Книга Спиральная динамика на практике. Модель развития личности, организации и человечества - читать онлайн бесплатно, автор Дон Бек. Cтраница 6
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Спиральная динамика на практике. Модель развития личности, организации и человечества
Спиральная динамика на практике. Модель развития личности, организации и человечества
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Спиральная динамика на практике. Модель развития личности, организации и человечества

ШЕСТЬ УСЛОВИЙ ДЛЯ ИЗМЕНЕНИЙУсловие 1

Первое условие – это потенциал для изменения. Не каждый человек способен на изменения, и они не всегда возможны. Наибольшие возможности для изменений содержатся в открытых системах. Личности, населяющие открытые системы, обладают открытым умом, радуются новым стимулам и обладают гибкостью восприятия. Они учатся, путешествуют и исследуют новое. В арестованной системе людей сдерживают внутренние или внешние ограничения. Они могут измениться только в том случае, если устранить эти ограничения. Страх часто сковывает человека, удерживая его на месте. Перемены кажутся угрожающими. В закрытой системе биопсихосоциальные возможности людей заблокированы. Это может быть связано с развитием, окружающей средой или иметь психологическую подоплеку, но в таком состоянии индивидуум практически не способен на изменения.

Условие 2

Если человек не находится в закрытой системе, то он нуждается в решениях для устранения проблем настоящего или прошлого. Для этого необходимо стабилизировать любые существующие угрозы, внешние или внутренние. Например, больной человек не способен к системным изменениям (более наполненной и здоровой жизни) до тех пор, пока не исчезнет угроза его смерти от болезни. Другой пример: человеку с тревожными расстройствами трудно добиться изменений в себе, не решив сначала проблему своей тревожности.

Условие 3

Внутри отдельного индивидуума или в его условиях жизни должен присутствовать диссонанс. Люди должны в чем-то испытывать дискомфорт. Человек может даже погибнуть – уйти, чтобы на его месте появился другой.

Условие 4

Необходимо выявить и преодолеть барьеры, стоящие на пути изменений. Эти барьеры должны быть переосмыслены.

Условие 5

У человека должно иметься интуитивное понимание того, что вызвало крушение прошлой системы мышления. Он должен знать, что пошло не так с предыдущей системой и почему, а затем понять, какие новые ресурсы может сейчас задействовать для лучшего решения проблем, какие в его распоряжении имеются новые модели, подходы и методы. Люди должны уметь быстро замечать появление новых условий жизни.

Условие 6

В процессе перехода должна присутствовать консолидация и поддержка. Переходные состояния часто бывают изменчивыми и трудными для стабилизации.

Если все эти шесть условий не выполнены, процесс изменения не будет успешным.

В книге «Спиральная динамика» [6] эти вопросы рассмотрены более подробно. Дополнительную информацию, материалы и статьи по данной теме можно найти на сайте www.spiraldynamicsglobal.com.

Заключение

Культуры, так же как и страны, формируются в результате появления кодов в ответ на соответствующие условия жизни. Сложные адаптивные интеллекты представляют собой нечто вроде клея, связывающего людей в группу; определяют, кем являются ее члены, и отражают особенности их места проживания. Хотя все они вполне обоснованно выражают человеческий опыт, они не равны в своих способностях иметь дело со сложными проблемами человечества. Как указывал Грейвз, вопрос заключается не в том, как мотивировать людей, а в том, как вы сможете увязать свои действия с их естественными мотивационными устремлениями. В этой главе была рассмотрена природа естественных дизайнов, которые являются ключевым компонентом для понимания сложной динамики появляющихся социальных систем. Мы обсудили различные методики и инструменты естественного дизайна. Здесь следует еще раз повторить уравнение Бека относительно лидерства:

КАК должен действовать КТО в качестве лидера, чтобы побудить КОГО, живущих ГДЕ, делать ЧТО и ЗАЧЕМ?

Часть II. Спиральная динамика в глобальном аспекте

5

Назад в будущее – возвращаемся в «плавильный котел» юар

Доктор рика вильёэн

В 1990 г. Фредерик Виллем де Клерк, тогдашний президент Южно-Африканской Республики, обратился к миру и объявил о ликвидации системы расового неравенства, которая действовала тогда в стране. Это стало началом новой ЮАР. Инициатива была осуществлена с позиций ЖЕЛТОЙ системы ценностей и нацелена на оздоровление страны и выживание всех ее народов. Естественно, это событие создало проблемы внутри республики, потому что населявшие ее люди действовали в разных ценностных системах.

Среди огромного числа людей, собравшихся в тот день перед зданием парламента в Кейптауне, был и Бек. Возможно, он единственный из всех там знал, что случится дальше. Бек хорошо помнит, как толпа прижала его к перилам лестницы. В воздухе витали энергия и напряжение. Бек уже начал задыхаться, когда из-за угла вывернул черный мерседес-бенц с де Клерком на заднем сиденье. На долю секунды Бек поймал задумчивый взгляд президента. Они оба знали, что события того дня изменят страну навсегда. Де Клерк поднял большие пальцы рук так, чтобы их видел Бек. С глубоким чувством понимания и поддержки Бек ответил президенту тем же.

Так делалась история. Мадиба[14] должен был быть освобожден из тюрьмы.

Введение

В конце 1980 – начале 1990-х Бек много раз летал из ЮАР в свой дом в Техасе и обратно. Всего он совершил поразительное количество таких путешествий – 63. По большей части они спонсировались частными лицами. Бек взялся за невозможное. Он хотел интегрировать разные системы ценностей, действовавшие в то время в ЮАР. Апартеид и его влияние на жизнь страны достигли тогда своего максимума. Каждый день происходили общественные беспорядки, а жесткие американские санкции душили экономику страны. Через день сообщалось об актах самосуда – так называемых «ожерельных казнях». Мир опасался, что ЮАР находится на грани гражданской войны. И тут в страну прибыл ковбой из Техаса и с головой окунулся в «плавильный котел» многомерного социального конфликта, стараясь сплести сложный интегральный узор человечности, который мог бы послужить примером всей планете.

Бек анализировал ситуацию в ЮАР, используя теорию ценностных систем Грейвза, и старался объединить сильно разделенную страну, где были ярко выражены большинство существующих в мире ценностных систем. Бек был уверен: если эта южноафриканская страна сможет правильно расположить многочисленные интеллекты и сильные стороны каждой из ценностных систем на спирали, то можно будет достичь состояния равновесия, которое принесет большую пользу ЮАР и она сможет предложить решение проблем всего остального мира. Во время своих многочисленных поездок в Южно-Африканскую Республику Бек с помощью Грэма Линскотта и Лорен Лаубшер общался с представителями различных ценностных систем. Во всех поездках его сопровождала Лаубшер. Бек встречался с такими лидерами, как Нельсон Мандела, Десмонд Туту, Фредерик Виллем де Клерк, и другими политическими тяжеловесами, а также членами Комитета национального примирения, который представлял бизнес-круги ЮАР. Бек разъяснял своим собеседникам положения спиральной динамики и принял участие в разработке процесса смены власти, переходного периода, проложившего путь выборам 1994 г., организации чемпионата мира по регби 1995 г. и строительстве постапартеидной Южно-Африканской Республики.

В основу этой главы положены многочисленные содержательные беседы с Беком, его книга «Плавильный котел», многочисленные публикации и другие материалы, а также тщательно ведущийся хронологический блог Кита Райса. Лорен Лаубшер тоже предоставила собственные материалы и рассказы о том времени.

В главе содержится краткий экскурс в историю ЮАР еще до прихода туда демократии, описывается работа, проведенная Беком и его коллегами в Радужной стране, где присутствовали все цвета спиральной динамики, а также рассказывается о сегодняшней ситуации в стране. Тогда Бек еще не представлял, что ЮАР станет и его собственным «плавильным котлом», где в условиях напряженных отношений будут вызревать идеи об исцелении разных стран и регионов мира. ЮАР подготовит Бека к успешному участию в решении проблем в таких странах, как Палестина, Россия, Исландия, Великобритания и Южная Америка, равно как и в своей родной стране – США.

Немного об истории ЮАР

В 1980-х страну буквально раздирала на части напряженность между правлением африканеров и выступлениями угнетенного народа. Бек применил модель двойной спирали Грейвза, присвоив ценностным системам различные цвета.

Когда на мыс Доброй Надежды в 1652 г. прибыли поселенцы из Европы, европейские СИНЯЯ и КРАСНАЯ системы ценностей оказались рядом с африканской ФИОЛЕТОВОЙ. ФИОЛЕТОВАЯ система эксплуатировалась в интересах европейских колонистов. Шло время, и приток различных систем ценностей увеличивался за счет торговцев из Голландии, Франции, Британии и других стран, отправившихся искать счастья в Южную Африку. Регион стал смесью КРАСНОГО, СИНЕГО, ОРАНЖЕВОГО и ФИОЛЕТОВОГО, и каждая из ценностных систем порождала свои проблемы.

К 1836 г. по «Великому пути» (Groot Trek) уже отправились на север множество голландских поселенцев и других искателей счастья, желающих освободиться от британского владычества и найти больше возможностей для развития своих систем ценностей. Эти люди, буры, были еще известны как вуртреккеры. С изменением условий жизни изменились и противники переселенцев – буры столкнулись с многочисленными африканскими племенами. И вновь, сражаясь и борясь за власть, буры завоевывали земли и сгоняли с них местное ФИОЛЕТОВОЕ население. В конечном счете переселенцы практически истребили племя зулу, отобрав у него всю землю. ФИОЛЕТОВАЯ система потерпела поражение и оказалась в полном подчинении у буров. По мере продолжения военных столкновений с зулусами (СИНИЙ против ФИОЛЕТОВОГО) и англичанами (СИНИЙ против КРАСНОГО) национализм африканеров стремительно рос и в конечном счете победил в стране в результате всеобщих выборов 1948 г. С этих пор власть здесь стала принадлежать СИНЕЙ системе ценностей.

Когда в ЮАР были открыты богатые месторождения золота и алмазов, здесь стало развиваться также сельское хозяйство и другие отрасли. Началось медленное движение в сторону предпринимательства и других ОРАНЖЕВЫХ ценностей. К 1970-м общий ландшафт ценностных систем в стране стал СИНЕ-ОРАНЖЕВЫМ. При этом в центре внимания все равно оставались вопросы отторжения и доминирования – КРАСНОЕ (англичане) и ФИОЛЕТОВОЕ (чернокожие) население. В стране начал отмечаться экономический рост и увеличение благосостояния зажиточного среднего класса. Последнее остро диссонировало с бедностью переселенцев – вуртреккеров, которые первыми прибыли в новые провинции, отдаленные от региона мыса Доброй Надежды.

С развитием технологий и глобальных коммуникаций стал увеличиваться разрыв между Южно-Африканской Республикой и остальным миром, как только в новостях появились кадры расстрела демонстрации в Шарпвиле[15] и других массовых убийств в ЮАР. В результате некоторые представители ФИОЛЕТОВОГО местного населения превратились в КРАСНЫХ. Несмотря на ненависть, существовавшую между африканерами и большинством ФИОЛЕТОВОГО населения страны, ОРАНЖЕВАЯ ценностная система увидела потребность в создании черного среднего класса, чтобы разрешить глубокие противоречия и предотвратить окончательный распад угнетенного социального слоя. Чернокожим рабочим разрешили создавать профсоюзы, требовать увеличения заработной платы, улучшения условий труда и жизни.

Однако эти процессы быстро вывели ФИОЛЕТОВЫЙ угнетенный слой в КРАСНУЮ систему ценностей в борьбе за свободу. Некоторые из этих людей продвинулись в СИНЮЮ зону ценностей, а другие, приложив немало сил в поисках благосостояния, стали ОРАНЖЕВЫМИ. Внешнее международное давление на апартеид только разожгло устремления и надежды обездоленных людей. ЗЕЛЕНАЯ система ценностей возникла одновременно и у африканеров, и у англичан. Кроме того, ЗЕЛЕНОЕ движение в странах Запада становилось все заметнее, оказывая дополнительное давление на националистов-африканеров. ЗЕЛЕНАЯ система ценностей призывала к равенству всех жителей ЮАР, независимо от расовой принадлежности, а чтобы принудить страну к переменам, на нее наложили санкции. СИНИЕ ценности африканеров оказались под серьезной угрозой, что влияло на уровень безопасности этого слоя населения.

Дав ситуации цветовое объяснение в соответствии с ценностной системой Грейвза, Бек ограничил влияние африканеров по шкале ценностей, что привело к освобождению Нельсона Манделы в конце 1980-х. Он применил спиральную динамику, чтобы показать, как перемещение африканеров по системам ценностей связано с потребностями и дальнейшим ростом белого населения ЮАР.

Стол переговоров в ЮАР

Бек объяснил свой подход к объединению политических и ценностных систем в ЮАР, разместив политических лидеров страны за виртуальным столом переговоров при помощи инструмента под названием «Панорама позиций» (рис. 5.1). В этой диаграмме южноафриканские политики расположены в разных концах цветового спектра ценностных систем и определяются либо как «левые», либо как «правые».

Бек постарался провести беседы с как можно бóльшим числом политических лидеров ЮАР и объединил свои научные взгляды со спиральной динамикой, желая предотвратить гражданскую войну в стране. Его уникальное объединение эффекта ассимиляции – контраста (VACE) и спиральной динамики ярко иллюстрирует рис. 5.1.



В то время ЮАР столкнулась с крайне сложной ситуацией: различиями в ценностных системах, а также их противостоянием. Противоположные взгляды и альянсы вызывали страшный дискомфорт и разочарование во всех существовавших тогда в стране системах ценностей. Бек и его коллеги Линскотт и Лаубшер понимали, что ассимиляция этих систем ценностей в единую идеологию и движение ЮАР вперед потребуют выдержки и времени. Дело было не только в существовании различных ценностных систем, но и в том, что люди, находившиеся в каждой из систем, занимали диаметрально противоположные позиции. Обе стороны хотели одного и того же, но каждая не признавала схожих пожеланий другой стороны. Когда под ударом оказывается их система ценностей, люди естественным образом занимают оборонительную позицию, а именно так и обстояло дело в ЮАР начала 1990-х. Так и появились многочисленные «левые» и «правые» оппозиционные партии и полюса.

Вместе с тем в ценностных системах спиральной динамики в ЮАР были и промежуточные точки. В стране имелась обширная ФИОЛЕТОВАЯ база с проблесками КРАСНОГО. В целом превалировала сильная СИНЯЯ система ценностей – как в африканерах, так и среди черного населения. Там и здесь возникали намеки на существование ОРАНЖЕВОГО. Проблески ЗЕЛЕНОГО и ЖЕЛТОГО взывали к примирению и движению вперед, что привело бы ко всеобщему объединению и характеризовалось как мир и гармония для всех. Бек разработал карту ценностного ландшафта ЮАР, выделив в нем необходимость в новом мышлении, которое должно было появиться из «плавильного котла», и в формировании новой сильной нации.

Бек попытался разработать решение дилеммы ЮАР под лозунгом «один за всех», то есть под девизом ЖЕЛТОГО мира. Бек считал, что важно заострить внимание на процессах принятия решений, которые будут протекать за «столом переговоров ЮАР» [7]. Таблица 5.1 показывает разнообразие, которое до пор существует в Радужной стране.



Участники переговоров должны были знать описанные в таблице коды, так чтобы одна система ценностей могла понять другие и согласиться на сами переговоры еще до их начала.

● БЕЖЕВЫЙ код не внес активного вклада в дискуссию, в этой системе ценностей находилось только 9 % населения ЮАР[16].

● ФИОЛЕТОВЫЙ код подразумевает участие общества, обсуждение старейшинами и решение вождя племени. В этой ценностной системе важны родственные и другие отношения; в ЮАР в ФИОЛЕТОВОЙ зоне проживало около 65 % населения.

● КРАСНЫЙ код требует, чтобы все было сделано, «как я хочу». Для достижения своих целей КРАСНЫЙ использует силу, не гнушаясь угрозами и устрашением окружающих. С этим кодом приходилось работать, чтобы заставить его носителей за столом переговоров проявлять бóльшую гибкость. В КРАСНОЙ системе ценностей существовало 15 % населения страны.

● СИНИЙ код опирается на правила, закон и необходимость порядка. Он уважает процесс переговоров. Для него важны традиции и глубокие убеждения, он нуждается в признании и соответствующем внимании за столом переговоров. В ЮАР в СИНЕЙ системе ценностей находилось около 10 % населения.

● ОРАНЖЕВЫЙ код рассматривает переговоры и заключение сделок как часть своей природы. Все зависит от той цены, которую придется платить по результатам переговоров. В ОРАНЖЕВОЙ ценностной системе важны альянсы сильных участников, чтобы все могли думать, что «победил каждый». Это необходимо было признать и объявить для всего «стола переговоров ЮАР», чтобы обеспечить справедливость переговоров для всех. В этой системе ценностей находился 1 % населения страны.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Сноски

1

VUCA – акроним английских слов volatility (нестабильность), uncertainty (неопределенность), complexity (сложность) и ambiguity (неоднозначность). Мир VUCA – это мир, в котором задачи прогнозирования труднореализуемы. – Прим. науч. ред.

2

Некоммерческая организация, формулирующая свою миссию как «разрабатывать способы, помогающие уверенно осуществлять мирное международное сотрудничество во всех сферах знания». – Здесь и далее, за исключением особо оговоренных случаев, прим. ред.

3

Бек Д., Кован К. Спиральная динамика: Управляя ценностями, лидерством и изменениями в XXI веке. – М.: BestBusinessBooks, Открытый мир, 2010.

4

Неформальное название ЮАР, метафорически отражающее разнокультурность и многонациональность страны.

5

Учебное заведение, ориентированное на общедоступное и неформальное образование для взрослых. Занятия в нем организованы по принципу курсов, краткосрочных и долгосрочных (до 1 года).

6

Розеттский камень – плита с высеченным на ней текстом – был найден наполеоновской армией. Эта находка позволила расшифровать древнеегипетские иероглифы. – Прим. авт.

7

Стратегический капитализм – сравнительно новое определение современного этапа развития капитализма, данное профессором бизнес-школы при Дартмутском университете Ричардом д’Авени. – Прим. пер.

8

Философское направление, в рамках которого познание воспринимается как активное построение субъектом интерпретации (модели) мира, а не как простое его отражение, а социальная реальность – как «интерсубъективная», созданная взаимодействием людей.

9

Социологический подход, основанный на представлении о том, что объективных законов социума не существует, а социальные действия состоят из ситуационных толкований. Исследователь и исследуемый должны найти правильный язык толкования происходящего и так прийти к общему пониманию его значения.

10

Пер. С.Я. Маршака.

11

В английском языке понятия «кодекс» и «код» обозначаются одним и тем же словом code.

12

Зулу – одно из десяти племен, населяющих ЮАР. – Прим. авт.

13

Дэвид Орр – американский ученый и писатель, профессор экологии и политики Оберлинского колледжа, профессор экологических исследований Университета Вермонта. Автор проектов зданий и сооружений. – Прим. пер.

14

Мадиба – клановое имя Нельсона Манделы. – Прим. науч. ред.

15

21 марта 1960 г. 69 человек было убито, когда полиция открыла огонь по мирной манифестации. – Прим. авт.

16

Процентные соотношения в этом разделе взяты из докторской диссертации Лорен Лаубшер.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги