Народный политический консультативный совет Китая (中国人民政治协商会议)
Краткое название – НПКСК, это важный аппарат многопартийного сотрудничества и политической консультации под руководством Коммунистической партии Китая, орган, осуществляющий политические консультации, демократический контроль, участвующий в политике различных партий и организаций, а также представителей всех этнических групп и всех слоев общества, широко представленная организация патриотического единого фронта под руководством Коммунистической партии Китая.
С 21 по 30 сентября 1949 года НПКСК, временно исполняя служебные обязанности Всекитайского собрания народных представителей, провел свое первое пленарное заседание, на котором была сформулирована «Общая программа Народного политического консультативного совета Китая», главой комитета Центрального народного правительства был избран Мао Цзэдун, а также объявлено об основании Китайской Народной Республики. После того, как в сентябре 1954 года состоялось первое Всекитайское собрание народных представителей, НПКСК перестал выполнять функции ВСНП. В соответствии с политическими установками «длительного сосуществования и взаимного контроля», «искренности во взаимоотношениях», «разделения друг с другом чести и бесчестия» НПКСК проводит политические консультации по вопросам, связанным с экономическими, политическими, культурными, социальными и экологическими аспектами благосостояния народа страны, и осуществляет демократический надзор.
НПКСК учреждает национальный комитет и местные комитеты, срок полномочий национального комитета – пять лет, пленарное заседание проводится один раз в год. Для руководства делами собрания создается постоянный комитет, который состоит из председателя национального комитета, заместителя председателя, генерального секретаря и членов постоянного комитета. Члены НПКСК выбираются путем совещаний и рекомендаций. Количество членов и кандидатов на каждую сессию НПКСК определяется Постоянным комитетом после обсуждений и одобрения председателем национального комитета на предыдущем заседании. Члены НПКСК – это представительные и влиятельные люди, которые принимают участие в политической жизни в различных областях по всей стране.
Демократические партии (民主党派)
Партии Китайской Народной Республики, участвующие в политической жизни государства, осуществляют демократический контроль и принимают участие в обсуждении политики под руководством Коммунистической партии Китая.
К демократическим партиям КНР относятся восемь партий: Революционный Комитет Гоминьдана, Ассоциация демократического национального строительства Китая (АДНСК), Ассоциация содействия развитию демократии (АСРД), Демократическая лига Китая (ДЛК), Рабоче-крестьянская демократическая партия Китая (РКДПК), Чжигундан (Партия стремления к справедливости), Общество «3-го сентября» и Лига демократической автономии Тайваня. Их политическая программа, основанная на принципах Конституции Китайской Народной Республики, соответствует политическим установкам «длительного сосуществования и взаимного контроля», «искренности во взаимоотношениях», «разделения друг с другом чести и бесчестия». Демократические партии сформировались в период новой демократической революции (1919–1949 гг.) и были организованы в основном национальной буржуазией и связанными с ней патриотическими деятелями и интеллектуалами, отражая интересы и требования национальной буржуазии. С момента основания Китайской Народной Республики характер демократических партий изменился: из партий, представляющих интересы буржуазии, они превратились в партии, частично состоящие из социалистических рабочих.
После многих неудачных демократических революций демократические партии полностью осознали, что правильные предложения Коммунистической партии Китая благоприятны для страны и приносят пользу народу, обратились к сотрудничеству с Коммунистической партией Китая, чтобы сформировать единый фронт и внести важный вклад в победу демократической революции. После основания Китайской Народной Республики демократические партии, будучи партиями, участвующими в политической жизни Китая, поддерживают руководство Коммунистической партии Китая, играют важную роль в укреплении демократической диктатуры народа, успешном проведении социалистических преобразований и содействии социалистическому строительству.
Единый фронт (统一战线)
Единый фронт – это объединение, сформированное Коммунистической партией Китая в определенный исторический период для достижения целей китайской революции, строительства и реформ путем объединения разных революционных классов, политических партий и всех сил, которые могут быть объединены для достижения общей цели.
Предпосылка создания Единого фронта состоит в том, чтобы поддерживать руководство Коммунистической партии Китая в политическом курсе, установках и политике, его главная цель – добиться независимости, единства и возрождения Родины.
В разные исторические периоды Единый фронт всегда был для Коммунистической партии Китая особенным важным средством, позволяющим объединить основные принципы марксизма с историей Китая, настоящей реальностью и особыми социальными условиями для достижения победы. Во время великой революции (1925–1927 гг.), благодаря усилиям международного коммунистического сообщества и китайских коммунистов, Сунь Ятсен разработал и усовершенствовал «Три народных принципа» и реорганизовал Гоминьдан в мультиклассовую антиимпериалистическую и антифеодальную коалиционную группу, которая развернулась в Единый национальный фронт, состоящий из крестьянских масс, рабочих, городской буржуазии и других групп. Во время десятилетнего противостояния между Гоминьданом и Коммунистической партией с 1927 по 1936 год, с целью получить власть и добиться освобождения, Коммунистическая партия Китая сформировала объединения рабочих, крестьян, интеллигенции с рабочими и неработающими, и образовала единый фронт рабочих и крестьян. Во время войны против японских захватчиков (1937–1945 гг.) Гоминьдан и Коммунистическая партия прекратили гражданскую войну, установили отношения взаимного сотрудничества, противостояли японской агрессии и сформировали единый антияпонский национальный фронт. Во время освободительной войны (1945–1949 гг.), для того, чтобы претворить в жизнь идею освобождения народа, Коммунистическая партия Китая объединила все патриотические группы, классы, партии и деятелей в единый демократический народный фронт и выиграла освободительную войну. В социалистический период на основе союза рабочих и крестьян все социалистические труженики и строители, патриоты, поддерживающие социализм и объединение родины и стремящиеся к великому обновлению китайской нации, объединились, чтобы сформировать самый широкий Единый патриотический фронт и продвигать идею развития социалистического общества. В 2015 году Коммунистическая партия Китая обнародовала первое внутрипартийное положение о едином фронте – «Положение о работе Коммунистической партии Единого фронта (апробация)», в котором систематически излагаются требования к работе Единого фронта.
Китайский Гоминьдан (中国国民党)
Китайский Гоминьдан (сокращенно Гоминьдан) был основан Сунь Ятсеном и был первой буржуазной партией в истории Китая. Гоминьдан также был главной правящей партией в период Китайской Республики[36]. Партия прошла следующие этапы развития: Синчжунхуэй (1894–1905 гг.), Объединенная лига Китая (1905–1912 гг.), Китайская революционная партия (1913–1924 гг.), Гоминьдан (по настоящее время).
В 1911 году вспыхнула Синьхайская революция, организованная Объединенной лигой Китая, а на следующий год была основана Китайская Республика. После провала «Второй революции» (1913 г.) в японском Токио был учрежден прототип Гоминьдана – Китайская Революционная партия. В 1924 году Гоминьдан под руководством Сунь Ятсена созвал первый общенациональный съезд, на котором была урегулирована организационная структура Гоминьдана и предложены «новые три народных принципа». На следующий год после основания Национального (гоминьдановского) правительства в Гуанчжоу начался Северный поход[37]. В 1927 году вследствие того, что Чан Кайши[38] и Ван Цзинвэй[39] разорвали сотрудничество между Гоминьданом и Коммунистической партией, первая национально-революционная война потерпела неудачу. В 1928 году во время четвертого пленума второго созыва ЦИК «Три народных принципа» были полностью изменены. Чан Кайши контролировал руководство, установив диктаторское господство над страной, развязал гражданскую войну, которая длилась почти десять лет. После вторжения японских империалистов Чан Кайши продолжал придерживаться идеи «карательных походов» на опорные пункты базирования Красной Армии. После Сианьского инцидента 1936 года под всесторонним давлением Чан Кайши был вынужден согласиться на сотрудничество с Коммунистической партией. После полномасштабного вторжения Японии в Китай Гоминьдан и Коммунистическая партия сформировали единый антияпонский национальный фронт. В начале Войны сопротивления японским захватчикам (1937–1945 гг.) Гоминьдан активно участвовал в лобовом противостоянии японской армии, эффективно задерживая японское наступление. После падения Уханя в 1938 году группировка Ван Цзинвэя открыто капитулировала перед Японией, власти Гоминьдана перешли к пассивному сопротивлению Японии и стали активно вести антикоммунистическую борьбу. После окончания антияпонской войны Чан Кайши при поддержке США развязал гражданскую войну. Вместе с учреждением в 1949 году Китайской Народной Республики правление Гоминьдана на материковой части Китая подошло к концу. В декабре того же года Гоминьдан переместил свои основные силы на Тайвань. После смерти Чан Кайши обязанности председателя партии Гоминьдан поочередно принимали на себя Цзян Цзинго, Ли Дэнхуэй, Лянь Чжань, Ма Инцзю, У Босюн, Эрик Чу (Чжу Лилунь), Хун Сючжу, У Дуньи и другие члены партии.
Политические деятели (政治人物)
Чжоу Вэнь-ван (около 1152–1056 гг. до н. э.) (周文王)
Основатель династии Западная Чжоу. Фамилия Цзи, личное имя Чан, родился в Цичжоу (современный уезд Цишань в провинции Шэньси). Внук Гу-гуна Даньфу, сын Цзи Ли.
Согласно легенде Цзи Ли и Цзи Чан (Вэнь-ван) были особенно мудрыми и просвещенными, Гу-гун Даньфу посчитал, что они более достойны стать правителями, поэтому передал престол им. Два старших брата Цзи Ли, узнав об этом, добровольно отказались от права престолонаследия и отправились в чужие земли, после этого право правления перешло к Цзи Ли и Цзи Чану.
После того, как чжоуский Вэнь-ван занял место правителя, он выбрал и нанял на службу таких деятелей, как Тай Дянь, Бо И, Цзян Шан и других сановников, опираясь на них быстрыми темпами стал укреплять мощь государства, при нем династия Чжоу достигла небывалого могущества. По этой причине шанский Чжоу-ван испытывал страх перед ним, а в итоге из-за предательства сановника Чун Хоуху и его клеветы чжоуский Вэнь-ван был заключен под стражу в городе Юли (современный уезд Танъинь провинции Хэнань). Во время тюремного заключения чжоускому Вэнь-вану было нечем заняться, поэтому он углубился в изучение Фу Си багуа (восемь триграмм Ицзина) и развил их до 64 гексаграмм. К счастью, последний правитель династии Шан шанский Чжоу-ван оказался невежественным и беспомощным, сановники царства Чжоу задобрили его подарками, и чжоуский Вэнь-ван был освобожден из заключения.
В то время шанский Чжоу-ван был неспособен отличить правду от лжи, не понимал, как ведутся дела по управлению двором, это привело к сплошному беспорядку в государственных делах. Чжоуский Вэнь-ван, благодаря своей мудрости и хорошей репутации, а также тому, что смог разрешить противоречия между удельными княжествами Юй (современный уезд Пинлу провинции Шаньси) и Жуй (современный уезд Дали провинции Шаньси), добился высокого авторитета в этих удельных княжествах. Когда чжоуский Вэнь-ван занимал пост правителя, часто отправлял военные походы для умиротворения удельных князей. Сперва отправил армию в карательный поход на цюаньжунов (современный район провинций Шэньси и Ганьсу), одержав победу над ними, отправил поход на царство Мисю (юго-западная часть современного уезда Линтай провинции Ганьсу) и уничтожил его, консолидировал северо-западные территории династии Чжоу. Вслед за этим чжоуский Вэнь-ван пошел войной на княжества Ли (современный уезд Личэн провинции Шаньси), Хань (современная территория города Циньян провинции Хэнань), в итоге также одержал победу над царством Чун (современная территория города Сиань провинции Шэньси), сделав это место столицей Чжоу. Чжоуский Вэнь-ван скончался около 1056 г. до н. э., похоронен в месте Биюань (современный уезд Цишань провинции Шэньси).
Чжоуский Вэнь-ван создал «Чжоу И» («И Цзин» и комментарии к нему), учредил «Чжоуские ритуалы», стал одним из важнейших источников последующей конфуцианской идеологии. В поздний период его правления государство Чжоу достигло небывалой мощи и выдающегося авторитета среди других удельных княжеств, однако чжоуский Вэнь-ван в течение всей жизни не провозглашал себя верховным правителем. Около 1046 г. до н. э. сын Вэнь-вана Цзи Фа пошел войной на царство Шан, учредил династию Чжоу и дал своему отцу Цзи Чану посмертное имя – чжоуский Вэнь-ван.
Цинь Шихуан (259–210 гг. до н. э.) (秦始皇)
Личное имя Ин Чжэн, другие имена – Чжао Чжэн, Цинь Чжэн, основатель династии Цинь, сын циньского Чжуансян-вана.
В 247 г до н. э. в тринадцатилетнем возрасте Ин Чжэн неожиданно унаследовал престол циньского вана, в то время реальная власть была сосредоточена в руках Люй Бувэя, Лао Ая и других чиновников. В 238 г. до н. э. в прежней столице Юнчэн был проведен обряд взросления Ин Чжэна, после чего он постепенно стал принимать участие в управлении страной. Сперва он убил Лао Ая, после сместил с должности Люй Бувэя. На важные посты были назначены Ли Сы, Вэй Ляо и другие чиновники; принимая их советы и рекомендации, Ин Чжэн стал проводить реформы и преобразования, после которых царство Цинь стало обладать беспрецедентной национальной мощью. Ин Чжэн избрал своей стратегией вступление в союз с отдаленными царствами и нападение на близлежащие, отправлял советников на переговоры с государями и министрами других царств с целью перетягивания на свою сторону, за десять лет он одно за другим уничтожил шесть отдельных царств и основал династию Цинь, установив границы территории Китая.
Цинь Шихуан был первым, кто учредил титул «император» (хуан-ди) и стал именовать себя Цинь Шихуан-ди («первый император Цинь»). В политической системе для управления делами государства он использовал систему трех советников и девяти министров, главные чиновники назначались и смещались непосредственно императором, а наследственная система была упразднена с целью централизации власти правителя. В административно-территориальном делении уездно-областная система заменила систему наделов, что препятствовало усилению власти на местах. Одновременно с этим, чтобы способствовать экономической и культурной интеграции между различными регионами, были унифицированы законы, валюта, письменность, система мер и весов. Цинь Шихуан-ди активно защищал государственный суверенитет, построил Великую Китайскую стену для защиты от внешних врагов, оказывал твердое сопротивление чужеземным захватчикам, придавал значение развитию сельского хозяйства, построил канал Линцюй, обеспечив орошение сельскохозяйственных земель.
Достижения раннего периода правления Цинь Шихуана оказали чрезвычайно важное влияние на последующие эпохи, однако в поздний период своего правления он был одержим идеей достижения бессмертия и вечного господства, постоянно отправлял бесчисленное количество людей на поиски эликсира бессмертия. Также он использовал большое количество солдат для постройки огромного дворца с гробницей, что привело к неисчислимому количеству смертей и сделало жизнь народа невыносимой. Суровые законы, высокие налоги и повинности, сожжение книг и истребление конфуцианцев, подавление народных инициатив привели к социальным волнениям в стране. В 210 г. до н. э. Цинь Шихуан скончался в одном из путешествий по восточной части страны, после его смерти одно за одним последовали крестьянские восстания, это привело к скорому исчезновению династии Цинь.
Хань У-ди (156–87 гг. до н. э.) (汉武帝)
Личное имя Лю Чэ, седьмой император династии Западная Хань, сын Цзин-ди, вступил на престол после эры процветания ханьских Вэнь-ди и Цзин-ди, время его правления – расцвет государства Западная Хань.
Во время своего правления ханьский У-ди, придерживаясь рекомендаций Чжуфу Яня, провозгласил приказ о даровании титулов предкам за заслуги потомков, разрешил удельным князьям жаловать наделы своим детям и также назначать их удельными князьями, основывать мелкие удельные княжества, это привело к тому, что чем больше раздавалось наделов, тем их территории становились меньше, что ослабляло влияние на местах. Императором были назначены тринадцать ревизоров по округам, которые ездили с осмотром по регионам, что способствовало укреплению централизованной власти. В сфере идеологии он придерживался идеологии Дун Чжуншу «искоренить сто школ и почитать только конфуцианство», это привело к тому, что конфуцианская мысль стала ортодоксальной идеей, которая на протяжении тысячелетий влияла на будущие поколения. Были созданы высшие конфуцианские училища, учреждена система отбора чиновников, обучались и отбирались талантливые кандидаты для управления делами государства. Чтобы укрепить власть в западных регионах, ханьский У-ди неоднократно отправлял Чжан Цяня и других послов в царства Юэчжи, Усунь, Аньси и прочие прокладывать «Великий шелковый путь» и укреплять политические и экономические связи. Чтобы устранить угрозу правлению, со второго года Юаньгуана (девиз правления ханьского У-ди) до четвертого года Юаньшоу (девиз правления ханьского У-ди) (133–119 гг. до н. э.) велись многократные войны с гуннами, что помогло усмирить беспорядки в северном регионе Китая. На шестом году правления под девизом Юаньдин (111 год до н. э.) снова были подавлены беспорядки в царстве Наньюэ, для управления этой территорией были созданы уезды и области. Внедрение метода содержания участка под паром Чжао Го привело к значительному увеличению объемов сельскохозяйственного производства. Фермеров поощряли возделывать неосвоенные земли, увеличивать производственную мощность сельского хозяйства, контролировать разлив реки Хуанхэ, заниматься созданием ирригационных систем, обеспечивающих орошение земель. Для решения вопроса с долгосрочными расходами на ведение войн производство монет, выплавка железа и производство соли были возвращены под государственный контроль, коммерческая деятельность поощрялась, но взимались налоги в пользу государства. Благодаря этим реформам феодальное правление эпохи Западная Хань было относительно стабильным.
Ханьский У-ди был талантливым стратегом, но жаждал величия и славы, во время церемоний жертвоприношений небу и земле он открыто заявлял о своих заслугах и достижениях, в еде и питье не знал меры и был расточителен, чем все более обременял народ. На фоне круглогодичных войн в экономическом развитии страны начался застой, у простого народа не было крыши над головой, династия Западная Хань была на пути к упадку. В 87 году до н. э. У-ди скончался во дворце Уцзо, погребен в Маолине (современный город Сяньян провинции Шэньси).
Суй Вэнь-ди (541–604 гг.) (隋文帝)
Ян Цзянь, основатель династии Суй.
В эпоху Северная Чжоу его отец Ян Чжун получил государственную должность главного полководца, а также феодальный титул суйский гогун (третий из девяти почетных титулов). Во время правления чжоуского У-ди Ян Цзянь героически участвовал в войнах, совершил бесчисленное количество военных подвигов, после чего был удостоен государственной должности главнокомандующего и унаследовал титул суйского гогуна. Во времена правления чжоуского Сюань-ди дочь Ян Цзяня стала женой императора, таким образом Ян Цзянь получил власть и влияние. Однако Сюань-ди преждевременно скончался, тогда Ян Цзянь стал контролировать политику двора через молодого чжоуского Цзин-ди, его могущество росло с каждым днем и в итоге ему был присужден титул суйского вана. Чтобы предотвратить мятежи гунов и ванов Северного Чжоу, он уничтожил пятерых из них: Чжао, Чэня, Юэ, Дая, Тэна, а также подавил восстания с трех направлений, которыми руководил правитель Сянчжоу Юйчи Цзюн. В первый год правления Цзин-ди под девизом Дадин (581 г.) он заставил Цзин-ди отречься от престола и сам взошел на императорский трон, основав династию Суй и сменив девиз правления на Кайхуан. Начиная с восьмого года правления под девизом Кайхуан (588 г.) начались военные походы на царство Чэнь; в течение двух лет суйский Вэнь-ди положил конец давнему расколу между удельными княжествами и объединил страну.
Во время своего правления суйский Вэнь-ди активно проводил преобразования в политической и экономической системе, укреплял императорскую власть. В сфере политики он учредил систему трех управлений и шести министерств, а в регионах ввел двуступенчатую систему округов и уездов, решения о назначении и смещении с должностей официальных лиц мог принимать только император. Отменил систему девяти рангов и внедрил систему отбора кандидатов с помощью экзаменов по дисциплинам, что благоприятствовало разрушению старых классовых ограничений и укреплению господства императора в стране. В экономической сфере ввел в действие систему равномерного надельного землепользования и земельных налогов, сократил срок военной службы для мужчин, упорядочил систему прав на жительство. В военной сфере провел реформу воинской повинности, осуществил объединение военных и крестьян. Эти меры стабилизировали социальное положение страны, повысили уровень совокупной мощи государства. В последние годы правления суйского Вэнь-ди количество населения в стране росло, государство обладало большой военной мощью, что обеспечивало гармоничное общество и стабильное феодальное правление. Суйский Вэнь-ди скончался на четвертом году под девизом правления Жэньшоу (604 г.). Согласно легенде, в конечном счете он был убит наследником престола Ян Гуаном.
Тан Тай-цзун (599–649 гг.) (唐太宗)
Ли Шиминь, второй император династии Тан, выдающийся политический деятель, стратег, военачальник, поэт, родился в загородном дворце Угун (современный уезд Угун провинции Шэньси), второй сын Ли Юаня и императрицы Доу.
В молодые годы Ли Шиминь служил в армии, некогда у заставы Яньмэнь спас суйского Ян-ди. После установления династии Тан Ли Шиминь занимал пост первого министра и главного полководца, ему пожаловали титул циньского гогуна, а во время династии Поздняя Цзинь возвели в звание циньского вана. В разное время войска под его командованием усмирили Сюэ Жигао, Лю Учжоу, Доу Цзяньдэ, Ван Шичуна и прочих мятежных милитаристов, в процессе становления и объединения династии Тан он отличился выдающимися боевыми заслугами.
На четвертый день шестого лунного месяца на девятом году правления династии Тан под девизом Удэ (2 июля 626 года) Ли Шиминь совершил «переворот Сюаньумэнь», убил своего старшего брата – наследника престола Ли Цзяньчэна, младшего брата Ли Юаньцзи и еще двух человек, став тем самым наследником престола. Вскоре после этого Ли Юань отрекся от императорского трона, Ли Шиминь стал императором, начав правление под девизом Чжэньгуан.
Во время своего правления Ли Шиминь активно прислушивался к советам своих министров, вел внутреннюю политику с опорой на культуру, был готов внимать увещеваниям, вел борьбу за экономию и бережливость, поощрял развитие земледелия и шелководства, следил, чтобы простой народ достаточно отдыхал и набирался сил, стремился к всеобщему благоденствию – начал эпоху правления под девизом Чжэньгуан в истории Китая. Занимался освоением территорий и расширением границ, пошел войной и уничтожил Восточно-тюркский каганат и одно из крупнейших уйгурских племен Сюэяньто, подчинил Гаочан, Цюцы, Тогон, нанес серьезный ущерб корейскому государству Когуре, основал четыре важных военных города в Аньси. Во время его правления все этнические группы в Китае жили в согласии, народы всех национальностей именовали Ли Шиминя как тяньхэхань («главный хан»), он заложил важную основу для процветания государства на следующие сто с лишним лет.
В день цзисы пятого лунного месяца двадцать третьего года правления под девизом Чжэньгуан (10 июля 649 г.) Ли Шиминь скончался от болезни во дворце Ханьфэн, прожив пятьдесят два года, из которых двадцать три года он провел у власти. Храмовое имя – Тай-цзун, погребен в гробнице Чжаолин.
Ли Шиминь был способным политическим деятелем и военным стратегом, в борьбе против Суй и за установление новой династии Тан он сыграл ведущую роль. Победа Ли Шиминя в перевороте Сюаньумэнь объективно имела положительное значение для установления и начального развития династии Тан. При Ли Шимине не существовало проблемы дискриминации национальных меньшинств, кроме войны против тюркского каганата; для решения вопросов в районах проживания этнических меньшинств преимущественно использовались мягкие методы. Политика Ли Шиминя была просвещенной, велась на благо единства национальностей и единства государства.