Книга Душа моя – Эвридика. Почти подлинная история - читать онлайн бесплатно, автор Елена Соколова. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Душа моя – Эвридика. Почти подлинная история
Душа моя – Эвридика. Почти подлинная история
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Душа моя – Эвридика. Почти подлинная история

Снова арка, колоннада, новый двор, галереи, переходы – и снова никого. Лестницы, по которым никто не ходит, фонтаны, где нет воды, площадки со скамейками и разбросанными подушками, просторные и пустые – и мертвая тишина. Ни шороха, ни шелеста, даже ветра нет. Нет даже эха. Все, что есть в мире, здесь – забыто.

«Какое страшное место, – подумала принцесса. – надо возвращаться. Ничего у меня не выйдет. Может, мне поговорить с отцом? Но он только рассердится и все равно не даст никакого совета. Опять скажет – нельзя, не сейчас, сама… Чья проблема? Твоя? Вот ты и думай!»

Она присела у бассейна. Воды в нем, конечно же, не было – белая пыль заполняла его до краев. Задумавшись, принцесса водила пальцем по ее поверхности, причудливые узоры возникали – и исчезали под взмахом узкой ладони.

«У всех нормальных людей отцы как отцы – направляют, учат, объясняют. А еще у всех нормальных людей есть матери, которые заботятся, выслушивают, поддерживают в трудную минуту, да просто – любят, в конце-то концов. Почему же у меня, все не как у людей?»

Она фыркнула, внезапно осознав полную абсурдность вопроса, смахнула рукой очередную, только что нарисованную загогулину, и вдруг – замерла. Вскочила, огляделась кругом, машинально отряхивая плащ от налипшей пыли.

«Матери? А у меня? У меня – только отец? У меня что – никогда её не было? Но ведь так не бывает! Может быть, я – не помню её? Но почему?»

Принцессу внезапно охватила паника. Что-то рвалось наружу в её сознании, какая-то мысль, какая-то догадка прокладывали себе путь, неудержимо и настойчиво.

«Потому что она – здесь».

– Мама! – отчаянный крик разорвал мертвую тишину, и в глубине двора, тонкая белая фигура словно выдвинулась, выступила из стены, и вот она уже рядом, совсем близко, только руку протяни.

– Мама?! – Страх, недоверие, надежда огненным кольцом сжали горло. – Мама, это же ты?! Ты?!

Черные глаза, глубокие, огромные – впились жадно в лицо Темной принцессы, словно ощупывая каждую черточку, ресничку, волосок…

– Я не помню тебя. Кто ты?

– Я – Смерть, Темная принцесса Смерть.

– Да, я вижу. Об этом говорит орнамент на твоих одеждах, но это не твое имя.

– У меня нет другого. А как зовут тебя?

– Я не помню. Забыла. Может быть, он помнит?

– Он? Кто – он? И кто – ты? Да отвечай же!!!

Принцесса сорвалась на крик, руки вцепились в белое покрывало, окутавшее неизвестную. Та не сопротивлялась. Покрывало слетело, открыв невероятной красоты волосы – темные, прямые, водопадом стремящиеся по плечам и груди, вниз до самой земли. Они стояли напротив друг друга: две женских фигуры, одна в белом, вторая в темном, и обеих укрывал одинаковый водопад темных волос. Любой, кто взглянул бы со стороны, понял бы сразу – мать и дочь. Вот только не было рядом никого. И зеркала не было. Не было воды в бассейнах, не было даже маленькой лужицы.

Белая фигура опустилась на низкую, широкую скамью, стоявшую невдалеке от бассейна.

– Присядем. Расскажи мне, что привело тебя сюда, может быть, я сумею помочь тебе?

Рассказ получился сумбурным, торопливым.

– И ты пришла, чтобы забыть о певце? О его песнях и об искушении? Твоя история напомнила мне то, что случилось со мной. Я не помню имен, названий, я не знаю, когда и где я жила, но я была простой девушкой, в которую влюбился тот, кто выше богов. Так он говорил.

– Кто он?

– Не помню. Он назвал себя служителем великого Равновесия. Не знаю, что он нашел во мне, мы были вместе недолго. Потом он ушел, а у меня родилась дочь. Роды были тяжелыми и Смерть забрала меня раньше, чем я смогла увидеть лицо малютки. Не знаю, что стало с ней. Больше я не помню ничего. Ты назвала меня мамой – почему?

Принцессу била дрожь.

– Мой отец – служитель великого Равновесия. Я его дочь. У меня должна была быть мать. Но я никогда не знала её. Я не знала о ней. Отец никогда не упоминал её. А я никогда не спрашивала. Пока я не пришла сюда, в Палаты Забвения, я даже не задумывалась об этом. У меня не возникало никаких вопросов. Почему? Может быть, потому что ты – здесь. И ты появилась, когда я позвала тебя. Когда я крикнула «мама». Понимаешь?

– Понимаю, девочка моя. Но если так, значит, он не помнит обо мне. Иначе у него, как у тебя, обязательно возникла бы потребность прийти сюда, в единственное место, где есть шанс встретить меня. Жаль. Я любила его. Больше жизни. И когда он ушел, сил моих хватило только на то, чтобы родить ребенка. Я не помню ничего, кроме того, что связано с ним и его лица.

Принцесса вскрикнула и опрометью бросилась к бассейну. Задыхаясь, начала лихорадочно чертить линии на белой, плотной пыли. Длинные волосы, окаймленный бородкой властный рот, высокий лоб, морщинки в углах усталых, но зорких глаз. Плечи, руки, плащ и орнамент по краям… Белая фигура, тихо приблизившись, смотрела, как становится все более точным рисунок, как он обрастает подробными деталями, приобретает глубину и словно оживает. Принцесса смахнула с лица пыль, вновь подняла руку – продолжить начатую только что линию, и остановилась. Какая-то странная, особая тишина сгустилась за её плечом. Она обернулась. Слезы текли из огромных, черных глаз той, что могла быть её матерью. Не было сомнений – тот, кого принцесса изобразила на песке и тот, кого когда-то давно, невообразимо давно любила эта женщина – оба они суть один. Ее отец. И было ещё кое-что.

– Ты – моя мать. И ты все ещё любишь его!! И никакое забвение не властно над этой любовью. Мама, что мне делать?!

– Принять свой жребий, девочка моя.

– У меня нет выбора?

– У тебя есть право на него. Как и у всех.

– Ты говоришь – нужно принять жребий, но при этом утверждаешь, что у меня есть право выбора. Ты открываешь мне больше, чем отец, но твои речи столь же темны для меня.

– Эту загадку тебе придется разгадать самой.

Это было уже слишком. Принцесса в ярости топнула ногой, открыла рот – и оказалась по другую сторону горной гряды.

– Как вы похожи – пробормотала она себе под нос, едва только поняла, что произошло. – как же вы похожи, дорогие мои родители – как горошины из одного стручка…


– Что ты сказала?

Воздух сгустился, стало трудно дышать. Она боялась не то что обернуться, даже просто пошевелиться.

– Дитя мое, повтори, что ты сейчас сказала.

Она обернулась наконец. Их взгляды встретились. Острые ногти принцессы Смерть вонзились в ладони, она глубоко вдохнула, пытаясь справиться с приступом страха.

Отец молча ждал её ответа.

– Я сказала: как вы похожи, дорогие мои родители. Вот и всё.

– У тебя есть только я.

– Нет!

Это сорвалось с губ раньше, чем она успела подумать.

– Нет? – брови Главного Судии сошлись в одну грозную линию, в глазах вспыхнул яростный огонь. Он словно выплевывал слова. – Нет?! Ты сказала «нет»?

– У любого человека есть еще мать.

– Ты не человек!

– Наполовину.

– Что?! – сильные руки вцепились в ее плечи, теперь он тряс её, принцесса слабо вскинула руки, пытаясь защитить себя от его гнева. Бесполезно. Вырваться она даже не пыталась, был только один способ прекратить это – сказать правду.

– Я видела её!! Я видела свою мать! Она в Палатах Забвения!!

Лицо отца стало пепельно-серым. На мгновение перед принцессой оказался жалкий старик, с лицом, изрезанным морщинами, потухшим взглядом, согнувшийся под тяжестью парадных черно-золотых одежд.

Она отвернулась, не в силах вынести это зрелище, и уже более спокойным тоном добавила:

– Почему ты мне ничего не говорил?

Тишина. Принцесса обернулась – площадь перед входом в Палаты была пуста. Он исчез, ушел, не ответив ей.


Больше всего принцесса любила «пустые» дни. Когда у нее не было работы. Дни, в которые, так уж иногда случалось, никто не умирал. Или именно ей не надо было ни к кому идти. Она была не единственной вестницей Смерти, хотя Темной принцессой Смерть называли только её. Людей в мире было много, слишком много, чтобы она одна могла управиться со своими обязанностями – ведь каждого нужно было навестить лично. А еще были войны, когда люди гибли сотнями, тысячами – и тогда Смерти приходилось заступать на «боевое дежурство». Она являлась к началу битвы и оставалась до конца её, отправляя к бесчисленным, в одно и то же время умирающим людям свои отражения. Отражения эти создавались с помощью особого кристалла, который с незапамятных времен, хранил у себя Главный Судия. Говорили разное, но достоверно известно одно – никто никогда не видел кристалл, кроме хранителя и тех, кому он вручал его. После того как дело было завершено, кристалл просто исчезал из рук Смерти. Ещё для таких случаев было особое обличье – одно на всех. Безликое, бесформенное, полностью скрывающее того, кто носил его – не разобрать ни лица, ни фигуры – угольно-серый хитон, такого же цвета широченный, до земли плащ с глубоким, скрывающим лицо капюшоном, в руках – коса с очень длинной ручкой. Коса, как орудие, годилась и для убийств и для мирной жизни – и была символом равной участи живущих перед лицом Вечности, а длинная ручка служила Смерти посохом, для опоры – попробуйте-ка простоять неподвижно столько времени, ведь иногда битвы длились, с небольшими перерывами и затишьями, по два-три дня.

В те дни, когда принцесса не находила вечером, на маленьком столике у дверей, свитка с именами «на завтра», она бывала абсолютно счастлива.

РЕШЕНИЕ

После встречи с отцом Темная принцесса вернулась в свои покои – было бесполезно искать его. Но он был здесь, и ждал, сидя в её любимом кресле – глубоком, массивном, с высокой резной спинкой и широкими подлокотниками, обтянутыми плотной, шелковистой на ощупь, материей.

– Я должен поблагодарить тебя, дитя. Если бы не твоя смелость и своеволие – я бы никогда не вспомнил её.

– Она по-прежнему любит тебя, папа.

Он долго молчал. Очень долго.

– Я тоже люблю её, дитя мое. До сих пор. И тебя. Больше, чем следовало бы. И больше, чем мне было позволено.

– Что ты хочешь сказать?

– Смерть должна была вернуться за тобой на следующий день. Я не мог спасти твою мать. Но я мог попытаться спасти тебя.

– И тебе это удалось! – потрясенно прошептала дочь, опускаясь на колени. Схватила его руки и прижалась к ним мокрым от слез лицом.

Главный Судия молча смотрел на одинокое пламя свечи, в глиняной чаше, в центре стола. Факелы на стенах шипели и плевались багровым пламенем, тени залегли глубже, резче, где-то выл ветер, досадливо и нетерпеливо. Чтобы ни происходило там, наверху – здесь ничего не менялось. Как повлияет на будущее вот этот, случившийся только что диалог, неизвестно – но девочка заслужила это знание. На этот раз, действительно заслужила.

Войти по собственной воле в Палаты Забвения, раскрыть их тайну, вспомнить – то, о чем даже и не знала, вернуть память той, кого оставили там именно для того, чтобы о ней забыли, все – в том числе и она сама, пробудить в Забытой и в Забывшем чувства, которым не может быть места в мире Долга и Покоя – это граничило с чудом. С тем, чего здесь не должно существовать. И хотя гордость за дочь переполняла его, липкий страх сжимал сердце. Он ведь не всё сказал ей. Было ещё кое-что. Цена ее спасения. Цена его своеволия. И ещё – цена ее сегодняшнего подвига. Но об этом – в следующий раз. Может быть, она догадается. Завтра – «пустой» день. У нее будет время подумать.


Ночь, а точнее, то время, которое считалось здесь ночью, прошла беспокойно. Принцесса часто просыпалась, было душно и как-то тревожно. В конце концов, ей всё же удалось заснуть – но ненадолго. Тихое звяканье колокольчика подкинуло её с ложа – на столике у дверей лежал маленький свиток. Это было её задание – на сегодня, «пустой» день отменялся. Принцесса Смерть развернула его – там стояло всего одно имя. Очень странно. Её ежедневные «задания» насчитывали, как правило, по нескольку десятков имен, невзирая на всю особость, и все прерогативы её положения. А здесь только одно. И это ребенок. Только родившийся. Настроение, и без того не самое радужное, испортилось окончательно. Но что поделаешь, долг есть долг – надо идти.

Белые одежды. Легкие как пух, струящиеся как воды ручья,  искрами серебристыми переливающиеся  – как звездная пыль в ночи. Венок из лилий и роз – томных, белых, благоуханных. Черный плащ волос, окутавший стан Принцессы, замерцал и стал золотым, глаза приобрели небесно-голубой оттенок, а на бледных щеках заиграл легкий румянец. Надо идти. Время не ждет – никого, никогда. Ну что за невезение! А она так надеялась, что сегодня сможет остаться дома. Подумать и помечтать – о певце, о встрече с ним, о любви. Запретной, заказанной ей раз и навсегда, несбыточной и потому – такой сладостной и манящей. Что ж, значит, в другой раз. Надо идти.


Луг, раскинувшийся в предгорье, обширный, пронзительно-зеленый, весь в ярких цветах, заполненный жаром солнца и мерным гудением пчел; ближе к плотной стене деревьев на краю луга – маленький домик с прохудившейся, островерхой крышей. На кольях изгороди – опрокинутые глиняные горшки, на низенькой деревянной скамье возле изгороди сидит молодая женщина, баюкающая младенца. Он спит. Ещё немного – и заснет навеки. Вот сейчас, ещё мгновение, и она, Темная принцесса Смерть, протянет руку над темноволосой головкой ребенка, и для него наступит вечный покой. Как несправедливо! Его мир погаснет, не успев расцвести. Когда-то её ждала такая же судьба, но её отец нарушил закон. Любовь к её матери, любовь к ней, только появившейся на свет – оказались сильнее Долга. Что ж, он смог, сможет и она. И, не успев даже осознать то, о чем только что подумала, принцесса отдернула свою, уже протянутую властным жестом, руку.

Давящая тишина окутала все вокруг. Замер легкий ветерок, облака в вышине остановились, глубокая черная тень на миг залила луг. И заплакал ребенок – громко, отчаянно, юная мать прижала его к себе и в панике бросилась к дому, не оглядываясь по сторонам. Вбежав внутрь, она изо всех сил хлопнула дверью – словно в попытке пресечь путь неведомому злу. Темная принцесса Смерть, в сияющих белых одеждах, среди зеленого моря травы – осталась стоять неподвижно, глядя им вслед. Далекий гром прокатился по небу, тень исчезла, снова подул ветер. Он подхватил, взвихрил легкую ткань – и в следующее мгновение принцесса уже была в подземном зале. Освещенная багровым пламенем факелов, она бездумно смотрела в пространство перед собой. Она все-таки сделала это. Оставила жизнь тому, кто в списке. Оставила – жить.


«Мой Орфей, любовь к тебе толкнула меня на это безумие. Но я не жалею.   Я мечтала об этом, долгими ночами, оставаясь одна, мечтала, чтобы однажды,   когда я отвернусь от обреченного и скажу: „Ты свободен!“ – из его глаз исчезли ненависть и страх, и я увидела в них радость и благодарность. И еще – любовь. Любовь к той, что вернула ему жизнь. Не знаю почему, но мне так нужно это глупое чувство, не слушающее никаких разумных доводов, мне так нужна эта дурацкая, детская сказка о двоих, каждый из которых целый мир в глазах и душе другого. Наверно, я какой-то урод, не такая как все, здесь я одна такая, правда, одна – но я так хочу любить, любить тебя, дарить миру жизнь, а не отбирать ее, я люблю тебя, мой певец, все что у меня есть – это мечта о тебе. О тебе и твоей любви, что заполняет гимны в мою честь, она как теплая рука на моем плече, как прикосновение прохладной воды к потрескавшимся от зноя губам. Не лишай же меня её…»


Грохот распахивающихся дверей. Яростные глаза Главного Судии. Слова – как каменные глыбы, всей своей тяжестью обрушивающиеся ей на плечи.

– Ты все-таки сделала это! Как ты посмела?!!

– Отец!

– Молчи! Вернись обратно и забери другого. Другую душу. Вместо этого ребенка. Слышишь? Сегодня, сейчас же, немедленно! Вернись назад!!!

– Отец, я не могу!!

– Ты – должна! Это – твой Долг. Иди, сейчас же!!

Крик – из горла, слезы – из глаз, руки – протянутые к нему в отчаянной мольбе:

– Но я же не знаю, отец! Я не знаю, кого нужно забрать!!

Тишина. Факелы погасли. Голос – скрежещущий, словно рвущий её на части:

– Это ты должна решить сама.

Темная принцесса Смерть, хрупкая, темноволосая, в темно-золотых одеждах, сжавшаяся в комочек на холодном, каменном полу. Огонек свечи, испуганный, дрожащий – как она.

Такой же беспомощный и одинокий. За все надо платить. А как еще иначе?


– Забери Орфея, принцесса!

– Я… не могу…

– Можешь. Позови его.

– Позвать на смерть? Но я люблю его!!

– А он – тебя. Он звал тебя. Призывающий – принимает на себя последствия вызова. Ты имеешь право. Ты хочешь этого. Он славит тебя, он помнит тебя, он любит тебя. Вы будете вместе, вы ведь хотите этого – оба. И это твой единственный шанс исправить то, что сделано, Темная принцесса Смерть. Остальное не важно. Позови его.

– Да, Голос. Я…я позову его. Благодарю тебя.

– Не стоит благодарности, принцесса. Рад был помочь тебе. Ты мне нравишься.

Голос смолк. Вспыхнули факелы, высохли слезы, на столике у дверей снова лежал маленький свиток. И в нем снова, как и в утреннем списке, стояло только одно имя. Имя певца.

Ах, принцесса, принцесса! Что же ты наделала, зачем послушала Голос? И Голос ли? А может быть – себя? Помнишь, он сказал тебе: «Я – это ты, принцесса!» Ты ошиблась, Темная принцесса Смерть. Непрофессиональная работа. Чтобы нарушать закон, надо знать, чем вызван запрет. Тебе следовало забрать другую жизнь. Магия творения – это магия сотворения, или точнее со-творения; творец и слушатель суть одно, и именно эта магия связала когда-то Орфея и Эвридику, и она же связала Эвридику с тобой. Оставалось только провести ещё одну черточку. Ты сделала это, принцесса. И божественный Треугольник – равносторонний, равнозначный, равноправный, – замкнулся. Ты протянула руку над головой одного Орфея. А забрала – обоих.


Две одиноких тени бродят у Дворца Гадеса. Одна – мужская, безмолвная, с лирой, намертво зажатой в руках, голова опущена, шаг запинающийся. Она бродит вдоль берега реки Памяти, иногда спускаясь к воде, чтобы напиться. Она помнит всё земное, но не может ни о чем рассказать. Она всё помнит, но ничего не слышит и не говорит. Другая тень – женская, она часто приходит к реке Памяти и смотрит, как бродит вдоль берега та, что с лирой, не находя себе покоя. Иногда пришедшая пробует прервать этот беспокойный ход, заговорить – и всегда безуспешно. Тень женщины не пьет из реки Памяти, её удел – воды Леты, но забвение не для неё. Вода Леты не туманит ей разум, не гасит воспоминаний, а только успокаивает и не дает соскользнуть в безумие, потому что в отличие от прочих обитателей Аида – безмолвных и безгласных, эта тень может и слышать, и говорить. Когда она оставляет свои попытки привлечь внимание мужчины с лирой в руках, она подолгу спит в тени стен дворца, или у корней белого кипариса, растущего на берегу реки. К другим теням-обитателям Царства Мертвых ни мужчина, ни женщина не приближаются, и мгновенно исчезают из вида, когда чья-то тень подходит слишком близко. Здесь, внизу не принято навязываться, и их оставляют в покое. Иногда по аллее из черных тополей, ведущей от жилища Гекаты к дворцу Гадеса, сюда приходит девушка, высокая, темноволосая, в черных с золотом одеждах. Темная принцесса Смерть (конечно, это она) останавливается около последнего ряда деревьев, и не выходя из их тени, молча наблюдает за двумя своими подопечными – Орфеем и Эвридикой. В её взгляде – боль и обреченность..


«Милое дитя, свобода не ограничена ничем, кроме ответственности, а предопределенность, как ни крути, освобождает от неё. Если всё решили за тебя – значит, ты ни в чем не виновата».

– Глупости, Главный Судия! Как это – не виновата?

– Голос, ты снова здесь… и снова споришь, указываешь, противоречишь… но пусть так, и в чем же её вина?

– Все просто, старик! Если все решили за тебя – значит, ты виновата в том, что позволила все решить за себя.

– Ах, вот как? Все так просто? Да ты просто играешь словами, Голос!

– Не в этом случае, старик. А я думал, ты осмотрительней, ты ведь, кажется, считаешь себя конечной инстанцией. Предопределенность порой куда страшнее свободной воли и приносит куда больше зла, чем самое отъявленное своеволие – сам знаешь!

– Ты дерзишь, Голос! И вообще – все это вздор! Свободная воля – враг Долга, она вносит в предопределение элемент случайности! Это недопустимо!!

– Это почему, старик?

– Потому что это открывает дорогу дальнейшим нарушениям… и прекрати называть меня стариком!!

– Вот именно – открывает дорогу. Какой же ты молодец, старик!…

ПРИГОВОР

Темная Принцесса вышла из Зала Суда. Пройдя по огромному холлу, подошла к окну и раздраженно вперила неподвижный взгляд в тяжелые, шитые золотом занавеси. Она так глубоко ушла в раздумье, что не услышала легкого шелеста шагов. Рука легла ей на плечо, она дернулась, сбрасывая ее. Глубокий, звучный голос спросил:

– Ты сердишься, дитя?

– Я наказана.

– Да, ты наказана, дитя. Знаешь ли ты, за что? Поняла ли?

– За то, что нарушила долг. Знаю. Ты сказал.

– Нет, дитя. Всего лишь за неловкость.

Принцесса круто развернулась к собеседнику.

– Неловкость?! В чем? Он слагал гимны в мою честь, я имела право сделать то, что сделала. Ты же знаешь, призывающий принимает на себя последствия вызова. Боги делают то же, но их не наказывают!

– Принцесса Смерть, ты допустила оплошность. Ты забрала не одну жизнь, а две. Боги не допускают таких ошибок. А если допускают, их тоже – карают. Тебе не нужно было трогать Эвридику.

– Я не хотела забирать её жизнь. Это была случайность! Я же сказала. Она просто подвернулась под руку!

Главный Судия вздохнул, гася нетерпение и раздражение, и ласково погладил темную ткань шитого золотом рукава.

– Повторяю, дитя, ты допустила ошибку. Непрофессиональная работа. Тебе должно быть стыдно.

Холодный взгляд полыхнул огнем:

– Мне стыдно. Что ещё?

– Ты отбудешь наказание. Сполна. А потом они придут к тебе. Оба.

– А что, если вмешаются олимпийцы? Они ведь могут! Могут забрать их к себе. Дать бессмертие. И я никогда, слышишь, никогда его не увижу…

Легкая улыбка коснулась губ Судии.

– Ты так раздосадована, дитя, и так на нас обижена, что совсем потеряла способность мыслить. Здесь на этом берегу Палаты не только Смерти, здесь еще и Палаты Забвения. Для бессмертных.

Бледное, скрытое тенями лицо осветилось пониманием. И – надеждой.

– Ты хочешь сказать…?

– Да, дитя. Боги бессмертны, но не вечны. Забвение – вот истинная смерть для Бога. Когда на земле развеется дым жертвоприношений и время источит стены храмов, от всесильных сейчас олимпийцев останутся только их изваяния. Белые, холодные, пустые. А Божественный Огонь их душ вернется туда, где он начал свой путь- в пустоту. И они тоже придут к нам. Придут в твои палаты, в Палаты Забвения. Они, и все те, кого они наградили бессмертием. Поэтому утешься, говорю тебе – они придут к тебе. Оба. И оба будут – в твоей власти.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги