Павел Алашкин
Ливергиния
Глава 1.
Утренний поход к пруду
Миша Орликов не спеша просыпался. Вставать ему не хотелось.
В комнату вошла мама.
– Соня, вставай, пора просыпаться. Забыл, куда ты с ребятами сегодня собрался?
Миша открыл глаза. Ну конечно! Ведь сегодня они вместо школы идут с классным руководителем в поход – у них будет практическая работа рядом с городским прудом.
Конечно, там не было ничего нового. Еще в первом классе он излазил окрестности городка, в котором жил. Вместе с тем, такое занятие было гораздо интереснее обычных уроков в школе.
– Доброе утро, – несколько сонно сказал он матери и улыбнулся.
– Ну что, проснулся? Смотри, какая погода хорошая. Вам сегодня исключительно повезло! Давай быстрее одевайся, умывайся и приходи на кухню завтракать. Тебе через полчасика надо выходить, а то опоздаешь.
Через 20 минут Миша выбежал на улицу. За плечами у него болтался небольшой рюкзак с парой бутербродов и бутылкой с соком.
Рядом со школой уже вовсю шумел пятый «б», который обсуждал тысячу детских дел. В самой гуще толпы, словно башня замка, возвышался классный руководитель, а по совместительству географ Сергей Геннадьевич.
– Дети, успокойтесь. Хватит шуметь, – пытался навести он порядок среди своих воспитанников. – Я хочу объяснить детали будущего урока. Если вы плохо справитесь, то получите плохие отметки.
Наконец класс затих, и Мишка вместе с остальными учениками начал слушать учителя.
– Итак, сегодня у нас с вами будет необычное занятие. Мы попытаемся применить на практике те знания, которые получили с вами на протяжении всей четверти. Сейчас мы с вами пойдем в лес, который расположен рядом с прудом. Там мы разобьемся на пары. Каждая получит свой участок, который нужно будет подробно описать. А именно в специальную тетрадь для наблюдений нужно будет занести все растения, которые будут находиться на вашем участке, нарисовать приблизительную карту, а также предположить, какие животные и насекомые могут там проживать. Все понятно? Есть какие-то вопросы?
Огромное количество рук очутилось в воздухе.
– Ого, какие вы любопытные, давайте по очереди. Начинай, к примеру, ты, Козлова.
– А где нам взять тетрадь для наблюдений, про нее вчера ничего не говорили. У меня, например, ее с собой нет. Мне что – двойку теперь поставят?
– Закономерный вопрос, – улыбнулся географ. Хочу всех успокоить – тетради я вам раздам. Так что не волнуйтесь. Кто следующий?
– А что, если на моем участке будет больше животных, чем я знаю? – спросил тоненьким голоском Коля Сидоров.
Весь класс засмеялся.
– А что я такого сказал, чего вы все ржете, как последние лошади? – обиженно спросил он.
– Ты бы вначале голос исправил, а уже потом спрашивал, – объяснил причину всеобщего веселья Мишкин друг Петя.
– Ну я же не виноват, что он у меня такой с рождения? – попытался оправдаться он.
– Да, – строго добавил учитель. – Совершено не над чем смеяться.
Класс затих.
– А теперь, – продолжил географ, – я отвечу на вопрос Николая. Я буду требовать от вас знаний, которые заложены в школьную программу за 5-й класс. Если вы найдете что-то необыкновенное, то если вам так захочется – просто зарисуйте находку.
– А как будет происходить наш сегодняшнее занятие? – спросила Оля Пуговкина.
– Мы с вами пойдем изучать участок леса, который находится рядом с прудиком. Наверняка многие из вас там уже были, но уверяю вас, на сегодняшнем занятии мы постараемся посмотреть на окружающую природу несколько под другим углом зрения. Вся наша экскурсия продлится до обеда, потом пойдем обратно. По прибытии мы разобьемся на пары, и вы сможете начать работу. Теперь все всем понятно?
Нестройный хор голосов ответил, что все в порядке, и колонна ребятишек отправилась в сторону леса.
Миша шел рядом с Петей.
– Не могу понять, чего мы там такого интересного можем найти? – сказал он, – рядом с прудиком тоска одна.
– Ага, согласен с тобой, – поддержал его Миша. – Вот если бы мы за полигон пошли, вот это гораздо интереснее бы было. Там, если пройти чуть подальше, будет очень интересная речка. Я там был с отцом в прошлые выходные, нашел много интересных камней и даже несколько окаменелостей.
– Да, – согласился Петька, – ты прав. Я до последнего момента ждал, что географ предложит что-нибудь другое. Ладно, не будем грустить. Я вот думаю, что после урока сыграть там в войнушку или Шерлока Холмса.
– Годится, принято. Пускай так и будет, – согласились ребята.
Внезапно сзади раздался уже знакомый писклявый голос.
– Ребята, а меня возьмете с собой в игру?
Мишка и Петя одновременно обернулись.
– Коля, – сказал Миша, – мы возьмем тебя в игру. Но только если ты не будешь так пищать как сейчас. Хорошо?
– Я очень, очень постараюсь, – специально несколько грубя, ответил Коля.
– Ну и славно.
Петя дернул Мишу за рукав и зашептал ему на ухо:
– Да зачем нам эта пискля? Он нам всю игру испортит. Зря ты его пригласил.
Миша придержал его за локоть, чтобы его ответ никто не услышал:
– Ну хорош вредничать. Пускай с нами поиграет. К тому же и троих для хорошей игры маловато будет.
Через 10 минут, обсуждая свои детские проблемы класс во главе с руководителем пришел на место будущего практического занятия, к пруду.
Глава 2.
Тайна участка № 5
– Итак, – сказал учитель, – для начала разобьемся на пары. После этого я раздам вам рабочие тетради, и мы приступим. Весь этот участок, – географ обвел его рукой, – я разбил на 15 практически равных участков. Так как у нас в классе 30 человек, то получается, что на каждый участок придется по два человека.
– Сергей Геннадьевич, а Васечкина сегодня не будет, он болеет, – сказала Наташа Лаптева.
– Ничего страшного, это значит, что кто-то будет работать не в паре, а в тройке и быстрее справится с заданием.
– Я даже знаю, кто будет этим третьим, – засмеялся Петя. Весь класс дружно захихикал, дружно уставившись на маленького Сережу, того самого, который обладал тоненьким голоском.
Он стоял такой сжавшийся и одинокий, что Мишка не выдержал и громко сказал:
– А ну хватит ржать! Он с нами будет задания делать!
Все замолчали, а Петя удивленно посмотрел на своего лучшего друга.
– Сергей будет описывать участок вместе со мной и Петей, – еще раз, гораздо увереннее сказал Миша.
Географ несколько удивленно смотрел на происходящее.
Но увидев, что проблема решена, обрадовался и поддержал Мишу.
– Тоже мне класс называется. Чего же вы, как коршуны, на Сергея налетели? Вместо того, чтобы поддержать своего школьного товарища, начали над ним смеяться. Нехорошо это, не по-товарищески. И только один смелый человек нашелся у вас. Это Михаил Орликов. Молодец Миша! А сейчас небольшой аттракцион. Но вначале давайте живенько разобьемся на пары. У вас есть несколько минут.
Пока ребята обсуждали, кто с кем будет заниматься описанием, классный руководитель достал из сумки карту, пачку рабочих тетрадей, а также мешок, в котором лежали нарезанные бумажки.
Когда шум обсуждения стал тише, учитель спросил:
– Насколько я понимаю, все уже решили, кто с кем будет работать. Сейчас я попрошу представителей от каждой пары по очереди подходить ко мне. Вы будете тянуть бумажки, которые спрятаны вот в этом пакете. На каждой бумажке написан номер участка. После вы будете сообщать мне ваш номер, фамилию напарника, а также получать рабочую тетрадь, в которую собственно и будете записывать результаты ваших исследований. Всем все понятно?
– Да!!! – дружно, но очень нестройно ответил пятый «б».
После этого к географу выросла очередь из ребят.
Хмурый Петька легонько пнул Мишку в бок.
– Ты у нас командир, ты и иди тетрадь получать.
– Да ладно тебе, что ты расстраиваешься, – попытался успокоить его Миша. – Мы втроем быстрее с заданием справимся и гулять за полигон пойдем. А домой можно и не заходить. У меня вот, например, с собой бутерброды есть. Ими и перекусим.
Маленький Сережа, который стоял рядом, добавил:
– А у меня яблоки. Я их тоже в общий котел добавлю.
Петька еще немного похмурился, но уже скорее для вида.
– Ну ладно, черти полосатые. Уговорили меня, мир и дружба.
С этими словами, он протянул Сереже руку.
– Но ты все равно иди, – насмешливо сказал он Мише.
Через несколько минут Миша вернулся назад.
– Ну что, други, нам с вами достался участок номер 5.
– А это где? – спросил Сережа.
– Да вот он, прямо перед нами. – И Мишка махнул в сторону леса.
– Ну там же сплошной бурелом… – заныл Петька.
– Зато он самый маленький. В нем всего 30 квадратных метров. Мы с ним за час разделаемся совершенно запросто. И своими делами займемся.
– Ну тогда пошли, приступим, – решили ребята.
Через мгновение они были уже на месте. Участок им, конечно, достался не подарок. Среди кочек и больших камней плотно росли старые ели.
– Сколько раз я мимо этих деревьев ходил, – сказал Петя, – все время мне казалось, что здесь скрыта какая-то тайна.
– Я так тоже думаю, – пропищал маленький Сережа. Да так, что Миша и Петя заулыбались.
– Ладно, баста, карапузики, – скомандовал Миша. – Давайте делом займемся. А то мне сегодняшний урок уже порядком поднадоел. Я предлагаю поступить следующим образом. Ты, Сережа, описывай все, что найдешь на камнях, я видел, там мхи какие-то растут. Ты, Петька, занимайся тем же самым на поляне перед деревьями. Ну а я наверх полезу, посмотрю, что там на деревьях есть. Может, какие жучки и паучки под корой ползают. Если что-то толковое найду, то будет нам твердая пятерка. Из наших наверняка никто на деревья не полезет. Согласны?
Ребята кивнули. Уже через мгновение, ребята занялись своим делом с листочками и карандашами в руках. Сережа ползал по камням, пытаясь найти знакомые мхи и лишайники. Петя зарисовывал заячью капусту, которая составляла основной растительный покров между деревьями. Ну а Мишка проворно вскарабкался на самую высокую ель и на высоте 5-6 метров пытался найти под корой весенних насекомых.
Больше всех радовался Сережа. Как вы уже поняли, он был самым маленьким в классе. Природа наградила его тоненьким голоском, над которым смеялась вся школа. И сегодня ему было особенно приятно, что его приняли в свою компанию Миша и Петя. Именно поэтому он старался изо всех сил, внимательно разглядывая камни и старательно зарисовывая все мхи и лишайники, которые он мог найти. От удовольствия он мурлыкал какую-то детскую песенку.
Он уже сделал половину свой работы, как вдруг внезапно его правая нога провалилась в яму.
– Вот дела, – сказал он сам себе. Он постарался вынуть ногу, но ничего не получилось. Казалось, что он еще сильнее завяз в песке.
– Миша, Петя, помогите! – закричал он.
Через мгновение они уже стояли перед ним.
– Что случилось, чего ты орешь? – раздраженно спросил Петя.
– Да вот, сам смотри. Видишь, застрял. И вылезти не могу.
Миша и Петя с удивлением посмотрели на яму, в которую проваливался их товарищ.
– Надо географа звать. А то я сейчас весь под землю провалюсь.
– Не дрейфь, – возразил Миша. – Сейчас мы тебя с Петькой вытащим. И никого звать не надо. Понял?
– Ага…
– Ну-ка! – скомандовал Миша. – Я его за левую ногу буду тянуть, а ты, Петька, за правую.
Ребята поплевали на руки, засучили рукава и начали увлеченно вытаскивать Сережу из западни.
– Раз, два, три! Дернули!
В тот же момент вместо того, чтобы вытянуть Сережу на поверхность, ребята все втроем провалились в щель.
Не успели они испугаться, как поняли, что оказались в неглубокой пещере. Прямо над головой виднелось весеннее небо.
Мальчишки оглядели себя и место, куда попали.
– А я так и думал, что случится какая-нибудь ерунда, когда ты к нам в команду попал, – забрюзжал Петя. – Вот как мое сердце чувствовало.
Сережа сжался и снова превратился в маленького человечка.
– Я больше не буду, – уныло завел он. – Ребята, простите меня…
Он уже собирался расплакаться, как Мишка отговорил его.
– Стой, не надо. Ты ни в чем не виноват. Петька, хватит бурчать. Смотри, какое приключение свалилось на нашу голову. Это ведь гораздо лучше, чем какая-то обыкновенная игра в войнушку. Мы попали в самую настоящую пещеру! А ты еще недоволен.
– А ведь верно, – согласился Петя. – Я что-то сразу не сообразил. Ребята, а смотрите, тут какой-то стол каменный, а на нем статуэтка. Давайте ее наверх достанем. Вот географ удивится!
– Точно, – согласился Мишка. – А вдруг это открытие международного уровня? Уникальное в своем роде.
Ребята приблизились к статуе и втроем нажали на нее, чтобы снять с постамента. В тот же миг раздался хлопок, и мальчики закружились в вихре песка и пыли.
– Мамочка! – только и успел крикнуть Сережа, и через мгновение их силуэты растворились в воздухе.
Глава 3.
Неприятная встреча
Яркое солнце било в глаза. Ошарашенные ребята лежали под неизвестным деревом, на котором росли фрукты, одновременно похожие на бананы и груши.
Миша привстал и удивленными глазами посмотрел вокруг.
– Ничего не понимаю. А где наши ели… где географ, где наш замечательный прудик…
Дети осмотрелись. Вокруг них расстилался незнакомый пейзаж. Ребята оказались на вершине небольшого холма, на котором росли пальмы и кусты с причудливыми цветами. Вдали виднелось море. Чувствовалось, что климат стал гораздо теплее.
– Ничего не понимаю, – сказал Петька, – чертовщина какая-то. Может, мы все находимся под воздействием гипноза? А ну-ка, Серый, пни меня да посильнее.
Сережа размахнулся и со всей силы ударил Петю по ноге.
– А-а-а-а! – закричал он, – ты что, обалдел, что ли, совсем!
– Так ведь ты сам меня попросил ударить тебя, – начал оправдываться Сережа своим тоненьким голоском.
На мгновение воцарилась тишина. Ребята с изумлением рассматривали пейзаж, который был перед их глазами. Неожиданно послышались громкие всхлипы.
Это был Сережа.
– Я домой хочу, – начал ныть он, – к маме. А вдруг мы никогда больше не вернемся к родителям. Что тогда будет? Как нам дальше быть?
Он уже собирался расплакаться, как Мишка взял его за руку.
– А ну отставить панику! Я верю, что случившемуся есть какое-то объяснение.
– Какое? – хором спросили Петя и Сережа.
– Пока не знаю. Но думаю, что очень скоро мы все узнаем. Ну а для начала давайте подумаем, где мы с вами оказались. У кого какие мысли есть?
Мальчики молча переглянулись.
– Лично мне, – начал Петя, – совершенно ясно одно. Мы находимся не рядом с прудиком, и даже не рядом с городком. Впрочем, сами посмотрите. Такое ощущение, что мы где-то на юге. Может, это Крым?
– А почему Крым, – спросил Сережа, – ты там был?
– Нет, я просто фотографии его смотрел недавно. Вот и подумал, что это он.
– В таком случае, это может и не Крым вовсе, а что-то сильно подальше?
– Почему?
– А вспомните, как мы здесь оказались.
– Мы попали в пещеру, – начал Петя, – причем провалились в нее исключительно из-за этой пискли.
И он в сердцах показал на Сережу. Тот моментально покраснел, было совершенно ясно, что еще чуть-чуть – и он расплачется.
– Петька, хватит тебе! Сейчас нам только не хватало переругаться. Давайте мыслить здраво, – остановил его Миша. – Какая разница, кто в этом виноват? В конечном итоге я вытащил бумажку с этим участком и я же предложил Сергею описывать живность на камнях.
– В таком случае, я не знаю, что теперь делать. И как исправить ситуацию, – ответил Петя.
– А мне кажется, что я знаю, раздался тонкий голосок. Миша и Петька с удивлением посмотрели на Сережу.
– Давайте представим, что мы с вами путешественники, которые попали в неизвестную страну. И нам с вами предстоит честь ее изучения. Поэтому для начала нам с вами надо просто вступить в контакт с местным населением. А оно уж точно подскажет, куда мы с вами попали и что нам дальше делать.
– А что, – сказал Мишка, – отличная мысль. Давайте так и поступим. Какие мысли будут относительно направления путешествия?
– Предлагаю пойти к морю, – сказал Петя. – Во-первых, огромное количество городов находится именно на побережье, а во-вторых, мы там сможем искупаться. А я, например, на море не был. Раз мы сюда попали, то надо воспользоваться такой возможностью и поплавать в нем.
– Давайте будем купаться! – радостно поддержал Сережа. – Я тоже на море никогда не был.
– В таком случае решено. Идем к нему, – сказал Миша.
Ребята начали спускаться с вершины холма, рассматривая окружающую природу. Вокруг росли диковинные цветы, наполнявшие воздух пряным ароматом. Их путь лежал через рощу, за которой виднелся лес из высоких деревьев.
– Я думаю, что в этом лесу могут жить дикие животные. Поэтому предлагаю найти какое-нибудь оружие. Например, палки и острые камни. А то мало ли что может случиться, – предложил Миша.
– Поддерживаю, – ответил Петя и поднял с земли большую дубинку, которую взвалил к себе на плечо.
Через десять минут каждый из ребят имел какое-то подобие оружия. Сережа нашел длинную палку, из которой сделал копье. Миша вооружился тяжелой палкой, которую назвал богатырской палицей. Так во всеоружии они подошли к лесу.
Когда до первых деревьев оставалось идти не более 30 метров, послышалось какое-то движение. Из глубины что-то надвигалось. Треск сухих веток становился все отчетливее.
Ребята переглянулись и поплотнее прижались друг к другу. Каждый держал наперевес свое оружие и с напряжением смотрел на деревья, силясь представить то нечто, которое приближалось к ним. И наконец… С гиканьем и ором из леса выскочил отряд всадников. На черных и белых пони, одетые в балахоны, вооруженные саблями и луками, к ребятам приближались существа, которые больше всего походили на… ворон. Впереди колонны ехал всадник, на голове которого была надета белая шапка. По всей вероятности, это был командир отряда. Птицы приблизились к ребятам и взяли их в кольцо. Ворон с белой шапкой прокаркал ребятам:
– Чужеземцы! Как только вы воспользовались арконием, мы уже знали, что лазутчики людей уже здесь, в Ливергинии. И наш отряд сразу же отправился сюда, чтобы оказать вам сопротивление.
Миша, Сережа и Петя были настолько потрясены увиденным, что не могли вымолвить ни одного слова. Они словно воды в рот набрали. Оружие, которое они бодро держали в момент появления всадников, теперь безвольно болталось у них в руках.
Наконец Миша выдавил из себя фразу:
– Уважаемые птицы, или как вас называть… Вы, наверное, нас приняли за кого-то другого. Мы самые обыкновенные школьники, мы делали практическую работу в лесу, рядом с нашим городком. И совершенно непонятно, как сюда попали.
Услышав это, ворон в белой шапке засмеялся. Его поддержали остальные всадники.
– Верно говорил великий Спартад, наш мудрейший правитель, – коварство людей совершенно безгранично. Можете нам не лгать. Мы не поверим ни одному вашему слову. А сейчас, мы свяжем вас и проводим на суд к великому правителю, он, собственно говоря, и решит, что с вами делать.
– Воины, – обратился он к своим спутникам, – обезоружьте и свяжите этих людишек.
Внезапно Сережа, который до этого момента тихонько стоял и внимательно слушал, закричал и побежал в сторону.
– Серый!!! – закричали Мишка и Петя. – Стой!!! Не убегай!
– Немедленно его вернуть! – скомандовал главный ворон.
Две крупные птицы отделились от отряда и через мгновение догнали Сережу, который успел отбежать на несколько десятков метров.
– Ну птички, – начал просить их он, – ну отпустите меня домой, я к маме хочу, мы ведь ничего плохого не делали. Мы обыкновенные школьники.
– Ну и голос у него, – засмеялся один из охранников. – Самый настоящий пискля. От смеха лопнуть можно.
Вслед за этими словами оба ворона засмеялись.
Было видно, что лицо Сережи покраснело, и на глазах выступили слезы.
Мишка сжал его за руку и еле слышно произнес сквозь зубы:
– Ничего-ничего, мы еще посмотрим, кто кого, смеется тот, кто смеется последним.
– А ну хватит болтать, – приказал ворон. – Немедленно в клетку, мы повезем вас к Спартаду. Он и решит, что с вами делать дальше.
Вороны достали мечи из ножен и начали подталкивать ребят к небольшой повозке, которая находилась в конце колонны. После погрузки пленников повезли по направлению к морю.
Ребята прижались к бортику и со страхом наблюдали за своими охранниками. После всего случившегося желания наблюдать за чудесной природой ни у кого не было.
– Ребята, давайте обсудим наше положение, – наконец сказал Миша. – У кого-нибудь есть мысли?
– Я не знаю что сказать, – начал Петька, – хотя у меня есть одна догадка, которая может все объяснить.
– А какая?
– По-моему, мы попали в сказку.
– В смысле? – переспросили ребята.
– Ну хорошо, вот смотрите. В начале, когда мы только попали сюда, я подумал, что просто сошел с ума. Но оказалось, что вы видите тоже самое, что и я. Значит, это не так. Потом, когда появились вороны, я подумал, что это какой-то маскарад. А когда стало понятно, что они умеют разговаривать, то лично мне стало ясно, что они являются сказочными персонажами. А сами мы очутились в сказке.
– Интересно, – добавил Сережа. – А я вот думаю, что мы с вами попали в какие-то параллельные миры. Хотя версия про сказку мне больше нравится.
– Кстати, – спросил у него Миша, – а чего ты сбежать-то решил? А если бы они тебя застрелили при попытке бегства? Что тогда?
– А как они застрелить бы смогли? У них же ружей нет.
– А откуда ты знаешь, что у них есть, а чего нету? А может, у них что пострашнее есть.
– Что, например? – испугался Сережа.
– Волшебная палочка. И превратили бы они тебя в такого же ворона, как они сами.
Сережа сжался и шепотом произнес:
– А ведь верно, почему я про это сразу не подумал…
– А ну хватит болтать, – вдруг прокаркал ворон, который был к ним ближе всего. – Пленники должны молчать во время транспортировки.
Ребята моментально прекратили разговор. К этому времени вся процессия въехала в небольшую деревеньку…
Сквозь решетку были хорошо видны маленькие домики. Самый большой из них был размером с садовую будку, в которой дачники хранят свой инвентарь.
– Вот это да, – прошептал Мишка, – кто же тут живет?
Ответ не застал себя ждать. Вся улица постепенно заполнилась белками, зайцами, енотами и другими животными. Все они были одеты в яркие разноцветные костюмчики. Животные спешили по своим делам. Кто-то тащил вещи, другие толкали тележки с припасами.
Вороны, были самыми настоящими гигантами среди них. Ну а ребята раз в 10 превышали каждого жителя по высоте.
Зверушки испуганно смотрели на процессию, особенно на самих ребят. Было видно, что они видели детей в первый раз.
– Ну точно вам говорю, – мы в сказку попали, – сказал Петя.
Ребята ничего не сказали в ответ. Они молча смотрели сквозь решетку, и каждый размышлял о чем-то своем.
Глава 4.
Таинственный арконий
Через несколько часов пленников подвезли к замку. По дороге им встретилось еще несколько деревень, которые так же были населены разными животными. Ребята несколько раз пытались обсудить свое положение, но у них ничего не получилось, так как охранники строго следили за их поведением.
– Хуже нашего физрука, – сказал Сережа.
И тут же ближайший ворон в очередной раз прокаркал про тишину в клетке.
Из разговоров охранников ребята поняли, что именно здесь живет Спартад. Миша высказал предположение, что, скорее всего, это король.
Замок выглядел крайне необычно. Он был построен из еловых шишек, которые были скреплены водопроводными трубами. Из них постоянно капала вода, в результате чего, атмосфера была влажной и затхлой. У входа, вооруженные мечами и пиками, стояли уже знакомые ребятам вороны. Колонна въехала во внутренний двор. К тележке, в которой находились пленники, подошли три охранника и глухо прокаркали, чтобы те выходили.
– А куда нас поведут? – спросил Миша, когда спрыгнул на землю.
– Вас будет допрашивать великий Спартад, – ответил один из воронов.
– А о чем? – спросил Сережа, – мы же ничего не знаем. Мы только в пятом классе учимся.
– Не могу сказать, сейчас сами узнаете.
Ребят повели темными и тесными коридорами. Изнутри, замок казался значительно больше, нежели снаружи. Через пять минут блуждания по коридорам их привели в зал, где на троне сидела… самая обыкновенная жаба с короной на голове.
– Ой, – рассмеялся Петя, – смотрите, у них король самая обыкновенная лягушка!