Дети полны энергии, энтузиазма и любопытства и с раннего возраста порой так бурно выражают эмоции и так решительно заявляют о своих предпочтениях, что ставят вас в тупик. Однако если вы спросите своего двух- или четырехлетнего ребенка, о чем он думает, во что верит или что намерен делать, он, скорее всего, посмотрит на вас с непониманием (и вернется к своим делам). Или же вместо ответа сам спросит у вас о чем-то, что увидел на кухне, или же покажет, как его любимая мягкая игрушка «умеет танцевать». И поведет он себя так потому, что в его возрасте самосознание еще не до конца развито, так что он просто не способен проанализировать свои мысли и чувства и рассказать о них.
Иными словами, модель психического у ребенка еще только формируется. И как вы уже, наверное, поняли, развитие способности осмысливать психические феномены – как у себя, так и у других – сложный и многоступенчатый процесс. Формирование модели психического тесно связано с развитием языковых и прочих навыков, в том числе памяти, гибкости мышления и способности к самоконтролю (известных также как исполнительные функции, о чем мы подробнее поговорим в главе 3).
Поэтому, когда ваш ребенок вместо ответа показывает, как «танцует» его игрушка, не торопитесь реагировать, а подумайте: это его поведение – намеренное (то есть спланированная, продуманная реакция) или же возрастное (то есть обусловлено его развитием на текущем этапе)? Когда вы оцениваете поведение ребенка с такой позиции, вы мыслите менее реактивно и реагируете осмысленнее и сочувственнее.
Если же вы не знаете, как именно развивается сознание (и сопутствующие аспекты), то будете испытывать то же, что и Айра. Айру очень беспокоило, что его сын Дэрин из-за взрывного темперамента ни с кем не может подружиться. Дома Дэрин почти не контролировал себя и чуть что злился или ревел навзрыд. Айра боялся, что Дэрину будет тяжело в школе и вообще в жизни из-за неспособности предвидеть последствия своего поведения (а Дэрин не мог этого предвидеть просто в силу возраста). Айра был уверен, что нынешнее поведение сына (обусловленное возрастом) создаст ему проблемы в будущем. От этих мыслей Айра расстраивался и злился, что выливалось в микроагрессию по отношению к сыну. Айра признавал, что ему сложно замечать хорошие поступки сына, и был уверен, что Дэрин ведет себя хорошо только затем, чтобы что-то получить, то есть пробует манипулировать отцом. Если бы Айра больше знал о социально-когнитивном развитии и о том, как правильно поговорить с сыном о последствиях его поступков, он бы пересмотрел свое отношение к поведению сына и нашел бы способ ему помочь.
Чтобы помогать ребенку развиваться в нужном направлении, родителям самим требуются безграничное терпение и доброта, в первую очередь к самим себе. Кроме того, родители должны знать особенности развития ребенка на разных этапах. Это нужно, чтобы понимать, почему ребенок думает и ведет себя именно так, а не иначе. Понимание того, чем обусловлены эмоции и социальное поведение ребенка – поступает ли он нарочно или же это просто возрастное, – поможет вам избавиться от стыда, что вы плохой родитель. Чем больше вы знаете о том, в каком возрасте и как именно дети начинают осознавать психические феномены, такие как мысли и чувства, тем лучше понимаете, как воспитывать ребенка.
Чтобы вы могли «изнутри» взглянуть на то, как ваш ребенок учится взаимодействовать с окружающими, в этой главе и на протяжении всей книги мы будем делиться с вами своими наблюдениями: что дети делают и говорят в саду, школе и в иной учебной обстановке за пределами дома, например в детских музеях или на внеклассных занятиях. Вы наверняка много раз недоумевали, где ваш ребенок услышал некое выражение или перенял некое действие, ведь вы воспитываете его совершенно иначе и у вас в семье никто так не говорит и не ведет себя. Но дело в том, что ваш ребенок учится, наблюдая за поведением других людей. И как бы вам ни хотелось, чтобы сын или дочь учились именно у вас, ребенку нужно давать возможность столкнуться с точкой зрения окружающих – особенно ровесников. Так ребенок делает первые шаги в социализации и пытается управлять своими эмоциями. Ведь если бы все вокруг думали и чувствовали одно и то же, то и ребенку не требовалось бы сдерживать эмоции и задумываться о том, как его поведение влияет на других.
Легко заметить, когда маленький ребенок начинает ползать, ходить, говорить и задавать вопросы. Иными словами, у основных этапов физического и речевого развития есть явные признаки. С отдельными же аспектами социально-когнитивного развития дело обстоит иначе: во-первых, их сложно отследить, а во-вторых, зачастую они формируются невероятно быстро, особенно в первые годы жизни ребенка. Поэтому у вас могут возникать вопросы вроде:
• Как понять, когда ребенок начинает осознавать, что другому человеку не нравится его любимая еда (то есть что желания других людей отличаются от его собственных)?
• Как понять, когда ребенок осознает, что люди могут чувствовать одну эмоцию (например, грусть), а выражать при этом другую (например, радость)?
• Как и когда ребенок начинает задумываться о своих и чужих мыслях?
Рисунок 1
Для развития эмоционального интеллекта и успешной социализации всем людям нужно отдавать себе отчет в собственных мыслях и уметь ставить себя на место другого человека. Вопросами, подобными вышеперечисленным, занимаются исследователи модели психического – они изучают, как люди понимают свои и чужие психические феномены: мысли, эмоции, убеждения, желания, намерения и т. п.[1]. Так, маленьким детям зачастую сложно посмотреть на ситуацию с позиции другого человека, потому что в силу возраста их мозг пока на это просто не способен. Например, ребенок не верит, что кому-то не нравятся крекеры в виде животных, ведь для него это самая вкусная еда на свете. И он просто не способен осознать, что кто-то может думать иначе.
Чтобы лучше понять, что такое модель психического, можно также посмотреть, как психологи определяют степень ее сформированности у детей. Проводилось множество исследований, в которых ученые выясняли, насколько дети понимают, что у людей бывают разные психические феномены[2]. В частности, исследователей интересовало, в каком возрасте ребенок успешно проходит тест на понимание ложных убеждений[3]. Что такое ложное убеждение? Все просто: это убеждение, которое не соответствует реальности. Например, Мелани думает, что ее любимый мятный чай стоит в кухонном шкафу, а на самом деле жестянка с чаем сейчас на кухонном столе у плиты (потому что ее туда поставил муж Мелани и забыл ей об этом сказать). Поэтому действия Мелани, когда она захочет сделать себе чай, будут продиктованы ее убеждением – ложным убеждением: Мелани откроет шкаф, чтобы достать оттуда жестянку, потому что думает, что она именно там. Понимание, что у людей бывают ложные убеждения, считается одним из главных этапов в развитии модели психического, и эта способность у детей обычно формируется в возрасте 4–5 лет.
С точки зрения ребенка ошибочное убеждение выглядит так. Джереми и Брюс нашли во дворе гусеницу и искали коробку, чтобы ее туда положить. Джереми вспомнил, что на кухонном столе стоит почти пустая коробка с жевательными мармеладками. Мальчики решили, что съедят мармеладки, а из освободившейся коробки сделают во дворе домик для гусеницы.
Вскоре домой вернулась Талия, сестра Джереми. Она заметила коробку в траве и подошла посмотреть. Джереми и Брюс увидели, как Талия открывает коробку, и, прежде чем успели ее предупредить, что там гусеница, Талия завизжала, отшвырнула коробку и расплакалась. Когда первый испуг прошел, сконфуженная и разозлившаяся Талия заметила Джереми и Брюса и заявила, что те ее обманули. Она грозилась все рассказать родителям, если мальчики не отдадут ей конфеты. Как и Мелани, которая была уверена, что мятный чай стоит в буфете, хотя на самом деле там его не было, Талия была ошибочно убеждена, что в коробке лежат мармеладки. Однако Талия повела себя иначе – ей стало неловко за свой испуг, и она разозлилась (и еще вполне справедливо потребовала вернуть сладости, которые и ожидала найти в коробке). Дети (и некоторые взрослые) часто непредсказуемо реагируют на последствия своих ложных убеждений, пока у них по мере взросления и развития когнитивных способностей не сформируется понимание, что уверенность бывает ошибочной.
Часто для определения степени сформированности модели психического у детей психологи применяют так называемый тест Салли-Энн. Это один из самых известных и широко используемых тестов на ложные убеждения[4]. Ребенку показывают двух кукол, Салли и Энн, и рассказывают следующее:
У Салли есть корзинка, а у Энн – коробка. Салли кладет бусину в корзинку и уходит из комнаты. В это время Энн достает бусину из корзинки и кладет в коробку. Затем Салли возвращается в комнату.
После этого ребенка спрашивают, где Салли будет искать бусину. Если ребенок уже понимает, что такое ложное убеждение, то ответит, что Салли будет искать бусину в корзинке, потому что Салли думает, что бусина именно там. В большинстве исследований трехлетние дети, как правило, отвечают, что Салли заглянет в коробку (где бусина лежит на самом деле), а вот четырехлетние в большинстве случаев говорят, что Салли посмотрит в корзинке. Тест Салли-Энн наглядно демонстрирует, как именно у детей проявляется понимание, что люди бывают по-разному осведомлены о ситуации; это понимание и влияет на поведение ребенка.
Мы рекомендуем родителям думать о формировании модели психического у детей как о поэтапном процессе. Это поможет вам понять, как ребенок учится понимать мысли, убеждения, желания и намерения других. Зная этапы и закономерности процесса, вы сможете социализировать ребенка и обучать его управлению эмоциями соответственно его возрасту, а также корректировать собственные ожидания насчет поведения ребенка и результатов вашего воспитания.
Понимание поэтапного возрастного развития поможет вам на многое взглянуть иначе. Например, если вы знаете, что ваш двухлетний ребенок еще не вполне понимает, что все люди мыслят по-разному, вам проще будет разобраться, почему он стукнул друга, когда тот не поделился игрушечной машинкой. В этом случае у ребенка еще не сформирована способность подумать о желаниях других: он не понимает, что его желание поиграть с машинкой друга вовсе не означает, что друг обязательно ею поделится. А методы решения конфликта, которые предлагаете вы, например поделиться игрушкой, могут оказаться слишком сложны для его понимания, потому что в силу возраста ребенок еще не до конца осознает, что окружающие могут думать не так, как он.
Итак, теперь, когда вы в целом представляете себе, что такое модель психического, как ее сформированность определяют психологи и каковы некоторые ее основные этапы, давайте подробнее рассмотрим, как эта модель развивается с младенчества и до препубертатного возраста. Понимание, как и когда у ребенка формируются представления о тех или иных аспектах модели психического, поможет вам иначе взглянуть на собственного ребенка и придаст уверенности в своих силах. Оценивая поведение ребенка с позиций психологии, вы сможете спокойнее реагировать на его поступки, создадите необходимую психологическую дистанцию между собой и малышом (что ни в коем случае не означает, что вы станете меньше его любить) и будете увереннее в своих методах воспитания.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Wellman, H. M. 2011. “Developing a Theory of Mind”. In The Blackwell Handbook of Cognitive Development, edited by U. Goswami, 258–284. 2nd ed. Hoboken, NJ: Wiley-Blackwell.
2
Doherty, M. 2008. Theory of Mind: How Children Understand Others’ Thoughts and Feelings. New York: Psychology Press.
Flavell, J. H. 2004. “Theory-of-Mind Development: Retrospect and Prospect”. Merrill-Palmer Quarterly 50: 274–290.
Slaughter, V. 2015. “Theory of Mind in Infants and Young Children: A Review”. Australian Psychologist 50: 169–172.
Wellman, H. M. 2011. “Developing a Theory of Mind”. In The Blackwell Handbook of Cognitive Development, edited by U. Goswami, 258–284. 2nd ed. Hoboken, NJ: Wiley-Blackwell.
3
Wellman, H. M., D. Cross, and J. Watson. 2001. “Meta-Analysis of Theory-of-Mind Development: The Truth About False Belief”. Child Development 72: 655–684.
4
Baron-Cohen, S., A. M. Leslie, and U. Frith. 1985. “Does the Autistic Child Have a ‘Theory of Mind’?” Cognition 21: 37–46.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги