Педагог К.Д. Ушинский по этому же вопросу говорил так: «Учитель обязан воспитать у своих воспитанников определённые взгляды, а это возможно только в том случае, если он имеет своё мировоззрение. Главнейшая дорога человеческого воспитания есть убеждение, а на убеждении можно действовать только убеждением».
Убеждения настоящего учителя по призванию нельзя изменить ни инструкциями, ни контролем, ни программно – методическими указаниями. Учитель, лишённый твёрдых убеждений, превращается в слепого исполнителя чужих инструкций.
Одним из важнейших знаний учителя являются знания и не только преподаваемого предмета, но и специально педагогические. Природные воспитанные таланты, которые сами себе прокладывают дорогу, встречаются редко, знание и умение преподавать и действовать преподаванием на умственное и нравственное развитие детей могут быть сообщены людям, не обладающими особенными способностями. Учитель должен преобладать разнообразными, ясными, точными и определёнными знаниями по тем наукам, которые он будет преподавать. Для учителя необходимо всестороннее широкое образование.
Первое что должен знать будущий учитель начальной школы, чтобы действительно войти в свою специальность это: что такое педагогика и её самые важные понятия:
процесс обучения и воспитания, педагогические процессы;
взаимодействие учителя и ученика, воспитателя и воспитуемого;
цели педагогического процесса;
содержание обучения и воспитания;
методы и приёмы обучения и воспитания.
Учитель должен получить такие специальные педагогические знания, которые помогли бы ему ясно и чётко определить цель воспитания и ясно руководить процессом воспитания на всех его этапах. Специальные педагогические знания нужны учителю так же для развития умственных способностей детей и привлечения их активного внимания. Однако, одних теоретических знаний учителю не достаточно, необходимо ещё овладеть практическим искусством преподавания, получить необходимые навыки в педагогической работе.
Эти навыки строятся на научных основах, но всё же есть нечто особое, приобретаемое в практической работе. Кроме того, будущему учителю следует сообщить целый ряд педагогических навыков, необходимых в работе. Так же, учитель должен научиться красиво и правильно писать, рисовать, чертить, читать ясно и выразительно и, если возможно, даже петь!
Задачи педагогических вузов
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что перед педагогическими вузами сейчас стоят три основные задачи:
разработка наук, всесторонне изучающих человека со специальным приложением к искусству воспитания;
подготовка широко образованных педагогов;
распространение среди учителей и общественности педагогических знаний и убеждений.
Учитель не должен ограничиваться полученными знаниями. Очень важно развить в каждом учителе способность и готовность к постоянному расширению своего научного и педагогического кругозора. К.Д. Ушинский говорил: «Учитель живёт до тех пор, пока учится!» Это утверждение в современных условиях приобретает особое значение. Сама жизнь поставила на повестку дня проблему непрерывного педагогического образования.
А. Дистерверг писал, имея в виду учителя: «Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием». Способность «творить себя» стала острейшей потребностью дня в современной педагогической деятельности. Профессиональное развитие, как и любая деятельность, имеет в своей основе довольно сложную систему мотивов и источников активности.
Обычно движущей силой и источником самовоспитания педагога называют потребностью в самосовершенствовании. Для успешного развёртывания процесса саморазвития, большое значение имеет уровень сформированной самооценки. Психологи отмечают два основных приёма формирования верной самооценки. Первый состоит в том, чтобы соотнести уровень своих притязаний с достигнутым результатом, а второй состоит в том, чтобы сопоставить их с мнением окружающих.
Ошибка в выборе профессии учителя обходится очень дорого! Цена такой ошибки – жизнь, здоровье и уровень знаний доверенных педагогу и воспитателю детей. М. Остроградский сказал: «Хорошие учителя создают хороших учеников!». «Где хороший учитель, там и хорошо воспитанные ученики», – говорил Д. Лихачёв. Мы нередко встречаемся с тем, что один и тот же ученик совершенно по-разному ведёт себя у различных преподавателей: у одного пассивен, а у другого добивается отличных результатов. Значит дело не только в ученике, а так же и в учителе, его профессионализме и определённых личностных качествах. Уважение, как известно, не приходит вдруг – это результат великого труда ума и Души.
Учитель во все времена был уважаемым человеком в обществе. Когда-то он был, чуть ли не единственным образованным человеком, особенно на селе, а его эрудиция – основным источником знаний.
Сегодня книги, журналы, телевидение, радио и Интернет стали важнейшим источником информации. Это, как бы оттеснило учителя, лишая его данного приоритета, а потому ему приходится много работать, чтобы и сегодня быть наиболее информированным, доказывая особую значимость педагога, как для детей, так и для их родителей, доказывая право на уважение и авторитет. Только широко образованный учитель может прикоснуться к Вечности: «Учитель прикасается к Вечности, никто не может сказать, где кончается его влияние», – сказал Д. Адамс.
Великая миссия воспитателя
Педагог не только учит и даёт знания, но и выполняет нелёгкую миссию воспитателя! Это не просто работа, а подвижничество. Личность педагога, его позиция, мироощущение и безграничная любовь – вот что сегодня особенно значимо, – «Учитель – не посредник между Миром и детьми, нет, он на стороне детей, он вместе с ними и во главе их. Его цель – не дети, как все думают, а Мир, который он улучшает вместе с детьми. Цель воспитания не в воспитании, не в целенаправленном воздействии, а, в общем, вместе с детьми улучшение общей жизни!».
Такая деятельность требует времени, сил и полной самоотдачи! Трудно ли это? Да! Вместе с тем, только учитель может говорить о своих воспитанниках с такой искренней заинтересованностью, с такой решимостью вступаться за каждого из них перед администрацией и даже его собственными родителями, если над их головами сгущаются тучи! Это очень важно, чтобы ученики чувствовали защищённость со стороны своего учителя! Учитель должен научить учеников жить в обществе полноценной жизнью, не отворачиваться от общества и не замыкаться в себе. Тогда ученики будут безгранично ценить, и уважать своего учителя.
Всегда ли ученики по достоинству оценивают труд учителя? Понимают ли они, сколько сил он тратит на их судьбу? Сколько гнева иногда выплёскивают ученики и их родители на учителя, за личные просчёты и ошибки ученика! Всё подвергается критике и оценке в учителе, всё и вся! Но этого не должно быть, ведь от авторитета учителя в глазах ребёнка, зависит судьба самого ребёнка. Если, уважаемые родители, Вас что-то не устраивает в Учителе, уведите ребёнка, к другому педагогу молча, без унижения достоинства учителя: ведь в противном случае, ваш ребёнок начнёт отыскивать причины придирок и к новому наставнику!
Мы столько требований предъявляем к учителю, и совсем забываем о том, что и мы сами должны относиться к учителю с большой любовью, и уважением, с глубокой благодарностью за его тяжёлый труд. Ведь не кто иной, как учитель открывает нам дверь в мир знаний, науки, учит дружить, работать, ставит нам цели и помогает их достигать! Наставник учит нас решать сложные задачи в общении со сверстниками, в науке, искусстве побеждать. Наши учителя переживают за наши неудачи и промахи, радуются вместе с нами успехам, могут смеяться над нашими проделками и строго наказывать за невыполненные задания. Наше отношение к учителям является таким же критерием человечности, порядочности, как и отношение к родителям, Родине. Они являются неотъемлемой частицей нашего бытия, так как передают опыт от одного поколения к другому. Надо любить учителей, помнить их, помогать им, чтобы взамен получить, как можно больше умного, доброго, вечного!
Учитель «Гибкого Пути». Ветка Ивы.
Молодой юноша уверенным шагом направился к Учителю Школы Тэнсин – Сёнсэю Фукуда. Его прежний Наставник Яги Тэйносукэ умер, но перед уходом из жизни оставил рекомендательное письмо для Учителя Фукуды, в котором было сказано, что молодому мастеру Дзигаро Кано, он передал все секреты своей Школы и просит принять Кано в обитель Школы «Тэнсин Синъёрю». Сёнсэй Фукуда принял юношу доброжелательно, внимательно и тихо прочёл рекомендательное письмо, после чего с улыбкой посмотрел на молодого человека. В глазах мастера был лукавый вопрос: «Как такой требовательный Учитель, как Яги, сделал наследником стиля, столь молодого человека?»
– Я доверяю Сёнсэю Яги и не ставлю под сомнение его решения, – уже более строгим голосом сказал мастер Фукуда, – но я хотел бы на деле увидеть то, чему Вас обучили, уважаемый мистер Кано. Завтра в десять часов утра я буду ждать Вас в моём Додзё! – кратко завершил свою речь Учитель.
– Осс, Сёнсэй (Да, Учитель), – с поклоном одобрительно ответил юноша. Аригато Годзаймас, Мата-О-Аисимасё, Сёнсэй! (Большое спасибо! До новой встречи, Учитель!)
За два года упорных тренировок Сёнсэй Фукуда пришёл к выводу, что не ошибся в юноше. Целеустремлённость, настойчивость, несгибаемая сила воли, невообразимая гибкость тела юноши с хрупким телосложением, поражала мастера, ведь Фукуда признавал только дух смертельной схватки: все его броски имели крайне опасные последствия для противника. Молодому мастеру Кано, явно не везло с Учителями: мастер Фукуда тоже вскоре умер, за ним последовал и его приемник Исо Масатомо.
Архивы школы после смерти приемника перешли к Дзигаро Кано, что ни для кого не было неожиданностью: мастер Фукуда в завещании указал вторым приемником именно его. И вновь приверженцу Боевых Искусств, пришлось искать себе Учителя, чтобы продолжить тренировки! Кано давно привлекала Школа «Ёсин Рю», он направился к её наставнику Икубо Цунэтоси.
– Здравствуйте, мастер, – с поклоном обратился Дзигаро Кано к Учителю.
– Рад видеть Вас, – ответил мастер, – премного наслышан. Хочу пригласить Вас в монастырь Эйсёдзи, если Вы не возражаете, молодой человек!
– Осс, Сёнсэй! – одобрительно ответил Кано.
– Тогда рано утром, добро пожаловать ко мне и в путь! – сказал Учитель.
Ночью в горах выпал обильный снег, но Сёнсэй не отменил поход, а только обрадовано отметил: «Нет ничего прекраснее, чем горы, после снегопада!» Мастера Дзю Дзюцу двух поколений, старого и молодого, осторожно шагали по заснеженным тропам. В узком горном ущелье снег огромными шапками лежал на мохнатых ветвях сосен, елей и могучих кедров. Тропинка в горы шла вдоль большого ручья, с низкорослыми ивами.
– Великая красота нетронутой природы! – с хрипотцой в голосе сказал Учитель, – давай присядем, полюбуемся: ведь всё в этом Мире мимолётно, как снежинки на ветру!
***
Юноша и мастер присели на ствол поваленного дерева.
– Смотри, сын мой, как могучий кедр держит в своих лапах шапки снега!
– Значит кедр сильнее стихии, – ответил с восторгом Кано.
Учитель молчал, прислушиваясь в тишине к чему-то такому, что было неведомо юноше. Откуда-то сверху послышался непонятный звук, похожий на скрип старой двери, после чего, огромная ветка могучего кедра с треском упала на землю, подняв белое облако!
– Ну вот, мой милый друг, – загадочно сказал Учитель, – случилось то, чего я ждал. Видишь? Ты был не прав, мой юный друг, стихия оказалась сильнее могучего кедра! – словно в тон словам Учителя, ветви молодой ивы прогнулись и сбросили с себя шапки мокрого тяжёлого снега, после чего снова выпрямились, направив зелёные листья к солнцу! – Вот видишь, продолжил свои поучения старый мастер, – гибкие ветви ивы оказались более живучими, нежели у кедра! Сила не всегда решает исход схватки, а гибкость – может одолеть силу! Давай продолжим путь, чтобы быть в монастыре засветло! – Учитель и Ученик поднялись, и осторожно продолжили путь по заснеженному ущелью.
Дзигаро Кано, на всю жизнь запомнил свой поход с Учителем в горы. Икубо Цунэтоси впоследствии так же сделал Кано своим приемником. Молодой 21-летний мастер Кано в монастыре Эйсёдзи открыл свою первую Школу и дал ей название «Сердце ивы», увековечив тем самым мудрые наставления старого мастера!
Побеждать силу гибкостью – стало главным стратегическим принципом основателя стиля Дзюдо – Дзигаро Кано!
«Гибкий Путь» Владимира Путина
«Оставь надежду, всяк сюда входящий» – это была надпись над дверью первого спортивного зала Владимира Владимировича Путина.
Первым Наставником будущего Президента России по Дзюдо был легендарный мастер Анатолий Соломонович Рахлин. А.С. Рахлин родился 23 мая 1938 года в Ленинграде. Вместе с родным городом он пережил все 900 дней страшной ленинградской блокады, выжил и в 1953-м году впервые вступил на борцовский ковёр – пришёл во Дворец пионеров, Где был принят в секцию.
В 1959-м году он окончил факультет физической культуры в Педагогическом институте имени А.И. Герцена. В 1962-м году, после того, как он отслужил во флоте, Рахлин А.С. пришёл работать в спортклуб «Турбостроитель» при Адмиралтейском механическом заводе. В 1964-м году он набрал первую группу учеников, в неё пришли те, кто потом станут президентами, олигархами и большими спортсменами – Аркадий и Борис Ротенберги, Валентин Степанов, Николай Кононов, Василий Шестаков и будущий президент России Владимир Путин. Ребята занимались САМБО, а потом осваивали Дзюдо. Можно сказать, что Школа Рахлина была первой Школой Дзюдо в Ленинграде – Петербурге и одной из первых в Советском Союзе.
За 50 лет работы заслуженный тренер России Анатолий Рахлин подготовил более ста мастеров спота международного класса. Под его руководством женская сборная команда страны добивалась весомых результатов на чемпионатах Европы и мира. Несмотря на тяжёлую болезнь, тренер руководил сборной буквально до последних месяцев жизни. Анатолий Рахлин всегда уделял главное внимание поиску и подготовке молодых спортсменов дзюдоистов. Он учредил Турнир на свои призы для самых маленьких спортсменов. В мае 2013 года А. Рахлин отметил своё 75-летие. В этот знаменательный день Владимир Путин вручил ему «Орден почёта» за вклад в развитие Дзюдо, а так же часы под номером «75».
О своём Учителе Дзюдо Владимир Путин сказал так: «Анатолий Соломонович Рахлин был сильным волевым, интеллигентным и доброжелательным человеком. Его уважали и любили коллеги, друзья и, конечно, воспитанники, для которых Анатолий Соломонович был настоящим Учителем, заботливым наставником и в спорте, и в жизни».
Правительством принято решение открыть памятник великому человеку, тренеру, Учителю Дзюдо в Петербурге. Судя по всему, для Владимира Путина, он был больше, чем просто тренер по Дзюдо, прежде всего он был для него Учителем! Настоящего Учителя встречают однажды, и на всю жизнь!
Найти учителя
Найти Учителя в Судьбе своей не просто:
Он не всегда на «Жизненной Дороге»!
На первый взгляд покажется Вам чёрствым,
А может быть и непомерно строгим!
Учитель тот, кто Вас спокойно учит
И знает Истину, и говорит чуть слышно,
А ученик его, глазёнки глупо пучит,
Но с умным видом: чтобы чего не вышло!
Но иногда Учитель чувствует обиду:
Ведь в пустоту вещает громогласно!
Ученики ж его, не подают и виду,
Что говорил Учитель всё напрасно!
Ошибок груз не давит на их плечи:
Они не видят их, а утопают в грёзах.
Учитель знает, что беды не далече
И чувствует, что скоро будут слёзы!
Идёт он мирно по дороге пыльной,
Учеников своих, считая за прохожих,
Как декабрист и каторжанин ссыльный,
На вид как все, но всё же не похожий!
Но есть мечта: найти родные Души
Чтоб к знаниям стремились благородно,
Чтобы внимательно урок умели слушать
И чтоб не верили всегда кому угодно!
Часть 2. Послания Учителей Тибета.
Послание первое.
Спокойствие святого человека – это признак Мудрости.
Обретение спокойствия – было целью многих философов и Мудрецов! Только спокойный ум может принимать правильное решение в сложной ситуации. Эмоциональность и вспыльчивость приводит к необдуманным поступкам и ошибочным решениям.
Умеем ли мы быть спокойными? Ты спокоен, когда несёшь домой двойку в портфеле? Со спокойным ли лицом папа открывает конверт со штрафом от ГИБДД? Спокойно ли лжёт человек, глядя в глаза другому человеку? Ты полностью спокоен, когда выходишь на площадку для соревнований? Думаю, что всё не так! Добиться спокойствия в экстремальном состоянии, это большое искусство, доступное далеко не всем. Разведчиков обучали устойчивому состоянию психики по особым секретным методикам, которые и сегодня недоступны общественности и засекречены.
Так что у нас с вами только один Путь достижения спокойствия: углубленное изучение философии и упорные занятия Боевыми Искусствами под руководством Мудрого Учителя!
Когда добродетели и способности твои собственные, то это характеристики превосходного человека
Превосходный человек это личность, которая добилась определённых успехов в обществе в сравнении с другими людьми. Это человек, совершивший благородные поступки не ради личной выгоды, а по зову своего сердца и порыву отзывчивой Души. Это человек, который развил в себе ряд качеств и способностей, которых не в других людях. Это человек, который овладел профессией или искусством, приносящим практическую пользу обществу! Мало обладать хорошими качествами, необходимо ещё не завидовать тем людям, у кого они есть, стараться самому добиваться успеха, без посторонней помощи.
Задай себе вопрос, мой последователь и преданный Ученик: «Какие качества, полезные для окружающих людей, ты развил в себе?». Если ты сможешь ответить на него положительно, значит ты на правильном Пути!
Когда встаёт солнце, то звёзды не видны
Читая эту заповедь, многие думают о небесных светилах, а древние монахи думали по-другому. Мудрецы древности сравнивали с солнцем Учителя, ибо только Учитель мог дать людям свет знаний! В современном Мире расплодилось множество «звёзд»: звёзды балета, звёзды спорта, звёзды шоу бизнеса, звёзды театра и кино…
Сколько их, таких «звёзд»? Думаю, что только в России не меньше, чем загадочных светил на ночном небе! Разве может звезда затмить свет солнца? Нет, не может, равно, как и «звезда клоунады» не способна затмить Свет Учителя! Те, кто стремятся с детства стать мнимыми «Звёздами», в конечном итоге останутся с обратной стороны солнца, в полной темноте невежества.
Солнце светит всем земным существам, но далеко не многие хотят замечать жизненно важное светило по имени – Учитель!
Кто заметит другого человека там, где есть Будда?
Только глупец будет замечать других людей там, где есть Будда! Рядом с Пророком, другие люди не видны, равно как и звёзды в полуденном небе! Истинно верующий и набожный человек, когда молится в церкви, видит только Святого отца, Проповедника, и через его Душу обращается к Богу, а глупый человек, смотрит на окружающих людей, оценивает их одежды, осуждает или восхищается, любит или презирает. Верующий человек, приходит в церковь или мечеть к Господу, поэтому и не замечает окружающих.
Глупый человек говорит о своих качествах, а Мудрец держит их тайну в самом себе. Солома плавает на поверхности воды, а драгоценный камень лежит в её глубине
Философы всех времён приветствуют такое качество как скромность. Только скромный человек творит добро во имя самого добра, а не ради личной выгоды. О своих положительных качествах говорит тот, кто хочет, чтобы его заметили, и руководит им – тщеславие, что по своей сути тоже есть грех! Тщеславные люди – словно солома на поверхности воды: о них знают всё, как об положительных, так и об отрицательных качествах. Публичные тщеславные, люди открыты и уязвимы. На них покушаются, совершают акты насилия или даже убийства! Сосчитайте, сколько политиков убито за последнее время? Представители Воинских Искусств должны понимать, что любая информация в руках врага – это оружие!
Глупец делит людей на друзей и врагов, а Мудрый человек уважает и любит всех в равной степени, ибо ещё неизвестно, кто из них может оказать реальную помощь
«Хочешь победить врага, сделай его своим другом», – гласит древняя мудрая поговорка. Кто изучал философию Воинских Искусств, тот знает, что заповедь древних Самураев гласит: «Люби и уважай своих врагов!». Чтобы врагов было меньше, надо научиться относиться ко всем людям одинаково, независимо от их заслуг и социального статуса в обществе!
Много говорить – это источник опасности. Говорящего попугая наказывают чаще, а молчаливых птиц – просто не замечают!
«Язык мой, враг мой!», – гласит народная поговорка. Разве это не так? Сколько раз в жизни мы убеждались в том, что наши необдуманные слова, брошенные в запале гнева или по глупости, возвращались бумерангом обратно, принося нам беды, и несчастья! Чем меньше люди знают о Вас, тем лучше, поверьте человеку, который прожил на Земле больше полувека. Более того, все наши слова материальны и имеют ту или иную степень материализации. Уже давно доказано наукой, что слово имеет реальную силу. Наши слова воспринимают все растения. Эту проблему изучают многие учёные Мира. Силу слова принимает даже вода, обретая при хорошем слове гармоничную кристаллическую решётку или при бранном слове – уродливую, имеющую неприглядный вид, как и само слово! Древние философы говорили о том, что необходимо чаще слушать собеседника, нежели говорить самому: тогда ты больше узнаешь об этом человеке, оставив до времени в секрете свои мысли и намерения!
Величайшее богатство человека состоит в щедрости, а величайшее счастье – в спокойствии ума.
Щедрость человека это редкое качество в современном Мире. Будучи щедрым, вряд ли можно разбогатеть а, став богатым, перестаёшь быть щедрым. Таков закон современной действительности. Мы с Олей щедрые люди, помогаем краевому Дому малютки, в чём-то отказывая себе. Бог нам воздаст по делам нашим, но вот богатыми, мы вероятно не станем! Когда человек открыт и делает добро, то бояться ему нечего: добрые дела делают его неуязвимым, поскольку таких людей хранит Господь! Только открытые, честные и милосердные люди обретают спокойствие ума!
Под руководством великого человека, даже люди малых способностей могут преуспеть.
История знала многих великих людей, которые были окружены менее талантливыми личностями, но сделавшие себе карьеру на гениальности своего руководителя. Разве Вам неизвестна история жизни великого учёного России М. Ломоносова, которого впоследствии отстранили от Академии Наук, им же созданной?! Разве малое количество людей получили учёную степень под его руководством?
Школа Каратэ-До «Тэнсин» вывела в мир более ста человек обладателей чёрного пояса, многие из которых были заурядными личностями, без особых выдающихся способностей. Суть не в этом: главное чтобы они не считали все свои достижения собственными заслугами и всегда помнили то, где они начинали свой Путь!
Капля воды не велика, но не высохнет даже под лучами палящего солнца, если соединится с озером.
Владимир Путин является обладателем чёрного пояса по Дзюдо, Каратэ и хорошо знает философию Боевых Искусств. Он на практике применяет эту заповедь, сплачивая народ России и укрепляя добрососедские отношения с государствами, граничащими с Великой Державой!
Ученики нашей Школы Каратэ-До «Тэнсин», тоже обладают великой силой, поскольку объединены едиными целями, моральными ценностями и устремлениями под руководством своего Учителя!
Вредные выражения не используй даже против врага, ибо они сходны с действием бумеранга.
В этой книге довольно много сказано о действии вредных выражений и оборотов речи! Я хотел бы акцентировать Ваше внимание на том, что даже к своим врагам надо относиться с большим уважением, не оскорблять их честь и достоинство. Тогда возможно у Вас появится шанс многие вопросы решить мирным путём без провокаций и конфликтов! Любое сказанное бранное слово дурно воздействует на Вашу кровь, подрывая здоровье, и обязательно вернётся к Вам в том виде, в каком было сказано! Однажды, к сожалению, я был свидетелем того, как тренер по Каратэ-До учил своих воспитанников «психологическому наезду» на уличных хулиганов во время конфликтов с использованием «фени» и бранных слов. Печально, но некоторые из его воспитанников уже ушли из жизни в юном возрасте именно по причине подобных конфликтных ситуаций: знание использования «фени» и нецензурных слов не помогло!