Книга Разные картины мира. Интерьеры Индии, Китая, Японии - читать онлайн бесплатно, автор Римма Байбурова. Cтраница 3
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Разные картины мира. Интерьеры Индии, Китая, Японии
Разные картины мира. Интерьеры Индии, Китая, Японии
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Разные картины мира. Интерьеры Индии, Китая, Японии

Особо подчеркнем, что индийцы во все времена очень любили цветы, цветущие кустарники и деревья, а также букеты, венки и гирлянды. Последними украшали интерьер, цветы подносили в храмах богам. Цветочные гирлянды продавались в лавках, наряду со сладостями, ароматным порошком и бетелем.

Места для различных занятий (для прядения, плотничания и др.) располагались отдельно.

На террасах размещали клетки с прирученными птицами.

Неподалеку от дома, в тени деревьев, устраивали «хорошо устланные качели» и специальное «сиденье на земле, покрытое цветами». Таким рекомендовалось в V в. н. э. быть жилищу горожанина.

Цитируемое руководство рассказывает о жизни состоятельного горожанина, сполна отдающегося радостям бытия и получающего от жизни наслаждение. В то же время каждый член буддийской общины принимал обет исполнять десять заповедей, седьмая из которых подразумевала воздержание «от танцев, музыки, пения и театральных представлений… от пользования гирляндами, благовониями, мазями и драгоценностями… от пользования высокой или широкой постелью».

Новобрахманский период. 750-е гг. – Новейшее время

Культовые сооружения

В конце концов, эмоциональная составляющая индийского характера, осознание причастности человека изобильной, щедрой и разнообразной природе бытия, победили аскетизм буддизма с его ограничительными догмами. Ведущее место занял индуизм, а наиболее популярными богами стали Кришна, Вишну и Шива. Это был возродившийся в преображенном виде брахманизм, так что стало возможным говорить о новобрахманском периоде. Буддизм превратился в особую секту индуизма, а самого Будду в ряде случаев стали рассматривать как десятое воплощение великого бога Вишну. Акцент сместился на эмоциональную сторону религии, основной ее идеей стала особая эмоциональная преданность божеству.

Это означало, что архитектурное начало отступило под натиском убранства, т. е. доминирующим стал пластический язык, что характерно именно для Индии, где существовала традиция работы с камнем, хотя использовались также живописные работы. Переходный момент очень точно воплотил скальный комплекс Эллора (VII–XII вв.), состоящий из 17 индуистских, 12 – буддийских и 5 джайнских храмов. Самый замечательный и самый показательный в их ряду – центральный храм, посвященный Шиве, созданный в VIII в. С возрождением древних богов и культов стало считаться, что храмы воспроизводят здания из потустороннего мира; их форму жрецам и архитекторам открывали божества. Обителью бога Шивы считалась священная гора Кайлас. Отсюда название – храм Кайласанатха. Его не строили, а как огромную скульптуру «ваяли», вытесывая сверху вниз, убирая лишний камень (ил. 17). В результате образовался окруженный двором храм с каноническим интерьером. Длина храма 61 м, ширина 30,5 м и примерно такая же, как ширина, высота.


Ил. 17. Эллора. Индуистский скальный храм Кайласанатха. VIII в.

1. Общий вид. 2. План


В интерьере высечены святилище, зал для верующих, колонны, аркады. Поверхности внутри и снаружи украшает исключительно выразительный скульптурный декор, составленный из отдельных изображений и целых сцен (ил. 17).


Ил. 18. Скульптурный декор в интерьере храма Кайласанатха


Скульптурное убранство дополняет живопись (ил. 19).


Ил. 19. Росписи в интерьере храма Кайласанатха


Заметим, что строгие и простые росписи потолка и западного входа, выполненные в VIII в., являются знаменитыми произведениями Средневековья. К более позднему времени (XI в.) относится панно с изображением жемчуга, драгоценных камней, гирлянд, ожерелий и т. п.

Однако, наряду со скальными комплексами, в новобрахманской Индии в основном сооружаются наземные каменные храмы. Не вдаваясь в особенности различных архитектурных школ, сначала отметим главные их черты, а потом рассмотрим их на конкретном примере.

Итак, главные черты индуистского средневекового храма:

1. Сооружение приподнято на платформе и окружено прямоугольным двором. Как правило, оно ориентировано по оси восток–запад, вход с восточной стороны.

2. Центральным ядром храма является затененное (без окон) святилище, в нем скульптурное изображение божества, которому посвящен храм. Святилище связано с залом для верующих, известном как ма́ндапа. Порою ее дополняют несколько других храмовых помещений. Мандапе предшествует колонный портик. Впрочем, мандапа может быть и отдельным зданием, соединенным со святилищем переходным помещением.

3. Над каждой частью храма высоко вздымается башня шикхара, динамичных криволинейных очертаний; самая высокая – над святилищем. Благодаря шикхарам храм уподобляется огромному пластическому произведению.

4. Все части храма (и в интерьере, и снаружи) выглядят прочными и массивными. Это относится также к тяжелым приземестым колоннам, к объемным капителям, непривычно крупным, к широким пластичным карнизам, к башням над отдельными зданиями и т. д.

5. Все поверхности индуистских храмов снаружи и внутри обильно покрыты пластическим декором (порой внутренняя пластика может отсутствовать). Декоративных скульптурных и рельефных форм и мотивов множество, в них «ликует и клубится» во всем своем многообразии и изобилии «земная» чувственная жизнь. Соединение чувственного многообразного и изобильного декора с живописным объемом храма создает образы яркие и эмоциональные.

Между тем индуистский храм всегда воспроизводит модель Вселенной. В основе его плана находится сакральный чертеж-диаграмма, составленный из пересекающихся квадратов, треугольников, кругов, лотосов. Это янтра, символизирующая макрокосм. Возведенный на основе янтры башенный объем храма – это мировая опора, символ священной горы Меру. Индуистский храм заключает в себе весь мир, а размещенный на нем пластический декор символизирует все ярусы мироздания. У каждого храма, посвященного определенному божеству, существует своя янтра, со своим сочетанием разных элементов, с ней соотносится композиция храмового декора, ритуалы и тексты песнопений, посвященные храмовому божеству.

Один из лучших индуистских храмов эпохи Средневековья – храм Кандарья-Махадева в Кхаджурахо (950–1050 гг., по другим данным 1017-1029 гг.). Высотой 35,5 м и длиной 33,2 м, он предстает как изваянное целое, по словам исследователя, как «гигантская скульптура-миф»; композиция храма ориентирована по оси восток–запад; наружная лестница подводит к входному портику, расположенному с восточной стороны (ил. 20.1).


Ил. 20. Храм Кандарья-Махадева в Кхаджурахо. 950–1050 гг. (1017-1029 гг.).

1. Общий вид. 2. План


В плане храма – два последовательно расположенных «креста» (ил. 20.2). Центральную часть первого креста занимает мандапа (зал для молящихся); ядром второго является святилище с изображением божества. Святилище и мандапу обходит коридор-галерея, от которого по сторонам обоих «крестов» сделаны проходы наружу, заканчивающиеся балконами под навесами. Через эти проходы в коридор-галерею проникает слабый свет. Интерьер храма построен так, что из открытого портика паломники постепенно, шаг за шагом, погружаются в темноту. В сердце храма — святилище почти темно.

Внутреннее пространство храма Кандарья-Махадева относительно небольшое, и интерьер практически не выявлен во внешних формах, более того, толщина стен различна в разных точках. Приоритетным является не логика архитектурных форм, а пластически разработанная поверхность.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Альбедиль М.Ф. Протоиндийская цивилизация: Очерки культуры. М., 1994. С. 195.

2

См. кн. 1. «Одушевленный мир. Язычество. Древние интерьеры», раздел «Древняя Персия периода Ахеменидов».

3

Древняя Индия в описаниях Мегасфена и Неарха. XVII. С. 283.

4

Существует точка зрения, что это 623 г. до н. э. – 543 г. до н. э.

5

В русском пер. с санскрита: Архашастра, или Наука политики. М.-Л., 1959; повт. изд. М., 1993.

6

Ватсьяяна Малланага. О жизни горожанина // Камасутра. М. 1993. С. 46–49.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги