Исследования показывают, что родители смотрят в глаза девочек (и нежно разговаривают с ними) на 50 процентов дольше, чем в глаза мальчиков. С сыновьями они смеются и посылают невербальные сигналы – показывают им игрушки, щекочут или подбрасывают. Все эти действия очень нравятся и детям, и родителям, но качественно они различаются. Мальчикам нужен интимный контакт (но в малых дозах) точно так же, как и активная игра. Девочкам активная игра нужна так же, как интимный контакт.
Когда мальчики постоянно испытывают стыд в связи с интимным контактом, близость становится для них более рискованной. Мальчик понимает: «Если это мне слишком понравится, у меня это заберут, потому что я не умею делать это правильно». С самого начала жизни многие мальчики не чувствуют меры интимных отношений. Девочки могут удерживать визуальный контакт, а мальчики быстро отвлекаются и отводят глаза. И это очень печально, потому что на протяжении всей жизни визуальный контакт – это основной источник близости. Мальчики и мужчины лишены этой близости, которая могла бы помочь им преодолеть свою уязвимость к стыду. Если у вас мальчик, вы должны понять, что ему нравится визуальный контакт, но с ним нужно быть более терпеливым и не начинать щекотать, когда он отворачивается. Лучшее, что вы можете сделать для своего малыша, чтобы в будущем он научился справляться со стыдом, – это позволить ему ощущать комфорт визуального контакта постепенно, в его собственном ритме. Смотрите на него, и вы заметите, что он будет сосредотачиваться на вашем взгляде все дольше и дольше. Чуткость к невидимым различиям мужской и женской уязвимости может изменить ваше восприятие и углубить связь – и слова для этого не потребуются.
Как мы избегаем страха и стыдаЧаще всего женский страх и мужской стыд проявляются бессознательно. Вы можете всю жизнь прожить, ни разу не услышав от мужчины: «Мне так стыдно, когда ты боишься ехать со мной в машине», а от женщины: «Я хочу, чтобы эта сумочка от Гуччи успокоила мой страх депривации». А вот симптомы страха и стыда вы будете видеть постоянно: обиду и гнев (перекладывание вины за свой страх или стыд на другого человека), материализм (иллюзия статуса у мужчины и безопасности у женщин), желание угодить (действия, пагубные для себя, чтобы заслужить восхищение или одобрение других людей), навязчивые желания (мысли, от которых невозможно избавиться) и компульсивное поведение – импульсивные покупки, переедание, пьянство. Все это оказывает временный обезболивающий эффект, воздействующий и на стыд, и на страх.
Нас разводят не врожденные различия страха и стыда, а наше неумение управлять ими. Если управлять ими с помощью критики, защитных механизмов, отстранения или упреков, отношения неизбежно испортятся. Если управлять ими с желанием улучшить, оценить, установить связь или защитить (а мы постараемся вас этому научить), отношения расцветут. Но чтобы преодолеть привычки, которые начали формироваться буквально с рождения, придется приложить сознательные усилия и внимание.
С раннего детства девочки избегают страха, создавая союзы и укрепляя эмоциональные узы, – комфорт и силу они черпают в количестве. Сама о том не думая, Марлен реагировала на бессознательный страх изоляции, стремясь к большей близости с Марком и со своими подругами. Главный женский механизм приспособления – сблизиться и подружиться[1]. Женщина реагирует на стрессовые ситуации, защищая себя и своих детей заботливым поведением (сближение) и созданием союзов с другими людьми, в особенности с женщинами (подружиться). Женщины создают узы, помогая друг другу в трудные моменты. Чем больше они говорят о своих проблемах, тем крепче их узы.
Поскольку эмоциональные узы – главный источник комфорта для женщины, ей неприятно, когда мужчина пытается справиться со стрессом способами, которые угрожают им: отвлекается (работа, телевизор, компьютер, хобби), повышает статус (работа, спорт, приобретение дорогих игрушек), эмоционально отключается (если ничего не чувствуешь, исчезает чувство несостоятельности), злится (если заглушить боль, ее не чувствуешь) или проявляет агрессию (если утвердить свою власть и контроль, не будешь чувствовать себя беспомощным неудачником).
Еще труднее женщине понять другое. Для обычного мужчины отношения не являются надежным источником комфорта. Самую сильную боль ему причиняет стыд, связанный с его ощущением несостоятельности в отношениях. Следовательно, создание отношений ради комфорта для мужчины равносильно поискам утешения от врага. Разговоры об отношениях, гарантированно напоминающие мужчине о его несостоятельности, – это последний метод утешения, который он выберет. С тем же успехом он мог бы улечься на постель с гвоздями, чтобы выспаться получше. Вот почему в нем включается реакция «дерись или беги». Только так он может избавиться от стресса и задушевного разговора с женщиной. «Дерись или беги» – это мужской эквивалент «сблизиться и подружиться».
Давайте рассмотрим характерный для личных отношений спор. Женщина безостановочно говорит, ходит за мужчиной из комнаты в комнату (чтобы не дать ему сбежать). В конце концов, он больше не может этого выносить. Начинается ссора. Хотя такой сценарий хорошо знаком большинству пар, он не всегда реализуется именно так. Иногда мужчина не может уснуть, пока «мы не поговорим», а женщина, уставшая после тяжелого дня, закрывает ухо подушкой, чтобы заснуть. Но даже в такой гендерно обратной ситуации различия в страхе и стыде все равно продолжают действовать. Женщина, которая преследует убегающего мужчину, отважно, хотя и неправильно, пытается установить связь и избавиться от страха изоляции. Но когда мужчина будит ее среди ночи, чтобы поговорить о «проблеме», он пытается доказать свою правоту и избавиться от стыда – он пытается победить в бою, а не установить связь.
Мужскую реакцию «дерись или беги» женщины чаще всего рассматривают как проявление агрессии и конкуренции. Вы наверняка видели, как подобным образом ведут себя мальчишки по соседству, на школьной игровой площадке и в вашей гостиной. Чтобы оценить связь агрессии и стыда, нужно понять, как эти сильные эмоциональные состояния влияют на ваш разум и тело. Стыд ведет к выбросу значительного количества кортизола. Это мучительно, это лишает сил – хочется лишь забиться в какой-нибудь уголок. Именно такую реакцию вызывают отказ или неудача. Хочется, чтобы все это прекратилось и больше не мучило. На помощь приходит гнев – настоящий анальгетик, по действию сходный с амфетаминами. Гнев притупляет боль и вызывает прилив энергии. (Вот почему раненые животные порой дерутся так яростно, а спортсмены в азарте могут продолжать играть даже со сломанной костью.) Гнев и агрессия помогают преодолевать стыд, притупляя вызванную им боль и восполняя потраченные силы. Чтобы вызвать у мужчины вербальную или физическую агрессию, достаточно припугнуть его стыдом: «Ты хлюпик, лузер, неудачник, и у тебя маленький пенис!» Как говорят в столь любимых мужчинами вестернах: «Они дерутся словами!»
Стыд настолько болезнен для мужчин, что они готовы на все, лишь бы его избежать. Большинство жен озолотились бы, если бы им платили каждый раз, когда они напоминают мужьям о походе к врачу или дантисту. Мужчина уклоняется от страха перед тем, что Дебора Таннен называет «униженной позицией» человека, нуждающегося в помощи. Он чувствует себя несостоятельным из-за своей нужды. (Да, да, именно поэтому он никогда не спрашивает дорогу!) Вам кажется, он боится идти к врачу, но мужчине недоступна роскошь страха, потому что страх вызывает еще более сильное ощущение неудачи, несостоятельности или потери статуса. Ощущение страха для мужчины – это неудача. Он чувствует себя трусом, хлюпиком, а если об этом узнают другие мужчины, он потеряет статус. «Лучше смерть, чем бесчестие» – о женщинах так не говорят. И в мире нет культуры, где девочек-подростков отправляли бы в лес, чтобы они заслужили свою женственность, преодолев страх.
Не поймите нас превратно. Женщины тоже боятся стыда неудачи, но стыд запускает в них глубинный страх изоляции. Такой стыд мучил и Марлен: «Если я не сумею, никто не будет любить и утешать меня». А Марк чувствует иное: «Если я не сумею, то не смогу любить и утешать себя и перестану быть достойным твоей любви и утешения». Когда женщина терпит неудачу на работе, ей хочется больше близости в отношениях. Когда то же происходит с мужчиной, он может поругаться с женой или отстраниться от нее, чтобы побыть в одиночестве.
Биологическое различие между полами при рождении выражено слабо и не так серьезно сказывается на поведении, как во взрослой жизни. Различия усиливаются культурой и социализацией, которая с раннего детства опирается на чувства стыда и страха в зависимости от пола. Стандартное воспитание призвано вызывать в мальчиках чувство стыда («Прекрати немедленно, ты плохой мальчик!») и чувство страха в девочках («Прекрати, ты обожжешься!»). Родители понимают, что для контроля поведения девочек достаточно пригрозить отшлепать их. Мальчики же чаще подвергаются телесным наказаниям, унизительным замечаниям и физическому насилию. Почему? Потому что страх не может их напугать. Даже самые маленькие дети осознают это различие. Исследование восьмилеток показало, что дети обоих полов ожидают, что мальчики будут подвергаться более унизительному наказанию, чем девочки, за одно и то же поведение. Дети из обеих групп были убеждены, что их будут наказывать по-разному, если они принадлежат к разным полам. Родители понимают, что девочкам достаточно пригрозить, но с мальчиками они совершают трагическую ошибку. Они наказывают их, чтобы привлечь внимание, но это делает мальчиков лишь более агрессивными или замкнутыми. Если пинать щенка, что за собака из него вырастет?
Попробуйте такое упражнение. Представьте, что маленькая девочка плачет от стыда. Ей так плохо, что она не может даже смотреть на вас. Она прячет заплаканное личико в ладонях и вся дрожит от боли отказа. Вам хочется обнять и утешить ее, и простить за все, что бы она ни сделала. Обращаясь к группе слушателей, Стивен порой спрашивает у мужчин: «Вспомните свое детство. Что происходило, когда вы плакали и было понятно, что вам плохо?» Почти все признавались, что их дразнили или обижали еще больше: «Ах ты, хлюпик!», «Маменькин сынок!», «Сейчас тебе и правда будет из-за чего плакать!»
Маленьким мальчикам хочется плакать от стыда точно так же, как и девочкам. Но девочек в такой ситуации начинают утешать, а мальчики сталкиваются с очередным отказом. Женщины с детства понимают: чтобы добиться желанной близости, нужно демонстрировать уязвимость. Мужчины же учатся свои слабости скрывать.
Чтобы лучше понять разницу уязвимости, попробуйте провести такой эксперимент. Составьте список того, чего вы боитесь больше всего – сколь бы невероятным это ни казалось.
Если вы женщина, в вашем списке наверняка будет то, что может хотя бы косвенно причинить боль и страдание (избиение, изнасилование), стать причиной изоляции (потеря близких – никто не захочет заботиться о вас) и депривации (отсутствие пищи, крова, комфорта и всяких приятностей). Мужской список почти никогда не включает ничего подобного. (Если бы мужчины боялись сильнее, они никогда не совершали бы столько рискованных и опасных поступков – с детства и до кризиса среднего возраста.) В мужском списке наверняка будет то, что связано с возможностью неудачи, несостоятельности или утраты статуса – неспособность защитить близких, упущенное повышение, увольнение, потеря уважения окружающих. Некоторые пункты мужского списка могут показаться связанными с депривацией – потеря сексуальности, дома, машины, абонемента на баскетбол, – но в основе этого лежит страх перед неудачей
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
1
Эту модель разработала психолог из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе Шелли Тейлор вместе с пятью коллегами.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книгиВсего 10 форматов