banner banner banner
PEKiP: игра и движение. Более 100 развивающих игр для детей первого года жизни
PEKiP: игра и движение. Более 100 развивающих игр для детей первого года жизни
Оценить:
 Рейтинг: 0

PEKiP: игра и движение. Более 100 развивающих игр для детей первого года жизни


Раньше, особенно по выисодным., мы редко бывали дома. Мы оба занимались спортом, иногда вместе, иногда – порознь. Мы также часто ходили в кино или в гости к друзьям. Наши друзья, у большинства из которых нет детей, не понимают, что теперь по вечерам мы просто не можем куда-нибудь пойти» (Эвелин, 31 год, страховой агент).

Встречи с друзьями становятся для родителей не столь частыми, как раньше. Теперь им хотелось бы, чтобы с друзьями можно было делиться заботами, опасениями, повседневными происшествиями и радостями, связанными с ребенком.

С рождением ребенка в отношениях мужа и жены появляется нечто новое. Непонимание того, что происходит, часто выражается в недовольстве или ощущении полной потерянности, порождает состояние, которое называют «беби-шок».

Особенно тяжело вхождение ребенка в жизнь семьи происходит в семейных парах, которые прежде вели уединенный образ жизни. Им слишком непривычно, что кто-то постоянно нарушает их покой.

Опыт показывает: эти переживания могут послужить основой для создания более прочных и близких отношений и возрастания чувства самоценности.

Раньше уикенды принадлежали нам одним. Мы подолгу отсыпались и потом делали только то, что доставляло нам удовольствие. Сегодня всё по-другому. Младенец, конечно, желает, чтобы и по субботам, и по воскресениям, и ночью, и утром его непременно кормили бы грудью, пеленали, качали, словом, ухаживали бы за ним, как и во все другие дни. Из-за этого все наши выгодные начинаются уже не так безмятежно и спокойно. Мне лично это очень мешает. (Герд, 33 года, специалист по информатике).

Бывает, что, став родителями, люди поначалу испытывают разочарование. Интимность в их отношениях как-то вынужденно отступает на второй план, хотя в это время близкие отношения особенно важны. Но женщина большую часть времени ощущает близость и тепло младенца (ведь он совсем недолго может обходиться без ее внимания), и физическая близость с мужем в этот период становится не столь важной.

Воспринимают ли родители ребенка как сокровище, чудо, как благо или только как помеху? Это зависит от многого.

Был ли ребенок долгожданным, действительно «запланированным»? Принимают ли взрослые то, что теперь они еще и родители? Как сложилось их собственное детство? Возникали ли в ходе беременности неожиданные осложнения?

Многие будущие родители думают, что с появлением ребенка их жизнь изменится незначительно. И поначалу им приходится нелегко, ведь нужно учиться жить в новой реальности.

Работающая мама

Желательно, чтобы за младенцем ухаживал кто-то из близких: это важно и давно общепризнанно в странах Восточной Европы. Многие дети в яслях очевидно испытывают эмоциональный дефицит, поэтому в Чехословакии, например, еще в 6о-е годы XX века для матерей был введен годичный отпуск по уходу за ребенком. В Германии также с 1980-х годов по закону полагается соответствующий декретный отпуск для тех матерей (или отцов), которые выразили желание сидеть дома со своим ребенком.

С одной стороны, это шаг вперед. Но при этом некоторые матери теряли после декретного отпуска свой профессиональный статус. Или же, сидя дома с ребенком, они с самого начала чувствовали неудовлетворенность и предпочли бы выйти на работу. Другие матери просто вынуждены были работать, чтобы обеспечить семье соответствующий доход. Само понятие «декретный отпуск», употреблявшееся до последнего времени, всегда претило мне, поскольку повседневную жизнь с грудным ребенком едва ли можно сравнить с отпуском. В 2000 году это понятие заменили другим – «родительское время».

Тот факт, что мать выходит на работу, еще ничего не говорит о качестве и характере ее отношений с ребенком. И наоборот – само по себе постоянное пребывание дома не свидетельствует о высоком уровне их близости. Решающее значение имеет внутренняя связь, которая сближает обоих родителей с новорожденным.

С тех пор как моему сыну Томасу исполнилось полгода, я снова начала по выходным, дням руководить семинаром. В это время с Томасом оставался муж. Поначалу я не была уверена в том, что они оба справятся с этой ситуацией. Но постепенно у меня появилось ощущение, что связь между отцом и сыном стала гораздо крепче и глубже. Я могу спокойно оставлять их одних, а придя домой, я счастлива оттого, что могу с полной отдачей и радостью посвятить себя ребенку. (Лизель, 30 лет, социальный работник.)

Не сама по себе длительность физического присутствия матери возле ребенка, а характер их отношений, степень их близости – решающий фактор социального и психического развития ребенка. Чуткое отношение матери к малышу и настрой на материнство больше говорят об отношениях матери и ребенка, чем внешние, поддающиеся измерению признаки семейной ситуации, такие, например, как профессиональная занятость родителей.

Если за ребенком должен будет ухаживать какой-то посторонний человек (например, няня), нужно, чтобы он знакомился с ребенком постепенно, обретя уверенность прежде, чем мама оставит их одних.

Если вам предстоит решать, стоит ли возвращаться к профессиональной деятельности, необходимо продумать вместе с вашим мужем следующие вопросы:

– Сможете ли вы совмещать материнство и профессиональную деятельность?

– Как отнесется ваш муж к вашему желанию вернуться на работу?

– Готов ли он и сможет ли взять на себя часть нагрузки по ведению хозяйства и воспитанию ребенка?

– Доверите ли вы мужу решение этих задач и принесет ли это вам обоим удовлетворение?

– Как повлияет ваша профессиональная деятельность на семейные отношения?

– Готовы ли вы ограничить свои личные потребности или хотя бы отодвинуть их на задний план?

– Можете ли вы доверить дальнейший уход за ребенком какому-то надежному человеку?

Роль отца

До 1970-х годов при рассмотрении психологического аспекта развития ребенка на первый план выдвигались отношения матери и ребенка, во всяком случае – в начале его жизни. Но в последнее время положение стало меняться. Исследования показали, сколь важно для развития маленького ребенка общение с отцом.

Между тем роль отца в семье стала пониматься и реализовывать-ся по-разному. Особенно после того, как само традиционное представление об отцовской строгости и мужественности стало приниматься не всюду. В наше время часто говорят о так называемых «новых отцах». Роль отца в прежнем понимании не имеет уже превалирующего значения для всё большего числа мужчин. Важной частью жизненного опыта отцов часто становится сопереживание при рождении ребенка и дальнейший уход за ним. По мере возможности многие отцы стали принимать участие и в PEKiP-группах.

Новое понимание роли отца пробивается в нашем обществе с большим трудом, потому что в этой области заложено еще слишком мало теоретических основ и едва ли имеется достаточный практический опыт.

В старших поколениях всё еще живы стереотипы представлений о роли отца в семье, несовместимые с новыми взглядами. Прежде в научных исследованиях упоминалось о мужчинах лишь как об «отсутствующих отцах». Между тем у грудного ребенка есть реальная потребность в общении с отцом.

С 1970 года взаимоотношения между отцом и ребенком стали предметом наблюдения и анализа. Вскоре выяснилось, что матери и отцы относятся к новорожденному по-разному.

На первый взгляд, отцы внимательнее и больше ориентированы на игру с младенцем. Они больше разговаривают с ним, подражая ему, раньше начинают играть, тиская и обнимая его, легче вовлекают его в игру. Вместе с тем кормлением детей и уходом за ними они заняты намного меньше, чем женщины.

Культурологические и социологические исследования показывают, что дети, с которыми в младенчестве много времени проводили не только мамы, но и папы, легче привыкают к новым ситуациям и незнакомым людям.

Обычно отцы предлагают свою помощь после какого-нибудь праздничного вечера или в свободное время. В часы после ужина и до отхода ко сну они охотно играют с детьми.

Потребности младенцев

Дети, только появившись на свет, сразу же проявляют свою индивидуальность: один младенец с интересом оглядывается вокруг, другой выглядит тихим и сонным. Один более ласковый, а другой – резкий и бойкий. Некоторых детей родители чувствуют и понимают без особого труда. С другими же не получается так легко, и от родителей потребуются специальные усилия.

Карина еще в родильном доме просыпалась каждый раз, как только открывалась дверь или в комнате разговаривали. Это не изменилось и дома. Когда она засыпает или спит, мы стараемся не шуметь.

К шумам Карина очень чувствительна. К этим ее особенностям следует отнестись серьезно: ребенку нужно время для адаптации к жизни в семье.

Младенцы засыпают по-разному. Некоторым необходимо, чтобы их долго укачивали на руках, что для родителей бывает довольно тяжело. А какие-то дети засыпают только возле материнской груди. Кому-то, чтобы заснуть, достаточно колыбельной песенки, кому-то нужно, чтобы мама или папа приласкали их, поговорили с ними. Другим детям помогает, если они ощущают возле себя запах матери. Можно положить им в кроватку майку или рубашку, которую вы носили. Может быть, ваш младенец будет лучше засыпать в затемненном помещении.

Некоторые дети с помощью плача избавляются перед сном от напряжения и страхов.

Моя дочка Алика плачет во сне. Но не проходит и пяти минут, как она засыпает. Поначалу я ее сразу же вынимала из кроватки, как только она заплачет, хотя и знала наверняка, что девочка очень утомлена. Но каждый раз, когда я укладывала ее снова, она начинала плакать еще сильнее. И я заметила, что этот процесс раздражает и возбуждает ее. С тяжелым, сердцем я стала пережидать, и через короткое время она прямо посреди крика умолкала, переставала плакать и засыпала. Это и сейчас всё еще так. Ее крик длится не более трех-пяти минут. (Марианна, 35 лет, медицинская сестра.)

Мы можем наблюдать у малышей два стадии сна:

В спокойной стадии сна лицо ребенка расслабленно, спокойно, веки закрыты и неподвижны. Кроме того, при редких вздрагиваниях или легких движениях рта тело остается неподвижным. Младенец находится в состоянии полного покоя, дышит равномерно.

В активной стадии сна глаза ребенка обычно также закрыты. Но время от времени он моргает, у него двигаются ручки и ножки, а иногда и всё тело. Дыхание неравномерное и несколько более частое, чем в стадии спокойного сна. Мы видим, как на лице ребенка отражается его душевное состояние: он улыбается или морщит лоб, внезапно делает жевательные или сосательные движения. Эта стадия повторяется каждые 30 минут. Просыпанию в большинстве случаев предшествует активная, а не пассивная стадия сна.

Состояние сонливости, вялости служит переходом между бодрствованием и сном. ([4]. с. 37)

Дети не только засыпают, но и просыпаются по-разному. Один ребенок немедленно начинает кричать, так как после долгого «одиночества» во время сна ему хочется, чтобы кто-то занялся им. А другой, проснувшись, сначала лежит в своей кроватке спокойно и лепечет что-то сам себе, прежде чем ему потребуется общество.

Нечто подобное происходит и тогда, когда мы утешаем детей. Одних достаточно просто взять на руки. Другим же нужно длительное и интенсивное внимание. Они хотят, чтобы их поносили на руках туда-сюда, и только после этого успокаиваются.

Характер движений младенца помогает нам понять его настроение, т. е., буквально, «что им движет». Со временем вы ближе познакомитесь со своим ребенком и вам будет несложно почувствовать тончайшие нюансы его поведения и настроения, понять, что ему сейчас нужно.

Моя вторая дочь почти не плачет. Даже тогда, когда она голодна. Она становится беспокойной и энергично сучит ножками. Так я понимаю, что настало время кормления.

Эта мать правильно интерпретирует внешнее выражение потребностей своего ребенка и идет ему навстречу, не дожидаясь более сильных проявлений.