Владимир Поляков
Крымские караимы
© В. Поляков, 2019
Об авторе
Владимир Поляков
Родился в 1946 году в Бухаресте в семье Советского офицера. Детские годы провел в авиационных гарнизонах Средней Азии: Ош (Киргизия), Чирчик (Узбекистан); Мары (Туркмения). С 1957 года постоянно проживает в Симферополе. Закончил Симферопольский автотранспортный техникум, Киевский автодорожный институт. Защитил кандидатскую диссертацию «Историческая эволюция городской топонимии Симферополя» (2004 г. Днепропетровск), докторскую «Партизанское движение в Крыму 1941–1944 гг» (2014 г. Киев).
Работал механиком, начальником техотдела, главным инженером автопарка, преподавателем автотранспортного техникума, директором школы. С 2009 года доцент, затем профессор кафедры истории Крымского инженерно-педагогического университета. Автор 20 книг и двух сотен научных статей. Публиковался в журналах: «Вестник Санкт-Петербургского университета», «Военно-исторический журнал», «Вопросы литературы», «Дружба народов», «История в подробностях», «Родина»…, а также в научных журналах: Азербайджана, Англии, Белоруссии, Казахстана, Польши, Узбекистана, Украины, Словакии.
Круг интересов: военная история, ономастика, топонимика, краеведение.
Автор выражает благодарность за помощь в сборе материала и работой над книгой: Иванову Павлу (Москва); Клименко Ольге (Москва); Клименко Илье (Симферополь); Кропотовой Наталье (Симферополь); Туршу Константину (Сочи), а также сотрудникам областной библиотеки города Сумы (Украина).
Введение
Сегодня историки, политики, государственные деятели спорят о том, какую историю надо преподносить людям: историю территории, историю народа, историю государства…? В настоящей работе предлагаем читателю ознакомиться с историей только одной фамилии, только одного рода, представляющего народ, который de-facto уже канул в Лету. Эта история объединит в себе рассказ и об истории одного рода, одного народа, нескольких государств, которые возникали и исчезали на территории современного крымского полуострова. Наряду с этим это будет фрагментом истории развития экономики, торговли, промышленности…
Хочется верить, что этот труд будет востребован широким кругом читателей, ну а если какие-либо сделанные нами выводы покажутся Вам спорными, можете оставаться при своем мнении, так же, как и мы при своем.
В русском фольклоре есть замечательная, но несколько осуждающая фраза: «Иваны, родства не помнящие». Восходит она к эпохе крепостного права, когда пойманные беглые, чтобы скрыть свое прошлое, говорили, что ничего не помнят – ни имени, ни родства, ни места рождения. Поэтому в полиции их всех записывали «Иванами, родства не помнящими». Впоследствии это выражение приобрело философское значение. Такими «не помнящим своего прошлого» становились не только отдельные люди, но и целые государства.
Начиная свой рассказ, мы осознаем, на какую зыбкую почву вступаем, и потому сразу предупреждаем, что оставляем за рамкой повествования все дискуссии антропологов, ориенталистов, семитологов, иудаистов и всех других специалистов, так или иначе связанных с этой темой. Этот труд не научная диссертация, и потому я не всегда буду подкреплять информацию ссылкой на те, или иные источники и по возможности не перегружать его научной терминологией.
Признаюсь честно, что, будучи автором двух десятков книг, никогда не думал о том, что, начиная седьмое десятилетие, внесу столь серьезные коррективы в свои жизненные планы и, отложив в сторону все ранее задуманное, отдам все свое время, энергию написанию этого труда. Перефразируя известное выражение Агни Йога «Учитель появится, когда ученик созреет». Такой движущейся силой для меня явился Константин Туршу, подвигнувший на эту работу и о котором, более подробно, расскажу в заключительной главе настоящего труда.
Как когда-то говорила моя бабушка: «Кысмет олса» – «Если позволит судьба», то эти записи увидят свет и станут общим достоянием.
Глава 1
Как ныне сбирается Вещий Олег отмстить неразумным хазарам…
Рассказ о караимском роде Туршу я начну издалека, ну, очень из далека. Дальше не бывает! От Адама и Евы!
Да! По одной из версий Адам был моим предком! Впрочем, это же могут сказать и все остальные люди планеты. В караимском языке слово «адам» (с маленькой буквы) означает – человек. По версии других ученых люди появились 1 млн. 400 тысяч лет назад где-то в Африке возле озера Виктория в результате ядерной мутации.
По библейской версии Яфет – один из сыновей знаменитого Ноя и стал основателем всех тюркских народов. Впрочем, у самих тюрков есть продолжение этой версии. В соответствии с ней, когда племя было истреблено врагами, то спасся только один мальчик, – его выкормила волчица, потом ставшая его женой. Потомки этого странного союза поселились на Алтае, откуда и начали свой победоносный путь. Называться это племя стало ашины. Вот почему волчица, по древнетюркски – «ашин», стала тотемным животным всех тюркских народов.
Родиной тюрок абсолютное большинство ученых признают Алтайские горы. Предки тюркских народов первыми приручили лошадей и стали использовать их, как транспортное средство с единицей мощности в одну лошадиную силу.
Верховный бог всех тюркских народов – Тенгри. Была и богиня плодородия его супруга Умай, которая покровительствовала войнам. Божество воды – Йер-су, а в подземном мире господствовал Эрлик…. В общем, все было также, как и во всех других уголках планеты.
Мы пропустим несколько веков и обратимся сразу к VI–X векам нашей эры. В этот период в степных просторах от Дона до Дуная и от современного Крыма (тогда он назывался на всех европейских картах Газарией) до Киева раскинулось огромное государство – Хазарский каганат. Оно, как бы олицетворяло модную сегодня теорию Евро-Азии, будучи мостом между Азией и Европой. Это был период, когда на смену ранним представлениям о своих эксклюзивных богах, пришли монотеистические религии: буддизм, христианство, ислам …
Не желая подпадать под влияние и опеку Византии, хазары отказались от идеи принятия христианства. По аналогичной причине отказались и от Ислама, чтобы не зависеть от набиравшего силу Арабского халифата. В качестве религии они выбрали иудаизм, за которым в ту пору не стояло никакого государства. Ученые, политики и даже простые обыватели до сих пор спорят о том, иудаизм какого толка приняли хазары. Либо это был обычный, всем известный талмудизм, который стал государственной религией современного Израиля, либо они покланялись только Ветхому завету – Пятикнижие Моисея или еще этот документ называют Тора. Мы еще вернемся к этому вопросу.
Процветание Хазарского каганата оборвалось благодаря природному катаклизму – Каспийское море, в ту пору его еще называли Хазарское, спасать которое от обмеления поворотом сибирских рек на закате СССР намеревалось правительство Леонида Брежнева, стало выходить из берегов. Происходило это почти тысячу лет назад: затапливались плодороднейшие долины, гибли сады, уходили под воду селения. Такое с оторвавшимся от мирового океана Каспием случалось и раньше. Этот же разлив для Хазарского каганата оказался роковым. Входившие в него, некогда многочисленные, племена распадались под ударами многочисленных врагов и, отказавшись от недавно обpетённой веры, принимали религию соседей: ислам, христианство, либо возвращались к своим прежним языческим богам. При этом по прошествии столетий терялось пеpвоpодное имя, исчезали традиции, рвалась связующая нить времен.
В 735 году хазарский каган Барджиль принял исламскую религию и с этого времени она стала распространяться по всей бескрайней степи.
И только в Газаpии, как в Х веке еще продолжал именоваться наш современный Крымский полуостров, осевшие там хазары, оставались верны привнесенной в их жизнь религии. Поклонение священному писанию – Библии оказалось их спасением и их несчастьем. Ветхий Завет, или Пятикнижие Моисея, – «альфа и омега» их веры, как известно, лежал в основе всех остальных монотеистических религий Европы и Азии. В той или иной форме на него опирались догматы иудаизма, христианства, ислама. Приняв иудаизм, (впоследствии их учение назовут каpаимизмом, от «читающий библию»), они категорически отвергали: Талмуд – основу иудаизма, Евангелие – второй после Ветхого Завета компонент христианства, Коран – основной свод мусульманских ценностей и законов. При этом сохранился такой парадокс – все три вышеперечисленные религии, готовы признать их своими и не считают еретиками.
Не имея в досягаемых пределах единоверцев, оказавшиеся на полуострове хазары, в силу строжайшего запрета вступать в супружеские браки с иноверцами, оказались в этнической изоляции. Это спасло их от ассимиляции более многочисленными народами, как это случилось с таврами, сарматами, скифами, готами, которые никуда не ушли с полуострова, но отдали, кто крымским татарам, кто грекам свое имя, свои традиции, свою культуру. Религия спасла хазар как этнос, но она же его и погубила. Век от века число живущих в Кpыму потомков хазар становилось все меньше, меньше и меньше.
Судьба, казалась, была к ним милостива. Сколько раз было так, что еще совсем немного горя, еще малая толика несчастий, и народ погибнет, исчезнет безвозвратно, а он находил в себе силы для борьбы, для жизни, переступая из века в век. Однако даже самая длинная дорога имеет конец, и, похоже, что для живших в Кpыму потомков хазар, или, как вот уже три века называют окружающие их народы, крымских караимов, ХХI век станет последним. Но об этой грустной странице несколько позже.
Сердцем караимского народа была, до сих пор сохранившая свою величавую красоту, крепость Чуфут-Кале или просто – Кале. Так, во всяком случае, она именовалась до ХІХ века. «Кале» – это и есть крепость (арабское). «Чуфут»– более поздняя приставка, означающая «иудейская» по исповедуемой караимами религии.
С 1299 года после победного шествия по степи и пpедгоpью войск темника Ногая, в течение четырех последующих веков Кале становится резиденцией Крымских ханов, где под надежной защитой неприступных стен и верного гарнизона они находили себе убежище. Знаменитый турецкий путешественник Эвлия Челеби, посетивший крепость в 1665 году, был удивлен, найдя в крепости одних только караимов. По его словам, мусульман здесь не было и в помине: комендант крепости, состав гарнизона, полиция, караул у крепостных ворот – все сплошь караимы.
Общность языка, культуры, традиций способствовали тому, что, несмотря на различия в религии, караимы великолепно интегрировались в жизнь Крымского ханства, заняв там свое, подчеркиваю, свое не унизительное и не почетное, а свое место.
Как отмечал один из лучших исследователей Крымского ханства дореволюционной поры профессор В.Д. Смирнов: «Общество жителей Чуфут-Кале признавалось со стороны ханской власти политической единицей, которой были предоставлены всевозможные правовые льготы и гарантии внутренней бытовой независимости».
Еще в далекой молодости, побывав однажды в крепости, я услышал в рассказе экскурсовода такую фразу: «Раньше крепость называлась Кырк-Ер, что означает “сорок родов”, а потом Кырк-Ор – “сорок укреплений”. Информация заинтересовала, но вызвала и сомнения – почему именно сорок? Откуда такая точность? Все путеводители не дали ничего нового. Экскурсовод этот перевод не сама придумала, а в точности повторила то, что написано в книжках.
В записках одного путешественника, побывавшего в Крыму в средневековье, вновь встречаю упоминание о том, что в горах было «сорок крепостей».
Вместе с тем вспомнилось и другое: “Али-баба и сорок разбойников”, “сороконожка”, да и Моисей (как написано в Библии) водил еврейский народ по пустыне ровно сорок лет…
Надо ж было такому случиться, что в ту пору в Симферополь приехал ансамбль песни и танца из Кара-Калпакии “Кырк Кыз”, что в переводе означало – “Сорок девушек”! Пораженный таким совпадением, я обратился к руководителю ансамбля с вопросом: «Действительно ли в ансамбле 40 девушек?» Первоначально он подумал, что я из ОБХСС[1], но, успокоившись, объяснил, что девушек значительно меньше – всего 27, но на Востоке, когда ходят сказать: «много», часто употребляют слово “сорок”.
Так вот в чем дело! Значит, Али-баба и много разбойников, и Моисей водил евреев по пустыне много лет и сороконожка, в общем-то – многоножка.
И если вновь вспомнить Кырк-Ор, то оказывается, это означает – “много укреплений”.
Добрая служба караимов, неприступность охраняемой ими крепости создали им прекрасный имидж. В 1246 году князь Даниил Галицкий, а в 1398 году литовский князь Витовт увели в Галич и Тракай часть караимов, положив таким образом начало трем караимским ветвям и без того столь малочисленного народа: крымской, тракайской, галичской.
Появление караимов на Волыни и в Галиции большинство историков относят к концу XIII–XV векам. Согласно караимским преданиям, после победы над татарами в 1392 году великий князь литовский Витовт переселил несколько сот караимских семей из Крыма в Тракай, а также в Луцк и Галич. Впрочем, первое упоминание о караимах в Луцке относится примерно к 1450 году, хотя община, вероятно, возникла за несколько десятилетий до этого.
Наиболее заметными на современной западной Украине караимские поселения были в Луцке, Галиче, Кокизове и Деражном. П. Батюшков писал о том, что происходило на Волыни в 1648 году: «Загоны казацкие свирепствовали до самого Бреста, умерщвляя везде ксендзов, шляхту, жидов и униатов». «Богдан Хмельницкий разослал своих полковников отрядами на Волынь и Полесье. Толпы отправились к Дубну, Кременцу, Острогу, Луцку разорять костелы и замки, кончать шляхту и евреев…» [24].
В этот период и в Крыму, и Галиче, и в Литве за народом закрепляется этноним «караимы». Существует много версий его происхождения. Самая распространенная связана с гебрайским корнем קרא (читать). Образованная от него форма причастия קראי = карай (читающий) во множественном числе имеет форму קראים = караим (читающие). От этого же корня происходит слово מקרא = Микра (Св. Писание или Ветхий Завет Библии) – единственная для караимов священная книга.
Есть и иные версии, которые, якобы указывающий на происхождение народа от самих киммерийцев. В последние годы в средствах массовой информации все чаще публикуют высказывания различных «караимоведов», которые ратуют за то, что этноним «караим» восходит к тюркскому племени караитов. Версия, как версия и имеет право на существование. Кстати, распространенные русские и украинские фамилии Киреев, Кирей, Кириенко восходят именно к этому этнониму.
Противоречия же заключается в том, что, признав происхождение народа от племени караитов, приходится автоматически признать тот факт, что караимы появились на полуострове только в ХIII веке.
Представляются убедительными рассуждения А.И. Полканова о не случайности формата «кара» – черный. Принципы этимологии требуют наличия системы, и вот тут мы видим, что слово «черный» встречается в качестве составной части в самых различных языках. Еще Геродот писал о «меланхленах» – «черноризцах» Русские летописи о «черных клобуках». Относительно живущих в Крыму потомков хазар термин «караимы» появился достаточно поздно и, возможно, связан с иной, нежели у основной массы народа верой. Пока крымские татары не были мусульманами, ничего не было известно и о караимах, хотя народ, как таковой уже был. Любая чужая вера – неправильная, черная. Примечательно, что абсолютное большинство самоназваний народов – мы правильные, настоящие, а они – неправильные. Известная книга «Повесть о настоящем человеке» в переводе на чукотский язык звучит как «Повесть о чукче». Чукча – настоящий человек! Караимы в Крыму, карачаевцы на Кавказе, каракалпаки в Средней Азии, черногорцы в Югославии…
Как-то в мои руки попала книга об истории такого народа, как карачаевцы. Там оказались заинтересовавшие меня строки: «В восьмом месяце 1374 г. мы с отцом завершили писать книгу о кыйырымманах и кыйыраузах из племени хазар, живущих в Крыму, на берегах Крыма, в Тьмутаракане». Там же дается пояснение: «Кыйырымманах (кыйыр – край, конец, окраина. Кыйыраузах – крайнее ущелье» [28].
Невольно возникает ассоциация с тем, что Кыйырымманах – это караимы! Соответственно и новая трактовка этнонима – «живущие на краю». Возможно, что именно так, хазары и их потомки могли называть своих собратьев, живущих далеко на западной окраине. Впрочем, этот вывод пока исключительно моя версия, которая тоже имеет право на жизнь.
В Кpыму, и в Литве караимы оказались на достаточно привилегированном положении: крымские ханы жаловали их тарханными грамотами, тем самым причислив к военной аристократии, которая освобождалась от всех налогов, от обозной повинности, от предоставления домов на постой и т. д. Точно так же и тракайские караимы были жалованы магдебургским правом, по которому имели большие льготы. Кроме того, за все допущенные прогрешения караимы отвечали только перед своим «войтом», а уж он перед королем. В сохранившихся ханских ярлыках указывалось, что за караимами закреплялись владеемые ими с древнейших времен земли. Простирались эти владения от Кале до речки Кача, то есть от Бахчисарая до современного Севастополя. Примечательно, что к концу существования помещичьего землевладения в Кpыму (к 1917 году) у караимов было сосредоточено 89 573 десятин земли и 786 десятин под садами.
За что же были такие привилегии? Ответ содержался в самих таpханных грамотах: «Ради охраны ими крепости». В течение веков караимы выполняли роль гвардии – личной охраны крымских ханов, литовских князей. Кстати, французское слово «гвардия» в переводе на русский тоже означает «охрана». В знаменитой Грюнвальдской битве (1410 г.) предводитель Тевтонского ордена, как пишут хроники, был убит синаком. Синак – боевые вилы, оружие чрезвычайно редкое и имевшееся на вооружении только у караимов, которые участвовали в битве целым полком.
О воинском прошлом народа говорит и дошедшая до современных дней караимская фамилия Байpакътаp – «знаменосец». Фамилия Туршу, история рода которого, легла в основу этой книги, по одной из версий в древнетюркском языке означает «разведчик».
Основными территориями расселения караимов были: Кале, Мангуп, Кафа (Феодосия), где их было весьма много, а также Солхат (Старый Крым), Херсонес, Инкерман, Керчь, Тамань. В одном только Солхате караимы имели 4 кенассы. Один из соборов был настолько велик, что вмещал в себя до 3000 человек. Считается, что численность караимов до-русской поры достигала 70 тысяч человек.
Были караимы ханскими казначеями, были архитекторами, а один из них чуть не стал гетманом Украины. Было это в самое смутное для нее время, когда стоял народ на распутье. Победу, как известно, одержали сторонники Российской ориентации во главе с Богданом Хмельницким, а вот возглавлявший польскую партию полковник Эльяш Караимович из рода Узунов был убит сторонниками Богдана. Как не удивительно, но событие это не осталось незамеченным в Кале. Когда, после своего посещения Бахчисарая, Богдан Хмельницкий оставил хану под залог сына Тимофея, то Исмаил II вознамерился было поместить его, как обычно, в крепость, но караимы предупредили, что это невозможно, так как жизнь сыну Хмельницкого они не гарантируют, а даже наоборот. Как следствие, хан был вынужден поместить Тимофея на самом отдаленном от Кале участке – в крепости Ор-Капу (Перекоп).
С XVI века значение Кале как неприступной крепости стало падать и крепостные стены используются разве, что для содержания почетных невольников, в числе которых с 1659 по 1678 годы находился в заточении русский боярин Василий Борисович Шереметьев и почти одновременно с ним польский гетман Потоцкий.
Бесконечные войны, в которых караимы несли определенные потери мужского населения, привели к тому, что к моменту утраты Крымским ханством независимости и вхождению в состав России, число их, по мнению самих караимских исследователей (Ю. Кокизов), не превышало и 3000 человек.
С включением Крыма в состав России статус караимов изменился. Крепость никакой стратегической ценности не представляла, и их многовековая военная служба оказалась никому не нужной. Начался массовый исход караимов из Кале в Бахчисарай, Евпаторию, которая в XIX веке становится неформальной караимской столицей.
Покорение Крыма и почти одновременный раздел Польши наряду с проблемами обычного порядка, вновь породил в России пресловутый еврейский вопрос, который в свое время «закрыл» Петр Первый, при котором евреи были просто изгнаны за пределы страны. Первоначальные намерения более просвещенной Екатерины не носили дискриминационного характера, но давление со стороны купечества, почувствовавшего мощного конкурента, было столь велико, что она была вынуждена ввести «черту оседлости», затем появились и другие дискриминационные законы.
Не просто проходила интеграция караимов в новую жизнь уже в Российской империи. Привычное и безвредное «чуфутлаp» или «егуди», как называли по исповедуемой ими религии татары, что в переводе означало совершенно безобидное в то время – «иудей», новыми властями было понято коротко и безапелляционно – жиды! И вот тут караимскому народу, хоть и не надолго, но пришлось узнать почем фунт лиха. Государственная машина империи обрушивала на них все новые и новые: «нельзя», «не положено», «запрещено», «только не для евреев»… Караимы всполошились. Веками, проживая в атмосфере веротерпимости и уважения к чужим религиям и верованиям, они были шокированы. На обращение к властям о причинах такого отношения им сквозь зубы объяснили, что поскольку иудеи предали Христа то и несут ответственность за это преступление. «Какого Христа? – ахнули караимские патриархи, да наша религия более древняя, чем христианство, никого Христа в наших книгах нет!».
Вот, приблизительно так высшее караимское духовенство обосновало свое обращение в Священный Синод с просьбой снять с них незаслуженное обвинение в «христопродавстве.» И счастье улыбнулось им. Синод вынес вердикт: HЕ ВИHОВHЫ!
Но путь возвращения попранных прав был ох, как непрост:
1795 год – Екатерина II указывает Таврическому губернатоpу «оказывать караимам разные выгоды и облегчения, но с тем, чтобы в это число не входили те из евреев, кои известны под названием раббинов» (имелись в виду крымчаки).
1827 год – караимы освобождаются от рекрутской повинности.
1839 год – караимам дозволено принимать в услужение христиан, а прибывающим из-за границы вступать в Российское подданство.
1843 год – на них распростpаняются общие права о Почетном гражданстве.
1850 год – им дозволена продажа горячительных напитков.
1852 год – разъяснено, что на них не pаспpостpаняется запрет на въезд в столицу, что категорически было запрещено евреям.
1863 год – издано постановление о пользовании караимами всеми привилегиями согласно своему сословию.
Все выше перечисленные документы требуют пояснений. Даже обретя равенство и став полноправными гражданами Российской империи, караимы очень скоро поняли, что потеряли больше, чем приобрели. И в Крымском ханстве и в царстве Польском они были освобождены от подушной повинности, от телесных наказаний, от рекpутской повинности… К тому же, если в сословной иерархии той поры жители городов Польши и Литвы подразделялись на: посадских, цеховых, мещан, купцов и Почетных граждан, то все караимы, жившие на территории Польши и Литвы, от рождения относились к Почетным гражданам! Теперь же они были отнесены к мещанскому сословию с утратой огромного числа привилегий. На обращение к царю о причислении всего караимского народа к дворянскому сословию, ответ был четок: «На общих основаниях, за личные заслуги перед Россией».
Больше с подобным прошением караимы не обращались: за личные заслуги, так за личные. Уже через четверть века абсолютное большинство караимов было в купеческом сословии, а каждый пятый стал Почетным гражданином.
В первой четверти ХIХ века караимская общественность проявляет неподдельный интерес к своей истории, своему происхождению. Интерес этот был непраздный. Угроза разделить судьбу евреев-талмудистов вновь стала реальностью. К тому же в 1839 генерал-губернатор Новороссийского края граф Воронцов направил официальный запрос Таврическому караимскому духовному правлению:
1. От какого народа происходят караимы и откуда они пришли?
2. Когда пришли и по какому случаю?
3. Чем они занимаются и как себя ведут?
4. Были ли раньше, а также есть ли теперь между ними люди, отличившиеся на государственном и общественном поприще?