Книга Религия будущего. Всеобъемлющий потенциал великих традиций духовной мудрости - читать онлайн бесплатно, автор Кен Уилбер. Cтраница 14
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Религия будущего. Всеобъемлющий потенциал великих традиций духовной мудрости
Религия будущего. Всеобъемлющий потенциал великих традиций духовной мудрости
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 5

Добавить отзывДобавить цитату

Религия будущего. Всеобъемлющий потенциал великих традиций духовной мудрости

В то же время высшее из существующих сегодня воззрений (как правило, бирюзового уровня) само участвует в задействовании или совместном творении всего, что оно познаёт: любая структура способна познавать лишь то, что действительно воздействует или влияет на нее, так что отчасти весь процесс сводится к интерпретации (это одна из тех частичных истин, которые мы заимствуем у постмодернизма, а тот, в свою очередь, представляет субъективную/ конструктивистскую/ энактивистскую зону, или противоположный конец интегрируемого нами спектра взглядов). Любой феномен, проявляющийся в сознании, уже «явно существует» – или ярко проявлен – в нем, через отпечатки (импринты) данной структуры сознания. Так, например, хотя сами атомы скрыто существовали в племенную эпоху, их явно не существовало для членов племени. Это и есть автопоэтический/ внутренний взгляд. Но при этом мы признаём, что в племенную эпоху атомы скрыто, неявно существовали (просто это не было «проявлено» [did not «ex-ist»] в человеческой реальности; тем самым полностью включается и внешний/ реалистский взгляд). Когда же нас попросят описать, что же такое атомы, которые неявно существовали в племенную эпоху, мы будем прибегать к тем взглядам на их природу, которые явно существуют (проявлены) в лучших бирюзовых умах современности. Таким образом, скрытое существование феномена и его проявление (явное существование) всегда связаны друг с другом (а внешние и внутренние грани всегда коррелятивны/ объединены). Скажем, для нас сегодня взгляд на природу атома, т. е. его скрыто существующую суть (или его «реальное бытие», справедливое как для дня сегодняшнего, так и для всех прошедших времен вплоть до племенной эпохи и раньше), в действительности оказывается взглядом на проявленное существование атома в том виде, в котором таковое являет себя бирюзовому уровню (согласно признаваемой сегодня науке). Каждый более высокий уровень развития будет подводить нас все ближе к «истине», однако это постоянно скользящая шкала. Вновь можно вспомнить слова Гегеля: «Каждый уровень адекватен, а каждый более высокий уровень – еще более адекватен». То же верно и для истины: «Каждый уровень имеет в себе истину, а каждый более высокий уровень – еще больше истины (или “даже еще более точную истину”)».

Это никак не подрывает онтологию. Наоборот, спасает. Допустим, действительно есть некая «единственная предзаданная и неизменная реальность». Добавьте тот факт, что происходит эволюция, каждая следующая стадия которой видит реальность «все яснее» или «со все большей истинностью» (так же, как каждый более высокий и возникший позже уровень сознания видел атомы точнее и яснее: от маленьких планетарных систем, привидевшихся оранжевому, до зеленых кварков, изумрудной единой теории кварков и бирюзовой теории струн, – «наиболее реальная» истина об атомах сегодня дается высшей структурой эволюции, которая сейчас есть, а именно бирюзовой теорией струн). Но если это действительно так, если есть только одна предзаданная реальность, которая воспринимается все яснее на каждой более высокой стадии развития, и при этом эволюция никогда не завершает свое развертывание, – тогда мы никогда не оказываемся в положении тех, кто в сколько-нибудь осмысленном ключе имеет доступ к реальной истине. Нам придется подождать до конца эволюции, лишь тогда мы увидим «окончательную истину». Пока же мы всегда будем знать только частичные неистинности и ничего более (ведь эволюция не закончится никогда, поэтому мы никогда не обретем предельно реальную истину). Однако когда мы признаём, что рассматриваемое нами интегральное единство внутренних/ субъективных и внешних/ объективных взглядов дает нам скользящую шкалу истины (где «каждый уровень истинен, а каждый более высокий уровень – еще более истинен»), каждому уровню позволено знать реальную истину – настолько истинную, насколько вообще что-то может быть истинным (настолько хорошую истину, насколько возможно ее адекватно знать – в настоящее время, с учетом инструментов и методик данного уровня). Это и есть «истина», насколько вообще данное слово может иметь сколько-нибудь актуальный или реальный смысл.

Можно ожидать, что все эти истины будут расти и эволюционировать, тем самым порождая «еще больше истины» на каждом более высоком уровне. Но это не отрицает истины в той форме, в какой она предъявляет себя на более низком уровне. Это просто помещает ее в контекст тотальной Цельности реальности, в которой эпистемология и онтология (внутреннее и внешнее) – два аспекта единой основополагающей развертывающейся Цельности. Именно так – и только так – мы можем избежать односторонних подходов, которых придерживаются те, кто обвиняет друг друга в подверженности эпистемическим и онтическим заблуждениям. И только так эти два архетипических противника (идеализм/ реализм; спиритуализм/ материализм; субъективное/ объективное; эмпирическое/ рациональное; эпистемическое/ онтическое) могут быть полностью признаны и интегрированы.

Подобное видение проистекает из систематического рассмотрения исследований развития – той сферы знаний, которую не учитывает критический реализм, что теперь признается его сторонниками как одно из серьезных слабых мест этого подхода. Когда вы обращаетесь к исследованиям развития, то в первую очередь узнаёте о том, что у каждого уровня свой мир, отличающийся от миров других уровней. Есть, по сути, лишь два подхода к этому. Можно утверждать, что есть одна-единственная, интранзитивная, «реалистская» онтология, а каждый более высокий уровень развития видит ее все четче. Такая позиция, безусловно, ставит в центр внимания онтологию и позволяет, например, Карлу Попперу объяснить, как наука может отправить человека на Луну, апеллируя к тому, что наука имеет доступ к некой единственно реальной онтологии. Это и есть внешняя/ рациональная/ реалистская/ объективная онтология, направляющая все взгляды «извне». Единственная проблема этой позиции заключается в том, что, прибегая к ней, вы не «спасаете» онтологию, а удаляете ее, полностью уничтожаете. Признав, что каждый более высокий уровень развития, сознания и познания видит эту предзаданную онтологию яснее – и отмечает: то, что принималось за истину на предыдущей стадии, воспринимается теперь как нечто ложное или очень ограниченное с точки зрения более высокой стадии, – вы также начинаете осознавать, что сами вы НИКОГДА не увидите этой онтологии во всей полноте сколько-нибудь завершенно и адекватно. Ведь только высший уровень эволюции когда-нибудь увидит такую онтологию во всей полноте, но она никогда не заканчивается, так что познание онтологии никогда – слышите: никогда – по-настоящему не завершается. Мы можем знать только разнообразные неистинности и иллюзии, а само человечество лишено шансов когда-либо познать хоть какую-то подлинную реальность. Нет, не спасена онтология этим ходом, а полностью уничтожена. Обоснование истины только во внешних/ объективных/ онтологических/ реалистских/ универсальных/ интранзитивных взглядах приносит именно подобное разрушение.

Если же мы принимаем взгляд на истину, который учитывает развитие, скользящую шкалу и эволюционность, каждый уровень будет содержать в себе определенную меру истины, если судить по реальности и феноменам, доступным ему. Если все феномены собираются вместе тщательно и адекватно и соединяются в гипотезу, которая объясняет все известные на данном уровне факты и истины, это настолько близко к истине, насколько вообще слово «истина» может иметь смысл в данной точке эволюции. Однако это означает еще и то, что мы перестаем заявлять, будто существует только одна предзаданная истина, познаваемая такими дисциплинами, как наука (ведь если бы даже и была одна-единственная истина, все известные истины продолжают изменяться с приходом каждого нового уровня развития – так что мы все равно никогда не обретаем адекватной истины). Что касается того, будто «каждый уровень адекватен, а каждый более высокий – еще более адекватен», а также, аналогично, «каждый уровень истинен, а каждый более высокий – еще более истинен», нам уже известно, что это утверждение верно для таких сфер, как сознание, этика, любовь, осознанность, познавание, мораль, эстетика и т. д. и т. п. (иными словами, «каждый уровень имеет сознание, а каждый более высокий – еще большее сознание»; «каждый уровень имеет этику, а каждый более высокий – еще большую этику»; «каждый уровень имеет любовь, а каждый более высокий – еще больше любви», – результаты исследований постоянно подтверждают этот принцип). Это, однако, означает, что каждый уровень помогает задействовать и совместно создавать феномены на данном уровне (все четыре квадранта тетравозникают). И эпистемология, и онтология играют вместе во взаимно объединенной и объединяющей Цельности этого процесса. Обвинения сторонников эпистемологии в неком эпистемическом заблуждении, а сторонников онтологии в онтическом – сущий идиотизм (прошу прощения за мой французский).

В своем изложении (преимущественно ради краткости) я часто буду выдвигать аргументы в пользу реальности либо внутреннего взгляда, либо внешнего, не всегда уделяя время аргументации их единства (каковое, в любом случае, остается основополагающим допущением, явно присущим интегральной метатеории). Когда я буду акцентировать внимание на внутреннем взгляде, я обычно стану фокусироваться на реалиях задействования (обычно я это называю «тетразадействованием», чтобы подчеркнуть важную роль всех четырех квадрантов со всеми их внутренними зонами); также я буду подчеркивать, что феномены совместно созидаются субъектом (эпистемологией) и парадигмой/ образцом/ предписанием (методологией), которые вместе порождают реальный и отличающийся от других мир на каждом уровне развития/ эволюции (следовательно, в целом существует множественность эпистемологий, множественность методологий и множественность онтологий, интегрированных в AQAL-подходе). Вот это и есть суммарное воззрение интегральной метатеории. Зачастую я буду делать особый акцент на важности перспектив в цельном эпистемико-онтическом процессе – на том, что смысл утверждения состоит в предписании (перспективном действии) по его задействованию. «Мир выстроен из сознающих существ, имеющих перспективы» – такова лаконичная формула для обозначения данного интегрального воззрения.

С другой стороны, когда я сосредоточиваюсь на внешнем (онтологическом) воззрении, я фокусируюсь на действительно существующих элементах системы координат AQAL (квадрантах, уровнях, линиях, состояниях, типах и т. д.), на двадцати принципах [холонов] (таких как «реальность состоит из холонов»; в ситуациях, когда я подчеркиваю единство внутреннего и внешнего, я буду часто говорить что-то вроде «реальность состоит из холонов, имеющих перспективы»), но при этом не стану упоминать, что, например, AQAL – обобщающий взгляд на реальность, объясненный при помощи визионерской логики с бирюзового или индигового уровня/ перспективы и обоснованный в недвойственном состоянии, будучи отчасти интерпретацией, со-созидаемой этими структурами/ состояниями сознания.

Как я обычно говорю, внутренний взгляд подчеркивает центральную роль эпистемологии и методологии («Кто» и «Как»), а внешний сосредоточен вокруг онтологии («Что»). «Когда» и «Где» также неотъемлемо присутствуют в интегральной системе координат AQAL – и нельзя полностью представить все элементы AQAL-модели без указания на временное «Когда» (где общий компонент эволюции/ развития остается одним из аспектов этого измерения времени) и «Где» (где такие измерения, как весь нижне-правый квадрант, зависят от систематической физической/ материальной локализации события в рамках определенного космического адреса). Но я никогда не стану утверждать, будто какой-то из этих пяти элементов («Кто», «Что», «Когда», «Где», «Как») может существовать без остальных. Понятие «интегральность» означает именно то, что включено в это понятие, не меньше.

Вкратце упомяну следующий момент. Эти два основных взгляда – внутренний/ задействующий/ автопоэтический/ со-созидающий и внешний/ рациональный/ универсальный/ реалистский – присутствуют, как я уже упоминал, во всех четырех квадрантах, пусть я и фокусировался здесь на примерах из нижне-левого и нижне-правого квадрантов. Но именно в верхне-правом квадранте Варела и Матурана впервые сделали прорывные открытия в части автопоэза и парадигмы задействования (они работали главным образом из внутренней перспективы верхне-правого квадранта – перспективы биологической феноменологии, или «взгляда изнутри»). Это была в основном чистая зона 5. В своих трудах они сопоставили свой подход с другими, такими как позитивизм, реализм, материализм, эмпиризм и рационализм – внешние взгляды на верхне-правый квадрант (а именно зоной 6), а также с теорией систем в целом, представляющей собой внешний взгляд на нижне-правый квадрант. Биологический организм не видит мир как паутину жизни, как теория систем. Следовательно, это одна из первых перспектив, которые они отвергли в своей «биологической феноменологии». Никлас Луман приложил данную парадигму задействования (энактивизма) к социальным системам в нижне-правом квадранте (как я уже подробно упоминал). Так что диалектическая «битва» между внутренним и внешним, которую мы прослеживали, присутствует и в верхне-правом квадранте.

Аналогично дела обстоят и в верхне-левом квадранте. Внутренний/ задействующий взгляд (взгляд из зоны 1) часто описывают как прегензию; это означает, что в каждом холоне высвечивается субъективное/ когнитивное/ со-созидающее измерение; собственное отдельно взятое сознавание (протосознавание) порождает мир различений, которые представляют собой его первичную реальность. Это означает еще и акцент на конструктивистской способности, имеющейся у каждого сознающего холона (уровня сознания). Когда она рассматривается извне, внешним взглядом (зона 2), взору открываются структуры, которые были задействованы / совместно созданы. Однако поскольку этот взгляд рассматривает «сконструированные структуры» сквозь призму перспективы, видящей универсальные/ реалистские/ объективные реалии, этим сконструированным структурам придается очень реальная онтология. Они рассматриваются не как нечто «исключительно субъективное» или «просто фантазия», а, напротив, как нечто настолько же реальное, как и любое объективно реальное явление. В этом-то и заключается суть подлинного структурализма. В то же время, поскольку структурализм прослеживает развертывание этих сконструированных структур в процессе развития/ эволюции с течением времени, он обнаруживает, что каждый новый уровень сконструированных структур (каждый новый уровень сознания) видит совершенно иной мир – или, точнее, имеет иной мир, поскольку создает (отчасти) отличающийся мир на каждом новом сконструированном уровне.

Так мы движемся к объединению внутреннего/ творческого/ задействующего и внешнего/ реалистского/ универсального. Однако в целом большинство проявлений структурализма рассматривают эти структуры, когда они уже созданы, в качестве преимущественно предзаданных структур, проявляющих малую вариативность (если вообще имеющих таковую) от индивида к индивиду. Это отражает перспективу зоны 2 – видение объективных универсальных реалий, находящихся в центре фокуса этой зоны. Именно интегральная метатеория открыто и явно объединяет внутреннюю/ энактивистскую/ интерпретативную/ творческую зону 1 с внешней/ онтологической/ реалистской/ универсальной зоной 2 (так же она объединяет и все внутренние и внешние зоны во всех квадрантах).

Конечно, в этих основополагающих зонах верхне-левого квадранта возможны и другие формы методологий. Но все они следуют этим базовым характеристикам, выводимым из холонической/ перспективной/ измеренческой реальности каждого. Так, в число прочих методологий зоны 1 входят чистое сознавание, феноменология, медитация, созерцание, чистая интроспекция (и иные взгляды от первого лица [с перспективы] первого лица на первое лицо [В виде формулы интегральной математики перспектив, представленной автором в «Интегральной духовности», это выглядело бы: 1-л × 1-л × . Если процитировать Уилбера: «…чистая медитация или интроспекция [обозначается] как 1-л × 1-л × , что означает взгляд от 1-го лица (1-л) моего сознавания от 1-го лица (1-л) на меня, т. е. на мое 1-е лицо (1л)».]); в число прочих методологий зоны 2 входят любые основополагающие теоретические карты или модели внутреннего измерения индивидуального бытия – от психоанализа до юнгианской психологии, пятифакторной теории личности и некоторых аспектов духовных психологий – и иные взгляды от первого лица [с перспективы] от третьего лица на первое лицо [В интегральной математике перспектив, как она представлена в «Интегральной духовности», это можно было бы выразить формулой: 3-л × 1-л × .], включая распространенное, но несколько неловкое применение теории систем к индивидуальной психике. Неловкое оно потому, что теории систем в своих внутренних и внешних вариантах работают с социальными холонами, не имеющими доминантной монады, или «я», – первичной единицы данных в верхне-левом квадранте. Тем не менее эти системные подходы всё еще отчасти полезны, поскольку помогают прослеживать сетеобразные особенности взаимосплетенных субхолонов, присутствующих в психике человека.

Интегральная метатеория объединяет внутренние и внешние взгляды всех четырех квадрантов (что также дает нам уровни, линии, состояния и типы). Мы уже видели, что каждый квадрант имеет взгляд изнутри и взгляд извне (и не только, но внутренний и внешний взгляды зачастую доминируют в том или ином квадранте). Это и есть общий смысл термина «интегральность» (см. также [125]).

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Всего 10 форматов