banner banner banner
100 самых эффективных приемов в публичных выступлениях
100 самых эффективных приемов в публичных выступлениях
Оценить:
 Рейтинг: 0

100 самых эффективных приемов в публичных выступлениях

100 самых эффективных приемов в публичных выступлениях
Игорь Николаевич Кузнецов

Карманная библиотека
Хорошая речь необходима всем, но особенно деловым людям – руководителям, ученым, журналистам. Задача пособия – помочь современному человеку осознать основные элементы процесса речевого общения, формируя тем самым умения и навыки публичного выступления. В книге доступно излагаются теоретические сведения по культуре и технике речи, подробно рассматриваются особенности, средства и подготовка публичного выступления. Легкому восприятию материала способствует простой язык изложения.

Игорь Кузнецов

100 самых эффективных приемов в публичных выступлениях

Введение

Энциклопедии и словари на вопрос, что такое риторика, отвечают примерно так: риторика – теория ораторского искусства, теория красноречия, наука об умении говорить красно, то есть хорошо, так, как нужно в данном случае.

Нет ни одной области человеческих знаний, человеческой деятельности, для которых плохая, запутанная, бестолковая и многословная профессиональная или бытовая речь исполнителя была бы благом.

Речь, не содержащая в себе новых мыслей, новых соотношений между старыми мыслями, наполнена уже известными сентенциями, а нередко вообще не содержит в себе никаких мыслей как таковых. А как часто именно такую речь мы слышим на работе, на улице, по телевизору – при трансляции из Государственной Думы или с заседаний российского правительства.

Итак, умение хорошо говорить необходимо всем: родителям, преподавателям, обучаемым, но особенно деловым людям – депутатам, министрам, руководителям, ученым, журналистам.

Мастерство же публичного выступления состоит в умелом использовании обеих форм человеческого мышления – логической и образной.

Важнейшая задача деловой риторики состоит в том, чтобы помочь деловым людям осознавать основные элементы процесса речевого общения и сформировать умения и навыки, необходимые для эффективного речевого поведения в любых речевых ситуациях.

Речевая культура является одним из важнейших компонентов духовной

культуры человека и общества. Из всех проявлений культуры человека она, пожалуй, наиболее заметна для окружающих. Недаром в пословице говорится: «По твоей речи о тебе судят». Поэтому каждый человек должен стремиться к тому, чтобы совершенствовать свою речь, ведь это облегчает общение на всех уровнях.

В речи проявляется личность. Интеллект, чувства, характер, цели и интересы человека явно или неявно отражаются в том, что и как он говорит. Характеристики речи – быстрой или медленной, лаконичной или многословной, логичной или сумбурной, плавной или прерывистой, правильной или с ошибками – часто более важны в понимании и раскрытии индивида, нежели информация, которую он передает в том или ином случае.

Органическая взаимосвязь мышления и речи предполагает, с одной стороны, что уровень развития речи обусловлен соответствующим уровнем развития мышления, а с другой стороны, совершенствование речи влечет за собой и совершенствование мыслительной деятельности.

Из сказанного вытекают, по меньшей мере, два важных положения. Во-первых, человека интеллигентного, образованного, культурного немыслимо представить без хорошей речи. Во-вторых, достичь мастерства в этой области можно только в том случае, если работать над собой: пополнять знания, расширять кругозор, активно общаться с другими людьми, усваивая не только лучшие образцы речевого поведения, но и постоянно духовно обогащая себя.

Это пособие состоит из разделов, в которых излагаются теоретические сведения по культуре и технике речи, подробно рассматриваются основные качества хорошей речи (правильность, точность, логичность, чистота, богатство, выразительность, уместность), приводятся сведения из области риторики и речевого этикета, стилистики.

Здесь предпринято попытка реализовать три принципа, важных для практического применения, но, как правило, недостаточно отраженных в других изданиях:

? наиболее полный охват предметной области, которую мы обозначим как: риторическую культуру современного делового человека;

? рекомендательный характер изложения;

? предельная сжатость, конкретность, лаконичность изложения.

Пособие написано самым простым языком, практически без употребления специальных терминов. По своему характеру оно не только теоретическое, но в первую очередь – прикладное, так как предназначено, прежде всего, для совершенствования навыков культуры и искусства речи.

1. Культура и техника речи

1.1. Речевая коммуникация

1.1.1. Коммуникация

Слово «коммуникация» – одно из многих иностранных слов, которые в настоящее время широко употребляются в русском языке. Оно происходит от латинского слова «communico», что означает «делаю общим, связываю, общаюсь», поэтому наиболее близким к нему по значению будет русское слово «общение».

От слова «коммуникация» происходят такие слова, как «коммуникабельность» (способность к общению, общительность), «коммуникабельный» (общительный человек), а также слово, «коммуникативный» (относящийся к коммуникации; например, коммуникативный тип высказывания).

Другое значение слова «коммуникация» – пути сообщения, транспорта, связи, сети подземного коммунального хозяйства. В этом смысле говорят, например, о подземных, воздушных и т. п. коммуникациях, о системах коммуникаций.

«Коммуникация – специфическая форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности».

В риторике термин «коммуникация» употребляется, естественно, в первом значении, так как объект нашего изучения – именно общение между людьми. С этим значением связано и научное определение понятия, взятое из лингвистического энциклопедического словаря.

Общеизвестно, что насекомые, птицы, животные располагают богатейшими звуковыми и кинетическими (двигательными) средствами обмена информацией. Однако взаимодействие между ними ученые называют «биологически целесообразным совместным поведением, направленным на адаптацию к среде и регулируемым, в частности, сигнализацией».

Специфичность взаимодействия людей в процессе их жизнедеятельности состоит в использовании языка.

Главная цель речевой коммуникации – обмен информацией различного рода. Очевидно, что общение и обмен информацией между людьми осуществляются не только с помощью языка. С древнейших времен в человеческом обществе использовались дополнительные средства общения и передачи информации, многие из которых существуют и до сих пор. Например, у коренного населения Африки используется язык свиста, сигналы барабанов, колокольчиков, гонга и т. п. «Язык цветов», распространенный на Востоке, также считается средством передачи информации, которую в некоторых ситуациях не разрешается выражать словами (например, роза – символ любви, астра – печали, незабудка – памяти и т. д.).

Язык, будучи важнейшим средством человеческого общения, выступает как орудие познания, как инструмент мышления. Благодаря этому коммуникация между людьми стала основным механизмом становления человека как социальной личности, средством влияния общества на личность.

Дорожные знаки, сигналы светофора, сигнализация флагами и т. п. – все это средства передачи информации, дополняющие основное средство человеческого общения – язык.

В соответствии с этим средства передачи информации от человека к человеку разделяются на вербальные (словесные) и невербальные.

Вербальная коммуникация – общение с помощью слов, невербальная – это передача информации с помощью различных несловесных символов и знаков (например, рисунков и т. п.).

Однако невербальные средства общения также неоднородны.

Среди них существуют чисто рефлекторные, плохо контролируемые способы передачи информации об эмоциональном, физиологическом состоянии человека: взгляд, мимика, жесты, движения, поза. Чаще всего именно их и называют средствами невербальной коммуникации.

1.1.2. Язык и речь

Рассмотрим выражение «речевая коммуникация». Почему в этом выражении используется слово «речевая», ведь до сих пор мы говорили, что язык – важнейшее средство общения? Ответ на этот вопрос мы найдем, определив различия между понятиями «язык» и «речь». Напомним, что эти слова различаются во многих языках (англ, language/speech; нем. Sprache/Rede; франц. langage/ parole).

Упрощенно можно сказать, что язык – это система знаков, единицы которой и отношения между ними образуют иерархически упорядоченную структуру. В этом смысле говорят о системе русского, английского или любого другого языка.

Универсальные языковые единицы (то есть единицы, существующие в любом языке) являются звуки, морфемы (корни, суффиксы и т. п.), слова, словосочетания, предложения. Каждая единица принадлежит определенному уровню языка. Эти уровни взаимосвязаны и строго упорядочены: звуковой уровень – морфологический – синтаксический – семантический (или смысловой) уровень.

Термин «речь» используется в двух значениях. Во-первых, речью называется один из видов коммуникативной деятельности человека – использование языка для общения с другими людьми. В этом смысле речь – конкретная деятельность, выражающаяся либо в звуковой форме, либо в письменной. Во-вторых, речью называется результат деятельности – текст (статья, сообщение и т. д.).

Таким образом, в слове «язык» преобладает значение «система, структура», а в слове «речь» – «деятельность». Именно, поэтому для определения слова «коммуникация» уместно использовать термин «речевая».

Однако надо заметить, что выражение «языковая коммуникация» также существует и используется в качестве синонима к выражению «речевая коммуникация». Вообще следует помнить, что очень часто, даже в научной литературе, слова «язык» и «речь» используются как синонимы, то есть взаимозаменяемы, если это не оговаривается особо.

1.1.3. Функции языка и речи

Когда вопрос касается функций языка и речи, трудно провести грань между этими двумя понятиями. Дело в том, что любое языковое высказывание (устное или письменное) – это и есть речь. Далее мы будем говорить о функциях языка, имея в виду это обстоятельство.

Основные функции языка (и это следует уже из определения речевой коммуникации):