Наблюдая за своими детьми, могу сказать, что жизнь подтверждает теорию Станислава Грофа.
Младенчество: формирование потребностей к знаниям
Учиться никогда не рано и никогда не поздно.
К моменту рождения детей я уже имела достижения, получила удовлетворение от самореализации, поэтому без страхов и сожалений оставила мысли о работе. Кроме того, была уверенность в муже как в надежном плече. Мы вместе с мужем решили, что я безвозвратно оставляю бизнес. Решение, которое далось нелегко, но я его приняла. Семья планировалась большая, мы оба хотели пятерых детей. И я настроилась на то, что готова себя посвятить семье, а впоследствии работать с мужем в семейном бизнесе.
Наверное, у любой женщины, которая рожает первенца в 32 года, вопрос материнства выходит на первый план. Поэтому я самостоятельно изучала дополнительную литературу по раннему развитию. К сожалению, ее в то время было немного: Глен Доман, Лена Алексеевна и Борис Павлович Никитины, Николай Александрович Зайцев. К Зайцеву даже на семинар удалось попасть.
В жизни работает очень мощное правило «задай вопрос, ответ придет». Чем точнее вопрос, тем быстрее ответ. Ответ может прийти неожиданно: статья в журнале, телевизионная передача, на которую нечаянно переключились, разговор с другом или новым знакомым в самолете. Поэтому важно научиться задавать правильные вопросы и быть внимательным к происходящему, чтобы не пропустить ответ.
В основу раннего воспитания наших детей была заложена методика американского врача Глена Домана. Он объяснял, что в первые три года жизни ребенка можно запустить и раскрыть заложенные в нем природой невероятные возможности.
Основные принципы методики Глена Домана:
– физические упражнения нужно начинать с малышом сразу после рождения;
– благодаря физическому развитию быстрее развивается интеллект;
– регулярность занятий: только при этом условии мозг малыша работает и развивается;
– малыши лучше воспринимают родителей и охотнее запоминают информацию, поданную ими;
– заниматься можно только тогда, когда ребенку этого хочется и вызывает интерес. Карапуза обязательно нужно хвалить и радоваться его успехам;
– создание подходящей обучающей среды. Наборы карточек должны быть крупными, с яркими и понятными изображениями: картинками, точками или буквами.
Первые месяцы жизни дочери Нади были больше посвящены не ее развитию, а снятию послеродовых проблем: процедуры, уколы. В режим развития мы перешли, как только нас в пять месяцев направили на занятия по плаванию. Самым замечательным было то, что родителей обучали сразу по трем направлениям: массаж, динамическая гимнастика и плавание.
Вместе с Женей мы каждый день терпеливо делали все процедуры. Динамическая гимнастика полюбилась дочери сразу, а вот плавание не очень нравилось. Точнее, очень не нравилось. На протяжении четырех месяцев каждый раз я убеждала себя, что все делаю правильно. Благодаря плаванию к восьми месяцам у дочери исчезла субэпендимальная киста в мозгу. И в какой-то момент резко изменилось отношение к воде: дочь полюбила плавать. Поплыла она раньше, чем пошла. Проплывание под водой пятиметрового бассейна десятки раз туда-обратно стало любимым занятием. При этом дочь и мы с мужем были в одинаковой степени восторга.
Меня долго мучал вопрос о правомерности нашего настойчивого поведения. Ведь Надя постоянно испытывала стресс при погружении в воду. Об этом интересовалась у специалистов. Меня заверили в следующем: дочь поплыла, и ей это нравится, остальные эмоции сотрутся. Любопытно, что впоследствии дети рассказывали, что плавать они научились сами.
С карточками для интеллектуальных занятий в те годы (1997—1998) было непросто. В продаже ничего готового не было. О такой роскоши, как компьютер с принтером, даже не думала. Я покупала картон и слова писала на них маркером. С карточками работала так, как было описано в методике. Это не требует много времени. На начальном этапе от работы с карточками эффекта, соизмеримого с физическим развитием, не увидела. Я верила в то, что зерно засеивается и даст всходы.
Когда Наде исполнился 1 год и 1 месяц, я узнала, что беременна. Много времени переключилось на беременность и подготовку к родам. Надя получала грудное молоко до 1,5 лет, дальше уже кормление было нецелесообразно. Малышу, который был внутри, требовалось все больше питательных веществ для формирования. Все занятия динамической гимнастикой и плаванием продолжались в прежнем объеме. Прогулки и поездки в бассейн были без коляски, на общественном транспорте. Дочь привыкала много ходить. Не могу дать родителям рецепт, я не знаю, как это удалось, но у нас не было распространенной проблемы «Хочу на ручки!». После бассейна брали такси, чтобы снизить риски заболеваний после купания.
Сын Коля испытал заныривание в день своего рождения. Несмотря на то, что в книгах написано, что для новорожденных в первые дни жизни водная среда естественная, сыну тоже не понравилось плавать. У него не было явного протеста, но и радости от воды тоже не было. Но в четыре месяца он поплыл, и тогда появилось много радости и восторга. Динамической гимнастикой с Колей заниматься начали тоже с первого дня, и это приносило удовольствие. Сын был гиперактивным. Для того чтобы он уставал и засыпал, динамическую гимнастику и заныривание приходилось делать в день по несколько раз. В четыре месяца он сел и пополз, а в семь месяцев пошел, что считается для мальчиков очень рано.
Занятия плаванием способствуют не только физическому и интеллектуальному развитию, они помогают социализации. Ребенок чувствует себя комфортно не в одной среде, а в нескольких. Поэтому изменение среды для него не является стрессом. Детям в будущем становится проще вписываться в новый коллектив и в новую обстановку.
Мы отказались ставить сыну прививки. Каждое посещение поликлиники писала отказную, чем портила статистику. Даже к заведующей несколько раз вызывали. Во время подготовки к родам я прослушала семинар Жанны Сергеевны Соколовой, доктора медицинских наук, акушера-гинеколога, которая проработала в роддоме 35 лет. Она профессионально занимается вопросами влияния прививок на развитие ребенка. Прививки ставятся в том возрасте, когда происходит самое интенсивное развитие. Любая прививка оттягивает ресурсы с развития на борьбу с вакциной. Выбор был прост: вместо прививок развитие иммунитета и внутренних сил организма. Я не могу сказать, что сын совсем не болел. Болел, но очень быстро справлялся.
Когда дочери исполнилось два года, участковый врач на одном из посещений начала говорить об отставании в развитии. Дочь не разговаривала. Я выслушала спокойно, потому что было понимание, что у каждого ребенка своя программа развития. Да, Надя говорила только несколько слов. Но я видела огонь в ее глазах, когда читала книжки, разговаривала или чем-то занималась. Как можно говорить об отставании, когда она уже пазлы складывала.
Кубики Зайцева стояли на стеллажах, мы с детьми с ними играли, но прогресса видеть не могла. Коля был совсем маленький, а дочь еще не говорила. К табличкам со словами добавлялись картинки. Я скупала все, что можно было найти в книжных магазинах: тематические наборы (овощи, фрукты, животные, птицы), книжки для подготовки к школе.
Хорошо, что не поверила надписям «для детей 6—7 лет». Оказалось, что задачки для 6—7-летних мои дети могут замечательно решать, не научившись разговаривать. Речь о простых задачах «найди лишнее» или «классифицируй». Когда сыну еще не было 1,5 лет, я ему, как и дочери, положила карточки для того, чтобы разобрать по категориям. В одну кучку положить обувь, во вторую – игрушки, в третью – животных, в четвертую – посуду. На 30—40 карточек ни одной ошибки. Из 4—5 картинок найти лишнюю тоже никакого труда не составляло. Можно даже было для одной и той же группы картинок задавать разные признаки: по цвету, живое-неживое, мягкое-твердое.
Оба ребенка не говорили до трех лет, но с удовольствием выполняли все задания, которые им давала. Они ходили за мной по пятам и просто требовали с ними заниматься. Не помню, была ли у них возможность выбирать, чем заниматься, или они проглатывали все, что им давала. Все задачки для подготовки к школе, где не требовалось говорить, дети решали.
Пазлы мы собирали наперегонки, даже, бывало, вчетвером, папа присоединялся. Чаще выигрывал кто-то из детей. Комплектов по 54 пазла было много, штук 50. Образы в основном из советских мультфильмов. Да, дети не только учились, они еще и мультфильмы смотрели по 30 минут в день. Потом пазлы заменились геометрическими фигурами. Такие задачки даже в начальной школе не все решают. У меня тоже не сразу получалось собрать фигуру.
Надя заговорила в три года. И тут проросли зерна, посаженные в первый год жизни. Она быстро начала читать таблички. Я не знаю механизм обработки информации. Как можно читать, не зная алфавита? Но это происходило на моих глазах, с моими детьми. Дочь запоминала по 50 слов в день. Безошибочно идентифицировала: заяц, зайка, зайчонок, зайчиха, зайчата и т. д. А сын в это время раскладывал таблички под картинками, потому что произнести не мог. Но я видела, что слово «заяц» он кладет под зайцем, а слово «морковь» под морковкой. А мне каждый день надо было делать таблички еще на 50 слов.
Одновременно мы занимались счетом, где-то используя «стосчет» Зайцева, а где-то простейшие задачки для 6—7-летних. Использовались картинки и предметы. Дочь в четыре года в уме складывала, а в пять умножала. Педагоги-методисты пытались меня скорректировать, что я неправильно учу, надо столбиком, как положено. Но я игнорировала эти замечания. Не обязательно вникать в механизмы вычислений, если они правильные. Лучше, если у ребенка будет много подходов. Многовариантность мышления нужна во всем.
Своя ноша не тянет
Как мы с детьми съездили в Андорру
Расскажу о самой авантюрной поездке с детьми на отдых. Наде исполнилось шесть лет, а Коле четыре года, и я решила, что они уже готовы к серьезной езде на горных лыжах. Поездка была запланирована на март. Мы хотели сразу убить двух зайцев. Несколько дней отдохнуть в Барселоне по экскурсионной программе. А потом переехать в Андорру и покататься на горных лыжах.
Для переезда из Барселоны в Андорру от индивидуального трансфера я отказалась. Решила, что можно спокойно обойтись общественным транспортом. Я уже нашла способ, как можно общаться с иностранцами без знания языка. Можно показать таксистам ваучер, билет или просто бумажку с записью заранее написанного пожелания и получить требуемый результат. Билеты на рейсовый автобус тоже были куплены по записке. Интернет в тот момент для меня был в зачаточном состоянии. До прибытия в Андорру этот способ хорошо себя зарекомендовал, и никаких проблем не предвещалось.
Но все оказалось не так радужно. В отличие от Барселоны, где черно-желтые такси встречаются на каждом шагу, в Андорре они работают только по вызову. Позвонить и вызвать такси на единственно знакомом мне языке я не могла, а общественный транспорт в Андорре отсутствует. Остался один вариант: идти пешком.
И вот я с двумя детьми, которые еще не способны носить рюкзаки больше двух килограммов, и с багажом (лыжи в том числе) двинулась с вокзала в направлении отеля. Оказалось, что мы прибыли последним рейсом: автовокзал уже был закрыт, а пассажиры быстро разбежались. Первое направление было выбрано наугад. Через пять минут пути мы подошли к перекрестку, где был постовой. Или постовая. В Андорре на перекрестках отсутствуют светофоры, а движение регулируют постовые. И все постовые – женщины. Я показала наш ваучер, она начала мне объяснять, куда идти. Так как я все равно ничего не понимала, мы ограничились жестами, определяющими дальнейшее направление движения. К счастью, начальное направление я угадала.
Так и шли мы от перекрестка до перекрестка, от постовой до постовой. Вскоре на карте, которую изучила заранее, стала узнавать места, приближенные к нашему отелю. После того как у очередной постовой было согласовано направление движения, мы с детьми через 10 минут пути оказались опять на том же месте: оказывается, прошлись по кругу, не заметив отель. Так как мои силы уже были на исходе, я оставила весь багаж на тротуаре, детей рядом с багажом и быстро пошла искать отель одна. Сделала второй круг, отель опять не нашла. Постовая сжалилась, и сама пошла показывать нам дорогу.
Наконец-то мы на месте. Счастье и усталость запредельные. Должен был подъехать гид и сориентировать нас по курортам. Но он про нас забыл. Что делать? Будем самоопределяться. Русскоязычных в отеле оказалось много, и это облегчало решение многих задач. Выяснилось, что в девять утра от отеля на один из курортов ходит бесплатный автобус. Это то, что нам надо.
В первую очередь нам нужен был прокат, потому что на троих была только одна пара лыж. С этим оказалось просто. На конечной станции красовалось сразу несколько вывесок, где на родном языке было написано «Прокат». Подобрали лыжи. Следующий шаг: нужно купить ски-пасс (билеты на подъемники). Следуем за толпой лыжников, встаем в очередь, покупаем билеты. Далее опять идем туда, куда шествует толпа. Оказываемся у основания подъемников. Их несколько. Какой выбрать?
Выбираем самый интересный, с большими кабинами. Садимся в кабину. Можно выдохнуть и расслабиться. Мы поднимаемся в гору, любуемся видами. В кабине с нами оказались россияне. Родная речь. Беседуем. У меня спрашивают:
– Вы уже давно здесь катаетесь?
– Первый день.
– Куда вы с такими маленькими детками?
– Как куда? Естественно, на гору. Выберем для начала самую легкую зеленую трассу.
– С вершины, куда поднимается эта кабина, нет зеленых трасс, и даже синих нет. Только красные и черные.
Упс. Кабину назад не развернуть. Есть вариант подняться до верха и не выходить, спуститься так же вниз. Но это не наш путь. Мы с лыжами и на горе, надо спускаться на лыжах.
До этого момента у детей было по три занятия с инструктором, и я их на небольшой горке потренировала раза три. Последний раз это было две недели назад. Не боги горшки обжигают, спустимся потихоньку.
Сначала было потихоньку. Проехали три метра, кто-то упал, еще три метра, опять падение. Было очень медленно, весело, но без особого удовольствия для всех троих. Через десяток падений дочь почувствовала лыжи, вспомнила наставления инструктора и поехала потихоньку без падений. Сын продолжал кувыркаться, и через некоторое время я потеряла дочь из виду, она уехала. Началась тревога. Где ее искать? Я могу быстро спуститься и ее догнать, но останется без присмотра сын. Еще через десяток падений освоился сын, и мы спустились к основанию горы.
Как наивна я была, когда подумала, что внизу дочь найти будет легко, полагала, что вариант у нее может быть всего один. Вариантов было несколько. Внизу пересекались трассы с нескольких гор, и, соответственно, находилось в одном месте несколько подъемников.
Перед моим взором оказалась большая рассеянная масса туристов. Где искать? Бегать вместе с сыном? Кто надевал горнолыжные ботинки, представляет, что с бегом они несовместимы. Пришлось сына поставить в приметное место с наказом не покидать его ни при каких обстоятельствах, а самой идти на поиски.
Минут через десять нашла Надю плачущую. Но плакала она не оттого, что потерялась. Она присоединилась к группе ребят, которые обучались катанию на небольшой горке. И у нее не получалось освоиться с учебным подъемником, она не могла зацепиться за трос, и этим была расстроена. Успокоилась она быстро, к счастью, не успев испугаться. Мы вернулись к Коле, который спокойно нас ожидал в назначенном месте.
И вот наконец-то я начала изучать карту и разбираться, где же есть зеленые трассы. В этот день мы благополучно докатались до пяти вечера, того самого момента, когда бесплатный автобус отправлялся обратно. До ужина мы успели поплавать в бассейне и попариться.
Когда посчитала, во сколько обойдется прокат лыж за 10 дней катания, получалось, что это половина стоимости покупки новых. А так как не собиралась ограничиваться катанием только в этот сезон, то целесообразно было купить новые комплекты. Только об одном я не подумала, что все покупки нужно будет везти обратно в Челябинск, с пересадками в Барселоне и в Москве.
Гид у нас появился только на четвертый вечер, и в качестве извинений подарил ски-пассы на один из престижных курортов. И в последующие дни мы изучили все трассы, которые были на новом курорте, освоили красные и черные, трассы для фристайла.
Погода в основном была замечательная, около нуля градусов с ярким весенним солнцем. Поэтому кататься было очень комфортно. Но один день выдался вьюжным. Было тепло, но шел сильный снег с ветром. Снег залеплял лицо. Нормальные лыжники катались в очках, и это им не доставляло неудобств. Но мы не были нормальными лыжниками, у нас не было очков, просто мне не хватило денег на их покупку. В связи с этим случился интересный эпизод.
Мы съехали спуск длиною 8 км. И я спрашиваю у детей:
– Как вы себя чувствуете? Сильно снег мешает? Сложно смотреть на трассу?
Коля отвечает:
– Мам, все нормально. Я глаза закрываю.
Я была в шоке. Детское бесстрашие? Доверие миру? Включение «внутреннего проводника»? Как можно скатываться с горы с закрытыми глазами?
Моей детской мечтой было катание на собачьей упряжке. На тот момент в России это была экзотика, мне ничего подобного не встречалось. И вот у нас появилась возможность прокатиться. Воплощением мечты это оказалось не только для меня. Надя сказала: «Я думала, что такое бывает только в сказке!» Ура! Я подарила мечту себе и детям.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги