Книга Учусь работать с текстом. Тренажёр. 4 класс - читать онлайн бесплатно, автор Татьяна Владимировна Векшина
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Учусь работать с текстом. Тренажёр. 4 класс
Учусь работать с текстом. Тренажёр. 4 класс
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Учусь работать с текстом. Тренажёр. 4 класс

Татьяна Векшина, Мария Алимпиева

Учусь работать с текстом. Тренажёр. 4 класс

Часть 1. Работа с текстом

Работа 1


Белый медведь живёт на Крайнем Севере, за полярным кругом, там, где вечные льды и снега, на островах Северного Ледовитого океана. Это животное считается самым крупным наземным хищником. Его вес достигает тонны, а длина тела может быть более двух метров.

Большую часть своей жизни белый медведь проводит в холодных водах океана, на огромных плавающих льдинах. Далеко на сушу он почти не заходит.

От холода его защищает густой мех, который в воде не намокает, а также толстый жировой слой под шерстью. Мех у медведя растёт даже на подушечках лап. Это помогает ему легко передвигаться по снегу и льду. Белый медведь прекрасно плавает, но ныряет не очень глубоко, потому что не может долго находиться под водой.

Любимая пища белого медведя – моржи, тюлени, и, конечно же, рыба.

В начале зимы у медведицы рождаются малюсенькие детёныши. Примерно три месяца медвежата находятся с мамой в берлоге и не покидают её. Их единственная пища в этот период жизни – мамино молоко. За это время малыши заметно подрастают и к весне полностью готовы к выходу во "взрослую" жизнь. Медведица начинает учить их добывать себе пищу, плавать, находить дорогу в свою снежную берлогу. Медвежата живут вместе с мамой около двух лет, а потом начинают самостоятельную жизнь.

Единственный враг белого медведя – это человек-охотник, который нападает на него. Сам же зверь на человека может напасть только, защищая своих детёнышей или свою добычу.

Можно сказать, что белого медведя заслуженно называют хозяином Арктики!


Задания


1. Являются ли данные предложения текстом? Обоснуй свой ответ.




2. Определи тему текста.




3. Озаглавь текст.




4. Определи вид текста.




5. Определи стиль текста.




6. Составь план данного текста.




В вопросах 7- 12 выбери правильный вариант ответа.


7. Где живут белые медведи?

а) в лесу

б) на Крайнем Севере

в) в субтропиках


8. К какой группе животных относятся белые медведи?

а) всеядные

б) травоядные

в) хищники


9. Где белый медведь проводит большую часть жизни?

а) в лесу

б) на льдине

в) в зоопарке


10. В какое время года у медведицы появляются детёныши?

а) зимой

б) весной

в) летом


11. Через какой промежуток времени медвежата начинают выходить из берлоги?

а) через 1 месяц

б) через 6 месяцев

в) через 3 месяца


12. Кто является главным врагом белого медведя?

а) человек

б) охотничья собака

в) другие медведи


В заданиях 13-15 заполни пропуски словами из текста


13. От__________ его защищает _______________, который в воде ___________, а также _____________________________________.


14. ______________ живут _____________________________, а потом ____________________ .


15. Сам же зверь на ________________________________или __________________ .


В заданиях 16 – 22 запиши ответы на вопросы.


16. Что защищает от холода белого медведя?




17. Почему белый медведь плохо ныряет?




18. Чем питается белый медведь?




19. Чем питаются медвежата в первые месяцы своей жизни?




20. Чему учит мама-медведица своих медвежат?




21. При каком условии белый медведь может напасть на человека?




22. Как называют белого медведя?




Выполни задания 23– 30


23. Второе предложение второго абзаца разбери по членам.




24. Из первого предложения третьего абзаца выпиши все имена существительные. Укажи их склонение и падеж.




25. Из первого предложения первого абзаца выпиши имена существительные во множественном числе. Выписанные слова разбери по составу.




26. Из пятого абзаца выпиши все глаголы. Укажи их вид и время.




27. Выпиши из текста 3 слова с проверяемым безударным гласным звуком в корне слова. Запиши для них проверочные слова.




28. Выпиши из текста 3 слова с парными по глухости – звонкости согласными звуками в корне слова. Запиши для них проверочные слова.




29. Выпиши из текста два слова с непроверяемой безударной гласной в корне слова. Составь по два словосочетания с каждым из выписанных слов.




30. Укажи, чему равен вес медведя в килограммах.


Работа 2


Афанасий Афанасьевич Фет родился 5 декабря 1820 года в селе Новоселки Мценского уезда Орловской губернии. Воспитывался сначала дома, а потом в пансионе Крюммера в Лифляндии и в погодинском пансионе в Москве.

В 1839 году Фет поступил в Московский университет, где начал писать стихи. А через два года вышел его первый поэтический сборник. Позже стихи Фета стали появляться и в журналах.

Стихотворение “На заре ты её не буди…”, было положено на музыку А. Е. Варламова и стало “почти народной песней”.

Громкая слава Фета началась со стихотворения “Шёпот сердца, уст дыханье…”, которое было опубликовано в 1850 году в журнале “Москвитянин”.

После окончания университета Фет служил в Кирасирском полку. А, выйдя в отставку, решил стать профессиональным литератором и занялся переводами. Однако, неспокойная общественная жизнь привела поэта к депрессии, и он оставил литературу, посвятив свою дальнейшую жизнь сельскому хозяйству. Фет купил хутор и за 17 лет превратил его в образцовое доходное хозяйство.

Последний взлёт творческой активности поэта пришёлся на 1877 год. Именно в это время появились один за другим четыре выпуска лирических стихотворений под общим названием “Вечерние огни”.


Задания


1. Являются ли данные предложения текстом? Обоснуй свой ответ.




2. Определи тему текста.




3. Озаглавь текст.




4.Определи вид текста.




5. Определи стиль текста.




6. Составь план данного текста.



В вопросах 7- 12 выбери правильный вариант ответа.


7. Выбери правильный вариант ответа:

Афанасий Афанасьевич Фет воспитывался:

a) в пансионах

б) в доме своей бабушки

в) в доме своего дяди


8. Какое стихотворение Фета было положено на музыку?

a) « Шёпот сердца, уст дыханье…»

б) «Бабочка»

в) «На заре ты её не буди…»


9. Чему посвятил свою жизнь Фет, оставив литературу?

a) животноводству

б) сельскому хозяйству

в) пчеловодству


10. Какое стихотворение принесло Фету громкую славу?

а) «Шёпот сердца, уст дыханье…»

б) «На заре ты её не буди…»

в) «Москвитянин»


11. Чем занялся Фет, выйдя в отставку?

а) животноводством

б) переводами

в) писал пьесы для театра


12. Когда Фет начал писать стихи?

а) на службе

б) в 5 лет

в) когда учился в институте


В заданиях 13-15 заполни пропуски словами из текста.


13. Афанасий Афанасьевич Фет ______________________________Орловской губернии.


14. В _________Фет___________________, где начал __________________ .


15. А, выйдя в отставку, _____________________________________________ .


В заданиях 16 – 22 запиши ответы на вопросы.


16. Где родился А. А. Фет?




17. Где воспитывался А. А. Фет?




18. Когда А. А. Фет начал писать стихи?




19. Где служил А. А. Фет?




20. Чем занимался А.А. Фет, оставив литературу?




21. Что такое «Вечерние огни»?




22. Где и когда было опубликовано стихотворение «На заре ты её не буди…»?




Выполни задания 23– 30


23. Первое предложение пятого абзаца разбери по членам. Выпиши из него все возможные словосочетания.




24. Выпиши из первого абзаца все имена собственные. Определи их часть речи, склонение и падеж.




25. Выпиши из текста три слова с проверяемым безударным гласным звуком в корне слова. Разбери слова по составу. Запиши проверочные слова.




26. Выпиши из текста три слова с парным по глухости – звонкости согласным звуком в корне слова. Раздели слова для переноса. Запиши проверочные слова.




27. Выпиши из текста три глагола. Определи их вид, спряжение и время.




28. Выпиши из текста слова с удвоенной согласной. Раздели слова на слоги.




29. Выпиши из текста три имени существительных, которые относятся к I склонению.




30. Посчитай, сколько лет было А.А. Фету, когда он поступил в Московский университет.


Работа 3


Два мороза

Белорусская народная сказка

Гуляли по полю два мороза, два родных брата – мороз Синий-нос и мороз Красный-нос.

Гуляют-погуливают морозы, друг дружку похваливают. А ночь светлая, светлая. Просторно морозам на воле.

А тихо, так тихо, будто живой души не осталось на свете. Перебежали морозы с поля на лес. Бегают, пощёлкивают, с дерева на дерево перепрыгивают, зайчиков пугают. Из лесу в деревню заскочили и давай по крышам стрелять!

– Эге, – говорит мороз Синий-нос,– все попрятались, боятся на двор вылезть.

– Пусть только вылезет кто-нибудь – зададим ему страху,– отвечает мороз Красный-нос.

Стало светать. Повалил из труб дым густой. Заскрипели колодцы. Повыходили мужчины из хат. Кто молотить пошёл, кто в лес по дрова собирается.

– Погоди-ка, брат,– сказал мороз Красный-нос.– Давай побежим с тобой на дорогу в поле.

И побежали они опять в поле. Стоят рядышком, путников поджидают.

Заскрипели сани на дороге. Зазвонил где-то звоночек под дугою.

В санях селянин сидит, коника погоняет. А за санями ухарский возок плывёт, звоночек звенит.

– Ну, погодите-ка,– говорит мороз Синий-нос.– Ты беги за мужиком, а я за паном.

И побежали они путников морозить.

Долго бежал мороз Синий-нос, пока пана догнал. Наконец догнал, под шубу залез. Тепло выгоняет оттуда. Поёживается пан, ноги зябнут, холод по телу пошёл, панский нос посинел. А мороз Синий-нос только посмеивается. Чуть до смерти пана не заморозил.

А мороз Красный-нос догнал селянина и давай его морозить.

– Эге, мороз не шутит,– говорит селянин. Слез он с саней, ногами топает, по плечам руками хлопает. Пробежал так с полверсты, ему и жарко стало. Сел себе в сани, едет – и горя мало.

–Ну, погоди же, брат: пройму я тебя, когда дрова рубить будешь.

Заехал человек в лес. А мороз Красный-нос обогнал его, в лесу ждёт. Выпряг коника селянин, топор взял да как начал рубить – жарко стало ему. Сбросил кожух. А мороз обрадовался: залез в кожух и давай там белые кросна ткать.

Сделал кожух белым как снег.

Нарубил дров человек, к тулупу идёт, а он весь обмёрз.

– Эге, братец, да ты здесь?

Взял кнутовище да как стал молотить – чуть живой выскочил мороз Красный-нос и прямо в лес.

Рассердился мороз Красный-нос на селянина, но ничего с ним поделать не может.


Задания


1. Являются ли данные предложения текстом? Обоснуй свой ответ.




2. Определи тему текста.




3. Определи идею текста.




4. Определи вид текста.




5. Определи стиль текста.




6. Составь план данного текста.




В вопросах 7- 12 выбери правильный вариант ответа.


7. Кто гулял по лесу?

а) два ветра

б) два мороза

в) два охотника


8. Кто с утра начал выходить из хат?

а) мужчины

б) женщины

в) старики


9. За кем побежал мороз Синий -нос?

а) за паном

б) за мужиком

в) за другим морозом


10. Заморозил ли мороз Синий- нос пана?

а) нет

б) да

в) не до конца


11. Заморозил ли мороз Красный-нос мужика?

а) нет

б) да

в) не до конца


12. Что делал мужик, чтобы не замерзнуть?

а) танцевал

б) прыгал

в) работал


В заданиях 13-15 заполни пропуски словами из текста


13. Гуляли по полю_________________, два родных брата – _____________________________________________________________________ .


14._______________________________________________________________

перепрыгивают, зайчиков пугают. Из лесу в деревню заскочили ______________________________________________________ .


15. Взял _________________да как стал молотить —_________________________________________________________и прямо в лес.


В заданиях 16 – 22 запиши ответы на вопросы


16. Чем занимались два мороза в лесу?




17. Зачем они пошли на дорогу?




18. Почему морозу Синему-носу легко удалось заморозить пана?




19. Как мужику удалось спастись т мороза, когда остановились сани?




20. Почему мужик разделся в лесу?




21. Зачем мужик стал бить тулуп?




22. Почему морозу Красному-носу не удалось заморозить мужика?




Выполни задания 23– 30


23. Из первого предложения выпиши все возможные словосочетания.




24. Второе предложение разбери по членам.




25. Из третьего абзаца выпиши три глагола. Определи их время и число.




26. Выпиши из текста два предложения с однородными членами.




27. Выпиши из текста три глагола совершенного вида.




28. Выпиши из текста слово с непроверяемым безударным гласным звуком в корне слова. Придумай и запиши два однокоренных слова. Разбери слова по составу.



29. Выпиши из текста три имени существительных, относящихся ко второму склонению. Определи их падеж.




30. В фольклоре какой страны есть похожая сказка с таким же названием?


Работа 4


Люди очень давно узнали о полезных свойствах разных растений, и с тех пор активно использовали и используют их для своих нужд. Например, съедобные корешки ели, из толстых прочных стеблей плели верёвки, соками некоторых растений лечились, ядовитый сок растений использовали для охоты и т. д.

Со временем люди стали специально выращивать нужные им растения: сеять, пропалывать, поливать, рыхлить, удобрять, собирать богатый урожай. Таким образом, благодаря труду, появились культурные растения.

Все культурные растения делятся на группы. К первой относятся зерновые и злаки: пшеница, рис, кукуруза и другие.

Ко второй группе относятся бобовые. Это горох и фасоль.

Следующая группа – бахчевые и овощные растения: томаты, огурцы, капуста, лук, морковь, свекла, арбузы, дыни и т. д.

Ещё одна группа – плодовые растения. К ним относят яблони, вишни, груши, смородину, сливу, малину и другие.

В особую группу выделяют картофель, который играет важную роль в жизни людей. Он очень богат крахмалом.

Подсолнечник и маслины – это растения, из которых человек получает пищевые и технические масла.

Есть растения, из которых делают ткани. Например, лён и хлопок.

Но не все культурные растения могут расти в нашем климате. Виноград, персики, цитрусовые – это растения субтропиков, а бананы, ананасы, кокосы, манго – растут в тропиках.

Многие культурные растения, без которых сейчас трудно представить нашу жизнь, были привезены путешественниками с других континентов и поначалу использовались не по назначению. Например, картофель не ели, а его цветами знатные дамы украшали свои наряды и причёски. А помидоры считали ядовитыми и выпалывали с грядок.


Задания


1. Являются ли данные предложения текстом? Обоснуй свой ответ.




2. Определи тему текста.




3. Озаглавь текст.




4. Определи вид текста.




5. Определи стиль текста.




6. Составь план данного текста.




В вопросах 7- 12 выбери правильный вариант ответа.


7. Благодаря чему появились культурные растения?

а) благодаря учёным

б) благодаря труду

в) они появились случайно


8. Какие растения относятся ко второй группе культурных растений?

а) злаки

б) картофель

в) бобовые


9. Какое растение не относятся к плодовым?

а) земляника

б) вишня

в) слива


10. Какое растение выделяют в особую группу?

а) томат

б) картофель

в) огурцы


11. Какое растение не растет в субтропиках?

а) виноград

б) персик

в) кокос


12. Какое растение считалось ядовитым?

а) банан

б) картофель

в) помидоры


В заданиях 13-15 заполни пропуски словами из текста


13. Люди очень давно______________________________, и с тех пор активно использовали и используют _______________________ .


14. Со временем______________________________: сеять, пропалывать, поливать, рыхлить, ____________________________ .


15. Все ___________________________ делятся на группы.


В заданиях 16 – 22 запиши ответы на вопросы


16. Что такое культурные растения?




17. Из каких растений человек получает масла?