Эта книга – размышление о сущности религиозного сознания. В ней рассматривается проблема онтологизации зла, злободневная в любое историческое время. Выделяются два аспекта проблемы – содержательный и структурный. Зло первоначально выступает как свойство (или отношение) личности или социума и не предполагает насильственных методов борьбы с ним (атрибутивно-реляционное зло). На втором этапе развития зло приобретает статус самостоятельной вещи, становится реальностью (реистическое зло). В этом случае борьба со злом должна быть насильственной. Так разрешается спор о методах борьбы со злом между В. Соловьевым и Л. Толстым: Л. Толстой отрицал реистичность зла, поскольку считал, что Боге и в природе человека зла нет. В. Соловьев полагал зло самостоятельной силой, реальностью, и был сторонником насилия в борьбе с ним. Для постановки и решения проблемы онтологизации зла используется метод системной герменевтики. Предметная область анализа – произведения И. Канта, Вл. Соловьева, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского. В процессе исследования воссоздаются религиозные смыслы светских романов Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского. Книга может быть рекомендована философам-специалистам в области онтологии, гносеологии, аксиологии, этики, религиоведения, герменевтики, системного подхода, а также студентам-философам, филологам, литературоведам, всем, кто интересуется проблемами онтологии, этики, герменевтики.