banner banner banner
Архитектура человека. Психология восприятия личности. Визуальный бренд личности как способ познания своего внутреннего мира. Книга о том, как познать и принять свое тело и душу.
Архитектура человека. Психология восприятия личности. Визуальный бренд личности как способ познания своего внутреннего мира. Книга о том, как познать и принять свое тело и душу.
Оценить:
 Рейтинг: 0

Архитектура человека. Психология восприятия личности. Визуальный бренд личности как способ познания своего внутреннего мира. Книга о том, как познать и принять свое тело и душу.


Первое, что мы замечаем при встрече с другим человеком это цвет, а именно оттенок кожи, волос, глаз, одежды. Сначала мы видим некое цветовое облако, потом автоматически разбиваем его на части и создаем начальное впечатление об объекте.

Думаю, многие в детстве смотрели на мир через цветные стеклышки калейдоскопа. Мелькают желтый, синий, красный… И мир становится ярче, настроение улучшается.

Если вы посмотрите сквозь цветное стекло, непроизвольно захочется улыбнуться или помечтать. Это как нельзя лучше демонстрирует взаимосвязь цвета и психики человека.

Исследованию этой связи посвящена наука Психология цвета. В частности она изучает, какие психические процессы и состояния активируются у человека при воздействии на него того или иного цвета. Разберем основы этой науки, чтобы найти свои естественные, уникальные цвета.

С древних времен цвет наделяли ритуальными и даже магическими свойствами. В некоторых культурах его воспринимали как божество. В наше время всё изучено и обоснованно, но сила цвета остается неизменной. Доказательство этому – индустрия рекламы. Деятели этой сферы скрупулёзно изучают цвет, чтобы воздействовать на умы потребителей яркими баннерами «черной пятницы», завлекающими картинками о скидках и акциях.

Точкой отсчета в изучении психологии цвета считают XVIII век. Прародителем науки стал немецкий писатель и философ Иоганн Вольфганг фон Гёте, создав книгу «Учение о цвете». Хотя он больше известен как автор «Фауста», сам мыслитель оценивал работу о цвете выше своего поэтического творчества.

Философ предположил, что цвет воздействует на настроение человека независимо от материала и формы предмета. То есть впечатление определяется прежде всего самим цветом, а не его предметными ассоциациями.

«Цвет – продукт света, вызывающий эмоции»

В. Кандинский.

Также Гёте доказал, что отдельные цвета вызывают особые душевные состояния. Он разделили оттенки на «положительные» и «отрицательные». Положительные: желтый, красно-желтый (оранжевый) и желто-красный (сурик, киноварь) создают бодрое, живое, деятельное настроение. Отрицательные: синий, красно-синий и сине-красный вызывают неспокойное, мягкое и тоскливое состояние. Зеленый цвет писатель относил к «нейтральным».

Работа Гёте не потеряла актуальности и сейчас. К его наблюдениям о взаимосвязи психики и цвета продолжают обращаться ученые, мыслители, деятели искусства.

Так, гениальный художник, авангардист Василий Кандинский не только являлся продолжателем учения Гёте, но и создал свою теорию о цвете и подтвердил ее через искусство.

В университете, когда я обучалась на архитектора и дизайнера, работы Кандинского произвели на меня сильное впечатление. Мы делали копии его картин, высчитывали в процентном соотношении площади использованных в них цветов. Потом вычисляли температуру и насыщенность преобладающего цвета и в итоге определяли основную эмоцию, которую вызывает работа художника.

Это был совершенно новый для меня взгляд на искусство. Именно тогда я и начала углубляться в познание цвета и его эмоционального подтекста. По словам Кандинского, психическое воздействие цвета на человека рождает вибрацию души. Хочу привести цитату из его работы «Теория красок»:

«Если блуждать взглядом по палитре красок, то возникает два главных последствия – рождается чисто физическое воздействие и психическое воздействие»

Кандинский «Теория красок»

Ключевое положение теории Кандинского – утверждение о двух факторах, определяющих психологическое воздействие цвета: «тепло-холод» и «светлота-темнота». На эти факторы будем опираться далее в поиске идеального оттенка для внешности.

В теплые цвета попадает желтый, а в холодные – синий. Красный и зеленый называют нейтральными, они могут менять свою температуру, так как находятся на границе.

Вслед за Гёте Кандинский соотносил цвета с определенными эмоциями. С ними вы можете ознакомиться в таблице «Психофизические характеристики цвета» на следующих страницах.

Также художник определил, что кроме настроения у цвета есть еще и движение. Холодные оттенки «отдаляются» от зрителя, а теплые будто «приближаются». Это может порождать визуальные иллюзии. На рисунке желто-оранжевый круг кажется ближе, а синий дальше:

Цвет, как энергия, необходим для поддержания тонуса нервной системы. Пренебрежительно относиться к его воздействию нельзя. Часто встречаются случаи «цветового голодания», когда из-за серости, монохромности окружающей обстановки и пейзажа развивается физическая и психическая усталость. Замечено, что дети, длительное время проживающие в условиях «цветового голодания», испытывают задержки интеллектуального развития.

Сама замечала, как цветовая гамма влияет на мое самочувствие. На Южном Урале, где я живу, продолжительная серая осень переходит в затяжную зиму, а окончательно снег тает в апреле. Усугубляют безрадостную картину смог от многочисленных заводов и выхлопы автомобилей. Согласитесь, когда семь-восемь месяцев в году наблюдаешь на улице лишь черный и серый всех оттенков, трудно сохранять позитив. Обычно в это время накатывает грусть и апатия.

Я научилась справляться с помощью цветотерапии. Стараюсь в это время носить яркую одежду, украшаю свой дом светлыми и красочными элементами декора. В итоге настроение и общее состояние улучшается.

Осмотритесь: какое пространство вас окружает? Возможно, в нем не хватает цвета? Или, наоборот, вы живете в теплой стране с обилием цвета? Это тоже может быть утомительно. Если природа вокруг яркая, то стоит сбалансировать пространство дома и гардероб спокойными цветами.

Наверняка вам знакомы фразы: почернел от горя; покраснел от гнева; позеленел от злости; побелел от страха. Мы не воспринимаем эти выражения буквально, но интуитивно связываем эмоциональные переживания с цветовыми палитрами. Цвет – и есть воплощённая эмоция.

Тут стоит рассказать о модели эмоций известного исследователя, психолога Роберта Плутчика. В основе его теории лежит понимание чувств как механизма с кучей шестеренок каждая из которых обеспечивает адаптацию к внешним обстоятельствам и условиям жизни. Плутчик определил и собрал в «Колесо» восемь эмоции: печаль, доверие, отвращение, предвкушение, удивление.

Контрастные настроения в колесе размещены напротив. Одновременно они противоборствуют и уравновешивают друг друга.

Каждая эмоция в колесе наделена определенным цветом, от яркости оттенка зависит интенсивность переживания. Это и есть эмоциональное восприятие цвета. К примеру, насыщенно-красный вызовет более яркое чувство нежели бледно-красный или светло-розовый.

Плутчик заявлял, что нет плохих или ненужных чувств. В жизни необходимо прожить все эмоции, но любую из них можно компенсировать определенным цветом. Чувство гнева снижается желто-зеленым цветом, соответствующим восхищению. Можно рассматривать весенние пейзажи и картины, где присутствуют эти оттенки. Или надеть шарф этого цвета. У меня для таких практик есть целая палитра палантинов, платков и шарфов.

Разберем характеристики и эмоциональный настрой основных цветов.

Таблица «Психофизические характеристики цвета»

Цвет – это энергия природы, чем больше мы боремся с ней, тем сложнее нам быть собой и прийти к себе истинному.

Подбирая цвета гардероба или макияжа, созвучные своей природе, мы идем по пути наименьшего сопротивления. Когда же человек начинает примерять на себя не соответствующие его природе оттенки, результат может оказаться печальным.

У одной моей клиентки от природы были светло-золотистые волосы, глаза медового цвета и румянец на щечках. Ее естественные цвета транслировали мягкость, теплоту и доверие. Но в юности она перекрасила волосы в иссиня-черный цвет, носила макияж смоки-айс и цветные контактные линзы, а весь ее гардероб состоял из вещей темных цветов.

Она страдала, что не может найти достойного мужчину. Три ее брака закончились разводом, причем каждый из мужей оставлял ее с большими долгами и непогашенными кредитами. Попадались девушке исключительно слабые и нерешительные партнеры, которые видели в ней доминирующую в отношениях личность. Она же напротив по своей натуре была нежной, покладистой домоседкой, которая мечтала варить борщи и заниматься воспитанием детей.

Но цвета в ее внешности говорили обратное и притягивали мужчин, которые не могли разглядеть в ней мягкость, нежность.

Стоило девушке вернуться к натуральному цвету глаз, волос и кожи, начать носить вещи нужных оттенков, как она тут же нашла достойного мужчину. Причем они были знакомы со школы. В юности он даже был влюблен в нее. Но тогда, изменив своей природной красоте, девушка оттолкнула идеального партнера. Сейчас они счастливы вместе, воспитывают чудесную дочку и ждут рождения второго малыша.

Я сама с 15 лет красила волосы в темный цвет и носила мрачные вещи. Юное тело без изъянов вынесет такие эксперименты, но с возрастом становится важно всё, и цвет в том числе. Чтобы выглядеть молодым и свежим, нужно знать свою цветовую природу внешности, а палитры помогут с этим прекрасно справиться.

Когда я вернулась к натуральной цветовой гамме, окружающие стали говорить, что у меня свежий вид, будто я только прилетела с моря, что я выгляжу помолодевшей. Не было ни одного комментария о том, что я сменила цвет волос. Этого просто не замечали. Люди видят общую картину. Теперь понимаете, какой силой обладает цвет?

Как найти идеальный оттенок, подчеркивающий природную красоту внешности

Теперь переходим к практике.

Упражнения покажут, какой вы «цвет» и какая палитра вам соответствует. Они же помогут определиться с цветом одежды, волос и макияжа, чтобы подчеркнуть вашу природную внешность и произвести «правильное» впечатление на других людей.

Определение температуры внешности

Для этого необходимо сделать фото при естественном, дневном освещении. Возьмите лист белой бумаги и поднесите его к лицу. Идеально делать фото у окна. Свет должен падать на лицо. Важно умыться перед съёмкой, женщинам – избавиться от макияжа, волосы убрать в пучок.

Нужно сниматься именно с дневным светом, лишь он дает истинную картину. Электрическое и другое искусственное освещение не нужны.

Сделайте снимки с другими предложенными фонами, на страницах в конце книги, рассмотрите свое лицо на фото. Вглядывайтесь в каждый снимок. С каким фоном лицо становится свежее, появляется румянец, сглаживаются пигментные пятна, морщинки и исчезают синяки под глазами? С каким цветом вы кажетесь старше, появляются грубые черты и капилляры на коже?

Если лицо лучше выглядит с розовым фоном, то вы холодный цветотип. Если с оранжевым, то – теплый.

Если не заметили разницы и ни один из фонов не делают ваше лицо хуже или лучше, то вы – счастливый обладатель нейтрального цветотипа. Вам подойдут палитры и теплых, и холодных цветов.

Следующий способ определить температуру внешности – посмотреть на вены на запястье. Какого они цвета: фиолетовые или зеленые?

Зеленые вены – теплый цветотип, фиолетовые и синие – холодный. Есть и зеленые, и фиолетовые вены – нейтральный цветотип.