Видов мероприятий и праздников очень много. Мы рассмотрим основные, на которые чаще всего приглашают ведущих. Чтобы было удобнее ориентироваться, введём некоторую систематизацию, разделим мероприятия на 3 большие группы:
• Частные,
• Корпоративные,
• Общественные.
К основным частным мероприятиям относятся:
• Свадьбы,
• Юбилеи,
• Дни рождения,
• Детские праздники.
К основным корпоративным мероприятиям относятся:
• Корпоративы:
– Новогодний корпоратив,
– День рождения компании,
– Профессиональный праздник,
– Тимбилдинг (летний корпоратив).
• Выставки,
• Конференции:
– Конференции,
– Пресс-конференции
– Симпозиумы,
– Роуд-шоу.
• Презентации:
– Презентации,
– Награждения,
– Открытия.
К основным общественным мероприятиям относятся:
• Выпускные,
• Дни города / района / молодежи / студентов,
• Концерты,
• Вечеринки (в том числе клубные).
Давайте объединим все основные виды мероприятий в удобную таблицу.
Виды мероприятийЧисто теоретически, наверное, существуют такие ведущие, которые могут проводить хорошо все виды мероприятий. Но даже такие уникумы вряд ли получают от всех видов мероприятий одинаковое удовольствие. Как и в любой другой профессии, среди ведущих существует специализация. Абсолютно нормально, что кому-то интереснее вести свадьбы, а кому-то – корпоративы.
Возможно, вы только собираетесь стать ведущим, а может быть, уже давно ведете праздники. Вне зависимости от этого, давайте поговорим о том, чем же одни виды мероприятий принципиально отличаются от других. Когда мы разберемся в основных отличиях и особенностях, вам будет легче научиться составлять хорошие сценарии и проводить великолепные мероприятия. Начнем с частных праздников.
РЕЗЮМЕ:
ДВЕНАДЦАТЬ основных видов мероприятий:
Частные:
1. Свадьбы
2. Юбилеи
3. Дни рождения
4. Детские праздники
Корпоративные:
5. Корпоративы
6. Выставки
7. Конференции
8. Презентации
Общественные:
9. Выпускные
10. Дни города
11. Концерты
12. Вечеринки
§ 5. Основные особенности частных праздников
Напомним, что к частным праздникам принято относить свадьбы, юбилеи, дни рождения и детские праздники.
СвадьбаКак мы все прекрасно знаем, свадьба – это праздник, посвященный рождению новой семьи. А значит, это праздник о перспективах, о будущем. Никому из присутствующих на свадьбе заранее не известно, как в дальнейшем сложится судьба молодых: будут ли они жить долго и счастливо или разбегутся через год. Фактически это праздник про надежды и ожидания, которые в реальности могут и не сбыться. Из-за некоторой неопределённости будущего, а также, будем объективными, большого количества разводов, с одной стороны, заказчики свадеб чаще всего хотят сделать событие очень ярким и запоминающимся, а с другой стороны, нередко часть этих же заказчиков готова на празднике сэкономить.
Требования к ведущему:
Требования к ведущему на свадьбе от большинства клиентов почти всегда максимальны, а вот гонорары не всегда бывают так же высоки, как предъявляемые запросы и ожидания. Когда вы будете выбирать свою специализацию, стоит учесть все эти особенности.
ЮбилейЕсли свадьба – праздник о будущем, юбилей всегда мероприятие о прошедшем: это взгляд назад, подведение жизненных итогов, пусть даже промежуточных. Для юбиляра празднование круглой даты – это признание его достижений и надежда на то, что в будущем он будет жить по меньшей мере не хуже. Когда у человека, с одной стороны, особо заметных жизненных достижений не наблюдается, а с другой стороны, не хватает денежных средств, юбилей он старается не организовывать. А вот если финансы позволяют, на юбилеях заказчики как правило предпочитают не экономить. Им важно показать гостям, что в жизни они достигли многого и теперь многое могут себе позволить.
Требования к ведущему:
На гонораре ведущего юбиляры предпочитают не экономить. При этом от ведущего они в первую очередь требуют тактичность, деликатность и интеллект, а не конкурсы и развлечения.
День рожденияДни рождения отмечаются значительно чаще юбилеев. Соответственно, ценность дней рождения для заказчиков по сравнению с юбилеями обычно ощутимо ниже. Если даже какой-то день рождения пройдет «не очень», не так страшно – следующий можно будет провести лучше. Если на свадьбы и юбилеи ведущих приглашают часто, то на дни рождения – значительно реже. В среднем и денег на них заказчики тратят меньше.
Требования к ведущему:
В отличие от свадеб и юбилеев требования к ведущему на празднованиях дней рождения как правило не очень высокие, но и гонорары также небольшие. Проведение дней рождения – неплохой, довольно безопасный и мало стрессовый старт в профессии.
Детский праздникЧасто можно услышать фразу – «дети наше всё». Действительно, многие люди готовы экономить на себе, но не хотят экономить на своих детях. Взрослые не всегда организовывают собственные дни рождения, но детские стараются отмечать регулярно, особенно пока ребенок не вырос. Если доходы родителей позволяют, отмечаются не только дни рождения ребенка, но и детские выпускные, Новый год и еще некоторые сопутствующие счастливому детству праздники.
С учётом того, что подобных радостных событий у ребенка в течение года может быть достаточно много, даже в очень состоятельных семьях далеко не все родители готовы выделять на каждое из них большие бюджеты. Конечно, существуют исключения. Как правило, день рождения ребёнка и Новый год отмечаются масштабнее других детских мероприятий. Также в некоторых «особых» случаях, когда родители за счёт детского праздника хотят продемонстрировать своим знакомым собственные финансовые возможности, бюджеты на детские праздники могут выделяться просто астрономические.
Если же говорить про самих детей, то в большинстве своём они менее амбициозны своих родителей, при условии, что богатые родители не успели свернуть детям мозги «понтами», вседозволенностью и прочими дурными манерами. Зачастую даже в очень богатых семьях ребёнку вполне хватает сладкого стола в компании друзей и пары, а то и одного аниматора, который, как правило, и берет на себя роль ведущего детского праздника.
Требования к ведущему:
Дети особенно тонко чувствуют любую наигранность и фальшь. Чтобы вести детские праздники, во-первых, надо любить детей, во-вторых, не бояться их, и в-третьих, быть абсолютно открытым и искренним, даже в театральном костюме или внутри ростовой куклы. Гонорары на детских праздниках, как правило, незначительны, хотя, конечно, бывают и исключения.
РЕЗЮМЕ:
Основные требования к ведущему на частных праздниках:
• Свадьба
Высокая конкуренция среди ведущих. Требования заказчиков максимальны. Гонорары могут быть высокими, но далеко не всегда.
• Юбилей
От ведущего, в первую очередь, требуется такт и интеллект, а не задор и весёлые конкурсы. На гонорарах заказчики как правило не экономят.
• День рождения
Дней рождения много – требования к ведущему обычно невысоки, однако и гонорары чаще всего небольшие. Проведение дней рождения – хороший вход в профессию ведущего.
• Детский праздник
Для проведения детских праздников надо любить детей и быть искренним. Гонорары чаще всего минимальны.
§ 6. Основные особенности корпоративных праздников
Итак, мы рассмотрели группу наиболее популярных частных праздников. Теперь давайте поговорим об основных видах корпоративных мероприятий. К ним, как мы уже отметили ранее, относятся корпоративы, выставки, конференции и торжественные события.
Все эти праздники объединяет одна интересная черта – ни у кого из заказчиков корпоративных мероприятий нет личной заинтересованности в том, чтобы всё прошло хорошо. Это не значит, что заказчикам и их представителям совсем наплевать на качество корпоративных мероприятий. Речь лишь о том, что каким бы важным и сложным мероприятие ни было, оно, как правило, не затрагивает личную жизнь кого-либо из компании: будь то ответственный менеджер, директор или даже учредитель. При этом все мы помним поговорку: своя рубашка ближе к телу. Эта поговорка напоминает нам, что для любого представителя заказчика – обычно девочки-менеджера, назначенной отвечать за организацию предстоящего мероприятия, её личная свадьба безусловно будет намного важнее самого важного корпоративного симпозиума, открытия, выставки или юбилея компании, в которой она работает.
Зачем нам эта информация? Дело в том, что именно степень личной заинтересованности заказчика в результатах мероприятия принципиально отличает частные и корпоративные праздники. Это отличие серьезно влияет в том числе и на то, какой именно ведущий будет выбран той самой девочкой-менеджером на то или иное мероприятие. Вполне возможно, на свою свадьбу такая девочка позовёт одного ведущего, а для проведения корпоратива выберет совсем другого человека.
КорпоративРанее были упомянуты 4 основных вида корпоративов: новогодний корпоратив, день рождения компании, профессиональный праздник и летний тимбилдинг. Конечно, концепция праздника, сценарий и особенности работы ведущего, в первую очередь, будут зависеть от целей мероприятия. Цели могут быть, например, такими:
• Подвести производственные итоги,
• Наградить лучших сотрудников,
• Сплотить коллектив,
• Просто отдохнуть, развлечься,
• Показать сотрудником «крутизну» и статус компании, в которой они работают, и так далее.
Всё же зачастую основной задачей любого корпоратива является именно отдых и развлечение сотрудников в кругу коллег по работе. Естественно, все люди любят отдыхают по-разному. Ведущему стоит запомнить: не нужно на корпоративном мероприятии мешать людям отдыхать так, как им хочется. Задача ведущего – предложить гостям свою развлекательную программу лишь как один из возможных вариантов отдыха. Однако гости имеют полное право вообще проигнорировать предложенную им программу, при этом неплохо отдохнуть самостоятельно, без неё. В этом нет и не должно быть никакой проблемы, в том числе и для ведущего. Если гости отдохнут, порадуются и уйдут домой в хорошем настроении, значит, основная задача праздника была решена, и ведущий выполнил свою работу хорошо.
Требования к ведущему:
Для проведения корпоративов чаще всего заказчики выбирают весёлого, жизнерадостного, даже нередко болтливого человека, желательно приятной наружности, а лучше прямо красивого. Классический КВНщик – идеальный образ ведущего корпоративов. Наличие интеллекта и тактичности, которые так необходимы на свадьбах, и особенно на юбилеях, для проведения корпоративов заказчиков обычно интересую в последнюю очередь. Если при внешней импозантности и остроумии ведущий умудрится быть ещё и ненавязчивым, большое количество заказов ему обеспечено.
Гонорары ведущего за корпоративы нередко вполне сопоставимы с гонорарами за свадьбы, при этом требований к ведущему значительно меньше. Корпоративы не подходят для совсем начинающих ведущих как стартовая площадка, однако могут служить вполне благодатной и доходной нишей в последствии, при получении некоторого опыта.
ВыставкаЕсли заказчики принимают решение пригласить на свой выставочный стенд ведущего, обычно они ставят перед собой одну главную задачу – стать заметными и привлечь максимальное количество посетителей на свой стенд. Именно из решения этой задачи и надо исходить ведущему при составлении программы.
Требования к ведущему:
Для работы не выставке ведущему не обязательно обладать невероятной природной красотой. Гораздо важнее – составить грамотную программу и придумать активности, которые смогут привлечь посетителей на стенд заказчика. Гонорары за работу на выставках обычно невысоки, однако и сама работа не является очень сложной.
КонференцияК категории «Конференция» мы отнесем и другие виды деловых мероприятий: симпозиумы, пресс-конференции, форумы, роуд-шоу и некоторые другие. На всех подобных мероприятиях ведущий чаще всего выполняет функции «модератора». В его задачи входит структурировать мероприятие, задать ему нужный формат, порядок и темп. Часто ведущего просят представлять спикеров и задавать им вопросы.
Требования к ведущему:
Главным критерием при выборе ведущего на любое деловое мероприятие является интеллект претендента. Также к позитивным факторам заказчики отнесут погружённость ведущего в тематику мероприятия или хотя бы знакомство с ней; приятную, а скорее даже располагающую внешность; хорошо поставленный голос и грамотную речь. Нередко гонорары за проведение серьезных деловых мероприятий бывают выше гонораров за любые другие мероприятия.
ПрезентацияПомимо презентаций как таковых к этой категории мероприятий стоит также отнести открытия, награждения, светские рауты и любые другие виды корпоративных чествований. На таких мероприятиях заказчик, как правило, хочет продемонстрировать гостям собственный высокий уровень, статус и престиж. Иногда пафос и «крутизну».
Требования к ведущему:
В связи с ключевыми задачами заказчика от ведущего требуется ошеломительный внешний вид, приятный голос и строгое следование заранее написанному и утвержденному сценарию. Гонорары за презентации сопоставимы скорее с работой на выставках нежели с более высокими оплатами проведения конференций.
РЕЗЮМЕ:
Основные требования к ведущему на корпоративных мероприятиях:
• Корпоратив
Нужна хорошая программа и интересные конкурсы. Ведущий должен быть весёлым и позитивным. Гонорары сопоставимы со свадебными.
• Выставка
Главное – хорошо продумать программу и активности, чтобы привлечь на стенд заказчика как можно больше посетителей. Гонорары невысокие.
• Конференция
Ключевой критерий выбора ведущего – его интеллект. Гонорары могут быть выше, чем за другие виды мероприятий.
• Презентация
Главное – внешность ведущего. Он должен быть блистательно хорош. Плюс голос и чёткое следование инструкциям заказчика. Гонорары средние.
§ 7. Основные особенности общественных мероприятий
А теперь давайте рассмотрим основные виды общественных мероприятий. К ним относятся: выпускные, дни города, концерты и вечеринки.
ВыпускнойКонечно, выпускные устраивают и в детских садах, и в институтах, и в военных училищах. Однако ведущих чаще всего приглашают на школьные выпускные. При этом надо понимать, что деньги на такие мероприятия выделяют не сами школьники, а их родители, ещё и вскладчину. В связи с этим, сверстать бюджет подобных мероприятий, а потом ещё и со всех собрать деньги – это почти всегда боль для организаторов – учителей и родительского комитета. Если речь не идёт о привилегированных частных лицеях, гонорары за ведение выпускных редко бывают большими.
Как уже было сказано, за выпускные платят родители, на мероприятии присутствуют учителя, а порадоваться всему происходящему в первую очередь должны выпускники. Ситуация несколько напоминает басню про лебедя, рака и щуку. У всех трех категорий гостей очень разные, иногда противоположные, а порой даже взаимоисключающие понятия о том, как именно должен пройти праздник. Это ставит ведущего в несколько щекотливое положение.
Требования к ведущему:
Самое пристальное внимание ведущему необходимо уделить составлению хорошо выверенного, сбалансированного и довольно спокойного сценария, включающего в себя несколько стандартных, эмоционально нейтральных блоков. Чем точнее ведущий сможет удержаться в этом «нейтральном» коридоре, тем большее количество гостей смогут получить от выпускного удовольствие.
День городаК этой категории отнесем также дни района, молодежи, студентов и так далее, то есть самые различные мероприятия, за которые платят чиновники из государственного бюджета. Организуя нечто подобное, чиновники всегда решают свои задачи, одна из которых – «абы чего не вышло». Чиновники-заказчики всегда очень внимательны к политическим и прочим требованиям времени, тенденциям и веяниям. Они очень боятся проявить излишнюю креативность, за которую их могут поругать или даже наказать. Но и не учитывать «дыхание времени» они также не могут.
Требования к ведущему:
Вышеуказанные обстоятельства накладывают очень определённые требования на работу ведущего. При написании сценария и проведении мероприятий этого вида ведущему важнее всего быть крайне внимательным и точно выполнять все согласованные с заказчиком позиции и требования, даже если при этом мероприятие пройдет скучно, формально, будет выглядеть банальным и малоинтересным. Важно – никакой самодеятельности! Для чиновников ведущий должен быть, в первую очередь, понятливым и удобным. Качество же самого мероприятия, в том числе и работу ведущего, чиновники-заказчики будут оценивать не по реакции граждан, собравшихся, например, на площади рядом с главной городской сценой, а по тем оценкам, которые они получат от вышестоящего руководства.
КонцертПонятие «концерт» мы будем трактовать в широком смысле. Любое шоу, включая бои без правил, будем относить к этой категории. Главное значение для ведущего при проведении концерта/шоу имеет его тематика.
Ведущего классических концертов принято называть «конферансье». Конферансье должен уметь хорошо и чётко читать по бумажке, а лучше красиво воспроизводить заранее заученные тексты. Отхождение от таких текстов недопустимо. Концерты других жанров подразумевают бОльшую свободу для ведущего, однако в каждом жанре есть свои сформировавшиеся клише, которых ведущему лучше придерживаться. Так, например, ведущий боёв без правил практически в любой стране при представлении бойцов растягивает имена – так принято, сформировалось именно такое клише, ведущие стараются его придерживаться.
Требования к ведущему:
Рэп-концерт по внешнему виду кардинально отличается от концерта классической музыки, хотя требования к ведущему и там, и там останутся одинаковыми – главное, не вываливаться из формата и придерживаться установленных стандартов.
ВечеринкаОдин из самых бесшабашных форматов мероприятий – вечеринки. Это могут быть мальчишники, девичники, анимация в отелях, клубные тусовки.
Требования к ведущему:
На вечеринках ведущему готовы прощать практически всё, кроме занудства. Ведущий должен зажигать, гостям должно быть весело, а как ведущий будет решать эту задачу, чаще всего он решает сам.
РЕЗЮМЕ:
Основные требования к ведущему на общественных мероприятиях:
• Выпускной
Главное – спокойный, сбалансированный сценарий. Гонорары чаще всего умеренные.
• День города
Слушайте заказчиков-чиновников и чётко выполняйте все их инструкции. Может быть скучно, это не страшно – главное, чтобы было по протоколу. Высоких гонораров ожидать не стоит.
• Концерт
В каждом жанре, в каждом шоу – свой формат. Не вываливайтесь из него. Высокие гонорары за ведение концертов платят редко.
• Вечеринка
Делайте, что хотите! Главное – зажигайте! В таком формате ведущие нередко работают просто «за еду».
§ 8. Сводная таблица «Особенности и отличия разных видов мероприятий»
Пора подвести некоторые итоги и систематизировать то, о чём мы говорили ранее. Проанализируем и сравним мероприятия между собой по нескольким критериям:
1. Важность – важность мероприятия для заказчика,
2. Интерес – уровень личной заинтересованности заказчика,
3. Гонорар – готовность заказчика платить ведущему много денег,
4. Качество – уровень требовательности заказчика к проведению мероприятия,
5. Требование – главное требование заказчика к ведущему.
Оценим каждую позицию по 10-бальной шкале, где «0» – это минимум, а «10» – максимум.
Таблица «особенности и отличия разных видов мероприятий»
Сделаем некоторые выводы из Таблицы:
1. Большие гонорары
Больше всего денег заказчики готовы платить ведущему на юбилеях. На втором месте идут свадьбы. На третьем – корпоративы и презентации.
2. Маленькие гонорары
Меньше всего платят за проведение вечеринок. Чуть больше, но тоже немного – за проведение городских мероприятий и выпускных.
3. Высокое качество
Самые высокие требования заказчики предъявляют к ведущему на свадьбах. Чуть ниже требования на юбилеях. Ещё немного ниже – на корпоративах, торжественных событиях и вечеринках.
4. Низкое качество
Самые низкие требования к ведению – на днях города и других общественных мероприятиях, оплачиваемых их государственного бюджета. Исключение составляют предвыборные кампании любого уровня.
5. Высокая ответственность
Самая высокая степень ответственности ведущего – на свадьбах. На втором месте по этому показателю идут юбилеи. На третьем – выпускные.
6. Низкая ответственность
Самая низкая ответственность ведущего – на вечеринках. Чуть выше – на днях города и выставках.
7. Выбор заказчика
Чем выше требования заказчика к качеству мероприятия, тем тщательнее он выбирает ведущего. Именно поэтому самые длительные и сложные кастинги проводят молодожены (особенно невесты), родственники юбиляров и pr-менеджеры компаний (для проведения корпоративов). Степень ответственности ведущего за «косяки» определяется совокупностью двух показателей: важностью мероприятия для клиента и его личной заинтересованностью в результатах. Если степень ответственности высокая, за любую оплошность заказчик готов вынести ведущему мозг; если низкая, простит даже серьезные провалы.
Зачем нам нужна вся эта информация, и какая польза в этом анализе?
Эти данные нужны ведущему для того, чтобы правильно рассчитать свои силы, умения, опыт и ожидаемые доходы.
Если вы только начинаете вести мероприятия, делаете свои первые шаги в этом направлении, выберите для себя наиболее безопасные праздники, то есть те, где заказчики не будут предъявлять к ведущему повышенные требования, и не начнут сильно ругаться, если что-то пойдет не так. Из рассмотренной выше таблицы видно, что к таким мероприятиям относятся вечеринки, дни города, концерты и выставки. А вот начинать свою карьеру ведущего со свадеб и юбилеев не стоит, хотя гонорары там обычно выше.
Сделаем еще один важный вывод. Самая нейтральная со всех сторон ниша – это проведение корпоративов. Платят за них в среднем столько же, сколько за свадьбы и юбилеи, при этом ответственность перед заказчиком значительно ниже. Да и требования у клиентов обычно не самые высокие. Видимо поэтому очень многие ведущие выбирают своей специализацией именно корпоративы, а некоторые ведущие вообще не берутся за другие виды мероприятий.
Глава 3
Сценарии мероприятий и праздников
§ 9. Технический и детальный сценарии
Для того, чтобы составить хороший сценарий любого мероприятия, нужно для начала ответить себе на 4 простых, но важных вопроса:
1. Какой вид мероприятия вам предстоит провести?
2. Какими особенностями обладает этот вид мероприятий?
3. Какие цели и задачи ставит перед вами заказчик?
4. Что для заказчика самое важное?
Очень важно научиться слушать и слышать заказчика. К большому сожалению, многие ведущие грешат «синдромом глухаря», когда на первой, да и всех последующих встречах с клиентами они слышат только себя, считая, что только они сами знают, как именно должен пройти праздник. На самом деле больше всего любой заказчик ценит именно то, насколько внимательно прислушиваются к его пожеланиям, и насколько четко их потом на мероприятии выполняют. Это совершенно не значит, что ведущий не имеет права что-то предлагать или советовать. Однако многие ведущие не получают заказы именно из-за того, что предлагают и порой даже навязывают слишком много своего, игнорируя желания клиентов.