Книга Путь, который ищет Идущих… - читать онлайн бесплатно, автор Петр Корнаков
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Путь, который ищет Идущих…
Путь, который ищет Идущих…
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Путь, который ищет Идущих…

Путь, который ищет Идущих…


Петр Корнаков

© Петр Корнаков, 2023


ISBN 978-5-0059-8083-0

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Вместо Предисловия

Перед читателем…

Перед читателем размышления о проделанном Пути в Сантьяго в последний Святой год ХХ века и второго тысячелетия = 1999. Эта книга о самом Пути, о встречах с замечательными людьми и о неслучайных случайностях, которые привели автора в Сантьяго-де-Компостела не без «моральной поддержки» АРП, Кришнамурти, Гурджиева, Успенского и Кастанеды. И 800 км на велосипеде по Испании летом 1999 года


Если будет интерес и желание = пишите на э-почту, адрес которой в самом конце текста книги

О предыдущих публикациях в издательстве Rideró

Последним (на сегодня) изданием стал ПРИКВЕЛ к предпоследней книге Петра Корнакова в двух частях «Каждый выбирает для себя…», недавно опубликованной в издательстве Rideró. В книгу «ПРИКВЕЛ: Нам любые дорóги дóроги» (электронная версия книги ПРИКВЕЛ есть в бесплатном доступе в издательстве Rideró) вошли фрагменты, рассказывающие о том, откуда ж у хлопца графоманская зудь, о появлении в семье сОбака и о той важной роли, которую ОН – сОбак – сыграл во время пандемии и продолжает играть до сих пор. Ещё в Приквеле пунктиром намечены темы следующих публикаций, в том числе и Паломничество в Сантьяго в 99 году. Главные герои и антигерои: Природа, люди, ковидла, наши привычки и правила и, конечно, сОбак…


Нам любые дорОги дОроги: Приквел

к четырём (ранее опубликованным в Rideró) книгам о ПУТИ


1) Дороги, которые мы выбираем…

2) Дороги, которые нас выбирают…

3) Каждый выбирает для себя… (Книга 1)

4) Каждый выбирает для себя… (Книга 2)

Э Т А П Ы…

Б О Л Ь Ш О Г О…

П У Т И…

ПРЕДИСЛОВИЕ

Наша Жизнь = это ЛесоПарк сходящихся, пересекающихся и расходящихся тропинок…

Эти «тропинки» случайно и не совсем случайно привели меня в Сантьяго в 99-ом году. И вот перед читателем мои размышления о проделанном Пути в Сантьяго в последний Святой год ХХ века и второго тысячелетия = 1999. Но эта книга не только и не столько о самом Пути, а о встречах с замечательными людьми и о неслучайных случайностях в жизни, которые привели меня в Галисию не без «моральной поддержки» АРП, Кришнамурти, Гурджиева, Успенского и Кастанеды. 800 км на велосипеде по Испании летом 99 года…

Путь длиной в 45+ лет…

НА ВЕЛОСИПЕДЕ ПО ИСПАНИИ

QUO VADIS?

Самая большая награда за тяжёлый труд – это не то, что человек за него получает, а то, кем он становится в процессе этой работы.

<вроде бы> Джон Рёскин / Раскин / Рескин [англ. John Ruskin]


Дорогá не награда, а труд. Если ты будешь трудиться, учиться для того, чтобы получить награду, то труд тебе покажется тяжёл; но когда трудишься, любя труд, ты в нём найдешь для себя награду.

Л.Н.Толстой: Анна Каренина


А эту максиму в этом виде приписывают Коэльо:

Награда за труд (Путь) не то, ЧТО ты получаешь, а то, КЕМ ты становишься…

Много-много лет назад написал первые «заметки» по тогда ещё свежим следам о Паломничестве в Сантьяго-де-Компостела в самый последний Святой год XX столетия и второго тысячелетия от Рождества Христова… 1999… Были намётки о том, что же просто необходимо было добавить, что расширить, чем развлечь и завлечь читателей и туристов… Потому что те впечатления и эмоции, преодоление и общение, которые дарит Паломничество в Сантьяго, оценить простыми тривиальными словами нельзя. Этот опыт, этот ПУТЬ надо прожить… Ради чего?!?

CAMINANTE NO HAY CAMINOCaminante, son tus huellasel camino y nada más;Caminante, no hay Camino,Se hace Camino al andar.Al andar se hace el camino,y al volver la vista atrásse ve la senda que nuncase ha de volver a pisar.Caminante no hay caminosino estelas en la mar.Antonio Machado (в исполнении Жоана Мануэля Серрата)

Моё вольное переложение:

Путник(Дорогу осилит идущий…)Путь  = это когда ты ИДЁШЬ…Обернёшься  взором назад =Там исчезает тропинка,по которой ты уже никогда не пойдёшь…Пути всё нет,Лишь пенный след…(по мотивам испанского поэтаАнтонио Мачадо, перепетого испанским бардомЖоаном Мануэлем Серратом)

ПУТЬ НАДО ПРОЖИТЬ…


РАДИ ЧЕГО?!?


РАДИ САМОГО ПАЛОМНИЧЕСТВА…

…В САНТЬЯГО…


И город Сантьяго-де-Компостела с его величественным Собором здесь = как вишенка на торте…


Сантьяго-1993


И вот ведь как интересно получилось: как только желание отправиться в то самое Паломничество-99 начало выкристаллизовываться у меня самого, со всех сторон начали «сходиться» в одну точку самые разные элементы.


[А вот «попытка» организовать нечто подобное в 2020 году = провалилась на корню, формально = из-за ковидных ограничений, а если совсем в корень зрим = то с самого начала планирования, ещё до ковида, накладка всплывала на накладке…

– Не судьба?

– Не судьба! И мы пошли другим Путём…]


Началось в 99-ом с того, что один из моих британских знакомых (испанец Пабло) в 93-ем на велосипеде (!) из Ронсесвальеса (!) доехал до Сантьяго и даже сохранил карты и буклеты своего Паломничества, которыми с радостью поделился со мной. И морально поддержал, и советами, конечно.

05/01/23: Вневременное отступление…

Этот самый технарь из Испании Пабло, в 90-ые работавший в Англии, как потом уже всё у него сложилось, очень сблизился с одной моей полу-почти-слепой аспиранткой-гречанкой, которая осваивала небезуспешно устный перевод в нашей магистратуре при университете Брадфорда… И они решили совершить паломничество в Сантьяго (из того же Ронсесвальеса) на… тандеме! Эта пара тренировалась среди холмов Западного Йоркшира всю весну 2000 года, а потом летом они на том же тандеме проехали нога в ногу и рука в руку все эти 800 км по горам и долам и поженились в Сантьяго!

[Кстати, в нашей той магистратуре устному переводу обучалось несколько аспиранток с серьёзными проблемами со зрением. И устный перевод у них получался ооочень даже здóрово… Может быть именно из-за проблем со зрением они развивали и развили такие качества, которые очень важны для переводчика = в первую самую очередь = умение слушать внимательно и аналитически…]


Второй элемент, который сам собой организовался, это логистика. Как добраться до Испании? Что везти с собой и что прикупить на месте? И если «на месте» = что именно? И «на каком месте»?


Очень удачно получилось, что ещё одна моя бывшая аспирантка обосновалась с мужем в Бильбао, куда давно и настойчиво приглашала заехать хотя бы на пару дней. Поэтому пред-начало Паломничеству было положено… в Бильбао!!! И там же были куплены в Декатлоне самые простые «горные» велосипеды (если память не изменяет, где-то в районе 70 долларов + навесные двусторонние сумки на задний багажник [alforjas], которые оказались ооочень даже уместными и полезными, поскольку разгрузили спину), и необходимая мелочёвка. Два дня в Бильбо пролетели под изумительный карри, которым угощала та экс-аспирантка-индианка, и сборы в дальний Путь


Потом был бросок на поезде до Памплоны, а оттуда = рейсовый автобус с огромным багажным отделением, видимо специально для велосипедов (!), до границы с Францией в районе Ронсесвальес… Рейсовый автобус полный будущих паломников, которые, как и мы, собирались отправиться в Путь из Ронсесвальеса… И там-то всё и началось…

Ну и маленькая историческая справочка

Ронсесвальес (по-испански Roncesvalles, а по-французски Roncevaux) – муниципалитет в Испании, входит в провинцию Наварра. А расположен он в Пиренеях близ границы с Францией.


Самó географическое название (топоним) Ронсесвальес переводится то как «долина терновых кустов», то как «долина кустов с колючками», а если перевести на русский с баскского (эускера/эускара), то как «долина можжевельника». Сей населённый пункт расположен в Пиренеях. Площадь (на 2022 = около 15 кв км, а население = если верить инету = аж целых … 15 человек! И все они заняты в сфере обслуживания. И кого же они там обслуживают и ради чего? Чем Ронсесвальес привлекает к себе?


Место сие получило широкую известность благодаря двум причинам-факторам:


А) В VIII веке нашей эры 15 августа аж 778 года при Ронсесвальесе произошла знаменитая битва между басками (по альтернативной версии = французскими разбойниками-грабителями-с-большой-дороги) и войском самого Карла Великого (он же Шарлемань = Карл I = Кarolus Magnus = Charlemagne) под предводительством Роланда, того самого, о котором и «Песнь о…» сложат впоследствии… Потому что битву ту Ролан (д) проиграл…


Б) Ронсесвальес становится «краеугольным» маршрутообразующим точечным местом после того, как в 813 году начал самоорганизовываться паломнический «Путь Святого Иакова». Именно в Ронсесвальесе сходятся три из четырёх самых важных паломнических французских маршрутов (Camino francés):


Via Podiensis из Пюи и Конк (и можно заглянуть в очень интересное место Рокамадур = туда тоже зазывают как собственных Рокамадурских, так и Компостельских паломников) [об этом интересном месте со своим собственным паломничеством к «Чёрной мадонне» чуть ниже, но на что сразу стÓит обратить внимание = так это на «вьейру» = компостельскую ракушку на «сомбреро» паломника…].


ТЫ ЗАПИСАЛСЯ В ПИЛИГРИМЫ-ПЕЛЕРИНЫ?!?


Via Turonensis – из Парижа (а там Нотр-Дам-де-Пари), Тура и Пуатье,

Via Lemovicensis – от Везеле, Лиможа и Периге.


Я есть Путь, который ищет Идущих…


Путь в Сантьяго ищет и зазывает паломников даже в Нотр-Даме в Париже…


«Я есть Путь, который ищет Идущих…» = это очень напоминает часть цитаты из Библии: Аз есмь путь и истина и живот (Иоанн. ХIV, 6). Без пути нет хождения, без истины нет познания, без жизни нет бытия.


А в Швейцарском Фрейбурге можно самому поставить себе печать Паломника в местном Соборе Св. Николая (строился с 1283 по 1490 гг).


В Соборе есть объявление о том, где же находится эта Печать (в свободном неконтролируемом доступе), а это значит, что её, бывает, ищут и, случается, = обрящут:


Фрайбургская двуязычная объява о Печати…


Вот так вот:

по-французски «печать» = «тампон»,

а по-немецки всё-таки «штемпель»…


Рррраз = и припечатал сам себе!


И ракушка паломника в Сантьяго – компостельская «вьейра», и Крест = всё как положено…


Четыре Пути ведут по Франции в Сантьяго…

Изображение карты взято из проверенных и перепроверенных открытых источников…

РОКАМАДУР и ДЮРАНДАЛЬ

Есть на юго-западе Франции небольшой посёлок, может даже и городочечек = Рокамадур, где и тысячи жителей не насчитать.


Фотографии из Рокамадура от 28 августа 2012 года.


Главная «фишка» сего поселения – вертикальное расположение единственных двух улиц и большое число религиозных строений. Всё это привлекает в это место до полутора миллионов (!) религиозных паломников и «культурных» туристов в год. И даже роднит чем-то с Сантьяго—де-Компостела как место паломничества и полного отпущения грехов в «рокамадурский» Святой год.

РОКА-МАДУР или РОК-АМАДУР

С названием не всё прозрачно. Похоже, что изначально место то прозвали по типу «большая скала», но позже, после обретения в 1166 году мощей святого Амадура (по легенде = одного из близких к Иисусу людей) = «Скала Аматора/Амадура»


Рокамадур 28 августа 2012 года


А ещё в скалу на приличной высоте воткнут огромный меч = Меч Дюрандаль, который перенёс в это место архангел Михаил.


А это уже неотъемлемая часть истории Паломничества непосредственно в Компостелу!


Меч воткнут в скалу…


По легенде этот меч того самогó храброго рыцаря Роланда (племянника аж Карла Великого), того сáмого, который в испанском Ронсесвальесе отдал свою жизнь за Шарлеманя в боях с… сарацинами (?), басками (?) ну или там с… испано-французскими разбойниками… Наш герой в пылу битвы получил несовместимые с жизнью ранения. Доблестный лыцарь Роланд – видя, что Смерть полна коварства и его уже подстерегла, попытался переломить свой доблестный меч о каменюку, дабы славное оружие не досталось супостату. Увы, многославный меч Дюрандаль устоял и не переломился. Умирающий рыцарь в отчаянии обратился с укором к Архангелу Михаилу и… отправил упрямый несломленный меч в небеса. Меч чудесным образом пролетел четыре сотни километров и нашёл своё успокоение в скале Рокамадура… На очень даже приличной высоте от …


Лыцари на любой вкус и кошелёк…

А что же с Рокамадуром?

В 1105 году упоминается уже маленькая часовенка на скалистом обрыве, а в 1148 году стало известно о первом чуде. И толпы паломников отправились туда поклониться Деве Марии (её тамошняя статуя датируется XII веком). Рокамадур как центр местного паломничества расцветает и застраивается санктуариями к концу XII века. Молва о нём разносится по всей Европе, его даже упоминают в «Книге чудес XII века». В 1159 году английский король Генрих II совершил паломничество в Рокамадур, чтобы поблагодарить Деву Марию за своё выздоровление. В конце ХIII века (в 1291 году) папа Николай IV распорядился отпускать грехи сроком на год и сорок дней паломникам Рокамадура.


Но вот с началом XIV века постепенно Рокамадур приходит в упадок по самым разным причинам… Его грабили и громили несколько раз. Морили его и голодом, и эпидемией чумы, потом восстанавливали и опять громили и грабили… Последний окончательный грабёж пришёлся на годы Великой Французской революции. А с середины XIX века начинается постепенное медленное частичное восстановление комплекса за счёт лотерей и пожертвований без какой-бы-то-ни-было помощи государства. Восстанавливали многотрудно и многопроблемно замок и всю средневековую часть Рокамадура много лет. К осени 1872 года восстановительные работы в Рокамадуре были завершены.


Рокамадур 28 августа 2012 года

Паломничество в Рокамадур

Притягательным центром религиозно-культурологического паломничества в Рокамадур остаётся так называемая Чёрная мадонна, деревянная статуя которой хранится в часовне Нотр-Дам. А копии можно купить в самых разных размерах и по самым разным ценам в местных сувенирных лавках, лавочках и лавчонках.


«Чёрная Мадонна»


«Чёрная Мадонна» из соседнего Оспиталета…


Это «Чёрная Мадонна» из соседней деревушки Оспиталет… Почти копия оригинальной фигуры из Рокамадура.


Истинные верующие паломники в Рокамадуре должны на коленях преодолеть 216 ступеней главной очень крутой лестницы, ведущей в церковную часть комплекса. Католическая церковь привлекает в Рокамадур полной индульгенцией тем паломникам, которые в Святые годы, когда праздник Тела и Крови Христовых совпадает с днём Рождества Иоанна Крестителя (24 июня) совершат все необходимые ритуальные таинства. В дни больших отпущений, когда даруется отпущение всех грехов, в Рокамадуре собирается около 30 тысяч человек.

ГРАМОТА

Если успешно завершившие Путь в Cантьяго-де-Компостела получают «Компостелу», а в Финистерре = «Фистеррану», то и рокамадурские не остаются без «справочки» = «рокамадурианы», а по-местному «Рокастейи» (или Рокастельи)!


Вот она = «Рокамадуриана»…


Чтобы получить такою «грамоту», надо по определённым паломническим маршрутам пешком пройти минимум 100 км или на колёсных (но безмоторных) или копытных средствах передвижения последние 200 км… И не забыть «отметиться» в «контрольных пунктах» = поставить штампик в паспортину пилигрима!

ЧЕСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРАВИЛАМ

Пысы от 16/02/2023: Вопрос честного отношения к простым, но жёстким, требованиям «паломничества» (при том, что дело это абсолютно добровольное) стоит и сегодня. Уже на маршруте в Галисии был свидетелем «группы поддержки» на микроавтобусе, которая не только сопровождала периодически крутящего педали, но и везла все его вещи и даже «подкидывала» его самого поближе к приютам пару раз на достаточно трудных участках трассы, когда дорога шла существенно вверх…


Пысы от 06/03/2023: Перечитал выше про «безмоторные» минимальные 200 км на колёсах для получения «Компостелы», а вопросик-то свербит: есть ли какие-то ограничения по использованию электровелосипедов??? Конечно, если перед вами крутейший подъём в 25% = то тут никакой электровелосипед не вывезет, не хватит у него силёнок, а толкать такую железяку весом в 30+ кг в гору придётся своими силами… И «автономия» у большинства велосипедов с электроприводом не такая большая, и заряжать и подзаряжать их надо регулярно, но всё-таки… Есть ли какие-то формальные ограничения?!? Погуглил… Официальных «ограничений» по использованию э-велосипедов и гибридов не нашёл, но… Но нашёл официальные сайты по прокату велосипедов именно для паломников Пути в Компостелу и… обнаружил, что велосипедистам предоставляется широкий выбор самых современных велосипедов на любой тяге! В том числе и электрические, и гибриды, и в разных модификациях… Так что спрос родил богатое предложение. А раз эти сайты многочисленны, публичны и официальны = запрета или ограничений на электротягу, видимо, нет…


Во Франции (как и в Испании) гражданские суды (как и церковные) до настоящего времени, бывает, накладывают обязательство совершить пешее многомесячное многокилометровое паломничество в Рокамадур (как и в Сантьяго) по самым труднопроходимым маршрутам ради духовно-физического исправления правонарушителей и незлостных преступников и правонарушителей с некритическими сроками лишения свободы.

*****

ИСТОРИЯ ПУТИ В САНТЬЯГО

ИСТОРИЯ ПУТИ В САНТЬЯГО

Я же до ́93 года про этот Путь ничего не слышал… Но после ́93-его уже начал интересоваться… Инет = это же кладезь сведений, фактов и… фейков легенд!


ВОТ что написано в туристических путеводителях (в моём вольном компрессированном пересказе-переводе):


ИТОГО:

Сантьяго-де-Компостела (Santiago de Compostela) считается третьим после Рима и Иерусалима центром христианства. В средние века многочисленные паломники (до страшной эпидемии чумы числом чуть ли не до полумиллиона в год!) преодолевали горы и долины, стремясь добраться до него. И получить отпущение всех грехов в Святыегоды, как распорядился в XII веке папа Каликст II (Calixto II), даровавший всем пилигримам, совершившим пешее паломничество в Компостелу, право на полное прощение грехов, чем и поднял статус маленького городка в тьмутараканной Галисии – в плане святости – почти до уровня Иерусалима и Рима своей буллой Omnipotentis dispositione от 27 февраля 1120 года. Именно Каликст II и установил год как «Святой», когда день Апостола Иакова 25 июля приходился на воскресенье.


Вот и в наше время сюда стекаются паломники и туристы со всех концов света Что-то притягательное влечёт паломников в Сантьяго…


А всё почему? Потому что здесь в соборе святого Якова находятся [я к о б ы] мощи Иакова Зеведеева, – одного из тех самых двенадцати апостолов.


Существует легенда о том, как апостол Иаков Старший, ученик и близкий друг Христа, пришёл проповедовать Евангелие в одну из отдаленных римских провинций (нынешнюю Испанию). По возвращении в Палестину он был схвачен и обезглавлен по приказу царя Ирода. Тело Апостола верными учениками было погружено на «утлый чёлн», и в последствии нетленные останки Иакова оказались чудесным образом выброшенными на берег в устье реки Улья (Улла – Ulla), недалеко от будущего города Сантьяго-де-Компостела. В 813 году монах-отшельник Пелайо обнаружил забытый всеми ковчег. Узнав о находке, король Астурии Альфонсо II распорядился построить небольшую базилику (часовню). На её месте теперь и стоит собор. И провозгласил этого апостола Иакова Старшего покровителем испанского королевства. Само место было названо Компостела (от латинского Campus Stellaе – «Место, обозначенное звездой»). А святой Иаков Зеведеев, чудесно являвшийся во время битв с сарацинами, стал покровителем Испании и Реконкисты и, по совместительству, покровителем паломников. По преданию, в 844 году во время одного из сражений Реконкисты, в решающий момент битвы христианским войскам, сражающимся с многократно превосходящими силами иноверцев (мавров), пришёл на помощь крестивший Испанию апостол Иаков на белом коне и с мечом в руке. Это явление святого так воодушевило христиан (а по легендам таких явлений потом было не меньше сорока), что они выиграли эту битву, несмотря на превосходящие силы противника. И многие другие битвы были выиграны, и освободили от мавров всю Испанию…


Первым паломником (по суше, по тверди земной, не по морю!) к останкам апостола Иакова и стал тот самый король Астурии Альфонсо II, который в 829 году вместе со своей свитой пустился в путь из Овьедо в Галисию, уже бывшую в те давние средневековые времена частью его королевства. И путь из Овьедо в Компостелу, а это больше 300 км, стал первым паломническим маршрутом El Camino Primitivo на Пути Святого Иакова.