Книга История России. С древнейших времен до конца XIX века - читать онлайн бесплатно, автор Дмитрий Андреевич Дмитриев
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
История России. С древнейших времен до конца XIX века
История России. С древнейших времен до конца XIX века
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

История России. С древнейших времен до конца XIX века

ЕГЭ-2024. История

Справочник по истории России с древнейших времен до конца XIX века


Д. А. Дмитриев

© Д. А. Дмитриев, 2023


ISBN 978-5-0056-8463-9

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Вместо предисловия: Как понять и выучить историю России?

Чтобы действительно прочно знать и помнить, надо понимать. А чтобы понимать, надо любить. Заставить того или иного человека полюбить историю наверное невозможно. Но научить понимать можно.

Почему школьники плохо знают историю? Почему за многие годы изучения истории в школе большинство людей, в лучшем случае, получают лишь очень поверхностные представления о событиях Отечественной истории, не помнят дат, путают правителей и т.д.? Ответ прост: люди стремятся зазубрить учебник, не пытаясь его понять. Того требует от нас во многом сама система образования. Чтобы сдать экзамены в школе или даже вузе, надо знать, что уроки и погосты ввела княгиня Ольга, Министерство государственных имуществ появилось при Николае I, а Синод – при Петре Великом, крещение Руси было в 988 г., а Полтавская битва – в 1709 г. и т. д.

Но что все это значит? Что такое Министерство государственных имуществ по своей сути, почему оно появилось именно при Николае I и зачем? Кто на кого напал в Полтавской битве? И кто за что воевал там вообще? Об этом думать некогда. Надо очень быстро зазубрить основные даты – ведь скоро экзамен.

Между тем, именно отсутствие понимания истории является главной причиной того, что все зазубренное к экзамену тут же забывается после сдачи экзамена (если не на самом экзамене).

Думающий читатель может возразить: «Ну и что Вы предлагаете? Тратить огромное количество времени на детальный анализ всего и вся с целью получить глубокое понимание истории?». Эффект от такой работы конечно будет, но мало у кого сегодня есть столько свободного времени, чтобы самостоятельно вникать во все тонкости исторических перипетий. Более того, пониманию тоже надо научиться! Как же это сделать? Для этого есть очень удобная и простая схема.

Как начать понимать историю?

Физические факты имеют значение только тогда, когда они объяснены какой-либо теорией. Так и в истории. Она понятна только тогда, когда у вас есть «теория», общая схема исторического процесса. Тогда отдельные, прежде разрозненные даты и события сами собой укладываются в эту схему и легко запоминаются. Что же это за схема? С этого момента нужно читать особенно внимательно.

Что изучает история вообще? Она изучает общество. И не просто общество, а общество в развитии. Вам, наверное, известно, что слово общество имеет много значений. Какое же именно общество изучает история? То общество, которое мы обычно имеем в виду, изучая историю в школе, представляет из себя некую систему, большую группу людей, характеризующуюся единством социально-экономического уклада, политического устройства (единая публичная власть) и культуры. Чаще всего такое общество называют просто напросто государством. И уж естественно, что в рамках истории России мы изучаем Российское государство. Но в нашем определении общества мы выявили 4 основных составляющих элемента любого общества (и Российского государства в частности):

– Экономическая сфера

– Социальная сфера

– Политическая сфера

– Духовная сфера

Любое общество включает в себя эти сферы. В обязательном порядке. И все эти сферы тесно взаимосвязаны и постоянно влияют друг на друга. Поэтому изучая разные исторические эпохи, мы должны анализировать их по этим четырем сферам. Когда нас спросят, что из себя представляла Древняя Русь, нам не нужно пытаться вспомнить какие-то даты, чьи-то имена и т. д. Достаточно вспомнить 4 сферы жизни общества и спросить себя: какова была экономика Древней Руси? Ее социальное и политическое устройство, культура?

Пока эта методика может показаться не такой уж и легкой, но не спешите расстраиваться и закрывать книгу. Взаимосвязь и взаимовлияние каждой из сфер также подчиняется определенным схемам. Вам необходимо запомнить лишь несколько ключевых моментов и идей и далее история «зашевелится» у вас в голове сама собой.

Как связаны 4 сферы жизни любого общества между собой?

В основе любого общества лежит экономика. Потому что именно экономика позволяет нам удовлетворять первичные потребности, без чего нам просто не выжить. Экономика, в свою очередь определяет социальные отношения. Социальные отношения – это отношения между слоями и группами, на которые делится общество. Например: если мы имеем дело с первобытной экономикой (простое присваивающее хозяйство, где люди сразу же потребляют то, что добыли и ничего не накапливают), то и социальная структура будет простой и примитивной, не будет по сути никаких слоев, богатых и бедных (точно, как в родовой общине). В рабовладельческой экономике естественно существует два основных класса – рабы и рабовладельцы. В феодальной экономике (где крестьяне производят основные продукты) будет класс крестьян (работающих на земле) и класс землевладельцев, подразделяющийся на множество сословий (дворяне, бояре, духовенство и т.д.). Экономика индустриального общества (промышленность) порождает социальное разделение общества на рабочих и предпринимателей, то есть простых трудяг с одной стороны и владельцев фабрик, заводов, пароходов с другой.

В свою очередь, социально-экономические отношения определяют основы политического устройства. Например: переход от присваивающего хозяйства к производящему позволил обществу накапливать материальные блага и одновременно породил потребность в организации совместных работ (например, на оросительных каналах) и защите «нашего» хозяйства от грабительских набегов соседей. Так «защитники» и «организаторы» постепенно превратились в правителей и придворных (монархов и дворян).

И наконец, совокупность социально-экономических и политических отношений определяет особенности культуры данного общества. Например: древние общества, как правило, языческие и в этой языческой религии каждый бог соответствует тем или иным слоям населения, покровительствует земледельцам и ремесленникам, воинам и т. д. С развитием монархического правления, религия тесно связывается с властью, монарх объявляется потомком божеств и т. д. Природные явления также объясняются через деятельность духов и богов.

Все вышесказанное справедливо и для России и для истории любого общества вообще. Именно через анализ 4 сфер жизни общества и нужно изучать историю. Когда перед вами стоит задача изучения реформ того или иного правителя, нужно не просто зазубривать какую реформу в какой год он произвел. Нужно проанализировать, что он изменил в экономике, социальной сфере, политическом устройстве и культуре. Поняв, например, что сделал в этих сферах Петр I, уже гораздо легче будет понять и запомнить реформы и изменения в обществе после Петра I, при его преемниках.

* * *

Следует также учесть, что в истории имеет место и обратный процесс: когда духовная сфера определяет политику, социальную сферу и экономику. Но об этом мы поговорим уже на конкретном историческом материале при изучении истории России.

Глава 1. Возникновение Древнерусского государства

Жизнь славян в древности

Костяком Древнерусского государства являлись восточнославянские племена. Изначально все славяне были единым народом и проживали в междуречье рек Висла – Одер – Днепр. Анты, венеды, склавины, ас-сакалиба – именно так именовали славян в древности соседние с ними народы, в частности греки, римляне и арабы. Но в V в. н.э., в результате Великого переселения народов, славяне разделились на три ветви:

– Южные,

– Западные,

– Восточные славяне.

Именно восточные славяне составили основу Древнерусского государства, возникшего в середине IX века н. э. Но восточные славяне также не были едины и подразделялись на множество племен: тиверцы, уличи, вятичи, радимичи, поляне, волыняне, древляне, дреговичи, словене ильменские, кривичи и др. Наиболее крупными и значимыми были два племени:

– Словене ильменские с центром в Новгороде,

– Поляне с центром в Киеве.

Историю восточных славян до возникновения у них государства принято делить на два периода:

– VI – VII вв.

– VIII – IX вв. н.э.

На первом этапе славяне жили в основном родовыми общинами, занимались примитивным земледелием и имели слабую социальную дифференциацию.

На втором этапе происходит переход от родовой общины к соседской, усложняется хозяйство, происходит расслоение общества на классы.

Характерной общей чертой обоих этапов является языческая религия славян. Древние славяне верили во многих духов и богов, таких как: Перун, Макошь, Мокошь, Ярило, Даждьбог, Велес, Хорос, Сварог и мн. др. Причем каждое племя почитало этих богов по-своему.

Возникновение государства у восточных славян

Считается, что к середине IX века некоторые северные племена восточных славян, в частности словене ильменские, находились в зависимости от так называемых варягов (они же норманны или викинги). В середине IX века словене ильменские изгоняют варягов, но начинают ссориться между собой и тогда принимают решение призвать варягов обратно на княжение с целью прекратить внутренние распри. Так, в 862 году состоялось легендарное призвание варягов на княжение. С этого момента и начинается история Древнерусского государства. Первым правителем Древней Руси стал варяжский князь Рюрик (862—879 гг.), севший править в Новгороде.

Детали данного события вызывают острые дискуссии в исторической науке. Согласно норманской теории (основателями которой стали немецкие ученые XVIII века Г. З. Байер и Г. Ф. Миллер), именно варяги помогли славянам создать государство. Есть и противоположная точка зрения (антинорманская теория), представители которой (например, М. В. Ломоносов), утверждали, что славяне сами создали свое государство и не нуждались в помощи из вне. Компромиссный вариант предложил великий русский историк В. О. Ключевский, писавший, что создание государства не зависит от одного человека и потому не так важно кем был Рюрик, и существовал ли он вообще – даже если призвание варягов имело место быть в реальности, значит варяги пришли туда, где уже были как минимум основные необходимые предпосылки для образования государства, а не отсталые племена.

Итак, Рюрик правил с 862 по 879 гг. О его деятельности нам известно очень мало, ему подчинялась еще лишь небольшая часть восточнославянских племен.

Следующим после Рюрика правителем стал князь Олег (879—912 гг.). Нельзя точно сказать, кем он приходился Рюрику: возможно братом или соратником. Но о деятельности Олега нам известно уже больше. В 882 г. Олег совершил поход на Киев и захватил его, провозгласив «матерью городов русских». Данное событие имело огромное значение, так как были объединены два крупнейших восточнославянских центра – Киев и Новгород. Киев стал столицей Руси.

Киевской Руси Олег подчинил еще несколько восточнославянских племен (древлян, северян и радимичей).

Кроме того, Олег успешно воевал с Византией, и в 907 и 911 гг. заключил с ней выгодные для Руси торговые соглашения. Это были первые письменные договоры в истории Руси.

Следующим правителем уже именно Киевской Руси стал подросший сын Рюрика Игорь (912—945 гг.). Так случилось, что все самое важное и интересное, связанное с правлением Игоря – это его смерть. Дело в том, что древнерусские князья регулярно собирали налог с покоренных племен – полюдье. В 945 г. дружинники Игоря убедили его собрать двойной налог с племени древлян, за что Игорь и был убит древлянами во главе с князем Малом в их главном городе Искоростене.

Первые внутриполитические реформы

После смерти Игоря на престол взошла княгиня Ольга – жена Игоря, правившая с 945 по 964 гг. Перед ней стояло несколько важнейших задач:

– Отомстить древлянам за их дерзость, вернуть их под контроль Киева,

– Реформировать налоговую систему Руси,

– Повысить авторитет Руси на международной арене.

С первой задачей Ольга справилась весьма жестко. Древляне были жестоко наказаны и возвращены под власть Киева. Детали кровожадной мести Ольги подробно описаны в главной русской летописи – «Повесть временных лет».

Для того, чтобы подобные бунты больше не повторялись, Ольга отменила полюдье и ввела вместо него уроки и погосты. Урок – это строго установленный размер дани. Погост – место сбора дани. Таким образом, налоговая система Руси была в значительной степени упорядочена и усовершенствована.

Для поднятия собственного авторитета и авторитета страны, Ольга, согласно летописной легенде, в 957 году приняла личное крещение и, таким образом, как бы стала равной византийским и европейским правителям, которые уже давно были христианами. Крестным отцом Ольги стал император Византии Константин Багрянородный.

Таким образом, время правление княгини Ольги – это время первых важнейших и ярких внутриполитических реформ. В этот период был сделан большой шаг в развитии государственности Киевской Руси.

После Ольги правил ее сын – Святослав (964—972 гг.). Святослав был очень воинственным князем и практически не занимался внутренней политикой, будучи очень занятым военными походами. Главная заслуга Святослава заключается в том, что он уничтожил Хазарский каганат, доставлявший множество неудобств южным границам Руси. Про Святослава говорили, что он словно «пардус» (леопард) – силен и суров, спит в походах на земле вместе со своими дружинниками, питается сырым мясом. Также Святослав хотел перенести столицу Руси в Переяславль, но мать не позволила ему.

В 971 г. Святослав потерпел поражение от византийцев в битве под Доростолом и был вынужден вернуться на Русь. В 972 г., в ходе своего возвращения, Святослав был убит печенегами (кочевой народ, обитавший на южных границах Руси).

Завершение формирования основ древнерусской государственности: крещение Руси

После смерти Святослава началась первая на Руси междоусобица, наиболее ярким и сильным князем которой был старший сын Святослава Ярополк. Междоусобица закончилась в 980 г., когда к власти пришел князь Владимир I Святославович (980 – 1015 гг.).

Свое правление Владимир начал с религиозной реформы: он попытался упорядочить языческие культы, создать единый пантеон богов во главе с Перуном. Но эта затея провалилась. Тогда, с целью укрепления единства страны, Владимир обратился к монотеистическим религиям. Считается, что принять православие по византийскому образцу Владимира вынудила необходимость креститься, чтобы жениться на византийской принцессе Анне, которая не могла выйти замуж за язычника.

Как бы там ни было, но в 988 году произошло крещение всей Руси «огнем и мечом», что имело просто огромные последствия для страны. Благодаря крещению, активными темпами началось развитие культуры, из Византии приглашали мастеров для строительства храмов, началось развитие иконописи, на древнеславянский язык начали переводиться христианские книги, при церквях стали обучать грамоте, заботиться о нищих и больных. Кроме того, укрепилась личная власть Владимира, укрепилось единство страны, поднялся авторитет Руси на международной арене.

Крещение Руси было, безусловно, самой важной реформой Владимира. Также, стоит отметить, что Владимир построил защитные сооружения на юге страны от новой угрозы – печенегов.

* * *

Так, к концу X века в целом завершился процесс первоначального формирования Древнерусского государства с центром в Киеве. Во главе этого государства стоял князь, опиравшийся в своей власти на дружину. Княжеская дружина делилась на две большие группы:

– Старшая – они же бояре;

– Младшая – отроки.

Власть передавалась по лествичному праву – старшему в княжеском роду. Но это правило часто не соблюдалось, из-за чего впоследствии стали обостряться междоусобицы.

Основные даты по теме

Призвание варягов – 862 г.

Правление Рюрика – 862—879 гг.

Правление Олега – 879—912 гг.

Объединение Киева и Новгорода князем Олегом – 882 г.

Заключены выгодные для Руси торговые соглашения с Византией – 907, 911 гг.

Правление Игоря – 912 – 945 гг.

Правление Ольги – 945 – 964 гг.

Принятие христианства Ольгой – 957 г.

Правление Святослава – 964 – 972 гг.

Правление Владимира I – 980 – 1015 гг.

Реформа языческих культов князя Владимира – 980 г.

Крещение Руси – 988 г.

Термины

Полюдье – налог, который собирали древнерусские князья с подчиненных племен.

Урок – строго установленный размер дани.

Погост – место сбора дани.

Лествица – система передачи власти в Киевской Руси старшему в княжеском роду.

Бояре – старшие дружинники князя.

Глава 2. Расцвет Древней Руси при Ярославе Мудром

Принятие христианства князем Владимиром имело огромные последствия для страны. Данное событие заложило основы будущего расцвета Руси. Но проявился этот расцвет в полной мере лишь при потомках Владимира.

После смерти Владимира в 1015 году вновь разгорелась борьба за власть между его сыновьями. Наиболее агрессивным в этой борьбе был Святополк, убивший своих братьев Бориса и Глеба. Народ очень любил Бориса и Глеба за их праведный образ жизни и потому эти люди стали первыми русскими святыми мучениками, а сам Святополк получил в народе прозвище «Окаянный».

Но для того, чтобы получить власть над всей Русью, Святополку Окаянному необходимо было расправиться с еще одним своим братом – Ярославом. Для борьбы с Ярославом Святополк заручился поддержкой поляков, сам же Ярослав нашел союзников в варяжской среде. Четыре года, с переменным успехом, продолжалась междоусобица Ярослава и Святополка. В итоге, Святополк бежал в Польшу, а Ярослав стал князем Киевским и всей Руси и правил с 1019 по 1054 гг.

Ярослав, как считается, был человеком очень умным, знал языки, проявлял качества талантливого правителя, за что и получил в народе прозвище «Мудрый».

Еще в 1016 г., будучи Новгородским князем, Ярослав создал первый письменный свод законов Древней Руси – «Русскую Правду». Изначально «Русская Правда» распространялась только на Новгород, но как только Ярослав Мудрый стал правителем всей Руси, так и «Русская Правда» стала общерусским законом. Это был еще один очень большой шаг в деле укрепления единства страны.

В 30-е гг. XI в. Ярослав разбил печенегов, освободив Русь от постоянных набегов этих кочевников. В честь победы в Киеве были построены Софийский собор и Золотые ворота.

Власть Ярослава была настолько сильной, что он впервые в истории православной Руси в 1051 г. позволил себе самостоятельно назначить митрополита всея Руси без ведома византийского патриарха (раньше митрополиты на Русь всегда назначались из Византии). Так первым русским митрополитом стал священнослужитель Иларион. Иларион известен не только как первый русский митрополит, но и как автор выдающегося памятника литературы Древней Руси – «Слово о законе и благодати» (примерно 1037 г.).

У Ярослава Мудрого, помимо всего прочего, было много дочерей, которых он с удовольствием выдавал замуж за европейских королей и принцев, тем самым укрепляя авторитет Руси на международной арене и свои собственные связи с европейскими правителями. Наиболее известной является младшая дочь Ярослава Анна, вышедшая замуж за французского короля Генриха I. Династические браки также стали немаловажным фактором расцвета Древней Руси в первой половине XI века.

Таким образом, в годы правления Ярослава Мудрого, Русь достигла расцвета во всех сферах: экономической, социальной, политической и духовной. Желая предотвратить ссоры между своими сыновьями, Ярослав перед своей смертью разделил земли Руси между потомками с той целью, чтобы каждый имел свое княжество, развивал его и не имел желание что-то отнять у брата. Но после смерти Ярослава все получилось с точность наоборот: опираясь на полученные княжества, сыновья Ярослава Мудрого начали воевать друг с другом, с целью захвата соседних земель, власти и богатства, и вся вторая половина XI века стала периодом постоянных междоусобиц и отсутствием единства и стабильности в стране.

Основные даты по теме

Правление Ярослава Мудрого – 1019—1054 гг.

Назначение первого русского митрополита (Илариона) – 1051 г.

Термины

Русская правда – первый письменный свод законов Древней Руси.

Печенеги – кочевой народ, проживавший на южных границах Руси.

Слово о законе и благодати – памятник древнерусской литературы. Произведение написано митрополитом Иларионом в 30-е гг. XI в.

Династический брак – брак между представителями разных королевских династий (как правило, иностранных) с целью укрепления дружеских отношений между государствами, представители которых вступают в брак.

Глава 3. Русь после Ярослава Мудрого. Триумвират Ярославичей

После смерти Ярослава Мудрого у власти на Руси встал «Триумвират Ярославичей». Это система управления Киевской Русью, существовавшая с 1054 по 1073 годы и характеризовавшаяся мирным правлением трех старших сыновей Ярослава. Во главе Триумвирата оказался старший из братьев Изяслав Ярославич. Второй сын Святослав княжил в Чернигове, а третий Всеволод в Переяславле. Одна из причин существования Триумвирата кроется в завещании отца, повелевшего не разжигать борьбу друг с другом и слушаться старшего Изяслава.

Правление Триумвирата Ярославичей (1054—1073 годы)

В 1065—1066 полоцкий князь Всеслав Брячиславич совершил поход на Псков, в результате которого не смог взять осажденный город и отступил. В 1067 году он вернулся вновь, разгромил новгородскую дружину у реки Черехи и с третьей попытки взял Новгород. Однако в этом же году братья Ярославичи наказали Всеслава, нанеся ему поражение у реки Немиги. Вскоре строптивый князь был схвачен и посажен в поруб (плен) в Киеве.

В 1068 году состоялось первое вторжение половцев (кочевники, пришедшие на смену печенегам) на Русь. Войска Триумвирата Ярославичей встретились с половцами в битве на реке Альте. По ее итогам Триумвират был разгромлен. Изяслав и Всеволод убежали в столицу, где пытались укрыться от врага, при этом народ требовал организовать еще один поход против кипчаков (самоназвание половцев). Однако, князья не поддались на уговоры людей, что привело к киевскому восстанию 1068 года. Изяслав был изгнан из Киева, а правителем стал освобожденный из плена Всеслав Полоцкий.

В 1069 году на Киев двинулся польский король Болеслав II Смелый (1058—1076 гг.), по мнению В. Н. Татищева, таким образом, оказавший помощь Изяславу в восстановлении его пошатнувшейся власти в столице (Изяслав был женат на дочери Болеслава II). Всеслав Полоцкий бежал из Киева, и Изяслав вновь стал правителем. Однако в 1073 году он все же лишился своего престола после заговора младших братьев. Триумвират Ярославичей окончательно распался. Это заставило Изяслава убежать в Польшу. На его место сел Святослав (1073—1076 гг.), а Всеволод переехал в Чернигов. В 1076 г. Святослав умирает и киевским князем становится Всеволод (1076—1077 гг.). Не желая продолжать конфликт с братом, в 1077 г. Всеволод возвращает киевской престол Изяславу, который правит там еще год (с 1077 по 1078 гг.), после чего умирает в битве на Нежатиной Ниве.