
– Надо же, какой вы, – поразилась Маша.
– Дурак?
– Благородный.
– А Лолита говорит, дурак. Но вы обе не правы. Я трус. И боюсь угрызений совести. Замучили они меня после маминой смерти. Дело в том, что я бросил ее. Сразу после школы. Уехал в Москву поступать в мединститут, поступил и… бросил. Ни разу не приехал навестить. Хотя звонил и писал письма. Но это так… для очистки совести.
– Что ж вы так… с мамой?
– Мой отец и ее муж был домашним тираном. Он нам жизни не давал. Больше маме, потому что она огонь на себя старалась принять. Он был сыном очень известного художника. Советского классика. И сам надежды подавал, но не реализовался. Как сам считал, потому что рано семьей обзавелся. Как честный человек женился на той, что от него забеременела. А мог бы творить в свободном полете. Нам мстил за то, что обломали крылья. И мама в глубине души считала, что получает заслуженное наказание. Потому что намеренно забеременела. Подмахнула, как говорится, перспективному парню из хорошей семьи. Хотела удачно выйти замуж. Пристроиться. И вроде добилась своего, не бросили ее, замуж взяли, но и только. Живому классику не было до сына дела, у него имелась новая семья. Хорошо, что комнату ему выбил в коммуналке да работой обеспечил. Но эта работа, естественно, казалась отцу недостойной – он рисовал плакаты, но, поскольку его картины никто не покупал, а семью кормить надо, не увольнялся. Когда я поступил в вуз, то позвал маму к себе. Сказал ей, бросай отца, переезжай в Москву. Пусть у нас тут ничего нет, но и там, по сути, тоже. Комната в коммуналке, которую приходится делить с монстром. Уж лучше у чужих людей угол снимать. Мама трудолюбивой женщиной была, деревенской. Она бы нашла работу себе, а у меня уже была – я ночами в справочной оператором работал. Мы бы не пропали. Но мама ничего не сделала, чтобы освободиться от мужа. Не приложила ни малейшего усилия. И я… Нет, не разлюбил ее, уважать перестал. Решил, что ей нравится быть жертвой, а если так, пусть наслаждается, я не буду мешать.
– И вы больше не видели ее? Только в гробу?
– Даже в гробу нет. Я был на симпозиуме в Америке. Я не смог прилететь на похороны. Лишь на девятый день.
– И кто провожал вашу маму в последний путь? Отец?
– Нет, он сидел в КПЗ. И умер в камере спустя неделю. Он убил ее. По неосторожности, как он сам считал. То есть толкнул сильнее, чем обычно. Мама привыкла к побоям и научилась группироваться. Но в этот раз не смогла правильно упасть. И разбила голову. Отец вызвал «Скорую», но маме уже нельзя было помочь.
– Какая ужасная история…
– Да. Но самое ужасное в ней знаешь что? То, что моя мама терпела все из любви ко мне. Возможно, не всегда, но последнее время точно. Отец серьезно болел. Сердце. Он должен был умереть в сорок пять. Так говорили врачи. К тому времени я как раз отучился бы. И мама не разводилась, ждала кончины супруга, чтобы наследство получили именно мы. А точнее, я.
– Комнату в коммуналке?
– Коллекцию картин. О, мама думала, коллекция бесценна. А если б ушла, то отец распродал бы ее или завещал кому-то другому. Мог и сжечь, у него бывали заскоки, и он принимался портить предметы: бить тарелки, ломать стулья и так далее.
– А что за картины?
– В основном работы деда – советского классика. Но были и другие. Некоторые мне даже нравились. Одну я даже оставил на память. На ней церквушка, речка, голые стволы осин, небо сумрачное, осеннее. Вроде ничего особенного, а цепляет. Может, поэтому ее оценили дороже остальных. А дедова классика ушла за копейки. Нет, не в буквальном смысле, конечно. Я выручил за коллекцию сумму приличную, но не такую, ради которой стоит жертвовать собой. Мама думала, я стану долларовым миллионером, получив наследство. И, возможно, если б отец умер в сорок пять, как прогнозировали врачи, в разгар перестройки, то так бы и случилось. Тогда ко всему советскому был колоссальный интерес на Западе. Но отец и отведенный ему рубеж перешагнул, и перестройку пережил, и жену перед своей кончиной успел в могилу загнать.
– И вы чувствуете свою вину?
– Конечно. Я должен был силой ее вырвать из клешней отца. Я этого не сделал, потому что не понял маму.
– А сейчас понимаете?
– Да, естественно. – Назаров сказал это с некоторой обидой. Как будто ему не понравилось, что Маша сомневается в нем.
– А если она любила не только вас, сына, но и мужа своего? Причем его больше. Она видела в нем великого художника, крылья которого она связала. Отсюда и вина, и безграничное терпение. Он больше был ее ребенком, чем вы. В противном случае она выбрала бы вас, сына, а не его, мужа…
Лицо Назарова стало суровым.
– Маша, ты кто по образованию?
– Биолог.
– Вот и ковыряйся в плесени. А в те сферы, в которых не разбираешься, не лезь.
И стремительно ушел.
А Маша недоуменно смотрела ему вслед. Она сначала не поняла, что доктор имел в виду. А когда поняла, все равно смотрела, но уже с возмущением. При чем тут плесень? Да, она изучала и плесень. Но не только. И вообще… Она разбирается не в одной биологии. Во многом. В том числе в психологии. Пусть и нет этому подтверждения в виде диплома выпускника вуза. Но на сталкеров даже не учат. А она может считать себя профессором в этой области. То есть могла. До того как обзавелась фобиями.
– Куда это он? – услышала Маша резкий женский голос и вздрогнула. Нет, покоя ей сегодня не будет!
– Не знаю, – ответила она Лолите. Это директриса вышла из своего кабинета и увидела, как Назаров пролетает мимо нее. Поговаривали, что психиатр спал и с Лолитой.
Имя «Лолита» у Маши ассоциировалось с набоковской нимфеткой и певицей Милявской. То есть с хрупкой девочкой-подростком с хвостиками и монументальной черноволосой женщиной. Директор центра не походила ни на ту, ни на другую, но по возрасту была ближе к Милявской. А по конституции к нимфетке. Худенькая энергичная женщина за сорок (когда-то она якобы была полной, но Маша не могла представить Лолиту с лишним весом) с вечно растрепанными вихрами песочного цвета, она не ходила – носилась. И было не ясно, ветром волосы так взъерошило или к этому небрежному беспорядку приложил руку стилист.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Хабибти (хабиби) – арабское слово, обозначающее «моя любимая».
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Всего 10 форматов