Книга Культурная эволюция. Как изменяются человеческие мотивации и как это меняет мир - читать онлайн бесплатно, автор Рональд Ф. Инглхарт. Cтраница 3
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Культурная эволюция. Как изменяются человеческие мотивации и как это меняет мир
Культурная эволюция. Как изменяются человеческие мотивации и как это меняет мир
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Культурная эволюция. Как изменяются человеческие мотивации и как это меняет мир

Гипотеза изменения ценностей, напротив, утверждает, что молодые люди больше поддерживают постматериалистические ценности, чем старшие поколения, только в том случае, если они выросли в существенно более безопасных жизненных условиях. Соответственно мы не ожидали бы межпоколенческих изменений в застойных обществах, и если будущие поколения уже не растут в более безопасных условиях, чем старшие, то межпоколенческие ценностные изменения не будут обнаружены. Однако степень защищенности, актуальная для «формативных лет» взросления, имеет долгосрочное влияние на индивида. Соответственно, по мере того как послевоенные, более постматериалистические когорты заменяют более старшие, материалистические, мы станем свидетелями постепенного перехода от материалистических ценностей к постматериалистическим. Разница между опытом лет взросления послевоенной когорты и всех предыдущих когорт создала огромные различия в их ценностных приоритетах. Однако эти различия стали очевидны только тогда, когда первое послевоенное поколение приобрело политическую значимость, т. е. через два десятилетия после Второй мировой войны, что внесло свой вклад в эпоху студенческих протестов в конце 1960‐х и в 1970‐е годы. Широко распространенный слоган среди протестующих в то время гласил: «Не верьте никому старше тридцати!»

В данной главе анализируются культурные изменения с использованием результатов репрезентативных национальных опросов, проведенных с 1981 по 2014 г. в более чем 100 странах[20], подкрепленных экономическими, демографическими и политическими данными. Эти масштабные эмпирические свидетельства показывают, что предсказанный нами межпоколенческий сдвиг от материализма к постматериализму действительно происходит. Однако мы также покажем, что это лишь единичный аспект широкого культурного сдвига от ценностей выживания к ценностям самовыражения, при которых во главу угла ставятся гендерное равенство, защита окружающей среды, терпимость, межличностное доверие и свобода выбора. Этот сдвиг касается и воспитания детей, где главным качеством, которое нужно воспитать, являются уже не трудолюбие, а воображение и толерантность. Этот сдвиг также приводит к возникновению новых вопросов в политических дебатах и способствует распространению демократии.

Культурные изменения и трансформации всего общества

Изменения ценностей могут преобразовать целые общества. Культура – это совокупность норм и умений, способствующих выживанию в определенной среде и определяющих стратегию выживания конкретного общества. Подобно биологической эволюции, развитие культуры происходит через процессы, аналогичные случайным мутациям и естественному отбору; но поскольку культура – это комплекс приобретенных знаний, а не врожденная особенность, то и изменить направление она может куда быстрее, чем биологическая эволюция.

В последние десятилетия доминирующие ценности в высокоразвитых обществах сильно изменились, трансформируя культурные нормы в отношении гендерных ролей, абортов, разводов, контроля рождаемости и сексуальной ориентации, которые до этого сохранялись столетиями. Один из наиболее ярких примеров – возникновение новых гендерных ролей. На протяжении всей истории женщины, как правило, были подчинены мужчинам и были ограничены узким набором ролей: сперва – как послушные дочери, а потом – как добропорядочные жены и матери. В последние десятилетия это положение коренным образом изменилось. Все чаще любая работа, которая доступна для мужчин, открыта и для женщин. Два поколения назад женщины составляли меньшинство среди студентов вузов.

Сегодня в индустриальных обществах их большинство среди студентов университетов, и среди преподавателей их доля также растет. Менее века назад в большинстве стран мира женщины не могли даже голосовать; теперь же они не только голосуют, но и занимают все больше парламентских мест во многих демократических странах, а также продвигаются на высшие политические позиции. После долгих веков существования в подчиненном положении женщины всё чаще занимают руководящие должности в академической жизни, бизнесе и государственном управлении.

Другой пример недавних общественных изменений: мэрами крупных городов, членами парламента, министрами иностранных дел и главами правительств становятся политики с открытой гомосексуальной ориентацией. С 2000 г. все больше стран легализуют однополые браки. Скорость изменений сильно варьируется, и страны с низкими доходами[21] (особенно исламские) сильно сопротивляются изменениям. Во многих странах гомосексуальность до сих пор вне закона, а в некоторых странах за гомосексуальное поведение предполагается смертная казнь. Например, в последних опросах в Египте 99 % населения заявили, что гомосексуальность «не оправданна никогда», – это означает, что в Египте гомосексуальность осуждают даже геи. Происходящие культурные изменения вызывают тревогу у тех, кто придерживается традиционных норм. Эти изменения породили одни из самых острых политических вопросов в развитых странах. Ими же можно объяснить современный конфликт между исламскими фундаменталистами и западными обществами. Население стран с высокими доходами за последние десятилетия быстро изменилось, тогда как в странах с мусульманским большинством население изменялось мало, и с их точки зрения социальные нормы современных богатых стран – упаднические и шокирующие. Растет пропасть между придерживающимися традиционных ценностей исламскими странами и развитым миром. Когда‐то многие жители мусульманских стран видели в западных демократиях образец для подражания; сегодня же исламские фундаменталисты считают, что от влияния западной культуры необходимо защищаться.

Познание и эмоции как источники изменения ценностей

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Готово ли российское общество к модернизации / под ред. М. К. Горшкова, Н. Е. Тихоновой. 2010.

2

Латова Н. В. Производственная культура рабочих современной России… // Мир России. № 1. 2017. С. 36–63.

3

Adorno, T. W., Frenkel‐Brunswik, E., Levinson, D. J., & Sanford, R. N. (1950). The authoritarian personality.

4

Christie, R. E., & Jahoda, M. E. (1954). Studies in the scope and method of «The authoritarian personality.»

5

Stenner, Karen. The authoritarian dynamic. Cambridge University Press, 2005.

6

Шкала ценностей выживания‐самовыражения описана в табл. 4.1 и в последующей дискуссии

7

Inglehart R. and W. Baker. 2000. “Modernization and Cultural Change and the Persistence of Traditional Values,” American Sociological Review 65(1): 19–51; Inglehart, Ronald and Pippa Norris 2004. Rising Tide: Gender Equality in Global Perspective. Cambridge: Cambridge University Press; Inglehart, Ronald and Christian Welzel, 2005. Modernization, Cultural Change and Democracy: The Human Development Sequence. New York: Cambridge University Press; Вельцель, Кристиан 2017. Рождение свободы. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены.

8

Inglehart, Ronald 1971. “The Silent Revolution in Europe: Intergenerational Change in Post‐Industrial Societies,” American Political Science Review 65, 4: 991—1017; Inglehart, Ronald, 1977. The Silent Revolution: Changing Values and Political Styles among Western Publics. Princeton: Princeton University Press; Inglehart, Ronald 1990. Cultural Shift in Advanced Industrial Society. Princeton: Princeton University Press; Inglehart, Ronald 1997. Modernization and Postmodernization: Cultural, Economic and Political Change in 43 Societies. Princeton: Princeton University Press; Inglehart, Ronald and Paul Abramson, Value Change in Global Perspective. Ann Arbor: University of Michigan Press, 1995. Inglehart, Ronald and Wayne Baker. 2000. “Modernization and Cultural Change and the Persistence of Traditional Values,” American Sociological Review 65, 1: 19–51; Inglehart, Ronald and Pippa Norris 2004. Rising Tide: Gender Equality in Global Perspective. New York: Cambridge University Press; Norris, Pippaand Ronald Inglehart, 2004. Sacred and Secular: Religion and Politics Worldwide. New York: Cambridge University Press. Инглхарт Рональд, Вельцель Кристиан. 2016. Модернизация, культурные изменения и демократия: Последовательность человеческого развития. Библиотека Фонда «Либеральная миссия».

9

Gelfand, Micheleet al. 2011. “Differences between Tight and Loose Cultures: A 33‐Nation Study.” Science 332(6033): 1100–1104.

10

Thornhill, Randy, Corey Fincher and Damian Aran, 2009. “Parasites, Democratization, and the Liberalization of Values across Contemporary Countries Biological Reviews 84(1): 113–131; Thornhill, Randy, Corey Fincher, and Damian R. Murray, 2010. “Zoonotic and Non‐zoonotic Diseases in Relation to Human Personality and Societal Values,” Evolutionary Psychology8:151—55; Fincher, Corey and Randy Thornhill, 2008. “Assortative Sociality, Limited Dispersal, Infectious Disease and the Genesis of the Global Pattern of Religious Diversity,” Proceedings of the Royal Society, 275(1651): 2587–2594; Fincher, Corey, Randy Thornhill, Damian Murray and Mark Schaller, 2008. “Pathogen Prevalence Predicts Human Cross‐cultural Variability in Individualism/Collectivism,” Proceedings of the Royal Society B275 (1640): 1279–1285.

11

Barber, Nigel 2011. A cross‐national test of the uncertainty hypothesis of religious belief. Cross‐Cultural Research, 45(3), 318–333.

12

Morris, Ian, 2015. Foragers, Farmers and Fossil Fuels: How Human values Evolve. Princeton: Princeton University Press.

13

Адорно, Теодор. Исследование авторитарной личности. Litres, 2016.

14

Инглхарт и Вельцель, 2005.

15

Inglehart, Ronald 1971.

16

Inglehart, Ronald, 1977.

17

Rokeach, Milton, 1968. Beliefs, Attitudes and Values. San Francisco: Jossey‐Bass, Inc; Inglehart, 1977; Inglehart 1997.

18

Эта гипотеза возникла благодаря индикаторам межпоколенческих изменений ценностей, которые возникли в эру студенческих протестов в конце 1960‐х и начале 1970‐х.

19

Boeltken, Ferdinand and Wolfgang Jagodzinski, 1985. “In an Environment of Insecurity: Postmaterialism in the European Community, 1970–1980.” Comparative Political Studies 17: 453–484.

20

Подробная информация представлена на сайтах Мирового исследования ценностей и Европейского исследования ценностей: http://www.worldvaluessurvey иwww.europeanvaluesstudy.eu.

21

Мы ссылаемся на классификацию низких доходов Мирового Банка 1990 г.: мы используем уровни доходов за этот период, поскольку существуют серьезные доказательства того, что базовые ценности формируются условиями, в которых происходило взросление, а не текущими экономическими условиями.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги