятия.
Мы постоянно чему-то учимся, а минимализм в обучении позволяет отсекать все лишнее и получать только необходимые знания, которые приведут к результату или сделают вас счастливее. Под счастьем я подразумеваю это приятное чувство наслаждения от того, что ты стал чуточку ближе к пониманию этого мира. И даже страдания от знаний – «горе от ума» – не могут заглушить эйфорию от осознания грандиозности этого мира.
Как постоянно учиться
Всегда можно совершенствовать экспертность в своей области, учиться новому и расширять кругозор, даже если вам кажется, что у вас нет на это времени.
Из чего строится обучениеПолучение любого знания или навыка имеет всегда одинаковый процесс, только иногда часть этого процесса вы делегируете другим людям, когда, например, идете на курс к репетитору. Но в любом случае вначале вы выбираете тему обучения. Затем идет подготовка информации – поиск курсов или сбор нужных источников: книги, статьи, видео и другие материалы.
Далее обучение строится по следующему принципу:
Понимание информации.
Как только вы определились с форматом обучения, вы начинаете проходить его по частям. Важно на этом этапе не отвлекаться, а усваивать информацию, убеждаясь в том, что она вам понятна.
Запоминание информации.
Существует много способов для запоминания пройденной информации: конспектирование, запись коротких заметок, объяснение информации кому-то или себе вслух, использование флеш-карточек, интеллект-карты и т. д.
Я предпочитаю ведение кратких конспектов/заметок своими словами с выжимкой из того, что я прошла.
Проверка понимания и запоминания.
На последнем этапе необходимо проверить, поняли и запомнили ли вы пройденный материал. Такой проверкой может быть практика под наблюдением преподавателя или ответы на вопросы. Можно самостоятельно отвечать на вопросы из учебника, проходить тесты или придумывать вопросы исходя из своих заметок самому. Этот шаг – проверка вашей подготовки к тому, чтобы применять полученные знания.