Далее мы перейдем в Древний Рим, где познакомимся с правоведом, государственным деятелем и писателем Цицероном. Римляне сочли, что он «слишком смешливый, и это приносит ему вред». Действительно, Цицерона объявили «фанатиком смеха». Он считал, что юмор – отличительная черта общительности, которая укрепляет отношения, обеспечивает соблюдение общих социальных норм и укрепляет репутацию. Возможно, вам интересно: А что римляне вообще сделали для пользы человечества? Что ж, кроме акведуков, ирригации, канализации, образования, дорог, медицины и вина, они дали нам первую в мире книгу шуток – «Филогелос» (то есть «Любитель посмеяться»), сборник острот, восходящих к IV–V веку н. э. Некоторые из них до сих пор актуальны, и современные комики любят их пересказывать. Одна из таких шуток ссылается на знаменитую остроумную реплику правителя Иудеи, Самарии и Идумеи Ирода Архелая. Царский цирюльник, известный болтун и пустомеля, спросил царя: «Как мне постричь вас?», на что Архелай ответил: «Молча».
Через несколько сотен лет римская империя исчезла, но смех остался, создав массу проблем для Римской католической церкви, которая делала все возможное, чтобы искоренить радость. Как ни странно, именно средневековым монахам поручили переписать 260 с лишним шуток из «Филогелоса».
Римляне обожали черный юмор, хохоча над актуальными проблемами своего времени, такими как распятие на кресте, например. Еще одна легендарная традиция, пришедшая к нам из Римской империи, – празднование Дня дурака (1 апреля), восходящего к древнему празднику Иларии. Это только подтверждает мое мнение о том, что, если бы существовал бог смеха, его наверняка прозвали бы Иларием. Видимо, римляне всегда смотрели на жизнь с оптимизмом.
В XIII веке, вдохновленный Аристотелем, Святой Фома Аквинский объявил, что христианам не возбраняется смеяться при определенных духовных условиях. Смех был одобрен, поскольку считался отличительной чертой человеческого поведения, а не звериного или любого животного, как считали многие критики смеха. Они и не подозревали, что через несколько веков будет сделано революционное открытие, утверждающее, что многие живые существа способны смеяться, включая крыс.
Даже королевские особы любили похихикать. Говорят, что Ричард Тарлтон, придворный шут, приносил здоровью Королевы Елизаветы I больше пользы, чем врачи. Когда у нее портилось настроение, он веселил ее, излечивая от меланхолии лучше, чем все ее врачи[9]. А другая королева, Мария I Тюдор, с раннего детства знала целительную силу смеха. Мучаясь частыми недомоганиями, Мария получила однажды письмо от своей матери, Екатерины Арагонской, где было сказано, что «небольшой отдых и веселье, несомненно, укрепят твое здоровье. Сие проверено мной на собственном опыте, поскольку я страдаю тем же недугом и знаю, как это благотворно»[10]. Дурочка Джейн, доверенное лицо Королевы Марии I в течение по меньшей мере двадцати лет, играла настолько незаменимую роль для здоровья своей госпожи, что ей даровали платья богаче и лучше, чем придворным дамам.
Даже не обладая научными данными, которыми мы сейчас располагаем, можно было бы сказать, что шуты неосознанно раздавали окружающим «дозу» дофамина, окситоцина, серотонина и эндорфинов. Это было благословенное время для шутов, которым частенько доверяли главные роли в пьесах Шекспира. Самым известным был шут из «Короля Лира», который взял на себя функцию совести короля. В «Гамлете» шут назван человеком «бесконечно остроумным, чудеснейшим выдумщиком». Зачастую мудрые и проницательные, шуты Шекспира считались рупорами автора, проливавшими свет на злободневные вопросы. «Сотня веселых сказок», также известная как «Книга шуток Шекспира», впервые вышла в свет в 1526 году и считается самым ранним известным сборником анекдотов в Англии. Ходят слухи, что эту книгу, полную неприличных, но остроумных историй о бесшабашных и лицемерных священниках, непристойных женщинах и бестолковых уроженцах Уэльса, читали даже Королеве Елизавете I на ее смертном одре. Будем надеяться, что она почила с улыбкой на лице.
Однажды, до начала промышленной революции в Британии, корнуэльский химик Гемфри Дэви и его босс, английский врач Томас Беддоус, уютно устроились в гостиной. Они обсуждали, какие газы важны для здоровья легких. В частности, речь шла об оксиде азота. Лаборатория Дэви привлекала массу народа и, как вы понимаете, совершенно не отличалась стерильностью. Поэты, писатели, врачи и ученые съезжались на его знаменитые N2O-вечеринки. Да, вы правильно прочитали. Гостям предлагали затянуться оксидом азота – также известным как веселящий газ – из зеленого шелкового мешочка. Эти научные эксперименты легли в основу первых исследований того, как оксид азота влияет на мозг, что привело к одному из важнейших медицинских достижений XIX века: возможности анестезии. Гости описывали состояние экстаза и неконтролируемого смеха, восклицая: «Дайте еще, дайте еще; это самое восхитительное, что я когда-либо испытывал». И носились вверх-вниз по лестнице и по всему дому, выкрикивая странные слова, которые тут же забывали[11].
В тех случаях эффект смеха был вызван искусственным образом, но, к счастью для вас, я могу поделиться инструментами, которые позволят вам естественным образом пользоваться преимуществами смеха и не травить себя газами.
В XIX веке английский натуралист Чарльз Дарвин уделил значительное время изучению эффекта смеха – настолько значительное, что даже удивительно, почему сформулированные им эволюционные аспекты улыбки и смеха известны меньше, чем его другие работы. Дарвин хотел создать визуальное описание смеха и его воздействия на человека. Однако до изобретения мгновенной фотографии еще оставалось несколько десятков лет, а длительное время, необходимое, чтобы запечатлеть движение, привело бы к размытым изображениям. Вместо этого он решил обратиться за помощью к своим современникам, например, к французскому неврологу Гийому Дюшену, который собрал обширную коллекцию фотографий улыбающихся людей. (Мы еще поговорим о его довольно-таки устрашающих методах.) Дюшен держал ручную обезьянку и сообщил своему приятелю Дарвину, что часто видит, как она улыбается. Одолжив эту ручную обезьянку, Дарвин провел свои собственные эмпирические эксперименты и заметил не только ее улыбку, но и смех.
«Если пощекотать молодого шимпанзе – а подмышки отличаются особенной чувствительностью к щекотке, как и у наших детей, – он издаст более явственный смешок или фырканье; хотя иногда он смеется беззвучно. Оттягивает назад кончики губ; и в таком случае нижние веки немного сморщиваются… Зубы на верхней челюсти шимпанзе не обнажаются, когда он смеется, и в этом он отличается от нас. Но его глаза блестят и сияют ярче».
Открытия Дарвина противоречили мнению Аристотеля, который считал, что люди – единственные существа, способные смеяться. Увлеченный человеческим смехом, Дарвин подробно описал физическое влияние смеха на тело и разум:
«Во время чрезмерного смеха все тело, как правило, откидывается назад и сотрясается, почти что бьется в конвульсиях. Дыхание значительно затрудняется; к голове и лицу приливает кровь, вены набухают; а круговые мышцы спазмически сокращаются, чтобы защитить глаза. Слезы выделяются беспрепятственно… следовательно… вряд ли представляется возможным отметить какие бы то ни было отличия между заплаканным лицом человека после приступа чрезмерного смеха и после горьких рыданий»[12].
Документируя то, что мы теперь называем эффектом смеха, Дарвин проводил немало времени с шимпанзе, и заметил, что во время умеренного смеха мышцы вокруг глаз обезьяны практически не сокращаются. Он также отметил, что обезьяны не льют слезы, когда смеются, и пришел к выводу, что слезы от смеха – определенно человеческая черта. Он наблюдал, как слепые и глухие люди смеются, хотя они никогда не слышали и не видели смех, доказав тем самым, что смех – врожденное поведение. Дарвин также отметил, что выражение чрезмерного счастья приводит к множеству бессмысленных движений – пританцовыванию, хлопанью в ладоши, притопыванию и громкому смеху. Неудивительно, что столько разных организаций пытались запретить смех. Танец может привести не только к сексу, но и – ужас! немыслимо! – к смеху.
Исследования Дарвина говорят о том, что смех неотъемлемо связан с нашей эволюцией от приматов к видам более высокого порядка. Так что, поскольку мы с вами последние в этой эволюционной цепочке, давайте смеяться – похоже, это наша генетическая обязанность.
* * *В 1930-е и 1940-е годы, во время тяжелейшей эпидемии полиомиелита, некоторые больницы США нанимали фокусников, цирковых клоунов и певцов для развлечения детей, привязанных к аппарату искусственного дыхания больше двух недель. Хотя их тело оставалось неподвижным, их легкие и мимические мышцы получали хорошую тренировку смехом. Крошечный лучик света в их мрачной реальности.
ЧЕМ ЗАНИМАЕТСЯ ГЕЛОТОЛОГ?А. Готовит редкий вид итальянского мороженого.
Б. Сооружает трясущиеся десерты.
В. Изучает юмор и смех.
Надеюсь, почти все вы угадали, что правильный вариант ответа последний. Слово «гелотология» происходит от греческого корня gelos, что значит «смеяться».
И на этой позитивной ноте мы танцующей походкой вступаем в 1960-е годы и видим официальное появление науки о смехе в марте 1964 года благодаря социолингвисту, доктору Эдит Трейгер, которая назвала эту науку гелотологией. Далее эстафету смеха принял доктор Уильям Фрай, профессор психологии Стэнфордского университета в Калифорнии. Прозванный отцом гелотологии, Фрай опубликовал результаты нескольких знаковых исследований по физиологии смеха в 1970-х годах. В одной из своих работ он сравнивал смех с «внутренним бегом», обнаружив, что одна минута смеха приравнивается к десяти минутам на гребном тренажере. То есть, если вы хотите привести себя в хорошую физическую форму, смейтесь (подробнее об этом мы поговорим в главе 3).
А теперь разрешите познакомить вас с человеком, у которого не было ни одного повода для смеха, да и спортом он не увлекался, – доктор Норман Казинс. В 1964 году он лежал в больнице, обездвиженный от изнурительной болезни под названием анкилозирующий спондилит – формы артрита, поражающего позвоночник. В самые тяжелые периоды Казинс не мог двигать даже челюстью. Не желая мириться со смертельным диагнозом своего врача, он решил, что сам займется собственным выздоровлением. Черпая вдохновение из книг, где рассказывалось, как негативные эмоции, такие как разочарование и подавленный гнев, связаны с дисфункцией надпочечников, Казинс предположил, что верно и обратное – положительные эмоции, такие как любовь, надежда и вера, приносят пользу здоровью. Он также изучал химию мозга и вполне обоснованно считал, что терапия смехом поможет ему.
С благословения своего лечащего врача Казинс выписался из больницы, нанял сиделку и заселился в гостиницу. Сопровождая тонны витамина С дозами комедий, таких как «Сокровищница американского юмора» Э.Б. Уайта, «Скрытая камера», фильмы с участием братьев Маркс или комедийного дуэта Лорел и Харди, он писал: «К своей превеликой радости я обнаружил, что десять минут искреннего хохота оказывают анестезирующий эффект и дают мне по меньшей мере два часа безболезненного сна». К удивлению его лечащего врача и медицинского сообщества, Казинс чудесным образом исцелился и следующие двадцать лет преподавал эффективность юмора и смеха для восстановления здоровья в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе (UCLA). Работая с больными раком, Казинс обнаружил, что ощущение собственного благополучия у пациента может позитивно повлиять на функционирование иммунной системы и производство борющихся с раком Т-клеток. Его революционная книга «Анатомия болезни» (1979), основанная на собственном опыте, стала фундаментом для сегодняшних исследований в области юмора и смеха, которые постепенно набирают обороты.
В 2021 году Хантер Доэрти «Патч» Адамс, самый известный в мире врач-клоун, был номинирован на Нобелевскую премию. Ему удалось то, что не удавалось ни одному врачу. В 1998 году о его веселых дурачествах был снят фильм «Целитель Адамс», где играл легендарный комик, покойный Робин Уильямс. В основе фильма – жизненные испытания самого Патча – психическая болезнь и долгое выздоровление, которое привело его к выводу, что «пациент – тоже врач». Его экстравагантные методы (представьте себе клоуна, который сбежал из цирка и разгуливает по больничным палатам) не прижились в традиционных медицинских учреждениях, и в 1971 году он решил взять проблему в собственные руки: учредил Gesundheit! Institute (Институт доброго здоровья) в Западной Виргинии. Он изменил жизни тысяч людей, подарив им любовь и смех, стимулирующие выздоровление и укрепляющие здоровье. Он был визионером, и в 1984 году, когда финансирование прекратилось, не опустил руки.
Нарядившись в яркую одежду, вооружившись сердцем, полным сопереживания, а также мыльными пузырями, Патч собрал команду Gesundheit Global Outreach Clowns (GO!CLOWNS) и, начав с территории бывшего Советского Союза в 1985 году, использовал «красноносую дипломатию», чтобы привнести эффект смеха в больницы, детские дома, дома престарелых и даже на улицы. Со своей веселой труппой врачей-клоунов он учредил клиники, предоставляющие гуманитарную и медицинскую помощь в самых неблагополучных регионах, охватив более 70 стран. И это чудесная новость примерно для 90 % населения мира. Но не такая чудесная для оставшегося меньшинства, страдающего коулрофобией.
ЧТО ТАКОЕ КОУЛРОФОБИЯ?А. Острая неприязнь к длинным, непонятным словам.
Б. Боязнь клоунов.
В. Страх оказаться в замкнутом пространстве.
Если вы выбрали Б, то вы молодец.
Слово «коулрофобия» происходит от греческого coulro – «тот, кто ходит на ходулях». Симптомы коулрофобии это потливость, тошнота, ощущение страха и ужаса, учащенное сердцебиение, плач, крик и злость по поводу того, что вы оказались в столь неприятной ситуации.
А теперь отбросим гигантские ботинки и балаганные шуточки вместе с комической стороной терапии смехом, и мы получим нечто совершенно новое – йогу смеха. Эта относительно современная неюмористическая практика смеха опровергает предположение о том, что улыбку или смех необходимо стимулировать извне и что для смеха нужны смешные ситуации. Напротив, йога смеха использует смех исключительно ради его положительного влияния на здоровье, причем смех начинается внутри вашего организма, а затем воздействует на разум и, таким образом, меняет биохимический состав мозга. Как мы увидим далее, это оказывает позитивное воздействие на тело, разум и душу.
Популяризованная в Индии доктором Маданом Катария (также известным как Доктор К) в 1995 году, йога смеха опирается на принципы восточной философии. Она сочетает пранаяму (дыхательную гимнастику), хлопки, повторение хо-хо, ха-ха-ха и упражнения на имитацию смеха. Не нужно ехать в Индию, чтобы посмеяться; йога смеха набирает популярность во всем мире, появляются десятки тысяч клубов, проводится множество онлайн-сессий. Это идеальное противоядие от стресса и верный помощник в тех ситуациях, когда нам меньше всего хочется смеяться, например, во время болезни или других тяжелых личных испытаний.
* * *От библейских времен до наших дней, от культур, пропитанных мистицизмом, до западной цивилизации – эффект смеха охватывает всех и вся. Конечно, зануды и нытики тоже попадаются на нашем пути, но наш врожденный дар смеха всегда побеждает, делая сильными и выносливыми каждого отдельного человека и целые культуры. Мир был бы совсем другим без эффекта смеха. Как писал псалмопевец: «Живущий на небесах посмеется». А я бы сказала так: смех – высшее проявление рая на земле.
Глава 2
Мы смеемся, чтобы выжить радоваться жизни
Кто смеется, живет долго.
Мэри Петтибон ПулЭффект смеха в виде кроткой улыбки можно наблюдать уже на раннем этапе нашего развития. Сначала мы смеемся, а потом уже говорим мама или баба. Независимо от происхождения, возраста и места проживания все мы улыбаемся и смеемся на одном языке. Улыбка и совместный смех необходимы для эволюционного выживания. Это жизненно важный внутренний ресурс, дарованный каждому из нас. Будучи визуальной демонстрацией любви, улыбка оптимизирует наши шансы на выживание, укрепляя эмоциональную связь с нашими родителями и увеличивая вероятность своевременного внимания с их стороны. Следовательно, неудивительно, что смех и юмор стали краеугольным камнем человеческой эволюции.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Имена и данные некоторых клиентов изменены в целях конфиденциальности.
2
Mohamed Ben Mansour, ‘Laughter in Islam’, Books and Ideas, https://booksandideas.net/Laughter-in-Islam.html.
3
Warner 1964: 312, in Pearl Duncan, ‘The Role of Aboriginal Humour in Cultural Survival and Resistance’, PhD thesis, University of Queensland, 2014.
4
Sally L.A. Emmons, ‘A Disarming Laughter: The Role Of Humor In Tribal Cultures. An Examination of Humor in Contemporary Native American Literature and Art’, University of Oklahoma, 2000, https://shareok.org/ bitstream/handle/11244/5983/9975786.PDF?sequence=1&isAllowed=y.
5
Anne Cameron, Daughters of Copper Woman, Press Gang Publishers, Vancouver, 1981, p. 109.
6
. ‘Indigenous Games for Children’, High Five.org, Ontario, Canada, https://intranet.csf.bc.ca/wp-content/uploads/sites/2/2019/12/ressources/ EA_indigenous-games-for-children-en.pdf.
7
Nicole Beaudry, ‘Singing, Laughing and Playing: Three Examples from the Inuit, Dene and Yupik Traditions’, The Canadian Journal of Native Studies, Université du Québec à Montréal, vol. 8. no. 2, 1989.
8
. ‘World’s Oldest Joke Traced Back to 1900 BC’, Reuters, 1 August 2008, www.reuters.com/article/us-joke-odd-idUSKUA14785120080731.
9
Thomas Fuller, The History of the Worthies of England, J. Nichols (ed.), Cambridge Library Collection – British and Irish History, Cambridge University Press, 2015, Doi:10.1017/CBO9781316136270.
10
Denise Selleck, ‘On the Trail of Jane the Fool’, On the Issues, Spring, 1990, www.ontheissuesmagazine.com/1990spring/Spr90_selleck.php.
11
Anna Kelsey-Sugg, ‘The Laughing Gas Parties of the 1700s – and How They Sparked a Medical Breakthrough’, ABC News, 20 February 2019, www.abc.net. au/news/2019-02-20/laughing-gas-parties-discovery-of-anaesthesia/10811060.
12
Charles Darwin, C., The Expression of the Emotions in Man and Animals, John Murray, London, 1872, https://doi.org/10.1037/10001-000.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги