Просматривайте вышеупомянутые сайты, находите вакансии, которые вас устраивают, и которые вы хотите получить. Связывайтесь с работодателем тем способом, который он предложил. Либо – резюме, либо – звонок.
Прежде чем взаимодействовать с человеком в компании, постарайтесь узнать максимум возможного о ней, о той вакансии, на которую вас приглашают, и о том контактном лице, с которым вам придется общаться.
Это необходимо для того, чтобы представить себя человеком максимально хорошо подходящим для целей и задач фирмы, для корпоративной культуры, которая принята в этой организации.
На определенных сайтах существуют черные списки работодателей. Набираете название компании и читаете, что про нее пишут.
Конечно, следует иметь в виду, что есть отдельные единичные случаи обиженных людей, и не делать окончательных выводов.
В то же время, когда таких отзывов очень много, имеет смысл принять их к сведению.
Обращение в службу занятости
Сказать по правде, сами авторы никогда не пользовались государственной службой занятости, поэтому не могут сказать вам про нее ничего – ни хорошего, ни плохого. Что мы знаем наверняка, так это то, что наши клиенты никогда не получали сотрудников оттуда, из чего можно сделать закономерный вывод: контингент, на котором мы специализируемся, отличается от зарегистрированных там соискателей.
Чисто теоретически вероятность найти в груде угля не огранённый алмаз есть. Практически – она очень мала. Известно, что в больших городах проблемы безработицы как таковой нет. Не бывает так, чтобы работы не было вообще – может не быть той, на которой хочется работать. В мегаполисах все время нужны продавцы-кассиры в супермаркеты, менеджеры по продажам, расклейщики объявлений, операторы кол-центров, уборщики, мойщики окон и кто угодно еще. Возможностей для неквалифицированного труда – масса, и все-таки человек идет на биржу труда, а не в отдел кадров ближайшего универсама.
Варианта здесь два.
Первый. На самом деле соискатель хочет получать пособие по безработице и не настроен на активный поиск работы.
Второй. Соискатель считает, что он слишком хорош для низкооплачиваемых позиций, однако устроиться на хорошую работу через многочисленные интернет-биржи у него почему-то не получается: то ли резюме недостаточно впечатляющее, то ли на собеседованиях кандидат ведет себя не так, как нужно, то ли речь идет о представителе совсем уж специфической профессии, на которую просто нет спроса.
Кроме того, в государственный центр занятости нередко обращаются люди без образования, и биржа труда устраивает их на краткосрочные интенсивные курсы. Понятно, что ни о каком дипломе здесь речь не идет, максимум, чем сможет похвастаться свежеиспеченный специалист, – это справка или сертификат о количестве прослушанных часов и выполненной практической работе.
Ярмарки вакансий
Ярмарки вакансий, которые регулярно проводятся в крупных городах, – еще один способ поиска работы. Ничего предосудительного или плохого в нем нет, но чаще всего через такие мероприятия работодатели стремятся закрыть вакансии на неквалифицированную или низкооплачиваемую работу. Основной контингент таких собраний – студенты, выпускники, юные специалисты без опыта. Главное достоинство этого метода (для работодателя) – массовость. Очевидно, что исполнительного директора, внутреннего аудитора или финансового консультанта так искать никто не будет. Вот найти пятнадцать менеджеров по продажам – другое дело.
Вопрос только в ваших амбициях и ожиданиях. Готовы начинать карьеру с самого нуля? Тогда ярмарка вам подходит.
Впрочем, часто подобные мероприятия привязаны к конкретной тематике. Не нужно тыкаться во все предложения подряд, есть смысл пойти конкретно на ярмарку вакансий для работников торговли, менеджеров среднего звена, «продажников», инвалидов, женщин с детьми и т. д.
Впрочем, ярмарки вакансий можно рассматривать и как источник новых полезных контактов и знаний и способ неплохо провести время. На подобных мероприятиях есть не иллюзорный шанс напрямую встретиться с руководителями крупных компаний без посредников в лице секретариата, также можно получить заманчивые предложения бесплатных, но перспективных стажировок в престижных организациях. Часто для развлечения посетителей на ярмарках вакансий проводятся деловые игры, семинары, мастер-классы. Нередко работают стенды консультантов по профориентации, где любой желающий может узнать тип своей личности и понять, к какому виду деятельности он по-настоящему склонен.
Взаимодействие со специализированными кадровыми агентствами (КА). (КА – организация, которая вам поможет, или жулики, которые хотят вас обобрать?)
Просматривая объявления о работе, вы периодически будете попадать на те, которые опубликованы не прямым работодателем, а кадровым агентством.
Кроме того, работники КА могут вам звонить, если вы достаточно квалифицированный сотрудник либо представитель сильно востребованных распространенных профессий – официант, водитель, секретарь, например.
Как реагировать на эти варианты?
В нашей деятельности мы, периодически обзванивая кандидатов на вакансию, встречаемся с категорическим нежеланием кандидата посетить агентство (добросовестное агентство должно обязательно встретиться с кандидатом, которого оно представляет на вакансию).
Когда сотрудник пытается выяснить, каковы причины подобного отношения, ему обычно называют следующие:
1. Кандидат слышал или прочитал, что посещать КА – это зря терять время.
2. Кандидат посещал КА, но ни разу не посетил после этого прямого работодателя.
3. Кандидат посещал какое-либо КА и там с ним обошлись недостаточно корректно – заставили ждать или уровень квалификации рекрутера был недостаточно высок и он задавал, на взгляд кандидата, глупые вопросы.
4. Кандидат опасается, что придется заплатить за посещение.
Постараемся рассмотреть плюсы и минусы от сотрудничества с кадровым агентством.
Первое, что вам необходимо учесть, – это насколько вы действительно квалифицированный специалист.
КА платят деньги за подбор лучших сотрудников, если вы не являетесь лучшим в своей профессии или хотя бы достаточно квалифицированным работником, скорее всего, пойдя в агентство, напрасно потеряете время.
Если только должность, на которую подбирается человек, не подразумевает именно низкую квалификацию, тогда это необходимо выяснить предварительно по телефону.
КА в Москве несколько сотен – от очень низкоквалифицированных, исчезающих, согласно статистике журнала «Управление персоналом», в количестве 30 % в год до высокопрофессиональных. Соответственно, в них работают самые разные люди – от вчерашних школьниц до людей с богатым жизненным и профессиональным опытом и несколькими высшими образованиями.
Естественно, вы можете столкнуться с самым разным приемом, обусловленным этими различиями.
Но в основном персонал качественно работающих агентств общается с кандидатами корректно и достаточно грамотно.
Если копилка ваших предложений о работе просто ломится от вариантов, можете КА отвергнуть, но имейте в виду: в этом случае за бортом останется целый ряд вакансий компаний, которые просто не ищут сотрудников собственными силами.
Как правило, это могут себе позволить известные и уважаемые фирмы либо динамично развивающиеся, имеющие крепкое устойчивое положение и хорошие перспективы на рынке, попасть в которые весьма приятно для любого специалиста. Кроме того, посетив кадровое агентство, вы имеете возможность, по крайней мере, в ближайшее время получать информацию о появляющихся новых вакансиях, которые вам будут предлагать, зная ваши возможности. Вы получаете своего агента по трудоустройству.
Причем бесплатно!
Серьезные, дорожащие своей репутацией КА берут деньги только с фирм, которым помогают подбирать персонал.
В ряде агентств могут быть предложены отдельные конкретные платные услуги, например, могут вам помочь грамотно составить резюме, научить, как проходить собеседование, и т. д. Безусловно, данные услуги не должны быть навязываемыми. Это исключительно ваше желание – воспользоваться такими предложениями.
Существуют также агентства, которые берут деньги за трудоустройство с кандидатов. В основном это агентства, специализирующиеся на подборе домашнего персонала, водителей, домработниц.
Существует еще возможность нарваться на жуликов, которые предлагают вам заплатить деньги за ваше трудоустройство.
Руководствуйтесь в общении с таковыми простым правилом – никогда не платите никаких денег вперед.
Вам могут предложить заплатить деньги за внесение в какую-то базу, за прохождение тестирования, без которого якобы невозможно получить работу, за выдачу карточки, на которую будут перечислять зарплату. Все это и тому подобное – способы выманить у вас кровные деньги.
Если вы решили заплатить такому агентству, то сделайте это не ранее, чем получите свой первый гонорар на той работе, куда оно вас устроило.
В поиске легкой и высокооплачиваемой работы доверчивый соискатель нередко клюет на самые невероятные объявления, совсем забыв, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке. В самом лучшем случае такая беспечность грозит вам потерей времени, в худшем же – могут последовать и серьезные материальные траты.
Итак, что должно насторожить в объявлении ищущего работу гражданина:
1. Отсутствие конкретных данных о компании – «крупный международный холдинг, занимающий лидирующие позиции в своем сегменте рынка». Как называется этот концерн? Чем он занимается, что это за сегмент рынка, в конце концов? Всего этого в объявлении нет, а по телефону вам говорят, что вы все узнаете на собеседовании.
2. Слишком низкие требования к соискателю вкупе со слишком радужными перспективами. Работодатель предлагает свободный график, работу в офисе в центре города, достойную оплату труда, при этом от соискателя требуется только соответствие самым общим параметрам: трудоспособный возраст, среднее образование и желание зарабатывать.
3. Компания позиционирует себя как солидного игрока на рынке, при этом в контактах указаны непрямые телефоны дешевых операторов и электронная почта на бесплатном хостинге наподобие yandex.ru и mail.ru.
4. Менеджер, приглашающий вас на собеседование, поет вам дифирамбы и уверяет, что именно вас-то они искали все эти долгие недели. Ваш отказ приехать игнорируется, вас чуть ли не силком тащат в офис.
5. В объявлении присутствуют нарочито вдохновляющие слова, наподобие «успех», «взлет», «головокружительная карьера» и т. д.
6. Вакансия открыта на какую-то очень «размытую» должность – «менеджер», «специалист», «ассистент» или «директор», при этом нет описания конкретного и ясного функционала.
Если заманчивое объявление отвечает хотя бы одному из вышеперечисленных признаков, не поленитесь набрать название компании-работодателя в Интернете и почитать отзывы. Для большего эффекта можете сразу набрать комбинации со словами типа «лохотрон», «кидалово», «развод». Полученная информация сразу все расставит по своим местам.
Глава 3
Резюме
● Хорошее резюме – что это?
● Цель, которую должно достигать резюме
● Структура резюме. Что обязательно должно быть в резюме. Чего ни в коем случае не должно быть в резюме
● Зачем, как и для кого писать сопроводительное письмо
● Общие рекомендации по работе с резюме
Хорошее резюме – что это?
Резюме – это ваша трудовая биография, отраженная, как правило, на 1–2 листах бумаги (страницах формата А4).
Хорошее резюме должно быть лаконичным, хорошо структурированным, конкретным, красиво напечатанным, хорошо читаемым.
Задача этих листочков – сделать так, чтобы человек, который их прочитает, решил, что вы могли бы занять определенную должность, и, соответственно, захотел увидеться с вами.
Сделать хорошее резюме очень непросто.
В идеале это должно быть не сухое перечисление календарных трудовых дат, а положительный «живой образ», который предстает перед читателем.
Но достигается такой эффект не за счет большого объема текста, что совершенно недопустимо, а за счет точных, выверенных фраз, раскрывающих вас как профессионала и личность.
Конечно, это еще труднее, чем сделать просто хорошее резюме.
Бывает так, что человек, которому кто-то очень грамотно составил резюме, приходит и просто разочаровывает, потому что не соответствует сложившемуся после прочтения образу. Рецепт простой. В армии старшина нам говорил: «Если вам выдали обмундирование на размер больше, подгоняйте шею под воротник».
Если вам сделали очень удачное резюме, срочно «подгоните» свою личность под него – станьте тем блистательным человеком, который там описан.
Во всем процессе трудоустройства резюме является первейшим важным этапом.
Именно на стадии резюме у вас появляется шанс произвести первое впечатление на работодателя, и от того, каким будет это впечатление, возможно, будет зависеть ваша работа, а следовательно, и дальнейшая жизнь, как ни серьезно это звучит.
Анализ и оценка резюме являются для менеджера главным средством поиска кандидатов на вакантную позицию, и подавляющая часть кандидатов (от 80 до 99 % в зависимости от вакансии) отсеивается еще на этом этапе.
Нет ничего удивительного, если человек откровенно «ошибся адресом» – направил свое резюме на вакансию, требующую совсем других или в несколько раз более сильных профессиональных качеств.
Намного более досадной становится ситуация, когда специалист, компетентный в достаточной степени, составил свое резюме таким образом, что оно освещает его способности не лучшим образом. Если же он, помимо этого, совершил ряд распространенных ошибок, то может так и не дождаться звонка от потенциального работодателя, будучи отвергнутым, еще на начальной стадии отбора.
Согласно статистике, хорошо составленное резюме примерно на 40 % увеличивает количество предложений. Стоит отметить также, что этот процент составляют те компании, которые подходят к выбору кандидата более требовательно, предлагая, соответственно, качественно иные должности и условия.
Следовательно, доведя резюме до идеального состояния, вы значительно повышаете свои шансы на успех.
Основная идея здесь заключается в том, что одну и ту же информацию без искажения действительности можно преподать разным образом.
Человек, занимающийся сбором разведывательной информации, может быть назван мерзким шпионом, а может – благородным разведчиком.
От формы подачи материала совершенно не меняется суть, однако кардинально меняется восприятие, чего вам и нужно добиться.
Ниже будет дано описание составления структуры эффективного резюме, после чего я дам дополнительные рекомендации и назову распространенные ошибки.
Однако прежде остановимся на одном из важнейших требований.
Цель, которую должно достигать резюме
Резюме кандидата должно соответствовать заявке на подбор специалиста:
• Должность и опыт работы специалиста соответствуют требованиям заказчика.
• Специалист выполнял тот круг обязанностей, которые ему предстоит выполнять в компании заказчика.
• Его образование и дополнительные навыки соответствуют требованиям заказчика.
• Его личные данные соответствуют требованиям заказчика.
Исходя из этого можно понять первый важный принцип – резюме должно быть максимально адресным, в идеале – отдельно написанным (или хотя бы видоизмененным) для каждой конкретной вакансии и компании.
Иногда приходят резюме кандидатов, прикрепленные к письму, в котором в поле «Копия» указаны еще 20 адресов.
На первый взгляд может показаться, что в этом, в общем-то, нет ничего предосудительного. Все и так знают, что подавляющее большинство кандидатов направляют свои резюме на многие вакансии, и в этом нет ничего оскорбительного для потенциального работодателя.
Но на это можно возразить.
• Это просто неприлично. Если человек поленился соблюсти приличия или не видит в этом смысла, значит, он или ленив и относится к поиску работы (и к работе) спустя рукава, или недостаточно догадлив, чтобы не допустить подобной оплошности. Мало кому понравится недогадливый сотрудник. Или невоспитанный.
• Специалист, сделавший «спамовую» рассылку своего резюме показывает, что ему безразлична работа в компании именно этого работодателя. Интерес к компании потенциального работодателя – это мощный плюс, а вот столь очевидное его отсутствие может сразу поставить крест на вашей кандидатуре (тем более, если вы направили подобное письмо прямому работодателю). Помимо этого, специалист, указавший копии в письме, выглядит в глазах менеджера кандидатом, который хочет устроиться абы куда, что моментально зарождает сомнения в его профессионализме, несмотря на резюме.
3. Единовременно направляя резюме на несколько вакансий, кандидат вынужден сделать его усредненным, универсальным, без необходимых выгодных акцентов, а, как известно, все универсальное хуже специального.
Структура резюме. Что обязательно должно быть в резюме. Чего ни в коем случае не должно быть в резюме
1. Ф. и. о.
2. Дата рождения
К сожалению, реалии рынка на сегодняшний день таковы, что вероятность трудоустройства в коммерческую организацию после 40 лет значительно снижается. За кадром остается тот факт, что по своему опыту сотрудники старшего возраста, как правило, превосходят более молодых коллег, зачастую при этом не уступая им в динамичности.
И все же некоторое предубеждение существует.
Поэтому, если вам за 40 и вы уверены в своем профессионализме, при этом прекрасно соответствуете требованиям должности, можно не указывать свой возраст. Если вы не являетесь идеальным кандидатом на эту позицию, то вы по-прежнему можете рассчитывать на приглашение на собеседование, но в таком случае ваши шансы значительно снижаются, так как при принятии решения это будет существенным минусом в глазах работодателя.
3. Контакты
Ваши контактные данные необходимо обязательно указать. Чем больше, тем лучше: номер мобильного, номер домашнего телефона, email, Skype.
Если у вас есть пожелания к времени возможного звонка, необходимо это отметить в резюме. Если вы укажете «не беспокоить после 21:30», желательно, чтобы у вас была уважительная причина, которую нужно назвать. В противном случае время раньше 22:00 будет выглядеть несерьезным, а кандидат – недостаточно заинтересованным в поиске работы.
Еще один малозаметный для многих, но важный момент. Очень емко кандидата может характеризовать его email. Если вы претендуете на вакансию няни для маленького ребенка, адрес электронной почты, подобный «otorva@…ru», перечеркнет все ваши достоинства, значимые для данной вакансии.
4. Образование
Следует указать:
– наименование вуза (аббревиатура и расшифровка);
– период обучения;
– факультет;
– тему дипломной работы (это может заинтересовать работодателя, особенно если была нестандартная тема, в какой-то степени это также дает представление о человеке);
– успехи в учебе. Если у вас есть весомые награды и достижения за период обучения, красный диплом – все это нужно обязательно отметить. Как таковые они не значат много, однако являются прекрасным показателем целеустремленности человека и свидетельствуют о его лучших качествах.
5. Дополнительное образование
Сюда входят курсы повышения квалификации, профессиональные программы, тренинги и т. п.
Порядок описания тот же, что и у вуза, – название, период и т. п. Чем их больше, тем лучше. Поэтому не упускайте возможности поучаствовать в чем-то подобном.
Однако есть смысл указывать только те, что или имеют общеприменимое профессиональное значение (иностранные языки или спорт), или необходимы для данной специальности. Курсы «повышения харизмы» и «привлечения денег» будучи, возможно, вполне рациональными по сути, в резюме смотрятся несколько несерьезно и скорее насторожат работодателя.
Ваше образование зачастую не имеет большого значения, поэтому не ставьте себе заранее препятствий из-за не профильности или непрестижности своего вуза.
В конечном счете, одним из самых важных факторов при выборе сотрудника является его опыт работы и, если подходящих кандидатов мало, а вы с вашим опытом работы действительно можете справиться с поставленными задачами, на образование никто не обратит внимания.
Стоимость на рынке труда возрастает в зависимости от компетентности работника.
Следовательно, регулярное прохождение профессиональных курсов повышает квалификацию специалиста, что позволит значительно лучше соответствовать запросам организации.
С другой стороны, постоянное прохождение различных курсов демонстрирует, что человек обладает пытливым умом и тягой к самосовершенствованию, что, как правило, приветствуется в организациях, стремящихся развиваться и достигать новых высот. Ведь в конечном счете, любая компания – это совокупность людей ее составляющих, и чем динамичнее эти люди, тем динамичнее сама организация.
Знание иностранного языка, несомненно, повышает зарплату сотрудника. Существует ряд должностей, на которые просто невозможно попасть без знания языка.
В этом случае соответствующий сертификат, подкрепленный реальными знаниями, служит входным билетом. Соответственно, каждый желающий повысить свою стоимость на рынке труда имеет хороший резерв.
6. Опыт работы
Перечисление мест вашей профессиональной деятельности должно быть в порядке убывания – от места работы в настоящий момент до вашей первой работы.
Период работы в указанной компании.
Как уже было отмечено ранее на страницах этой книги, кандидат, который меняет работу чаще чем раз в полтора-два года, воспринимается работодателями как «летун» и ценится невысоко.
Прыгун-летун
Если получилось так, что вы по какой-либо причине проработали в компании меньше года или двух или же у вас были перерывы в работе свыше 2 месяцев (работодатель, также, настороженно относится к этому), вы можете указать только годы вашей работы, не указывая месяцев, то есть не 10.2014– 06.2015, а 2014–2015 гг.
Однако будьте готовы к тому, что консультант в агентстве или менеджер в компании работодателя попросят вас точнее указать периоды вашей работы. Так или иначе, на собеседовании часто проверяется трудовая книжка кандидата, поэтому указанным приемом можно воспользоваться только в том случае, если у вас совсем небольшие расхождения по времени, 2–3 месяца, и у вас есть уважительные причины вашего ухода или отсутствия работы.
Из практики известно: с пониманием работодатель может отнестись к пробелу в трудовом опыте, связанному, помимо ухода за родственниками, например, с ремонтом в квартире, так как все знают, насколько это трудоемкая деятельность.
Название компании.
Зачастую бывает так, что имя компании может быть не на слуху, хотя она владеет несколькими очень известными брендами.
Если вы работали в сильной компании и при этом она не является общеизвестным ведущим игроком (например, как Сбербанк России), рядом с названием компании можно указать ее положение на рынке и достижения. Для компетентного работодателя имеет значение не только то, какой функционал вы выполняли и какими профессиональными качествами обладаете, но и то, в какой компании вы применяли свой опыт. Понятно, что сильная компания не удовольствуется слабым кандидатом, поэтому работа в сильной структуре, пусть даже на низшей должности и с меньшей заработной платой, может оказаться очень полезной для вашей дальнейшей карьеры.
Так, ведущий менеджер в компании – лидере рынка с высокими требованиями к своим сотрудникам может котироваться выше, нежели директор отдела, состоящего из одного специалиста.
Укажите также сферу деятельности компании рядом с названием, можно указать и размер фирмы.
• Занимаемая должность.
• Функциональные обязанности.
Если вы претендуете на какую-либо конкретную вакансию, то можете, учитывая требования к кандидату, акцентировать внимание на тех обязанностях, которые выполняли ранее и которые потребуются от вас в дальнейшем. Уделите больше внимания необходимым функциям, опишите их поподробнее.