Виктор Калюжный
Чудо бани и массаж
© Оформление. Харвест, 2003
От автора
Динамичный темп современной жизни, масса контактов с людьми, к настроению которых приходится «подстраиваться», высокий эмоционально-стрессовый фон производственной и бытовой деятельности, нервные и физические перегрузки чреваты для человека не только плохим самочувствием, но и возможностью развития болезней. Все это легче воспринимается и предупреждается теми, кто регулярно пользуется русской баней, особенно в сочетании с комплексом сопутствующих этому оздоровительных процедур. Ведь недаром же из поколения в поколение передается мудрое изречение наших предков: «В бане помылся – как на свет народился!»
Лингвисты считают, что слово «баня» произошло от греческого, обозначающего «изгоняю боль и грусть». Справедливость этого могут подтвердить многие миллионы людей, испытавшие на себе чудодейственное свойство бани – просто и надежно поддерживать здоровье, жизненный тонус, оптимизм и хорошее настроение.
Баня великолепно снимает стресс, вселяет бодрость и оптимизм, лечит многие болезни. Она – прекрасное средство, укрепляющее здоровье, продлевающее трудоспособность и продолжительность жизни через применение естественных природных факторов. На протяжении веков баня почиталась у всех народов, и теперь во многих странах ей отдают предпочтение как эффективному, легкодоступному и избавляющему от необходимости прибегать к дорогостоящей медицинской «химии» способу оздоровления организма.
Нет сомнения, что читателю, регулярно посещающему баню, многое из изложенного в этой книге уже хорошо известно, испытано лично. Но и познав русскую баню на практике, он может еще больше укрепить «первую любовь» к ней через опыт других, совершенствуя свои знания и мастерство в использовании целительных возможностей банных традиций, обновляемых временем. К слову сказать, одна только гигиеническая роль бани в поддержании чистоты нашего тела по своим возможностям несоразмеримо превосходит спектр благоприятных воздействий комнатной ванны, даже если это и модное ныне джакузи.
В книге рассказывается об истории возникновения и достоинствах русской бани в сравнении с банями других народов, объясняются правила использования ее возможностей для оздоровления организма с учетом его исходного состояния, даются советы опытных банщиков и рекомендации врачей, описываются методики проведения само- и взаимомассажа, рассказывается о необходимом для бани «антураже» – от мыла и веников до новинок косметики и т. п. Наконец, в ней же читатель найдет интересную и вполне посильную для реализации на практике информацию по строительству различных вариантов бани для индивидуального использования как в условиях городской, так и сельской среды. Материал основан на обзоре и всестороннем анализе специальной и популярной литературы, личном опыте известных ученых и менее известных энтузиастов и почитателей бани, в том числе и на опыте самого автора. Поэтому, пожалуй, только свободное, плавное, логически перетекающее от одного этапа к другому изложение отличает данное издание от классического типа предметных энциклопедий. Издательство с большой долей уверенности рассчитывает, что книга будет с интересом встречена самым широким кругом читателей и поможет им поддерживать свой дух и тело в гармоничной форме.
От села и до селаЕй возносится хвала.Смыть усталость, пыль и потВ баню тянется народ.Шайку в руки – и давай!Мыло хлещет через край.Грязь и копоть без следаСмоет щедрая вода.Взявши веник, на полокЗаберись под потолок.Охлестнись разок-другой.– С легким паром, дорогой!…Верьте мне и млад и стар:Всем полезен этот пар.Петрусь Бровка, «Баня»Глава 1. Баня и банные ритуалы: немного истории
Когда бы не баня, пропал бы Ваня.
Пословица1.1. Как в древности учились париться
Знакомство человека с водой и паром в качестве регулярно используемых факторов укрепления здоровья корнями уходит в глубокую древность. Уже первобытный человек, как утверждают археологи, начал регулярно использовать их как своеобразное лечебное и профилактическое средство. Для этого он даже сооружал пусть и примитивную, но специальную постройку, в которой размещал знакомые нам по современной бане элементы – емкости для воды, очаг для поддержания камней в раскаленном состоянии.
Существует немало легенд и представлений о происхождении бани: от ссылок на подсказку природы до «вразумения свыше». Например, в одной из легенд это описано так: «Капли дождя падали на раскаленные камни домашнего очага сквозь ветхую крышу и превращались в клубы пара, который понравился человеку, давал ему возможность согреться и пропотеть». Другая легенда рассказывает о неловкой хозяйке, пролившей воду на очаг и почувствовавшей особенную «легкость» пара. В третьей легенде повествуется о далеком предке-охотнике, который на обратном пути присел отдохнуть возле бьющего из-под земли горячего источника с выбросами пара и почувствовал, как из тела уходит усталость, возвращаются силы. Так что открыть целебное свойство горячего пара, возможно, действительно помог случай «исторической» встречи с ним любопытного и сообразительного древнего человека, сумевшего быстро примерить свойства пара к своим насущным потребностям и научиться их использовать.
Сейчас не скажешь точно, когда именно человек в своей первобытной бане сознательно применил пар и обмывания водой. По мнению историков и археологов, произошло это еще в каменном веке. Несомненно одно – самые первые ощущения от таких процедур оказались для людей приятными, незабываемыми, радостными и желанными уже от одного ощущения чистоты тела, не говоря о быстром восстановлении сил, бодрости и хорошем настроении после бани.
Неудивительно, что связанные с баней ритуалы не обойдены вниманием в древних рукописях разных народов. И столь же неудивительно, что у разных народов они имели свои варианты, свой колорит и свои «национальные» особенности. Уже древнегреческий историк Геродот (ок. 484-425 гг. до н. э.) писал, что первые бани появились у разных народов почти одновременно, но варианты банных процедур у них отличались: от непритязательного использования естественных водоемов с горячими источниками до постройки парилен с горячим сухим или влажным воздухом. Геродот побывал в Египте, Сирии, Вавилоне, где с большим интересом осматривал различные банные сооружения и наблюдал за проведением банных процедур. Он даже посетил скифские племена на территории современной Украины и описал их бани, устраивавшиеся в шалашах. Пар в такой бане получали путем испарения влаги из конопляного семени, насыпанного на каменную основу погашенного костра. Казалось бы, проще получить пар, поливая ее водой. Но скифы считали, что влага из семечек целебнее. Похоже, это было первое включение лечебных снадобий в парильную процедуру. Теперь они не новость – такие добавки широко используются как в лечебных целях, так и просто для получения «вкусного» пара. Врачи сегодня нередко даже рекомендуют определенные их наборы в зависимости от состояния здоровья парящегося, о чем рассказывается ниже в соответствующем разделе книги. Но в те далекие времена эмпирической практики до теории было еще далеко. Позже первые испанцы, завоевавшие Америку, обнаружили, что банями охотно пользуются и там. Ацтеки строили их в виде куполообразных земляных сооружений («темескалы»), но такие же бани были известны и их предкам из племени майя. Для усиления потоотделения и лечения недугов индейцы прикладывали в банях к телу парящегося нагретые травы (сравните с «конопляным» вариантом скифов), причем не одного, а нескольких видов. Нередко древние индейцы заносили раскаленные камни в вигвам, клали их вблизи больного и брызгали на них водой – больного окутывали клубы «целебного пара».
В Древней Руси для бани использовали другие сооружения – маленькие бревенчатые избы. Парились в них подолгу и с большим удовольствием, периодически растирая тело и обливая друг друга водой. Можно было бы привести аналогичные примеры и по другим странам и континентам, но и сказанного достаточно, чтобы понять: баня – это изобретение не одного народа, а открытие эффективного метода оздоровления и соблюдения гигиены тела разными народами мира. И если методы получения пара могли возникнуть по наитию, то саму баню устраивали уже осознанно, опираясь на инициативный поиск человеком наиболее эффективных вариантов конструкции и применения для поддержания здоровья и лечения болезней. В конце концов со временем она в такой мере выявила свою полезность, что стала глубоко почитаться и по праву вошла в арсенал лучших методов народной медицины среди жителей самых разных стран, вероисповеданий, возраста и пола. Великим благом для человека она остается и поныне.
1.2. О воде божественной и целебной
Польза неотъемлемого атрибута бани – воды – воспевалась нашими предками в древних преданиях и легендах. Приведем некоторые примеры.
По старинным легендам, на земле было много рек со «священной» водой. Купание в таких реках считалось целебным не только для тела, но и для души, «очищало» от болезней и изгоняло нечистую силу из организма. Например, воды Ганга, Нила, Иордана и поныне считаются святыми. Все древние религии мира – иудаизм, зороастризм, буддизм, ислам – настойчиво требовали «очищения тела» водой перед молитвами и вхождением в храм. Историки медицины даже в Коране обнаружили удивительные советы по сохранению здоровья с помощью воды. Коран, разумеется, не трактат по гигиене, но содержит множество рекомендаций о том, как поддерживать чистоту тела. По-видимому, основатель ислама Магомет имел широкие медицинские познания.
Еще за 1800 лет до нашей эры в священных индусских книгах Веды (наука жизни) также шла речь о живительном воздействии воды: «Целебен поток воды, вода охлаждает жар лихорадки, целебна от всех болезней, излечение приносит тебе течение воды». Как об источнике здоровья о ней говорится и в книге законов Ману.
В одном из древних индийских храмов надпись на стене предупреждает потомков: «Тело очищается водой, а разум знанием». Индусы вообще различали 14 видов воды (щелочная, морская, речная, родниковая и др.) и каждая у них имела свое лечебное предназначение. До наших дней дошло и другое изречение древних индийских мудрецов: «Десять преимуществ дает омовение: ясность ума, свежесть, бодрость, здоровье, силу, красоту, молодость, чистоту, приятный цвет кожи и внимание красивых женщин».
С долиной Инда, как и с долинами Тигра, Евфрата и Хуанхэ, связана одна из древнейших цивилизаций на земле. Там обнаружены развалины города Мохенджо-даро, археологический возраст которого измеряется пятью тысячелетиями. Наряду с остатками храмов, зернохранилищ, жилых кварталов там раскопаны хорошо оборудованные купальни и бассейны. Известный русский этнограф Гусева, посвятившая жизнь изучению Индии, сообщает в связи с этим интересный факт: при раскопках Мохенджо-даро были найдены разбитые чаши для питьевой воды. Их было так много, что у археологов возникло предположение, что чаши изготавливались исключительно для одноразового персонального использования в целях обеспечения правил личной гигиены. Сравните: не такая ли практика возродилась и стала обычной в современных банях при продаже прохладительных напитков, когда посетителям выдаются пластиковые или бумажные сосуды разового использования.
Сохранилось множество иных свидетельств, легенд и мифов о чудесных исцелениях водой, о реках, наделяющих людей здоровьем и силой, молодостью и красотой. Изображения волнообразных линий на древнейших египетских храмах также сохранились именно как символ омовения водой – источником жизни. Из знаменитого папируса Эберса – по сути первой медицинской энциклопедии, написанной девятнадцать веков назад, – известно, что древнеегипетские жрецы лечили людей ваннами различной температуры. Древнегреческие мифы повествуют, что даже боги, чтобы сохранить юность и бессмертие, пользовались паровыми ваннами. Мифы и предания укрепляли веру людей в целебность этой процедуры. Древнегреческий писатель Павзаний, который прославился своим многотомным описанием различных местностей и нравов, не обошел своим вниманием банные ритуалы. В своих книгах он пишет о Гере, которая, чтобы сохранить молодость и красоту, купалась в озере с горячей водой. В другой легенде Юпитер превращает нимфу Ювенту в источник воды, обладающий способностью возвращать молодость.
В одной из легенд древнегреческой мифологии говорится, что на воде священной реки Стикс творили клятву сами боги. Священная Фетида окунала в воду реки Стикс своего сына-младенца Ахилла, держа его за пятку. Все тело Ахилла стало неуязвимым и твердым, как железо, только не подвергнувшаяся действию воды пятка осталась незакаленной и ранимой (отсюда выражение «ахиллесова пята», как образ незащищенности, слабого места).
В Греции археологическими раскопками выявлены развалины и древних городов-курортов. В них имелись специальные колодцы и бассейны с родниками целебных вод. В древнегреческом городе Эпидавре рядом с остатками культового центра бога врачевания Асклепия сохранились развалины древней водолечебницы и храма его помощницы – Артемиды-Гекаты, которая описывается в мифах очень часто купающейся в ручьях, отдыхающей после охоты в гротах. У древних греков существовал культ богини здоровья и чистоты Гигии (от ее имени произошло слово «гигиена»).
В древнегреческом эпосе XIII в. до н. э. банные ритуалы и средства, укрепляющие здоровье, упоминаются и описываются с особым вниманием, например горячие целебные источники. За обладание ими древние народы даже вели войны. Греки называли погружение в горячий источник купанием Геракла, подчеркивая тем самым свойства горячей воды и выделяющегося из нее пара чудодейственно оздоравливать организм, наделять человека большой силой, молодостью, долголетием, могуществом и красотой.
Историки указывают на большую популярность и распространение бань в Древней Греции в V–IV вв. до н. э. К этому времени в Древней Элладе даже существовало много частных и общественных бань. Правители Эллады издавали законы, предписывавшие всем жителям регулярно посещать их. Большой интерес к целебному воздействию бани на здоровье человека проявлял Гиппократ (ок. 460–370 гг. до н. э.). Он был убежден, что жизненную силу организм должен получать у природы, и считал водолечение, в частности баню, значительно более действенным средством, чем прописываемые больному лекарства. Знаменитый древнегреческий врач писал, что «вода действует на тело смачиванием, охлаждением и разогреванием». Он особенно ценил горячие ванны (так греки называли баню), применял их как потогонное средство при болезнях, считал, что теплые ванны хорошо помогают при болезнях органов пищеварения и дыхания, успокаивают нервную систему, устраняют дрожь и судороги, углубляют сон. «Теплые ванны, – писал Гиппократ, – помогают при многих болезнях, когда все другое уже перестало помогать». Эти его слова сегодня часто вспоминают не только больные, но и медики.
С древних времен и в настоящее время все колдуны, волшебники и маги используют воду для передачи через нее целенаправленной энергии. Они наговаривают на воду разные заклинания, «творят молитвы», а также используют проточную воду для снятия «энергетической инфекции», сглаза, колдовства, наговора, изгнания из тела «нечистой силы». Больше для этого, по их мнению, подходит проточная вода рек. При отсутствии реки народные целители издавна применяют выливание на голову больного воды через сито (в современной квартире в колдовских ритуалах его заменяет душ). Во всем этом есть определенный резон. Современная наука действительно обнаружила, что вода имеет особые свойства «памяти» и обладает способностью переносить энергетическую информацию. Физики и медики доказали, что на воду, как на магнитофонную пленку, специальными устройствами можно записать волновую энергию и использовать ее в практике как носитель информации (иногда этой проблеме даже посвящаются съезды и семинары ученых). Биологи считают, что, возможно, именно такой простой и надежный путь переноса через воду биоэнергетической информации между органами и тканями организма действует в природе и «придуман» ею не случайно.
Сходный способ передачи целебной энергии широко используется в нетрадиционной медицине. Ее приверженцы, полагая, что все живое или неживое на Земле состоит из физического и энергетического компонентов, считают, что энергию можно отделить от присущего для нее физического тела. Они убеждены, что как от музыкального инструмента можно отделить звук и записать его на какой-то носитель, так и от физического тела лечебной травы можно отделить энергетическую волну и записать ее на носитель памяти – воду. Этим пользуются, например, гомеопаты для «записи» энергии трав и лекарств на специально обработанную (дистиллированную) воду, которую употребляют для лечения. Запись энергии лекарств и трав на воду лежит в основе признанного за рубежом и в СНГ метода лечения докторов Р. Фолля и В. Н. Сарчука. Приготовленная по их методике гомеопатическая вода не вызывает аллергии, так как не содержит в себе никакой «химии», т. е. самого физического компонента лекарственных средств. Кстати, каждая порция целебной воды готовится ими только индивидуально и «настраивается» на лечение конкретной болезни конкретного человека. Вот и получается, что передача энергетической информации через воду разными народными целителями, магами и шаманами вполне реальна, а смывание с тела в бане, реке или проточной водой накопленной за день «негативной информации», полученной из внешней среды либо от злых людей, завистников, других недоброжелателей, очень даже полезно.
1.3. Бани Древнего Рима – дворцы здоровья
В популярные в Древнем Риме бани, носившие название «термы», ходили не только с гигиеническими и оздоровительными целями. Римские термы состояли из комнаты для раздевания (аподитриума), теплой (тепидариума), жаркой (калидариума) и холодной (фригидариума) комнат с бассейнами для купания. По сведениям А. А. Бирюкова, изучавшего историю бань, более десяти водопроводов подводили к римским баням ключевую воду. Купание сопровождалось смазыванием тела ароматными маслами и заканчивалось энергичным массажем.
При термах имелись массажные комнаты, площадки для физических упражнений и состязаний. В банный комплекс входили комнаты и залы для отдыха, народных собраний и даже библиотеки. Здесь же происходили пиршества, театральные представления, устраивались художественные выставки, чтения, торговля разными товарами. Баня в Риме, таким образом, была не только «дворцом здоровья и гигиены тела», но и своего рода спортивным и общественно-культурным центром.
Во время раскопок греко-римского города Афродисие на Анатолийском плоскогорье археологи обнаружили остатки построек общественных и других римских бань эпохи императора Адриана (76–138 гг.). Удивительно, но чуть ли не по образцу современных бань они были оборудованы сложной системой центрального отопления. Раскаленный воздух от печей, топившихся дровами, циркулировал под каменным полом, нагревая воду в мелком бассейне. По его краям нежились в облаках пара посетители. В залах, отделанных мрамором, каждый из них мог подобрать температуру по вкусу, а под конец выкупаться в бассейне с прохладной водой (чем не сервис современных бань!). Для воспитания хорошего вкуса у посетителей общественные римские бани часто украшались скульптурами мужских и женских фигур, нередко под стать купающимся – обнаженных или полуобнаженных. Императорские же бани вообще отличались небывалой роскошью. Стены в них расписывали знаменитые художники, полы покрывались мозаикой, посередине залов били фонтаны. Мебель отделывалась золотом, слоновой костью и серебром. Вход в бани украшали статуи, привезенные из Греции или созданные в Риме знаменитыми скульпторами. В банях прислуживали сотни рабов – массажисты, музыканты, врачи.
Каждый новый император, восходя на престол, кроме доставшихся по наследству или собственных строил общедоступные термы для популярности у народа. Известны знаменитые громадные «термы Каракаллы», построенные в 215 г. императором Каракаллой, которые одновременно вмещали 2500 человек, имели 1600 мраморных сидений для отдыха, десятки бассейнов, сотни кабинетов.
В Древнем Риме насчитывалось около 1000 (!) прекрасно оборудованных терм. В некоторые из них вода подавалась по серебряным трубам, а в женских термах скамьи часто делались из серебра (народная медицина уже тогда знала о целебном свойстве этого металла), ванны и тазы – из белого мрамора. В ряде бань сооружались особые топки, которые нагревали пол до 50–60 °С и служили источником парообразования. Чтобы не обжечь ноги, ходить по такому полу приходилось в деревянных сандалиях.
Императорские термы имели большие купальные ванны с водой разной температуры – холодной, прохладной и теплой. Воздействие контрастных ванн считалось полезным для здоровья. После посещения «жаркой комнаты» римляне погружались в бассейн с теплой водой, затем с прохладной и холодной. Такие процедуры быстро снимали усталость, восстанавливали силы после физических и психических нагрузок.
Состоятельные римляне сооружали в домах собственные бани. В традиции богатых римлян входило ежедневное двукратное посещение бани – утром и вечером. Вода в систему водоснабжения подавалась достаточно примитивно, в основном самотеком. В то время, кстати, ни один город мира не расходовал такого количества воды, как Рим, – ежедневно на каждого жителя по 550–600 л (для сравнения: в Москве сейчас на каждого жителя расходуется около 700 л). Поэтому воровать воду из трубы городского распределителя, идущей к соседской бане, и подкупать инспекторов-контролеров, чтобы они смотрели на это сквозь пальцы, было для римлян обычным делом.
Римские врачи безоговорочно признавали большую пользу воды и банных процедур для гармоничного физического развития, а также при лечении больных. Известный римский врач Асклепиад (128–56 гг. до н. э.) достиг больших успехов в исцелении больных умелым сочетанием воды и массажа. «Вылечить быстро, верно и приятно» – было его девизом. Другой известный врач, живший при императоре Августе, – Авл Корнелий Цельс (I в. до н. э.), в своем сочинении «О медицине» уделил большое внимание водным процедурам и баням как одному из важных гигиенических средств. Успешно использовал баню и массаж крупнейший римский ученый и врачеватель Клавдий Гален (около 130-200 гг.), с хорошим эффектом лечивший гладиаторов в Пергамо. Он особенно рекомендовал баню и массаж при ревматизме, травмах, физической усталости.
Интересно, что после падения Великой Римской империи в V в. бани в Западной Европе постепенно утратили свое значение и даже стали считаться безнравственными заведениями. Дело в том, что с позиций восторжествовавшего к тому времени религиозного аскетизма правила гигиены и соблюдение чистоты тела стали осуждаться, а уход за телом рассматривался как одно из проявлений язычества. Однако после крестовых походов уважение к бане возродилось. Общество вновь обратилось к уже известным и испытанным средствам сохранения здоровья – воде и пару, а строительство бань стало обычным делом, хотя на какой-то период и не достигло того расцвета, которым славилось в прежние века.
Во время похода крестоносцев в Турцию на них большое впечатление произвели турецкие бани. Их настолько заинтересовали восточные бани, что, вернувшись домой, они не только вспомнили о западных банях, но и не пожелали расстаться с необыкновенными впечатлениями и стали пытаться строить бани «по их образу и подобию».
1.4. Восточные бани
Исторический фон на Востоке был более спокойным и благоприятным для становления учения о методах сохранения здоровья, чем на Западе. Восточная медицина переняла от античных ученых знания о пользе водных процедур, дополнила их своими и стала развивать дальше. Выдающиеся ученые и врачи Рази (Разес), Авиценна на основе трудов Гиппократа и Галена разрабатывали новые методы лечения и оздоровления, в том числе большое внимание уделяли оздоровительным возможностям природных источников, и особенно банных процедур, подробно описали их применение для здоровых и больных людей. Их идеи о пользе бань и массажа распространились в Персии, Турции, Хиве, Бухаре, Армении, Грузии. Восточные бани, надо сказать, не отличались такой роскошью, как бани Греции и Рима, но зато имели все необходимое для активного целебного воздействия водой и паром на организм человека. Некоторые из них, естественно не в первозданном виде, до сих пор сохранились в городах Азии. Так, в Бухаре и сейчас продолжают действовать бани под названием «Хаммоми Саррофон» и «Хаммоми Базори Корд». На знаменитом бухарском базаре их полуподземные сооружения втиснулись в рыночные ряды, а низкие купола едва возвышаются над ними. Даже после всех реконструкций эти бани все еще сохраняют свой старинный облик как снаружи, так и внутри. Когда-то же они были настоящим достижением средневековой инженерно-строительной мысли на Востоке.