banner banner banner
Работай и кайфуй! Полное пошаговое руководство по фрилансу
Работай и кайфуй! Полное пошаговое руководство по фрилансу
Оценить:
 Рейтинг: 0

Работай и кайфуй! Полное пошаговое руководство по фрилансу


После недолгой беседы о ландшафтном дизайне, подруга перезвонила мне и объяснила простую проблему. Парень ей в принципе понравился и она бы наняла его на ландшафтные работы, но оттолкнула его манера подходить очень близко и задавать назойливые личные вопросы. В психологии это называется «нарушением личных границ». Я провела разъяснительную беседу со своим учеником. Он был очень удивлен, поскольку напротив считал себя «душевным» парнем и ему нравилось общаться с клиентами по-свойски. После того, как он изменил манеру общения, выработал навык «безопасной» дистанции и уважительного отношения к клиентам, получил первый заказ.

Так что конкуренция тут совершенно не причем. Если ваша услуга востребована, вы получите заказ, не смотря на высокую конкуренцию и произойдет это только потому, что вы приглянулись клиенту, понравились чисто по человечески, вызвали приятное ощущение, как говорится, ваши энергии совпали. Только представьте на минутку что вы начинающий программист, но вы в стильном костюмчике, у вас аккуратная прическа (пусть даже модная), вы культурно общаетесь и не выглядите важным и отталкивающим.

И вместе с вами к заказчику пришел конкурент, программист, который имеет большой опыт, но он неестественно толстый, пахнет потом, постоянно курит и общается с важным видом, как будто он пуп земли. Вы бы сами кого выбрали? Я это о том, как на самом деле легко преодолеть конкуренцию. Быть приличным, ответственным, не бросать работу, и всегда давать клиенту бонусы. Например, вы можете сделать работу за три дня. Называйте клиенту срок пять дней, а через три дня (по своему расписанию) радуйте его работой, выполненной раньше срока. Или, вот еще пример, обещали два варианта логотипа, а сделайте пять.

Вам не сложно, а у клиента сложится хорошее мнение, ведь все мы любим получать бонусы и подарки.

И помните, клиент, который заплатил вам деньги, глубоко в подсознании расценивает себя чуть ли не вашей мамочкой, так что он заинтересован и в результате вашего труда и в вас самих. Если он работает с вами в первый раз, то присматривается к вам, так что просто постарайтесь сделать чуть больше и вы наверняка сработаетесь. А опытные и маститые фрилансеры частенько из-за своей важности упускают все эти моменты (в частности хорошее отношение к клиенту) и проигрывают начинающим специалистам.

Помнится, как-то спросила свою клиентку, почему она для фотосессии товара выбрала именно этого фотографа, ее ответ был великолепен, она сказала: «Он голодный и у него глаза блестят, такой будет выкладываться на всю тысячу процентов».

Так что перестаньте бояться конкуренции, на самом деле ее нет. Просто сами не становитесь противными вонючками, с которыми никто не хочет работать. Будьте милыми и всё, дело в шляпе, заказчик выберет именно вас (молодого, приятного и с горящими глазами).

Думаю, некоторую психологическую подготовку я вам дала (и это только начало нашего большого пути во фриланс), так что в следующей главе сделаю краткий обзор того, что нужно для фриланса в первую очередь.

Глава 5. Что нужно для фриланса: краткий обзор

–Что будешь делать после того как защитишь диплом?

– Бомжевать.

– Ну, зачем ты так, ведь существует красивое слово фрилансер…

Анекдот

Итак, вы уже точно знаете, что фриланс это ваше, тогда я к вам с кратким обзором того, что понадобится для начала. Углубляться в тонкости каждой профессии я не буду, но пройдемся по основным нужным вещам.

Первое и самое важное: определить, в какую сторону вам двигаться. Я имею в виду, вы должны определить, какие у вас есть таланты и склонности, на какой профессии вы собираетесь фрилансить. Если вы уже эксперт в определённой области, например детский психолог, но просто хотите уйти с работы в детском садике в частную практику, тут все понятно. А вот если вы до этого работали продавцом, но вам кажется, что надо поменять направление и выбрать что-нибудь эдакое творческое, будьте очень внимательны! Нельзя ошибиться с выбором.

Найти свои таланты и из них сделать заработок, это первейшая ступень. Пока не найдете, в чем вы очень хороши, не делайте следующих шагов. Искать надо так: найти то, что вам по душе и что может приносить деньги и востребовано людьми. Это будет оптимальный вариант. Если у вас есть хобби, но оно не приносит денег и не нужно людям (например, выпиливание лобзиком), то надо поискать еще. Кстати, сейчас проверила в Яндексе, оказывается выпиливанию лобзиком вполне можно обучать, так что и из этого можно сделать статью дохода. А вот если вам нравится изучать языки и вы прекрасно знаете, например, французский язык, то вы вполне может стать преподавателем-фрилансером или открыть свою он-лайн школу французского языка.

Второй важный момент, это необходимость выбрать вариант обучения, когда вы в целом нашли свое направление. Например, у вас склонность к дизайну и вы уже видите себя фрилансером-дизайнером или верстальщиком, тогда самое время задуматься о повышении квалификации или обучению на курсах. Благо, сейчас курсов много, есть из чего выбрать. Если есть сомнения, почитайте реальные отзывы о тех или иных курсах.

Сейчас чаша весов всеобщей симпатии склонилась к курсам он-лайн и это понятно, это веление времени. Так что можно, не выходя из дома, в удобное время и приятной домашней обстановке обучиться практически всем топовым профессиям. В конце книги я дам вам список наиболее популярных курсов он-лайн. Как вариант можно поискать и офф-лайн курсы в вашем городе или найти себе индивидуального преподавателя и с ним заниматься. Не рассматривайте курсы, которые длятся два года и больше, к их окончанию знания просто устареют. Нормальные курсы длятся 4-6 месяцев, смотря какая профессия. Например, программирование требует больше времени, чем разработка логотипов.

В третьих, просчитайте ваш будущий бизнес-план. Уточните стоимость подобных услуг и прикиньте, сколько заказов вы успеете сделать за неделю или за месяц. У вас должно получаться в первый месяц не меньше 30 000 руб., во второй 50 000 руб. и так далее с учетом развития ваших навыков и знаний. Если будете обучаться, ищите курсы, которые позволят вам заработать уже с первого месяца обучения и даже компенсировать затраты на обучение. Например, есть курс «Дизайнер рекламы», где в первый месяц учат делать логотипы, чтобы ученики уже к концу месяца могли выставить свои работы на биржах фриланса и начать зарабатывать.

И только со второго месяца идут более сложные уроки, макетирование, верстка и т.д. Если вы планируете заниматься индивидуально с учителем, попросите его выстроить свои занятия так же, чтобы дать возможность сразу наладить подработку, пусть хоть небольшую. Первые деньги, заработанные на своих новых знаниях, очень ободряют и вдохновляют!

Четвертое: оргтехника, специальные устройства, телефон и необходимые нужды. Если вы собираетесь стать швеей, вам нужна швейная машинка, нитки, иголки и т.д. Если вы хотите быть дизайнером полиграфии, понадобится мощный компьютер, с хорошим экраном, программы дизайна, векторный планшет и т.д. Все это надо предусмотреть и внести в свой бизнес-план в статью «Расходы».

Вам будет нужен современный мобильный телефон для связи с клиентами (с WhatsApp и Telegramm), предусматривающий общение через мессенджеры, установку приложений и соцсетей, наличие на нем электронной почты, пдф-ридера и т.д. Если вы не знаете, о чем я сейчас говорю, то спросите у любого обладателя смартфона, как все это настроить. У меня частенько диалог с клиентом начинается в мессенджере (например, в WhatsApp) и потом я прошу прислать на электронную почту техническое задание и примеры подобных проектов. На следующий день мы с клиентом обсуждаем проект в Skype или Zoom. Для некоторой работы обязательно понадобится скоростной интернет и мощный ноутбук. Это надо учесть при составлении статьи «расходы» своего бизнес-плана. Как решить денежные проблемы начинающего фрилансера и как создать финансовую подушку безопасности, я вам расскажу в следующих главах.

Еще есть статья расходов: необходимые нужды. К примеру, оплата за проезд или аренду офиса. Покупка оргтехники или специального оборудования (например, для фотографа). Приличная одежда для встречи с клиентами (если даже такая встреча происходит у вас дома или в летнем кафе, вы должны выглядеть представительно). Приходить на встречу к клиенту в старой майке и пляжных шортах настоятельно не рекомендуется!

Из прочих расходов: оплата интернета и мобильной связи, возможно, понадобятся деньги на дополнительное обучение. Ну и нужна финансовая подушка безопасности: запас денег на пару месяцев, чтобы вы не оказались в ситуации, когда вам нечего есть или нечем платить за квартиру. Постарайтесь учесть все предстоящие расходы.

Пятое. Ну и наконец, нужно организовать хорошее рабочее место, продумать сам процесс работы, обозначить свои личные рамки. Например, сколько часов в день вы будете работать, с 9.00 до 18.00 или с 10.00 до 14.00? Как именно вы будете работать, сколько заказов будете брать, что нужно для выполнения этих заказов (материалы, расходники, услуги дополнительных специалистов и т.д.). Сколько выходных в неделю вы планируете? Когда ваша семья поедет в отпуск?

И обязательно продумайте, где будете искать клиентов, но об этом мы еще будем разговаривать и я вам дам действующую схему поиска клиентов через сайт, через соцсети, через «сарафанное радио» и т.д. Такой подготовительный этап поможет сделать вашу работу приятной и легкой. И напротив, недостаток одного важного звена, превратит работу в кошмар. Например, медленный компьютер очень мешает быстро сделать полиграфический макет, это я вам на своем опыте говорю. Не забудьте подготовить договора с заказчиками и подробные технические задания.

Есть еще один обязательный момент, который надо проработать, прежде чем начинать, это близкие вам люди и отношения с ними. Предположим, до этого вы работали по найму и не находились целый день дома. А теперь вы проснулись, выпили кофе и сели за компьютер или например, за швейную машинку. А ваши близкие не понимают, что у вас время работы. Дети хотят играть, собака тащит гулять, родственники засыпают вас вопросами и поручениями. Здесь надо четко обозначить границы и решительно сказать: «Я сейчас работаю и прошу мне не мешать до пяти часов вечера. А когда я закончу работу, я схожу за хлебом, выброшу мусор и выгуляю собаку». Ну или как-то так. Покажите другим, что вы уважаете их время, но попросите уважать и свое.

Вот еще несколько шагов, которые предстоит сделать и которые мы будем обсуждать отдельно в каждой главе:

–проработка вашей экспертности,

–анализ ниши и конкурентов,

–выявление своих преимуществ,

–открытие ИП,

–создание портфолио,

–разработка сайта,

–развитие соцсетей,

–настройка рекламы на сайт,

–работа с «сарафанным радио»,

–интернет маркетинг (самопродвижение),

–выход на биржи фриланса,

–учет и работа с клиентской базой.

Все это на первый взгляд кажется долгим и сложным делом, но по факту может занимать не больше, чем полчаса вашего времени (естественно, если вы не сами будет осваивать все с нуля, а воспользуетесь простыми пошаговыми инструкциями из этой книги). Время изобретать велосипед уже давно прошло, просто садитесь на велик и крутите колеса.

А в завершение этой главы и первого раздела вместо резюме мы с вами еще раз проверим, имеются ли у вас необходимые для фриланса навыки и качества. Я уверена, что имеются, если вы дочитали до этого места. Но давайте убедимся!

Качества фрилансера:

– Ответственность, хорошее отношение к заказчику, строгое следование поставленным задачам и срокам. Если нет, придется над этим поработать и подтянуться. Недисциплинированность – большой минус в работе фрилансера.

– Самодисциплина, энергичность, внимательность. Работать дома фрилансером, не значит спать до обеда и ходить не умытым.

– Коммуникативность, креативность, гибкость, терпимость. Умение мягко общаться с людьми. Общаться фрилансеру все-таки приходится, пусть и по Skype. Надо понимать, что люди все разные и потому следует относиться с пониманием к требованиям заказчика. Ведь именно этого от вас и ждут! Напомню, что проведенное мною небольшое исследование доказывает, что в большей мере ценится хорошее отношение, чем крутой профессионализм, это я могу так же подтвердить и по своему опыту фриланса и общения с заказчиками.

– Самообучение – важный навык фрилансера и того, кто работает удаленно из дома. Помните, что у вас есть конкуренты и всегда надо быть на шаг впереди. Ну и конечно, если на данном этапе вы не владеете компьютером, надо освоить хотя бы азы. Так же потребуется элементарная грамотность, чтобы писать тексты или общаться с заказчиком.

– Очень важный навык – умение презентовать себя, показать свои лучшие стороны, свою экспертность, свои таланты. Для этого надо в первую очередь не сомневаться в себе и верить, что вы лучше других.

Нужно уметь анализировать информацию, следить за новыми трендами, быстро перестраиваться при необходимости, уметь правильно расставлять акценты в своей работе и знать необходимые сервисы. Если вам все это показалось сложным, то не надо сразу пугаться, на деле все приходит само, а если даже какой-то вопрос остался без ответа, тогда Яндекс или Гугл вам в помощь!

В следующей части этой книги уже пойдет подготовительная практическая часть для перехода на фриланс, разберем 10 золотых правил фриланса, подумаем вместе как создать финансовую подушку безопасности, расскажу всю правду о фрилансе, стоит ли улетать на Бали и как легко и быстро перейти в он-лайн (будет список сервисов и ресурсов, которые помогут вам освоиться в новой техно-среде).