banner banner banner
Основные принципы комплаенс-контроля
Основные принципы комплаенс-контроля
Оценить:
 Рейтинг: 0

Основные принципы комплаенс-контроля


? источники возникновения риска (приводится описание основных инструментов/продуктов, процессов организации, её клиентов или контрагентов, которые могут сгенерировать возникновения риска);

? факторы вероятности риска (приводится описание события и/ или явления, оказывающего влияние на вероятность реализации риска);

? вероятность наступления риска (приводится описание оценочной категории вероятности появления риска, исходя из источников возникновения риска и факторов вероятности риска);

? значимость риска (показатель определяет, является ли риск значимым или нет, а также, в случае если риск является незначимым, относится ли он к деятельности организации в целом либо её отдельному направлению деятельности/продукту/услуге);

? мероприятия воздействия на риск (даётся описание основных подходов по купированию имеющегося либо возможного риска);

? ответственные за мероприятия воздействия на риск (указываются структурные подразделения организации, ответственные за идентификацию того или иного риска и его лимитирование);

? мониторинг риска (указываются основные мероприятия по мониторингу уровня рисков, имеющиеся отчёты и порядок их предоставления);

? даты внесения записи и/или последнего изменения записи.

Карта риска обновляется на постоянной основе, но не реже 1 раза в год.

Что касается лимитирования, то оно является основной составной частью системы управления рисками в организации и в целях минимизации возможных убытков рассматривается как один из методов превентивного купирования рисков.

Основными целями лимитирования является ограничение рисков, направленное на:

? повышение финансовой устойчивости организации;

? оптимизацию соотношения «риск – доходность» по операциям/сделкам;

? формирование оптимальной структуры активов и пассивов с учётом структуры и объёма принятых рисков.

Целью лимитирования является ограничение риска по следующим видам активных операций:

? операции на валютном и денежном рынках;

? кредитно-депозитные операции на межбанковском рынке;

? кредиты (займы), предоставленные корпоративным заёмщикам;

? синдицированное кредитование;

? операции, связанные с осуществлением документарных операций;

? операции торгового финансирования[14 - Группа банковских услуг, которая служит для проведения расчётов между участниками внешнеторговых сделок и обеспечивает надёжность выполнения сторонами договора взятых на себя обязательств. К ним относятся:? Аккредитив – условное денежное обязательство, принимаемое банком (банком-эмитентом) по поручению приказодателя (плательщика по аккредитиву).? Банковская гарантия – выдаваемое банком (гарантом) по просьбе другого лица (принципала) безотзывное обязательство уплатить указанному принципалом третьему лицу (бенефициару) определённую денежную сумму в соответствии с условиями гарантии. Аналогом банковской гарантии является резервный аккредитив (англ. Standby Letter of Credit).? Документарное инкассо – письменное обязательство банка по поручению доверителя получить причитающиеся ему суммы или подтверждение оплаты в установленный срок непосредственно от плательщика или через другой банк.? Чистое инкассо – инкассирование финансовых документов (векселей, чеков, платёжных расписок и т. п.), которые используются для получения платежей в том случае, если они не сопровождаются коммерческими документами (счетами-фактурами, транспортными, страховыми документами).];

? операции с ценными бумагами;

? операции, осуществляемые в соответствии с договором финансирования под уступку денежного требования (факторинг);

? требования по сделкам продажи (покупки) финансовых активов с отсрочкой платежа (поставки финансовых активов);

? прочие операции, сопряжённые с кредитным риском (в том числе дебиторская задолженность, прочие требования по финансово-хозяйственным операциям).

Задачами лимитирования являются:

? обеспечение формирования и функционирования системы лимитирования рисков как составной части системы управления в целом;

? определение структуры и объёма принимаемых рисков;

? определение полномочий органов управления, должностных лиц и подразделений организации в процессе лимитирования рисков.

Лимиты устанавливаются на корпоративных заёмщиков, финансовые организации, эмитентов ценных бумаг (юридические лица, органы исполнительной власти или органы местного самоуправления) и другие организации, в отношении которых возникают требования, несущие риск.

Основными лимитами являются:

? показатель достаточности капитала;

? лимит на максимальный объём требований на одного заёмщика (группу взаимосвязанных заёмщиков)[15 - Критерии приведены в приложении № 2.];

? структурные лимиты[16 - Ограничения на долю тех или иных активов либо различных портфелей организации по определённым признакам, включающие:? лимит кредитного портфеля;? максимальную долю ценных бумаг во всех портфелях;? лимиты казначейского портфеля ценных бумаг (без учёта кредитно-инвестиционного портфеля);? лимиты кредитно-инвестиционного портфеля;? лимиты на осуществление сделок репо (англ. repurchase agreement, repo) – сделка купли (продажи) ценной бумаги с обязательством обратной продажи (покупки) через определённый срок по заранее определённой в этом соглашении цене.];

? страновые лимиты[17 - Ограничивают потери (убытки) при проведении операций с контрагентами, находящимися в различных странах, с учётом общей экономической и политической ситуации в соответствующей стране.];

? лимиты открытых позиций, в том числе лимиты открытой валютной позиции (ОВП)[18 - Несовпадение активов (требований) и пассивов (обязательств) в иностранной валюте. Различают длинную (англ. long) и короткую (англ. short) позиции. При длинной позиции организация в ожидании роста курса приобретает базовую валюту, при короткой позиции в ожидании снижения курса продаёт её.], лимиты предельных размеров лимитов и прибыли;

? персональные лимиты полномочий по операциям на рынке капитала, а также полномочий по определению стоимостных параметров операций торгового финансирования[19 - Ограничивают пределы полномочий лиц, непосредственно совершающих операции/заключающих сделки от лица организации и дают соответствующему лицу право принятия решения о проведении сделки в рамках установленного лимита.].

Все операции/сделки организации осуществляются ей исключительно в рамках установленных лимитов, параметры которых указываются в так называемой лимитной ведомости, отображающей структуру лимитов на контрагентов и являющейся внутренней закрытой информацией организации, не подлежащей разглашению третьим лицам.

Соответствующее структурное подразделение организации проводит ежедневный мониторинг информации в отношении её контрагентов/клиентов, осуществляемый с использованием данных публичной информации (СМИ), по опубликованным пресс-релизам международных рейтинговых агентств, а также с использованием коммерческих баз данных. Мониторинг финансового состояния контрагентов или клиентов проводится организацией на основе финансовой отчётности контрагента, составленной на последнюю отчётную дату.

Выявленная в ходе мониторинга информация может лечь в основание изменения лимита (совокупного лимита и/или сублимита в рамках совокупного лимита), подразумевающего:

? увеличение или снижение лимита (размера и/или срока);

? восстановление лимита;

? приостановление действия лимита;

? закрытие (прекращение действия) лимита.

При этом инициирование процедуры по снижению/приостановлению/закрытию лимитов может быть проведено:

? при получении информации о возможном ухудшении финансового состояния контрагента/клиента, а также в случае возникновения комплаенс-рисков;

? в случае отсутствия актуальной финансовой отчётности при проведении контроля лимита, установленного на контрагента/ клиента;

? при неблагоприятном изменении ситуации на финансовых рынках, существенном росте страновых факторов риска и т. д.;

? в случае отсутствия операций в рамках установленного лимита в течение 1 года;

? в случае отсутствия дальнейших планов или перспектив сотрудничества с контрагентом/клиентом;