Книга Теория социальной экономики - читать онлайн бесплатно, автор В. С. Соловьев
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Теория социальной экономики
Теория социальной экономики
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Теория социальной экономики

В. Соловьев

Теория социальной экономики

От автора

В настоящее время в современном обществе сложился системный кризис, который охватил абсолютно все стороны жизнедеятельности человечества: общественное устройство, экономику, науку, управление, систему воспитания и образования и в целом культуру. Этот кризис свидетельствует не только о тенденции деградации цивилизации, но и вообще создает реальную угрозу существования Человечества и планеты Земля. Одним из объективных факторов этого процесса является, как ни странно это звучит, научно-технический прогресс. С одной стороны, научно технический прогресс объективно является основой существования и развития человечества в социуме, а с другой стороны, диалектика научно-технического прогресса проявляется в том, что именно он приводит к деградации не только физических, психических, умственных и нравственных характеристик человека, но и разрушает саму основу его совместного существования – общественные формы жизни и деятельности человечества.

Основой жизни человека в обществе является совместная деятельность по производству материальных и духовных продуктов потребления и овеществленных условий жизнедеятельности. В результате научно-технической революции, помимо развития естественных наук, появилась целая гамма прикладных инженерно-технических, гуманитарных и социальных наук в сфере экономики, организации производства, управления и психологии, непосредственно связанных с материальным производством и жизнью человека в обществе. Естественно, в соответствии с потребностями общества произошли колоссальные изменения в сфере школьного и профессионального образования, включая медицину и военную науку. В системе образования объективно сложились два принципиально различных направления: одно обучение производственных рабочих примитивным трудовым операциям – физическому труду, а другое – подготовка специалистов в сфере духовной, или умственной, деятельности, связанной с обработкой информации и управлением. Основой высокой производительности труда в материальном производстве является индустриализация и концентрация производства товаров массового спроса (ширпотреба) при узкой специализации и операциональном разделении труда в производственных процессах на основе использования системы машин и механизмов. Соответственно, механизация, машинизация и автоматизация производственных процессов дает возможность не только существенно сократить, а иногда и полностью устранить тяжелый физический труд во всех сферах деятельности, но и максимально упростить и облегчить все остальные операции, требующие физических усилий, за счет предельной примитивизации их в форме механических однотипных телодвижений рук, ног, головы, которые не требуют мышечных усилий и включения разума. Использование системы машин и механизмов в единой технологической цепочке позволяет организовать производство на принципах поточного и конвейерного производства, когда единый производственный процесс разделяется на отдельные рабочие места, которые настолько специализированы и приспособлены для механического выполнения операций, что не требуют полноценного физического здоровья и какого-либо профессионального образования. Более того, вследствие предельной примитивизации узкоспециализированных операций живой труд рабочих с успехом заменяется высокопроизводительными автоматическими устройствами. В результате концентрации и специализации производства тяжелый физический труд подавляющего числа операций замещается машинами и автоматическими устройствами, что приводит к полному исключению человека из производственных процессов. Индустриализация материального производства[1], по существу, представляет собой первый шаг к разрушению социальной основы общества, базирующейся на общении и совместной кооперативной организации жизнедеятельности людей.

Дальнейшая автоматизация и кибернетизация производственных процессов в сфере материального производства к началу XXI в., по существу, окончательно разрушает кооперативную систему организации физического труда и практически приводит к ликвидации физического труда и сокращению рабочих мест во всех отраслях материального производства, включая и сельское хозяйство. При этом система профессиональной подготовки рабочих профессий, за небольшим исключением, оказывается совершенно непригодной и ненужной. В результате этого подавляющая часть трудящихся, которая раньше была занята физическим трудом в индустриальных отраслях высококонцентрированного материального производства, вынуждена перейти в бесчисленное количество малочисленных разнообразных примитивных организаций отраслей быстрого питания, торговли, технического и бытового обслуживания и прочих отраслей квазидеятельности, в основе организации деятельности которых лежит индивидуальный примитивный труд[2]. Аналогичная картина деградации социальных основ организации жизнедеятельности, только со сдвигом во времени на полтора века, наблюдается и во всех видах духовной деятельности, включая науку и искусство. Здесь негативное влияние научно-технического прогресса началось на рубеже 70–80-х годов XX в., когда наступила информационная эпоха на основе широкого распространения компьютерной техники, особенно персональных компьютеров, мобильных средств связи и внедрения, так называемого, искусственного интеллекта.

Теоретической основой любых знаний, особенно научных, являются законы, выражаемые закономерностями, подтверждаемыми расчетными формулами. Причем, чем выше уровень системности рассмотрения проблем в том или ином подходе, тем сложнее требуется расчетный аппарат и больше времени на его применение. Именно это обстоятельство приводит к появлению специальных машинных языков программирования быстродействующих вычислительных машин для решения системных проблем, связанных с большим объемом вычислений. Однако, уже с повсеместным распространением малогабаритных персональных компьютеров, мобильных средств связи, появлением интернета и социальных сетей мир безоговорочно вступил в информационную эпоху. Подавляющее большинство работников, связанных с какими-либо расчетами (инженеры-конструкторы, технологи, экономисты, плановики, нормировщики, бухгалтерские и счетные работники и т. д.), с обработкой информации (делопроизводители, работники офисных и кадровых служб, материально-технического обеспечения, различного рода учета, статистики, лаборанты и т. п.), исключаются из реальной деятельности и заменяются программным продуктом. В результате огромная армия теперь уже работников духовной сферы, также как и производственных рабочих материального производства, оказалась за пределами реальной экономики в сфере услуг и квазидеятельности. Потребность в технократическом образовании, которое еще недавно представляло собой основу профессиональной подготовки в системе высшего образования, сократилась до минимума. Более того, профессиональное образование, в соответствии с потребностями антисоциальной экономики, построенной на аморальных монетаристских принципах индивидуального успеха и убогой идеологии потребления, наживы и накопительства любой ценой, превратилось в вульгарную прагматическую «науку» индивидуального обогащения на основе рецептурных знаний.

В свою очередь, сложившийся к началу XXI в. кризис в науке объективно обусловлен следующими факторами. В связи с тем, что мозг человека в начальный период развития мышления способен воспринимать («понимать») только простые вещи, наука выбрала упрощенный путь развития, сосредоточив все усилия на изучении отдельных элементов микромира, что неизбежно привело к упрощению логических взаимосвязей и узкой направленности научных исследований[3]. Отсутствие теории системного анализа и синтеза привело к игнорированию принципов системности (многофакторности), относительности, многовекторности (многополярности) пространства и времени, с позиций материализма и механицизма. Наука в качестве основы исследований стала использовать только упрощенные принципы крайней противоположности (да-нет, горячо-холодно и т. д.) и механистической материалистической конкретности (дискретности, конечности и определенности). В итоге, в настоящее время, вместо единого системного представления научных знаний в отдельных отраслях и науки в целом, как и всего информационного n – мерного пространства человечества, наука представляет собой неупорядоченный случайный набор фрагментов слабо обоснованных открытий, как естественный результат клипового мышления. Причиной этого, с одной стороны, является сугубо прагматическое направление научных исследований, основанное на получении бессмысленной эфемерной экономической прибыли, представляющей основную сущность господствующей во всем мире хрематистической модели экономики, а с другой стороны, в результате сокращения, примитивизации языка и вульгаризации понятий, характерных для современной информационной эпохи, вульгаризации цивилизации в целом, всего населения и науки, в том числе. Наиболее существенно это проявляется в настоящее время в связи с исключением непосредственного нормального живого общения, включая речевое, разговорное, и заменой его виртуальным общением в форме онлайн и офлайн в социальных сетях и интернета. В эпоху господства средств массовой коммуникации и повсеместного использования социальных сетей и интернета происходит вульгаризация большинства понятий и деградация языка (сокращение словарного запаса, утрата смысла слов, грамматики, замена живого языка символическими языками математики, физики, химии, цифрового программирования и т. д.), утрата культуры общения, что объективно приводит к аутизму, клиповому мышлению[4], ложной дебилизации и деградации общества в целом. Самым страшным следствием процессов деградации общества заключается в том, что клиповое мышление и ложная дебилизация проявляются, прежде всего, в органах власти, научной среде и так называемой элите общества[5]. Одновременно с этим, активно внедряемая во всех сферах жизнедеятельности повсеместная цифровизация, объективно приводит к цифровому тупоумию подавляющего количества людей. Закономерным итогом этого является полная утрата всех базовых смысловых и нравственных понятий жизнедеятельности общества: человек, общество, жизнь человека в обществе, общественное устройство, государство, экономика, труд, результат труда, деньги, капитал, совесть, честь, достоинство, смысл жизни и т. д. до бесконечности. Социальный смысл жизни повсеместно заменен парадигмой индивидуального животного существования на основе неуемного безмерного потребительства, наживы любой ценой и бессмысленного накопления богатства эфемерного капитала в форме денежной стоимости. Помимо деградации живого языка общения утрата смысла жизни обусловлена также реальными социальными условиями жизнедеятельности: антигуманным и антисоциальным неравноправным общественным устройством, монетаристской экономикой со свободным рынком, построенной на частной собственности и бессмысленной стоимости денег, неразумным управлением на всех уровнях социальной организации жизнедеятельности в обществе, несовершенством системы воспитания и образования.

Антигуманные и антисоциальные процессы экономической и информационной глобализации сопровождаются неконтролируемым бурным ростом рождаемости цветного населения в бедных странах Африки, Азии и ближнего Востока с одновременным сокращением рождаемости коренного белого населения в развитых странах Европы, России и Америки. Это порождает неконтролируемые огромные миграционные потоки, иждивенчество, преступность, утрату культуры, норм права и ценностей наиболее развитых в странах западной цивилизации и разрушение цивилизации человечества в целом. При нынешних тенденциях, мусульмане и представители желтой расы станут большинством европейского населения к концу XXI века, а основной религией в мире вместо христианства станет ислам[6]. Основная причина трансформации религий заключается в том, что ислам оказался намного ближе к людям в самой важной для них в половой и семейной сферах, в связи с тем, что в этих вопросах христианство намного консервативнее ислама[7].

Ползучая демографическая катастрофа – это самый серьезный вызов Европейской цивилизации за последнюю тысячу лет! Одновременно с этим существует обратная экспансия, которая проявляется в заметном росте ксенофобских настроений и резком усилении правых националистических партий во многих европейских странах. Однако спасти Европейскую и мировую цивилизацию может только резкое увеличение рождаемости среди коренных белых народов. «Главную демографическую проблему Европы – быстрое старение населения – нельзя решить одной миграцией, потому что тогда она должна достичь колоссальных размеров. Чтобы сберечь в Европейском Союзе современную пропорцию работающего населения относительно пенсионеров, ЕС ежегодно на протяжении полувека следует принимать по 14 млн мигрантов»[8]. Демографическая проблема в результате достижений медицины усугубляется увеличением продолжительности жизни белого населения и расширением системы пенсионного обеспечения в развитых странах. В слаборазвитых странах, где нет пенсионного обеспечения, детей рожать выгодно, в связи с тем, что они не только помогают прокормить семью, но и являются единственной опорой в старости. В Европе же «производство детей убыточно» и по экономическим законам глобализма перемещается в другие страны.

С конца XIX в. под антисоциальными декларативными лозунгами расширения прав и свобод граждан возникают различные поп- и субкультуры[9], движения за свободу секс меньшинств, гендерной самоидентификации, однополые браки становятся нормой, разрушаются границы нравственности и морали в результате чего распространяется порнография, употребление наркотиков, попса. На смену возвышенной европейской культуре, существовавшей веками, приходит убогая антикультура. Воспитание европейцев от поколения к поколению становится все менее строгим и все более мягким и свободным. Уровень требовательности опускается все ниже и ниже, в результате чего постепенно и незаметно европейская молодежь и достигла степени нынешней дикости. Одним из последствий безумной либерализации воспитания стала утрата культуры общения и крушение многих семейных традиций, существовавших веками. Понятия парадной одежды для многих уже не существует. Наступила эпоха простоты, доходящей до полного примитивизма. На смену элегантным платьям, костюмам и галстукам пришли примитивные футболки и рваные джинсы. Изначально нижнее белье – футболки – в наше время превратилось в популярную верхнюю одежду. С точки зрения европейского эстета, жившего лет сто назад, нынешняя Европа просто свихнулась. Богачи одеваются как оборванцы, и даже на светских приемах не стесняются щеголять в нижнем белье. Современные танцы больше похожи на африканские, нежели на европейские, или восточные. Изумительные по красоте своих грациозных движений, но достаточно сложные в исполнении полонез, вальс, полька, танго давно забыты – наша культура танцев во многом африканизировалась в виде конвульсивных бессмысленных движений тела, рук и ног. Сейчас найти в эфире классическую музыку практически невозможно. Деградация европейского общества прогрессирует, а музыкальная культура опускается все ниже. Кроме культуры одежды и культуры танцев за последнее столетие европейцы во многом утратили культуру речи. Сейчас даже аристократы часто разговаривают как необразованные сапожники. Общий уровень европейского общества в этой сфере не повышается, а понижается, скатываясь все ниже и ниже до самого примитивного.

И происходит все это на фоне невиданного научно-технического прогресса. Появляется великое множество электронных устройств, о которых еще лет 20 назад никто даже не мечтал. Причем, значительная часть их содействует не столько развитию интеллекта, сколько отупению людей. Речь идет не только о калькуляторах, которые разучили школьников считать в уме. Гораздо более яркое и опасное проявление такой тенденции – компьютерные игры и посты (контент) в социальных сетях, которые в наше время стали огромной индустрией, приносящей миллиардные прибыли. На этот электронный наркотик подсели уже миллионы людей. Не только дети и подростки, но и вполне взрослые люди. Виртуальное общение, игры и посты для многих стали дороже живого общения с деловыми партнерами, друзьями и родственниками[10].

Кинофильмы, спектакли, концерты – это уже не искусство, а часть шоу-бизнеса[11]. Однако все, что обозначается шоу-бизнесом, не имеет отношения к искусству. Массовая культура – это деградация. В противовес классическому искусству и реализму в живописи появились авангард, модерн, абстракционизм, конформизм, нонконформизм и множество других течений. К. Малевич написал «Чёрный квадрат» в 1915 г., Джек Поллок в 1950-х нарисовал черный холст и сказал: «Посмотрите, вот вам картина!». Художники вообще стали обходиться без холста – так появилось концептуальное направление и вместо картин – инсталляции. Музыка стала все больше и больше походить на абстрактный шум. Литература тоже оказалась в идейном тупике. Таким образом, искусство подошло к черте, у которой ему надо остановиться, обернуться назад и открыть себя еще раз, посмотреть на себя с другой стороны. Мы не развиваемся, мы деградируем»[12].

Визуально наиболее отчетливо деградация заметна в архитектуре. Если сто лет назад даже фабрики нередко выглядели как дворцы, то сейчас, наоборот, дворцы стали похожи на фабрики. Кажется, понятие красоты для многих архитекторов просто перестало существовать. Начиная с 70-х годов прошлого столетия, отмечается заметное ослабление эстетического начала и возведение в культ уродства. Явственное хронологическое движение архитектурных стилей, от прекрасных и возвышенных ко все более низменным и уродливым (античность, ампир, готика, барокко, рококо, модерн, конструктивизм, деконструктивизм) свидетельствует о деградации цивилизации, когда кич заменяет культуру, потому что девизом парадигмы индивидуального животного существования является лозунг «Деньги превыше всего»[13]. Именно животная парадигма существования, захватившая весь мир, привела к утрате всех нравственных подлинно гуманистических устоев жизнедеятельности общества, когда ханжество воспринимается как подлинный триумф гуманизма. Общество, где деньги потеряли свою ценность и могут доставаться без всякого труда, готово содержать за счет пожертвований любых даунов и уродов, и на продление жизни хилого или смертельно больного ребенка-растение может потратить «сумасшедшие» деньги, обратившись за помощью через Интернет или телевидение (стоимость одной чудо-таблетки или укола, составляет 150–250 млн долл[14]), в то время как от нищеты и голода умирают миллионы нормальных, здоровых и возможно даже гениальных детей. Так что, на самом деле в наши дни преобладает не триумф гуманизма, а триумф дикости и чудовищной жестокости, прикрываемых лицемерной демагогией. У современного общества, основанного на безумном потреблении, нет будущего. Глобальный экономический кризис, кризис моделей управления, идеологий, духовности и нравственности – это лишь отголосок огромного философского и ментального кризиса, обусловленного кризисом неравноправного общественного устройства и соответствующей ему экономики. Необходима радикальная смена ценностных приоритетов, потому что общественные сознание и менталитет больше не могут обеспечивать развитие общества. Современное общество оказалось в тупике. И выход из этого тупика только в одном – в отказе от лжи и бессмысленности. Миром должен править разум, а не деньги! На смену эпохе потребительского идиотизма должна прийти эпоха разумного гармоничного развития на принципах общества ноосферы. Только так планету идиотов можно превратить в планету разума.

Актуальность проблем «безумного сверх потребления», манипулирования человеком и увеличения сверх потребления через рекламу, экологического кризиса, связанного с отходами производства и потребления, национальной безопасности, «этнических войн», военных конфликтов, важных аспектов здорового образа жизни, неконтролируемого роста населения в странах Африки и Азии, демографического кризиса и абортов белого населения[15], эмансипации женщины, феминизма, гендеризма и ювенальной юстиции, направленных на девальвацию и уничтожение семьи[16], интеллектуальной деградации науки и образования, массовой культуры, ведущей к ее деградации, кризиса религий, живого общения, пенсионного обеспечения и многих других, направленных на самоуничтожение человечества и планеты Земля, в последние десятилетия все чаще акцентируется некоторыми представителями общественности[17]. Однако, несмотря на это, сложившиеся негативные тренды социального кризиса – современного состояния общества, его устройства, экономики, управления, системы воспитания и образования, культуры и цивилизации в целом, направленные на распад и самоуничтожение общества и экосистемы – не осознаются и не воспринимаются обществом как реальная угроза существованию человечества и планеты Земля. Более того, олигархическая верхушка, «элита» общества и власть предержащая, религиозные организации и политические партии своим отношением и действиями не только не противодействуют этим негативным разрушающим процессам, но и усугубляют их глубину, масштаб и скорость протекания.

Из всех перечисленных факторов системного социального кризиса можно выделить наиболее существенный, который непосредственно, прямо или косвенно в определенной степени предопределяет все остальные – это кризис экономики, которая требует кардинальных революционных изменений в самой ее основе. Экономическая подоплека, выраженная явно или неявно, есть абсолютно во всех видах взаимоотношений людей в обществе, и именно она, как реальная практика жизни, оказывает определяющее влияние на формирование мировоззрения и характера человека, формирование общественного менталитета, потому что отражает реальную сущность организации совместно материальной (физической) жизни человека в обществе. Между тем, именно экономика, собственно формирующая реальные условия совместной жизнедеятельности человека в обществе, оказывает непосредственное влияние на нравственную, или безнравственную, основу мировоззрения и характера человека, потому что принципы нравственности составляют суть не только экономических, но и вообще любых отношений в обществе. До настоящего времени парадоксальным является тот факт, что собственно науки экономики, как таковой, до сих пор не существует. В качестве теоретических постулатов экономики были приняты даже не положения, а лишь отдельные высказывания по частным вопросам экономистов А. Смита, Д. Рикардо, К. Маркса, Д. Кейнса, Й. Шумпетера, Д. Гэлбрейта, М. Фридмана и ряда других, которые считаются апологетами в области экономики. Те положения, методология, принципы, методы и «законы», которые используются в практике деятельности и преподносятся в качестве учебных дисциплин в высших учебных заведениях, не могут быть отнесены к теоретическим разработкам, а тем более, экономическим наукам вследствие того, что используется вульгарный понятийно-категориальный аппарат, лишенный всяческого смысла, а в качестве основных положений используются мифологические конструкции и ложные утверждения. Можно было бы и дальше пользоваться этой вульгарной лженаукой, однако разбазаривание и уничтожение ограниченных ресурсов мироздания с целью удовлетворения лишь первичных потребностей человека и поддержании его в животном состоянии с одновременным безумным накоплением эфемерных богатств кучкой олигархов, грозит в недалеком будущем деградацией и полным уничтожением Человечества и планеты Земля в целом.

Поэтому настоящая работа посвящена не изменению несуществующей теории экономики, а созданию научно обоснованной теории социально ориентированной экономики, то есть именно принципиально новой экономической теории. В то же время необходимо иметь в виду, что практическое изменение экономики невозможно и просто бессмысленно без соответствующей перестройки общественного строя, нормативно-правовой системы, системы управления на всех уровнях организации жизнедеятельности и, безусловно, системы воспитания и образования на всех стадиях формирования человека. В этом системном преобразовании общества экономика занимает лидирующее место, в связи с тем, что именно она создает реальную основу для создания равноправного государства, практические социальные условия для формирования мировоззрения и характера человека на нравственно-эстетических принципах, предопределяет принципы организации разумного управления общественной экономикой социальной ориентации и является реальным препятствием для проявления аморальных, антигуманных и антисоциальных методов взаимоотношений в виде мошенничества, спекуляции, ростовщичества обмана и даже казнокрадства. Таким образом, экономика в системном переходе к обществу ноосферы является ядром, которое позволит сформировать подлинно разумный смысл жизни человека в обществе, представляющий собой безграничное свободное индивидуальное личностное (духовное) развитие каждого человека в соответствии с его возможностями, которое обеспечит дальнейшее развитие Человечества в обществе ноосферы.