Книга Образец с небольшими изъянами: Депутатские будни - читать онлайн бесплатно, автор Вольфганг Бёрнзен. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Образец с небольшими изъянами: Депутатские будни
Образец с небольшими изъянами: Депутатские будни
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Образец с небольшими изъянами: Депутатские будни

Вначале оплачивались лишь служебные расходы, затем с течением времени выработалось «депутатское содержание». Так, Федеральный конституционный суд в 1975 г. ясно обозначил в своем «решении о диетах»[4], что денежное содержание депутатов по характеру не отличается от заработной платы, подтвердив, таким образом, то, что бывшая добровольная и неоплачиваемая должность переродилась в основную деятельность. Однако мысль о политической работе даром и исключительно на общественных началах до сих пор присутствует во многих оценках.

Парламент – магазин самообслуживания?

Женщины и мужчины, решившиеся идти в политику, должны знать, что лишь в самых редких случаях им приписывается бескорыстие и что чаще всего им придется сталкиваться с бесчисленными предубеждениями. К таковым относится, по-видимому, неизменное убеждение многих граждан в том, что каждый парламент, – а в особенности Бундестаг – есть не что иное, как магазин самообслуживания.

Эта тема горячо обсуждается СМИ каждый год – по крайней мере когда предстоит утверждение нового денежного содержания для депутатов. Все без исключения депутаты представляются общественности рвачами, которые утверждают сами себе не только денежное содержание, но и роскошные пенсии в придачу. В действительности же все выглядит несколько иначе. Ведь и упомянутое решение Федерального конституционного суда постановило, что денежные выплаты депутатам должны обеспечивать их финансовую независимость и быть для всех одинаковыми.

Денежное содержание депутатов: 11 лет без индексации

В 1977 г. ориентиром при определении денежных выплат депутатам Бундестага послужили оклады мэров крупных городов и федеральных судей. Денежное содержание депутата составляло тогда около 7500 марок в месяц, т. е. в районе 3750 евро. В последующие годы депутаты в общей сложности одиннадцать раз отказались от в общем-то полагавшегося им увеличения денежного содержания – как правило, под давлением общественности. При этом почти не упоминается тот факт, что они оказались за бортом процесса изменения доходов населения, а также то, что на них не распространяются тринадцатые зарплаты и рождественские и отпускные выплаты. Пока Бундестаг и дальше будет сам определять размер налогооблагаемых денежных выплат депутатам, эта дилемма не разрешится. Даже если для определения полагающегося денежного содержания депутатам будут привлечены независимые комиссии – как и было уже не раз предложено, – критики общественности все равно не избежать.

Нежеланная «привилегия»

Как бы странно это ни звучало на первый взгляд, но многие депутаты с радостью отказались бы от этой «привилегии» самим принимать решение о величине своего денежного содержания. Они были бы вполне довольны, если бы на протяжении последних двух десятилетий хотя бы частично почувствовали на себе изменение зарплат. Уже упоминавшееся решение Федерального конституционного суда «о диетах» ясно обязало депутатов самим и «перед глазами общественности» определять размер своего денежного содержания. Это мнимое «самообслуживание» привело к тому, что в настоящее время депутаты получают на несколько сотен евро в месяц меньше, чем мэры, судьи и высшие чиновники, к которым их вроде как приравняли в 1977 г.

Размер выплат депутатам определяется положением под аббревиатурой «R 6», устанавливающим содержание федерального судьи или муниципального выборного чиновника, обозначенным как «В 6». Соответствующая формулировка содержится и в законе о депутатах. Закон предусматривает также поэтапное повышение денежного содержания депутатов, которое, однако, не производилось на протяжении последних лет. В отличие от чиновников, депутаты не получают дополнительных выплат – местных или семейных надбавок, – которые в отдельных случаях могут означать прибавку 1300 евро к основной зарплате 7009 евро в месяц. Выплаты по возрасту положены депутатам лишь по достижении ими 65 лет и при условии восьмилетнего членства в парламенте. С каждым последующим годом членства в Бундестаге вплоть до 18-го депутат имеет право на эти выплаты на один год раньше.

Парламентариям и в будущем придется самим определять себе размер денежного содержания – теперь в начале каждого созыва и на весь срок полномочий. За непременно последующей очередной порцией общественной критики нужно обязательно обратить внимание на то, что одиннадцатикратный отказ от полагающихся по закону повышений денежного содержания означает не в последнюю очередь недостаток чувства собственного достоинства и смелости.

Под перекрестным огнем критики

Депутатам так и так придется смириться с тем, что их доходы будут всегда находиться под особенно пристальным вниманием общественности. Критика системы денежных выплат депутатам усугубляется еще и общей завистливой дискуссией в обществе. Многие люди не могут совместить представления о современных зарплатных требованиях депутатов с почти пустым пленарным залом, показываемым по телевидению.

Для того чтобы вести конструктивные дебаты по этому вопросу, важно посмотреть, как данная проблема развивается на уровне ландтагов. Результат можно назвать ошеломляющим. Если увеличение выплат депутатам Бундестага начиная с 1977 г. составило 76 %, то, к примеру, в Берлине депутаты местного ландтага стали получать на 310 %, а в Баварии и Гессене – и вовсе на 400 % больше.

Факты против предрассудков

Когда говорится о «магазине самообслуживания под названием Бундестаг», многие перенимают это (пред)убеждение без знания фактов. Для ведения конструктивной дискуссии необходимо знать реальные цифры и оперировать именно ими. Поэтому ниже приведем смету выплат депутатам Бундестага, составленную исходя из средней продолжительности рабочей недели между 80 и 100 часами[5]:

1. Зарплата депутата (налогооблагаемая) 7009 €

2. Расходная паушаль (не облагаемая налогом) 3647 €


Цель расходования:

a) Офисные расходы (телефонная связь, почтово-телеграф-ные, арендные расходы в избирательном округе, обслуживание избирательного округа)

b) Дополнительные расходы в пункте местопребывания Бундестага – на проживание и питание, а также на питание во время служебных командировок на территории Германии

c) Поездки по территории Германии, за исключением совершенных на железнодорожном и воздушном транспорте


Вычеты:

При отсутствии в пленарный день

по уважительной причине 50 €

При отсутствии вследствие пребывания в больнице или санатории, подтвержденной нетрудоспособности, подтвержденного ухода за больным ребенком, а также во время беременности 20 €

При отсутствии в пленарный день

без уважительной причины 100 €

При неявке на поименное голосование 50 €


Прочие выплаты

Сотрудники

• Возмещение подтвержденных затрат на парламентских сотрудников офиса в размере до 10 660 евро в месяц плюс особые выплаты – рождественские начисления, а также взносы работодателя в фонд социального страхования и т. д. Выплаты осуществляются Бундестагом непосредственно сотрудникам.

Бюро

• Бундестаг предоставляет оснащенный офис в Берлине. С 2001 г. он состоит из двух-трех комнат общей площадью 40–50 кв.м.

Расходы на проезд

• Бесплатный проезд на железнодорожном транспорте АО «Дойче Бан».

• Бесплатное использование служебного автомобиля в Берлине.

• Возмещение затрат на перелеты и проезд в спальном вагоне в служебных целях на территории Германии.

• Возмещение затрат на служебные поездки на городском общественном транспорте в пункте местопребывания Бундестага.

Использование телефонной и телеграфной связи

• Телефонные устройства Бундестага могут использоваться бесплатно. Расходы на телефонную связь в избирательном округе оплачиваются из расходной паушали.

Натуральные выплаты в рамках технического оснащения

• Члены Бундестага могут пользоваться некоторыми натуральными выплатами, не превышающими 9000 евро в год, в рамках так называемой концепции гибкой системы. Помимо, например, специальной литературы они включают в себя прежде всего:

канцелярские и служебные принадлежности; отправку телеграмм, писем и затраты на информационные и телекоммуникационные услуги.


Сколько зарабатывают другие


«Медвежьи услуги» самим себе

Тема денежных выплат депутатам, даже будучи окончательно проясненной Федеральным конституционным судом, все равно будет и дальше привлекать внимание общественности, причем сами депутаты и их фракции вносят в это немалую лепту. Конечно, со стороны Бундестага было бы непопулярным решением повысить, как это предполагает законодательство, денежные выплаты депутатам в то время, когда в стране высокая безработица и зарплаты и пенсии не индексируются. Поэтому регулярно возникающая вокруг очередного решения об определении величины депутатских зарплат шумиха в самом Бундестаге лишь еще больше запутывает и смущает граждан. То, что малые партии на публике высказываются против любого повышения, стало почти что ритуалом. При этом они ничем не рискуют, так как понимают, что и без того получат выгоду от решения двух больших партий, но сами при этом останутся «чистенькими».

Какое мнение по поводу правомерности увеличения денежного содержания депутатов может составить себе обычный гражданин, если в течение нескольких месяцев видит подобные заголовки:

«Запланировано повышение зарплат депутатам»;

«Президент хочет урезать выплаты депутатам»;

«Депутаты выступают за умеренное повышение своих зарплат»;

«Президент против повышения денежного содержания депутатам»;

«Вынужденные дебаты под покровом ночи»?

Общественность протирает глаза

Когда читаешь эти заголовки о дебатах в Бундестаге, разворачивающихся подобным образом ежегодно, становится ясно, что депутатам нечего удивляться, почему население не может понять их в вопросе о денежном содержании. Следующая статья еще более наглядно раскрывает проблему:

«Я думаю, этот парламент в конце концов не выдержит такого отношения к себе, когда его словно гонят по деревне, подобно перекормленной свинье» – с таким восклицанием обратился Хорст Эйльманн (ХДС) в заполненный зал. После споров о денежных выплатах депутатам в прошлом году многие надеялись на сей раз на более спокойный исход. Вплоть до обеда коалиция призывала «зеленых» отказаться от дебатов… «Зеленый» депутат Освальд Метцгер сетовал на недостаток воли к самоограничению: «У нас как раз сейчас идут жаркие тарифные споры в профсоюзе работников коммунального хозяйства и транспорта, а мы разрешаем себе глоток из бутылки». «Зеленый» политик Хэфнер, напротив, назвал изъятие депутатских зарплат из общего пакета мер по экономии «бесчувственным, неумным и безответственным». СДПГ отвергло «зеленую» программу экономии на депутатских зарплатах – парламентский ответственный секретарь партии Вильгельм Шмидт бушевал: «Вы поддерживаете ту самую программу правительства со всеми этими свинствами по сокращению расходов!» По словам депутата, шесть миллионов марок на денежные выплаты парламентариям не идут ни в какое сравнение с 50-миллиардным пакетом по сокращению расходов. Шмидт объявил всем, что «зеленые» занимаются в данном случае «чистой игрой в салки перед СМИ». Депутат от СДПГ Конради также обвинил «зеленых» в том, что они совершают «популистский отвлекающий маневр» только для того, чтобы сэкономить «смехотворные шесть миллионов марок». Одну лишь язвительную реакцию получила СвДПГ в ответ на свое предложение о переносе сроков повышения зарплат…

Вскоре дебаты переместились с трибуны в зал. Как на карусели, депутаты вращались на своих крутящихся стульях, чтобы услышать все реплики: «Вы не зарабатываете и 60 % того, что сейчас получаете!» – раздавалось из группы ПДС. ХДС/ХСС и СДПГ, подобно дрим-тим, пасовали мяч друг другу, взяв «зеленых» в клещи аплодисментов.

С колокольчиком в руках пришлось вице-президенту Антье Фолльмер («Союз 90/Зеленые») напоминать о правилах игры: «Это, безусловно, дискуссия, выматывающая нервы, однако вы должны помнить о том, что за ней следит общественность», – четко сформулировала она суть проблемы, вызвав протест СДПГ и ХДС/ХСС»[6].

Комментарии здесь, безусловно, излишни. Однако в каждом отдельном случае тема депутатских зарплат выходит за рамки мелких дебатов, так как необходимо помнить об одном: оплаты труда депутатов из государственных средств не избежать. Альтернативой могло бы стать финансирование политики третьими лицами, но этого всерьез никто не захочет.

«Прозрачный» депутат – возможное решение?

Несколько выпадают из поля зрения расходы, которые в различной степени несут депутаты всех фракций. Казначеи земельных и окружных отделений партии ожидают от депутатов регулярных взносов, составляющих сотни евро в месяц. Кроме того, как само собой разумеющееся воспринимается то, что каждый кандидат в значительной степени сам финансирует избирательную кампанию, а это, в свою очередь, означает расходы в диапазоне 8000—40 000 евро.


Некоторые депутаты решаются на то, чтобы полностью раскрыть свои доходы и расходы, предоставив таким образом «отчет» своим избирателям. Отчеты представляются на пресс-конференциях, лежат в печатном виде в офисах в избирательном округе, а теперь большинство из них можно скачать с интернет-страницы соответствующего депутата.

«Диета» к поправлению?

Граждане знают обычно лишь то, что депутаты получают зарплату чуть более 9000 евро в месяц плюс паушальные выплаты на сотрудников офиса, на его оснащение и ведение дел. Однако в любом случае считается, что выплаты депутатам слишком высокие и что в данном случае можно говорить о единственной в своем роде диете, при которой еще и набирают вес.

Не для того, чтобы создать впечатление о «голодающем» депутате, но для формирования справедливого мнения ниже приводятся данные из налогового извещения, показывающие, какие расходы несет депутат, получая свой обычный доход:

Миф о расходной паушали как о неналогооблагаемом доходе

Депутаты получают так называемую паушаль на расходы – без обязанности документального подтверждения произведенных расходов. Это ведет к тому, что распространяется мнение о дополнительном неналогооблагаемом доходе депутатов. Смета и здесь легко доказывает обратное:


Общая сумма паушали на расходы 39 625 €



Естественное и понятное или несправедливое требование?

Как бы полезно для повышения доверия к депутатам ни было подобное раскрытие финансовой информации, возникает вопрос: почему они должны выполнять эту роль «прозрачных депутатов»? Ни от одной другой группы не ожидают такого раскрытия своего имущественного положения. Конечно, на основании тарифной сетки сравнительно просто определить доход чиновников или работников общественного сектора, однако сведения об их расходах с полным основанием остаются табу для общественности.

Обязательства по опубликованию информации

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Учебник по политическому образованию для учащихся профессиональных школ. Брауншвейг, 1997.

2

Zeitschrift fiir Parlamentsfragen, 27. Jahrgang, 1996.

3

Quelle: Stichwort. Abgeordnete, Deutscher Bundestag, 1. Auflage, 2000

4

В данном случае «Diaten» – «диеты» – зарплата депутатов парламента.

5

По состоянию на январь 2006 г.

6

Die Welt, 25. Mai 1996.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги