Книга Игра в глину - читать онлайн бесплатно, автор Алексей Лельчук. Cтраница 3
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Игра в глину
Игра в глину
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 5

Добавить отзывДобавить цитату

Игра в глину

Разговоры

Кроме всего описанного, ведущий творческих занятий должен быть еще и «мастером разговорного жанра». Нужно всегда помнить, что настоящая цель занятий – не развитие мелкой моторики пальцев, а развитие «крупной моторики» головы, развитие личности ребенка.

С детьми нужно в основном обсуждать, не как сделать, а что сделать и почему. Любая поделка должна быть мотивирована. Самый лучший словесный материал для работы с детьми – это сказки, истории, мифы и вообще литература. Можно лепить героев знакомой сказки и в нее играть. Учитель может рассказать какую-нибудь новую сказку, и если она окажется достаточно интригующей, то дети возьмутся ее лепить.

Чаще всего, конечно, на занятиях разыгрываются бытовые сюжеты: кто-то живет в доме, кто-то поехал куда-то на машине, кто-то что-то построил и так далее. Такие занятия помогают детям осознать то, что они видят вокруг себя. Но чем более развит ребенок, тем чаще он будет отдавать предпочтение сказкам, а не бытовым ситуациям. Ведь в сказках действуют обобщенные образы, а степень развития определяется как раз способностью к обобщению, к мышлению крупными формами.

Вообще, разговоры очень важны для развития ребенка. Сказка, прочитанная в книжке, неизмеримо полезнее для ребенка, чем та же сказка, уведенная по телевизору, и чем конкретные знания об окружающих его вещах. Сказка, рассказанная ребенку наизусть, как бы «от себя» – еще полезнее. Разница – в механизмах мышления. То, что человек видит перед собой, всегда конкретно. Глазами человек видит только данного конкретного человека и данный конкретный дом. Слова, которые он слышит, абстрактны. Словом, можно назвать общее понятие, абстрактную категорию – дом вообще, человек вообще, хороший человек вообще, плохой человек вообще. То есть способность человека обобщать и вообще думать неразрывно связана с речью устной и письменной. Этот факт признается всеми психологами, антропологами и лингвистами. А так как ребенок читать не умеет, то основным источником мыслей для него является голос других людей. Поэтому чем больше взрослые разговаривают с детьми, тем умнее становятся дети.

Даже когда ребенок выучивается чтению, взрослые должны продолжать читать ему книжки. Ведь на первых порах чтение – дело новое и трудное, и много сил у ребенка уходит, собственно, на чтение, а не на осмысление прочитанного. Когда ребенок слушает взрослое чтение, ему гораздо легче думать.

Стоит отметить, что устная речь – первична по отношению к письменной. Все великие культуры создавались как устные культуры, и только на определенной стадии развития под имеющиеся слова подбиралась система записи. Есть даже мнение, что появление письменности – шаг не вперед, а назад. Когда люди стали забывать то, что прошлые поколения помнили наизусть, они придумали способ записать это символически. Поэтому, при всех различиях в алфавитах, мысли у всех людей примерно одинаковые – ведь мы думаем словами, а не буквами. «В начале было Слово».

Поведение детей

Если ребенок не хочет лепить

Иногда на занятие приходят новенькие дети, которые совсем не хотят лепить. Родители понимают, что лепка полезна, приводят ребенка заниматься, а он не хочет, даже к столу не подходит. Что делать?

Во-первых, нужно успокоиться и понять, что вообще-то ребенок не обязан хотеть лепить из глины. Это вы знаете, что лепка полезна и интересна, а он этого еще не знает. Поэтому если в первый раз вам не удастся увлечь его лепкой – не беда. Если ребенок ни разу не прикоснется к глине за все занятие, значит, такова судьба, и вы даже можете вернуть родителям деньги за занятие. Это ощущение необязательности сильно помогает учителю и родителю расслабиться и совершать правильные действия, которые почти всегда приводят к тому, что уже к середине занятия ребенок оказывается в глине по локоть. За много лет работы у меня было всего несколько случаев, когда дети приходили с явным нежеланием лепить, и из них только одна девочка так и не дотронулась до глины до конца занятия и больше ко мне не приходила. Потом знакомые ее родителей объяснили, что семья состоятельная, дома очень красиво и чисто, мама, няня и уборщица постоянно все прибирают и вытирают, и у девочки отвращение ко всему хоть немножко грязному, липкому и скользкому. Жаль девочку.

У детей, живущих в нормальной обстановке, таких проблем нет.

Так что, если он не хочет лепить, то нужно просто сказать, что мы тут не лепим из глины, а играем, и можно вообще не играть, а просто посмотреть. И начинать занятие с другими детьми. Ребенок обязательно заинтересуется тем, что происходит на столе, и через некоторое время вы можете слепить зайчика или машинку специально для него и поставить на его край стола. В какой-то момент он не удержится и возьмет игрушку, забыв, что она грязная и холодная, и начнет с ней играть. Когда у машины отвалится колесо или зайчик захочет морковку, он попросит вас их слепить, вы слепите, а когда колесо отвалится второй раз или зайцу нужна будет капуста, он уже скорее всего сделает их сам.

В этом смысле несовершенство глины как строительного материала сильно помогает привлечь детей к лепке. Отваливаются колеса, уши и ноги, мнутся бока, борта и носы, и все это нужно ремонтировать, приделывать и поправлять. Это естественное действие, мотивация к которому рождается изнутри и уже не требует усилий взрослых.

Если не хочет ничего делать сам

Часто случается, что ребенок все время просит слепить что-либо для него, но сам ничего не лепит, а только играет в то, что слепили взрослые. Многие родители стараются уговаривать, а то и требовать – слепи это, сделай это сам, я больше тебе ничего не буду делать, ты же лепишь, а не я. Обычно это не приводит ни к какому результату. Выход из этого один – просто лепите то, что вас просят. А дальше можно задуматься, что такое поведение означает и что с ним делать. Вот некоторые возможные варианты:

1. Дитя еще очень мало, просто не может слепить что-то определенное, а получить игрушку хочет. В этом случае просто лепите все, что нужно. Ребенок начнет играть, мять глину, крутить звериные лапы, ковырять дырки – это и есть его уровень лепки. Насытившись вашими игрушками, он сам начнет добавлять какие-нибудь шарики-колбаски. Причем возраст здесь – понятие психологическое, а не количественное. Иногда дети даже в пять лет относятся к лепке как трехлетние и по мотивации, и по умелости. Какова бы ни была причина, для начала решение одно – лепите все для него, пусть играет. И по ходу дела нужно уже разбираться, в чем дело. Может быть, у ребенка просто свой особый темп развития, в других делах он вполне соответствует возрасту. Тогда нужно просто лепить и ждать. А может быть, ребенок слишком много смотрит телевизор и компьютер, читает умные книжки не по возрасту, которые перегружают его интеллект и угнетают способность к собственной творческой деятельности. Тогда нужно сломать телевизор, убрать компьютер в комнату взрослых (впрочем, это имеет смысл сделать в любом случае, не дожидаясь никаких симптомов), отложить умные книжки на пару лет.

2. Ребенок способен все сделать, но уже устал на сегодня – нет сил душевных и физических, хочется просто поиграть. Тогда можно слепить несколько готовых персонажей определенной сказки или на определенную тему и потом только играть в игры на эту тему. Или просто заменить занятие лепкой на что-нибудь другое.

3. Ребенок привык получать все по первому требованию. Отказ от самостоятельной лепки (рисования, вообще творчества) может служить сигналом для взрослых о том, что нужно как-то в принципе изменить стиль общения с ребенком.

В лепке, чтобы отучить от потребительства, сначала нужно пойти на поводу у ребенка и лепить все, что он требует. Другого выхода нет, в начале это дорога в одну сторону. Помощь на этой дороге нужно искать у естественного для любого ребенка стремления к преодолению, соревнованию, самоутверждению. Для этого нужно активно искать изюминку, которая заинтересует ребенка, и лепить такие вещи, которые он особенно любит. Здесь тоже нужно пойти на поводу – если вы решили лепить «Гусей-лебедей», а ребенок ничего не делает и требует мусоровоз – слепите ему мусоровоз. Это зацепка, она создаст у ребенка мотивацию. Получив мусоровоз, ребенок захочет наполнить его мусором, а это уже самостоятельная лепка – отрывать и складывать куски. Мусоровоз куда-то едет, это уже развитие сюжета, можно обустраивать дорогу. Мусор может быть строительным материалом, из него можно складывать дом или хотя бы гору. Играйте в тему, предложенную ребенком, тогда вероятность того, что он захочет сделать что-то самостоятельно, гораздо выше, чем если вы зададите ребенку неинтересную тему и будете требовать от него самостоятельной работы. А по ходу дела можно слепить и гусей-лебедей – пусть тоже носят мусор Бабе-Яге в избушку.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги