banner banner banner
Заключительный этап работ по лунной программе СССР. Вторая редакция
Заключительный этап работ по лунной программе СССР. Вторая редакция
Оценить:
 Рейтинг: 0

Заключительный этап работ по лунной программе СССР. Вторая редакция


Далее случилось невероятное для тех времен событие, перед митингом ворота открылись и огромная масса людей, и наших сотрудников, и «непричастных» жителей города, прошла свободно без пропусков на территорию засекреченного предприятия для встречи с первым космонавтом.

Массовое проявление энтузиазма и самоуважения в этот день оказались сильнее жестких официальных формальностей…

Отдел, в котором я начал работать, был комплексным, имел разноплановую тематику и состоял из небольших групп специалистов по вопросам баллистики, динамики, тепловых процессов, двигательных установок и комплексных проектных работ.

Баллистиками руководил Роберт Иванов. В свое время он со своими сотрудниками – Вадимом Мелкумовым, Николаем Толяренко, Борисом Перелыгиным работал у С. С. Лаврова (позже Р. Ф. Аппазова) в секторе Безвербого. Они принесли оттуда опыт и школу баллистических расчетов, которые зародились в ОКБ-1 еще при Королеве и были тогда одними из самых передовых в стране.

Динамики работали под руководством И. М. Рапопорта. Он тоже пришел из отдела Аппазова, читал по совместительству в МАИ лекции по динамике конструкций с жидким наполнением и пользовался большим авторитетом у студентов.

Валерий Павлович Бурдаков возглавлял работы по двигателям и энергоустановкам. Это был коммуникабельный и увлекающийся человек, подённая инженерная деятельность его тяготила, и он постоянно искал нечто.

Небольшая группа под руководством А. П. Фролова занималась разработкой головных обтекателей и работами по головной части сверхтяжелой ракеты Н1.

Проектные работы велись по направлениям создания разгонных блоков (в группе Б. А. Танюшина) и космических кораблей (в группе В. П. Зайцева). В 1969 году эти работы дополнительно укрепили выпускниками МВТУ им. Баумана.

В нашем отделе числился Михаил Клавдиевич Тихонравов в должности научного руководителя ЦКБЭМ. Он тоже читал по совместительству в МАИ обзорный курс лекций по космонавтике. Мы уже тогда знали, что до войны Тихонравов работал в группе ГИРД вместе с Королевым и занимался созданием одной из первых отечественных ракет. Затем он работал в РНИИ, где создавалась «Катюша», а с 1956 года в ОКБ-1, сначала начальником отдела, а затем одним из заместителей С. П. Королева.

Небольшого роста, приветливый, с врожденным чувством такта, Михаил Клавдиевич одинаково просто относился ко всем сотрудникам – от руководителей до молодых специалистов. У него был небольшой кабинет в «школе», но работал он как то автономно, и чем конкретно занимался было не совсем понятно.

На начальном этапе своего существования отдел 003 проводил исследования по отдельным проблемным вопросам создания космической техники, но позже к концу 60-х сосредоточился на работах по перспективной лунной тематике.

В этот же период было создано небольшое подразделение №030 под руководством В. С. Ильина с опытными специалистами, включая Геннадия Долгополова, Николая Береснева, Константина Иванова, Владимира Ануфриева. Отдел располагался в «школе», тоже подчинялся Безвербому и занимался проектными вопросами создания многоцелевого орбитального комплекса (МОК).

Орбитальная часть МОК развертывалась на полярной орбите и состояла из пилотируемой многоцелевой орбитальной станции с космическими кораблями различного назначения.

Многоцелевая станции создавалась для решения задач в интересах военных ведомств. В отделе Ильина работала небольшая группа специалистов во главе с Олегом Деревянко, которая разрабатывала перечень таких задач и состав аппаратуры для их решения.

Требования по массогабаритным характеристикам станции задавались с учетом энергетических возможностей ракеты Н1. Сложность и наукоемкость этого проекта была не ниже, чем у лунной программы, но в отличие от нее работы по МОК вызывали большой интерес у военных и выполнялись в соответствии с их требованиями.

Подчиняясь непосредственно Мишину, наш начальник – Безвербый взаимодействовал напрямую с руководителями верхнего уровня, включая заместителей Главного конструктора.

Безвербый обладал гибким умом, хорошей инженерной интуицией и умением быстро ориентироваться в текущей обстановке. Проблемные вопросы не ставили его в тупик, он был хорошим полемистом и любил это дело. В пылу острой полемики, на грани свалки, всегда прав тот, у которого выше должность.

С Безвербым эта истина срабатывала не всегда. Формально его должность была ниже, иногда на несколько ступеней ниже, чем у оппонентов. Но в спорных ситуациях по организационным и техническим вопросам его поддерживал В. П. Мишин. Этот ресурс позволял Виталию Константиновичу на равных выяснять отношения с руководителями любого уровня.

Не удивительно, что их личные отношения были перегреты, и мы ощущали это на себе в общении с разными подразделениями конструкторского бюро.

На первую половину 70-х годов пришелся пик развязки с созданием советского лунного комплекса Н1-Л3 в составе трехступенчатой ракеты Н1 и пилотируемого лунного комплекса Л3. Головным разработчиком Н1-Л3 было наше предприятие.

На тот период ЦНИИМаш, головной институт отрасли, обобщил открытую информацию американцев по лунному проекту и выпустил книгу «Программа Аполлон». Собранная в ней информация давала общее представление о принятых американцами принципиальных технических решениях, которые во многом были аналогичны решениям лунной программы СССР.

Тогда же стала очевидной продуманность концепции лунной программы США, получившей статус национального проекта.

В начале 1961 года Национальный комитет по космосу (консультативный орган при администрации США) рекомендовал президенту Д. Кеннеди принять программу полета человека на Луну в качестве основного приоритета космической политики.

При этом прогнозируемые затраты составляли огромную сумму (на начало 70-х затраты составили около 25,4 млрд. долл. в текущих ценах, или около 250 млрд. долл. в ценах начала 20-х годов текущего столетия).

В подобной ситуации руководству США требовалась мотивированная моральная поддержка американских избирателей.

25 мая 1961 года в послании Конгрессу и американскому народу президент Д. Кеннеди объявил целью нации осуществление в текущем десятилетии пилотируемой экспедиции на Луну и взял на себя персональную ответственность за принятое решение.

Конгресс законодательно, на федеральном уровне, выделил необходимые средства на реализацию лунного проекта.

Общественность получила право на информацию. Поэтому исключалась необоснованная засекреченность лунной программы США…

В настоящее время интернет с его ресурсами и поисковым инструментом обеспечивает доступ к большому объему документальных данных, касающихся лунных программ СССР и США. Это позволяет, с позиции сегодняшнего дня, наглядно и иллюстративно сравнивать схемы реализации этих программ, которые сводятся к следующему.

Схема реализации советской лунной экспедиции

Программа полета советской лунной экспедиции

(Библиотека Wikisource/ Опубликовано в интернете)

1-Старт ракеты Н1

2-Выход на опорную околоземную орбиту

Ракета Н1 (изделие 11А52-Л3) структурно состояла из трех ракетных блоков – А, Б, В и головной части, включавшей систему аварийного спасения (САС), головной обтекатель (ГО) и лунный комплекс Л3.

На активном участке полета САС и ГО сбрасывались при прохождении плотных слоев атмосферы, а Л3 массой 91,5 тонн (с двумя космонавтами на борту) выводился на низкую орбиту высотой 220 км со временем пребывания на ней не более одних суток.

Пуск ракеты Н1

(andrei-bt.livejournal.com/ Опубликовано в интернете)

Лунный комплекс Л3 имел четыре ракетных блока – два автономных (Г и Д), один (Е) в составе лунного корабля (ЛК) и один (И) в составе лунного орбитального корабля (ЛОК).

Несущая конструкция комплекса Л3 включала переходной отсек (ПО), состоявший из длинного цилиндра и конуса в его верхней части. Цилиндрическая часть опиралась на конструкцию ракетного блока В. На верхний шпангоут конусной части устанавливался корабль ЛОК.

Конструкция ПО рассчитывалась с учетом воздействия нагрузок от ЛОК на активном участке полета ракеты Н1. Внутри переходного отсека размещались в подвесном исполнении разгонные блоки Г, Д и корабль ЛК.

Нижняя половина ПО, в которой размещался блок Г, имела конструктивную возможность отделяться вместе с эти блоком после выработки топлива из его баков при разгоне с орбиты Земли на траекторию полета к Луне.

Кроме облегчения массы оставшейся части Л3 это обеспечивало возможность работы двигателя блока Д (связанного конструктивно с ЛК) для реализации последующей программы полета.

Корабли ЛК и ЛОК компоновались в головной части автономно и не имели механических, гидравлических или электрических связей между собой. При этом, конструктивное исполнение подвески ЛК позволяло ему (по циклограмме на орбите Луны) выкатываться в связке с блоком Д наружу из переходного отсека с помощью специальных направляющих  для дальнейшего автономного полета.

После этого от ЛОК отделялась оставшаяся часть конструкции пустого ПО и корабль также осуществлял дальнейший полет на орбите Луны автономно.

Ракетный блок Г создавался на базе задела по блоку В (третьей ступени ракеты Н1) с использованием его двигателя НК-19 тягой 40 тс на компонентах топлива (кислород + керосин).

Для ракетного блока Д использовался двигатель 11Д 58 тягой 8,5 тс, разрабатываемый М. Мельниковым в ОКБ-1, на компонентах топлива (кислород + керосин),

Лунный комплекс Л3

(РКК «Энергия» им. С.П Королева 1946—1996/ Опубликовано в интернете)

Ракетные блоки в составе ЛК (Е) и ЛОК (И) использовали высококипящие компоненты топлива (АТ+НДМГ) и имели дублированные двигатели тягой до 800 кгс для ЛОК и тягой 2 тс (с дросселированием до 800 кгс) для ЛК.