banner banner banner
Пастырское богословие
Пастырское богословие
Оценить:
 Рейтинг: 0

Пастырское богословие


Каноны запрещают рукополагать тех, кто однажды отрекся от веры[80 - I Всел. 10: «Если которые из падших произведены в клир, по неведению, или со сведением произведших: сие не ослабляет силы правила церковнаго. Ибо таковые, по дознании, извергаются от священнаго чина».]. Отступничество не только свидетельствует о шаткости веры, но и компрометирует доброе имя христианина, без которого невозможно пользоваться доверием паствы. Разумеется, к отступникам не относятся те, кто отрекся от веры до Крещения, так как Крещение омывает человека от всякого греха, даже столь тяжкого[81 - Анк. 12: «Прежде крещения идоложертвовавших, и потом крестившихся, рассуждено производити в чин священный, яко смывших грех».]. Кроме того, следует оговориться, что в настоящее время люди, крещенные в детстве без здоровой мотивации и не получившие достаточного христианского воспитания, едва ли могут быть лично ответственными за прошлое «неверие», и, если у них нет тяжких нравственных падений, могут становиться клириками после достаточного для их твердого воцерковления периода жизни в Церкви.

2. Достаточный уровень образования

Образовательный ценз для кандидатов в священство меняется в зависимости от культурного контекста эпохи. Апостол Павел требовал, чтобы епископ был учителен (греч. ??????????), т. е. способен учить свою паству (1 Тим. 3:2). Положительное церковное законодательство Византии ограничивается самыми элементарными и общими требованиями. Так, если имп. Юстиниан предписывал клирикам знать только «грамоту и правую веру»[82 - Нов. Юст. 123. 12.], VII Вселенский Собор требует от ставленника усердия к чтению Евангелия «и всего божественного Писания», знание Псалтири (вероятно, наизусть, – для употребления в проповеди) и церковных правил[83 - VII Всел. 2.]. В допетровской Руси уровень образования кандидатов не всегда был достаточно высоким[84 - См. Послание архиеп. Геннадия Новгородского митрополиту Симону // Акты исторические. Т. 1. СПб., 1841. № 104. С. 147: «А се приведут ко мне мужика, и аз велю ему апостол дати чести и он не умеет ни ступити, и аз ему велю псалтырю дати и он и по тому едва бредет, и аз его отреку, и они извет творят: земля, господине, такова, не можем добыти кто бы горазд грамоте».]. При императоре Петре I впервые официально предписывается «не ставить в священники и диаконы ни одного, который в школе дому архиерейского не наставлен есть»[85 - Духовный регламент. М., 1897. С. 93 (Прибавления о правилах причта церковнаго и чина монашеского. «О пресвитерах». п. 1).], а епископам усердно изучать каноны, слушая их чтение во время трапезы[86 - Духовный регламент. М., 1897. С. 27 (Дела епископов. п. 3).]. В Синодальный период ставленниками на степени диакона и пресвитера становятся, как правило, выпускники духовных семинарий, на степень епископа – выпускники академий, имеющие степень кандидата богословия.

3. Душевная кротость

Апостол Павел предписывает епископу быть не буйным и сварливым, но тихим и миролюбивым (1 Тим. 3:3). Положительное церковное законодательство в развитие этих принципов воспрещает духовному лицу всякое убийство, даже по неосторожности или в целях необходимой самообороны[87 - Ап. 66: «Аще кто из клира в сваре кого ударит, и единым ударением убиет: да будет извержен за продерзость свою». Вас. Вел. 55: «Разбойников взаимно поражающие, аще не суть в церковном служении, да будут отлучаемы от причастия Святых Таин: аще же клирики, да низложатся со своего степени. Ибо речено: всяк приемший меч, мечем погибнет».], т. е. не влекущее за собой уголовно-правовой ответственности[88 - УК РФ. Ст. 37.]. Очевидно, что решающим моментом для клирика является объективная сторона деяния, т. е. пролитие человеческой крови, субъективные же причины, вызвавшие это пролитие, не являются важными[89 - Григ. Нисск. 5: «Аще кто, хотя невольно, будет осквернен убийством, такового, как уже соделавшегося нечистым чрез нечистое дело, правило признало недостойным священнической благодати».], поскольку пролитие человеческой крови противоречит содержанию служения, совершаемого священником, в центре которого находится принесение бескровной жертвы в таинстве Евхаристии. Зонара на канон Вас. Вел. 55 замечает, что «это правило тяжкое, ибо трудно человеку воздержаться от убиения разбойника, угрожающего убить его и еще многим другим зло сделать». Священник также не может участвовать в боевых действиях с оружием в руках[90 - Вальсамон в комментарии на Вас. Вел. 43 говорит о низложенном епископе, который во время войны убил турка, угрожавшего ему мечом.]. История Церкви знает и примеры извержения клириков за доведение до смерти грубым словом[91 - Вальсамон, комментарий на Вас. Вел. 43.].

Вопросы к параграфу:

1. По каким конкретным признакам можно с удить о достаточно зрелой вере кандидата в клир?

2. Каким правоустановительным актом Русской Церкви вводится обязательный образовательный ценз кандидатам в клир?

3. Каковы канонические последствия невольного убийства для кандидата в клир? Почему?

4. Требования к социальным качествам рукополагаемого

1. Добрая репутация

Священнослужитель должен пользоваться доверием и уважением своей паствы, иначе его служение будет ущербным. Апостол Павел, перечисляя необходимые для этого душевные качества, подчеркивал, что кандидат в священный сан должен иметь доброе свидетельство от внешних (т. е. от язычников), чтобы не вызвать нарекания (1 Тим. 3:3–7; 4:12)[92 - Подробнее см. выше в гл. 1.], так как образцом для народа Божия пастырь может стать лишь тогда, когда его имя не опорочено деяниями, которые признаются безнравственными общественной моралью или правом. Так, каноны запрещают принимать в клир присвоившего чужое, клятвопреступника[93 - Ап. 25: «Епископ, или пресвитер, или диакон, в блудодеянии, или в клятвопреступлении, или в татьбе обличенный, да будет извержен от священного чина, но да не будет отлучен от общения церковного».], злонамеренного самооскопителя[94 - I Всел. 1: «Аще у кого в болезни врачами отъяты члены, или кто варварами оскоплен: таковый да пребывает в клире. Аще же, будучи здрав, сам себе оскопил: таковаго, хотя бы и к клиру причислен был, надлежит исключити, и отныне никого из таковых не должно производити».], а также человека, имеющего недостаточно почтенное для своего времени занятие (см. ниже).

Вообще, совесть кандидата не может быть отягощена такими грехами, которые влекли за собой в Древней Церкви публичное покаяние. Согласно канонам, доказанная виновность в явном грехе препятствует рукоположению[95 - Ап. 61: «Аще верный обвиняем будет в любодействе, или в прелюбодействе, или во ином каком запрещенном деле, и обличен будет: да не вводится в клир».]. Неосновательные же обвинения (тем более подозрения) не могут воспрепятствовать хиротонии.

Для испытания совести кандидата священноначалие назначает особых духовников, принимающих исповедь перед хиротонией и свидетельствующих перед церковной властью об отсутствии у кандидата канонических препятствий к священству[96 - I Всел. 9: «Если некоторые без испытания произведены в пресвитеры, или хотя при испытании исповедали свои грехи, но, после их исповедания, противу правила подвиглись человеки, и возложили на них руки: таковых правило не допускает до священнослужения. Ибо Кафолическая Церковь непременно требует непорочности». I Всел. 10: «Если которые из падших произведены в клир, по неведению, или со сведением произведших: сие не ослабляет силы правила церковнаго. Ибо таковые, по дознании, извергаются от священнаго чина». Неокес. 9: «Пресвитер, аще согрешив телом произведен, и исповедует, что согрешил прежде рукоположения, да не священнодействует».]. Следует еще раз оговориться, что речь идет только о таких несовместимых со священным званием делах, которые имели место после Крещения кандидата[97 - Таков общий принцип всех препятствий к священству, ср.: Ап. 17: «Кто по святом Крещении двумя браками обязан был, или наложницу имел, тот не может быти епископ, ни пресвитер, ни диакон, ниже вообще в списке священнаго чина».]. Однако если речь идет о явных тяжких преступниках (например, опасных и жестоких насильниках, рецидивистах), хиротония таковых и после Крещения представляется невозможной, не потому конечно, что их Крещение в чем-то может быть ущербным, а именно в силу неисправимой ущербности их репутации, а также очевидной порочной склонности этих лиц.

2. Брачный статус кандидата

Брак как таинство служит образом соединения Христа с Его Церковью. Поскольку этим образом не может служить такой брак, где нет нерушимого супружеского союза, священник, служащий и преподающий таинства верным, сам не может иметь порок или недостаток в своем браке. Основные нормы, регулирующие брак клирика, содержатся в Апостольских правилах 17 и 18; итоговым является канон III Трулльского Собора. Согласно этим канонам, брак будущего священнослужителя должен быть моногамным во всех возможных смыслах этого термина, а именно: а) единственным[98 - Ап. 17 (см. выше).]; б) не на вдове, или на разведенной, или на блуднице[99 - Трул. 3: «кто по крещении двумя браками обязан был, или наложницу имел: тот не может быти епископом, ни пресвитером, ни диаконом, ниже вообще в списке священнаго чина. Такожде взявший в супружество вдову, или отверженную от супружества, или блудницу, или рабыню или позорищную, не может быти епископом, ни пресвитером, ни диаконом, ниже вообще в списке священнаго чина». «Позорищная» (греч. ? ??? ??????) – актриса; вплоть до поздней Византии профессия актера устойчиво ассоциировалась как в каноническом, так и в императорском законодательстве с непристойным образом жизни (см. Karpozilos A., Kazhdan A. Actor // The Oxford Dictionary of Byzantium. Vol. I. P. 16).]. Кроме этого, брак должен быть заключен только в дозволенной канонами степени родства[100 - Ср. Ап. 19: «Имевший в супружестве двух сестер, или племянницу, не может быти в клире».]; впрочем, это требование относится ко всем православным христианам. Жена будущего клирика, как было сказано выше, должна быть православной христианкой[101 - Карф. 45 (см. выше).].

Все эти требования относятся к кандидатам на посвящение в низшие степени клира, включая пресвитера. Епископы, начиная с VI века, обязаны сохранять безбрачие[102 - Юст. Нов. 6. 1; Трул. 12: «Дошло до сведения нашего и то, что в Африке, и Ливии, и в иных местах некоторые из тамо сущих боголюбезнейших предстоятелей, и по совершившемся над ними рукоположении, не оставляют жити купно со своими супругами, полагая тем претыкание и соблазн другим. Имея убо великое тщание, дабы все устроити к пользе порученных паств, признали мы за благо, да не будет отныне ничего таковаго».]. Каноны не требуют монашеского пострига от рукополагаемого во епископа, однако действующий Устав Русской Церкви безусловно требует монашеского пострига кандидата, который может быть избран из не состоящих в браке лиц белого духовенства[103 - Устав. XV. 10.].

3. Достаточная свобода общественного положения

Недостаток необходимой свободы в прежние эпохи могли иметь рабы и крепостные: они не могли вступать в клир без согласия своих господ предоставить им полную свободу от зависимого положения[104 - Ап. 82: «Не позволяем в клир производить рабов, без согласия господ, к огорчению владетелей их». Нов. Юст. 123. 17: «Если некий раб, с ведома господина и без его возражений будет почислен в клир, в силу самого этого почисления пусть считается свободным и благородным». В конце Синодальной эпохи не располагали достаточной свободой для хиротонии все представители податных сословий: крестьяне, мещане, городские рабочие; они должны были получить законное увольнение от своего общества (Свод Законов Российской Империи. Т. IX. Ст. 270).].

В наше время, когда все граждане располагают равным объемом правоспособности, эти нормы потеряли свою актуальность, однако остались актуальными и применимыми в церковной жизни другие нормы. Так, не могут вступать в клир без увольнения от своих обязанностей государственные служащие[105 - Ап. 81: «Не подобает епископу, или пресвитеру вдаватися в народныя управления, но неупустительно быти при делах церковных. Или убо да будет убежден сего не творити, или да будет извержен».], как то государственные и муниципальные чиновники, работники прокуратуры, судьи, депутаты законодательных собраний. Военнослужащие[106 - Ап. 83: «Епископ, или пресвитер, или диакон, в воинском деле упражняющийся, и хотящий удержати обое, то есть, римское начальство и священническую должность: да будет извержен из священного чина».], причем не только носящие оружие[107 - Поздневизантийские комментаторы, Зонара и Вальсамон считали, что в Ап. 83 речь идет об управляющих имуществом войска, осуществляющих набор солдат и т. д.], также должны получить увольнение от своей должности. Разумеется, эта норма не имеет в виду военное духовенство, исполняющее свои прямые обязанности в воинских частях.

4. Светская профессия кандидата

Кандидаты в священство не должны заниматься профессиональной деятельностью, на которую общество смотрит неодобрительно. Этот общий принцип выводится из следующих двух канонических запретов на хиротонию:

– будущий клирик не может быть ростовщиком, если только не раздаст прибыль от ростовщичества бедным с обещанием не возвращаться к этому занятию[108 - Вас. Вел. 14: «Вземлющий лихву, аще восхощет неправедную корысть истощити на нищих, и впредь от недуга любостяжания свободен быти, может принят быти в священство».];

– кроме этого, каноны крайне отрицательно относятся к актерам языческих театров, которые приравниваются даже к отступникам от христианской веры; таковые могут быть почислены в клир только после оставления своей профессии[109 - Карф. 55: «Позорищные и глумящиеся на зрелищах и прочие таковые лица, или отступники, кающиеся и обращающиеся к Богу, да не лишаются благодати или примирения». Об отношении к актерству в эпоху Вселенских Соборов, см. прим. 53.].

В заключение следует отметить, что в целом каноны не приводят законченного списка пороков или профессий, препятствующих священному служению, предоставляя свободу суждения о достоинстве кандидата высшей церковной власти, преподающей благодать священства[110 - См. Лаод. 12: «Епископов, по суду митрополитов и окрестных епископов, поставляти на церковное начальство, и притом таких, которые с давнего времени испытаны и в слове веры, и в житии сообразном правому слову».].

Вопросы к параграфу:

1. Какие профессии считались древними канонами недопустимыми для кандидата в клир? Почему?

2. С какого века нормативно установлено обязательное безбрачие епископа? Связано ли это требование с необходимостью монашеского пострига?

5. Требования к физическим качествам рукополагаемого

1. Отсутствие телесных недостатков, прямо препятствующих исполнению церковного служения. Каноны подчеркивают незначительность таких недостатков, которые, если и портят внешний облик человека или ухудшают качество его жизни, все-таки не вредят его нравственному облику и не мешают его служению; например, если достойный кандидат лишен глаза или имеет больную ногу[111 - Ап. 77: «Аще кто лишен ока, или в ногах (в греч. тексте канона: ?? ?????? – нога в ед. ч.) поврежден, но достоин быти епископ: да будет. Ибо телесный недостаток его не оскверняет, но душевная скверна».]. Но глухой или слепой уже не могут стать клириками (соответствующий канон говорит о епископе, однако его не только можно, но и нужно интерпретировать расширительно), чтобы не возникало никаких «препятствий в делах церковных»[112 - Ап. 78.]. Как справедливо заметил А.С. Павлов, «по смыслу этого общего правила должны быть разрешаемы вопросы о безруких, безногих, одержимых падучей или неизлечимой душевной болезнью, хотя специальных постановлений об этом мы и не находим в наших канонических постановлениях»[113 - Павлов А.С. Курс церковного права. СТСЛ., 1902. С. 197.].

2. Отсутствие душевной болезни. Как уже упоминалось, в клир не принимаются страдающие от психических расстройств. Это условие выводится как расширительное толкование канона Ап. 78 о телесных недостатках; душевная болезнь в периоды обострений делает служение священника не просто затруднительным, но прямо невозможным, лишая его не только рассудка, но и воли. Кроме этого, запрещается принимать в клир «одержимых бесом»[114 - Ап. 79: «Аще кто демона имеет: да не будет принят в клир, но ниже с верными да молится. Освободясь же, да принят будет с верными, и аще достоин, то и в клир».].

К сказанному выше о телесных и душевных недугах служителей алтаря следует добавить, что, если священнослужитель уже по своем вступлении в священство приобрел заболевание, которое препятствует вступлению в клир, он ни в коем случае не исключается из клира[115 - Вальсамон в своем толковании на Ап. 78 говорит, что ему не дается новых дел, но не отнимаются прежние.]. При этом, однако, заболевание может сделать невозможным исполнение им священнических обязанностей.

3. Зрелый возраст. Каноны и византийские императорские законы[116 - Они включены и в византийские Номоканоны, и в славянские Кормчии.] устанавливают следующие минимальные возрастные пределы для разных степеней клира: для епископа – 35 лет[117 - Юст. Нов. 123. 1. Юст. Нов. 137. 2.], для пресвитера – 30 лет[118 - Трул. 14. Неокес. 11. Нов. Юст. 123. 13.], для диакона – 25 лет[119 - Трул. 14. Карф. 22. Нов. Юст. 123. 13.]. Диаконисса поставлялась не ранее 40 лет[120 - Трул. 14. Нов. Юст. 123. 13.], иподиакон – 20[121 - Трул. 15.], чтец – 18 лет[122 - Нов. Юст. 123. 13.]. Согласно действующему Уставу, кандидат во епископа должен быть не моложе 30 лет, а для хиротонии во диакона или пресвитера необходимо достигнуть лишь гражданского совершеннолетия[123 - Устав. XVI. 10; XVII. 24.].

Вопросы к параграфу:

1. Каков общий принцип, положенный в основание канонических требований к физическому состоянию кандидата в клир?

2. Как влияет на дальнейшее прохождение священного служения клирика болезнь, приобретенная им после вступления в клир?

3. Назовите возрастные границы рукоположения во диакона, пресвитера, епископа.

6. Требования к акту посвящения

При наличии рукополагающего епископа и рукополагаемого кандидата, соответствующих приведенным выше требованиям, хиротония должна отвечать еще следующим дополнительным условиям:

1. Свободное волеизъявление кандидата. Совершение таинства Священства предполагает ощущение призвания к священному служению и свободное влечение к нему. Запрещается рукополагать того, кто явно выражает свое нежелание к посвящению[124 - Вас. Вел. 10. Комментарий Зонары на этот канон: «Некоторые, будучи призываемы к принятию рукоположения, связывали себя клятвою – не принимать хиротонии. Таковых, говорит святый отец, не должно принуждать к нарушению клятвы».]. Вместе с тем, единожды выразив свое согласие на вступление в клир и на послушание священноначалию, рукоположенный призывается смиренно подчиняться решению епископа о возведении его на следующие степени[125 - Карф. 40: «Аще которые либо причетники и диаконы будут непослушны епископам своим, хотящим по необходимым обстоятельствам своих церквей возвести их на высшие степени в церкви своей: таковые да не служат и в той степени, из которой возведены быти не восхотели».].

2. Хиротония во епископа и священника совершается в храме на полной литургии в присутствии верного народа Божия, который свидетельствует о достоинстве рукополагаемого[126 - Карф. 61. Феоф. Алекс. 7: «…весь собор священнослужителей да согласится и да изберет, и тогда епископ да испытает избраннаго, и с согласием священства да совершит рукоположение среди церкви, в присутствии народа, и при возглашении епископа, аще может и народ свидетельствовати о нем. Тайно же да не бывает рукоположение. Ибо когда церковь пребывает в мире, тогда рукоположениям прилично совершатися в церкви в присутствии святых».]. Хиротония во диакона может быть совершена и на Литургии Преждеосвященных Даров.

Последовательность хиротоний

Хиротония совершается, только если рукополагаемый прошел последовательно через предыдущие церковно- и священнослужения, от низших к высшим[127 - Двукр. 17: «правильно рукополагаемый да пройдет чрез все степени священства, исполняя в каждом положенное законом время».]. В каждой степени он должен пребывать «не слишком малое время, в продолжение которого могли бы быть усмотрены его вера, благонравие, постоянство и кротость, и он, быв признан достойным божественного священства, получил бы величайшую честь»[128 - Серд. 10.]. Однако древними церковными нормами длительность служения на той или иной степени клира не оговаривается; пресвитерская хиротония может отстоять от диаконской на непродолжительный срок[129 - Ср.: комментарий Вальсамона на Двукр. 17: «Рукоположение на каждую степень по необходимости должно совершаться через семь дней».]. В практике Русской Церкви поставление во чтеца, иподиакона и рукоположение во диакона могут быть совершены в один день.

Хиротония не совершается дважды на одну степень священнослужения, если нет доказательств незаконности или неправильности прежней хиротонии[130 - Ап. 68: «Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, приемлет от кого-либо второе рукоположение: да будет извержен от священного чина, и он, и рукоположивый; разве аще достоверно известно будет, что от еретиков имеет рукоположение».].

Хиротонии без определения к конкретному месту противоречат древним церковным нормам[131 - IV Всел. 6: «Решительно никого, ни во пресвитера, ни во диакона, ниже в какую степень церковного чина, не рукополагать иначе, как с назначением рукополагаемого именно (??????) к церкви градской, или сельской, или к мученическому храму, или к монастырю. О рукополагаемых же без точного назначения (???????? ????????????????), Святый Собор определил: поставление их почитать недействительным, и нигде не допускать их до служения, к посрамлению поставившего их».]. Служение клирика приобретает свой изначальный смысл, если совершается внутри местной христианской общины. В настоящее время в Русской Церкви указы об определении на должность, как правило, предшествуют посвящению, поэтому рукоположение совершается над лицом, которому уже указано определенное место служения. Исключения составляют рукоположения, совершаемые в духовных школах над лицами, еще не завершившими обучение: они получают назначение на служение по окончании обучения.

Таинство Священства должно совершаться епископом в своей местной церкви (общине), на которую простирается его юрисдикция. Это означает, что ни кандидат не рукополагается в чужой епархии, ни рукополагающий не рукополагает вне своей епархии (без особого на то разрешения компетентного епископа)[132 - Ап. 35: «Епископ да не дерзает вне пределов своея епархии творити рукоположения во градех и в селех, ему не подчиненных». Ант. 13, 22.].

Недействительны рукоположения с подкупом, или так называемая симония

Бог, подавая Церкви Свои благодатные дары, требует от получивших, чтобы они даром и раздавали их (Мф. 10:8). Целый ряд древних канонов и императорских законов направлены на борьбу с этим разрушительным для Церкви грехом[133 - Ап. 29: «Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, деньгами сие достоинство получит: да будет извержен и он, и поставивший, и от общения совсем да отсечется». Трул. 22: «Во епископы, или в какую бы то ни было степень клира поставляемых за деньги, а не по испытанию и избранию за образ жизни, повелеваем извергати, такожде и тех, коими они поставлены». См. также IV Всел. 2; VII Всел. и др.]. Симонией особого рода считается также использование светской власти для приобретения священного сана[134 - Ап. 30: «Аще который епископ, мирских начальников употребив, чрез них получит епископскую в церкви власть: да будет извержен и отлучен, и все сообщающиеся с ним». Разумеется, к этому канону применимо расширительное толкование, позволяющее применение нормы не только к епископам, но и клирикам любой другой степени.]. Наказанию подлежат обе стороны, – и преподавший и получивший такую «хиротонию», причем, по Апостольским канонам, после низвержения из сана они подвергаются бессрочному отлучению от Причастия (позднейшие каноны требуют только извержения). Византийское императорское законодательство в рамках борьбы с симонией неоднократно назначало фиксированные «ставленные пошлины», упорядочивавшие внесения денежных средств в казну архиерея не как тайный подкуп, а публичный дар, обязательный для всех кандидатов[135 - Нов. Юст. 123. 3: «…Все это мы повелеваем всячески соблюдать, чтобы ни церкви не обременялись долгами, ни дар священства не выставлялся на продажу».].

Вопросы к параграфу:

1. Что говорят каноны о временной дистанции между последовательно совершаемыми над клириком рукоположениями?