«Социализация эмоций» описывает то, как дети познают чувства. Нэнси Айзенберг, американский психолог и преподавательница Университета штата Аризона, исследует то, как дети различают свои эмоции и учатся тому, когда и как их выражать. Она обнаружила три ключевых фактора, которые влияют на это.
Во-первых, дети видят, как их родители справляются с эмоциями. Замечали, как порой, в гневе ругаясь на что-то, вы говорите такие слова, которые затем слышите от своих маленьких детей? Обучение через наблюдение выходит далеко за рамки слов: дети – проницательные наблюдатели, тщательно впитывающие, какие эмоции одобряются или не одобряются дома и как взрослые реагируют на тяжелые или радостные новости. Они также видят, когда их родители избегают эмоций, потому стыдятся того, что испытывают, или сбиты с толку из-за своих чувств или по другим причинам.
Во-вторых, дети познают эмоции, когда сами выражают свои тяжелые чувства, недовольство или гнев, и наблюдают за реакцией родителей. Дети жаждут реакции от своих близких и принимают их реакцию близко к сердцу. Поэтому ребенок, чей родитель рычит: «Прекрати плакать! Большие мальчики не плачут!», быстро поймет, что приемлема только твердость духа, а эмоции надо «запирать» глубоко внутри. Когда родители говорят своим волнующимся детям: «Перестань, здесь не о чем беспокоиться», или «Ничего страшного», малыши могут прийти к выводу, что их беспокойство и неудобство не имеют значения. Конечно, родители имеют в виду совсем не это – они только хотят подбодрить своего ребенка. Но чаще эти слова не достигают цели, заложенной в них родителями.
Третий способ, с помощью которого дети познают эмоции, – это разговор. Это, возможно, самый богатый и самый редкий путь к изучению эмоций. Обычно мы не разговариваем с детьми об эмоциях, но разговор может помочь им выработать эффективные реакции на свои собственные и на чужие чувства.
То, как дети получают информацию по этим трем каналам – наблюдение за эмоциями родителей, реакция родителей на эмоции детей и разговоры об эмоциях, – зависит от того, насколько хорошо сами родители разбираются в мире чувств. Если никто не учит нас, взрослых, социализировать эмоции, то наши дети могут усвоить совсем не то, чему мы хотели их научить.
С помощью этой книги вы приобретете фундаментальные эмоциональные навыки, которым сможете обучить своих детей и благодаря которым сами научитесь ориентироваться в бурных водах тревожных событий. Вместе эти навыки называются «эмоциональный коучинг». Этот термин придумал доктор Джон Готтман, автор многих книг по семейной психологии. Эмоциональный коучинг дает родителям возможность помогать детям познавать свои эмоции и правильно реагировать на них, а также формировать эмоциональное здоровье своих детей, прибегая к разговорам об эмоциях и правильному называнию чувств.
Эмоциональный тренинг состоит из пяти ключевых шагов, или навыков. Родителям нужно:
1. Научиться эффективно справляться со своими эмоциями.
2. Помогать детям распознавать и называть собственные эмоции.
3. Прислушиваться к эмоциям своих детей и признавать их право на эти эмоции.
4. Помогать своим детям находить решения, когда те сталкиваются с эмоциональными трудностями.
5. Устанавливать с ними максимальные пределы для переживания эмоций, когда это необходимо.
В совокупности эти навыки помогут вам тренировать ваших детей в ходе важных разговоров и помогут им самим устоять и не разваливаться на части в мире, который кажется таким тревожным.
Разговор – наша лучшая защитаИтак, теперь мы подходим к сути вещей: разговор может стать лучшим противоядием от давления мира, полного забот, которые тревожат душевный покой. Но по мере того, как число забот и необходимость говорить о них растут, наше время для семейных бесед сокращается. Сейчас родители сталкиваются с бóльшим дефицитом времени, чем когда-либо: работающие матери тратят на своих детей и работу столько времени, что на сон остается катастрофически мало. С 1970-х количество времени, которое матери и отцы проводят со своими детьми, увеличилось (в этом нет ничего плохого!), но то время, которое уделялось собственно разговорам с детьми, не изменилось. На самом деле оно чудовищно мало. Исследования о тайм-менеджменте в США в 2014–2018 годах, ежегодные отчеты Бюро статистики труда США о том, как мы тратим наше время, показали: из примерно полутора часов, которые мы ежедневно посвящали базовому уходу за детьми до восемнадцати лет, мы тратили всего три минуты на разговоры с ними. Три минуты на разговоры с членами семьи. Это не опечатка, но средний показатель по всем семьям. Что еще сильнее поражает воображение, так это то, что только 9 % родителей сообщили, что разговор с детьми – их основной вид деятельности! Но эти 9 % проводят относительно большое количество времени за беседами – тридцать семь минут в день. Может быть, эти цифры не так уж удивительны, если учесть все остальное, что происходит в нашей жизни. С телефонами и компьютерами, домашней рутиной, работой, досугом – всем, что конкурируют за наше внимание, навык многозадачности по сравнению с прошлыми эпохами у нас самый прокачанный!
Но не все потеряно! Изменения, происходящие в современном мире, могут быть корнем проблемы, но вместе с тем они дают надежду: у нас никогда не было более быстрого доступа, чем сейчас, к данным, анализу и, самое главное, проверенным практическим подходам (то есть «инструментам»), которые помогут нашим детям ориентироваться в мире.
Я покажу вам, как наставлять вашего ребенка в возрасте от трех до восемнадцати лет через сложные события, которые вызывают тяжелые «негативные» эмоции. Я покажу вам, как слушать их и разговаривать с ними, что говорить и когда говорить. Вы научитесь контролировать свои реакции на стрессовые события и поможете своим детям справляться с ними. Вы научитесь формулировать сложные вопросы для детей в соответствии с их возрастом, чтобы они могли обрабатывать беспокойство и «тяжелые эмоции» в разговоре с вами. Наконец, мы рассмотрим реальные примеры того, как родители участвуют в важных разговорах со своими детьми, вопрос за вопросом, чтобы вы знали, как слушать и что говорить, когда эти разговоры станут и вашими разговорами.
Эти беседы – наши маяки. Их не нужно запоминать; они должны показать вам, как вы можете помочь вашему ребенку справиться с захлестывающими эмоциями после страшных событий, какими бы они ни были, сколько бы лет ни было вашему ребенку и независимо от ваших обстоятельств или контекста. Вам не нужно быть климатологом, чтобы обсуждать страхи за планету, или социологом, чтобы иметь готовый ответ о том, почему происходят преступления на почве ненависти. Важные разговоры покажут вам, как слушать, не позволяя эмоциям поглотить вас, и помогут вашему ребенку сосредоточиться на собственных чувствах. Потому что, в конце концов, именно эмоции – страх, ярость, тревога, беспокойство и отчаяние, – которые вызывают в нас и наших детях определенные события, заставляют считать мир страшным местом. Когда страшный мир осаждает наши умы, простой и важный разговор может оказаться лучшей защитой.
Глава 2
Как плохие новости влияют на нас (родителей)
Мы учимся распознавать наши эмоции и справляться с ними и так делаем первый шаг к тому, чтобы помочь нашим детям справиться с их чувствами. Как говорят нам в самолете: «В случае потери давления в кабине сначала наденьте маску на себя, а затем на ребенка».
Плохие новости влияют на людей по-разному, потому что наши реакции на стресс основаны на нашем восприятии происходящего. Вызовет ли надвигающийся торнадо стресс? Это зависит от обстоятельств. Некоторые люди считают торнадо захватывающим и волнующим явлением, возможностью увидеть всю мощь матери-природы. Они могут даже гоняться за торнадо или наблюдать за ним вне стен укрытий. Других людей одна возможность оказаться рядом с торнадо приводит в ужас. Они беспокоятся о надвигающемся шторме за несколько дней до его прихода и еще несколько недель спустя тревожатся о последствиях. Сезон торнадо может повергнуть таких людей в состояние бесконечной тревоги; их охватывает парализующее чувство страха перед каждым новым предупреждением.
То, что приводит в радостное возбуждение одних, для других может быть сущим кошмаром. Например, улицы Нью-Йорка. Толпа и суматоха могут вызвать стресс у людей, которые приехали из тихого города или сельской местности, или даже выбить их из колеи, если они чувствительны к шуму и хаосу. Но если вы выросли в большом городе или просто жаждете суеты и шума, Большое Яблоко[4] будет для вас захватывающим и веселым местом. Возможно, вы экстраверт, черпающий энергию в общении. Вы любите концерты, вечеринки и большие сборища людей. Но если вы интроверт, постоянное присутствие других может сильно изматывать.
Некоторые счастливые люди так устроены: мало что может вывести их из равновесия или напрячь; но едва ли можно встретить того, кто не обеспокоен вообще ничем. В основном наши реакции основаны на прошлом опыте и свойствах присущего нам характера. Только понимая, что вызывает у нас стресс и как он влияет на нас – на наши чувства, мысли и действия, – мы можем эффективно реагировать на сложные ситуации. Через обучение саморегуляции и контролю за эмоциями мы приблизимся к тому, чтобы быть полезными для своих детей на их пути обучения эмоциям, и это поможет нам всем чувствовать себя спокойнее в мире, который может быть пугающим.
Вы, вероятно, слышали о реакции «бей-беги-замри». Это сформировавшаяся в ходе эволюции реакция на опасность. Допустим, вы первобытный человек, внезапно столкнувшийся лицом к лицу со львом в саванне. Ваше тело кричит вам: «Опасность!» – и высвобождает определенные гормоны (адреналин и кортизол), которые ускоряют ваш сердечный ритм и кровоток и готовят тело к тому, чтобы вы могли убежать… или вступить в схватку. Мы ощущаем страх в наших телах: наши сердца колотятся в сумасшедшем ритме, мы потеем, а кто-то может задрожать. Страх также управляет нашими мыслями: «Эгей, это ж лев! Я могу с ним бороться? Я могу удрать? Какой самый верный способ выжить?» Мы можем быстро взвесить варианты («За сколько секунд я доберусь до того дерева? Кто победит в схватке? Могу я сойти за мертвеца, если притворюсь?»), а затем так же быстро принять решение.
Мысли управляют нашим поведением (к счастью или нет), мы бежим, стоим или сражаемся со львом или, до смерти напуганные, просто замираем на его пути. Реакция «бей-беги-замри» обусловлена биологически, но то, насколько интенсивно мы проживаем ее и реагируем на нее, зависит от трех факторов: генетики, характера и жизненного опыта.
Взаимодействие между биологией и генетикой («природой»), с одной стороны, и опытом и окружающей средой («воспитанием»), с другой, – сложная система. Но ее суть заключается в том, что каждый из нас вырабатывает свое собственное представление о том, что вызывает «стресс».
В этой главе я изложу ряд сценариев, которые показывают различные виды реакции на стресс.
Джулс и Генри живут с двумя детьми – восьмилетней Марией и шестилетней Кэссиди. Джулс работает учительницей, а в свободное время занимается общественной деятельностью: пишет в социальных сетях о глобальном потеплении и группе по переработке отходов, которую она помогла сформировать. Когда родитель одного из ее учеников пожаловался директору школы на посты Джулс, директор просит Джулс удалить аккаунт. Женщина приходит домой в ярости. Она врывается в дом, и Генри спрашивает ее, что случилось.
– Этого тупого директора надо уволить, – кричит Джулс. – Я собираюсь встретиться с ней завтра и сказать ей об этом! Ну, погоди! Я расскажу адвокату о том, что произошло сегодня. Или школьному совету – они должны об этом знать!
Генри застигнут врасплох таким напором.
– Подожди! Успокойся! Сделай глубокий вдох и расскажи мне, что случилось!
Джулс все еще громко рассказывает о случившемся. Генри встревожен такой реакцией.
– Милая, подожди, – умоляет он. – Мы говорим о твоей работе – о работе, которую ты любишь. Не позволяй этой ссоре встать у тебя на пути!
Они начинают спорить, и Джулс уходит.
– Пожалуйста, не делай глупостей, Джулс! – кричит ей вслед Генри.
Джулс возвращается домой поздно. В последующие дни супруги постоянно на взводе. Генри, который и так всегда плохо спал, всю ночь ворочался с боку на бок, беспокоясь о работе Джулс. Джулс проводит часы бодрствования в фантазиях о мести. Она решает не удалять аккаунты в социальных сетях. Связывается с адвокатами, но никто не берется за это дело без предоплаты – а семья не может себе позволить такую сумму без гарантий на успех.
Джулс воспринимает жалобу родителя как угрозу. Чувствует себя в засаде и пытается дать отпор. В детстве Джулс становилось легче от осознания собственного превосходства. После того как она стала мишенью хулиганов в начальной школе, Джулс научилась у старшего брата давать сдачи так, что хулиганы окончательно от нее отстали. Генри по-другому реагирует на стресс и угрозы. Он старается избегать драк, считая, что они не принесут ничего хорошего. Детство, проведенное в суровом районе, научило его тому, что, как только ссора набрала обороты, ничем хорошим она уже не закончится.
Мы часто думаем, что нами управляет разум, но на самом деле это чувства управляют нашими мыслями.
Однажды утром, зайдя в соцсеть, Сара с ужасом обнаружила, что ее двенадцатилетняя дочь и ее подруги публикуют свои фотографии в откровенных бикини. И комментарии под фото очень непристойные. У Сары замирает сердце. Она вся дрожит. Она не уверена, злится она на детей, которые написали эти комментарии, на свою дочь или на себя за то, что не предвидела этого. Ей также грустно, что на ее здоровую дочь посыпались комментарии о «лишнем» весе, и она чувствует, что не может защитить ее. Взгляд Сары затуманивают слезы, и она понимает, что очень переживает. Ее руки вспотели, а мысли быстро и яростно проносятся в голове. Что она может сделать прямо сейчас, чтобы помочь своей дочери и остановить поток комментариев? Сара не особенно разбирается в социальных сетях. Она смотрит на посты, отчаянно желая, чтобы они исчезли.
«Это конец ее детства и невинности!» – мысленно причитает она.
«Есть ли еще что-то, чего я не предвидела?» – она задается следующим вопросом. «Она сексуально активна? Скоро у нее начнутся месячные, и она в одночасье станет женщиной, а мы еще не начали готовить ее к этому!»
Гнев, печаль, стыд, чувство вины и тревога Сары приводят к тому, что мы, психологи, называем когнитивными искажениями. Является ли проблема на самом деле настолько серьезной, как ей кажется? Действительно неприятно обнаружить, что приемлемые границы для вашего ребенка не соблюдаются в социальных сетях (и вне соцсетей тоже, раз уж на то пошло). И все же у Сары нет никаких оснований полагать, что ее дочь провинилась в чем-то, помимо нескольких не соответствующих возрасту и вызывающих поз на той публикации. Но чувства Сары привели ее прямиком к худшему сценарию из всех возможных: картине, на которой теряет невинность ее ребенок. Родители часто впадают в панику или делают поспешные выводы, когда узнают неприятные новости. Все мы можем стать жертвами таких когнитивных искажений, особенно когда мы застигнуты врасплох; бурлящие эмоции гонят ясность ума на задворки сознания.
Вы спросите: ну и что такого, что мы иногда впадаем в крайности? В итоге мы все равно приходим в себя и можем признать эти мысли ненастоящими. Дело в том, что неточные или искаженные мысли могут заставить нас действовать иррационально и в настоящем моменте делать или говорить вещи, о которых позже мы будем сожалеть.
Сара не берет передышку для успокоения. Вместо того чтобы сесть, сделать несколько глубоких вдохов или выйти на прогулку, которая поможет избавиться от негативных эмоций, она берет телефон и звонит директору школы. Попав на голосовую почту и тяжело дыша от негодования, Сара оставляет полное резких слов сообщение о том, что школа не смогла обеспечить безопасность ее ребенка. Затем она звонит мужу, чтобы спросить его, как удалить чужие посты в сети. Он сейчас на рабочем совещании и раздражен тем, что его отвлекают. Теперь Сара опаздывает на работу, уже пропустила тренировку и находится в отвратительном настроении. Она погрязла в собственных мыслях на весь день и с трудом фокусируется на рабочих задачах. Она пишет дочери кучу сообщений, но дочь отвечает только один раз: «Мам, успокойся. Я в школе, поговорим позже». Когда Сара наконец приходит домой вечером и встречается с дочкой, она тут же нападает на нее.
– Как ты могла выкладывать свои фото в почти обнаженном виде? О чем ты вообще думала? – спрашивает она. Начинается ссора, и в итоге дочь скрывается в своей комнате и хлопает дверью. Сара заливается слезами, ощущая беспомощность и отсутствие надежды.
Реакция Сары на стресс от того, что она увидела в соцсети, – это реакция «бей». За несколько часов после того, как она увидела пост, Сара поругалась с директором, набросилась на дочь и поспорила с мужем. И только вечером, когда она была «полностью выбита из колеи», Сара наконец задумалась о том, что произошло.
Конечно, не все реагируют так же, как Сара.
Эми и Мартин живут со своей дочерью Эстель, которая ходит в детский сад. Эстель плохо засыпает и часто спит в кровати родителей, на полу в их спальне или с одним из родителей в детской. Эми и Мартин не понимают, почему это происходит именно сейчас. Эстель с такой легкостью пошла в детский сад, а сейчас уже середина учебного года. Однажды утром на автобусной остановке папа другого малыша-детсадовца упоминает, что его ребенка обижают дети постарше в детском автобусе. Прощаясь с Эстель через окно автобуса, Мартин думает, что, возможно, над ней тоже кто-то издевается. Над Мартином издевались, когда он был ребенком, и он содрогается при мысли о том, что над его дочерью могут издеваться так же. Но потом он возражает себе: «Подумай хорошенько! Она – не ты! Она крутая, уверенная в себе девчонка. С ней такое не пройдет!» Он отодвигает свои тревоги на задний план. «Поднять шумиху – это не мой стиль, так я точно не поступлю», – говорит себе Мартин. Если он начнет бить тревогу, это может лишь зря взволновать Эстель, но не привести к решению проблемы. Он решает, что не стоит даже делиться своими опасениями с Эми: она, скорее всего, просто расстроится – у нее и без этого очень много работы. «Проще разбираться с проблемами со сном», – рассуждает он. Что бы ее ни беспокоило, Эстель в конце концов справится.
Мартин – «беглец». Столкнувшись с плохими новостями, он предпочитает убежать, а не бороться. Он ненавидит конфронтацию и драму и для решения проблемы не только не станет сам начинать тяжелые разговоры, а даже будет избегать их.
Так что лучше: бежать или бить? На самом деле – ни то ни другое. У обеих реакций есть свои плюсы и минусы, и большинство людей стараются подбирать реакцию к ситуации. «Замирание», однако, тоже редко подходит.
Джон живет со своей семьей на Восточном побережье США, в миле от океана.
Он вырос на этом побережье и любит его, но после нескольких сильных ураганов, которые пережил Джон, каждое предупреждение о шторме поднимает в его душе волну непередаваемого ужаса. Надвигается ураган, и синоптики говорят, что он будет очень сильным. Экстренные службы города рекомендуют эвакуацию. Скорость шторма оставляет Джону и его семье совсем мало времени на то, чтобы принять решение. Джон не знает, что делать. Если они будут эвакуироваться, то не смогут взять с собой домашних животных, а его дети отказываются оставлять собаку. Но, если они останутся, им, возможно, придется напрямую столкнуться с яростной силой урагана. Замерший Джон и его семья пропускают крайний срок эвакуации, и теперь они должны переждать шторм дома. К счастью, этот ураган оказался слабее, чем предполагалось, и все они в безопасности. Но «замирание» Джона в ответ на страх из-за надвигающейся бури выставило на первый план повторяющуюся проблему: его нерешительность мешает его семье реагировать на кризисные ситуации и адаптироваться к ним.
Во всех вышеприведенных сценариях вы можете видеть, что вместе с характером и опытом поведением управляют чувства и мысли: Джулс вновь борется, как в битвах своей юности, Мартин боится раскачивать лодку, Сара реагирует, основываясь на вымышленных экстремальных сценариях, а Джон парализован страшными воспоминаниями о пережитом. Плохие новости не всегда нарушают нашу способность мыслить рационально или контролировать свое поведение, но кто из нас не сталкивался с тем, что мысли и чувства иногда убегают вместе с нами? Прервать «цикл плохих новостей» – довольно трудная задача, но это единственный способ избежать стресса и не сказать или сделать то, о чем мы потом пожалеем. Чтобы нажать на тормоз, мы должны понимать свои чувства и сознательно выполнять определенные действия. Если мы обращаем внимание на собственные эмоции, когда они только начинают бурлить, мы можем избежать притока негативных мыслей и поведения, которые могут повлиять на всю семью.
Давайте вернемся к первому примеру Джулс и Генри и рассмотрим альтернативный сценарий.
Посты Джулс в социальных сетях побудили родителей обратиться к директору, и директор попросила Джулс удалить ее аккаунт. Сидя рядом с директором, Джулс чувствует, как ее бросает в жар и пот. Она понимает, что не только встревожена, но и разозлена. Ее сердце чуть не выпрыгивает из груди. Джулс не сразу осознает, насколько она взволнована и зла, ее первый порыв – накричать на директора. Она вовремя останавливает себя и не поддается волне тяжелых эмоций, не позволяет им ухудшить ситуацию.
Вместо этого она делает несколько глубоких вдохов, пока директор говорит. Когда директор делает паузу, Джулс отвечает:
– Я понимаю, что мистер Смит был расстроен содержанием моих постов, и мне нужно время, чтобы поразмыслить над этим.
Они договариваются о новой встрече.
На следующий день, после того как Джулс обсудила возможные решения с Генри, она предлагает директору:
– Я думаю, что можно использовать этот случай как образовательную возможность, как способ помочь ученикам увидеть и осознать силу социальных сетей. Как вы считаете?
Директор заинтригована, и они встречаются через пару дней, чтобы провести мозговой штурм. Теперь их общая цель состоит в том, чтобы помочь ученикам понять механизмы сетевого общения и то, какое влияние на их жизнь могут оказать социальные сети, на примере постов о глобальном потеплении и других общественных проблемах, таким образом пригласить детей к обсуждению. Директор также приглашает мистера Смита, который пожаловался на посты Джулс, принять участие в планировании мероприятия. Все трое ведут вежливую дискуссию, и хотя их мнения расходятся, тем не менее все они согласны с необходимостью показать ученикам возможности социальных сетей.
В этом примере Джулс смогла распознать, что она чувствует, и смогла совладать со своими тяжелыми эмоциями, прежде чем они взяли над ней верх. В результате она сохранила ясность ума и действовала осознанно, а не на эмоциях, и это принесло пользу. Она не только отстояла право на ведение своей страницы в соцсети; она также привлекла директора и подключила родителя, который на нее жаловался, к творческой работе. Главной была Джулс, а не ее эмоции.
А как насчет Сары, которая была сбита с толку неподобающими фотографиями своей дочери в интернете? В первом случае Сара была так расстроена, что потеряла способность предугадывать собственное поведение или обдумывать свои ответы. Мысли о худшем положении дел из возможных появились вслед за сильными и тяжелейшими эмоциями из-за тех фотографий и комментариев. Эти «катастрофические» представления (как, например, предполагаемая «потеря невинности» ее дочери) толкнули Сару к поведению, которое скорее обострило ситуацию, чем разрешило ее.
Что, если бы Сара прислушалась к своим эмоциям после того, как увидела пост в тот день?
Желудок Сары сжимается. Она вся дрожит. Она ощущает подступающие к глазам слезы. Она чувствует тревогу, сердце держит сумасшедший ритм, будто нашло соперника по гонкам. Сара заставляет себя замедлиться, поняв, что именно в таком состоянии она способна совершить ошибку. Она решает пойти на пробежку, чтобы отвлечься. На улице она фокусируется на своем восприятии окружающего мира: порыве ветра в лицо, звуке проезжающих мимо машин, шорохе листьев на земле. Вернувшись домой, стоя под душем и собираясь на работу, Сара немного отходит от ситуации. Она знает, что обязательно нужно что-то сделать, но она также хочет, чтобы это было осознанное действие. Сара решает узнать больше о том, что произошло. Сначала она звонит родителям других девочек на фотографиях, чтобы узнать, что уже известно им, и дозванивается до одной мамы, которая также знает о постах. Они советуются о том, как можно правильно и тактично обсудить инцидент всем школьным сообществом, так как туда вовлечено довольно много детей (всего около двадцати, если считать и фотографии, и комментарии). Они пишут директору, который соглашается провести родительское собрание. В течение следующих нескольких дней администрация школы и родители планируют, как просветить детей в вопросах частной жизни и доступа к ней других людей (то есть чем стоит и не стоит делиться). Когда впоследствии Сара размышляет об этом инциденте, она рада, что у нее появилась возможность стать посредницей между родительским и школьным сообществами и просветить свою дочь и ее друзей о положительных и отрицательных последствиях действий в интернете.