banner banner banner
Сюжетики и Стишки
Сюжетики и Стишки
Оценить:
 Рейтинг: 0

Сюжетики и Стишки

Сюжетики и Стишки
Андрей Чеховский

Настоящий сборник включает в себя воспоминания автора о работе в вузе и материалы переписки с коллегами и товарищами на темы событий прошлого и настоящего нашей родины, проблем образования, экономики. Высказывания собеседников могут быть интересны и важны и для других людей. Уже традиционно для автора, сборник дополнен стихотворными посланиями родным и друзьям.

Сюжетики и Стишки

Андрей Чеховский

© Андрей Чеховский, 2023

ISBN 978-5-0055-9695-6

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

СЮЖЕТИКИ

Предисловие

С именем великого русского писателя А. П. Чехова связано известное произведение «Сюжет для небольшого рассказа». Плагиатируя это название, я назвал «Сюжетики» этот сборник, в основном (но не полностью) составленный из моих переписок с коллегами и товарищами разного возраста. Я обнаружил уже довольно давно, что в устных и письменных переговорах проявляются серьёзные мысли людей об окружающей действительности, об истории нашей родины, об отношениях людей, и выясняются черты характеров участников диалогов. На мой взгляд, это может быть достаточно интересно читателям, появляется возможность сравнить высказывания героев со своими собственными представлениями, осознать глубже происходящее в нашей жизни.

В предыдущих моих книжках тоже было много опубликовано переписок, и кто-то из читателей сказал мне, что это не вполне этично и даже уголовно наказуемо.

Небольшой поиск по Интернету в юридическом направлении показал следующее:

1. «Верховный суд не считает нарушением тайны ознакомление с фактом или содержанием переписки (переговоров) при наличии согласия хотя бы одного из лиц, участвовавших в общении»;

2. «Согласно действующему законодательству, у лица – участника беседы или переписки нет прямой обязанности по закону сохранять конфиденциальность переписки (разговора). Потому, что оно само является участником этой тайны.

Таким образом, информация, раскрытая с согласия одной стороны, то есть одного из двух участников (без согласия другой стороны), не влечет ответственности в отношении стороны, которая раскрыла переписку»;

3. «Участники самой переписки имеют к данным переписки законный доступ и могут разглашать полученные сведения, если только они не имеют личной или семейной тайны»;

4. «Переписка не является объектом авторских прав».

Этого мне показалось достаточно, чтобы продолжать знакомить других людей с мыслями моих знакомых по разным вопросам в форме переписки. Всё-таки, это именно форма подачи материала, а содержание материала – это высказывания, сделанные в этой переписке. И это более важно, чем форма. Информация к размышлению, как говорил Штирлиц.

Дискуссанты – герои сборника – горячо и сердечно обсуждают весьма важные моменты нашей (Российской) истории двух последних веков: от достаточно удалённых от нас событий октябрьской революции до совершенно современных, актуальных проблем экономики, образования, социальной сферы. Участники дискуссий – люди разного возраста, все с высшим образованием, имеющие свои оригинальные взгляды на обсуждаемые вопросы.

1. И ЭТО – ВСЁ О НЁМ!

Рассказы – воспоминания о роли и влиянии Владимира Александровича Мурова на научно-педагогическо-общественную судьбу (жизнь) Андрея Чеховского.

Рассказ первый «Коррозия»

Я, Чеховский Андрей, вообще попал на кафедру Коррозии в 1972 году, благодаря доценту В. А. Мурову. Я кончал МИХМ по специальности «Машины и аппараты производства чистых и особо чистых веществ» (каф. Процессы и аппараты химической технологии). И нам общий курс «Коррозия химической аппаратуры» читал именно В. А. Муров. Он был отличный лектор! И это был сильный толчок: я, если не полюбил сразу этот предмет, по крайней мере, сильно им заинтересовался. Очень она мне понравилась, эта самая химическая коррозия! И, когда на распределении мне предложили остаться работать в МИХМе на кафедре «Коррозии» – я и согласился. О чём не пожалел ни разу за 16 лет работы в МИХМе.

Рассказ второй «Остров и молодой старик»

Я сразу же летом того же года попал в спорт-лагерь для преподавателей на Московском море – Остров «Б». Для вчерашнего студента в то, советское, время преподаватели были просто «небожители». И я опасался, как это я буду там среди них? Но оказалось – они самые обыкновенные люди, такие же, как и мы: спали все в одинаковых палатках, ели все за общим длинным столом, делали все нужные дела в этом лагере самообслуживания. Главнокомандующим там был Борис Германович Балдин, главный яхтсмен института – препод с нашей ПАХТ-кафедры. А комиссаром (по советской терминологии) у него был Владимир Александрович Муров, который реально был впереди во всех делах. Еще у них был главный помощник – Бутков Владимир Васильевич (тоже с ПАХТ). Ох, и с замечательной несвятой троицей я познакомился! Чудесные дела они затевали: от всяких необходимых работ по самообслуживанию и функционированию лагеря (Рис. 1, 2, 3, 6, 7, 8), разнообразных соревнований по бадминтону, футболу, волейболу, катанию на водных лыжах, до буквально театрализованных представлений на День Нептуна (Рис. 9,10). И всегда – впереди, как говорят, на лихом коне – Владимир Александрович Муров.

Он был главным по бане, где, хоть каждый день, можно было укреплять здоровье мужскому и женскому населению острова. Если позволял доктор Слава – настоящий доктор, хирург, тоже друг В. А. Мурова. А раз баня, то – нужны дрова, а раз дрова, то – лесоповал! Не такой, конечно, как на Колыме, но тоже очень серьёзный, настоящий (Рис. 4, 5). В. А. Муров был весёлый, подвижный, заводной, неконфликтный, юморной, работоспособный. Мы, вчерашние студенты, будучи моложе его на 10 лет – завидовали этой его кипучей энергии.

Бензопилой командовал Костя-рыбак (моторист) Савин К. И. Соблюдением техники безопасности (подпиленное толстое дерево могло, падая, убить человека) командовал Берлизев Олег Константинович. Рубкой ветвей и сучков командовал Севрюков Виктор Николаевич. Расколом толстых могучих кусков ствола на поленья командовал главный силач – штангист Бутков В. В. И всем этим командовал, конечно, Владимир Александрович Муров, потому что это были тактические вопросы существования и выживания лагеря, а главный начальник (главнач) Балдин Б. Г. командовал, решал стратегические задачи с главным мотористом-механиком Константином Харитоновым – задачи по обеспечению катеров топливом, а людей – продуктами питания.

Чудесно, но быстро пролетело это время, и вот, в сентябре все вернулись, в МИХМе начался учебный год и процесс. И на первом заседании кафедры «Коррозии», подводя итоги летнего отдыха, Владимир Александрович рассказывает про меня, молодого специалиста, всему коллективу историю.

Все нормальные рыбаки сидят на бону-причале и ловят на поплавок приличных лещиков, язиков, плотв. Андрей весь день бегает по острову – вырубает в чаще какие-то длинные колья, таскает их в лодку и угребает куда-то за остров, в другие заливы, камыши. Мы ничего не понимаем. На следующий день все опять рыбачат с бона, удачно рыбачат – к вечеру будет свежая жареная рыба по Костиному рецепту. Андрей сидит в стороне, на полузатопленной барже – какой-то короткой зимней удочкой тюкает – таскает мелочёвку: ёршиков, окуньков. Надёргает почти полное ведро, грузит на лодку, опять уплывает за остров. Обалдеть! Что происходит? Никто не знает. И так длится долго, и, наконец, проясняется к концу смены: оказывается он охотился за крупной рыбой – щукой или судаком, расставлял там, за островом, в заливчиках, жерлицы – специальную снасть для поимки на живца. И вот он, как старик Сантьяго у Э. Хемингуэя, почти 20 дней упорно, но безрезультатно, ходил за этой большой рыбой, и всё-таки, под конец хапнул – притащил нам щучищу! Нам уже поднадоела жаренная белая рыбка, а Андрей раздобыл у егеря коптилку, и самолично закоптил нам горячим копчением на ольхе и эту огромную щуку, и всех белорыбиц от других рыбаков. Вот это был праздник, объедение, пальчики оближешь!

Так Владимир Александрович прославил меня перед всеми сотрудниками кафедры, и меня, нового человека, сразу там сильно зауважали. Спасибо ему.

Рассказ третий «Поэзия»

Ещё одна история с Владимиров Александровичем и со мной произошла значительно позднее – примерно в начале 1980-х годов. Тогда Зав. кафедрой А. А. Шевченко улетел в африку, негров учить коррозии, В. С. Пахомова сделали проректором по вечернему обучению, и возглавлял нас В. А. Муров. Мы его звали ЗамЗав – заместитель заведующего. А в это время шла в стране борьба с алкоголизмом. Везде создавались «Общества борьбы за трезвость». У нас на кафедре (или даже на факультете – сейчас забыл) председателем «Общества борьбы за трезвость» был В. А. Муров. И вот: конец зимы, начало весны, мужской и женский праздники пришли, и мы, рядовые сотрудники, идём к В. А. Мурову: «Как быть дальше?». Он говорит: «Ребята! Традиции нарушать не будем. Женщин поздравим!». И на этой волне родился у меня стих, который я Владимиру Александровичу подарил тогда:

Голубая штора, карие глаза…
ЗамЗав готовить Праздник нам мило приказал.

Мило мы спросили: «Метель не крутит там?,
Не пора ль нам выпить – поздравить милых дам?».

Он ответил мило: «Нынче на этаж
Кто-то поднимается… С ректората, аж!..

Задвинь плотнее шторы, запри покрепче дверь.
У нас у всех на сердце, без этого – метель!..»

Владимир Александрович был тогда очень доволен и сильно похвалил меня: «Ты настоящий поэт!». Я говорю: «Не поэт, а плагиатор. Любая женщина узнает здесь стихи С. Есенина». Он говорит: «Нет – поэт! Ты женщинам это не дари, а подари мне. И – твори, бейся, гладиатор, дальше!». На том мы и порешили.

Вот так В. А. Муров неоднократно говорил про меня всякие хорошие вещи, хвалил меня и в дальнейшем за мои как бы поэтические и прозаические, и научные достижения. Но об этом я расскажу позднее, при случае.

Рассказ четвертый «Инициатива – наказуема?».

Когда я уже проработал на кафедре «Коррозия» 1,5 года и изучил глубоко (теорию и практику) спецкурс «Электрохимическая коррозия металлов», ходя на лекции к В. С. Пахомову в спецгруппу коррозионистов вечернего обучения, произошла такая история. Я имел теперь такие же знания по предмету «Теории коррозии металлов», как студенты спецгруппы, но более глубокие, чем у них, знания по предмету «Процессы и аппараты химической технологии», так как это был мой спец-предмет при обучении и окончании МИХМа. И я решил объединить эти свои знания и рассмотреть процесс коррозии, как комплексный сложный процесс: массоперенос в жидкой фазе плюс гетерогенная химическая реакция на поверхности металла. И тогда можно, используя хорошо известные в теории массообмена методы и, так называемые, критериальные уравнения, рассчитывать скорость коррозии металлов в различных температурных условиях, в различных гидродинамических режимах движения агрессивной среды. У меня даже появился новый критерий (типа известных в теории тепло-массообмена критериев Рейнольдса, Прандтля, Грасгофа), который комбинированно учитывал кинетику электродных реакций и диффузионную кинетику. Я все это подработал и доложил на научном семинаре кафедры. И вот удивительно: мой непосредственный научный руководитель, начальник группы «металлистов» В. С. Пахомов отнёсся довольно скептически к этой идее. А Владимир Александрович Муров просёк всё моментально, и очень одобрил и поддержал меня, говоря: «Это здорово! Появляется возможность рассчитывать скорость коррозии материала оборудования в различных технологических условиях на стадии проектирования, используя то, что уже известно в других направлениях науки».

Это говорит о высокой научной компетенции В.А.Мурова, о его «вдаль смотрящности». Он сильно похвалил меня тогда: «Фактически, молодой специалист, только изучил нашу коррозию, а уже предлагает такие дельные вещи».

И позднее В.А. не раз интересовался у меня, как продвигаются мои изыскания и моя работа в этом направлении? Но она не продвигалась по ряду причин (работал-то я младшим научным сотрудником у В. С. Пахомова).

И Владимир Александрович Муров это «непродвижение» сильно не одобрял.

Рассказ пятый «Научное руководство»

Значительно позднее, в середине 80-х годов, после защиты мной кандидатской диссертации, мне, старшему научному сотруднику, наш руководитель В. С. Пахомов поставил задачу: помогать завершать диссертационную работу очному аспиранту из ГДР Рудольфу Виденбеку. А сам улетел в Англию на 3 месяца, на стажировку. Я вник в работу Виденбека (Щелевая коррозия в условиях движения среды). Увидел, что у него хорошие, интересные результаты. Мы с ним всё доработали, разобрали, обсудили, нашли объяснения, сделали выводы и подготовили текст доклада для предварительной защиты на кафедре. Успели в срок. Вернулся, как раз, из Англии В. С. Пахомов. И вот: я кладу ему на стол текст доклада с рисунками (эскизами плакатов). Он долго читает, листает… и в конце, с недовольным выражением на лице, отдает мне листки и довольно резко заявляет: «Ерунда! Нет здесь диссертации! Это выставлять на защиту нельзя!». Это была, фактически, оценка моего 3-х месячного труда с его аспирантом. Не знаю, почему он так решил? Я уже был довольно опытный научный сотрудник и понимал, что он глубоко не прав! И я просто рассердился на него и решил: Нет – будем готовить к защите!

Мы стали делать плакаты. Помогали инженеры нашей группы, которые были недавно на прощании с В. А. Муровым – Дмитрий Шанаурин, Александр Абрамов. В. С. Пахомов был зол, как чёрт, и к нам не приходил. И мы сделали. И вот – предзащита. Р. Виденбек делает доклад, отвечает на вопросы, защищается. Слово – преподавателям (Учёному Совету). И первым выступает не руководитель В. С. Пахомов, а В. А. Муров! Он говорит: «Мне очень понравилось. И работа хорошая, и защищается парень здорово! У меня на памяти – впервые такое: за 3 года очной аспирантуры человек сумел сделать полную работу, и такую хорошую работу. Рекомендую его на Учёный Совет Института – без вопросов!». Это была, фактически оценка меня, моей работы, поскольку все знали, что с пахомовским аспирантом последние полгода работал я, как научный руководитель.

Владимир Александрович выступил, как объективный учёный, опытный педагог и порядочный человек. И даже, как психолог, умелый координатор-дипломат: он видел, что В. С. Пахомов – против, и выступил первым с положительной оценкой, задавая всеобщий тон. Он защищал и возвышал меня. Вот такой Человек!

Рассказ шестой «Педагогика»