banner banner banner
Пастырское богословие
Пастырское богословие
Оценить:
 Рейтинг: 0

Пастырское богословие


2. Что такое «абсолютные рукоположения»? Почему они не допускаются?

3. Что такое симония? Какие наказания предусмотрены канонами за это преступление?

7. Канонические последствия хиротонии

После рукоположения клирик приобретает некоторые особые права в Церкви, например, право пользоваться почтением со стороны своей паствы[136 - Это право обеспечивается канонами «от противного»: к ак наказание за оскорбление духовного лица. См., например: Собор в храме Св. Софии. 3:» Аще кто из мирян, возпреобладав и пренебрегши повеления Божия и царские, и поругавшись достойным благоговения церковным уставам и законам, дерзнет бити, или заключали в темницу епископа, или без вины, или под вымышленными предлогами вины: таковый да будет анафема». Императорское законодательство (Нов. Юст. 123. 31, 44) наказывает ссылкой и порой даже смертной казнью дерзающих препятствовать клирику в его служении или издеваться над священным саном в сценических постановках.]. Однако важнее иметь в виду, что на него возлагается и целый ряд обязанностей, исполнение которых не требуется от мирян.

Общий принцип гласит: все, что препятствует хиротонии, недопустимо и для рукоположенного (убийство, прелюбодеяние, блуд и прочие тяжкие грехи[137 - Ап. 25, 66. Вас. Вел. 3, 32, 51, 70.], а также военная и государственная служба[138 - Ап. 81: «Рекли мы, яко не подобает епископу, или пресвитеру вдаватися в народныя управления, но неупустительно быти при делах церковных». См. также Двукр. 11.]). Ниже перечислены другие обязанности клирика, предписанные церковным законодательством.

1. Клирику необходимо воздерживаться от различных светских занятий, несовместимых с достойным служением священнослужителя. Так, 3 канон IV Всел. Собора запрещает клирику брать на себя поручительство по частным делам («устроять дела») и заниматься откупами («брать на откуп чужие имения») по причине духа сребролюбия, возникающего у таковых клириков[139 - IV Всел. 3: «…Некоторые из принадлежащих к клиру, ради гнусного прибытия, берут на откуп чужие имения, и устрояют мирские дела, о Божием служении небрегут, а по домам мирских людей скитаются, и поручения по имениям приемлют, из сребролюбия. Посему определил святый и великий Собор, чтобы впредь никто, ни епископ, ни клирик, ни монашествующий, не брал на откуп имений, и в распоряжение мирскими делами не вступал».]. Император Юстиниан детально раскрывает, что подразумевается под «мирскими делами»: клирику, «в каком бы сане он ни находился», запрещено становиться чиновником казначейства (????????), сборщиком или откупщиком налогов, осуществлять доверительное управление недвижимым имуществом (???????? ?????), быть адвокатом или поручителем на суде (????????). Император опасался, что, принимая на себя эти «попечения» из сребролюбия, клирики могут нанести репутационный и материальный ущерб своим церквам[140 - Юст. Нов. 123. 5, 6. См. также комментарий Зонары к IV Всел 3: «Устроять дела значит, когда кто из корысти вступает в чужие хлопоты, или дела, принимая на себя заботы, и мирские беспокойства, или и тяжбы, и из сребролюбия принимает поручения по управлению чужими имуществами».]. Следует оговориться, что под эти запреты не подпадают добросовестные труды священнослужителя по материальному обеспечению себя и своей семьи. Так, каноны рекомендуют клирику, испытывающему материальные затруднения, заниматься приличным священному сану ремеслом[141 - VII Всел. 15: «…Для потребностей сея жизни, есть различныя занятия (греч.: ?????????? – ремесла, профессии) и сими, аще кто пожелает, да приобретает потребное для тела».].

Кроме этого, клирикам нельзя становиться опекунами и попечителями над малолетними и другими недееспособными лицами (вдовами, сиротами, инвалидами), кроме тех случаев, когда они вынуждаются к этому «законом родства» или особым благословением епископа[142 - IV Всел. 3: «…Разве токмо по законам призван будет к неизбежному попечительству над малолетними, или епископ града поручит кому иметь попечение о церковных делах, или о сиротах и вдовах беспомощных и о лицах, которым особенно нужно оказать церковную помощь, ради страха Божия».]. Этот запрет касается ведения коммерческой или судебно-процессуальной активности с чужой собственностью. Вместе с тем эти каноны не запрещают клирикам хозяйственную и коммерческую активность, связанную со своей собственностью.

Трулльский Собор запрещает клирикам заниматься торговлей в ограде храма[143 - Трулл. 76: «Никто не должен внутри священных оград корчемницу (имеется в виду торговля мелкими товарами и едой), или различныя снеди поставлять, или иныя купли производить, сохраняя благоговение к церквам».] и вести торговлю в трактире[144 - Трул. 9: «Никакому клирику не позволяется содержати корчемницу. Ибо аще не позволено таковому входити в корчемницу, то кольми паче служити в оной другим, и упражнятися в том, что ему неприлично».]. При этом следует заметить, что повсеместно присутствующие сегодня на территориях храмов и монастырей «лавки» для продажи предметов культа и книг или платные трапезные-столовые не попадают под действие указанного правила Трулльского Собора, так как, во-первых, в отличие от трактиров (корчемниц) не торгуют вином, а во-вторых, устраиваются не клириками для своего обогащения, а приходскими или монастырскими администрациями для облегчения налогового бремени и материальной поддержки прихода или монастыря.

2. Следует также избегать такого образа жизни, который может вызывать соблазн и подорвать уважение к священнослужителю. Например, безбрачный (целибатный) клирик не может проживать под одной крышей с посторонними лицами женского пола, за исключением близких родственниц (разумеется, никакое действительное нарушение целомудрия брака для клирика недопустимы)[145 - I Всел. 3: «Великий Собор без изъятия положил, чтобы ни епископу, ни пресвитеру, ни диакону, и вообще никому из находящихся в клире, не было позволено иметь сожительствующую в доме жену, разве матерь, или сестру, или тетку, или те токмо лица, которыя чужды всякаго подозрения». Устав Духовных консисторий. Ст. 185: «Никто, обличенный в нарушении целомудрия или святости брака, не может оставаться в духовном звании, но исключается из онаго».]. Женатый священнослужитель не должен разлучаться со своей женой по причине ложного «благоговения»[146 - Ап. 5. VI Всел. 13: «…Аще кто, пресвитер, или диакон, под видом благоговения, изгонит жену свою: да будет отлучен от священнослужения, а пребывая непреклонным, да будет извержен». Священный Синод РПЦ, Постановление от 23 ноября 1932 года № 173. (Опубликовано в ЖМП. № 13. 1933) о диаконе, который 4 года проживал раздельно со своей женой: «… Раздельное жительство клириков со своими женами вообще неправильно; если диакон имеет основание обвинять свою жену в нарушении святости брака, он обязан… возбудить дело о снятии бракоблагословения».]. Недопустимой для пастырей Церкви признана появившаяся в XX веке практика так называемых фиктивных разводов, т. е. расторжения гражданского брака без действительного расставания супругов[147 - Священный Синод РПЦ, Постановление от 20 февраля 1929 года № 19. (Опубликовано в ЖМП. № 3. 1931): «Ввиду того, что [даже] фиктивные разводы не отвечают достоинству пастыря, так как являются некоторым обхождением закона; что они обычно не достигают цели и к тому же соблазняют совесть верующих, предписать епархиальным Преосвященным предупредить духовенство о недопустимости фиктивных разводов для духовных лиц, пояснив при этом, что гражданский развод будет считаться церковной властью достаточным поводом к удалению священника из прихода и даже к запрещению в священнослужении».].

Помимо этого, клирик должен воздерживаться от вкушения пищи и отдыха в питейных заведениях («корчемницах», т. е. кабаках), если к этому не вынуждают особые внешние обстоятельства[148 - Ап. 56: «Аще кто из клира в корчемнице ядущий усмотрен будет: да отлучится, кроме случая, когда на пути по нужде в гостинице отдыхает». Также см. Лаод. 24. Капф. 49.]. Неодобрительно смотрит церковное право на клириков, присутствующих на развлекательных представлениях, азартных состязаниях (скачках) и на всяких вообще зрелищах (даже на сверх меры веселом брачном пире); клирику запрещается самому играть в азартные игры[149 - Ап. 42, 43. Карф. 18. Лаод. 54. Нов. Юст. 123. 10. Итоговый канон – Трул. 24: «Никому из числящихся в священном чине, ни монаху, не позволяется ходити на конския ристалища, или присутствовати на позорищных играх. И аще кто из клира зван будет на брак: то при появлении игр, служащих к обольщению, да востанет, и тотчас да удалится: ибо так повелевает нам учение отец наших».]. Священнослужитель не может проявлять жестокость и буйство, поднимая руку на человека[150 - Ап. 27: «Повелеваем епископа, или пресвитера, или диакона, биющаго верных согрешающих, или неверных обидевших, и чрез сие устрашати хотящаго, извергати от священного чина».]. Клирику запрещается взимать проценты с одолженной суммы[151 - Ап. 44: «Епископ, или пресвитер, или диакон, лихвы требующий от должников, или да престанет, или да будет извержен».].

3. Пресвитер, диакон и иподиакон, если они до хиротонии не вступили в брак, не могут уже вступить в него после хиротонии; не допускается второй брак вдовым священнослужителям[152 - Трул. 6: «…Отныне ни иподиакон, ни диакон, ни пресвитер не имеет позволения, по совершении над ними рукоположения, вступати в брачное сожительство: аще же дерзнет сие учинити, да будет извержен. Но аще кто из поступающих в клир восхощет сочетаться с женою, по закону брака: таковый да творит сие прежде рукоположения во иподиакона, или в диакона, или во пресвитера». См. также Ап. 26.]. Если жена изменила мужу уже после его хиротонии, он должен развестись с ней, так как сожительство священнослужителя с неверной женой и служение алтарю несовместимы[153 - Неокес. 8: «Аще же по рукоположении мужа впадет в прелюбодейство: то он должен развестись с нею. Аще же сожительствует: не может касатися служения, ему порученного».].

4. Клирик не может произвольно оставлять свой приход и переходить в другие, равным образом епископ не имеет права оставлять свою епархию[154 - IV Всел. 20: «Клирикам, определенным к церкви, не позволительно, как уже мы постановили, определятися к церкви иного града: но должны быти довольными тою, в которой началено удостоены служения, за исключением тех токмо, кои, лишась отечества своего, по нужде пришли в другую церковь. Аще же который епископ, после определения сего, приимет клирика принадлежащего другому епископу: то суждено нами быти вне общения церковного и приятому, и приявшему, доколе перешедший клирик не возвратится во свою церковь».]. Переход может быть осуществлен только с согласия священноначалия, подтверждаемого наличием соответствующего документа[155 - Трул. 17, 18.].

5. Священнослужители не могут выступать свидетелями в рамках любого судебного процесса, как в суде общей юрисдикции, так и в церковном суде, если им придется свидетельствовать об обстоятельствах, ставших известными в процессе исповеди[156 - Положение. Ст. 18. 3. Уголовно-процессуальный кодекс РФ. Ст. 56. 3. 4: «Не подлежат допросу в качестве свидетелей… священнослужитель – об обстоятельствах, ставших ему известными из исповеди». Гражданско-процессуальный кодекс РФ. Ст. 69: «Не подлежат допросу в качестве свидетелей: … священнослужители религиозных организаций, прошедших государственную регистрацию, – об обстоятельствах, которые стали им известны из исповеди».]. В целом, никаких других препятствий к свидетельству в суде для клирика не существует. Юстиниан считал неудобным являться в суд епископам, поэтому он предписал опрашивать епископа у него дома[157 - Нов. Юст. 123. 7.]. В Синодальную эпоху не разрешалось вызывать в суд клириков в качестве тяжущихся сторон или свидетелей лишь в некоторые периоды церковного года (1-ю и последнюю седмицы Великого поста) или в часы богослужений.

6. Клирик, выбравший себе путь служения Богу в священном сане, должен быть верным своему призванию и не оставлять своего служения до конца жизни; в противном случае каноны угрожают анафемой сложившему с себя сан[158 - IV Всел. 7: «Вчиненным единожды в клир и монахам, определили мы не вступать ни в воинскую службу, ни в мирский чин: иначе дерзнувших на сие, и не возвращающихся с раскаянием к тому, что прежде избрали для Бога, предавать анафеме».]. Император Лев VI предписывал даже возвращать такое лицо к служению в принудительном порядке[159 - Новелла 7.]. В России Синодальной эпохи слагать сан в принципе дозволялось, но только после неоднократных увещаний епископа, с разрешения Святейшего Синода и с временным запрещением поступать на государственную или общественную службу[160 - Устав Духовных консисторий. Ст. 86.].

7. Наконец, клирики должны соблюдать приличие и во внешнем облике: каноны побуждают избегать роскоши в одежде и не употреблять духи, а носить одежду, «определенную для состоящих в клире»[161 - Трул. 27: «Никто из числящихся в клире да не одевается в неприличную одежду, ни пребывая во граде, ни находясь в пути: но всякий из них да употребляет одежды, уже определенныя для состоящих в клире». VII Всел. 16: «…Епископы или клирики, украшающие себя светлыми и пышными одеждами, да исправляются. Аще же в том пребудут, подвергати их епитимии: такожде и употребляющих благовонныя масти».]. В настоящее время этот вопрос решается законодательством каждой Поместной Церкви неодинаковым образом и не всегда в строгом соответствии с древними канонами.

Вопросы к параграфу:

1. Что дозволяется клирику, испытывающему материальную нужду, предпринять ради ее преодоления?

2. Дозволяется ли клирику вести хозяйственную деятельность в отношении собственного имущества? Приведите соответствующие каноны.

3. Какие ограничения налагаются на клирика, привлекаемого к участию в суде в качестве свидетеля?

4. Как исторически менялся подход к наказанию клириков, добровольно оставляющих свое служение?

Раздел 2. Подготовка к пастырскому служению

Глава 4. Пастырское призвание

Священнослужителем может стать далеко не каждый православный христианин, но лишь тот, кто почувствовал призвание к священству, внутренне осознал Божий призыв. Такое осознание к одним приходит очень рано, еще в детстве, к другим в зрелом возрасте. Однако момент призвания для каждого является ключевым, это тот поворотный пункт, с которого путь к священству, собственно, и начинается.

В настоящей главе речь пойдет о пастырском призвании, а также о непосредственной подготовке будущего священнослужителя к предстоящему ему служению, будь то диаконскому или священническому.

1. Понятие пастырского призвания

Понятие пастырского призвания получило всестороннее освещение в трудах русских пасторологов. Однако среди них встречались различные, часто взаимоисключающие мнения по поводу священнического призвания и его роли в становлении пастыря. Например, митрополит Антоний (Храповицкий) отрицал саму возможность призвания, а ощущение призванности называл не иначе как плодом самообольщения[162 - Антоний (Храповицкий), еп. Лекции по пастырскому богословию. Казань, 1900. С. 39.]. По его мнению, осознавая себя призванным, особо избранным от Бога, кандидат легко может обмануться, поэтому гораздо большее значение для него должны иметь признаки призвания со стороны Церкви и тщательная самоподготовка[163 - Антоний (Храповицкий), еп. Лекции по пастырскому богословию. Казань, 1900. С. 42.]. Другие авторы осмысляли призвание как совокупность чисто внешних факторов (например, происхождение из духовного сословия или воля епископа)[164 - См., напр.: Певницкий В. Священник. Приготовление к священству и жизнь священника. Киев, 1885. С. 32–34.].

В современном русском языке слово «призвание» употребляется обычно для обозначения склонности человека к тому или иному делу или профессии. Между тем изначальный смысл этого слова иной. Призвание предполагает не только призываемого, но и призывающего. И если говорить о христианском пастырском призвании, то здесь, как уже замечалось выше, призывающим может быть только Сам Бог в лице Его единородного Сына Иисуса Христа.

Своим ученикам Иисус сказал на Тайной Вечере: Не вы Меня избрали, а Я вас избрал (Ин. 15:16). Из синоптических Евангелий мы знаем, что избрание двенадцати апостолов было деянием, которому Иисус придавал особую значимость. Евангелист Марк так описывает это событие: Потом взошел на гору и позвал к Себе, кого Сам хотел; и пришли к Нему. И поставил из них двенадцать (Мк. 3:13-14). Инициатива избрания, таким образом, принадлежит исключительно Христу: Он избрал на апостольское служение не тех, кто напрашивались к Нему в ученики, но кого хотел Сам.

Сказанное в полной мере применимо к пастырскому призванию. Христианский пастырь – это продолжатель дела апостолов, а на апостольское служение нельзя выйти самому. Пастырем может стать только тот, кого Сам Бог избрал на это служение, кого Сам Христос захотел видеть Своим апостолом.

Но как распознать это призвание? Как не пропустить голос Божий, властно зовущий к пастырству, не спутать его с иными голосами, звучащими в уме и сердце? Существует несколько признаков, по которым можно определить, призван человек к пастырству или нет.

Вопросы к параграфу:

1. Что такое пастырское призвание?

2. Какие взгляды на пастырское призвание высказывали разные пасторологи?

3. Почему только Христос может призвать на пастырское служение?

2. Признаки пастырского призвания

Прежде всего, будущий пастырь должен обладать пламенной любовью к Иисусу Христу: без такой любви не может быть истинного христианского пастырства. После Своего воскресения Господь трижды спросил апостола Петра: Любишь ли ты Меня? И трижды в ответ на заверение в любви сказал ему: Паси овец Моих (Ин. 21:15-17). Этим показывается, что пастырское служение неразрывно связано с любовью ко Христу и проистекает из нее. Пастырем может быть только тот, кто всегда беседует со Христом в молитве, кто ежедневно вчитывается в слова Евангелия и вдумывается в их смысл, кто живет во Христе.

Не случайно один из самых выдающихся пастырей за всю историю Русской Церкви, святой праведный Иоанн Кронштадтский, озаглавил свой духовный дневник «Моя жизнь во Христе». В этом дневнике он писал о том, что сердце священника «должен наполнять всецело един Иисус Христос»[165 - Сергиев И.И., прот. Моя жизнь во Христе, или Минуты духовного трезвения и созерцания, благоговейного чувства, душевного исправления и покоя в Боге. Т. 1. СПб., 1893. С. 33.]. Этот христоцентризм пастырского служения в полной мере проявился и в подвиге Кронштадтского батюшки, и в подвиге многих других пастырей, сделавших Христа своим абсолютным духовно-нравственным ориентиром.

Любовь ко Христу немыслима без горячей любви к Его Церкви, поэтому еще один из признаков того, что человек призван к священству, – его любовь к Церкви, храму, богослужению. Никакая другая мотивация, будь то желание помогать людям, стремление проповедовать Евангелие, вести миссионерскую деятельность, не может быть достаточной для пастырского призвания, ведь алтарь, храм и богослужение – это сердцевина духовной жизни пастыря.

Протопресвитер Александр Шмеман пишет: «На первое место нужно поставить призвание личное – внутренний голос, зовущий к священству. Иногда призыв этот звучит почти с детских лет, иногда приходит в зрелом возрасте… Внешне призыв этот обычно выражается в особой любви к храму и богослужению, во влечении прислуживать в алтаре, в заботе о храме, в интересе ко всему церковному. Человек как бы испытывает то, что испытывали апостолы на горе Фавор: “Хорошо нам здесь быть”. Человеку хорошо в церкви быть, он чувствует ее своим домом, его тянет в нее. Это чувство есть верный признак призвания, потому что в нарочитой, личной любви к церкви и в заботе о ней – основа священства и пастырства. Кто не любит храма и всех “мелочей”, всех подробностей церковной жизни, тот не будет хорошим священником, потому что храм – это настоящий дом священника, и “ревность по дому Божию” должна быть двигателем всей его жизни»[166 - Шмеман А., прот. Из лекций по пастырскому богословию. Пастырское призвание / Шмеман А., прот. Собрание статей 1947-1983. М., 2009. С. 733.].

Однако самой по себе этой любви тоже недостаточно. Можно любить внешнюю сторону богослужения, знать устав, разбираться в церковном искусстве, ценить красивую утварь и облачение, быть знатоком церковного пения, но при этом не уметь молиться. Искусство предстояния Богу, горячей и искренней молитвы – вот то, чем будущий пастырь должен овладеть еще до хиротонии. Став священником, он будет в этом искусстве непрестанно совершенствоваться, но опыт молитвенного общения с Богом и любовь к молитве он должен приобрести до того, как примет сан.

Еще один признак пастырского призвания – живой интерес к церковному учению, к догматам, к богословию в целом. Не случайно богословские науки занимают столь существенное место в духовных семинариях и академиях. Священник, плохо знающий учение веры, не разбирающийся в богословии, не интересующийся богословскими вопросами, подобен врачу, незнакомому с анатомией и физиологией. Такой врач может при необходимости совершать простейшие операции, но в трудных случаях оказывается беспомощным не только назначить правильное лечение, но и даже поставить правильный диагноз.

Признаком пастырского призвания является также любовь к людям, желание помочь им, готовность жертвовать собой ради них. Пастырское служение имеет жертвенный характер, по образу Пастыреначальника Христа, Который полагает жизнь Свою за овец (Ин. 10:11). Будущий пастырь должен быть готов не щадить своих сил, своего времени и здоровья для своих прихожан, всего себя отдавать служению Церкви.

О любви к ближним как неотъемлемой составляющей пастырского призвания замечательно пишет святой Иоанн Кронштадтский: «Меня умиляет дух любви святой ко всему человечеству, движущийся во всех молитвах, молениях, прошениях, благодарениях, песнопениях и чтениях при богослужении нашей Православной Церкви! О, каков должен быть священник, орган этой божественной, небесной на земле матери, с такой любовью непрестанно пекущейся о всех чадах своих, начиная с царя до поселянина, с священного правительственного собора до низшего причта церковного, и не только о своих присных чадах, но и о всем мире. Какой должен быть преисполнен любовью ко всем пастырь – это чадо Церкви, которого она облекла благодатью священства и так приблизила к Престолу Божию как присного своего, как друга Божия, которого почтила, одарила великими духовными дарами и преимуществами, увенчала славой и честью как жениха церковного, как слугу Царя-Христа, Бога, Спасителя и пастыря душ! Как далече должны быть от него все страсти: лицеприятие, самолюбие, чувственная плотская любовь, гордость, вражда, любостяжание, леность, уныние, ропот и другие страсти! Он должен быть весь проникнут и преисполнен божественной любовью ко всем и главнейшей заботой иметь то, чтобы без греха предстоять Престолу Божию и воздевать преподобные руки о всех людях и спасать рано и поздно вверенные ему души, искупленные бесценной Кровью Христовой»[167 - Сергиев И.И., прот. Моя жизнь во Христе. Т. 2. С. 201.].

В то же время будущему пастырю полезно помнить слова преподобного Исаака Сирина: «Многие совершали силы, воскрешали мертвых, трудились в обращении заблудших и творили великие чудеса; руками их многие приведены были к богопознанию, и после всего этого сами, оживотворявшие других, впали в мерзкие и гнусные страсти, умертвили самих себя и для многих сделались соблазном, когда явны стали деяния их, потому что были они еще в душевном недуге и не заботились о здравии душ своих, но пустились в море мира сего исцелять души других, будучи еще же сами немощны…»[168 - Творения аввы Исаака Сириянина. Сергиев Посад, 1911. С. 281.]

Борьба со страстями, преодоление в себе порочных наклонностей, изживание греховных навыков – все это должно быть постоянным деланием священника. «Нельзя врачевать чужие души… не излечив себя, приводить в порядок чужое душевное хозяйство с хаосом в собственной душе, нести мир другим, не имея его в себе», – пишет священник Александр Ельчанинов[169 - Ельчанинов А., свящ. Православие для многих. Отрывки из дневника и другие записи. М., 2006. С. 286.]. А по словам преподобного Иоанна Лествичника, «врач духовный есть тот, кто стяжал и тело, и душу свободные от всякого недуга, и уже не требует никакого врачевства от других»[170 - Иоанн Синайский, прп. Преподобного отца аввы Иоанна, игумена Синайской горы, Лествица. СТСЛ, 1898. С. 252.]. Пусть даже начертанный идеал труднодостижим на практике, будущий пастырь должен помнить, что, не научившись врачевать собственные болезни, он не сможет врачевать болезни прихожан.

Перечисленные выше признаки пастырского призвания – пламенная любовь ко Христу, горячая любовь к Церкви, богослужению и богословию, жертвенная любовь к людям – представляют собой качества, необходимые для будущего пастыря. Однако, как отмечает архимандрит Киприан (Керн), большинство качеств, которые ожидаются от будущего священника, должны быть, по учению Церкви, присущи и всем христианам. То, что отличает священника от мирян, это «особый дар, мирянам недоступный: благодатного возрождения душ для Царствия Божия. Это возрождение может быть проводимо и путем нравственного воздействия на личность пасомых, путем сострадательной любви к грешным, путем усвоения себе их личностей, но, главным образом, путем евхаристического служения и через него приобщения верных таинственному Телу Церкви. Нравственно воздействовать на ближних может и не священник, сострадать может и мать, и воспитатель, усвоять чужую личность может также и близкий друг, но служение Евхаристии дано только священнику. Божественная литургия есть самое мощное средство пастырского служения. Ни молебны, ни панихиды, ни акафисты не могут заменить собою святейшую службу Евхаристии. Священник должен всегда помнить, что он призван быть строителем Тайн Божиих, что служение Литургии и приобщение верных есть самое мощное средство пастырского воздействия, через которое и будет совершаться нравственное и мистическое возрождение человека»[171 - Киприан (Керн), архим. Православное пастырское служение. Свято-Троицкая Православная Миссия, 2000. С. 19.].

Подлинным признаком пастырского призвания, по мнению архимандрита Киприана, является любовь к Евхаристии, желание быть ее участником и совершителем: «В полноту служения священника входят многие обязанности. Священник должен отвечать на все требования, предъявляемые ему его званием. От него ждут учительства, окормления душ, миссионерства, богослужения, работы по обслуживанию больных, заключенных, скорбных и многое иное, чтобы не говорить о современных… увлечениях социальной, спортивной и иными деятельностями иерея. Но священнику, как и всякому простому смертному, могут быть от Бога даны или не даны известные таланты. Он может оказаться плохим оратором, или неспособным администратором своего прихода, скучным преподавателем Закона Божия, может быть даже нечутким и слишком требовательным духовником, чтобы уже не говорить о том, что он может быть совершенно лишен пафоса спортивности и социального служения; но все это будет ему прощено и не зачеркнет его духовного делания, если только он обладает чувством евхаристичности, если он не перестает считать своим главным делом “строительство Таин” и служение Божественной литургии, для мистического причащения и себя, и пасомых Телу Христову… Большей власти и большего мистического средства не дано священнику, чем это служение святых Тела и Крови. Это и должно быть делом жизни священника»[172 - Киприан (Керн), архим. Православное пастырское служение. Свято-Троицкая Православная Миссия, 2000. С. 17–18.].

Вопросы к параграфу:

1. Каковы основные признаки призвания к пастырскому служению?

2. В чем важность богословских наук для будущего пастыря?